Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Дифференциация звуков и буквЖиШв словах, словосочетаниях и предложениях


Скачать 77.98 Kb.
НазваниеДифференциация звуков и буквЖиШв словах, словосочетаниях и предложениях
учитель-логопед
Дата04.03.2016
Размер77.98 Kb.
ТипКонспект

Конспект открытого логопедического занятия во 2 классе

Тема: Дифференциация звуков и букв Ж и Ш в словах,

словосочетаниях и предложениях.
Составитель: учитель-логопед

ГБОУ СОШ №391

Красносельского района

Санкт-Петербурга

Борисова Елена Васильевна

Логопедическая тема: Дифференциация звуков и букв Ж и Ш в словах, словосочетаниях и предложениях.
Грамматическая тема: Правописание сочетаний ЖИ – ШИ, согласование существительных и прилагательных в роде.
Лексическая тема: Редкие животные жарких стран.
Задачи:
1.Уточнение сходства и различия в звучании «ж» и «ш».

2.Закрепление понятий «звонкий» и «глухой» согласный.

3.Развитие фонематических процессов, закрепление умения дифференцировать звуки «ж» и «ш», соотносить их с буквами.

4.Упражнение в чтении слов сложной слоговой структуры, обогащение словаря по теме «животные жарких стран».

5.Совершенствование навыка правописания жи – ши, согласования слов в роде.

6.Активизация зрительного и слухового восприятия и внимания, памяти, мыслительных процессов.

7.Развитие познавательной активности, навыков самостоятельной деятельности, привитие интереса к урокам русского языка.

8. Использование информационно-коммуникативной технологии, элементов игровой технологии, технологии сотрудничества.
Оборудование:
- презентация «Животные жарких стран»;

- картинки с изображением букв урока;

- карточки для индивидуальной работы;

- индивидуальные карточки с буквами;

- карточки со словами сложной слоговой структуры;

- слоги для подбора и вставки в слова;

- речевой материал (сведения о редких животных, словесные игры).
Ход занятия
I. Организационный момент.

- Приветствие.

- Посадка, запись числа в тетрадях.

II. Вводная часть.

1. Игра «Найди букву».

- Возьмите карточки, что вы видите? (буквы)

- А что мы произносим и слышим? (звуки)

Поиграем.

- Я буду называть слово, а вы внимательно слушайте первый звук и зачёркивайте нужную букву.
Х Ж З И Л У В Б О П Т Ш К Н Ы С Е
Слова: хвост, зубы, лапы, уши, брюшко, пасть, шёрстка, коготки, спинка.

- Остались буквы? Составьте из них слово, прочитайте (животные).
2 .Сообщение темы урока.

- Сегодня мы будем говорить о животных. А вот о каких, вы должны догадаться сами.

3. Игра «Кто лишний?»

ёжик, жаба, медвежонок, жираф

- Почему «жираф», поясните.

- С какого звука начинается это слово? Расскажите об этом звуке.

- Что напоминает звук?

- Какой буквой обозначаем звук «ж»?

кошка, мышка, шимпанзе, лягушка

- Почему «шимпанзе»? С какого звука начинается это слово? Расскажите об этом звуке.

- Что напоминает этот звук? Какой буквой обозначаем звук «ш»?

- Чем отличаются звуки «ж» и «ш»?

- Какие звуки будем сегодня продолжать различать?

- А в тетрадях не будем путать буквы «Ж» и «Ш».
III. Основная часть.

1. Беседа по теме урока.

- Кто догадался, о каких животных будем говорить?

- В жарких странах живёт огромное количество зверей. Сегодня я расскажу о самых редких видах, которых осталось очень мало на планете, а некоторые совсем исчезают.

- Каждое животное чем-то интересно. Чем знаменит жираф? А шимпанзе, оказывается, самые умные и добродушные из всех обезьян, они умеют общаться с помощью звуков и жестов.

- А мартышка умеет двигать ушами и гримасничать – смешная обезьянка.
2. Физкультминутка.

Рано утром на полянке

Так резвились обезьянки:

Руки вверх, вверх, вверх.

Кто поднимет выше всех?

Руки вниз и наклонись,

Хорошенько выпрямись.

Как пружинки мы присядем

И на место тихо сядем.
3. Развитие фонематических процессов.

- Какой звук слышим в слове «мартышка»? Где? Глухой он или звонкий?

а) Игра «Различай ж-ш».

- Если в слове слышим звонкий звук – «жужжим», если глухой – «шипим».

(Сопровождается показом слайдов с изображением животных).

  • Джейран – легко и очень быстро бегает.

  • Где слышен звук? (в середине слова). Далее – аналогично.

  • Ушастый тушканчик – шустрый зверёк, может высоко прыгать по песку.

  • Шакал – очень прожорливый, ест всё подряд.

  • Жако – самый большой говорун из всех попугаев, запоминает более ста слов.

  • Камышовая кошка – большая труженица, постоянно охотится, очень осторожная.

  • Скрытожаберник – теряет свои жабры, когда становится взрослым.

  • Жилатье – название красивое, а само животное очень ядовитое, тело покрыто чешуёй, накапливает много жира, особенно жирный у него хвост.


- Назовите животных, в названиях которых есть звук «ж». (Перечисляют)

  • Жираф – сколько слогов в слове? В каком слоге звук «ж»? (2, «жи»)

  • Скрытожаберник – какой звук слышится после звука «ж»? («а»)

  • Джейран – какой по счёту звук в слове? (второй)

  • Жако – сколько звуков в слове? Назовите звуки по порядку.

  • Жилатье – какую гласную напишем в слоге «жи»?

- Назовите слова со звуком «ш».

  • Кошка – сколько звуков в слове?

  • Шакал – назовите звуки по порядку.

  • Тушканчик – на каком месте звук? Какой звук слышится перед звуком «ш»?

  • - Мартышка – какой звук слышим после звука «ш»?

  • Шимпанзе – сколько слогов в слове? В каком слоге звук «ш»? Какую гласную напишем в этом слоге?

- Какие из этих животных похожи на домашних?
б) Игра «Покажи нужную букву».

- А вы знаете, что лягушки живут в воде и на суше? Они дышат кожей, которая всегда бывает влажной. Лягушки поедают вредных насекомых, принося тем самым огромную пользу. К сожалению, лягушек на планете становится всё меньше и меньше. А какие они симпатичные, сейчас посмотрим. (Сопровождается показом слайдов с изображением животных).

- Вам понадобятся карточки с буквами. Я называю и показываю животное, а вы показываете букву, которую надо написать в названии.

  • Желтобрюхая жерлянка (показывают «ж»).

  • Оранжевый древолаз – («ж»).

  • Желтопалая квакша – («ж - ш»).

  • Украшенная итания – («ш»).

  • Радужная лягушка – («ж - ш»).

  • Большая лягушка голиаф – («ш - ш»).

  • Южная жаба – («ж - ж»).


4. Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются».
Лягушка – попрыгушка,

Глазки на макушке.

Прячьтесь от лягушки,

Комары да мушки.
в) Игра «Замени символ буквой».

- Возьмите карточки. Посмотрите, вместо букв напечатаны символы (квадратик – «ш», треугольник – «ж»), попробуем прочитать слова, заменяя символы нужными буквами.
..ираф, ко..ка, ..аба, ..акал, квак..а, ..ако
- Запишите слова правильно.

- Взаимопроверка выполнения задания.

- Кто из животных здесь лишний? Почему вы так думаете?
5. Согласование слов в роде.

г) Поиграем. Подберём к каждому названию животного слово-признак.

  • Жираф (какой?) … (длинношеий)

  • Кошка (какая?) … (осторожная)

  • Жаба (какая?) … (южная)

  • Шакал (какой?) … (прожорливый)

  • Квакша (какая?) … (желтопалая)


6. Слоговой анализ и синтез слов сложной слоговой структуры.

- Буквы мы вставили, а теперь будем искать потерявшиеся слоги в трудных словах. Работа в подгруппах.
На доске размещены карточки с деформированными словами и со слогами:
гуж, шер, тыш, гуш, жер, шим, жи, туж, тыж, ши, жим
ля … ка … пан зе

лян ка мар … ка

кан чик … лать е
- Какой звук пропал? Какой звук слышится в слоге?

(Подбор нужного слога. Чтение слова по слогам).
7. Согласование слов в роде.

д) Давайте ещё поиграем.

- Теперь я буду называть слово-признак, а вы подберите к нему название животного.

  • Смешная … (мартышка)

  • Большая … (лягушка)

  • Желтобрюхая … (жерлянка)

  • Добродушный … (шимпанзе)

  • Ушастый … (тушканчик)

  • Жирный … (жилатье)


8. Работа с текстом.

1. Чтение текста.

- Возьмите карточки, прочитайте предложения (читают по очереди).

Родина жирафа – жаркая Африка.

Он выше всех животных.

У жирафа длинная шея.

На его шкуре есть пятнышки.

Жираф любит жевать листья деревьев.

Он может дотянуться до самых верхушек.
- О ком прочитали рассказ?

2. Физкультминутка «Жираф».

Я по Африке хожу,

Свысока на всех гляжу.

У меня такая шея –

В мире нет длиннее шеи.

Иду я, голову задрав,

Потому что я – жираф.

3. Беседа по содержанию текста.

- Ответьте на вопросы предложениями из текста.

- Где живёт жираф?

- Прочитйте о его росте.

- Каковы особенности окраски?

- Чем питается жираф?

- Прочитайте последнее предложение.

- Почему жираф может достать верхушки деревьев?

- Найдите в тексте слова с буквами Ж и Ш в середине слова.

(выше, пятнышки, может, верхушки)
9. Работа в тетрадях.

е) Игра «Шифровальщик».

- Зашифруем текст с помощью букв урока. Я буду диктовать предложения, а вы записываете только буквы «ж» или «ш», если они встречаются в слове.

- Взаимопроверка выполнения задания.
-- ж – ж --.

-- ш -- ж.

-- ж -- ш.

-- -- ш -- ш.

Ж -- ж -- --.

-- ж -- -- -- ш.
IV. Заключительная часть.

1. Подведение итогов урока.

- Какие звуки учились различать?

- Какие буквы старались писать правильно?

- Вспомните, что ещё делали на уроке?

- Что интересного вы узнали сегодня?

2. Оценка деятельности детей на уроке.