Главная страница

4. Методика обучения музыкально ритмическим движениям Общие примеры обучения музыкально ритмическим движениям Используемая литература



Скачать 420.06 Kb.
Название 4. Методика обучения музыкально ритмическим движениям Общие примеры обучения музыкально ритмическим движениям Используемая литература
страница 2/3
Дата 15.02.2016
Размер 420.06 Kb.
Тип Реферат
1   2   3

1. Пляски с зафиксированными движениями, т. е. авторские, к которым относятся:

- пляски с участием взрослого; этот вид пляски создается ав­тором с учетом обязательного исполнения педагогом одина­ковых с детьми или отличных движений;

- современный детский танец;

- народные пляски, в которых используются подлинные элементы народного танца;

- хороводы с пением, движения которых не связаны с текстом;

- характерный танец, в движениях которого изображается дан­ный персонаж;

- детский бальный танец.

2. Пляски-импровизации на основе разученных движений. Они используются с целью развития детского творчества. К ним относятся:

- пляска типа «зеркало»;

- пляска, где дети сочиняют движения на первую ее часть, а для второй части движения показывает педагог;

- пляска, где дети сочиняют движения для ее первой и второй частей.

От плясок - импровизаций, в которых педагог обучает детей про­дуктивной творческой деятельности, следует отличать свободную пляску, где по заданию педагога - отразить в движениях характер музыки - дети занимаются исполнительской плясовой деятельно­стью на основе ранее разученных движений.

Упражнения - многократное выполнение одного и того же движения в целях обучения.

Назначение упражнений различно:

  • упражнения, используемые в целях совершенствования основных движений (ходьба, бег, подскоки, прыжки);

  • подготовительные упражнения, в ходе которых разучиваются движения к играм и пляскам (переменный шаг, кружения, шаг на всю ступню, передача флажка по кругу и т. д.);

  • образные упражнения, уточняющие различные игровые об­разы, движения персонажей сюжетных игр (поступь медве­дя, прыжки зайца, бег лошади); образные упражнения дают детям возможность овладеть движениями для выполнения индивидуальных ролей;

  • упражнения как определенные законченные композиции; обычно они создаются авторами.


В упражнениях ставятся задачи четкого выполнения музыкальных и двигательных заданий, в известной мере вырабатывается техника движений. Игры, пляски и упражнения тесно взаимосвязаны между собой и направлены на осуществление общей задачи - развитие музыкального восприятия и ритмичности движений.
4. Методика обучения музыкально - ритмическим движениям
У младших дошкольников наблюдается большая потребность в двигательной деятельности, но ребенок двух - трехлетнего возрас­та устает от длительного нахождения в одном положении или от однообразных движений. Детям трудно реагировать и на частую смену движений. Поэтому необходимо чередо­вать движение с отдыхом. Для детей этого возраста характерно так­же отсутствие выдержки, устойчивого внимания, свойственно непроизвольное поведение. Малыши недостаточно развиты в двига­тельном отношении. У некоторых детей плохая осанка: они ходят переваливаясь, волоча ноги, голову держат опущенной, не коорди­нируют движения рук и ног, бегают и прыгают, тяжело опускаясь на всю ступню; при подъеме рук в стороны или вверх напрягают не только мышцы рук, но и шеи, поднимают плечи, отчего нарушается гибкость в суставах.

Музыкальное развитие большинства детей также недостаточно. Несмотря на это малыши относятся к музыке с интересом, слуша­ют ее внимательно, просят повторить. Как только появляется по­нимание, что музыка является главной на занятиях, начинают проявлять трогательное внимание к ней. Например, если педагог просит тихо хлопать в ладоши в такт музыке, дети хлопают предельно тихо.

На первых занятиях некоторым детям младших групп свойст­венна замедленная реакция на сигнал - и музыкальный, и словес­ный. Так, если дается указание начинать ходьбу одновременно с музыкой, дети несколько запаздывают. То же происходит, когда педагог просит остановиться с прекращением звучания музыки. Останавливаются немногие дети, большинство продолжают движение и после окончания музыки. Сходным образом они реагиру­ют на словесные сигналы. Например, если договориться с детьми, что на слово «вниз» они быстро присядут на корточки, а на слово «вверх» - быстро встанут, то точно среагируют на сигналы только несколько детей.

К моменту перехода в среднюю группу дети с легкостью выполняют двигательные задания, связанные с чередованием частей музыкального произве­дения. Заметно улучшается координация рук и ног, движения ста­новятся свободными. Дети обращают внимание на быстроту двига­тельной реакции, например, начинают интересоваться, кто первым упал на спину в упражнении «Жуки» (венгерская народная мело­дия в обработке Л. Вишкарева), кто первым остановился с оконча­нием звучания марша.

Основные программные требования по разделу музыкально-ритмических движений заключаются в следующем: через музы­кально-ритмические упражнения и музыкальные игры повысить интерес детей к музыке, развить их музыкальные способности, по­мочь им целостно, эмоционально воспринимать музыку. Дети долж­ны овладеть следующими умениями:

- начинать и оканчивать движения одновременно с музыкой;

- согласовывать свои движения с характером музыки (бодрый, спокойный), регистровыми изменениями (высоко, низко), темпом (быстро, медленно), динамикой (громко, тихо), фор­мой музыкальных произведений (двухчастной); выполнять основные движения (ходьба, бег, прыжки); выполнять гимнастические упражнения (с флажками, пла­точками, погремушками и т. д.), перестроения;

- выполнять образные и танцевальные движения.

Этими умениями дети овладевают в упражнениях и сюжет­ных играх. Например, в игре «Воробушки и автомобиль», музыка М. Раухвергера и А. Руббаха, и упражнении «Птенчики и мама-пти­ца» отрабатывается различение звучаний по регистру высоко-низко. В «Игре с куклой», музыка В. Карасевой, дети должны на 1-ю часть произведения баюкать куклы, а на вторую, в связи со сменой характера музыки, весело плясать. На повторение I части дети сно­ва баюкают кукол. Образная форма игры, четкое задание помогают детям легко освоить музыкальную композицию произведения. В играх совершенствуются и основные движения. Например, дви­жения зайчиков помогают улучшить навыки прыжков. Ходьба высоким шагом помогает детям на занятиях по гимнастике пере­шагивать через предметы. Совершенствуются навыки ориентиров­ки в пространстве и в коллективных действиях.

Основное место занима­ют музыкальные игры, разнообразные по тематике, музыке и построе­нию. Тематика музыкальных игр для детей младшего возраста отра­жает наиболее близкие и понятные им образы и действия - полет птички, езду автомобиля, прыжки зайчика, движения с куклой и т. д.

Музыкальные произведения, предназначенные для музыкаль­ных игр малышей, должны быть образными, с ясно выраженным характером и средствами выразительности. Чаще всего на протя­жении всей игры сохраняется один и тот же характер музыки. В некоторых играх, отдыхая после действий, дети слушают вокаль­ную и инструментальную музыку. Иногда дети слушают музыку, глядя, как действие выполняет воспитатель или ребенок старше их по возрасту. Ход игры, ее построение определяются тематикой, а также характером и формой музыкального произведения. Боль­шое место в репертуаре младших групп занимают игры с пением, так как они наиболее доступны детям. В них слова подсказывают детям последовательность выполнения движений. Помимо игр дети исполняют пляски, чаще под народные плясовые мелодии, для которых характерно наличие запева и припева. Эти пляски особенно близки детям, хорошо ими запоминаются. Строятся пляски на про­стейших элементах плясовых движений, которые являются наибо­лее удобными для детей данного возраста (хлопки, притопывание ногами, вращение кистями рук и т. д.).

В младших группах используются три вида плясок: с участием взрослого, детский танец, хороводы с пением. Преимущественно все виды плясок исполняются с активным участием воспитателя. В отдельных случаях выполняются несложные упражнения, помо­гающие детям усвоить программные требования. Они отличаются игровым характером и чаще всего связаны с определенным обра­зом. Например, упражнение «Птички летают», музыка Г. Фрида.

Своеобразие занятий с детьми младших групп заключается в их синтетическом характере. Пение, слушание и музыкально-рит­мические движения очень тесно связаны между собой. Движения иногда сами являются своеобразным методическим приемом при разучивании песни или слушании музыки. Например, дети поют песню М. Раухвергера «Птичка» и по очереди изображают птичек, которые сидят у окошка и улетают на последние слова.

При разучивании с детьми игр, плясок и упражнений широко применяются игровые приемы, образная подача материала, исполь­зуются игрушки. Например, обучая детей легким подпрыгивани­ям, педагог говорит им, что они должны прыгать, как мячики. Себе же он возьмет «мяч», который прыгает лучше всех. Приемы обуче­ния изменяются в зависимости от каждого программного требо­вания. Прежде всего, педагог должен вызывать у детей желание от­зываться движением на музыку, затем привлекать их внимание к общему характеру музыки и передаче его в движении.

Предлагая детям игры, построения, основанные на контрастных музыкальных произведениях, педагог обязательно подчеркивает изменения в характере музыки.

Для привлечения внимания детей к началу и окончанию звуча­ния музыки используется ряд игр в такой последовательности, что­бы каждая новая игра требовала от них более четкого согласования движения с гранями музыкальной формы.

Методически привлекательным приемом является показ движе­ний детьми, овладевшими способом их выполнения. При выполне­нии задания педагог не должен торопить детей, обучать умениям терпеливо, последовательно. Не следует добиваться точного усвое­ния умения в ходе одной игры, требовать немедленного включения в игру, пляску от стеснительных детей. Только увлекая содержанием игры, создавая у детей веселое на­строение, педагог вызывает у них желание выполнить задание как можно лучше, выразительнее.

Взаимодействие слова педагога, исполнения музыки и показа движений бывает различным в зависимости от игры, программных требований. В одних случаях дети слушают рассказ к игре, музыку, а потом играют. В других сразу после ее названия вовлекаются в действие, в третьих - воспитатель берет на себя главную роль, в четвертых - использует различные варианты игры.

В течение всего года игры неоднократно повторяются, исполне­ние их совершенствуется.

Рассмотрим пример методики проведения пляски с детьми младшего дошкольного возраста.

Пляска «Стукалка», украинская народная мелодия в обработке Н. Метлова, автор движений Ф. Теплицкая.

Программное содержание. Учить детей изменять движения с измене­нием громкости звучания музыки. Исполнять легкий бег и энергичные при­топы одной ногой.

Задачи. Воспитывать пространственную ориентировку.

Описание пляски. На 1—8 такты дети двигаются легким бегом врассыпную по всей комнате. На 9—16 такты, повернувшись лицом к воспитателю, энергично притопывают одной ногой.

Методика разучивания. Дети слушают музыку к пляске, затем педагог объясняет им, что сначала музыка звучит, не очень громко, легко и под нее очень хорошо бегать, а потом музыка звучит громко, энергично и под нее очень хорошо топать. Свое объяснение педагог подкрепляет показом пляски. После показа предлагает поплясать всем детям, и сам пляшет вместе с ними. В процессе исполнения пляски дает указания. При дальнейшем ее разучивании может использовать музыкальную загадку: «Отгадайте, дети, что я играю?»; показ движений пляски с двумя-тремя детьми; пояснения. При повторении пляски надо следить за тем, чтобы дети топали то правой, то левой ногой (меня­ли ногу). Когда пляска освоена, можно ввести в нее движение парами.

К детям средней группы в процессе занятий музыкально-рит­мическими движениями предъявляются гораздо большие требова­ния. Их учат точнее исполнять задания, самим исправлять ошибки, осознанно относиться к качеству движений. Развивают наблюда­тельность, инициативу и самостоятельность детей при выполнении заданий, будят воображение.

Обучая детей играм, углубляют их представления об окружаю­щем, так как в них дети передают повадки зверей, действия людей, имитируют движение транспортных средств. В процессе игр, пля­сок, упражнений у детей воспитываются интерес и любовь к музы­ке, развиваются музыкальная память и музыкально-ритмическое чувство. В средней группе закрепляются навыки, полученные в младшей, и вводятся новые, более сложные. Так, например, дети средней группы должны уметь изменять движения в соответствии с чередованием менее контрастных музыкальных фрагментов; с динамическими изменениями (громко, умеренно громко, тихо; громче -тише) с регистрами (высокий, средний, низкий) и т.д.

Также происходят изменения и в основных видах движений, гимнастических упражнениях, перестроениях, образных и танце­вальных движениях. Детей учат выполнять движения с предметами, перестраиваться из круга врассыпную и обратно, инсценировать песни в соответствии с характером и средствами выразительности музыкальных произведений, выразительно воплощать игровые об­разы (гордого петушка, хлопотливой курицы, хитрой лисы и др.). Дети учатся ходить бесшумно, мягко ступая под спокойную, тихую музыку, высоко поднимать ноги под энергичный марш, бегать лег­ко на носках под музыку, звучащую в высоком регистре, мягко полуприседать под плясовую музыку, делать подскоки с ноги на ногу поднимать и опускать руки быстро, медленно и плавно.

Тематика игр в средней группе более разнообразна, их содержа­ние достаточно развернутое, сложнее музыкальные задания. Пляс­ки усложняются с точки зрения движений и построения, музыкальный материал становится более разнообразным по форме и содержанию. Вводятся игры с индивидуальными ролями. («Ого­родная-хороводная», музыка Б. Можжавелова; «Дед Мороз и дети» музыка И. Кишко), с элементами соревнования.

Кроме игр с пением используются игры под инструментальную музыку, например, «Жмурка», музыка Ф. Флотова, «Летчики» музыка М. Раухвергера. Они воспитывают волю ребенка, развива­ют его память, воображение, внимание, прививают навыки поведе­ния в коллективе, умение считаться с интересами товарищей.

В средней группе используется много плясок с зафиксирован­ными движениями, вводится самый простой вид пляски-импрови­зации - типа «Зеркало». Пляски становятся более разнообразны­ми как по своей музыке, так и по построению. Движения в них более детально отражают изменения характера музыки.

Дети работают со всеми видами упражнений, хотя упражнения-композиции даются очень простые, состоящие из 2-3 элементов движений. Меняется и роль воспитателя. Он предоставляет детям все больше и больше самостоятельности, чаще объясняет, дает ука­зания, чем показывает. В играх с индивидуальными ролями их ис­полнение уже со второго занятия поручается ребенку.

Учитывая особенности возраста, педагог стремится выработать у детей умение играть и плясать без участия взрослого. Знакомя детей с новой игрой или пляской, педагог привлекает их к простей­шему анализу музыки. В этом возрасте дети должны уметь в дви­жениях передавать образы программной музыки. Обучая детей, педагог напоминает им о событиях и явлениях повседневной жизни. В отдельных случаях используется иллюстративный материал игрушки, картинки, от педагога требуется продуман­ный и точный показ образцов движений. Они должны помогать де­тям правильно выполнять задания.

В процессе обучения все большее место начинает занимать ин­дивидуальная работа - вызовы для демонстрации движения од­ного, двух, трех детей. Причем вызываются не только дети, хоро­шо усвоившие способ его выполнения, но и не справляющиеся с ним. Такие вызовы активизируют детей, помогают сосредоточить их внимание.

С детьми, отстающими в усвоении материала, проводится инди­видуальная работа вне музыкальных занятий.

На каждом занятии при разучивании игры или пляски перед детьми ставятся новые задачи. Разученные игры и пляски повторя­ются неоднократно, используются различные варианты игр, соче­тание их с пляской. Раньше, чем показать детям игру или пляску, необходимо дать им послушать музыку, привлечь их внимание к характеру, форме и средствам выразительности музыкального произведения.

Примерный образец последовательного разучивания игры.

Игра «Зайцы и медведь», музыка Н. Римского-Корсакова и В. Ребикова, автор движений Н. Ветлугина

Программное содержание. Учить детей двигаться в соответствии с му­зыкой различного характера, заканчивать движение в момент окончания зву­чания музыки, эмоционально выполнять легкие прыжки зайцев, тяжелую по­ступь медведя.

Задачи. Воспитывать слуховое внимание, выдержку; развивать творчес­кую активность.

Описание игры. Все дети - «зайцы». Один из детей - «медведь». «Зай­цы» сидят на стульях (в «норках») у стены, «медведь» находится в одном из углов комнаты (в «берлоге»). На музыку Н. Римского-Корсакова «зайчики» выбегают из «норок» и прыжками двигаются по комнате. Когда начинает звучать пьеса В. Ребикова «Медведь», из «берлоги» выходит «медведь». Он ходит тяжело, переваливаясь. «Зайцы» при появлении «медведя» убегают в свои «норки».

Методика разучивания. Дети разучивают движения зайчиков и медве­дей в ходе образных упражнений. Слушают музыкальные произведения «Заинька» и «Медведь» по отдельности. Педагог в беседе с ними о харак­тере музыки раскрывает образы. При повторном слушании сравнивает два образа заиньки и медведя, использует музыкальные загадки: «Про кого рас­сказывает музыка?».

При проведении игры предлагает послушать следующий рассказ: «Жили-были веселые зайчики. Любили они резво прыгать по зеленой полянке. Но им часто медведь мешал. Только зайчики распрыгаются, а он тут как тут - идет-бредет переваливаясь. Задумали зайки его перехитрить. Как только услышали, что медведь идет, быстро прискакали и в норки спрятались. Сидят, ни ушками, ни лапками не шевелят. Ушел медведь, и снова весело запрыга­ли зайки по полянке». После рассказа педагог исполняет музыку и предла­гает детям поиграть. Сначала воспитатель может сыграть вместе с детьми, взяв на себя роль медведя или одного из зайцев. При повторных проведени­ях игры роли исполняют сами дети. После окончания игры педагог дает пояснения о ее ходе.

Усложнение программы в старшей и подготовительной груп­пах обусловлено уже приобретенным детьми жизненным и музы­кальным опытом, а также уровнем их физического и психического развития: окрепла нервная система, движения стали более скоор­динированными, развились ориентировка в пространстве и вооб­ражение, внимание стало более сконцентрированным.

У детей в достаточной степени развиты музы­кальные способности - чувство ритма, музыкальный слух. В стар­шей и подготовительной группах воспитатель закрепляет все ранее приобретенные детьми навыки, знания и умения. Объем их музы­кальных и двигательных навыков возрастает. К выполнению зада­ния дети подходят осознанно, умеют давать оценки своей деятельно­сти и стремятся все выполнить правильно. Если в младшей группе ребенок имитирует образ, в средней группе точно выполняет его, то в старшей и подготовительной группах ребенок воплощает об­раз эмоционально, выразительно. Часто даются индивидуальные и групповые задания, каждому из детей предлагается выполнить роль ведущего в построениях, плясках, играх. Дети, освоившие спо­соб выполнения задания, помогают друг другу. В связи с этим у них развивается чувство коллективизма, товарищества. Особое внима­ние уделяется развитию детского творчества.

От детей требуется умение двигаться в различных построениях и направлениях (звездочка, воротца; ходьба вперед, назад, врассып­ную, змейкой и т. д.). В ряде игр, плясок и упражнений проводится работа над поочередными действиями групп и пар детей, над своевременным началом и окончанием ими действий. В этих группах проводятся все виды игр, плясок, упражнений, импровизаций; инс­ценировки, этюды. Дети старшего дошкольного возраста должны уметь: ритмично двигаться в соответствии с характером музыкаль­ного произведения, его частями и динамикой звучания, темпом и метром, ритмическим рисунком.

В играх с пением дети должны передавать содержание текста и характер мелодии. Исполнять пляски, построенные на плясовых движениях - шаг галопа, польки, выставление ног на носок и пят­ку. Исполнять элементы русской народной пляски - плавный шаг, переменный шаг, шаг с притопыванием, полуприсядка, троекрат­ное притопывание в конце музыкальных фраз; хлопки в разном темпе и ритме и т. д. Правильно сочетать основные движения с гим­настическими, имитационными. Играть под пение детей и воспи­тателя, под инструментальное сопровождение, уметь инсцениро­вать содержание песни.

В музыкальных играх детей учат действовать согласованно, са­мостоятельно искать выразительные движения, не подражая друг другу. В плясках они должны творчески использовать знакомые им элементы движений, комбинировать их, составлять несложные композиции. Дети должны не только овладеть различными движе­ниями, но и знать их названия.

В старшей и подготовительной группах игра остается основным видом деятельности, но пляски и упражнения занимают большее место.

Игры для старшего дошкольного возраста очень разнообразны. За последнее время композиторами и педагогами создано много новых игр, отвечающих программным требованиям. Их также не­обходимо использовать в работе с детьми.

В каждой из игр воспитатель обучает детей музыкальным навы­кам и одновременно разучивает с ними движения. В играх дети могут имитировать различные движения трудовых процессов, не­которых животных, передавать образы окружающей жизни. Часто в игры включаются пляска, маршировка, различные построения, перестроения, элементы соревнования. Некоторые пляски имеют определенную тематику. В пляски нередко включаются различные перестроения: круги, шеренги, звездочки и т. д. Регулярно прово­димые упражнения помогают детям овладеть программными уме­ниями и совершенствовать их. Большое воспитательное значение имеет совместное участие детей старшей и подготовительной групп в упражнениях-композициях. Обычно они выполняются на праздничных утренниках и вызывают особо радостное настроение.

В играх педагог добивается осознанного отношения детей к му­зыке и движениям. Для этого он иногда объясняет детям новое дви­жение, показывает, как оно выполняется, а иногда предлагает одним детям выполнить хорошо знакомые им движения, а другим внимательно посмотреть и внести свои поправки и замечания, по­рой предлагает детям придумать новые движения самостоятельно, а потом вместе с детьми составляет из наиболее интересных движений новую пляску или упражнение.

В несюжетных играх от детей требуется очень четкая реакция на музыку, на более сложные игровые задания. Перед детьми в та­кой игре стоит задача двигаться ритмично в соответствии с харак­тером музыки, быстро ориентироваться при переходе от одного движения к другому со сменой частей музыкального произведе­ния. Педагог учит детей воспринимать более тонкие темповые и динамические нюансы музыки, которые диктуют те или иные изменения в движениях, действиях. При разучивании несюжетной игры сначала дается слушание музыки, затем детей спрашивают, какая это музыка, сколько в ней частей, какие движения можно выполнить под эту музыку? Педагог стремится научить детей самостоятельно разбираться в характере музыки и форме музыкаль­ного произведения. Затем педагог, если это необходимо, объясня­ет и показывает игру. Не всегда следует начинать разучивание с показа движений, иногда допустимо только дать указания. От­дельные детали игры предварительно разучиваются в подготови­тельных упражнениях.

Сюжетные игры подбираются более развернутые, с большим количеством персонажей. От ребенка требуется умение «войти в образ», проявить воображение, свои творческие потенции. Разви­вая у детей более точное восприятие характера музыки, педагог по-прежнему вначале дает им образный рассказ, который настраивает на игру, направляет их внимание на характер музыки, помогает в воплощении образов, и только потом играет музыкальное произведение. После этого педагог предлагает детям поиграть самостоя­тельно, распределив роли и обозначив место действия. В тех слу­чаях, когда образ игры детям недостаточно знаком, или если они неправильно его передают, неточно выполняют движения, педагог на последующих занятиях еще раз выразительно исполняет музыку, обращает внимание на ее характер, нюансы. Сам показывает примерные образцы движений или предлагает показать их тем детям, которые хорошо и выразительно их исполняют. Игры систе­матически повторяются и варьируются. С каждым таким повторе­нием детям полнее раскрывается музыкальное содержание игры.

Во время проведения сюжетных игр педагог следит, чтобы все дети проявляли активность, не выпускает из поля зрения застенчивых, малоактивных, ненаблюдательных детей, помогает им наводя­щими вопросами.

Обучение играм, пляскам и упражнениям-композициям прохо­дит по трем этапам: первоначального ознакомления, разучивания и закрепления.

В группах детей старшего дошкольного возраста проводятся все виды плясок и упражнений. Пляска с участием взрослого обычно фигурирует лишь на праздниках, когда прибывшие гости (Дед Мо­роз, Петрушка, Снегурочка, Весна, Осень и т. д.) танцуют вместе с детьми или когда ведущий организует детей в хоровод и проводит с ними пляску, ранее не разученную. Все пляски и упражнения-компо­зиции требуют предварительного слушания и анализа детьми музы­кальных произведений к ним, выполнения серии подготовительных упражнений и проведения целостного показа, а упражнения-компо­зиции также - объяснения способа выполнения на первом этапе обу­чения. На втором этапе пляски разучиваются по частям, на третьем этапе обучения - самостоятельно исполняются детьми.

Пляски-импровизации проводятся во всех трех вариантах.

Примерный образец методики разучивания музыкаль­но-ритмического материала с детьми старшего дошкольного возраста.
1   2   3