|
35
| Употребление отрицательной частицы НЕ
С. 66–67,
№ 84–89
| Углубить представление о разнообразии функций повествовательных предложений: сообщать, утверждая или отрицая информацию. Познакомить со способами выражения: 1) утверждения или отрицания с помощью слов-предложений ДА, НЕТ; 2) отрицания
с помощью частицы НЕ (отсюда
отрицательная частица) и её раздельным написанием с частями речи, особенно с глаголами.
| утверждение
отрицание
слова-предложения
Да. Нет.
отрицательная
частица не
| Находить в предложении отрицательную частицу не. Использовать её при составлении
предложений.
Экспериментировать с заменой смысла предложения (утверждения, отрицания), используя частицы.
Сравнивать и выделять отличительные признаки предложений, разных по цели высказывания и интонации.
|
36
| Побудительные
предложения
С. 68–69,
№ 90–96
| Познакомить с признаками побудительных предложений: их речевыми задачами (просьба, приказ, совет, запрет и пр.), особой повелительной формой» глаголов, наличием обращений. Организовать наблюдение над употреблением частицы не с глаголами, слов-обращений в побудительных предложениях, в пословицах типа «Семь раз отмерь — один отрежь».
| Побуждение
Речевые задачи:
просьба
совет приказ
запрет мольба
слово-обращение
| Экспериментировать с заменой смысла предложения (утверждения, отрицания).
Использовать частицы, повелительные формы глаголов, слова-обращения.
|
37
| Восклицательные предложения
С. 70–71,
№ 97–102
| Углубить представления о восклицательных предложениях
как предложениях, произносимых с сильным чувством, восклицательной интонацией характеристика по интонации). Обратить внимание, что
восклицательными могут быть любые предложения по цели высказывания.
Упражнять в определении речевой задачи, основного чувства и соответствующем интонировании читаемых предложений, собственных высказываний.
| чувства (эмоции)
волнение восхищение тревога
раздражение
радость
гнев
восклицательная интонация
восклицательный знак
| Добывать новую информацию из научного текста-определения, вычленять микротемы
текста и связно излагать содержание текста о восклицательных предложениях.
Интонировать высказывание в зависимости от силы выражаемого чувства.
Определять речевую задачу высказываний.
|
38
39
| Знаки препинания в конце предложений (обобщение)
С. 72–75, № 103–
116
Памятка 8, с. 141
Рт № 1 с. 31
| Учить наблюдать и сопоставлять цель высказывания, интонационное выделение в устной речи и пунктуационное в письменной речи. Упражнять в «чтении» знаков препинания в конце предложений и постановке их самостоятельно.
Обобщить признаки предложения, включая дифференциацию по цели высказывания и эмоциональной окраске (№ 114, памятка 8).
| Пунктуация
Знаки препинания
в конце предложений
синтаксический
разбор (анализ)
предложения
| «Читать» знаки препинания (понимать значение) в конце предложений.
Сопоставлять речевые задачи, интонации и знаки препинания, осознавать их взаимосвязь.
Обобщать сведения о предложении на основе плана, памятки анализа.
Использовать точное интонирование для достижения речевой задачи.
|
40
41
| Урок-тренинг
Рт № 1 с. 32,
Дкз с. 42, 43
Пробный диктант.
С. 82, 83
| Организовать работу по самопроверке, проверке в парах уровня усвоения изученного материала за 1-ю четверть.
Потренировать в письме под диктовку текста в объёме 45–50 слов.
Характер диктанта - предупредительный, с комментированием, объяснительный — по усмотрению учителя.
| Самоконтроль
Взаимопроверка
Диалог
Социальная речь
| Договариваться при работе в парах: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседника.
Применять изученные правила при письме под диктовку. Выявлять причины ошибок.
Оценивать результаты своей работы.
|
42
43
| Контрольный
диктант за 1 четверть.
Работа над ошибками
С. 84, 85
| Организовать контроль за уровнем сформированности грамотного письма под диктовку.
Учить аргументировано проводить работу над собственными ошибками.
| Работа над ошибками
| Применять изученные правила при письме под диктовку.
Осуществлять самоконтроль и корректировку.
Устанавливать причины появления ошибок, устранять их.
|
44
| Инструктаж по
проектным работам
| Организовать проектную деятельность учащихся.
|
| Осознавать полезность и значимость выполнения работ проектного характера.
Определять свои интересы и выбирать нужный проект.
|
45
| Резервные уроки (1 ч)
|
ПРОВОДНИКИ НАШИХ МЫСЛЕЙ И ЧУВСТВ (продолжение) (7 ч)
|
Рассказываем... Описываем... Рассуждаем... (7 ч)
|
46
47
| Текст
С. 76–77,
№ 117–121
Списывание текста с речевой задачей
С. 76 (№ 118),
с. 83 (№ 7)
| Обобщить известные детям признаки текста (тематическое единство, состоит из взаимосвязанных предложений).
Углубить представления о функциях (речевых задачах) текстов.
Проверить уровень графической зоркости и степень понимания темы текста (выбор более точного заголовка) или выделить в тексте предложения.
| Текст
Речевая задача
текста
Монолог
Диалог
Визжит
| Устанавливать связь между речевым назначением предложений и функциональными
типами текстов.
Дифференцировать типы текстов по их назначению (функции).
Выявлять темы и части читаемых текстов.
Воспроизводить содержание текста с опорой на план.
|
48
49
| Повествование.
Описание. Рассуждение
С. 78–81,
№ 122–133
| Познакомить с дифференциацией текстов по их назначению (речевой задаче). Организовать наблюдение над особенностями текстов разных типов, их структурой. Стимулировать творческую работу по составлению текстов по началу, по сюжетным рисункам.
| Повествование
Описание
Рассуждение
|
|
50
51
| Изложение с условным названием «Долгожданная зима».
Работа над ошибками.
| Учить воспроизведению текста
повествовательного характера о наступлении зимы с опорой на план. Углубить представление о назначении плана, его информативности, структуре. Работа с памяткой по написанию изложений. Организовать наблюдение над вариантами плана, учить выбирать тот вариант, который легче поможет воспроизвести содержание текста.
Анализ работ учащихся, работа над речевыми и другими недочётами.
| Изложение
План текста,
его информативность
| Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания
в объёме предложения, текста.
Различать объём предлагаемых тем высказываний и высказываться в рамках темы.
Использовать план для воспроизведения и составления текста. Разгадывать и составлять тексты загадок, используя слова с переносным значением. «Читать» рисунки, репродукции картин, создавать высказывания по описанию картин. Давать доброжелательные советы по поводу творческих работ, корректировать собственные работы.
|
52
| Творческая работа: составление
текста (загадки или другого жанра)
С. 87, № 3–6
| Учить анализировать особенности содержания, структуры и языка текста загадки (о снежинке, первом снеге) и составлять собственные тексты (по желанию). Учить слушать загадки, составленные одноклассниками, давать советы по их корректировке.
| Особенности
текста загадки
Изобразительно-
выразительные
средства
|
|
О ГЛАВНОМ (26 ч.)
|
53
| Главные части в
средствах языка
С. 90–91, № 1–6
| Дать общее представление о главных частях в строении разных средствах языка (слове, словосочетании, предложении, тексте) с помощью таблицы. Учить анализировать материал
таблицы и делать выводы о наличии в основных средствах языка главных структурных частей. Актуализировать правила ведения беседы по телефону.
| беседа
беседовать
собеседник
собеседование
| Обнаруживать взаимозависимость между главными структурными частями языковых
средств и главной информацией, выражаемой посредством их. Анализировать, обобщать
факты таблицы, извлекать из неё нужную информацию.
Приводить примеры к положениям таблицы.
|
54
| Корень — главная значимая часть слова
С. 92–93, № 7–13
Рт № 1, с. 33, 34
| Расширить понятие о корне как смыслового ядра слова, об историческом корне слова. Упражнять в выделении корня в однокоренных словах, в отдельном слове, в моделировании слов, в отличии однокоренных слов 1) от форм одного и того же слова, 2) от синонимов.
| Исторический
корень слова
Этимология
слова
модель [дэ]
| Вникать в смысл слова по его историческому корню, связывать появление слов в языке с
событиями культуры в развитии общества.
Выявлять главную смысловую часть слова — корень. Обращаться за справками к этимологическому словарю.
|
55
56
| Правописание
корня (повторение, обобщение)
С. 94–97,
№ 14–28
| Упражнять в правописании безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых, двойных согласных в корнях слов.
Организовать наблюдение над написанием корней, в которых
имеется чередование согласных
к//ч, х//ш, г//з//ж и др., безударный гласный и. Упражнять в совершенствовании разных видов письма, особенно под диктовку.
| Чередование
согласных
солома
соломенный
| Использовать разнообразные способы и приёмы проверки слов с двумя безударными
гласными в корне.
Развивать графическую и орфографическую зоркость.
Прогнозировать содержание текста, давать его версии по многозначному заголовку.
|
57
58
59
| Если в корне две
безударные гласные...
С. 98–103,
№ 29–47, 54, 55
Рт № 1 с. 35–36
| Обогатить детей способами проверки двух безударных гласных в слове: 1) подбор двух проверочных слов вечереет, колосок; 2) запоминание, сверка со словарём соловей, огород.
Познакомить с новым способом проверки: сопоставление возможности чередования буквосочетаний оро//ра, оло//ла, ере//ре. Дать сведения из истории развития языка: наличие в современном языке пар слов, пришедших в язык из старославянского языка (с неполногласными сочетаниями) и древнерусского языка (с полногласными сочетаниями), стилевое различие синонимов: город–град, золото–злато.
Упражнять в написании слов из словаря. Актуализировать возможные способы проверки слов: 1) сопоставлением слов с полногласными и неполногласными
сочетаниями, 2) поиском исторического корня.
| Старославянизмы
Полногласие
Неполногласие
корова
молоко
колокол
огород
полотенце
государство
автомобиль
| Использовать рациональные способы проверки корней с двумя безударными гласными
Извлекать смысл народной мудрости, следовать правилу в жизненных ситуациях.
Использовать формальные элементы текста (заголовок, план, ключевые слова) для поиска нужной информации по содержанию текста.
Составлять план текста и будущего высказывания.
|
60
| Изложение текста «Ухоронки»
С. 104, 105
№ 48–52
| Учить воспроизводить содержание текста на основе нескольких источников.
| ухоронки
| Собирать информацию по нескольким источникам и передавать целостное содержание с опорой на план.
|
61
| Главное слово в
словосочетании
С. 106–107,
№ 56–62
Рт № 1, с. 37
| Углубить представление о словосочетании: роли в нём главного
слова — от него задаётся вопрос, с ним сопряжена форма зависимого слова.
Дифференцировать словосочетания по средствам выражения главного слова (глагольные, именные — имя существительное, имя прилагательное, — наречные). Упражнять в анализе словосочетаний по схеме (памятке).
Повторить способы решения задач по проверке орфограмм в корнях слов
| память
памятник
| Анализировать структуру словосочетаний, составлять словосочетания по моделям (схемам).
Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания в объёме предложения, текста.
Решать орфографические и пунктуационные задачи.
|
62
63
64
65
| Главные члены
предложения —
подлежащее,
сказуемое
С. 108–115, №
63–86
Рт № 1, с. 42–43
| Углубить представления о структуре предложения: о главных членах предложения как основной части
предложения (грамматической основе), дать представление о второстепенных членах предложения (с введением термина). Углубить понятие о подлежащем, о частотных средствах выражения подлежащего.
Углубить понятие о сказуемом: о частотных средствах выражения сказуемого, об обозначении сказуемым не только действия, но и
состояния субъекта. Обобщить сведения о средствах выражения главных членов предложения, упражнять в их нахождении, в делении «сплошного» текста на предложения. Дать представление о грамматической основе и сложных предложениях (пропедевтика).
| Подлежащее
Сказуемое
квартира
образ,
изобразить
| Анализировать строение предложений и по моделям, схемам.
Определять и различать главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Составлять собственные высказывания в объёме предложений.
Устранять помехи сплошного текста (оформлять предложения внутри текста).
Осуществлять самоконтроль при записи предложений и текстов с образца, по слуху,
по памяти.
|
66
67
68
69
| Главная (основная) мысль текста
С. 116–121,
№ 87–101
Рт № 1, с. 38–41
Создание текста
на основе его
главной мысли
С. 122–123,
№ 102–109
| На основе разных текстов дать представление об основной мысли текста.
Организовать наблюдение над приёмами выражения основной мысли основного чувства в баснях и других жанрах.
Дать общее представление о разных способах выражения основной мысли, в том числе и скрытых. Упражнять в определении темы, основной мысли, главной части текстов; в выборочном списывании, в составлении пропущенных частей текстов. Учить составлять текст на основе основной мысли по общей речевой теме «Подкормите птиц зимой», конкретизировать темы (по выбору).
| Основная мысль
Мораль
Иносказание,
Эзопов язык
берёза
фанера [н],
картон [т],
кл`еить
| Устанавливать аналогии и отличия в теме и идее (основной мысли) текстов.
Определять тему и основную мысль текста.
Сопоставлять, сравнивать способы выражения основной мысли в тексте.
Строить высказывания, подчиняя содержание основной теме.
Высказываться, руководствуясь идеей, используя разные тематические тексты.
Участвовать в выборе и выполнении проектов исследовательского и творческого характера.
|
70
71
| Контрольное
списывание текста (с. 125)
Подготовка к
контрольному
диктанту
(с. 124)
| Проверить уровень графической
и орфографической зоркости, а также текстовые умения (дополнительное задание).
Провести орфографическую и
синтаксическую подготовку к
написанию текста на слух.
| Способы выражения основной
мысли
| Контролировать процесс и результат письма.
Действовать по алгоритму, использовать памятку.
Оценивать уровень своей подготовки к работе проверочного характера.
|
72
73
| Контрольный
диктант за 2 четверть.
Работа над ошибками
С. 126–127,
№ 1–7
| Проверить уровень сформированности грамотного письма под диктовку
Учить аргументировано проводить работу над собственными ошибками.
|
| Применять знания о правописании при записи слов. Устанавливать причину появления
ошибок, выбирать нужные упражнения для тренинга.
Оценивать успешность своей работы.
|
74
| Проверочная работа
комплексного характера (с. 128)
| На основе текста проверить разного типа текстовые и языковые умения (использование слов разных частей речи), универсальные действия.
|
| Читать с пониманием прочитанного.
Применять полученные предметные и метапредметные умения при работе с текстом.
|
75
76
| Творческие работы детей по теме
«Новогодняя ёлка» и их презентация
С. 129, № 4–6
| Дифференцированная работа с материалами разворота «Мастерская слова»: описание изготовления ёлочной игрушки, 3) описание новогодней ёлки.
Презентация детских работ.
| Новый год
гирлянда
сверкать
конфетти
украшения
| Понимать тему и особенности строения текста
Давать доброжелательные советы по поводу творческих работ, корректировать собственные работы.
|
77
78
| Резервные уроки
| Тренинг — основные языковые средства выражения подлежащего и сказуемого. Осуществить помощь в индивидуальной и групповой проектной деятельности
учащихся.
|
|
|
|