Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Родительский всеобуч |
 Скачать 73.1 Kb. |
Зам. по УВР Паначёва И Е МОУ Уйско-Чебаркульская сош
Родительский всеобуч
ДЕТСТВО БЕЗ БОЛЕЗНЕЙ Занятие 1. Жить без наркотиков
Цель: Определить принципы взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса в деле охраны и укрепления здоровья учащихся. Задачи:
Предоставить родителям возможность познакомиться с информацией и статистикой по проблеме наркомании.
Убедить родителей в необходимости активного обсуждения этой проблемы в семье.
План проведения занятия. 1.Наркоситуация. 2. Симптомы и опасности болезни. 3.Наркотики и статистика. 4.Знаем ли мы своих детей? 5.Шаг за шагом… в бездну. 6.Пути решения проблемы.
«Вся жизнь наркомана начинает вращаться вокруг очередной дозы наркотиков и поэтому нужно вовремя помочь ему изменить направление вращения».
Здоровому человеку трудно представить, что можно чего-то хотеть так сильно, что не хватает сил остановиться. Обычно говорят: «Мало ли чего я хочу, но если я знаю, что это вредно, я не стану этого делать. Почему же он так не может?». Потому что он – наркоман. Наркомания – это болезнь, при которой страдает не только физическое здоровье людей, но и их душевное состояние. Всем известно, что чувства эйфории можно достигнуть только в начале приема наркотических веществ, в дальнейшем организм будет требовать одну дозу за другой. Тогда почему же многим и многим людям не хватает сил сказать «нет». Оказывается, в формировании зависимости играют роль природные механизмы получения удовольствия. Человек устроен так, что стремиться получить удовольствие, счастье. Никто не хочет испытывать огорчения, бороться с бедами, решать множество проблем. Наш мозг даже имеет специальный отдел, отвечающий за это, - центр удовольствия. В процессе эволюции выработалось взаимодействие между нашей памятью и центром удовольствия: все, на что отреагировал этот центр, заносится в память как важнейший механизм выживания. Наркотик запускает в организме те же структуры, которые ответственны за получение удовольствия, при этом он ломает их, перестраивая «под себя». Первая же проба наркотика, сопровождающаяся получением наркотического опьянения, закрепляется в памяти, все последующие - лишь усиливают запоминание эффекта опьянения и создают навязчивое влечение к наркотику. В итоге формируется столь мощная зависимость от наркотика, что даже самый умный, сильный и талантливый человек становится рабом наркотика. Очередная доза на время смягчает психическое напряжение, которое потом вновь усиливается по мере разрушения наркотика в организме. До начала приема наркотиков человек испытывал чувство бессмысленности и серости собственного существования. Его не удовлетворяла окружающая действительность, он не мог найти смысл, реализовать себя в окружающей жизни. После приема дозы окружающая действительность становится радужной, исчезают все проблемы. Принимая наркотики, человек надеется стать оригинальным и необычным, усилить свои творческие таланты и способности. За последние годы число наркоманов возросло в 3,5 раза – и это только по официальным данным. Количество смертей от передозировок наркотиков увеличилось в 42 раза, а среди детей и подростков эти цифры ещё выше. Уровень заболеваемости наркоманией среди подростков в 1,5 раза выше. Чем среди взрослых. С увеличением числа лиц, потребляющих наркотики растет уровень ВИЧ-инфицированных, при этом 80% вновь выявленных больных заразились при шприцевом употреблении наркотиков. Ежегодно возрастает число преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Каждый третий вызов скорой помощи – это вызов к потребителям наркотиков. Никто не хочет видеть своего ребенка наркоманом. Все мы надеемся. Что беда обойдет стороной. К сожалению, пока не в наших силах полностью исключить вероятность того, что ребенку могут предложить наркотики – в школе, во дворе, на улице. Как родители могут определить, что с ребенком не все в порядке? Знаете ли своих детей? Ответьте на вопросы, проанализируйте поведение ребенка. Если ваш сын или дочь:
постепенно теряет интерес к прежним увлечениям, не приобретая новых;
проводит большую часть времени с людьми, не вызывающими у вас доверия;
всё меньше общается с родителями, перестает с вами делиться своими проблемами;
тратит больше денег и непонятно на что;
становится скрытным, старается отмолчаться или переводит разговор на другую тему;
в его разговорах и остротах все чаще мелькает тема наркотиков;
наблюдаются необъяснимые перемены настроения;
с утра тяжело встает, практически всегда без настроения, легко раздражается;
часто попадается на лжи;
часто теряет личные вещи или вещи из дома;
частые пропуски школьных занятий без уважительной причины;
внезапные уходы из дома.
Все перечисленное здесь, может быть признаком употребления наркотиков. Куда бы человек ни отправлялся, он не задумывается при этом, сколько шагов делает. Идет по «привычке» к цели своего похода. К сожалению, человек также может, не задумываясь, сделать несколько шагов в неправильном направлении. Шаг первый – экспериментирование.
На этом этапе подростки изучают, как можно изменить свое настроение и самочувствие под влиянием наркотических веществ. Они на собственном опыте определяют особенности влияния того или иного вида зелья. Обычно после негативных ощущений большинство подростков приходят к полному отказу от наркотиков. Однако многие, испытав приятные ощущения, продолжают принимать наркотик. Шаг второй – периодическое употребление.
На этой стадии возможен контроль над количеством принимаемых доз, и человек еще может отказаться от приема наркотиков. Как правило, при периодическом употреблении прием наркотика связан с каким-то событием: дискотекой, днем рождения, вечеринки. Мотивы могут быть разными, обычно подростков привлекает возможность поднять свое настроение, почувствовать себя по-особенному. Шаг третий - регулярное применение.
На этом этапе наркотик становится отчетливой потребностью для подростка. Если раньше он был средством для поднятия настроения, то теперь используется для того, чтобы справиться с негативными эмоциями, нервозностью, чувством беспокойства. Ссора с родителями, друзьями, плохая оценка или непонимание в школе, любая подобная драма может стать поводом для обращения к наркотику, что начинает приобретать черты навязчивой идеи. Шаг четвертый – навязчивая идея.
Главной особенностью этого этапа является то, что подросток начинает идентифицировать себя с приёмом наркотика, которые становится средством поддержания самооценки, способом самоутверждения. Подросток часто отказывается от прежних привязанностей, начинает тяготеть к компаниям, где наркотик является центральным интересом. Он начинает терять контроль над собой и над ситуацией, в это же время, как правило, увеличивается доза. Шаг пятый – формирование зависимости.
Основными признаками сформировавшейся зависимости являются: непреодолимое влечение к наркотику, увеличение дозы, возникновение индивидуальных и социальных проблем, обусловленных приёмом наркотиков. При психической зависимости перерыв употреблении наркотика вызывает у подростка чувство тревоги и напряжения. На этом этапе наркотик становится центральным интересом подростка. Ухудшается здоровье, обостряются негативные черты личности. Так стоит ли шагать в этом направлении, ставя под угрозу свое здоровье, счастье и благополучие.
Факторы риска развития наркомании
Первая группа – биологические:
патология беременности (токсикозы, травмы);
осложненные роды;
хронические заболевания;
сотрясения головного мозга;
любые тяжелые заболевания или травмы, протекавшие с нарушением сознания.
Вторая группа –социальные:
воспитание ребенка в неполной семье;
постоянная занятость родителей;
больной – единственный ребенок в семье;
нет контроля со стороны родителей;
слабые социальные связи;
несоблюдение норм социального поведения;
отсутствие интереса к учебе;
плохая успеваемость.
Третья группа – психологические:
ощущение собственной незначительности и ненужности;
недостаточный самоконтроль, недостаточная самодисциплина;
неспособность выражать свои чувства;
неспособность здраво рассуждать и делать здоровый выбор в жизни;
непонимание и неприятие социальных норм и ценностей;
низкая самооценка и неуверенность в себе.
Сами подростки так объясняют причины, которые подталкивают их к употреблению наркотиков:
демонстративный протест против старших – 1%
замена недоступного алкоголя – 2%
стимуляция творчества –3%
желание показать свою незаурядность - 6%
любопытство, желание испытать неизведанное – 7%
стремление забыться, отключиться от неприятностей – 10%
поиск новых развлечений 12%
желание пережить эмоционально приятное состояние –19%
не отстать от компании –31%.
Чтобы не случилось беды
разговаривайте друг с другом;
умейте выслушать;
рассказывайте им о себе;
будьте тверды и последовательны;
будьте рядом;
старайтесь делать всё вместе;
общайтесь с его друзьями;
показывайте пример;
помните, что ребенок нуждается в вашей поддержке;
не запугивайте;
сохраняйте спокойствие и достоинство;
разберитесь в ситуации;
сохраните доверие ребенка к себе;
измените свое отношение к ребенку;
не позволяйте собой манипулировать;
не исправляйте ребенка за его ошибки;
меньше говорите, больше делайте.
|
|
|