Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

№ урока, дата Тема урока, страницы учебника Разделы, темы. Основные задачи урока Основные понятия



Скачать 0.53 Mb.
Название№ урока, дата Тема урока, страницы учебника Разделы, темы. Основные задачи урока Основные понятия
страница2/4
Дата16.02.2016
Размер0.53 Mb.
ТипУрок
1   2   3   4

35

Употребление отрицательной частицы НЕ

С. 66–67,

№ 84–89

Углубить представление о разнообразии функций повествовательных предложений: сообщать, утверждая или отрицая информацию. Познакомить со способами выражения: 1) утверждения или отрицания с помощью слов-предложений ДА, НЕТ; 2) отрицания

с помощью частицы НЕ (отсюда

отрицательная частица) и её раздельным написанием с частями речи, особенно с глаголами.

утверждение

отрицание

слова-предложения

Да. Нет.

отрицательная

частица не

Находить в предложении отрицательную частицу не. Использовать её при составлении

предложений.

Экспериментировать с заменой смысла предложения (утверждения, отрицания), используя частицы.

Сравнивать и выделять отличительные признаки предложений, разных по цели высказывания и интонации.

36

Побудительные

предложения

С. 68–69,

№ 90–96

Познакомить с признаками побудительных предложений: их речевыми задачами (просьба, приказ, совет, запрет и пр.), особой повелительной формой» глаголов, наличием обращений. Организовать наблюдение над употреблением частицы не с глаголами, слов-обращений в побудительных предложениях, в пословицах типа «Семь раз отмерь — один отрежь».

Побуждение

Речевые задачи:

просьба

совет приказ

запрет мольба

слово-обращение

Экспериментировать с заменой смысла предложения (утверждения, отрицания).

Использовать частицы, повелительные формы глаголов, слова-обращения.

37

Восклицательные предложения

С. 70–71,

№ 97–102

Углубить представления о восклицательных предложениях

как предложениях, произносимых с сильным чувством, восклицательной интонацией характеристика по интонации). Обратить внимание, что

восклицательными могут быть любые предложения по цели высказывания.

Упражнять в определении речевой задачи, основного чувства и соответствующем интонировании читаемых предложений, собственных высказываний.

чувства (эмоции)

волнение восхищение тревога

раздражение

радость

гнев

восклицательная интонация

восклицательный знак

Добывать новую информацию из научного текста-определения, вычленять микротемы

текста и связно излагать содержание текста о восклицательных предложениях.

Интонировать высказывание в зависимости от силы выражаемого чувства.

Определять речевую задачу высказываний.

38

39

Знаки препинания в конце предложений (обобщение)

С. 72–75, № 103–

116

Памятка 8, с. 141

Рт № 1 с. 31

Учить наблюдать и сопоставлять цель высказывания, интонационное выделение в устной речи и пунктуационное в письменной речи. Упражнять в «чтении» знаков препинания в конце предложений и постановке их самостоятельно.

Обобщить признаки предложения, включая дифференциацию по цели высказывания и эмоциональной окраске (№ 114, памятка 8).

Пунктуация

Знаки препинания

в конце предложений

синтаксический

разбор (анализ)

предложения

«Читать» знаки препинания (понимать значение) в конце предложений.

Сопоставлять речевые задачи, интонации и знаки препинания, осознавать их взаимосвязь.

Обобщать сведения о предложении на основе плана, памятки анализа.

Использовать точное интонирование для достижения речевой задачи.

40

41

Урок-тренинг

Рт № 1 с. 32,

Дкз с. 42, 43

Пробный диктант.

С. 82, 83

Организовать работу по самопроверке, проверке в парах уровня усвоения изученного материала за 1-ю четверть.

Потренировать в письме под диктовку текста в объёме 45–50 слов.

Характер диктанта - предупредительный, с комментированием, объяснительный — по усмотрению учителя.

Самоконтроль

Взаимопроверка

Диалог

Социальная речь

Договариваться при работе в парах: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседника.

Применять изученные правила при письме под диктовку. Выявлять причины ошибок.

Оценивать результаты своей работы.

42

43

Контрольный

диктант за 1 четверть.

Работа над ошибками

С. 84, 85

Организовать контроль за уровнем сформированности грамотного письма под диктовку.

Учить аргументировано проводить работу над собственными ошибками.

Работа над ошибками

Применять изученные правила при письме под диктовку.

Осуществлять самоконтроль и корректировку.

Устанавливать причины появления ошибок, устранять их.

44

Инструктаж по

проектным работам

Организовать проектную деятельность учащихся.




Осознавать полезность и значимость выполнения работ проектного характера.

Определять свои интересы и выбирать нужный проект.

45

Резервные уроки (1 ч)

ПРОВОДНИКИ НАШИХ МЫСЛЕЙ И ЧУВСТВ (продолжение) (7 ч)

Рассказываем... Описываем... Рассуждаем... (7 ч)

46

47

Текст

С. 76–77,

№ 117–121

Списывание текста с речевой задачей

С. 76 (№ 118),

с. 83 (№ 7)

Обобщить известные детям признаки текста (тематическое единство, состоит из взаимосвязанных предложений).

Углубить представления о функциях (речевых задачах) текстов.

Проверить уровень графической зоркости и степень понимания темы текста (выбор более точного заголовка) или выделить в тексте предложения.

Текст

Речевая задача

текста

Монолог

Диалог

Визжит

Устанавливать связь между речевым назначением предложений и функциональными

типами текстов.

Дифференцировать типы текстов по их назначению (функции).

Выявлять темы и части читаемых текстов.

Воспроизводить содержание текста с опорой на план.

48

49

Повествование.

Описание. Рассуждение

С. 78–81,

№ 122–133

Познакомить с дифференциацией текстов по их назначению (речевой задаче). Организовать наблюдение над особенностями текстов разных типов, их структурой. Стимулировать творческую работу по составлению текстов по началу, по сюжетным рисункам.

Повествование

Описание

Рассуждение




50

51

Изложение с условным названием «Долгожданная зима».

Работа над ошибками.

Учить воспроизведению текста

повествовательного характера о наступлении зимы с опорой на план. Углубить представление о назначении плана, его информативности, структуре. Работа с памяткой по написанию изложений. Организовать наблюдение над вариантами плана, учить выбирать тот вариант, который легче поможет воспроизвести содержание текста.

Анализ работ учащихся, работа над речевыми и другими недочётами.

Изложение

План текста,

его информативность

Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания

в объёме предложения, текста.

Различать объём предлагаемых тем высказываний и высказываться в рамках темы.

Использовать план для воспроизведения и составления текста. Разгадывать и составлять тексты загадок, используя слова с переносным значением. «Читать» рисунки, репродукции картин, создавать высказывания по описанию картин. Давать доброжелательные советы по поводу творческих работ, корректировать собственные работы.

52

Творческая работа: составление

текста (загадки или другого жанра)

С. 87, № 3–6

Учить анализировать особенности содержания, структуры и языка текста загадки (о снежинке, первом снеге) и составлять собственные тексты (по желанию). Учить слушать загадки, составленные одноклассниками, давать советы по их корректировке.

Особенности

текста загадки

Изобразительно-

выразительные

средства




О ГЛАВНОМ (26 ч.)

53

Главные части в

средствах языка

С. 90–91, № 1–6

Дать общее представление о главных частях в строении разных средствах языка (слове, словосочетании, предложении, тексте) с помощью таблицы. Учить анализировать материал

таблицы и делать выводы о наличии в основных средствах языка главных структурных частей. Актуализировать правила ведения беседы по телефону.

беседа

беседовать

собеседник

собеседование

Обнаруживать взаимозависимость между главными структурными частями языковых

средств и главной информацией, выражаемой посредством их. Анализировать, обобщать

факты таблицы, извлекать из неё нужную информацию.

Приводить примеры к положениям таблицы.

54

Корень — главная значимая часть слова

С. 92–93, № 7–13

Рт № 1, с. 33, 34

Расширить понятие о корне как смыслового ядра слова, об историческом корне слова. Упражнять в выделении корня в однокоренных словах, в отдельном слове, в моделировании слов, в отличии однокоренных слов 1) от форм одного и того же слова, 2) от синонимов.

Исторический

корень слова

Этимология

слова

модель [дэ]

Вникать в смысл слова по его историческому корню, связывать появление слов в языке с

событиями культуры в развитии общества.

Выявлять главную смысловую часть слова — корень. Обращаться за справками к этимологическому словарю.

55

56

Правописание

корня (повторение, обобщение)

С. 94–97,

№ 14–28

Упражнять в правописании безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых, двойных согласных в корнях слов.

Организовать наблюдение над написанием корней, в которых

имеется чередование согласных

к//ч, х//ш, г//з//ж и др., безударный гласный и. Упражнять в совершенствовании разных видов письма, особенно под диктовку.

Чередование

согласных

солома

соломенный

Использовать разнообразные способы и приёмы проверки слов с двумя безударными

гласными в корне.

Развивать графическую и орфографическую зоркость.

Прогнозировать содержание текста, давать его версии по многозначному заголовку.

57

58

59

Если в корне две

безударные гласные...

С. 98–103,

№ 29–47, 54, 55

Рт № 1 с. 35–36

Обогатить детей способами проверки двух безударных гласных в слове: 1) подбор двух проверочных слов вечереет, колосок; 2) запоминание, сверка со словарём соловей, огород.

Познакомить с новым способом проверки: сопоставление возможности чередования буквосочетаний оро//ра, оло//ла, ере//ре. Дать сведения из истории развития языка: наличие в современном языке пар слов, пришедших в язык из старославянского языка (с неполногласными сочетаниями) и древнерусского языка (с полногласными сочетаниями), стилевое различие синонимов: город–град, золото–злато.

Упражнять в написании слов из словаря. Актуализировать возможные способы проверки слов: 1) сопоставлением слов с полногласными и неполногласными

сочетаниями, 2) поиском исторического корня.

Старославянизмы

Полногласие

Неполногласие

корова

молоко

колокол

огород

полотенце

государство

автомобиль

Использовать рациональные способы проверки корней с двумя безударными гласными

Извлекать смысл народной мудрости, следовать правилу в жизненных ситуациях.

Использовать формальные элементы текста (заголовок, план, ключевые слова) для поиска нужной информации по содержанию текста.

Составлять план текста и будущего высказывания.

60

Изложение текста «Ухоронки»

С. 104, 105

№ 48–52

Учить воспроизводить содержание текста на основе нескольких источников.

ухоронки

Собирать информацию по нескольким источникам и передавать целостное содержание с опорой на план.

61

Главное слово в

словосочетании

С. 106–107,

№ 56–62

Рт № 1, с. 37

Углубить представление о словосочетании: роли в нём главного

слова — от него задаётся вопрос, с ним сопряжена форма зависимого слова.

Дифференцировать словосочетания по средствам выражения главного слова (глагольные, именные — имя существительное, имя прилагательное, — наречные). Упражнять в анализе словосочетаний по схеме (памятке).

Повторить способы решения задач по проверке орфограмм в корнях слов

память

памятник

Анализировать структуру словосочетаний, составлять словосочетания по моделям (схемам).

Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания в объёме предложения, текста.

Решать орфографические и пунктуационные задачи.

62

63

64

65

Главные члены

предложения —

подлежащее,

сказуемое

С. 108–115, №

63–86

Рт № 1, с. 42–43

Углубить представления о структуре предложения: о главных членах предложения как основной части

предложения (грамматической основе), дать представление о второстепенных членах предложения (с введением термина). Углубить понятие о подлежащем, о частотных средствах выражения подлежащего.

Углубить понятие о сказуемом: о частотных средствах выражения сказуемого, об обозначении сказуемым не только действия, но и

состояния субъекта. Обобщить сведения о средствах выражения главных членов предложения, упражнять в их нахождении, в делении «сплошного» текста на предложения. Дать представление о грамматической основе и сложных предложениях (пропедевтика).

Подлежащее

Сказуемое

квартира

образ,

изобразить

Анализировать строение предложений и по моделям, схемам.

Определять и различать главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Составлять собственные высказывания в объёме предложений.

Устранять помехи сплошного текста (оформлять предложения внутри текста).

Осуществлять самоконтроль при записи предложений и текстов с образца, по слуху,

по памяти.

66

67

68

69

Главная (основная) мысль текста

С. 116–121,

№ 87–101

Рт № 1, с. 38–41

Создание текста

на основе его

главной мысли

С. 122–123,

№ 102–109

На основе разных текстов дать представление об основной мысли текста.

Организовать наблюдение над приёмами выражения основной мысли основного чувства в баснях и других жанрах.

Дать общее представление о разных способах выражения основной мысли, в том числе и скрытых. Упражнять в определении темы, основной мысли, главной части текстов; в выборочном списывании, в составлении пропущенных частей текстов. Учить составлять текст на основе основной мысли по общей речевой теме «Подкормите птиц зимой», конкретизировать темы (по выбору).

Основная мысль

Мораль

Иносказание,

Эзопов язык

берёза

фанера [н],

картон [т],

кл`еить

Устанавливать аналогии и отличия в теме и идее (основной мысли) текстов.

Определять тему и основную мысль текста.

Сопоставлять, сравнивать способы выражения основной мысли в тексте.

Строить высказывания, подчиняя содержание основной теме.

Высказываться, руководствуясь идеей, используя разные тематические тексты.

Участвовать в выборе и выполнении проектов исследовательского и творческого характера.

70

71

Контрольное

списывание текста (с. 125)

Подготовка к

контрольному

диктанту

(с. 124)

Проверить уровень графической

и орфографической зоркости, а также текстовые умения (дополнительное задание).

Провести орфографическую и

синтаксическую подготовку к

написанию текста на слух.

Способы выражения основной

мысли

Контролировать процесс и результат письма.

Действовать по алгоритму, использовать памятку.

Оценивать уровень своей подготовки к работе проверочного характера.

72

73

Контрольный

диктант за 2 четверть.

Работа над ошибками

С. 126–127,

№ 1–7

Проверить уровень сформированности грамотного письма под диктовку

Учить аргументировано проводить работу над собственными ошибками.




Применять знания о правописании при записи слов. Устанавливать причину появления

ошибок, выбирать нужные упражнения для тренинга.

Оценивать успешность своей работы.

74

Проверочная работа

комплексного характера (с. 128)

На основе текста проверить разного типа текстовые и языковые умения (использование слов разных частей речи), универсальные действия.




Читать с пониманием прочитанного.

Применять полученные предметные и метапредметные умения при работе с текстом.

75

76

Творческие работы детей по теме

«Новогодняя ёлка» и их презентация

С. 129, № 4–6

Дифференцированная работа с материалами разворота «Мастерская слова»: описание изготовления ёлочной игрушки, 3) описание новогодней ёлки.

Презентация детских работ.

Новый год

гирлянда

сверкать

конфетти

украшения

Понимать тему и особенности строения текста

Давать доброжелательные советы по поводу творческих работ, корректировать собственные работы.

77

78

Резервные уроки

Тренинг — основные языковые средства выражения подлежащего и сказуемого. Осуществить помощь в индивидуальной и групповой проектной деятельности

учащихся.






1   2   3   4