Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Диагностика как основа деятельности классного руководителя |
 Скачать 0.61 Mb. |
1 2 3 4 Диагностика как основа
деятельности классного руководителя Диагностика – не панацея, а средство, которое может помочь сделать проблему беспроблемной.
Д. Добсон
Огромную роль в работе учителя играет диагностика. Она используется в работе с обучающимися и в работе с коллективом родителей. Любая информация, которую классный руководитель может получить от родителей в результате диагностики, может оказать и семье, и ребёнку неоценимую услугу.
Физическое и психическое развитие ребёнка до школы, его положение в детском саду, умение взаимодействовать с другими детьми, отношение родителей к успехам и неудачам своего ребёнка, семейная атмосфера – эти и другие вопросы должен задать педагог непременно коллективу родителей, сотрудничество с которыми предполагается на долгие годы.
Педагогическая диагностика – это процесс и конечный итог изучения результативности учебно-воспитательного процесса на основе изменений в уровне воспитанности и образованности обучающихся и ростом педагогического мастерства учителя. Таким образом, диагностика, служащая улучшению учебно-воспитательного процесса, должна ориентироваться на следующие цели:
1. внутренняя и внешняя коррекция в случае неверной оценки результатов обучения и воспитания;
2. определение пробелов в обучении; подтверждение успешных результатов обучения;
3. планирование последующих этапов учебно-воспитательного процесса;
4. мотивация с помощью поощрения за успехи в учебе и регулирования сложности последующих шагов;
5.оптимизация процесса обучения и воспитания.
Задачи диагностики:
выявление относительного уровня развития учащихся;
анализ изменения уровня развития под влиянием определённых воздействий;
выявление потенциальных возможностей развития.
Особенности педагогической диагностики:
1. Должна осуществляться для педагогических целей. На основе её результатов делаются выводы, как улучшить качество образования, воспитания, развития личности ученика.
2. Педагогическая диагностика дает принципиально новую информацию о качестве работы самого педагога.
3. Педагогическая диагностика осуществляется при помощи методов, которые органически вписываются в логику педагогической деятельности учителя.
4. С помощью педагогической диагностики усиливается контрольно-аналитическая функция деятельности педагога.
Функции педагогической диагностики:
1. Функция обратной связи в процессе обучения и воспитания. Данные педагогической диагностики служат главной информацией для анализа прошлого опыта и констатирования дальнейшего педагогического процесса, позволяет своевременно констатировать учебно-воспитательный процесс.
2. Оценочная функция. Всесторонняя и комплексная оценка имеет несколько аспектов:
- ценностно-ориентировочный (представление ученика о людях и о себе);
- регулятивно-коррегирующий (помогает воспитаннику привести свои поступки в соответствие с нормами общества);
- стимулирующий (помогает развивать положительные стороны и преодолевать недостатки);
- измерительный (ученик сравнивает свои успехи в работе с успехами других учеников и это побуждает детей к самообразованию);
3. Управленческая функция педагогической диагностики. Она связана с основными этапами развития ученического коллектива и личности воспитанника.
Э. Стоунс классифицировал методы педагогической диагностики с точки зрения задач изучения следующим образом:
I. Неэкспериментальные (служат для выявления наличия или отсутствия какой-нибудь психологической особенности)
1.1 Анкетирование
1.2. Анализ продуктов деятельности
1.3. Наблюдение
1.4. Беседа
II. Диагностические (для количественного измерения)
2.1. Шкалирование
2.1.1. Оценочные шкалы
2.1.2. Шкалы ранжирования
2.1.3. Социометрические шкалы
2.2. Тестирование
Тесты достижений:
Тесты развития.
Тесты интеллекта.
Тесты общей результативности.
Тесты школьной успеваемости.
Специальные тесты, определяющие профессиональную пригодность и функциональные возможности.
Психометрические личностные тесты:
Личностные структурные тесты.
Тесты на интересы и установки.
Клинические тесты.
III. Экспериментальные (для объяснения психических явлений)
3.1. Лабораторный эксперимент
3.2. Естественный эксперимент
3.3. Моделирующий эксперимент
IV. Формирующие (для выявления возможностей развития)
4.1. Анализ
4.2. Прогнозирование
4.3. Сообщение результатов
I. Неэкспериментальные методы Неэкспериментальные методы часто используют как средство первоначальной «разведки», ориентировки, знакомства с обучающимися. Они позволяют собрать большой материал для установления предварительных данных. Также их можно использовать для долговременного наблюдения за динамикой изменений.
Анкетирование Анкетирование представляет собой методический приём получения психологической информации при помощи составленных в соответствии с определёнными правилами систем вопросов. Посредством анкетирования педагог получает материал для установления суждений и личностных качеств школьников.
Вопросы анкет бывают открытыми (предполагают свободные ответы по своему усмотрению) и закрытыми (даны готовые ответы для выражения своего согласия или несогласия, список ответов на выбор или ответы для определения их места в классификации).
Требования к анкете:
Нельзя предлагать вопросы, требующие нравственной оценки своих качеств
Вопросы должны быть лаконичными, ясными по смыслу, доступными для понимания, конкретными.
На выяснение одной характеристики должно быть направлено несколько вопросов, которые контролировали бы искренность ответов ученика.
Желательно в начале анкеты (первая треть) предлагать лёгкие вопросы (касающиеся конкретных действий, событий), затем трудные (на выявление суждений, оценок), далее самые сложные (требующие принятия решений), в заключение (последняя треть) – снова простые.
Достоинствами анкет являются:
Массовость обследования.
Большая скорость сбора информации.
Лёгкость обработки результатов.
Возможность применения статистических методов.
К недостаткам следует отнести следующие:
Анкетирование не учитывает различное понимание вопросов школьниками.
Объективность ответов не всегда высокая, так как обучающиеся могут недобросовестно отнестись к ответу.
Жёсткий список вопросов может ограничить круг мыслей опрашиваемых и заставить ответить не то, что они думают в действительности.
Анализ продуктов деятельности Это метод позволяет педагогу получать психологическую информацию об учащихся и их семьях, основываясь на умелом анализе их обычной учебной и домашней работы.
Очень часто при знакомстве с обучающимися используются сочинения, которые в большей мере, чем анкеты, способны выявить отношение к видам занятий в свободное время, увлечениям, другим аспектам жизни.
Наблюдение Наблюдение – один из основных методов, используемых в педагогической практике. Оно представляет собой метод длительного и целенаправленного описания психических особенностей, проявляющихся в деятельности и поведении обучающихся, на основе их непосредственного восприятия с обязательной систематизацией получаемых данных и формулированием возможных выводов.
Требования, предъявляемые к наблюдениям:
Целенаправленность
Планирование
Самостоятельность
Естественность
Систематичность
Объективность
Фиксация
Недостатки метода наблюдения:
Практически невозможно исключить влияние случайных факторов.
Фиксировать всё невозможно, поэтому можно упустить существенное и отметить несущественное.
Наблюдению не поддаются интимные ситуации.
Метод пассивный: учитель наблюдает ситуации, которые появляются независимо от его планов, он не может повлиять на ход событий.
Наблюдение даёт информацию, которую сложно подвергнуть количественному анализу.
Беседа Беседа – метод установления в ходе непосредственного общения особенностей обучающегося и его семьи, позволяющий получить интересующую информацию с помощью предварительно подготовленных вопросов.
При подготовке к беседе очень большое значение имеет предварительная работа.
Ведущий беседу должен тщательно продумать все аспекты той проблемы, о которой он собирается говорить, подобрать те факты, которые, возможно, будут ему нужны. Чёткая постановка цели беседы помогает формулировать чёткие вопросы и избегать случайных.
Он должен определить, в какой последовательности будет поднимать темы или задавать вопросы.
Важно правильно выбрать место и время разговора. Необходимо, чтобы по близости не было людей, присутствие которых могло бы смутить, или, того хуже, повлиять на искренность собеседника.
Рекомендации по проведению беседы:
Начинать общение следует с тематики, приятной собеседнику, чтобы он охотно начал говорить.
Вопросы, которые могут оказаться неприятными для собеседника или вызвать ощущение проверки, не должны быть сосредоточены в одном месте, они должны равномерно распределяться по всей беседе.
Вопрос должен вызывать обсуждение, развёртывание мысли.
Вопросы должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности собеседника.
Искренний интерес и уважение мнения собеседника, доброжелательное отношение в разговоре, желание убедить, а не принудить к соглашению, внимание, сочувствие и участие не менее важны, чем умение убедительно и аргументировано говорить. Скромное и корректное поведение вызывает доверие.
Учитель должен быть внимательным и гибким в беседе, предпочитать косвенные вопросы прямым, которые порой неприятны собеседнику. Нежелание отвечать на вопрос должно встречаться с уважением, даже если из-за этого упускается важная для исследования информация. Если вопрос очень важен, то его в ходе беседы можно задать ещё раз в иной формулировке.
С точки зрения результативности беседы лучше задать несколько мелких вопросов, чем один крупный.
В беседе с учениками следует широко использовать косвенные вопросы. Именно с их помощью учитель может получить интересующую его информацию о скрытых сторонах жизни ребёнка, о неосознаваемых мотивах поведения, идеалах.
Ни в коем случае нельзя выражаться серо, банально или некорректно, стараясь таким образом приблизиться к уровню своего собеседника – это шокирует.
Для большей достоверности результатов беседы наиболее важные вопросы должны в различных формах повторяться и тем самым контролировать предыдущие ответы, дополнять, снимать неопределённость.
Не следует злоупотреблять терпением и временем собеседника. Беседа не должна длиться более 30–40 минут.
К несомненным достоинствам беседы следует отнести:
Наличие контакта с собеседником, возможность учитывать его ответные реакции, оценивать его поведение, отношение к содержанию разговора, задать дополнительные, уточняющие вопросы. Беседа может носить сугубо индивидуальный характер, быть гибкой, максимально адаптированной к ученику.
На устный ответ затрачивается меньше времени, чем на письменный.
Заметно сокращается количество вопросов, на которые не получены ответы (по сравнению с письменными методами).
Обучающиеся более серьёзно относятся к вопросам.
В то же время следует учитывать, что в беседе мы получаем не объективный факт, а мнение человека.
II. Диагностические методы Диагностические методы позволяют не просто описать те или иные психические особенности личности или группы людей, но и измерить их.
Шкалирование Шкалирование представляет собой метод измерения, с помощью которого реальные качественные психологические явления получают своё числовое выражение в форме количественных оценок.
Выделяют три вида шкал: оценочные, ранжирования, социометрические.
Оценочные шкалы Их отличает простота применения, возможность математических методов обработки и анализа результатов исследования. Суть этого метода состоит в том, что какие-либо реальные явления (качества) моделируют с помощью числовых систем по заранее обусловленным оценкам.
Одним из видов оценочного шкалирования является рейтинг.
Шкалы ранжирования Шкалы ранжирования образуются путём сравнения отдельных показателей друг с другом. Разновидностью шкал ранжирования является парное сравнение. Суть его состоит в сопоставлении учащихся друг с другом по какому-либо одному качеству.
Несмотря на длительность процедуры сравнения и сложность обсчёта большого количества учащихся, метод парного сравнения имеет ряд достоинств
Объективность оценки, порождённую довольно большим числом сравнений (, где n – количество учащихся).
Простота метода.
Экономия времени при сборе материала.
Несложная математическая обработка результатов.
Социометрические шкалы Этот вид шкал наиболее важен для педагога, так как с их помощью изучается структура социальных взаимоотношений в группе.
Тестирование Тестирование – это стандартизированный метод, используемый для измерения различных характеристик отдельных лиц.
С точки зрения формы различают:
тесты, предполагающие свободные ответы (тестируемый должен сам формулировать ответ или предложить решение задачи)
тесты, предполагающие выбор (тестируемый должен выбрать правильный ответ из предложенных ему вариантов).
В настоящее время из психометрических тестов значительное распространение получили проективные тесты. Они основаны на предположении, что человек всегда преобразует (в восприятии и представлении) ситуацию, в которой он оказался.
Проективные тесты обладают рядом достоинств:
Естественность ситуации для учащегося, воспринимающего подобные тесты как игру.
Возможность изучения тех глобальных личностных особенностей, к которым нельзя применить точный количественный анализ и которые, как правило, человек не может или не хочет раскрывать.
Трудности использования проективных тестов в школьной практике:
Требуют большой специальной теоретической и практической подготовки, опыта их применения.
По сравнению с другими видами тестов требуют значительно больше времени.
Очень трудная интерпретация результатов, невысока вероятность их правильности.
Объективность исследования снижается из-за воздействия на личность экспериментатора.
Поэтому проективные тесты применяются лишь специалистами.
Помимо проективных тестов в психологических исследованиях часто используются личностные опросники. Они состоят из серии вопросов, которые испытуемый должен отнести к одной из двух групп:
«да», «верно», «ко мне относится»;
«нет», «неверно», «ко мне не относится».
В каждый такой опросник заложен ряд шкал, измеряющих те или иные черты личности, её положение между полярными точками, выражающими противоположные свойства данной черты.
Диагностика, которую может осуществлять классный руководитель в работе с классом, - это педагогическое изучение учащихся класса, получение данных об условиях их жизни, особенностях развития, обучения и воспитания. Она является частью педагогической диагностики.
При грамотном использовании диагностических материалов педагог может коренным образом повлиять на общение родителей и ребёнка в семье, изменить статус отдельных членов семьи, стратегию поведения взрослых людей по отношению к ребёнку.
Диагностика в работе с классным коллективом помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, даёт возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех обучающихся, положение которых в семье чрезвычайно трудное.
Диагностика в работе классного руководителя – это достаточно опасное орудие и использовать его в своей деятельности педагог может только тогда, когда он абсолютно уверен в том, что все полученные материалы помогут ребёнку и его семье стать ближе друг другу.
Использование педагогом диагностики предполагает чёткое определение целей и предполагаемых результатов диагностики: что я хочу получить в результате диагностики, как я буду работать с полученным материалом, и что может измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет проведена.
Проведение диагностических исследований среди учащихся и их родителей накладывает на классного руководителя определённые обязанности:
Соблюдение строгой конфиденциальности и нравственных обязательств, связанных с полученной информацией.
Диагностический материал, вызывающий сомнение, нуждается в дополнительной проверке.
Любой диагностический материал, который используется в работе с родителями, должен быть составлен таким образом, чтобы в нём не было некорректных фраз, которые могли прямо или косвенно задеть достоинство человека.
Диагностику можно использовать при подготовке к родительским собраниям, в ходе встреч с родителями и после проведённой работы по какой-то определённой проблеме.
В зависимости от ситуаций, которые требуют применения диагностика различается:
Диагностика
предварительная
| оперативная
|
итоговая
| |
1 2 3 4 |
|