Главная страница

Целостная модель обобщаемого личного педагогического опыта на основе педтехнологии



Скачать 92.02 Kb.
Название Целостная модель обобщаемого личного педагогического опыта на основе педтехнологии
Дата 23.02.2016
Размер 92.02 Kb.
Тип Документы




Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

г. Вологда
"Целостная модель обобщаемого личного педагогического опыта на основе педтехнологии"

Учитель технологии: Симанов М.В.

Вологда

2013

Представленная модель обобщаемого педагогического опыта включает ряд разделов, дающих представление об организации педагогического процесса, четко и конкретно определены цель и задачи учебного предмета "Технология". Структурировано содержание образования, выделены разделы и содержательные блоки (СБ) по основным разделам программы. Проанализирована логика процесса обучения, разработаны технологические процедуры изготовления детали, узла, изделия, продуманы методы, приемы, формы обучения на каждом этапе.

Модель обобщенного педагогического опыта отображает внутренние связи между задачами, содержанием, процедурой обучения, отличается новизной, воспроизводимостью и отвечает характеристикам технологичности.

Целостная модель обобщаемого личного педагогического опыта на основе педтехнологии
I. Определение цели и задач учебного предмета.
Цель учебного предмета.

Главная цель учебного предмета «Технология» - подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

Это предполагает научение учащихся создавать качественные товары и услуги, рассматривать труд, как товар имеющий потребительские стоимости. Для этого учащиеся должны быть способны:

  • определять потребности в той или иной продукции и возможности своего участия в ее производстве;

  • находить и использовать необходимую информацию;

  • выбирать конструкцию и технологию изготовления отдельных деталей и изделий в целом;

  • планировать и организовывать работу;

  • выполнять приемы, действия, операции с высоким качеством на уровне допрофессиональной подготовки;

  • оценивать результаты работы на каждом их этапов, корректировать свою деятельность;


Главная цель учебного предмета «Технология» реализуется через:

  • освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда

  • овладение обще трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда

  • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей

  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда

  • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности



ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


  1. Приобретение общетрудовых, политехнических и специальных знаний, умений, навыков, трудового опыта на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых объектов труда.

  2. Ознакомление с основами современного производства, формирование технико-технологической грамотности.

  3. Воспитание личностной культуры (культуры труда):

-организация трудового процесса;

-подготовка рабочего места;

-обеспечение безопасности труда;

-работа с технической документацией;

-технологическая и трудовая дисциплина;

-культура поведения и бесконфликтного общения;

-трудолюбие, коллективизм, обязательность, аккуратность

  1. Использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна; развитие эстетического чувства.

  2. Овладение основными понятиями рыночной экономики и умение применять их при реализации собственной продукции и услуг.

  3. Освоение представлений о проектной деятельности, овладение опытом проектирования и изготовления личностно и общественно значимых объектов труда.

  4. Развитие пространственной координации, волевых качеств, познавательных интересов, технического мышления, творческих, коммуникативных и организаторских способностей в ходе решения технических задач, выполнения практических работ, деятельности по проектированию материального объекта или услуги.

  5. Освоение представлений о влиянии технологий обработки материалов на окружающую среду и здоровье человека

  6. Изучение мира профессий с целью профессионального самоопределения, самореализации.


II. Конструирование технологического процесса обучения
I. Четко заявлены цели и задачи в соответствии с целостностью педагогического процесса – единства обучения, воспитания, развития (физической, психической, нравственной, духовной сущностью человека).

II. Проектирование (алгоритм действий):
1. В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, примерной программы определено содержание учебного материала по классам с 5 по 8, выделены основные разделы в каждом классе в соответствии с тематическим планом, сформулированы содержательные блоки по основным базовым разделам программы, проходящие через все пространство обучения с 5 по 8 класс.

2. Расставлены содержательные блоки в определенном порядке в со­ответствии с расширением и углублением функционального назначения.

Схема 1 "Структурная модель технологии"

3. Блоки наполнены содержанием по горизонтали (с 1 по 4 блок) и по вертикали (с 5 по 8 класс). Отбор содержания по основным разделам выполнен в соответствии с принципом концентричности. Количество и наименование содержательных блоков одинаково с 5 по 8 класс, но существенно отличается в реализации, как движение по горизонтали (переход внутри класса от 1 блока к 4), так и движение по вертикали (переход внутри содержательного блока от 5 класса к 8 классу). Отбор содержания по блокам произведен на основе деятельностно – параметрического подхода. Содержание материала блоков по вертикали отличается как в «ширину», так и в «глубину».

4. Выбраны объекты труда, так как система предусматривает на­учение практическим умениям и навыкам. Объекты труда комплексные, имеющие повышенную сложность.

5.Проанализированы возможности материально-технической базы. Объект подбирается под базу, или база создается под объект.

6. Продумана степень самостоятельности учащихся при изготовле­нии объекта (5,6 класс – 80-90%, 7,8 класс – 90-100%)

7. Выбрана форма организации деятельности учащихся по блокам (горизонтали и вертикали). Фронтальная – 5,6класс, звеньевая, индивидуальная – 7,8класс.

8. Разработаны технологические процессы изготовления детали, узла, изделия по блокам (горизонтали и вертикали).

9. Определены условия обеспечивающие процедуру технологии.

10. Способ научения (методика) заключается в гибкости построения технологических процессов изготовления изделия: расчленение (РТП) – укрупнение (УТП) с общим результирующим вектором в сторону укрупнения.

Выбраны схемы научения по всем блокам по горизонтали и вертикали. Начинается отработка приемов – действий (п-д), как основных элементов схемы научения внутри блока.

При положительном результате идет переход к новому приему-действию, при отрицательном – коррекция по обратной связи, укрупнение или расчленение. Выбирается новая схема и.т.д., цикл повторяется до положительного результата. Идет переход к следующему содержательному блоку.

При отработке всех блоков раздела достигается результат. Если общий результат отрицательный, то идет коррекция всей процедуры по обратной связи между содержательными блоками.

Схема 2 "Структурная модель отработки содержательного блока (СБ)"

11. При обучении в 5-6 классах чаще всего использую методы: рассказ, объяснение, беседа, демонстрация, инструктаж, практические работы. В 7-8 классах дополнительно: работа с книгой, учебными и справочными пособиями, постановка проблемных ситуаций, решение технических и творческих задач, использование проектной деятельности.

12. Процесс научения учащихся знаниям и умениям предусматривает необходимость диагностики, т.е. отслеживания результатов обучения, их контроля, анализа и своевременной корректировке.

В зависимости от класса (5-8) и вида деятельности (теоретические сведения или практические действия) применяются различные формы диагностики: наблюдение, устный опрос, письменный контроль (трехуровневые карточки задания: узнавание, воспроизведение, применение на практике), операционный контроль, практическая работа.
III.Создание условий, обеспечивающих технологию обучения

1.Специальная квалификация учителя (профессиональное знание механической, станочной обработки)

2. Наличие материально-технической базы обеспечивающей уровень ГОС.

3. Ограничение по количественному составу класса: меньшая наполняемость – лучший результат.

IV. Оценка результатов
Результативность педагогического опыта, на этапе оценки результатов, можно рассматривать с разных позиций (критериев):

  • С позиции содержания трудового обучения:

    • 100% законченность изделия каждым учеником

    • 100% реализация изделия

    • учащиеся имеют прочные и системные знания, умения, навыки

    • знания долговременные на уровне стандарта

    • усвоены ведущие понятия, закономерности и способы действий

    • творческая деятельность реализуется через творческие и проектные работы

  • С позиции уровней в обучении:

    • 100% успеваемость

    • 80% качество знаний

  • С позиции проявления способностей детей:

    • стабильно высокое проявление интереса к предмету, 54% учащихся имеет оценку «отлично»

    • творческие способности учащихся имеют положительную динамику развития, количество творческих и проектных работ стабильно высокое

    • превращение устойчивого интереса учащегося в склонность (избирательную направленность на техническую деятельность), способствует профессиональному самоопределению

  • С позиции самореализации знаний, умений и навыков (участие в конкурсах, выставках, олимпиадах, соревнованиях, награды, поощрения):

    • предметные урочные, внеурочные, внеклассные мероприятия школьного уровня

    • мероприятия муниципального (городского) уровня

    • мероприятия регионального (областного) уровня

    • мероприятия федерального (всероссийского) уровня

  • С позиции самоорганизации трудовой деятельности:

    • Рациональный выбор оборудования и инструментов

    • Сознательная дисциплина на уроке

    • Точность, аккуратность

    • Умение в срок выполнять работу

    • Самоконтроль

    • Рациональность организации труда и рабочего места

    • Соблюдение правил техники безопасности

  • С позиции самоактуализации, рыночных отношений (труд как товар) изделия реализуются:

    • Для оснащения учебных классов и кабинетов

    • Для обустройства школы

    • Для потребностей дома, семьи

    • Детским садам

    • Учащимся

    • Работникам школы

    • Жителям микрорайона

    • Внешкольным образовательным учреждениям

Одним из главных достижений в своей работе считаю, что все личностно или общественно значимые объекты труда, изделия выполненные учащимися имеют 100% законченность и реализацию. А реализовать товар, не нужный, некачественный, не имеющий спроса, в условиях рыночной экономики практически невозможно.
V.Итоги и саморекомендации
Организуемый мной процесс обучения технологичен.

Признаки технологичности:

  • поставленные цели диагностируемые

  • наличие алгоритма

  • алгоритм действий гарантирует достижение цели

  • результат соответствует заявленным целям

  • опыт можно воспроизвести любому учителю технического труда

  • опыт можно использовать в других сферах деятельности, связан­ных с практическим научением (обслуживающий труд, кружки, физичес­кое воспитание, в профтехучилищах)

  • возможность корректировки внутренней и внешней

Цели и задачи предмета, спроектированный технологический процесс обучения создают условия для развития личностных качеств: ценностной ориентации и культуры, как наиболее общей ценности человека; волевой составляющей, творчества, самопроявления через механизм рефлексии (корректировка, самоанализ), а также решаемые задачи по экологии и здоровью составляют компоненты целостного развития
VI. Новизна опыта


  • в способе отбора содержания обучения, т.е. построение системы по принципу концентричности (реализация содержательных блоков);

  • в использовании педагогической технологии, основанной на нетрадиционной методике обучения: гибкости построения технологических процессов (расчленение – укрупнение) с общим результирующим вектором в сторону укрупнения;

  • технологичности (воспроизводимости);

  • нацеленность на максимальные возможности ребенка в обучении.