Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Курсовая работа Роль религиозных организаций в процессе социализации выпускников школ


Скачать 377.03 Kb.
НазваниеКурсовая работа Роль религиозных организаций в процессе социализации выпускников школ
страница1/2
Дата01.05.2016
Размер377.03 Kb.
ТипКурсовая
  1   2

КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА»

Факультет психологии
Кафедра педагогики и педагогических технологий
050711.65 «Психология и социальная педагогика»

Курсовая работа

Роль религиозных организаций в процессе социализации
выпускников школ


Выполнил
студент 2 курса
заочного обучения
факультета психологии
Смоленков Д.Ю.
Проверил
доц., к.п.н.
Литвинцева В.Т.

Санкт-Петербург
2013 г.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….стр. 3

Глава 1. Теоретические основы проблемы влияния религиозных организаций на социализацию выпускников школ …… ………….стр. 7

1.1.Критика влияния религиозных сект на молодёжь Русской Православной Церковью ……………………………………………..стр. 7

1.2.Научный взгляд на религиозное мышление и религиозную пропаганду …………………………………………………………….стр. 9

1.3. Обзор литературы, посвящённой деятельности Международной Церкви Христа (Бостонское движение) ……………………………стр. 11

Вывод по главе 1 …………………………………………………….стр. 15

Глава 2. Практическое исследование, проведённое на базе Санкт-Петербургской Церкви Христа в 1993-2013 гг. …………………...стр. 16

2.1. Исследование изнутри: полуторагодовое пребывание и религиозная деятельность в организации Международная Церковь Христа в 1993-1994 гг. …………………………………………………………. …..стр. 16

2.2. Дальнейшее исследование: наблюдение за деятельностью МЦХ в 1995-2013 гг. ………………………………………………………...стр. 21

Вывод по главе 2 ……………………………………………………стр. 23

Заключение ……………………………………………………………стр. 24

Список литературы……………………………………………………стр. 25

2.

РОЛЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ

Введение

Чуть более двадцати лет назад рассуждать на выбранную мной тему было бы просто невозможно. Не потому, что это было запрещено – вовсе нет – а потому, что не существовало рассматриваемой проблемы.
В СССР религиозные верования являлись делом совести каждого гражданина: «Гражданам СССР гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается. Церковь в СССР отделена от государства и школа — от церкви». [13] Так говорит основной Закон СССР – Конституция СССР, принятая в 1977 году.

Верующие в СССР, несомненно, были, однако об активной массовой религиозной пропаганде в то время говорить не приходилось.
Всё изменилось в 1990-м году, когда, на фоне либеральных перестроечных реформ, были приняты союзный закон «О свободе совести и религиозных организациях» и республиканский (РСФСР) закон «О свободе вероисповеданий».

Эти законы существенным образом изменили условия функционирования религиозных объединений, конфессиональное пространство и характер государственно-церковных отношений в целом в СССР и в союзных республиках. Почти повсеместная либерализация регистрационной политики в союзных республиках способствовала росту числа регистрируемых и вновь образуемых религиозных объединений. Улицы крупных городов СССР заполонили всевозможные проповедники, большая часть которых хлынула к нам из-за границы. Лето 1991 года можно считать началом зарождения исследуемой мной проблемы, ибо именно тогда советская молодёжь оказалась атакована религиозными деятелями настолько активно и настолько плотно, что уже к 1992-93 гг. не осталось человека студенческого возраста, который хотя бы раз не побывал на какой-либо проповеди или хотя бы раз не отказался от приглашения на такую проповедь. Деятельность религиозных организаций уже в первые 2-3 года после принятия новых законов о свободе совести довольно ощутимо изменила мировоззрение молодёжи нашего государства, которое после распада СССР стало называться Российской Федерацией.

3.

Вначале деятельность религиозных организаций вызвала в обществе некую заинтересованность – скорей, положительную, чем отрицательную. Затем чрезмерная активность новых пророков и их прозелитов стала надоедать, т.к. скрыться от проповедников стало невозможно даже в собственной квартире – сектанты обходили жилые дома, предлагая изучать свои священные книги на вашей территории.
И лишь через несколько лет обществом была замечена опасность, которую несли новые духовные «отцы» и «братья»: увлёкшиеся религией люди, большая часть которых была студентами или принадлежала к этой возрастной категории, бросали учёбу, работу, уходили из семей, продавали своё жильё, отдавая деньги духовным наставникам.
Первыми забили тревогу родители. Их поддержали СМИ. Чуть позже сказали своё слово представители Русской Православной Церкви (РПЦ), желавшие избавиться от конкурентов на религиозном поприще. Серьёзных же научных исследований по этому вопросу, насколько мне известно, не появилось до сих пор.

Со времени выхода законов, открывших дорогу массированной религиозной пропаганде, прошло более 22-х лет, и многими в наше время оценена неоднозначность этих законов, принесших много вреда нашему обществу, в особенности, нашей молодёжи. Однако, принципиально ситуация не изменилась. Советские законы были заменены «Федеральным законом от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», который фундаментальных поправок в существующую ситуацию не внёс. А ситуация эта весьма серьёзна, и говорить о ней нужно.
Цель моего исследования - определить трудности социализации нашей молодёжи, в частности, выпускников школ в условиях активной деятельности современных религиозных организаций.
Объектом моего исследования является социализация выпускников школ, а предметом исследования – особенности социализации выпускников школ в условиях деятельности религиозных организаций.
Я ставлю перед собой следующие задачи:

1) На основе анализа литературы по проблеме и на основе личного опыта пребывания в тоталитарной секте раскрыть сущность выбранной мной проблемы;

2) Раскрыть условия формирования и структуру религиозных организаций как условий социализации выпускников школ;

3) Выявить особенности влияния на социализацию выпускников школ религиозных организаций и последствия этого влияния;

4) Показать, на примере Международной Церкви Христа (Бостонское движение) пагубность воздействия религиозных структур на социализацию выпускников школ.

4.

В своей работе я буду использовать следующие методы исследования:

1) Анализ литературы и других материалов по выбранной теме;

2) Наблюдение за социализацией студентов вузов Санкт-Петербурга в 1993-2013 гг.;

3) Обобщение личного опыта и опыта других исследователей.

Теоретическую основу исследования составит ряд статей и интервью российских и зарубежных учёных, публицистов, а также бывших участников религиозных движений и сект.

Информационной базой моего исследования являются:

1) Официальные документы (Конституция СССР, Конституция РФ, Законодательные акты СССР, РСФСР, РФ)

2) Книги, статьи, интервью и видеоисточники по выбранной теме;

3) Собственные наблюдения деятельности религиозных организаций в Санкт-Петербурге в 1993-94 гг., а также в более поздний период, вплоть до наших дней.
В своих исследованиях я опираюсь прежде всего на личный опыт, полученный мной во время моего членства в Международной Церкви Христа в 1993-94 гг.. Я использую , также, опыт моих знакомых, являющихся членами тоталитарных сект в течение двух десятков лет.
Я опираюсь, кроме того, на исследование А.Л.Дворкина «Сектоведение», принимая, однако, во внимание то, что работа эта изобилует рядом намеренных искажений фактов, а так же придания этим фактам тенденциозной интерпретации, в силу религиозного мировоззрения самого исследователя. В работе А.Л.Дворкина мной был найден целый ряд таких искажений и неточностей, что, однако, не мешает использовать это исследование, если хочешь получить некоторое общее представление о деятельности религиозных организаций в современном мире.
С гораздо большим удовольствием я привожу цитаты из статьи Р.Бранча «Бостонская Церковь Христа (Международная Церковь Христа)». Эта статья содержит богатый фактический материал, касающийся Международной Церкви Христа, и материал этот полностью согласуется с моим личным опытом знакомства с этой организацией. По этой причине я считаю возможным доверять и тем фактам, изложенным в этой статье, с которыми я лично не знаком.
Также я опираюсь на ряд статей и книг научно-популярного характера, написанных современными физиками В.Л.Гинзбургом и Э.П.Кругляковым, посвящённых проблеме внедрения в сознание современных людей религиозных и псевдонаучных представлений. Факты, выводы и прогнозы, делаемые этими представителями современной науки кажутся мне весьма убедительными.

5.

Прежде чем говорить о том или ином влиянии религиозных организаций на социализацию молодёжи, нужно разобраться в том, что же такое социализация вообще.
«В гуманитарные науки термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли, средств производства и т. п. Автором термина «социализация» применительно к человеку, очевидно, является американский социолог Ф.Г. Гиддингс, который в 1887 г. в книге «Теория социализации» употребил его в значении, близком к современному, - «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни».

К середине XX в. социализация превратилась в самостоятельную междисциплинарную область исследований. Сегодня проблему социализации или ее отдельные аспекты изучают философы, этнографы, социологи, психологи, криминологи, представители других наук».[22]
Так характеризует социализацию доктор педагогических наук А.В.Мудрик.
Таким образом, мы можем говорить, что социализация – это процесс адаптации человека к жизни в обществе. Это «процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе». [5]
Следовательно, опираясь на факты, нам нужно сделать вывод, насколько деятельность религиозных организаций способствует или препятствует становлению выпускников школ полноценными членами социума.


6.

Глава 1
Теоретические основы проблемы влияния религиозных организаций на социализацию выпускников школ

1.1.Критика влияния религиозных сект на молодёжь Русской Православной Церковью

Интересно наблюдать, как одни религиозные организации критикуются другой религиозной организацией, имеющей больший вес в обществе, или, по крайней мере, претендующей на то, что она имеет такой вес.
Речь идёт о критике современного сектанства Русской Православной Церковью (в дальнейшем – РПЦ).
В этом смысле весьма примечательна книга Александра Леонидовича Дворкина «Сектоведение», третье издание которой, увидевшее свет в 2002 г., я держу теперь в руках.
Хвалебное предисловие к работе А.Л.Дворкина написали такие высокопоставленные деятели РПЦ как Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий и протоиерей Димитрий Смирнов.
Архиепископ Викентий пишет: «Пусть благословение Божие пребывает на трудах автора книги, которыми он верно и неустанно служит Матери Церкви».[9] Протоиерей Димитрий Смирнов восхищён работой автора не менее своего коллеги и пишет следующее: «Самым крупным недостатком книги является её малый тираж. Пожелаем же книге, увеличившейся от первого к третьему изданию более чем в два с половиной раза, возрастать и в дальнейшем».[9] Основываясь на столь лестных оценках православных «специалистов» , мы совершенно справедливо можем считать эту книгу выражением взглядов Русского Православия.

Автора, так же, как и нас, волнует распространение сектантства «по российским просторам».[9] И не только по российским.
Надо сказать, что А.Л.Дворкиным представлен действительно богатый материал о сектах, действующих в наше время или действовавших в недавнем прошлом, и не только на территории России и бывшего СССР, но и на территории других стран. «Религия, которая убивает»[9], - так классифицирует автор чуждые ему религиозные организации и их учения.
Автор пишет, в частности, о секте Джима Джонсона «Народный храм», более 900 членов которой покончили с собой по приказу своего лидера. «Так мир воочию увидел исходящую от тоталитарных сект смертельную опасность».[9] Автора волнует антисоциальная деструктивная направленность деятельности сектантских организаций. Так, он вспоминает лидера секты адвентистского толка Дэвида Кореша, «который взорвал штаб-квартиру своей группы вместе с собой и со

7.

всеми своими последователями».[9] А.Л.Дворкин возмущён тем, как вероломно обманывают своих последователей лживые духовные лидеры, доводя тех не просто до уродливого образа жизни, но, в конце концов, до смерти. Автор вспоминает массовое самоубийство/убийство членов экологической организации «Храм солнца», произошедшее в 1994 году. «В течение нескольких месяцев после этих событий многие из членов секты, которым удалось выжить, совершали самоубийства. Одна женщина, прежде чем покончить с собой, перерезала горло трем своим детям. Еще через год были зверски убиты бывшие члены секты Джин и Эл Миллс и их малолетняя дочь Линда. Миллсы, выйдя из секты, открыто рассказывали о пережитых ужасах и помогали другим бывшим сектантам вернуться к нормальной жизни. За это им отомстили…»[9] Приводимые автором сведения действительно способны ужаснуть и, надо сказать, что сведения эти во многом правдивы. Действительно, опасность сект трудно преувеличить. Действительно, внутри сект творятся, подчас, страшные вещи. Действительно, деятельность сект опасна больше всего для молодёжи, т.к. «соблазнить» радикальным религиозным учением взрослого человека гораздо труднее. Надо сказать, что мы во многом согласны с автором и даже готовы рекомендовать его исследование всем, интересующимся вопросом сектоведения и всем, попавшим в лапы той или иной религиозной организации. Ведь перечень сект, подвергшихся критике автора, довольно обширен. А, главное, туда входят секты, чьё влияние в РФ сейчас весьма велико. А.Л.Дворкин пишет о церкви мормонов (называющейся иначе Церковью Иисуса Христа святых последних дней), о церкви Свидетелей Иеговы, о сайентологах и мунистах, о псевдоиндуистском «Обществе сознания Кришны» и о многих, многих других. Исследование, проведённое автором, действительно является серьёзным, и мы, подобно протоиерею Димитрию Смирнову, тоже хотели бы, чтобы оно «продолжало возрастать»[9] и издавалось всё большими тиражами. Думаем, это могло бы служить делу профилактики антисоциального влияния современных сект на граждан нашего государства. Тем не менее, хотелось бы сказать, что позиция автора кажется нам не до конца последовательной.
Думается, не стоит принципиально различать влияние на людей всевозможных сект и влияние на них РПЦ. Конечно, РПЦ не склоняет людей к массовым самоубийствам и иным антисоциальным поступкам, но ведь то же самое можно сказать и о многих сектах – далеко не все из них стремятся к массовому уничтожению своих членов. РПЦ и описываемые А.Л.Дворкиным религиозные организации и движения объединяет, на наш взгляд, одно – иллюзорный взгляд на действительность.
Вера в некие высшие силы, существование которых никогда и ни кем не
8.

было доказано, надежда на помощь сверхъестественных существ сбивает людей с толку, мешает им жить, ставит перед ними неверные, невозможные цели, а, следовательно, оказывает как на отдельных членов социума, так и на общество в целом, объективно вредное влияние. Нам ближе научный взгляд на этот вопрос.

1.2.Научный взгляд на религиозное мышление и религиозную пропаганду
Главная опасность влияния религиозных организаций на молодёжь , как нам представляется, не в радикализме этих организаций, а прежде всего в их религиозности. Далеко не всякий, даже молодой, человек будет увлечён радикальными религиозными взглядами, да ещё долгое время. Радикализм во все времена был свойствен молодёжи, но никогда не действовал губительно на основные массы этой молодёжи. Коррекция же мировоззрения в сторону философского идеализма вполне возможна у широких масс населения, и она уже осуществляется. Но столь ли уж опасен философский идеализм? Так ли уж важны верования человека, если он не будет их навязывать никому специально? Так ли уж важно разделять дарвиновскую концепцию происхождения человека, а не, скажем, креационистский взгляд на этот вопрос? Современным российским учёным разгул антинаучных взглядов в нынешней России представляется большой угрозой для нашего общества и нашего государства.

Нужно упомянуть в этой связи деятельность академика АН СССР и РАН, советского и российского физика-теоретика, доктора физико-математических наук, лауреата Нобелевской премии по физике (2003г.) Виталия Лазаревича Гинзбурга (1916-2009). Он был известен своим противостоянием распространению религиозных воззрений на светские институты. Им, в частности, было подписано, так называемое, «Письмо десяти академиков» президенту России В.В.Путину, опубликованное 22 июля 2007 года. В числе прочего академики пишут: «Мы не можем оставаться равнодушными, когда предпринимаются попытки подвергнуть сомнению научное Знание, вытравить из образования „материалистическое видение мира“, подменить знания, накопленные наукой, верой. Не следует забывать, что провозглашённый государством курс на инновационное развитие может быть осуществлён лишь в том случае, если школы и вузы вооружат молодых людей знаниями, добытыми современной наукой. Никакой альтернативы этим знаниям не существует».[1] Академиков беспокоит проникновение философского идеализма в учебные заведения потому, что это будет угрожать, в конечном счёте, не только развитию России, но может поставить под вопрос и её существование как самостоятельного государства. Иллюзии не могут довести до добра! Если человек действительно верит в то, чего на самом деле не существует, и в своей деятельности руководствуется верой в это несуществующее, то деятельность
9.

эта принесёт сильнейший вред и самому человеку, и окружающим его людям.

В своей работе «К критике гегелевской философии права» (1843 г.) экономист и философ Карл Маркс писал: «Религия — это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа».[20] Это изречение весьма верно. И человека, руководствующегося в своих действиях религиозными представлениями, можно сравнить с наркоманом, корректирующим свои передвижения в пространстве, согласуясь со своими галлюцинациями.
В своей статье «О сказках, религии и вере в существование бога» В.Л.Гинзбург пишет: «
Библия и Коран буквально пропитаны различными чудесами. Чудесами же называют обычно нечто, что противоречит научным законам и экспериментальным данным. Таковы воскрешение из мертвых, непорочное зачатие, существование ангелов, чертей, рая, ада и т. д. Всё это выдумки, фикция … Центральным пунктом, где сталкивается наука и религия, как сказано, является креационизм. Ведь согласно Библии, человека и весь животный мир Бог мгновенно и лишь тысячелетия назад создал из ничего. Вместе с тем, наука доказала существование эволюции, в частности, в отношении человека. Данные антропологии не оставляют здесь никаких сомнений. Теория эволюции, построенная сначала в XIX-м веке, как и вся наука, развивается, и не все в отношении эволюции различных организмов еще ясно. Но, повторяю, сам факт эволюции и несостоятельности креационизма доказан».[7] Таким образом, речь идёт о явном противоречии пропагандируемых сказок, выдаваемых за реальность, объективно доказанной научной картине мира. К чему может привести такая пропаганда? Об этом хорошо и подробно сказано в работах Э.П.Круглякова.
Эдуард Павлович Кругляков (1934 – 2012) – российский физик-экспериментатор, доктор физико-математических наук, академик РАН, лауреат Государственной премии СССР (1986 г.) был не только учёным, но популяризатором науки и научного мировоззрения, а так же противником клерикализации современного российского общества. В 1998-м году по инициативе В.Л.Гинзбурга была образована Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований. Возглавил эту комиссию Э.П.Кругляков. Комиссией и академиком Кругляковым лично были проведены огромные исследования, на базе которых Э.П.Кругляковым было написано три тома книг под общим названием «Учёные» с большой дороги». В этих трудах Э.П.Кругляков показывает, насколько глубоко проникли в современную российскую систему образования псевдонаучные представления. Речь идёт о десятках академий, которые, фактически, не имеют никакого отношения к науке и лишь профанируют звание учёного, занимаясь обманом для зарабатывания денег. Антинаучная и религиозная пропаганда, длящаяся уже не первый десяток лет, принесла свои плоды, - делает вывод автор. Многие современные молодые люди обречены изучать в университетах и академиях

10.

под именем науки «знания», являющиеся фикцией и не имеющие к научному

мышлению, научному способу познания мира никакого отношения.[14], [15], [16]
Учёные-физики очень верно подметили губительное влияние на нашу науку, а, следовательно, и на будущее развитие (или распад?) нашего государства пропаганду философского идеализма среди нынешних молодых людей. Попытки всевозможных псевдоучёных, мистиков, оккультистов, представителей Православной Церкви проникнуть в систему образования и навязать ей свои приоритеты уже принесли горькие плоды и ещё более усугубят ситуацию в дальнейшем.
Мы попытались рассмотреть ситуацию в целом, охватить проблему во всём её масштабе. Теперь приблизимся к отдельным сектам, чтобы рассмотреть способы их воздействия на молодёжь более детально.

1.3.Обзор литературы, посвящённой деятельности Международной Церкви Христа (Бостонское движение)

Вернёмся к книге А.Л.Дворкина «Сектоведение». Не все, но многие, приводимые им сведения о Церкви Христа, правдивы. Здесь придётся привести весьма длинную цитату:
«Эта совсем новая секта была основана в 1979 г. американским пастором по имени Томас (Кип) Маккин (род. 1955 г.), сыном адмирала военноморского флота США. Когда он стал пастором, во Флориде его обратил в свое весьма своеобразное понимание христианства пастор Чарльз Лукас, который хотя в нынешнюю «Церковь Христа» не входит, но является как бы ее разработчиком, ее основным теоретиком. Маккин оказался в большей степени практиком. Вооружившись идеями Лукаса, он создал движение «ЦерковьХриста», которое до недавнего времени являлось одной из наиболее быстро растущих сект в мире, если не самой быстро растущей: количество обращений там растет едва ли не в геометрической прогрессии. Главное, чему Чарльз Лукас научил Маккина, — это теория «наставничества». Слово, которое он использовал, на русский язык перевести трудно. Есть английское слово disciple, которое значит «ученик» («ученики Христа» — disciples of Christ); Лукас использовал неологизм discipier — «тот, кто наставляет учеников»; нечто вроде нашего слова «наставник». Наставничество, собственно, означает, что каждый член ЦХ находится под постоянным чутким руководством другого члена этой «церкви». Например, когда на улице к вам подходит член ЦХ, обращает вас и приводит в собрание, то он, как правило, и делается вашим наставником; новообращенный находится под его постоянным наблюдением и водительством. Тот, кто вас привел, в свою очередь, действует под водительством еще более авторитетного члена ЦХ — в частности, лидера кружка по изучению Священного Писания (в России эти кружки называются «Беседами по изучению Писания» — это


11.

низовой уровень организации). Лидеры «Бесед» находятся под руководством
евангелистов, а те — под руководством старейшин. И так — до самого конца, до небольшой группы людей, которые окружают самого Кипа Маккина и которых пасёт он сам. На вершине пирамиды находится Маккин, у которого наставника нет. Такое подчинение — корень и основа ЦХ, ибо так здесь понимается подражание Христу: как Христос был послушен даже до смерти, так и каждый член «Бостонского движения» должен быть послушен своему наставнику. «Ослушаться наставника — значит ослушаться Самого Христа», вновь и вновь повторяет руководство секты. В результате создается авторитарный режим, в котором поощряется подражание каждого члена секты своему наставнику, тот подражает своему наставнику и т.д. — до самого верха пирамиды. Получается, что вся группа состоит из множества маленьких кипов маккинов, потому что все возводится к Маккину, и его образ распространяется сверху вниз. Такое своего рода духовное клонирование…»[9]
Что касается подражательства и ученичества, то здесь всё верно. Подражательство в МЦХ доходит до того, что в секте даже сформировался своеобразный «христианский акцент», который легко заметить при разговоре с членами секты. Можно с уверенностью сказать, что опытный наблюдатель легко отличит члена МЧХ от членов других подобных сект.
Факт образования движения Кипом Маккином (в Бостоне) в 1979 году тоже верен.
Есть небольшая неточность в терминологии, но она не принципиальна.
Дальше идёт хуже – автор начинает нагнетать атмосферу и сочинять то, чего в Церкви Христа нет и не было. Например, когда он пишет о том, что членам секты запрещено спать более 6 часов[9], то это, конечно, не имеет никакого отношения к действительности. И это, безусловно, не ошибка автора исследования, а намеренная клевета. Вообще, надо сказать, что А.Л.Дворкину на протяжении всей его книги свойственно некоторое преувеличение того реального, что ждёт прозелитов в сектах, до размеров гиперболических. Конечно, в целом это не меняет взгляд на проблему – влияние сект на молодёжь пагубно в любом случае. Однако, доведение жизни сектантов до карикатуры делает РПЦ как бы неким «чистым» местом, чем-то более рациональным, такой карикатурности лишённым. На деле же, это, безусловно, не так. РПЦ принципиально мало чем отличается от осуждаемых ею «ложных» религиозных течений и организаций.
В свете вышесказанного не стоит полагаться на то, что исследование автора верно в деталях – это исследование конкурента по бизнесу, которое просто по самой своей природе не может быть честным до конца.
Обратимся к следующему источнику знаний о Церкви Христа:
«Бостонская Церковь постоянно провозглашает свою исключительность на фоне остальных церквей, не считая их христианскими по Духу. «Первые принципы», Занятие 7 (Церковь): «Библия учит, что церковь – одна. …


12.

Деноминация – «группа имени». Противоречит Писанию в соответствии 1-е Коринфянам 1:10-13. Примеры: Лютеранская, Методистская, Пресвитерианская, Мормоны, Католическая и Православная. … Церковь – единственна. Как она называется в Библии? … Церкви Христовы».
Например, выступая в Москве в 1997 году на «6-ой ежегодной конференции учеников», Кип Мак-Кин сказал следующее: «Спасённый = Христианин = Ученик». Я составил такое противоречивое уравнение для того, чтобы помочь людям с деноминационным прошлым понять, что они не были настоящими христианами».
Среди разных видов деятельности Бостонской Церкви наибольшую тревогу вызывает вербовка новых членов в университетах по всему миру. В книге Cultism on Campus Роберт Торнберг (Robert Thornburg) поясняет: «Студенты и администрация Бостонского университета и других университетов Большого Бостона в последнее время очень обеспокоены агрессивным и навязчивым прозелитизмом Бостонской Церкви Христа (БЦХ). По словам преподобного Роберта Уоттса Торнберга, декана часовни Бостонского университета, это отразилось на оценках многих студентов, втянутых в упомянутую организацию. Он также утверждает, что за последние пять лет более 150-ти студентов университетов этого региона бросили учебу, чтобы продолжать вербовку новых членов для Бостонской Церкви, хотя некоторым из них была уготована блестящая карьера» (The American Family Foundation Newsletter, октябрь 1987, с. 1).
Как сообщает газета Dallas Morning News, Бостонская Церковь ищет «новообращенных в студенческих союзах и общежитиях» по всей стране (20 декабря 1992, с. 2-А). Членство в Церкви не только отрицательно сказывается на оценках и будущей карьере студентов, но и может сказаться на их финансовом положении. «На воскресных службах церковь собирает со своих членов, одна треть из которых – студенты, около 45000 долларов» (The Cult Observer, сент./окт. 1987, с. 13).
Методы навязчивого контроля сознания, используемые Бостонской Церковью Христа, во многих случаях отрицательно сказались на здоровье людей, которым для выздоровления потребовалась психологическая и психиатрическая помощь. Многие университеты были вынуждены пойти на беспрецедентный шаг и запретить это движение на территории студенческих городков. В числе учебных заведений, изгнавших со своей территории Бостонскую Церковь Христа, был Бостонский университет, Университет Маркетта, Университет Южной Калифорнии, Северо-Восточный университет и Университет Вандербильта (Miami Herald, 25 марта 1992, с. 1А, 15А).
Наконец, деспотичное учение о подчинении, которое непременно включает в себя труд ради Царства Божьего и финансовые обязательства перед Бостонской Церковью, привязано к учению о грехе. Как объясняет Гордон Фергюсон: «Грех – это неделание добра. Если мы не делаем то, что заповедано ученикам,

13.

мы не спасены» (What Does the Boston Church Teach?, с. 75). Помните – именно наставники, подобны они Христу или нет, контролируют жизнь членов организации. Как часть этого контроля каждому члену группы ежедневно даются наставления, указания относительно правильного поведения и напоминания о том, что он не имеет права идти против лидеров, наделенных властью. Эта небиблейская форма ученичества уменьшает роль Христа как единственного посредника между Богом и человеком (1 Тим. 2:5). Помимо того, что Бостонская Церковь считает свои принципы единственно правильными, ее учение о спасении уводит последователей от окончательного искупления, совершенного Господом на кресте, единственного лекарства от греха и единственного источника спасения».[4]
На материал, приведённый в этой цитате, взятой из добросовестного исследования Рика Бранча можно абсолютно положиться – здесь нет искажений и преувеличений. И материал этот даёт представление о Церкви Христа как организации антисоциальной и экстремистской. Эти люди не просто верят в бога как в некое выдуманное существо. Они считают, что служат богу, причём служат единственно правильным образом. Себя они считают «спасёнными», а всех остальных – «погибшими». Всех, кто разделяет их взгляды, они считают вдохновлёнными «Духом Святым», всех же, кто не разделяет этих взглядов – одержимыми дьяволом. Никакой диалог или спор при таком положении вещей оказывается невозможным, так как оппонент заранее осуждён и приговорён к мукам ада на все времена.
Наличие таких организаций в нашей стране весьма опасно!
Конечно, можно сказать, что Международная Церковь Христа насчитывает не так уж много членов в нашей стране – на сегодняшний день их порядка 40 тысяч человек. Но дело в том, что подобная философия свойственна не только Бостонскому движению, но религиозным организациям вообще – как малым, так и гигантским. Подобно тому как «ученики Христа» из Церкви Христа не считают «спасёнными» православных христиан, точно так же православные христиане не считают спасёнными членов Церкви Христа. Человек, получивший крещение в РПЦ вынужден креститься заново в МЦХ, а человек, крещённый в МЦХ, вынужден перекрещиваться в РПЦ. Точно так же «свой» Христос и «своё» крещение и у всех других христианских или околохристианских организаций. Мормоны не признают адвентистов седьмого дня, а пятидесятники не признают Свидетелей Иеговы. А все вместе члены этих организаций ни во что не ставят мусульман, индуистов и атеистов. И эта война всех против всех непременно прикрывается разговорами о «духовности», «смысле жизни» и «любви»!


14.

Вывод по главе 1

В первой главе своего исследования я попытался показать особенности религиозного мировоззрения и доказать, что распространение такого мировоззрения среди юношества может привести к пагубным последствиям, грозящим ещё большим отставанием нашего государства от ведущих экономических стран мира, а возможно и распадом нашего государства, потерей Россией политической независимости. Такое прогнозирование не кажется мне преувеличением. В современном мире, где все государства тесно связаны между собой и образуют единую мировую экономику, уход от научного мировоззрения, скатывание в мистицизм и философский идеализм грозит оглуплением народа, профанацией образования, оскудением науки и, как следствие, потерей экономической, а, значит, и политической силы и независимости. В СССР , на мой взгляд, весьма умно была выстроена религиозная политика. С одной стороны, каждый имел право верить в любых богов или, не веря ни в каких, пропагандировать атеизм, с другой стороны, никто не смел оглуплять ещё не вполне умственно и нравственно сложившихся молодых людей религиозной и псевдонаучной пропагандой. Результатом такой политики было более высокое, чем теперь, количество образованных людей и высокое положение нашей науки. В последние же два десятилетия, когда государство перестало контролировать баланс сил на фронте науки/религии, а , вместо того, поддержало религиозную пропаганду, мы увидели значительное оглупление основной части нашей молодёжи и падение уровня национальной науки. Хочется надеяться, что правительство всё же прислушается к мнению передовых российских учёных, проведёт серьёзные исследования, посвящённые влиянию религиозной пропаганды на здоровье народа и скорректирует свою политику в этом вопросе.

15.

  1   2