Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
|
 Скачать 1.21 Mb. |
Тема: ………………………………………………………………….. Вступление. Почему эта тема актуальна?
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… Тезис 1. О чем идет речь (понятия, аксиомы)?
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Тезис 2. В чем суть проблемы?
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Тезис 3. Что вы думаете по существу темы и что предлагаете?
…………………………………………………………………………… Ход семинарского занятия
№
| Тема выступления
| Суть выступления
| Вопросы к выступающему, замечания
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Над чем подумать?
Каково на ваш взгляд, значение идей педагогики как искусства в русской педагогике?
Как вы можете сформулировать главную линию
развития идей гуманистической педагогики?
3. Какую роль в развитии российской гуманистической педагогики сыграли идеи Л.Н. Толстого?
Самостоятельная работа
Из приведенного ниже списка заданий различного уровня сложности вы можете выбрать одно.
№1. Напишите 7-10 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотации к выбранным заданиям.
Форма отчета: соответствующая карточка.
№2. Подберите отрывки из художественных и научных текстов по одной из предлагаемых тем:
Педагогика в современном мире.
Традиции и преемственность в развитии идей гуманной педагогики.
Функции педагогической науки: теоретическая, практическая и прогностическая.
Связи педагогики с философией, социологией, медициной, кибернетикой, информатикой и другими науками.
……… (свой вариант – по согласованию с преподавателем).
Составьте фрагмент педагогической хрестоматии (с указанием автора, названия книги, издания, страницы и т.д.)
Форма отчета: фрагмент хрестоматии.
№3. Проследите взаимосвязь понятий «образование», «обучение», «развитие личности», «воспитание». Как аргументировать ее при помощи схемы?
Форма отчета: схема с пояснениями.
№4. Напишите мини-реферат на тему: «Междисциплинарные понятия в педагогике». Какие межпредметные и внутрипредметные связи при этом можно проследить?
Форма отчета: текст реферата.
№5. Прочитайте следующий отрывок:
- К чему вы готовите вашего сына? – кто-то спросил меня.
- Быть человеком, - отвечал я.
- Разве вы не знаете, - сказал он, - что людей собственно нет на свете; это одно отвлечение, вовсе не нужное для нашего общества. Нам необходимы негоцианты, солдаты, механики, моряки, врачи, юристы, а не люди.
Правда это или нет?
(Пирогов Н.И. / Под ред.Ш.И. Ганелина. – Просвещение, 1974. – с.155)
Свои раздумья по этому поводу оформите в виде письма Николаю Ивановичу Пирогову.
Форма отчета: текст письма. Методические рекомендации
по выполнению самостоятельной работы Прежде всего выберите задание, которое вам по силам и интересно для вас. Подумайте, какова цель этого задания. Подберите необходимую литературу, посоветуйтесь с преподавателем. Затем выберите форму отчета о выполнении самостоятельной работы. Внимательно читайте задание и дополнительные источники. Кратко записывайте основные мысли. Отделяйте одну мысль от другой. Закончив работу, выпишите все данные источники. Попытайтесь сопоставить значение педагогических понятий в разных системах наук. Совпадают ли они? В какой мере и почему? Попробуйте проследить внутрипредметные связи в использовании понятийного аппарата педагогики. При выполнении заданий подходите творчески, находите нестандартные решения, проявите эрудицию и высокий уровень воображения. Отчет о выполнении самостоятельной работы
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Тема: Методология педагогики.
Логика и методы педагогического исследования. Цели изучения:
сформировать представление о методологии как «знаний о знании», о специфике и уровнях методологического знания, умение оперировать методами научного исследования в педагогике; заложить фундамент методологической культуры учителя.
Форма изучения:
практическое занятие, самостоятельная работа студента.
Основные понятия:
методология; методологические характеристики исследования; уровни методологического знания; методы научно-педагогического исследования; методологическая культура педагога.
План.
Понятие о методологии педагогики.
Методологические принципы педагогического исследования.
Методы педагогического исследования.
Структура и логика научно-педагогического исследования.
Учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности
Учение о системе принципов и способов организации деятельности в педагогике
Понятие о методологии педагогики
Наука может развиваться лишь в том случае, если она пополняется новыми знаниями, приобретаемыми в процессе исследований.
Научно-педагогические исследования по их направленности подразделяются на фундаментальные, прикладные исследования и разработки.
Фундаментальные исследования своим результатом имеют обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретических и практических достижений педагогики или предлагают модели развития педагогических систем на прогностической основе.
Прикладные исследования — это работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, раскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики.
Разработки ведутся с целью обоснования конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения.
Объективность полученного знания зависит прежде всего от выбора методологии исследования.
Методология (от греч. methodos — путь исследования или познания, теория, учение и logos — слово, понятие) — это: 1) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности; 2) учение о научном методе познания; 3) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.
Методология педагогической науки – это учение о принципах, методах, формах, процессах познания и преобразования педагогической действительности.
В науке признано существование иерархии методологии. В структуре методологического знания выделяют четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический. Все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует определенное соподчинение. Рассмотрим более подробно, чем характеризуется каждый уровень.
Философский уровень методологии составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Он выступает как содержательное основание всякого методологического знания, определяя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности. В настоящее время одновременно сосуществуют различные философские учения, выступающие в качестве методологии различных человековедческих наук, в том числе и педагогики: экзистенциализм, прагматизм, диалектический материализм, неотомизм, неопозитивизм и др.
Следующий уровень методологии — общенаучный. В его основе лежат концепции, научные подходы, применяемые во многих науках. Общенаучный уровень методологии характеризуется подходом к явлениям жизни как к системам, имеющим определенное строение и свои законы функционирования.
Третий уровень методологии — конкретно-научный — представляет собой совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной научной дисциплине.
Технологический уровень методологии составляют методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.
В целом методология указывает, как надо осуществлять научно-исследовательскую и практическую деятельность. 2. Методологические принципы педагогического исследования При проведении научно-педагогического исследования необходимо руководствоваться следующими принципами:
■ исходить из объективности и обусловленности педагогических явлений: они существуют и развиваются в силу действия внутренних объективных законов, противоречий, причинно-следственных связей;
■ обеспечивать целостный подход в изучении педагогических явлений и процессов;
■ изучать явления в их развитии;
■ изучать явления в их связях и взаимодействии с другими явлениями;
■ при выборе методов исследования исходить из того, что для решения любой научной проблемы используется не один, а комплекс взаимодополняющих методов;
■ методы исследования должны быть адекватны существу изучаемого предмета;
■ рассматривать процесс развития как самодвижение и саморазвитие, обусловленное присущими ему внутренними противоречиями, выступающими как движущая сила и источник развития;
■ не проводить эксперимент, противоречащий нравственным нормам, способный нанести вред испытуемым, образовательно-воспитательному процессу. 3. Методы педагогического исследования Методы педагогического исследования — это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей построения научных теорий.
Методы педагогических исследований подразделяются на теоретические и эмпирические (практические).
Теоретические методы исследования позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить и предсказать явления, повысить надежность полученных результатов, перейти от абстрактного к конкретному знанию, установить взаимоотношения между различными понятиями и гипотезами, выделить среди них наиболее существенные и второстепенные.
К теоретическим методам исследования относятся: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация и моделирование.
Анализ — мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных признаков и качеств явления.
Одно и то же исследуемое явление можно анализировать по многим аспектам. Всесторонний анализ признаков качеств позволяет глубже раскрыть их.
Синтез — мысленное соединение признаков, свойств явления в общее (абстрактное) целое.
Синтез — это смысловое соединение. Если просто суммировать признаки явления, между ними не возникает логической системы, образуется лишь хаотическое накопление отдельных связей.
Анализ и синтез тесно связаны между собой в любом научном исследовании.
Абстрагирование — мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей.
Конкретизация — мысленная реконструкция, воссоздание предмета на основе вычлененных ранее абстракций (по своей логической природе процесс, противоположный абстрагированию).
Сравнение — установление сходств и различии между рассматриваемыми явлениями.
Для того чтобы сравнить между собой определенные явления, необходимо выделить в них известные признаки и установить, как они представлены в рассматриваемых объектах. Несомненно, составной частью этого процесса всегда будет анализ, так как во время установления различий в явлениях следует вычленить измеряемые признаки. Сравнение — это выявление определенных соотношений между признаками. В ходе сравнения используется и синтез.
Обобщение — выделение в явлениях общих черт, т.е. подведение итогов исследования.
При использовании метода сравнения устанавливаются общие признаки явлений, позволяющие объединить их в одну смысловую группу. Обобщение тем убедительнее, чем большее количество существенных признаков явлений подвергалось сравнению.
Моделирование — это исследование процессов и явлений при помощи их реальных или идеальных моделей.
Индукция и дедукция — логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный — от общего суждения к частному выводу.
К эмпирическим (практическим) методам исследования относятся: методы сбора и накопления данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование и др.); методы контроля и измерения (шкалирование, срезы, тесты); методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные); методы оценивания (самооценка, рейтинг, педагогический консилиум); методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику (эксперимент, опытное обучение, масштабное внедрение) и т.п.
Рассмотрим более подробно некоторые из этих методов.
Наблюдение — метод исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств (целенаправленное, систематическое изучение определенного педагогического явления). Наблюдение наряду с самонаблюдением является основным исследовательским методом.
Наблюдение имеет ряд существенных черт, которые отличают его от обыденного восприятия человеком происходящих событий. Основными из них являются:
Целенаправленность;
Аналитический характер.
Из общей картины наблюдатель выделяет отдельные стороны, элементы, связи, которые анализируются, оцениваются и объясняются;
Комплексность. Следует не выпускать из поля зрения ни одной существенной стороны наблюдаемого;
Систематичность.
Необходимо не ограничиваться разовым «снимком» наблюдаемого, а на основе более или менее продолжительных (пролонгированных) исследований выявлять статистически устойчивые связи и отношения, обнаруживать изменение и развитие наблюдаемого за определенный период.
Виды наблюдений различаются по следующим признакам: по временной организации — непрерывное и дискретное (в отдельные промежутки времени); по объему — широкое (сплошное), когда фиксируются не доступные особенности поведения наблюдаемых в целом, и узкоспециальное (выборочное), направленное на выявление отдельных сторон явления или отдельных объектов; по способу получения сведений — непосредственное (прямое) и косвенное (опосредованное). При прямом наблюдении исследователь регистрирует увиденные факты; при косвенном наблюдается не сам предмет или процесс, а его результат.
Наблюдение может быть также включенным и невключенным (по типу связи наблюдателя и наблюдаемого). Включенное наблюдение предполагает, что исследователь сам является членом группы, поведение которого рассматривается. Если при этом он маскируется, а цели наблюдения скрываются, порождаются серьезные этические проблемы. В невключенном наблюдении позиция исследователя открыта, он наблюдает за происходящим со стороны.
По условиям проведения наблюдения бывают полевые (в естественных условиях) и лабораторные (с применением специального оборудования).
Существуют и другие виды наблюдения в зависимости от того, какой признак положен в основу исследования.
Как и любой метод, наблюдение имеет свои позитивные и негативные стороны. Достоинства наблюдения заключаются в том, что оно позволяет изучить предмет:
в целостности;
в естественном функционировании;
в многогранных связях и проявлениях.
Недостатки наблюдения состоят в том, что этот метод не позволяет:
активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуации;
наблюдать одновременно за большим количеством явлений, лиц;
охватить некоторые труднодоступные явления, процессы;
избежать вероятности ошибок, связанных с личностью наблюдателя;
делать точные замеры.
Беседа в качестве метода научного исследования дает возможность выяснить мнение, отношение воспитателей и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям. Беседа применяется как самостоятельный или как дополнительный метод исследования в целях получения необходимой информации или разъяснения того, что не было понято при наблюдении. В силу этого данные, полученные с помощью беседы, более объективны.
Исследователь, проводящий беседу, должен уметь вызвать собеседника на откровенность, четко ставить вопросы, которые должны быть тактичными, при этом нецелесообразна постановка вопросов «в лоб». Беседа проводится по заранее намеченному плану, в свободной форме, без записывания ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование.
При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Ответы при этом можно открыто фиксировать.
Рассмотренные выше методы исследования при всех их положительных сторонах обладают существенным недостатком: с их помощью ученый получает сравнительно ограниченное количество данных, причем эти данные не носят достаточно представительного характера, то есть относятся к небольшому числу обследуемых объектов. Между тем нередко возникает необходимость провести массовое изучение тех или иных вопросов. В этих случаях используется анкетирование.
Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет). Применяются различные типы анкет:
- открытые, требующие самостоятельного конструирования ответа, и закрытые, в которых необходимо выбирать один из готовых ответов;
- полузакрытые (полуоткрытые), когда даются готовые ответы и можно добавлять собственные;
- именные, предлагающие указывать фамилию испытуемого, и анонимные — без указания автора ответов;
- полные и урезанные;
- пропедевтические и контрольные; и т.д.
Тестирование — метод педагогического исследования с использованием тестов.
Тест (от англ. test — проба, испытание, исследование) — стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерять некоторые психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.
Тест выступает в качестве измерительного инструмента, поэтому он должен удовлетворять строгим и ясным требованиям. Это ни в коей мере не случайно подобранный набор вопросов. Качество теста определяется надежностью (устойчивостью результатов тестирования), валидностью (соответствием теста целям диагностики), дифференцирующей силой заданий (способностью теста подразделять тестируемых по степени выраженности исследуемой характеристики).
Педагогический эксперимент — преднамеренное внесение изменений в процесс воспитания и обучения, глубокий качественный анализ и количественное измерение полученных результатов.
Как и наблюдение, педагогический эксперимент считается базовым исследовательским методом. Но если при наблюдении испытатель пассивно ждет проявления интересующих его процессов, то в эксперименте он сам создает необходимые условия, чтобы вызвать эти процессы.
Существуют два вида эксперимента: лабораторный и естественный.
Лабораторным является эксперимент, который проводится в искусственно созданных условиях. Естественный эксперимент проводится в обычной обстановке. Он исключает то напряжение, которое возникает у испытуемого, знающего, что над ним экспериментируют.
В зависимости от характера решаемых исследовательских задач и лабораторный, и естественный эксперименты могут быть констатирующими или формирующими. Констатирующий эксперимент выявляет наличное состояние (до формирующего эксперимента).
Формирующий (обучающий, преобразующий) эксперимент — это активное формирование какой-либо установки.
К педагогическому эксперименту предъявляются определенные требования. Во-первых, он не должен допускать риска для здоровья участников эксперимента. Во-вторых, его нельзя проводить с заведомо отрицательным результатом.
Изучение документов также является методом педагогического исследования. Документом называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации.
По форме фиксации информации существуют следующие документы:
письменные (содержат в основном буквенный текст: классные журналы, дневники, медицинские карты, тетради учащихся, рабочие (календарные) планы преподавателей, учебные планы, протоколы собраний, программы, контрольные работы и др.);
статистические (информация в основном цифровая);
иконографические (кино- и фотодокументы, картины);
фонетические (магнитофонные записи, грампластинки, диски);
технические (чертежи, поделки, техническое творчество).
К методам педагогического исследования также относится метод изучения и обобщения передового педагогического опыта(ППО). Этот метод направлен на анализ состояния практики, элементов нового, эффективного в деятельности педагогических работников.
М.Н. Скаткин выделяет два вида передового опыта: педагогическое мастерство и новаторство.
Педагогическое мастерство состоит в рациональном использовании рекомендаций науки и практики.
Новаторство представляет собой собственные методические находки, новые наработки.
Методом педагогического исследования является шкалирование, т.е. превращение качественных факторов в количественные ряды.
Такое преобразование дает возможность, например, качества личности изобразить в виде шкалы. Шкалирование, при котором оцениваются качества личности с помощью компетентных лиц, называется рейтингом.
К методам научного исследования относится также метод обобщения независимых характеристик, предполагающий выявление и анализ мнений, полученных от различных людей, а также метод педагогического консилиума, т.е. обсуждение результатов изучения уровня воспитанности и обученности школьников и совместная выработка средств преодоления недостатков.
В последние годы все большее распространение получает социометрический метод, который позволяет установить социально-психологические взаимоотношения членов какой-либо группы в количественных параметрах. Этот метод дает возможность оценивать структуру малых групп и статус отдельной личности в группе.
Особое положение занимают математические методы и методы статистической обработки исследовательского материала.
Математические и статистические приемы в педагогике используются для обработки полученных с помощью опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они дают возможность оценить результаты работы, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.
Таковы наиболее важные методы исследования, применяемые в педагогике. Каждый из них выполняет свою специфическую роль и помогает изучению лишь отдельной стороны педагогического процесса. Для всестороннего изучения применяются методы исследования в совокупности.
4. Структура и логика научно-педагогического исследования Программа исследования, как правило, включает семь этапов.
1 этап. Знакомство с проблемой исследования. Обоснование ее актуальности, уровня разработанности. Определение цели, задач, объекта и предмета исследования.
Научная проблема выражает основное противоречие, которое должно быть разрешено средствами науки. Обоснование актуальности исследования включает указание на необходимость, а также своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития педагогической теории и практики.
Решение проблемы составляет цель исследования. Цель представляет собой замысел экспериментатора, научный результат, который должен быть получен в итоге его работы.
Объект — это то, на что направлен процесс познания. Объектом может быть все то, что явно или неявно содержит в себе противоречие и порождает проблемную ситуацию.
Предмет исследования — часть, отдельная сторона объекта. Это наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются исследовательские задачи, которые, как правило, направлены на проверку гипотезы.
2 этап. Выбор методологии: исходной концепции, опорных теоретических положений, методов познания, единого замысла, определяющего ход и предполагаемые результаты эксперимента, исследовательского подхода. При изучении современных педагогических проблем реализуются системный, комплексный, целостный, личностный, деятельностный, сущностный и другие подходы.
3 этап. Построение гипотезы исследования.
Гипотеза исследования — это научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке.
4 этап. Выбор методов исследования. Проведение констатирующего эксперимента с целью установления исходного состояния предмета исследования.
5 этап. Организация и проведение преобразующего эксперимента.
Такой эксперимент представляет собой научно поставленный опыт изменения педагогической действительности в точно учитываемых условиях.
6 этап. Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования. Формулирование выводов, создание теоретических положений. Теорией становится фактически всякая доказанная гипотеза, применимая в различных условиях (если она относится к общим, фундаментальным, а не частным вопросам).
7 этап. Выработка практических рекомендаций.
Подготовка к практическому занятию
Вставьте в эти утверждения пропущенные понятия и термины:
1) законы и закономерности педагогики имеют …………….. и ………………….. характер;
2) основные понятии, которыми пользуется наука педагогика, принято называть педагогическими ………………………..;
3) обучение – это общение учителя с учениками, в ходе которого происходит передача и усвоение …………………………….., …………………… и ………………………..
2. Что из перечисленного относится к задачам педагогической науки:
1) воспитание;
2) обнаружение закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами;
3) изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;
4) внедрение результатов исследований в практику;
5) образование школьников;
6) прогнозирование развития образования.
3. В чем заключаются ошибки в данной формулировке объекта и предмета исследования?
1) Объект: процесс совершенствования познавательной деятельности старшеклассников. Предмет: применение заданий развивающего характера в ходе познавательной деятельности старшеклассников.
Допущенные ошибки:
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............................................................................................................
2) Объект: учебник по химии (биологии) для 10 класса средней общеобразовательной школы. Предмет: способы организации и управления познавательной деятельностью учащихся 10-го класса средствами такого учебника.
Допущенные ошибки:
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
4.Расположите в логической последовательности задачи исследования на тему «Проблемы и условия формирования методологической культуры студентов педколледжей»:
Определить и проверить в процессе опытно-экспериментальной работы условия формирования методологической культуры студентов.
Изучить состояние методологической культуры студентов.
Разработать рекомендации по созданию условий формирования методологической культуры студентов.
Проанализировать понятие «методологическая культура» будущего педагога.
Правильная логическая последовательность:
Выберите одну из представленных ниже тем педагогического исследования и создайте для нее методологический аппарат.
Влияние межличностных отношений на качество знаний учащихся.
Влияние использования игровой деятельности на уроках на основные психофизиологические показатели учащихся.
Влияние внеклассной работы по трудовому обучению на уровень сплоченности коллектива класса.
………………………….. (свой вариант темы)
Тема исследования ……………………………………………………
Объект …………………………………………………………………
Предмет ……………………………………………………………….
Цель ……………………………………………………………………
Задачи ………………………………………………………………….
Гипотеза ……………………………………………………………….
Методы …………………………………………………………………
Практическое занятие
Теоретическая часть. Проверьте под руководством преподавателя, как вы выполнили задания из раздела «Подготовка к практическому занятию». Проблемы под заголовком «Над чем подумать» можно обсудить в малых группах.
Практическая часть. Получите у преподавателя задание по составлению методологического аппарата научно-педагогического исследования. Занесите ваши ответы в приведенную ниже форму.
Тема исследования ……………………………………………
Объект …………………………………………………………
Предмет ………………………………………………………..
Цель ……………………………………………………………
Задачи …………………………………………………………
Гипотеза ………………………………………………………
Методы ……………………………………………………….
Отметка преподавателя __________________________ Над чем подумать?
Каким образом студент педагогического колледжа
может повысить свою методологическую культуру?
2.По каким критериям можно судить о сформированности методологической культуры будущего учителя?
3.В каком соотношении находятся понятия «культура» и «методологическая культура»? Самостоятельная работа
Из приведенного ниже списка заданий различного уровня сложности вы можете выбрать одно.
№1. Напишите 7-10 библиографических карточек по литературе данной темы; составьте свои аннотации к выбранным изданиям.
Форма отчета: картотека.
№2. Подберите отрывки из литературных и научных текстов по одной из предлагаемых тем:
Методологическая культура педагога.
Связь педагогической науки и практики.
Методологический аппарат научно-педагогического исследования.
Методы и логика научно-педагогических исследований.
………………….. (свой вариант темы)
Составьте фрагмент педагогической хрестоматии (с указанием автора, названия книги, издания, страницы и т.д.).
Форма отчета: фрагмент хрестоматии.
№3. Как вы считаете, по каким критериям можно определить уровень методологической культуры учителя? Выделите эти критерии и подберите методы, позволяющие их измерить.
Форма отчета: текст исследования (с приложением таблиц, схем, диаграмм).
№4. Какие направления научно-педагогического исследования являются наиболее актуальными в современной школе? Почему? Сформулируйте не менее 5 тем таких исследований. Для каждой из них попытайтесь сформулировать объект, предмет исследования, обозначить его цели и задачи и подобрать необходимые методы научно-педагогического исследования.
Форма отчета: текст исследования (с приложением таблиц, схем, диаграмм). Методические рекомендации по выполнению
самостоятельной работы
Прежде всего, выберите задание, которое вам по силам и является для вас интересным. Подумайте, какова цель этого задания. Подберите необходимую литературу, посоветуйтесь с преподавателем. Затем выберите форму отчета о выполнении самостоятельной работы. Раскройте суть методологической культуры учителя. Подберите соответствующие анкеты и тесты, которые позволяют измерить предлагаемые вами критерии. Изучите опорные схемы к лекции. После теоретического анализа проведите анкетирование для учителей и учащихся, обобщите их мнения и выделите наиболее перспективные, с вашей точки зрения, темы научно-педагогических исследований в современной школе. Среди них может быть, например, выявление причин интереса к табакокурению в молодежной среде и т.д. Отчет о выполнении самостоятельной работы
…………………………………………………………..
..........................................................................................
…………………………………………………………..
………………………………………………………….. Ответы к разделу «Подготовка к практическому занятию»
№1. 1) Общий и объективный; 2) категории; 3) знания, умения и навыки.
№2. 2, 3, 4, 6.
№4. 4, 2, 1, 3.
|
|
|