Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
|
 Скачать 1.21 Mb. |
Тема: ……………………………………………………………………
Вступление. Почему эта тема актуальна?
……………………………………………………………………………
Тезис 1. О чем идет речь (понятия, аксиомы)?
……………………………………………………………………………
Тезис 2. В чем суть проблемы?
……………………………………………………………………………
Тезис 3. Что вы думаете по существу темы и что предлагаете?
…………………………………………………………………………… Ход семинарского занятия
№
| Тема выступления
| Суть выступления
| Вопросы к выступающему, замечания
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Над чем подумать?
Как основные биологические характеристики ребенка (пол, национальность, возраст) влияют на деятельность педагога?
«В личность, - писал М.М. Рубинштейн, - входит все то, что объединено ее самосознанием, все, что она окрасила личным характером, органической теплотой своего существования, будет ли это духовное, идеальное, душевное, социальное, телесное» (Цит. по: Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. – М.: Интерпракс, 1994.-С.191).
Очевидно, что все перечисленное равнозначно. Какой должна быть иерархия понятий? Самостоятельная работа Из приведенного списка заданий различного уровня сложности вы можете выбрать одно. Сроки выполнения задания и форму отчетности согласуйте с преподавателем.
№1. Напишите 7 – 10 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотации к выбранным изданиям.
Форма отчета: соответствующая карточка.
№2. Подберите отрывки из литературы и научных текстов по одной из предложенных тем.
«Общее понятие о педагогической антропологии».
«Внутренние и внешние факторы развития личности».
«Акселерация и ее последствия».
«Социально-педагогические особенности воспитания детей в условиях РА».
«………………………..» (свой вариант темы).
Составьте фрагмент педагогической хрестоматии (с указанием автора, названия книги, издания, страницы и т.д.).
Форма отчета: фрагмент хрестоматии.
№3. Напишите сочинение «Я как индивид, личность, индивидуальность».
Форма отчета: текст сочинения.
№4. Попытайтесь проанализировать, что вы унаследовали от родителей и своих предков. С этой целью постройте генеалогическое древо своей семьи. Особенное внимание обратите на проявляющиеся в вашей семье задатки к определенным видам деятельности.
Форма отчета: генеалогическое древо с комментариями.
№5. Повесть Р. Киплинга «Маугли» завершается сценой ухода Маугли к людям. Он уходит к ним с тяжелым сердцем. Что ждет его среди людей? Увидят ли они в нем личность? Сможет ли он свободно развиваться среди них? Напишите продолжение сказки с точки зрения сторонников различных философско-педагогических концепций.
Форма отчета: текст сказки.
№6. Проведите свое исследование и напишите отчет на тему «Как школа учитывает индивидуальность и возрастные особенности учеников?»
Форма отчета: соответствующий текст.
Методические рекомендации по выполнению
самостоятельной работы
Прежде всего выберите задание, которое вам по силам и является для вас интересным. Подумайте, какова цель этого задания. Подберите необходимую литературу, посоветуйтесь с преподавателем. Затем выберите форму отчета о выполнении самостоятельной работы. Некоторые задания требуют от вас проявления способности к рефлексии (задание №4). Тщательно проанализируйте качества своей личности, охарактеризуйте ее направленность, постарайтесь объективно оценить свои достоинства и недостатки с точки зрения будущей профессии. Постарайтесь прокомментировать их.
Задания творческого характера потребуют от вас проявления педагогической эрудиции, фантазии, юмора, нестандартности мышления (задание №5).
При выполнении последнего задания выберите школу, где бы вы могли провести исследование. Составьте необходимую анкету, попросите ответить на ее вопросы учителей и учащихся этой школы. Получив данные, попытайтесь прокомментировать их. Отчет о выполнении самостоятельной работы
…………………………………………………………..
..........................................................................................
…………………………………………………………..
………………………………………………………….. Ответы к разделу «Подготовка к семинарскому занятию»
№1. Социализация личности – воспитание человека – развитие личности – развитие и формирование личности.
№5. 1) Корреляция; 2) возрастных периодов; 3) особенностей; 4) характерные качества.
№6. 4. Остальные ответы неверны или неполны.
Блок самоконтроля
По итогам изучения данного блока вы должны знать:
- различные подходы к определению педагогики как науки и как искусства;
- сущность понятия «педагогика», ее объект и предмет, основные функции и задачи данной науки;
- основные категории педагогики;
- место педагогики в системе других наук;
- понятие «методология педагогики» и его конкретизацию в области педагогики;
- характеристику, особенности и возможности различных методов педагогического исследования;
- логику научного исследования в целом и научно-педагогического исследования в частности;
- сущность понятий «гуманизация в образовании», «гуманитаризация образования», «индивидуально-дифференцированный подход в обучении»;
- педагогические особенности работы с детьми разного возраста и уровня подготовленности;
- возможности конкретных организационных форм и методов обучения для реализации индивидуально-дифференцированного подхода в обучении;
- структуру личности человека, его анатомо-физиологические, психические, социальные свойства и качества;
- движущие силы и закономерности развития человека и формирования его личности;
- половозрастные и индивидуальные особенности детей и подростков, специфику их проявления в разных социальных ситуациях развития, педагогическую периодизацию развития ребенка;
- внутренние и внешние факторы развития человека, особенности их влияния на формирование личности на разных возрастных этапах, при разных обстоятельствах. По итогам изучения данного блока вы должны уметь:
- анализировать взаимодействие и взаимовлияние педагогической теории и практики;
- выделять и формулировать объект, предмет, цели и задачи конкретных педагогических исследований теоретического и прикладного характера;
- пользоваться понятийным аппаратом педагогики;
- выделять и анализировать уровни методологического знания;
- выделять и формулировать объект, предмет, цели и задачи конкретных педагогических исследований теоретического и прикладного характера;
- подбирать под конкретные цели и задачи исследования необходимые методы исследования;
- анализировать возможности организационных форм и методов обучения для индивидуализации и гуманизации обучения учащихся;
- осуществлять психолого-педагогическую диагностику личности, педагогически целесообразно используя для этого соответствующие методы;
- определять цели, задачи, перспективы деятельности, направленной на создание условий для гармонического развития личности ребенка;
- учитывать половозрастные и индивидуальные особенности развития человека при определении содержания, форм, методов, средств организации деятельности и общения;
- анализировать характер и степень воздействия на формирование личности как каждого фактора в отдельности, так и их совокупности.
Тестовые задания
В 1.
1. Педагогика – это наука:
А) о закономерностях развития личности человека в процессе обучения;
Б) о законах воспитания и образования человека, изучающая закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему;
В) о законах функционирования системы образования, изучающая закономерности деятельности разных типов учебных заведений.
2. Сторонники теории формального образования (XVII-XX вв.) являются:
А) Д. Локк, И.Г. Песталоцци, Кант, И.Ф. Гербарт;
Б) Спенсер, Гексли;
В) Ушинский К.Д., Добролюбов Н.А., Бабанский Ю.К.
3. Сторонники теории материального образования (XVIII-XX вв.) являются:
А) Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт;
Б) Спенсер, Гексли;
В) Ушинский К.Д., Добролюбов Н.А., Бабанский Ю.К.
4.Социоцентрический подход в педагогике основан на приоритете принципа:
А) связи школы с жизнью общества;
Б) связи школы с жизнью ребенка;
В) учета потребностей человека в образовании.
5.В Древней Греции педагогом называли:
А) ораторов, читающих публичные лекции;
Б) воспитателей;
В) рабов.
6.Термин «педагогика» в буквальном переводе с греческого означает:
А) детовождение;
Б) воспитание;
В) обучение детей.
7.Первопричиной возникновения научных областей педагогики является:
А) потребности жизни (общества);
Б) развитие научно-исследовательских педагогических учреждений;
В) рост числа междисциплинарных исследований.
8.Объектом исследования научной педагогики является:
А) ребенок; Б) образование; В) педагогический процесс.
9.Предметом педагогики является:
А) ребенок; Б) образование; В) педагогический процесс.
10. К теоретическим функциям педагогической теории относятся:
А) внедрение итогов педагогических исследований в практику;
Б) повышение качества воспитания;
В) выявление закономерностей в педагогических явлениях;
Г) обобщение опыта практики;
Д) создание новых педагогических технологий;
Е) обогащение, систематизация научных знаний.
11. К практическим функциям педагогической теории относятся:
А) повышение качества воспитания;
Б) создание новых педагогических технологий;
В) внедрение итогов педагогических исследований в практику;
Г) выявление закономерностей в педагогических явлениях;
Д) обобщение опыта практики;
Е) обогащение, систематизация научных знаний.
12. Задачами педагогики являются:
А) научное обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитания;
Б) закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания;
В) исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса;
Г) выявление закономерностей и формулирование принципов процесса обучения и воспитания людей;
Д) закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в группы;
Е) разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания людей;
И) развитие сознания, деятельности, личности растущего человека, условия ускорения развития;
К) исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования развития его профессионального мастерства.
13. К фундаментальным педагогическим категориям относятся:
А) воспитание; Б) урок; В) педагогические инновации;
Г) образование; Д) педагогическая технология; Е) обучение;
И) развитие.
14.Воспитание в широком социальном значении – это:
А) процесс передачи общественно-исторического опыта новому поколению с целью подготовки к жизни;
Б) направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни;
В) специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях;
Г) процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.
15. Воспитание в узком социальном значении – это:
А) процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач;
Б) процесс передачи общественно-исторического опыта новому поколению с целью подготовки к жизни;
В) специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях;
Г) направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни. В 2.
1. Воспитание в широком педагогическом значении – это:
А) процесс передачи общественно-исторического опыта новому поколению с целью подготовки к жизни;
Б) процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач;
В) специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях;
Г) направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.
2. Воспитание в узком педагогическом значении – это:
А) направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни;
Б) процесс передачи общественно-исторического опыта новому поколению с целью подготовки к жизни;
В) процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач;
Г) специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях.
3. Понятие «образование» впервые введено в педагогическую науку:
А) И.Г. Песталоцци; Б) Я.А. Коменским; В) А.С. Макаренко.
4. Главный критерий образованности – это:
А) высоко развитые способности человека, глубина знаний, умений, навыков; Б) высокий интеллект, креативность;
В) системность знаний и системность мышления.
5. Процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащегося называется:
А) воспитанием; Б) учением; В) обучением.
6. Усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование – это:
А) образование; Б) учение; В) обучение.
7. Духовно-нравственное, эстетическое, физическое, патриотическое воспитание – это содержание понятия «воспитание»:
А) в узком педагогическом смысле; Б) в узком социальном смысле;
В) в широком педагогическом смысле;
Г) в широком социальном смысле.
8. Источником и движущими силами развития являются:
А) противоречия; Б) интерес; В) мотив.
9. Школьная педагогика, андрогогика, геронтогогика относятся к разделу:
А) общей педагогики; Б) возрастной педагогики;
В) сравнительной педагогики.
10. Отрасль педагогики, исследующая проблемы внешкольного воспитания, влияния социума на формирование и развитие личности – это:
А) специальная педагогика; Б) социальная педагогика;
В) этнопедагогика.
11. Часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения – это:
А) методика; Б) дидактика; В) школоведение.
12.Метод, который ограничивается регистрацией выявленных фактов в психолого-педагогических исследованиях, называется:
А) наблюдением; Б) формирующим экспериментом;
В) констатирующим экспериментом.
13. Наиболее высокая точность результатов исследования обеспечивается при:
А) наблюдении; Б) эксперименте; В) анализе.
14. В наибольшей мере обеспечивает соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием эффективных форм учебно-воспитательного процесса:
А) лабораторный эксперимент; Б) формирующий эксперимент;
В) метод анализа продуктов деятельности.
15. Методологические, теоретические, методические знания педагога включены в диапазон:
А) профессиональных знаний; Б) профессиональных умений;
В) профессиональных навыков.
ТЕЗАУРУС А
Авторитарная личность — определенный тип личности, которой присущи консервативность, агрессивность, жажда власти, ненависть к интеллигенции, стереотипность мышления, конформизм.
Авторитарная педагогика — сосредоточение власти в руках педагога при устранении учащихся от участия в учебно- воспитательном процессе, подавлении инициативы и воздействии на них мерами принуждения.
Авторитарное воспитание — педагогическая концепция, согласно которой воспитательные отношения строятся на беспрекословном авторитете воспитателя и подчинении воспитанника его воле.
Авторитет (лат. auctoritas - значение, влияние, власть) — добровольно принимаемое индивидом влияние какого-либо лица, основанное на признании его достоинств. Выражается в способности носителя А. управлять мыслями и настроениями других людей, не прибегая к принуждению.
.Авторская школа (англ. authorial school; нем. Autorenschule, f) — феномен инновационной образовательной практики в России в конце 20 в., экспериментальное образовательное учреждение, деятельность которого строится на основе ведущих психолого-педагогических и (или) организационно-управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом.
Адаптация (от лат. adaptatio - приспособлять, прилаживать; adaptio - приспосабливание, приноравливание) – приспособление живого биологического организма к условиям окружающей среды..
Адаптация социальная (от лат. adapto - приспособляю)
— процесс взаимодействия личности и социальной среды, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников; один из социально-психологических механизмов социализации личности ( результатом социально-психологической адаптации личности являются сформированные социальные и профессиональные качества деятельности, поведения, общения, принятые в обществе);
— приспособление человека к условиям новой социальной среды, один из общественно-психологических механизмов социальной личности;
— процесс и результат активного приспособления человека к условиям и требованиям социальной среды.
Адаптивность — способность к гибкой переориентации содержания, форм и методов обучения.
Акселерация (от лат. acceleratio - ускорение) — ускорение роста и физического развития детей по сравнению с предшествующими поколениями. Впервые подобные явления отмечены в середине 19 в. Признаки А. появляются уже на стадии внутриутробного развития. За последнее столетие длина тела новорожденных увеличилась в среднем на 1 см, масса - на 100-300 г. Наблюдаются значительные изменения в темпах роста и развития грудных детей. С возрастом темпы А. растут: рост 4-7-летних детей за каждое десятилетие в среднем увеличивается на 1,5 см, масса тела - на 0,5 кг. Ускоряется половое созревание подростков. Городские дети подвержены А. в несколько большей степени, чем сельские. В конце 20 в. отмечено замедление темпов А.
Активизация (педагогическая) — мобилизация интеллекта, воли, нравственных сил учащегося.
Активность личности (от лат. activus - деятельный, действенный, практический) — деятельное отношение человека к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении.
Б
Биологический возраст — уровень многофункциональной зрелости организма ребёнка, зависящий от темпа индивидуального развития.
Бихевиоризм (от англ. behavior - поведение) — направление в психологии, преимущественно американской; рассматривает все феномены психической жизни человека и животных как совокупность актов поведения.
В
Ведущая деятельность — деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на данном этапе развития его личности.
Веротерпимость — свобода исповедовать свою веру. Веротерпимое государство - не стесняющее верующих в отправлении обрядов.
Власть отца, матери — влияние на детей, их взгляды и поведение, свойственное одному из родителей (или обоим) и основанное на сыновнем (дочернем) уважении, внутреннем авторитете или же покорности, беспрекословном подчинении, связанное с системой воспитания ребёнка (или отсутствием воспитания).
Власть учителя — влияние, оказываемое на обучаемых и воспитуемых знаниями, убеждениями, навыками, жизненным опытом, нравственным примером учителя, его личностью в целом.
Возраст — период развития человека, характеризуемый совокупностью специфических закономерностей формирования организма и личности.
Возрастной подход в воспитании — учёт и использование закономерностей развития личности (физиологических, психических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом.
Возрастные особенности — специфические свойства личности человека, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены стадий развития возраста.
Воспитание — относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется.
Воспитание духовное — формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека. В.д. - это воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и др. качеств, способных придать высший смысл делам и мыслям человека.
Воспитание нравственное — формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения.
Воспитание политическое — формирование у учащихся политического сознания, отражающего отношения между государствами, нациями, партиями, и умений разбираться в них с духовно-нравственных и этических позиций. Осуществляется на принципах объективности, вариативности, свободы выбора позиции и оценок в границах общечеловеческих ценностей.
Воспитание половое — систематическое, сознательно планируемое и осуществляемое воздействие на формирование полового сознания и поведения детей, подготовка их к семейной жизни.
Воспитание правовое — процесс формирования правовой культуры и правового поведения, заключающийся в осуществлении правового всеобуча, преодолении правового нигилизма, формировании законопослушного поведения.
Воспитание социальное — процесс и результат стихийного взаимодействия человека с ближайшей жизненной средой и условиями целенаправленного воспитания (семейного, духовно-нравственного, гражданского, правового, религиозного и др); процесс активного приспособления человека к определенным ролям, нормативным установкам и образцам социального проявления; планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития человека в процессе его социализации.
Воспитание трудовое — совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.
Воспитание умственное — формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, умственных сил, мышления, мировоззрения и интеллектуальной свободы личности.
Воспитание физическое — система совершенствования человека, направленная на физическое развитие, укрепление здоровья, обеспечение высокой работоспособности и выработку потребности в постоянном физическом самосовершенствовании.
Воспитание художественное — формирование у воспитанников способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство, наслаждаться им, развитие потребностей в художественно-творческой деятельности и создании эстетических ценностей.
Воспитание экологическое — целенаправленное развитие у подрастающего поколения высокой экологической культуры, включающей в себя знания о природе и гуманное, ответственное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности.
Воспитание экономическое — целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на формирование у последних знаний, умений и навыков, потребностей, интересов и стиля мышления, соответствующих природе, принципам и нормам рационального хозяйствования и организации производства, распределения и потребления.
Воспитание эстетическое — целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, способствующее выработке и совершенствованию в подрастающем человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты.
Воспитание этическое — целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, имеющее своей целью выработку у последних правил хорошего тона, формирование культуры поведения и отношений.
Воспитанность — умение вести себя в обществе, благовоспитанность. Под В., как правило, понимают учтивое, вежливое поведение человека, отличающегося хорошими манерами, правильной речью, умением общаться с окружающими его людьми в различных ситуациях и т.п. Воспитанный человек характеризуется вежливостью, учтивостью, знанием правил культуры поведения, этикета. В широком смысле В. означает не только соблюдение правил поведения и общения, принятых в данном обществе, но внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении. В этом смысле В. является неотъемлемым качеством интеллигентности.
Воспитатель — лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. В понятии В. объединяются профессиональная роль и гражданская личностная позиция, принятая на себя одним человеком и реализуемая по отношению к другому человеку или коллективу.
Воспитательная работа — целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности взрослых и детей, ставящая своей целью создание условий для полноценного развития личности. Через В.р. реализуется воспитательный процесс.
Воспитательная деятельность — система действий педагога, направленная на создание оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного творческого самовыражения.
Воспитательная система — комплекс воспитательных целей; людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между её участниками; освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности В.с. Различают также понятие "система воспитательной работы", которая является подсистемой В.с. и под которой понимают комплекс мероприятий, адекватных поставленной цели.
— целостный организм, функционирующий при условии взаимосвязи основных компонентов воспитания (субъекты цели, содержание и способы деятельности) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.
Воспитательная среда — совокупность природных и социально-бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность ребенка и становление его как личности. Воспитательная среда (пространство) - среда обитания школьника, благоприятная для формирования у ребенка положительных качеств; это ближайшее окружение, т.е. люди, с которыми он ежедневно общается: члены семьи, школьный и классный коллективы, учителя, воспитатели и т.д.
Воспитуемость — подготовленность человека к сравнительно быстрому формированию новых для него познавательных, эмоциональных или поведенческих умений и навыков.
Воспитывающие ситуации — обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию; могут быть специально организованы педагогом.
Всестороннее развитие личности — идеал воспитания, присущий гуманистическим педагогическим концепциям. Идея В.р.л. возникла в эпоху Возрождения и получила различные интерпретации во мн. философских педагогических системах.
|
|
|