Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Методическая разработка «общие основы педагогики»


Скачать 1.21 Mb.
НазваниеМетодическая разработка «общие основы педагогики»
страница5/7
Дата21.04.2016
Размер1.21 Mb.
ТипМетодическая разработка
1   2   3   4   5   6   7
Тема: ……………………………………………………………………

Вступление. Почему эта тема актуальна?

……………………………………………………………………………

Тезис 1. О чем идет речь (понятия, аксиомы)?

……………………………………………………………………………

Тезис 2. В чем суть проблемы?

……………………………………………………………………………

Тезис 3. Что вы думаете по существу темы и что предлагаете?

……………………………………………………………………………
Ход семинарского занятия




Тема выступления

Суть выступления

Вопросы к выступающему, замечания


















































Над чем подумать?

  1. Как основные биологические характеристики ребенка (пол, национальность, возраст) влияют на деятельность педагога?

  2. «В личность, - писал М.М. Рубинштейн, - входит все то, что объединено ее самосознанием, все, что она окрасила личным характером, органической теплотой своего существования, будет ли это духовное, идеальное, душевное, социальное, телесное» (Цит. по: Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. – М.: Интерпракс, 1994.-С.191).

Очевидно, что все перечисленное равнозначно. Какой должна быть иерархия понятий?
Самостоятельная работа
Из приведенного списка заданий различного уровня сложности вы можете выбрать одно. Сроки выполнения задания и форму отчетности согласуйте с преподавателем.

№1. Напишите 7 – 10 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотации к выбранным изданиям.

Форма отчета: соответствующая карточка.

№2. Подберите отрывки из литературы и научных текстов по одной из предложенных тем.

  • «Общее понятие о педагогической антропологии».

  • «Внутренние и внешние факторы развития личности».

  • «Акселерация и ее последствия».

  • «Социально-педагогические особенности воспитания детей в условиях РА».

  • «………………………..» (свой вариант темы).

Составьте фрагмент педагогической хрестоматии (с указанием автора, названия книги, издания, страницы и т.д.).

Форма отчета: фрагмент хрестоматии.

№3. Напишите сочинение «Я как индивид, личность, индивидуальность».

Форма отчета: текст сочинения.

№4. Попытайтесь проанализировать, что вы унаследовали от родителей и своих предков. С этой целью постройте генеалогическое древо своей семьи. Особенное внимание обратите на проявляющиеся в вашей семье задатки к определенным видам деятельности.

Форма отчета: генеалогическое древо с комментариями.

№5. Повесть Р. Киплинга «Маугли» завершается сценой ухода Маугли к людям. Он уходит к ним с тяжелым сердцем. Что ждет его среди людей? Увидят ли они в нем личность? Сможет ли он свободно развиваться среди них? Напишите продолжение сказки с точки зрения сторонников различных философско-педагогических концепций.

Форма отчета: текст сказки.

№6. Проведите свое исследование и напишите отчет на тему «Как школа учитывает индивидуальность и возрастные особенности учеников?»

Форма отчета: соответствующий текст.

Методические рекомендации по выполнению

самостоятельной работы

Прежде всего выберите задание, которое вам по силам и является для вас интересным. Подумайте, какова цель этого задания. Подберите необходимую литературу, посоветуйтесь с преподавателем. Затем выберите форму отчета о выполнении самостоятельной работы. Некоторые задания требуют от вас проявления способности к рефлексии (задание №4). Тщательно проанализируйте качества своей личности, охарактеризуйте ее направленность, постарайтесь объективно оценить свои достоинства и недостатки с точки зрения будущей профессии. Постарайтесь прокомментировать их.

Задания творческого характера потребуют от вас проявления педагогической эрудиции, фантазии, юмора, нестандартности мышления (задание №5).

При выполнении последнего задания выберите школу, где бы вы могли провести исследование. Составьте необходимую анкету, попросите ответить на ее вопросы учителей и учащихся этой школы. Получив данные, попытайтесь прокомментировать их.
Отчет о выполнении самостоятельной работы

…………………………………………………………..

..........................................................................................

…………………………………………………………..

…………………………………………………………..
Ответы к разделу «Подготовка к семинарскому занятию»

№1. Социализация личности – воспитание человека – развитие личности – развитие и формирование личности.

№5. 1) Корреляция; 2) возрастных периодов; 3) особенностей; 4) характерные качества.

№6. 4. Остальные ответы неверны или неполны.

Блок самоконтроля

По итогам изучения данного блока вы должны знать:

- различные подходы к определению педагогики как науки и как искусства;

- сущность понятия «педагогика», ее объект и предмет, основные функции и задачи данной науки;

- основные категории педагогики;

- место педагогики в системе других наук;

- понятие «методология педагогики» и его конкретизацию в области педагогики;

- характеристику, особенности и возможности различных методов педагогического исследования;

- логику научного исследования в целом и научно-педагогического исследования в частности;

- сущность понятий «гуманизация в образовании», «гуманитаризация образования», «индивидуально-дифференцированный подход в обучении»;

- педагогические особенности работы с детьми разного возраста и уровня подготовленности;

- возможности конкретных организационных форм и методов обучения для реализации индивидуально-дифференцированного подхода в обучении;

- структуру личности человека, его анатомо-физиологические, психические, социальные свойства и качества;

- движущие силы и закономерности развития человека и формирования его личности;

- половозрастные и индивидуальные особенности детей и подростков, специфику их проявления в разных социальных ситуациях развития, педагогическую периодизацию развития ребенка;

- внутренние и внешние факторы развития человека, особенности их влияния на формирование личности на разных возрастных этапах, при разных обстоятельствах.
По итогам изучения данного блока вы должны уметь:

- анализировать взаимодействие и взаимовлияние педагогической теории и практики;

- выделять и формулировать объект, предмет, цели и задачи конкретных педагогических исследований теоретического и прикладного характера;

- пользоваться понятийным аппаратом педагогики;

- выделять и анализировать уровни методологического знания;

- выделять и формулировать объект, предмет, цели и задачи конкретных педагогических исследований теоретического и прикладного характера;

- подбирать под конкретные цели и задачи исследования необходимые методы исследования;

- анализировать возможности организационных форм и методов обучения для индивидуализации и гуманизации обучения учащихся;

- осуществлять психолого-педагогическую диагностику личности, педагогически целесообразно используя для этого соответствующие методы;

- определять цели, задачи, перспективы деятельности, направленной на создание условий для гармонического развития личности ребенка;

- учитывать половозрастные и индивидуальные особенности развития человека при определении содержания, форм, методов, средств организации деятельности и общения;

- анализировать характер и степень воздействия на формирование личности как каждого фактора в отдельности, так и их совокупности.


Тестовые задания

В 1.

1. Педагогика – это наука:

А) о закономерностях развития личности человека в процессе обучения;

Б) о законах воспитания и образования человека, изучающая закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему;

В) о законах функционирования системы образования, изучающая закономерности деятельности разных типов учебных заведений.

2. Сторонники теории формального образования (XVII-XX вв.) являются:

А) Д. Локк, И.Г. Песталоцци, Кант, И.Ф. Гербарт;

Б) Спенсер, Гексли;

В) Ушинский К.Д., Добролюбов Н.А., Бабанский Ю.К.

3. Сторонники теории материального образования (XVIII-XX вв.) являются:

А) Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт;

Б) Спенсер, Гексли;

В) Ушинский К.Д., Добролюбов Н.А., Бабанский Ю.К.

4.Социоцентрический подход в педагогике основан на приоритете принципа:

А) связи школы с жизнью общества;

Б) связи школы с жизнью ребенка;

В) учета потребностей человека в образовании.

5.В Древней Греции педагогом называли:

А) ораторов, читающих публичные лекции;

Б) воспитателей;

В) рабов.

6.Термин «педагогика» в буквальном переводе с греческого означает:

А) детовождение;

Б) воспитание;

В) обучение детей.

7.Первопричиной возникновения научных областей педагогики является:

А) потребности жизни (общества);

Б) развитие научно-исследовательских педагогических учреждений;

В) рост числа междисциплинарных исследований.

8.Объектом исследования научной педагогики является:

А) ребенок; Б) образование; В) педагогический процесс.

9.Предметом педагогики является:

А) ребенок; Б) образование; В) педагогический процесс.

10. К теоретическим функциям педагогической теории относятся:

А) внедрение итогов педагогических исследований в практику;

Б) повышение качества воспитания;

В) выявление закономерностей в педагогических явлениях;

Г) обобщение опыта практики;

Д) создание новых педагогических технологий;

Е) обогащение, систематизация научных знаний.

11. К практическим функциям педагогической теории относятся:

А) повышение качества воспитания;

Б) создание новых педагогических технологий;

В) внедрение итогов педагогических исследований в практику;

Г) выявление закономерностей в педагогических явлениях;

Д) обобщение опыта практики;

Е) обогащение, систематизация научных знаний.

12. Задачами педагогики являются:

А) научное обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитания;

Б) закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания;

В) исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса;

Г) выявление закономерностей и формулирование принципов процесса обучения и воспитания людей;

Д) закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в группы;

Е) разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания людей;

И) развитие сознания, деятельности, личности растущего человека, условия ускорения развития;

К) исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования развития его профессионального мастерства.

13. К фундаментальным педагогическим категориям относятся:

А) воспитание; Б) урок; В) педагогические инновации;

Г) образование; Д) педагогическая технология; Е) обучение;

И) развитие.

14.Воспитание в широком социальном значении – это:

А) процесс передачи общественно-исторического опыта новому поколению с целью подготовки к жизни;

Б) направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни;

В) специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях;

Г) процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

15. Воспитание в узком социальном значении – это:

А) процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач;

Б) процесс передачи общественно-исторического опыта новому поколению с целью подготовки к жизни;

В) специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях;

Г) направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.
В 2.

1. Воспитание в широком педагогическом значении – это:

А) процесс передачи общественно-исторического опыта новому поколению с целью подготовки к жизни;

Б) процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач;

В) специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях;

Г) направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

2. Воспитание в узком педагогическом значении – это:

А) направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни;

Б) процесс передачи общественно-исторического опыта новому поколению с целью подготовки к жизни;

В) процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач;

Г) специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях.

3. Понятие «образование» впервые введено в педагогическую науку:

А) И.Г. Песталоцци; Б) Я.А. Коменским; В) А.С. Макаренко.

4. Главный критерий образованности – это:

А) высоко развитые способности человека, глубина знаний, умений, навыков; Б) высокий интеллект, креативность;

В) системность знаний и системность мышления.

5. Процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащегося называется:

А) воспитанием; Б) учением; В) обучением.

6. Усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование – это:

А) образование; Б) учение; В) обучение.

7. Духовно-нравственное, эстетическое, физическое, патриотическое воспитание – это содержание понятия «воспитание»:

А) в узком педагогическом смысле; Б) в узком социальном смысле;

В) в широком педагогическом смысле;

Г) в широком социальном смысле.

8. Источником и движущими силами развития являются:

А) противоречия; Б) интерес; В) мотив.

9. Школьная педагогика, андрогогика, геронтогогика относятся к разделу:

А) общей педагогики; Б) возрастной педагогики;

В) сравнительной педагогики.

10. Отрасль педагогики, исследующая проблемы внешкольного воспитания, влияния социума на формирование и развитие личности – это:

А) специальная педагогика; Б) социальная педагогика;

В) этнопедагогика.

11. Часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения – это:

А) методика; Б) дидактика; В) школоведение.

12.Метод, который ограничивается регистрацией выявленных фактов в психолого-педагогических исследованиях, называется:

А) наблюдением; Б) формирующим экспериментом;

В) констатирующим экспериментом.

13. Наиболее высокая точность результатов исследования обеспечивается при:

А) наблюдении; Б) эксперименте; В) анализе.

14. В наибольшей мере обеспечивает соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием эффективных форм учебно-воспитательного процесса:

А) лабораторный эксперимент; Б) формирующий эксперимент;

В) метод анализа продуктов деятельности.

15. Методологические, теоретические, методические знания педагога включены в диапазон:

А) профессиональных знаний; Б) профессиональных умений;

В) профессиональных навыков.


ТЕЗАУРУС
А

Авторитарная личность — определенный тип личности, которой присущи консервативность, агрессивность, жажда власти, ненависть к интеллигенции, стереотипность мышления, конформизм.

Авторитарная педагогика — сосредоточение власти в руках педагога при устранении учащихся от участия в учебно- воспитательном процессе, подавлении инициативы и воздействии на них мерами принуждения.

Авторитарное воспитание — педагогическая концепция, согласно которой воспитательные отношения строятся на беспрекословном авторитете воспитателя и подчинении воспитанника его воле.

Авторитет (лат. auctoritas - значение, влияние, власть) — добровольно принимаемое индивидом влияние какого-либо лица, основанное на признании его достоинств. Выражается в способности носителя А. управлять мыслями и настроениями других людей, не прибегая к принуждению.

.Авторская школа (англ. authorial school; нем. Autorenschule, f) — феномен инновационной образовательной практики в России в конце 20 в., экспериментальное образовательное учреждение, деятельность которого строится на основе ведущих психолого-педагогических и (или) организационно-управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом.

Адаптация (от лат. adaptatio - приспособлять, прилаживать; adaptio - приспосабливание, приноравливание) – приспособление живого биологического организма к условиям окружающей среды..

Адаптация социальная (от лат. adapto - приспособляю)

— процесс взаимодействия личности и социальной среды, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников; один из социально-психологических механизмов социализации личности ( результатом социально-психологической адаптации личности являются сформированные социальные и профессиональные качества деятельности, поведения, общения, принятые в обществе);

— приспособление человека к условиям новой социальной среды, один из общественно-психологических механизмов социальной личности;

— процесс и результат активного приспособления человека к условиям и требованиям социальной среды.

Адаптивность — способность к гибкой переориентации содержания, форм и методов обучения.

Акселерация (от лат. acceleratio - ускорение) — ускорение роста и физического развития детей по сравнению с предшествующими поколениями. Впервые подобные явления отмечены в середине 19 в. Признаки А. появляются уже на стадии внутриутробного развития. За последнее столетие длина тела новорожденных увеличилась в среднем на 1 см, масса - на 100-300 г. Наблюдаются значительные изменения в темпах роста и развития грудных детей. С возрастом темпы А. растут: рост 4-7-летних детей за каждое десятилетие в среднем увеличивается на 1,5 см, масса тела - на 0,5 кг. Ускоряется половое созревание подростков. Городские дети подвержены А. в несколько большей степени, чем сельские. В конце 20 в. отмечено замедление темпов А.

Активизация (педагогическая) — мобилизация интеллекта, воли, нравственных сил учащегося.

Активность личности (от лат. activus - деятельный, действенный, практический) — деятельное отношение человека к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении.

Б

Биологический возраст — уровень многофункциональной зрелости организма ребёнка, зависящий от темпа индивидуального развития.

Бихевиоризм (от англ. behavior - поведение) — направление в психологии, преимущественно американской; рассматривает все феномены психической жизни человека и животных как совокупность актов поведения.

В

Ведущая деятельность — деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на данном этапе развития его личности.

Веротерпимость — свобода исповедовать свою веру. Веротерпимое государство - не стесняющее верующих в отправлении обрядов.

Власть отца, матери — влияние на детей, их взгляды и поведение, свойственное одному из родителей (или обоим) и основанное на сыновнем (дочернем) уважении, внутреннем авторитете или же покорности, беспрекословном подчинении, связанное с системой воспитания ребёнка (или отсутствием воспитания).

Власть учителя — влияние, оказываемое на обучаемых и воспитуемых знаниями, убеждениями, навыками, жизненным опытом, нравственным примером учителя, его личностью в целом.

Возраст — период развития человека, характеризуемый совокупностью специфических закономерностей формирования организма и личности.

Возрастной подход в воспитании — учёт и использование закономерностей развития личности (физиологических, психических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом.

Возрастные особенности — специфические свойства личности человека, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены стадий развития возраста.

Воспитание — относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется.

Воспитание духовное — формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека. В.д. - это воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и др. качеств, способных придать высший смысл делам и мыслям человека.

Воспитание нравственное — формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения.

Воспитание политическое — формирование у учащихся политического сознания, отражающего отношения между государствами, нациями, партиями, и умений разбираться в них с духовно-нравственных и этических позиций. Осуществляется на принципах объективности, вариативности, свободы выбора позиции и оценок в границах общечеловеческих ценностей.

Воспитание половое — систематическое, сознательно планируемое и осуществляемое воздействие на формирование полового сознания и поведения детей, подготовка их к семейной жизни.

Воспитание правовое — процесс формирования правовой культуры и правового поведения, заключающийся в осуществлении правового всеобуча, преодолении правового нигилизма, формировании законопослушного поведения.

Воспитание социальное — процесс и результат стихийного взаимодействия человека с ближайшей жизненной средой и условиями целенаправленного воспитания (семейного, духовно-нравственного, гражданского, правового, религиозного и др); процесс активного приспособления человека к определенным ролям, нормативным установкам и образцам социального проявления; планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития человека в процессе его социализации.

Воспитание трудовое — совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

Воспитание умственное — формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, умственных сил, мышления, мировоззрения и интеллектуальной свободы личности.

Воспитание физическое — система совершенствования человека, направленная на физическое развитие, укрепление здоровья, обеспечение высокой работоспособности и выработку потребности в постоянном физическом самосовершенствовании.

Воспитание художественное — формирование у воспитанников способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство, наслаждаться им, развитие потребностей в художественно-творческой деятельности и создании эстетических ценностей.

Воспитание экологическое — целенаправленное развитие у подрастающего поколения высокой экологической культуры, включающей в себя знания о природе и гуманное, ответственное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности.

Воспитание экономическоецеленаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на формирование у последних знаний, умений и навыков, потребностей, интересов и стиля мышления, соответствующих природе, принципам и нормам рационального хозяйствования и организации производства, распределения и потребления.

Воспитание эстетическое — целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, способствующее выработке и совершенствованию в подрастающем человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты.

Воспитание этическое — целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, имеющее своей целью выработку у последних правил хорошего тона, формирование культуры поведения и отношений.

Воспитанность — умение вести себя в обществе, благовоспитанность. Под В., как правило, понимают учтивое, вежливое поведение человека, отличающегося хорошими манерами, правильной речью, умением общаться с окружающими его людьми в различных ситуациях и т.п. Воспитанный человек характеризуется вежливостью, учтивостью, знанием правил культуры поведения, этикета. В широком смысле В. означает не только соблюдение правил поведения и общения, принятых в данном обществе, но внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении. В этом смысле В. является неотъемлемым качеством интеллигентности.

Воспитатель — лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. В понятии В. объединяются профессиональная роль и гражданская личностная позиция, принятая на себя одним человеком и реализуемая по отношению к другому человеку или коллективу.

Воспитательная работа — целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности взрослых и детей, ставящая своей целью создание условий для полноценного развития личности. Через В.р. реализуется воспитательный процесс.

Воспитательная деятельность — система действий педагога, направленная на создание оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного творческого самовыражения.

Воспитательная система — комплекс воспитательных целей; людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между её участниками; освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности В.с. Различают также понятие "система воспитательной работы", которая является подсистемой В.с. и под которой понимают комплекс мероприятий, адекватных поставленной цели.

— целостный организм, функционирующий при условии взаимосвязи основных компонентов воспитания (субъекты цели, содержание и способы деятельности) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.

Воспитательная среда — совокупность природных и социально-бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность ребенка и становление его как личности. Воспитательная среда (пространство) - среда обитания школьника, благоприятная для формирования у ребенка положительных качеств; это ближайшее окружение, т.е. люди, с которыми он ежедневно общается: члены семьи, школьный и классный коллективы, учителя, воспитатели и т.д.

Воспитуемость — подготовленность человека к сравнительно быстрому формированию новых для него познавательных, эмоциональных или поведенческих умений и навыков.

Воспитывающие ситуации — обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию; могут быть специально организованы педагогом.

Всестороннее развитие личности — идеал воспитания, присущий гуманистическим педагогическим концепциям. Идея В.р.л. возникла в эпоху Возрождения и получила различные интерпретации во мн. философских педагогических системах.
1   2   3   4   5   6   7