Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Методическая разработка «общие основы педагогики»


Скачать 1.21 Mb.
НазваниеМетодическая разработка «общие основы педагогики»
страница6/7
Дата21.04.2016
Размер1.21 Mb.
ТипМетодическая разработка
1   2   3   4   5   6   7

Г

Гипотеза (от греч. hypothesis - основание, предположение) — научно обоснованное предположение о закономерной (причинной) связи явлений; один из методов познания; форма развития науки.

Глобализация образования (globalization of education) — процесс создания всемирной единой унифицированной системы образования, при которой стираются различия между входящими в нее образовательными системами.

Гуманизация образования — система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и технологии обучения, ориентированных на совершенствование личности, занимающей центральное место в структуре общественных отношений.

Гуманизм (от лат. humanus - человеческий, человечный) — признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Гуманитаризация в образовании — воспитание и обучение гуманной личности гуманными методами, формами и средствами, направленное на удовлетворение ее индивидуальных запросов и интересов.

Гуманность (от лат. humanus - человечный) — обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и деятельности в актах содействия, соучастия, помощи.

Д

Дедукция (лат. deductio - выведение) — переход от общего знания о предметах данного класса к единичному (частному) знанию об отдельном предмете этого класса; один из методов познания.

Декларация прав ребенка — международный правовой акт, принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959. Д.п.р. зафиксировала положение о необходимости защиты прав и интересов детей во 2-й половине 20 в. Д.п.р. сохранила преемственность с Женевской декларацией прав ребёнка, принятой Лигой Наций (предшественница ООН) в 1924. Д.п.р. исходит из того, что "ребёнок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения".

Дефектология (от лат. defectus - недостаток и греч. logos - слово, учение) — наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, методах, формах организации их воспитания и обучения.

Диагностика — компонент структуры образовательной программы, при этом роль диагностики состоит в коррекции педагогического процесса, это информация для учителя и администрации школы с целью отбора учебных программ и педагогических технологий обучения, нормирования домашних заданий и снятия перегрузки учащихся. Средства - тестирование учебных результатов (дидактическая диагностика) и психологическая диагностика. Диагностическая служба школы должна работать под руководством завуча или методиста по диагностике.

Диагностика педагогическая — изучение состояния педагогического процесса.

Дизсоциальное воспитание (от лат. dis - приставка, сообщающая понятию противоположный смысл, и социальное воспитание) — целенаправленное формирование антисоциальных сознания и поведения у членов криминальных и тоталитарных (политических и квазикультовых) групп и организаций (сообществ).

Дисциплина (лат. disciplina - обучение, воспитание) определённый порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации.

Дисциплинированность — качество личности, включающее привычку к дисциплине, выдержанность, внутренняя организованность, ответственность, готовность и привычку подчиняться собственным целям (самодисциплина) и общественным установлениям.

Е

Естественный эксперимент — метод психолого-педагогического исследования; эксперимент, включённый незаметно для испытуемого в его игровую, трудовую или учебную деятельность.

З

Закон РФ "Об образовании" — основополагающий документ, определяющий политику государства в области образования. Принят 10 июля 1992 г., имеет N 3267-1.

Зона ближайшего развития — расхождение между уровнем актуального развития (определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребёнок может достигнуть под руководством взрослого). Понятие введено Л.С. Выготским.

И

Индивидуальность — неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей. Конкретное сочетание мыслей, чувств, проявлений воли, потребностей, мотивов, желаний, интересов, привычек, настроений, переживаний, интеллекта, склонностей, способностей и др. особенностей человека образует уникальную целостную структуру переживающей и действующей личности.

Индивидуально-дифференцированный подход – организация учебного процесса, при котором выбор методов, форм, средств и приемов обучения осуществляется с учетом индивидуальных и групповых особенностей учащихся.

Индивидуальный подход в воспитании — осуществление педагогического процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента и характера, способностей, мотивов и интересов, и др.), в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях.

Индукция (от лат. inductio - наведение) — переход от единичного знания об отдельных предметах данного класса к общему выводу о всех предметах данного класса; один из методов познания.

Инстинкт (от лат. instinctus - побуждение, наитие) — совокупность врождённых компонентов поведения и психики человека и животных.

Инструктаж (от франц. instruire - обучать, наставлять) — вид объяснения и предъявления задания преподавателем.

Интериоризация (франц. interiorisation - переход извне внутрь, от лат. interior - внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности.

История педагогики —область науки, изучающая историческое развитие образовательной практики и педагогического знания в их единстве, а также во взаимосвязи с современными проблемами образования и педагогических наук.

К

Категория педагогики – наиболее общее и существенное понятие, выражающее свойства и отношения в педагогической деятельности.

Коллектив (от лат. collectivus - собирательный) — социальная общность людей, объединённая на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения.

Коллективизм (от лат. collectivus - собирательный) — нравственный принцип, утверждающий приоритет интересов и целей коллектива над устремлением индивида и характеризующий высокий уровень групповой сплочённости.

Л

Личность – социальная сущность человека, приобретаемая в ходе общения и деятельности и выражающаяся в достижении необходимого уровня активности и самосознания.

Логика научного исследования в педагогике – упорядоченная последовательность процедур педагогического исследования, выстроенная на основе соблюдения внутренних существенных связей в исследуемых объектах, явлениях, процессах.

М

Менталитет , ментальность (от позднелат. mentalis - умственный) — образ мыслей, совокупность умственных навыков, духовных установок и культурных традиций, присущих отдельному человеку или человеческой общности. Термин "М." ввёл в научный оборот американский философ Р. Эммерсон (1856).

Метод (от греч. methodos - путь исследования или познания) — совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.

Метод проектов — система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов.

Метод рейтинга — определение оценки деятельности какой-либо личности или события. В последние годы начинает использоваться как метод контроля и оценки в учебно-воспитательном процессе.

Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности; учение о научном методе познания; совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.

Методология педагогики

— система знаний о методах педагогических исследований;

— учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действительности;

— это учение о педагогическом знании и о процессе его обретения, т.е. учение о познании.

Методологическая культура учителя – особая культура научного мышления учителя, базой которого являются методологические знания и опыт рефлексии.

Методы исследования в педагогике — приёмы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности.

Методы педагогических исследований – способы, приемы и операции деятельности, направленные на изучение педагогических явлений и на решение научно-практических проблем.

Методы контроля — способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих.

Мировоззрение — целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

Младший школьный возраст — этап развития ребёнка, соответствующий периоду обучения в начальной школе (от 6-7 до 10- 11 лет).

Моделирование - метод исследования объектов на их моделях - аналогах определённого фрагмента природной или социальной реальности; построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений (органических и неорганических систем, инженерных устройств, разнообразных процессов - физических, химических, биологических, социальных) и конструируемых объектов.

Мотивация (от лат. movere - приводить в движение, толкать) — вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.

Мотивы — побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его активности.

Н

Народная педагогика — совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в этнокультурных традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми.

Наследственность — передача тех или иных черт, особенностей (в генетических терминах - признаков) от предков к потомкам. Обеспечивает биологическую преемственность поколений, сохранность в ряду поколений специфических для каждого вида особенностей - морфологических, физиологических и т.д.

Наука – сфера человеческой деятельности, результатом которой являются новые знания.

О

Образование (англ. education) — составная часть и одновременно продукт социализации.

Образованность — качество развившейся личности, усвоившей опыт, с помощью которого она становится способной ориентироваться в окружающей среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя.

Обучаемость — индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком содержания обучения.

Обучение — совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие личности, её образование и воспитание.

Общее образование — совокупность общезначимых нравственных и культурных ориентировочных знаний, умений и навыков, достаточных для осознанного и продуктивного участия человека в жизни общества.

Общение — взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности; один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка.

Объект педагогики – воспитание в широком смысле.

Одаренные дети — дети, значительно опережающие своих сверстников в умственном развитии, либо демонстрирующие выдающиеся специальные способности (музыкальные, художественные, спортивные и др.).

Олигофренопедагогика (от греч. oligos - малый, phren - ум и педагогика) — наука о воспитании и обучении детей с нарушениями интеллекта; один из разделов коррекционной (специальной) педагогики.

Онтогенез (от греч. он, род. падеж онтос - сущее и генесис - рождение, происхождение) — процесс развития индивидуального организма от его зарождения до смерти.

П

Педагог (от греч. paidagogos - воспитатель) - лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодёжи и имеющее специальную подготовку в этой области (учитель общеобразовательной школы, преподаватель профессионально-технического училища, среднего специального учебного заведения, воспитатель детского сада и т.д.).

Педагог-организатор — специалист, организующий внеклассную и внешкольную работу в сфере дополнительного образования детей.

Педагогика (греч. paidagogike) — многозначный термин, обозначающий:

— науку о закономерностях обучения и воспитания;

—различные идеи, представления, взгляды (религиозные, общественные, народные и др.) на стратегию (цели), содержание и тактику (технологию) воспитания, обучения, образования;

—область научных исследований, связанных с воспитанием, обучением, образованием;

—специальность, квалификацию, практическую деятельность по воспитанию, обучению, образованию;

—учебный предмет в составе среднего и высшего профессионального и послевузовского педагогического образования;

—искусство, виртуозность, мастерство, манёвры и тонкости воспитания.

Педагогика взрослых — отрасль педагогической науки, изучающая закономерности воспитания, обучения, образования и самообразования взрослых людей в различных организационных формах, в которых осуществляется целенаправленная педагогическая деятельность. Во мн. зарубежных странах П.в. называют андрагогикой.

Педагогика высшей школы — отрасль педагогической науки, изучающая теоретические и практические проблемы высшего профессионального образования.

Педагогическая антропология - самостоятельная отрасль науки об образовании, целостное и системное знание о человеке воспитывающем и воспитывающемся, как субъекте и объекте образования; интегративная наука, обобщающая различные знания о человеке в аспекте воспитания и обучения. В этом значении П.а. стремится определить своё место в системе наук и, прежде всего в системе педагогического знания, обрести статус самостоятельной науки, обладающей специфическим объектом, предметом, целями, проблемами и методом их решения.

Педагогическая инноватика – область знаний, изучающая процессы развития образования, связанные с созданием новой практики.

Педагогическая инновация - нововведение, вносящее в среду образования новые стабильные элементы.

Педагогическая диагностика – изучение учебно-воспитательного процесса и личности учащегося в целях создания условий для оптимизации процессов обучения и воспитания.

Педагогическая профессия — род трудовой деятельности, являющийся источником существования специально подготовленных в педагогических учебных заведениях людей, содержанием и целью которой является направленное создание условий для становления и преобразования личности другого человека, управление процессом его разностороннего развития педагогическими средствами.

Понятийный аппарат педагогики – упорядоченная и строгая совокупность категорий, понятий и терминов, используемых в педагогике.

Потребности — внутренние состояния, выражающие зависимость живого организма от конкретных условий существования; осн. источник активности личности.

Прогнозирование в образовании — часть социального прогнозирования, включающего (в широком обществоведческом аспекте) прогнозы социологического, экологического, демогра- фического, этнологического, культурологического, медицинского, правового, психологического и другого характера.

Профессиональная педагогика - педагогика профессионального образования, профессионального воспитания, обучения, развития и решения педагогических задач в профессиональной деятельности.

Профессия (лат. professio - официально указанное занятие, от рrofiteor - объявляю своим делом) — вид трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков, которые приобретены в результате целенаправленной подготовки.

Р

Развитие личности – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере, обусловленной влиянием внешних и внутренних факторов.

Рефлексия (от позднелат. reflexio - обращение назад, рефлексия)

размышление, самонаблюдение. В философии - форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление собственных действий и их законов.

С

Самооценка — элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков; важный регулятор поведения.

Самостоятельность — одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определённые цели, добиваться их достижения собственными силами.

Свободное воспитание — направление в педагогической теории и практике, рассматривающее воспитание как помощь природе ребёнка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нём.

Систематизация (от греч. Systema - целое, состоящее из частей) — мыслительная деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определённую систему на основе выбранного принципа.

Социализация (от лат. socialis - общественный) — развитие человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

Социализация личности – усвоение личностью ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, группе, и воспроизводство ею социальных связей и социального опыта.

Социальная адаптация — процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.

Социальная активность (от лат. activus - деятельный) — способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении, поведении. Социальная активность является условием самоопределения человека в обществе, и это важно учитывать в организации педагогической практики.

Социальная педагогика — отрасль педагогики, изучающая социальное воспитание, осуществляемое как в собственно воспитательных учреждениях, так и в различных организациях, для которых оно не является ведущей функцией.

Социальное воспитание — взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях в процессе планомерного создания условий для его относительно целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации.

Социокультурная среда — конкретное непосредственно данное каждому ребенку социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества. Это - совокупность различных (макро- и микро-) условий его жизнедеятельности и социального (ролевого) поведения, это - его случайные контакты и глубинные взаимодействия с другими людьми, это - конкретное природное, вещное и предметное окружение, представленное как открытая к взаимодействию часть социума.

Социология (от лат. societas - общество и греч. logos - наука) — наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей. Попытки объяснения общественной жизни возникли в античности (Платон, Аристотель и др.), продолжались в философии, истории.

Социометрия — метод изучения особенностей межличностных отношений в малых группах. Разработан Я. Морено.

Социум — окружение, в котором формируется человек.

Специальная педагогика — составная часть педагогики, одна из ее ветвей, теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых затруднительно или невозможно образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств.

Сравнительная педагогика — область педагогической науки, изучающая преимущественно в сопоставительном плане состояние, закономерности и тенденции развития педагогической теории и практики в различных странах и регионах мира, а также соотношение их всеобщих тенденций, национальной и региональной специфики; выявляет формы и способы взаимообогащения национальных образовательных систем путём использования ими зарубежного опыта.

Среда — окружающая человека социальное пространство (в целом - как макросреда, в конкретном смысле - как непосредственное социальное окружение, как микросреда); зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия.
1   2   3   4   5   6   7