Главная страница

4. Методика обучения музыкально ритмическим движениям Общие примеры обучения музыкально ритмическим движениям Используемая литература


Скачать 420.06 Kb.
Название 4. Методика обучения музыкально ритмическим движениям Общие примеры обучения музыкально ритмическим движениям Используемая литература
страница 1/3
Дата 15.02.2016
Размер 420.06 Kb.
Тип Реферат
  1   2   3

Содержание

Введение.

1. Теоретические основы и задачи музыкально - ритмического воспитания 2. Музыкально - ритмическое творчество 3. Виды музыкально - ритмической деятельности

4. Методика обучения музыкально - ритмическим движениям

5. Общие примеры обучения музыкально - ритмическим движениям

Используемая литература





Введение

«Каждое упражнение должно быть не только средством для достижения цели, но и самоцель, эта самоцель делала бы каждый день полным и счастливым…» Айседора Дункан.
На современном этапе педагогической  теории  и практики уделяется особое внимание развитию творческой  личности. Именно данное качество формирует неординарное отношение к рукотворному миру, миру природы и человеческих отношений. Творчество - это сознательная, целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание действительности, создающая новые, оригинальные, никогда ранее не существовавшие предметы, произведения для совершенствования материальной и духовной жизни общества. Творчество изначально заложено в каждом ребенке, но как важно своевременно создать необходимые условия  для его проявления. Многие психологи (Дубровина И.В., Петровский А.В., Теплов Б.М.) давали свои определения творчества, но все они сводились к тому же, что творчество это деятельность человека, которая создает нечто новое, оригинальное. Л.С. Выготский  подчеркивал, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, а в самом процессе. Музыковед и композитор Б.В.Астафьев говорил о музыкально-творческих навыках, т.е. предполагал, что творчеству надо учить. Вопросы музыкального творчества детей дошкольного возраста в нашей стране волновали многих ученых-исследователей. В конце 30-х - начале 40-х годов широкое распространение получил термин «музыкальное творчество ребенка». Педагоги давали ему разноречивое толкование. Чаще всего это понятие раскрывалось как создание детьми определенной «продукции» - сочинение мелодии песен, движений в плясках, играх. Педагогам еще не были ясны пути руководства детским музыкальным творчеством, эти вопросы возникали и обсуждались многие годы. Н.А. Ветлугина доказывает, что музыкальное творчество детей это действенный и активный путь  формирования эстетического отношения у ребенка ко всему окружающему, путь художественного освоения им жизни. Детское музыкальное творчество имеет большой диапазон. Оно активизирует фантазию ребенка, побуждает к достижению самостоятельно поставленной цели, к поискам для воплощения своих замыслов в разных формах, способствует обучению. Следовательно, музыкальное творчество детей - важнейший вопрос эстетического воспитания. Детское музыкальное творчество - важный фактор в развитии личности ребёнка. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: пении, танцах, игре на детских музыкальных инструментах. Дети обычно импровизируют спонтанно, в различных играх. Они поют куклам колыбельную, напевают марш для солдатиков, охотно сочиняют песни, придумывают мелодии на заданный текст. Дети любят инсценировать песни, придумывать движения к хороводам. В этом им помогает литературный текст и характер музыки. Если взрослый не показывает готовые движения при инсценировках, то дети могут создавать оригинальные, самобытные образы, выраженные в движениях. Творческие проявления детей в движениях под музыку являются важным показателем музыкального развития. Ребенок начинает импро­визировать, создавать «свой» музыкально-игровой образ, танец, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, ее характе­ра, выразительных средств и если он владеет необходимыми дви­гательными навыками. Музыкально – ритмические движения (ритмика) - один из видов музыкаль­ной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а раз­нообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее воспри­ятия и понимания. Движения под музыку издавна применялись в воспитании де­тей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел рит­мику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз ( 1865— 1950). Перед ритмикой он, прежде всего, ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразитель­ности движений.
1. Теоретические основы и задачи музыкально - ритмического воспитания

Швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз разработал в конце XIX в. систему музыкально-ритмического воспи­тания. Осознав активную дви­гательную основу музыкально-ритмического чувства, Жак-Даль­кроз подчинил движение ритму различных музыкальных произве­дений и определил путь эмоциональной передачи движений. Он создал ряд ритмических упражнений, отвечающих возможностям и потребностям детей, а также уделял особое внимание чувству радости, возникающему в детской игре - прообразе будущей серьезной жизни. Жак-Далькроз считал, что музыкально-ритмическое воспи­тание оказывает огромное влияние на развитие воли, характера и интеллекта человека. Единство музыки и движений активно проповедовала Айседора Дункан - знаменитая американская тан­цовщица. В 1921 г. она посетила Советскую Россию с целью создания балетной школы, в которой исполнителей должны были учить непосредственности, искренности, грациозности и непри­нужденности.

Над созданием современной системы музыкально-ритмичес­кого воспитания работали многие музыканты, педагоги, психоло­ги, методисты, музыкальные руководители дошкольных учреж­дений. Ведущее место среди них принадлежит Н.Г. Александро­вой, а также ее ученикам и последователям - Е.В. Коноровой, II.П. Збруевой, В.И. Гринер, Н.Е. Кизевальтер, М.А. Румер.

Науч­ные исследования в области дошкольного музыкально-ритмичес­кого воспитания проводили А.В. Кенеман, Н.А. Ветлугина и их ученики - А.Н. Зимина, М.Л. Палавандашвили. В практической разработке содержания и методики работы с дошкольниками по разделу музыкально-ритмического воспитания участвовали Т.С. Бабаджан, Н.А. Метлов, Ю.А. Двоскина, С.Д. Руднева, Л.С. Ге­нералова, Е.Н. Соковнина, В.В. Цивкина, Е.П. Иова, И.В. Лифиц, Т.П. Ломова и др.

В современных детских садах используются различные методики, например: программа Е.В.Горшкова «От жеста к танцу», О.П.Радынова программа «Музыкальные шедевры», А.И. Буренина программа «Ритмическая мозаика», и многие другие.

В детском саду вместо термина «ритми­ка» вначале пользовались терминами «ритмические движения», «музыкально-двигательное воспитание», затем «движение под му­зыку», «музыкальное движение», «музыкально-ритмические дви­жения». На протяжении многих лет шла дискуссия о наиболее точной формулировке. Однако между всеми этими терминами нет принципиального различия, так как большинство специалистов по музыкально-ритмическому воспитанию в дошкольных учреж­дениях справедливо считали музыку «исходным моментом» в рит­мике, а движение-средством ее усвоения. Так, Т.С. Бабаджан абсолютно правильно обусловливает занятия ритмикой «музы­кальным стержнем», движение рассматривает как выявление эмо­ций, связанных с музыкальным образом. Эти положения подтвер­ждаются исследованиями Б.М. Теплова, где он пишет, что цент­ром занятий по ритмике должна быть музыка: «Как только они превращаются в занятия по воспитанию ритмических движеиий вообще, как только музыка отступает на положение аккомпане­мента к движениям, весь смысл, во всяком случае весь музыкаль­ный смысл, этих занятий исчезает».

Вопрос о соотношении музыки и движения в ритмике был решен однозначно: музыке отводится ведущая роль, движению - второстепенная. Вместе с тем специалисты сделали важный вы­вод: только органическая связь музыки и движения обеспечивает полноценное музыкально-ритмическое воспитание детей.

В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей восприятия музыкальных образов и умения отразить их в движении. Двигаясь в соответствии с временным ходом музы­кального произведения, ребенок воспринимает и звуковысотное движение, т. е. мелодию в связи со всеми выразительными сред­ствами. Он отражает в движении характер и темп музыкального произведения, реагирует на динамические изменения, начинает, изменяет и оканчивает движение в соответствии со строением музыкальных фраз, воспроизводит в движении несложный ритми­ческий рисунок. Следовательно, ребенок, воспринимая вырази­тельность музыкального ритма, целостно воспринимает все му­зыкальное произведение. Он передает эмоциональный характер музыкального произведения со всеми его компонентами (развити­ем и сменой музыкальных образов, изменением темпа, динамики, регистров и т. д.).

Таким образом, музыкально-ритмическое движение является средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку и чув­ства музыкального ритма.

Видя красоту движения в играх, плясках, хороводах, стремясь выполнить движение как можно красивее, изящнее, согласовать его с музыкой, ребенок развивается эстетически, приучается видеть и создавать прекрасное.

Музыкально-ритмические построения, национальные пляски, инсценировки, хороводные игры с пением, построенные на лучших образцах народной, русской классической и современной музыки, формируют нравственный облик ребенка, развивают музыкаль­ность и художественный вкус, воспитывают любовь к Родине. Способствуют раз­витию пространственных и временных ориентировок, paзвивает его внимание, творческую инициативу. За­нятия музыкально-ритмическими движениями способствуют умственному, нравст­венному, эстетическому и физическому развитию ребенка.

Значение музыкально-ритмических движений в жизни ребенка заключается в том, что они:

- обогащают эмоциональный мир детей и развивают музыкаль­ные способности;

- развивают познавательные способности;

-воспитывают активность, дисциплинированность, чувство коллективизма;

- способствуют физическому совершенствованию организма.

Главным направлением в работе над музыкально - ритмически­ми движениями является систематическое музыкальное развитие ребенка. Музыка не просто сопровождает движение, а определяет его сущ­ность, т. е. движение не должно быть только движением под акком­панемент музыки или на фоне музыки, оно должно соответствовать:

- характеру музыки;

- средствам музыкальной выразительности;

- форме музыкального произведения.

Дошкольный период - это период накопления музыкальных впечатле­ний, интенсивного развития музыкального восприятия. В зависимости от возрастного развития характер музыкально - ритмической деятельности детей изменяется. В самом раннем детстве ребенок с радостью бегает, прыгает, приплясывает. Но это еще не исполне­ние игры, пляски, а лишь частичное включение в этот процесс. Ребенок двигается неточно и невыразительно. В эти годы у детей развивают эмоциональную отзывчивость на музыку, способность слушать ее, запоминать и выполнять связанные с музыкой движе­ния, показанные воспитателем и согласующиеся со словами песни.

На четвертом году жизни дети способны осваивать и выполнять движения самостоятельно. Но эти движения еще недостаточно скоординированы, дети плохо ориентируются в пространстве, с тру­дом включаются в коллективные действия. Они учатся двигаться в соответствии с ярко контрастным характером музыки, в медленном и быстром темпе, способны реа­гировать на начало и окончание звучания музыки и выполнять про­стейшие движения.

На пятом году жизни дети уже имеют опыт слушания музыки, могут узнавать знакомые мелодии, различать самые яркие средст­ва музыкальной выразительности, определять характер музыки. У них дифференцируются слуховые ощущения, они двигаются рит­мичнее, согласованнее с характером музыки, начинают и прекращают движения в соответствии с началом и окончанием звучания музыки, выполняют более разнообразные движения (прямой галоп, движения парами, притопы одной ногой, выставление ноги на пятку).

В пяти - шестилетнем возрасте дети могут выразительно и рит­мично двигаться, проявляя в движениях свою индивидуальность. Они должны уметь ощущать метрическую долю и, сначала в хлопках, а затем в движениях, исполнять несложный ритмичес­кий рисунок, овладеть разнообразными движениями (от ритмичес­кого бега с высоким подъемом ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприсядки, переменного шага и т. д.).

Следовательно, в процессе музыкально – ритмической деятельности реализуются как общие задачи музыкального воспитания, так и следующие специальные задачи:

  • развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмичес­кого чувства и в связи с этим ритмичности движений;

  • обучение детей согласованию движений с характером музы­кального произведения, наиболее яркими средствами музы­кальной выразительности, развитие пространственных и вре­менных ориентировок;

  • обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навы­кам через игры, пляски и упражнения;

  • развитие художественно-творческих способностей.

Двигательной основой музыкально - ритмических движений, кото­рые проводятся с детьми в виде игр, плясок и упражнений, являются:

- основные движения - ходьба, бег подскоки, прыжки;

- гимнастические движения с предметами (мячами, лентами, обручами, флажками);

- танцевальные движения;

- имитационные движения, которые представляют собой сочета­ния основных движений с имитацией действий и движений птиц, людей, зверей, транспортных средств и т. д.

Все эти движения передаются детьми по-разному и являются полезным материалом для развития воображения и творческой ак­тивности.
2. Музыкально - ритмическое творчество.

Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет двигательными навыками.
Для развития танцевального творчества необходимо, чтобы ребёнок эмоционально отзывался на музыку, верил в необычную ситуацию, мог выполнить движения с воображаемыми предметами, а также свободно общаться с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и танцевальных композиций.
Активность детей в танцевальном творчестве во многом зависит от обучения музыкально-ритмическим движениям. На музыкальных занятиях, в повседневной жизни детского сада, в семье необходимо целенаправленно обучать детей воплощать характер, образы музыки в движениях. Это обучение основывается на овладении обобщёнными способами музыкальной деятельности, которые необходимы для творческих проявлений в танце: ребёнка приучают вслушиваться в музыкальное произведение, стремиться к самостоятельному выразительному исполнению движений, соответствующих характеру, образам песни и инструментальной пьесы, воспитывают творческое отношение к музыке в целом.
Полноценное танцевальное творчество ребёнка возможно при условии, что его музыкально-эстетические представления постоянно обогащаются и если у него есть возможность проявить самостоятельность. Важно оснащение танцевального творчества, как в детском саду, так и в семье: музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев.
Педагог должен особо позаботиться о создании благоприят­ных условий для обучения. Полноценное творчество ребенка в ритмике возможно только в том случае, если его жизненный опыт, в частности музыкально-эстетические представления, постоянно обогащается, если есть возможность проявить самостоятельность. Не последнюю роль играет и оснащение данного вида музыкаль­ной деятельности в детском саду и в семье всем необходимым: музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, музыкальными инструментами, пространством для развертывания игр и танцев.

Повышенное внимание следует уделять отбору музыкальных произведений, которые служат как бы сценарием для самостоя­тельных действий детей. Программная музыка (песня, инструмен­тальная пьеса, имеющая название, эпиграф) занимает ведущее ме­сто в творческих заданиях, так как поэтический текст, образное слово помогают ребенку лучше понять ее содержание и создать музыкально-игровые персонажи, составить элементы или целост­ную композицию танца.

Репертуар должен содержать и классическую, и современ­ную музыку, чтобы постоянно обогащались их музыкальные впе­чатления, воспитывался эстетический вкус на лучших образцах музыкального искусства. При этом педагог должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, а также их склонности и интересы. Но полного успеха можно добиться, толь­ко если в музыкальном воспитании активно участвуют родители, которые также должны позаботиться о всестороннем развитии детей. А оно предполагает и формирование творческих способно­стей средствами музыкально-ритмических движений.
3. Виды музыкально - ритмической деятельности.
Виды музыкально - ритмической деятельности тесно связаны с той областью движений, отку­да они заимствованы. Источниками движений принято считать физические упражнения, танец и сюжетно-образные движения. Из физических упражнений применяются основные движения (ходьба, бег, подпрыгивания-подскоки), общеразвивающие (без предметов и с предметами) и строевые упражнения (построения, перестроения и передвижения). Также используются несложные элементы народных пля­сок, хороводов, бальных танцев, которые составляют основу со­временных детских композиций. Сюжетно-образные движения включают имитацию повадок животных и птиц, передвижения разнообразного транспорта, дей­ствий, характерных для каких-либо профессий, и т. д.

К наиболее распространенным видам музыкально - ритмической деятельности относятся игры, пляски и упражнения.

Основное место в разделе музыкально – ритмических движений занимают игры. Музыкальная игра - это активная деятельность, направленная на выполнение музыкально-ритмических задач. Она вызывает у детей веселое, бодрое настроение, влияет на активность процесса развития движений, формирует музыкальные способнос­ти. А.С. Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Какой ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». Играя, ребенок упражняется в движении, осваивает его, в процессе игры развиваются положительные качества личности ребен­ка, через игру он познает жизнь.

Вся деятельность ребенка в процессе музыкальных игр пред­ставляет собой активное слушание музыки, требующее непосред­ственной реакции, обостренное музыкальное восприятие, связан­ное с переживанием, различением и узнаванием музыкального образа. Выполнение музыкальных заданий в игре предполагает оп­ределение характера музыки, темпа, различение динамики, отдельных частей произведения. Интерес к игре и эмоциональная приподнятость в процессе ее исполнения, доступность игровых образов способствуют развитию творческой инициативы ребенка.

Музыкальные игры делятся на сюжетные и несюжетные в за­висимости от того, разыгрывают дети определенный сюжет или выполняют игровые задания.

В сюжетных играх раскрываются образы, показаны действия, например, в играх «Поездка за город» (музыка В. Герчик), «Зверо­ловы и звери» (музыка Е. Тиличеевой). Сюжетными бывают и хороводные игры с пением, например такие, как «Ворон» (русская народная мелодия), «Как на тоненький ледок» (народная песня в обработке М. Иорданского). В этих играх сюжетны поэтические тексты, а движения как бы их комментируют.

В сюжетных играх детей младших групп происходит простейшая имитация движений (воробушек машет крыльями, зайчик прыгает). В средней группе повышаются требования к сходству с образом, переживанию его. В подготовительной к школе группе от детей требуется эмоциональная выразительность движений, осознанное отношение к своей роли и более высокое качество ее исполнения. У ребенка в процессе переживания своей роли фор­мируется отношение к образу. Конечно, эмоциональная вырази­тельность движений детей и их творческая активность неодинако­вы в силу различных свойств нервной системы, но в разной степени проявляются у всех детей.

Перечислим основные виды игр:

1. Начальная форма игры - игра под пение и движения под фор­тепианное заключение. Например, «Лошадка», музыка А. Филип­пенко. Текст - содержание, а фортепианное заключение - разви­тие образа.

2. Следующей по степени трудности является игра под инстру­ментальную музыку, например «Летчики, следите за погодой», музыка М. Раухвергера.

3. Более сложными являются игры-инсценировки. Их можно выносить на праздники, вечера досуга. Желательно, чтобы участ­ники игры выступали в костюмах. Например, игра-инсценировка «Теремок», музыка М. Красева, слова С. Маршака.

В играх необходимо всячески способствовать проявлению детс­кой творческой инициативы, отмечать удачно найденное ребенком новое движение в игровом образе.

Развитию творческой инициативы в музыкально-игровой дея­тельности способствует также близкое к сюжетным музыкальным играм инсценирование песни, не разученной детьми, а исполненной педагогом. (Педагог поет, а дети изображают в движениях все, о чем поется.) Полезно выполнять с детьми несюжетные и сюжетные этюды. Инсценирование песен можно проводить уже с детьми младшего возраста, этюды же проводятся с детьми старшего дошкольного возраста, ибо в них дети должны движениями отразить характер, форму и отдельные средства музыкальной выразительности незнакомого им ранее музыкального произведения. А для этого необходим известный опыт музыкального восприятия, жизненный опыт, умение выполнять разнообразные движения. Примером могут служить сюжетные этюды «Медведь и пчела», музыка Ф. Гершовой, «Считалочка», музыка Т. Ломовой.

Несюжетные игры не имеют определенной тематики. В них при­сутствуют различные игровые задания, элементы пляски, соревнова­ния, различные построения и перестроения. Примерами могут слу­жить игры «Будь ловким», музыка Н. Ладухина, «Ищи», музыка Т. Ломовой, «Музыкальные моменты, музыка Ф. Гершовой.

Важным видом музыкально - ритмического движения являются пляски. Они активизируют слух ребенка, вырабатывают четкие красивые движения и способствуют развитию творческой актив­ности. И в плясках дети различают характер музыки, форму музы­кального произведения и средства музыкальной выразительности.

В детском саду проводятся различные пляски:
  1   2   3