Главная страница

Д. Б. Эльконин сочетал в себе талант ученого, умеющего глубоко анализировать фундаментальные научные проблемы, и способности исследователя, эффективно решающего прикладные психологические вопросы, имеющие серьезное


Скачать 151.77 Kb.
Название Д. Б. Эльконин сочетал в себе талант ученого, умеющего глубоко анализировать фундаментальные научные проблемы, и способности исследователя, эффективно решающего прикладные психологические вопросы, имеющие серьезное
Дата 05.03.2016
Размер 151.77 Kb.
Тип Реферат

Липецкий областной колледж искусств им. К.Н.Игумнова

Использование

психолого-педагогических принципов Д.Б.Эльконина в подготовке студентов творческих специальностей

Подготовила:

Преподаватель

общеобразовательных дисциплин

Попова И.В.

Г.Липецк -2009 г.

Содержание.

  1. Введение.

  2. Особенности учебной деятельности.

  3. Особенности формирования психолого-педагогических принципов в учебной деятельности.

  4. Творческие способности как основа творчества.

  5. Развитие творческих способностей в условиях обучения.

  6. Литература.


1.Даниил Борисович Эльконин принадлежит славной плеяде советских психологов, которая составляет костяк всемирно известной научной школы Л. С. Выготского. Д. Б. Эльконин с гордостью говорил о том, что он является учеником Льва Семеновича и соратником других его учеников и последователей. Глубоко восприняв идеи этой школы, Д. Б. Эльконин в течение нескольких десятилетий оригинально их конкретизировал в своих экспериментальных и теоретических работах, создав тем самым собственное научное направление в детской и педагогической психологии.

Д. Б. Эльконин сочетал в себе талант ученого, умеющего глубоко анализировать фундаментальные научные проблемы, и способности исследователя, эффективно решающего прикладные психологические вопросы, имеющие серьезное значение для педагогической практики. Ему принадлежат замечательные теории периодизации детского развития и детской игры, а также методики обучения детей чтению. И еще одно необходимо сказать о Данииле Борисовиче — он обладал незаурядной и щедрой душой жизнелюбивого и жизнестойкого человека, сумевшего до последних дней сохранить большой ум и доброту. Он имел поистине благородный характер ученого и гражданина.

Свои исследования по психологии Д. Б. Эльконин проводил в тесном сотрудничестве с такими учениками Л. С. Выготского, как А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин. Д. Б. Эльконин поддерживал обширные и плодотворные научные связи с психологами других стран. Перу Д. Б. Эльконина принадлежит несколько монографий и много научных статей, посвященных проблемам теории и истории детства, его периодизации, психического развития детей разных возрастов, психологии игровой и учебной деятельности, психодиагностики, а также вопросам развития речи ребенка и обучения детей чтению. Даниил Борисович посвятил несколько статей научным взглядам Л. С. Выготского и неоднократно выступал с докладами о нем в различных аудиториях.


2. Особенности учебной деятельности


Согласно Д.Б. Эльконину, который одним из первых начал разработку теории УД,

  • учебная деятельность является

    • общественной по своему содержанию (в ней происходит усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством);

    • общественной по своему смыслу (она является общественно значимой и общественно оцениваемой);

    • общественной по форме своего осуществления (она осуществляется в соответствии с общественно выработанными нормами).

Учебная деятельность есть, прежде всего, такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это деятельность по самоизменению, то есть продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте.
          Учебная деятельность, как уже указывалось, это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действия в сфере научных понятий. Она должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть только мотивы, непосредственно связанные с ее содержанием, т.е. мотивы приобретения обобщенных способов действий, или, проще говоря, мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Личные успехи, личное совершенствование приобретает тем самым глубокий общественный смысл.

          Известно, что знания, умения и навыки человек получат не только в школе и не только в результате учебной деятельности, но и при самостоятельном чтении книг, журналов, из радио и телепередач, при просмотре фильмов и посещении театра, из рассказов родителей и сверстников, а также в игровой и трудовой деятельности. Следовательно, правомерно поставить вопрос о том, какие знания, каким способом и при каких условиях должны усваиваться ребенком именно в школе, под руководством учителя, организующего УД.
          Усвоение знаний, умений и навыков внутри УД имеет ряд характерных особенностей.
          Во-первых, содержание УД составляют научные понятия и законы, всеобщие способы решения соответствующих им познавательных задач.
          Во-вторых, усвоение такого содержания выступает как основная цель и главный результат деятельности (в других видах деятельности усвоение знаний и умений выступает как побочный результат).
          В-третьих, в процессе УД происходит изменение самого ученика как ее субъекта, происходит психическое развитие ребенка благодаря приобретению такого основного новообразования, как теоретическое отношение к действительности. Продуктом учебной деятельности являются те изменения, которые произошли в ходе выполнения в самом субъекте .


3.Особенности формирования учебной деятельности.


Анализ любого типа деятельности предполагает вычленение и описание взаимосвязи следующих структурных компонентов - потребностей, мотивов, задач, действий и операций. При этом психология установила следующие закономерности формирования и функционирования различных видов деятельности.
          Во-первых, существует процесс возникновения, формирования и распада любого конкретного вида деятельности (например, учебной).
          Во-вторых, ее структурные компоненты постоянно меняют свои функции, превращаясь друг в друга (например, потребности конкретизируются в мотивах, действие может стать операцией и наоборот).
          В-третьих, различные частные виды деятельности взаимосвязаны друг с другом в едином потоке человеческого поведения (поэтому, например, подлинное понимание учебной деятельности предполагает раскрытие ее взаимосвязи с игрой и трудом, со спортом и общественно-организационными занятиями и т.д.).
          В-четвертых, каждый тип деятельности первоначально возникает и складывается в своей внешней форме как сеть развернутых взаимоотношений между людьми, использующими различные материальные и материализованные средства организации своего общения и обмена опытом; лишь на этой основе формируются внутренние формы деятельности отдельного человека, свернутые в своей структуре и опирающиеся на образы и понятия.

  • Для формирования у студентов учебной деятельности необходимо:

    • чтобы они овладели указанными выше учебными действиями;

    • чтобы их деятельность становилась деятельностью по решению учебных задач и при этом они осознавали, что они не просто выполняют задания преподавателя, а решают очередную учебную задачу. "Самое главное при формировании учебной деятельности, - отмечал Д.Б.Эльконин, - это перевести ученика от ориентации на получение правильного результата при решении конкретной задачи к ориентации на правильность применения усвоенного общего способа действий"

    • и, наконец, необходимо так строить учебный процесс, организовать его, чтобы постепенно элементы самообучения, самодеятельности, саморазвития, самовоспитания стали занимать в этом процессе все большее и большее место. Для этого следует с первых дней занятий строить учебный процесс на принципе ролевого участия студентов в его организации и проведении. Это означает, что постепенно многие функции учителя должны передаваться студенческому самоуправлению. "Формирование учебной деятельности, - писал Д.Б.Эльконин, - есть процесс постепенной передачи выполнения отдельных элементов этой деятельности самому студенту для самостоятельного выполнения без вмешательства учителя". И дальше: "Есть основание думать, что рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля. Дети, прежде всего, должны научиться контролировать друг друга и самих себя"

    • Третий этап. В старшем школьном возрасте ведущей вновь становится УД, но с профессиональным уклоном, позволяющим старшеклассникам осуществлять профессиональную ориентацию и намечать свой жизненный путь.
                В студенческие годы УД приобретает собственно исследовательский характер и может быть названа как учебно-познавательная деятельность. Усвоение уже накопленных теоретических знаний вплетается в процесс самостоятельного формулирования результатов индивидуального или коллективного исследования, проектирования и конструирования, производимых в соответствии с требованиями различных форм познания, что и приводит студентов к уточнению научных понятий, к совершенствованию художественных образов, углублению нравственных ценностей и т.п. УД для студентов становится основой развития прогнозирующего и исследовательского теоретического мышления

4.Творческие способности основа творчества.


В свое время Л.С. Выготский сформулировал основную задачу педагогики будущего, в которой жизнь “раскрывается как система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения. Таким образом, каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание является стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперёд к чему–то новому…”. Воспитание творческой личности – задача всей системы образования.

В.В. Давыдов считал, что «основой личности человека является творческое начало, сущность личности человека связана с его потребностью и способностью созидать». Созидание личности учащегося может происходить только в такой деятельности, которая предназначена «...созидать человеческий мир самим человеком, творить собственные общественные отношения и самого себя».

Понятие «творческого акта», приводящего к творению мира самим человеком, рассматривается Б.Д. Элькониным.

Творчество - это «созидание особого рода – созидание самодовлеющей предметности, только если созданный предмет – не есть механическое повторение уже существующих предметов, только если он поражает нас своей оригинальностью и только если он есть то, что само о себе свидетельствует, само себя доказывает, само себя отрицает, - только тогда можно доподлинно говорить о творческом акте, приведшем к возникновению этого предмета».

«Посредником между человеком и миром может стать только такое действие, которое построено по форме творческого акта».

Виды творчества различны по своей природе – это художественное, научное, техническое, педагогическое творчество. Если остановиться на сфере познавательной, когнитивной, деятельности, то здесь современная психология определяет творческие способности, или креативность, в контексте общих интеллектуальных способностей.

Существуют разные толкования этого понятия. Так, Дж. Гилфорд определяет креативность как дивергентное мышление, которое характеризуется способностью выдвигать множество в равной степени правильных идей при решении некоторой проблемы, нестериотипностью самого мышления. Е. Торренс отмечает способность осознавать пробелы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих исходных данных.

Термин “креативный потенциал”, “креативность” часто употребляется как синоним понятия “творческий потенциал”, “креативная личность”, “одарённость”.

Дж. Гилфорд определяет креативность как дивергентное мышление (лат. divergentina – расхождение, тип мышления, идущего в разных направлениях), которое характеризуется способностью выдвигать множество в равной степени правильных идей при решении некоторой проблемы, нестериотипностью самого мышления.

Креативность – это способность адаптивно реагировать на необходимость в новых продуктах.

Термином “креативность” в психологических исследованиях обозначается комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению[9, стр.156].

Многолетние исследования творческой деятельности дают основания для развития творческих способностей в системе школьного образования. Исследование творческих способностей (креативности) в психологии можно объединить в три группы:

  • изучение продуктов творчества через анализ текстов;

  • развитие когнитивных представлений о креативности;

  • исследование креативных личностей.

Проявление креативности у студентов подвержены влиянию многих внешних условий и правильный выбор форм организации учебно-воспитательного процесса играет очень важную роль.

Можно выделить следующие приёмы стимулирования и развития творческого потенциала потенциала:

  1. обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны учителя, отказ от оценочных суждений и критики в адрес обучаемого способствует проявлению креативности;

  2. обогащение образовательной среды разнообразными новыми объектами;

  3. стимулирование любознательности обучаемого, предоставление ему возможности задавать вопросы;

  4. поощрение высказывания оригинальных идей;

  5. личный подход педагога в использовании творческого подхода к решению проблем;

  6. наличие других позитивных образцов креативности, создание условий для порождения творческого поведения.

Формирование творческих способностей неразрывно связано с развитием творческого мышления, для овладения которым необходима специально организованная деятельность.

Восприятие себя как творческой личности является важнейшим условием творческого акта. При этом критическое отношение к результатам собственной деятельности вполне допустимо, но с одним условием – нельзя делать это в процессе деятельности, пусть критичность проявляется тогда, когда новое уже предложено или создано, а не при его зарождении. В этом смысле вера в собственную независимость – очень важное условие для реализации творческих способностей учащихся.

С учётом того, что проявление креативности подвержены влиянию многих внешних условий, правильный выбор форм организации учебно– воспитательного процесса может сыграть решающую роль.

5.Развитие творческих способностей в условиях массового обучения.


Итак, оптимальное совершенствование творческих способностей студента происходит в той среде, которая наиболее благоприятна для него. Социокультурная среда предполагает наличие трех обязательных элементов:

  1. субъектов социотворческого процесса, творческой общности (студии, клуба, группы),

  2. самого процесса творческой деятельности на всех ее этапах,

  3. объективных условий для осуществления творчества.

Развитие студентов во многом также зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения - репродуктивной или продуктивной (творческой). Только тогда, когда учебная деятельность, направленная на овладение основами наук и на развитие личностных качеств, сформирована на более высоком уровне, начинает ярко проявляться ее творческая сторона. Потенциальные возможности почти всех студентов высоки, а также развита их творческая деятельность. Но необходимо рационально организовать учебный процесс. Сюда включается логико-содержательное построение материала, и создание проблемных ситуаций, и частично-поисковый или исследовательский метод обучения. Но какой бы метод обучения мы не избирали, успех в конечном итоге зависит от успешного протекания творческого процесса.

Творческая деятельность студента, направленная на творческое понимание усваиваемого материала и порождение новых способов действия, ее развития зависит от наличия трех составляющих мышления:

  • высокий уровень сформированности элементарных мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, аналогии, классификации;

  • высокий уровень активности, проявляющийся в выдвижении множества гипотез, вариантов решений, нестандартных идей;

  • высокий уровень организованности и целенаправленности мышления, проявляющихся в выделении существенного в явлениях, осознании собственных способов мышления.

Сформированность этих качеств мышления позволит преодолеть трудности в овладении учебным материалом и приведет к развитию творческой личности студента.

Таким образом, задача учителя сводится к формированию указанных компонентов мышления.

Приемов, при помощи которых достигается успешное развитие мыслительной деятельности студентов, множество. К таким приемам можно отнести ситуации, в которых студент должен:

  1. защищать свое мнение, проводить в его защиту аргументы, доказательства, использовать приобретенные знания, уметь решать нестандартные задачи;

  2. задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться с их помощью в процесс познания;

  3. рецензировать ответы товарищей, вносить коррективы, давать ответы, видеть и действовать в уме;

  4. делиться своими знаниями с другими;

  5. побуждать студентов находить не единственное решение, а несколько;

  6. создавать ситуации самопроверки, анализа собственных познавательных и практических действий.

Этим требованиям отвечает такая форма организации занятий, как проблемное обучение. Она способствует повышению эффективности обучения, делает возможным учитывать как перечисленные выше требования, так и индивидуальные особенности студентов.

Одними из принципов педагогического процесса являются “создание студентами оптимальных трудностей, учет их возрастных и индивидуальных особенностей” а также “выбор оптимальных средств обучения и воспитания”, “достижение прочности, осознанности и действенности результатов обучения и воспитания”. Проблемное обучение и является одним из тех инструментов, с помощью которых приводится в движение механизм, название которому обучение.

Приведем педагогическую трактовку понятия. “Проблемное обучение – вид обучения, основанный на использовании эвристических методов. Ставит своей целью развитие эвристических умений в процессе разрешения проблемных ситуаций, которые могут носить как практический, так и теоретико-познавательный характер. В поисковый процесс вовлекаются и тем самым актуализируются знания и аналитические умения студентов. Одновременно осознается их недостаточность и стимулируется познавательный интерес, “в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умение и развитие мыслительных способностей. Вся деятельность педагога базируется на определенных требованиях и закономерностях, называемых принципами обучения. Одним из них является принцип доступности, заключающийся в том, что “изучаемый материал должен быть по трудности доступен, но также должен требовать затраты определенных усилий для его усвоения. Легкость снижает мыслительную активность и интерес к обучению. Излишняя трудность не приводит к успеху, а отсутствие успеха вызывает потерю уверенности в себе, убивает всякий интерес к обучению. Обучение должно учитывать уровень развития студентов и одновременно содействовать его повышению”. Проблемное обучение, как никакая другая форма учебной организации, отражает положение о том, что “педагогическая деятельность своеобразна… средствами труда, чтобы получить психологический продукт, педагог включает ученика, воспитанника в различные виды деятельности, в общение, ставит его в позицию взаимодействия с различными объектами таким образом, чтобы он при этом вынужден был самостоятельно формулировать задачи и более или менее самостоятельно их решать, чтобы он переживал радость побед и огорчения от неудач, самостоятельно искал выход из затруднений и тупиков”.

При рассмотрении особенностей проблемного обучения как формы организации учебных занятий в сравнении с традиционным объяснительно-иллюстративным обучениям следует отметить, что его целевыми ориентациями являются: приобретение знаний, умений, навыков (ЗУН); усвоение способов самостоятельной деятельности; развитие познавательных и творческих способностей.

Таким образом, функциями проблемного обучения являются: воспитание навыков творческого усвоения знаний, воспитание навыков творческого применения знаний и умений решать учебные проблемы, формирование и накопление опыта творческой деятельности, формирование мотивов учения, социальных, нравственных и познавательных.

В проблемном обучении путем создания проблемной ситуации моделируются условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления студента … Проблемные вопросы указывают на существо учебной проблемы и на область поиска еще неизвестному студенту знания. Самостоятельность студентов, вовлеченность их в формулировку проблемы, поиск ее решения и, наконец, само решение обеспечивают, с одной стороны, актуализацию уже имеющегося интеллектуального багажа, с другой – интериоризацию новых знаний, умений, навыков.

Выводы. В условиях современной России творческие способности – важный и неотъемлемый фактор жизни будущего взрослого человека.

Формирование творческой личности является одной из целевой направленностей учебных заведений.  При профессиональном педагогическом подходе освоение современных поисковых методик оказывает развивающее влияние на студентов, поскольку совершенствует навыки концентрации внимания, способствует становлению таких качеств личности как решимость и воля при постановке и достижении целей и внедрении собственных инноваций в практику, способствует изменению субъективного восприятия, помогает преодолевать инертность мышления.

Таким образом, залогом успешной работы педагога является поиск эффективных средств обучения, способствующих развитию креативности.

Список использованной литературы.

1. Берцфаи Л.В. Истоки творческой личности в концепции В.В. Давыдов / Первые чтения памяти В.В. Давыдова (сборник выступлений). – Рига-Москва, 1999. – с. 101

2. Воронцов А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности (образовательная система Д.Б. Эльконина – В. В. Давыдова). – М.: Издатель Рассказов А. И., 2002. – с 3.

3. Дружинин В.Н.Психология общих способностей. – С.Пб:Питер – 2000

4. Дубина И.Н. Творчество как феномен социальных коммуникаций. – Новосибирск: СОРАН, 2000. – 173 с.

5. Итерн В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследования. - М., 1926. - С. 18

6. Кларин М. Педагогические технологии и инновационные тенденции в современном образовании (зарубежный опыт) / М. Кларин // Инновационное движение в Российском образовании // Под ред. Э. Днепрова, А. Каспржака, А. Пинского // Ассоциация инновационных школ и центров. – М.: Парсифаль, 1997. –с 337.

7. Короткий тест творческого мышления. Фигурная форма: пособие для школьных психологов. – Г.: ИНТОР, 1995.

8. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / М.: «Педагогика», 1981. – с 48.