Главная страница

2 младшей группы «Знакомство с дымковской игрушкой»


Скачать 180.38 Kb.
Название 2 младшей группы «Знакомство с дымковской игрушкой»
Дата 06.05.2016
Размер 180.38 Kb.
Тип Документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

МОУ детский сад №341 Дзержинского района г. Волгограда

Проект по художественно-эстетическому воспитанию детей

2 младшей группы

«Знакомство с дымковской игрушкой»

Составил

воспитатель1категории

Харланчук О.В.

Волгоград – 2012

Актуальность: Дымковская глиняная игрушка – это чудо-ремесло. И взрослых, и детей привлекают яркие, забавные игрушки. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Дымковские игрушки просты, но своеобразны, наивны и выразительны. Они дают возможность показать и фантазию ваятеля, и творчество художника, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира.

Использование дымковской народной игрушки в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.

Русская народная игрушка является особым видом народного творчества. Она будит мысль и фантазию ребенка. От занятия к занятию в ходе данного проекта развивается фантазия и воображение ребенка; вся деятельность подводит его к восприятию художественных достоинств предмета, учит сравнивать предметы, выделять их отличительные признаки, красоту, декоративность и любоваться дымковской игрушкой.


Участники проекта: дети 2 мл. группы, воспитатель, родители.
Сроки реализации:  с 23 января по 27 января.
Цель проекта: Развивать эстетическое восприятие детей через приобщение к декоративной деятельности, учить видеть красоту цвета в народных игрушках (дымковских).
Задачи:

  1. Познакомить детей с дымковской игрушкой, учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек и других предметов.

  2. Развивать восприятие цвета, закреплять знания цветов.

  3. Развивать интерес детей к изобразительной деятельности, русской художественной культуре.

  4. Формировать навыки использования инструментов и материалов для рисования (как держать карандаш, кисть, промывать ее, как набирать краску и т.д.) и аппликации (как намазывать кисточкой фигуру, прижимать салфеткой, формировать навыки аккуратной работы.



Дата

Образовательная деятельность, осуществляемая, в ходе режимных моментов.

Образовательная деятельность




1 половина дня

2 половина дня




23 января 2012

Утренняя гимнастика (весь проект) «Гули-гуленьки»

Игра малой подвижности «Гуленьки»


Рассматривание с детьми оформленной выставки в утренний отрезок времени, «Народные игрушки», Рассматривание  альбомов для детского художественного творчества «Наш вернисаж» -«Дымковская игрушка».Цель: развивать наблюдательность, любознательность, внимание; учить любоваться народной игрушкой, яркостью и красотой ее узоров.

Игра – занятие: "Игрушки в гости к нам пришли"

Задачи:Закрепить знания детей о народных игрушках. Развивать мыслительные процессы: память, творческое воображение, связную и выразительную речь. Использовать полученные знания в речевом общении. Воспитывать любовь детей к игрушкам, воспитывать дружелюбие, вызвать интерес, любознательность.


Познавательное развитие. «История дымковской игрушки»

ИКТ презентация «Какие бывают дымковские игрушки»


24 января 2012

Беседа «Из чего же мы сделаны», закрепляем историю происхождения дымковской игрушки, материал из которого они сделаны.

«По какому мостику пройти» (проблемная ситуация)

Разучивание песенок и стихов о дымковских игрушках

Дид. игра «Сложи узор» (цель: закреплять знания о характерных особенностях и технике росписи дымковской игрушки (элементы узора, цветовая гамма), развивать умение складывать узор из отдельных элементов по образцу)


Игра малой подвижности «Скачет лошадка»

Сюжетная игра «Что делают козлик и индюк?»

Раскраски «У дымковской игрушки красивая одежка».


Худ-эстетическое развитие.

Тема: «Красивый полосатый коврик»

Программное содержание: Познакомить детей с дымковскими игрушками. Учить рисовать линии слева направо, вести кисть по ворсу неотрывно; хорошо набирать краску на кисть; тщательно промывать кисть; рисовать другим цветом аккуратно, Развивать восприятие цвета, закреплять знания цветов. Вызвать положительный эмоциональный отклик на произведение искусства.


25 января 2012

Игра-инсценировка «У игрушек новоселье» (дети выбирают сами игрушек, наряжают их, игрушки приглашает в гости, угощает чаем с баранками и т.д.)

Подвижная игра «Лошадки» Разрезные картинки на тему «Дымковские игрушки» (учить собирать картинку из 4-6 частей, развивать эстетическое восприятие).


Худ-эстетическое развитие

Тема «Дымковская лошадка»

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с дымковской росписью, ее элементами – кругами разного размера. Закреплять умение рисовать круги. Учить правильным приемам закрашивания краской, не выходя за контур. Повторять изображение, заполняя все пространство силуэта. Воспитывать чувство сопереживания, желание помочь.

Подвижная игра «Птички в гнездышках»


Физическая развитие «В гости к лошадке»

Упражнять в ходьбе и беге врассыпную, в

прыжках на двух ногах с продвижением вперёд,

воспитывать желание выполнять движения: бег,

прыжки, ползание под дугу; получать

удовольствие от выполнения; воспитывать

отзывчивость, эмоциональность; вигре

развивать умение согласовывать движения со

словом.

Социально-коммуникативное развитие. Познакомить детей с малыми фольклорными

формами: загадки, считалки, шутки-прибаутки, чистоговорки, пословицы. Обогатить словарь детей за счёт этих понятий.

Формировать умение давать полный ответ на вопрос, умение чётко проговаривать звуки в словах. Воспитывать интерес к устному

народному творчеству

26 января 2012

Дид. игра «Найди дымковскую игрушку» (цель: расширять знания о характерных особенностях дымковской игрушки (элементы узора, цветовая гамма), развивать умение отличать дымковскую игрушку от других видов росписи; развивать эстетический вкус; учить видеть красоту росписи народной игрушки).


Индивидуальная работа

«Узор на круге»  -учить детей располагать узор по образцу, правильно наклеивая фигуры друг на друга по величине; составлять узор в определенной последовательности: в центре – большой круг, по краю – маленькие. Закреплять умение намазывать клеем всю форму. Развивать чувство ритма. Воспитывать самостоятельность.

Чтение и рассматривание:

« Дымковская игрушка»

Загадки про народные игрушки.


Худ-эстетическое развитие -развивать музыкально-ритмические способности детей.

 Способствовать развитию навыков пения частушек и песни.

Познавательное развитие. « Игрушки»-

закрепить навыки счёта в пределах 4;

учить устанавливать количественные

соответствия между множествами, используя

понятия «столько сколько», «равно»;

создавать ситуации добавления и убавления,

обращая внимание детей на количественные

изменения; продолжать учить различать и называть геометрические фигуры: форма, цвет. Учить для игрушек строить садик из кубиков, закрепить название строительного материала : кубик, кирпичик, пластина. Воспитывать желание дружно и творчески работать в парах

27 января 2012

Дид.игра «Найди такой же узор» (развитие зрительного внимания, памяти, мышления, обучение рассматриванию узоров и их описанию).

Раскраски, трафареты с народными игрушками.


Рассказать детям о том, как народные мастера делают игрушки.

Свободная деятельность и игры по интересам с дымковскими игрушками.

Пальчиковая игра


Худ-эстетическое развитие.

Тема: «В гости к Танечке пойдем!» (итоговое занятие)

Программное содержание: Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой, учить детей составлять простой узор по мотивам дымковской росписи, используя линии, мазки, точки, круги, колечки. Закреплять умение правильно пользоваться красками, совершенствовать навыки закрашивания изображения. Продолжать учить использовать тычок для создания узора. Воспитывать в детях отзывчивость на красоту росписи, разнообразие форм и цвета, развивать эстетическое восприятие.



Образовательная деятельность

Игра – занятие: "Игрушки в гости к нам пришли"
Задачи:Закрепить знания детей о любимых игрушках. Развивать мыслительные процессы: память, творческое воображение, связную и выразительную речь. Использовать полученные знания в речевом общении. Воспитывать любовь детей к игрушкам, воспитывать дружелюбие, вызвать интерес, любознательность.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Игровая ситуация:

- Ребята, вы любите ходить в гости? А к кому вы ходите в гости? А нравится вам, когда гости приходят к вам? Почему? Кто приходил к вам в гости? Сегодня к нам в гости прибыли игрушки из соседней группы. Встречайте их. (Воспитатель вносит коробку с игрушками с прикрепленными к ручке коробки воздушные шары.Выставляю на стол игрушки.)

Ребята как нужно приветствовать гостей? Здравствуйте, мы вам очень рады, проходите, пожалуйста!

2. Дидактическое упражнение «Познакомься и назови ласково».

Ребята, вы любите играть с игрушками? Давайте будем с ними знакомиться и ласково их называть.

Воспитатель показывает и спрашивает:

-Кто это? (Кукла-куколка, кошка-кошечка и т. д.). А как вы с куколкой играете? (Качать, кормить, одевать, расчесывать и т. д.). А чем можно угостить наших гостей? Спросить ребенка кому что дать?

3. Дидактическое упражнение «Хорошо - плохо».

Предложить детям рассказать о том, где они хранят игрушки (в группе и дома) и кто их убирает на место, как нужно обращаться с игрушками.

Прочитать рифмовку и продолжить фразу после многоточия.

Если ты сломал машинку,

Мишке лапу оторвал,

Если бросил ты игрушки и ногою их пинал.

Скажут дети:

-Плохо.

Ну, а если ты игрушки

Не бросаешь, не ломаешь

И на место убираешь-

Это очень - хорошо!

Давайте поиграем в игру «Плохо - хорошо»

Воспитатель объясняет правила игры: «Я буду называть вам поступки, а вы скажете хорошо это или плохо».

Рвать книжки… плохо.

Любить книжки… хорошо.

Пинать машинку… плохо.

Чинить машинку… хорошо.

Разбросать игрушки… плохо.

Собрать игрушки… хорошо.

Физминутка. Воспитатель показывает игрушку и говорит, что она приглашает ребят покататься на поезде.

Дети становятся за воспитателем и имитируют движение паровоза, руками, согнутыми в локтях. Звучит музыка «Паровоз».

Делаем круг по группе. Останавливаемся, и дети садятся на стульчики.

4. Дидактическое упражнение «Чего не стало и что изменилось? »

Ребята, игрушки хотят поиграть с вами в прятки.

Посмотрите на эти игрушки (4-5 шт.) и постарайтесь запомнить.

А теперь закройте глазки (Воспитатель убирает одну игрушку) .

Откройте глазки, посмотрите и скажите. Какой игрушки не хватает. ( Проводится 2 - 3 раза, а затем игрушка не убирается, а переставляется. Дети отвечают на вопрос: «Что изменилось? »

5. Игра «Послушай и покажи» (Стихи Агнии Барто из цикла «Игрушки»)

Ребята, а ведь мы еще знаем стихи про игрушки. Давайте внимательно послушаем стихотворение и найдем ту игрушку, про которую говорится в нем. (1-2 стихотворения)

Вам понравились игрушки, которые пришли к нам в гости? Вы все молодцы! Замечательно рассказывали стихи, были очень дружными, внимательно меня слушали.

А теперь давайте покажем нашим гостям-игрушкам, как мы умеем танцевать.

Звучит веселая музыка.

Тема: «Красивый полосатый коврик»

Программное содержание: Познакомить детей с дымковскими игрушками. Учить рисовать линии слева направо, вести кисть по ворсу неотрывно; хорошо набирать краску на кисть; тщательно промывать кисть; рисовать другим цветом аккуратно, Развивать восприятие цвета, закреплять знания цветов. Вызвать положительный эмоциональный отклик на произведение искусства.

Словарь: дымковская игрушка, барышня, козлик, конь, олень, полосатый.

Предварительная работа: Упражнять детей в рисовании прямых линий одного цвета; рассматривание полосатых платочков, тканей.

Материалы к занятию: листы бумаги квадратной формы. Образцы полосатых ковриков. На каждый стол по 2 разные, хорошо сочетающиеся краски; банки с водой, салфетки.

Ход занятия: Появление в группе дымковской барышни. Дымковская барышня рассказывает о своей жизни и показывает детям изображения дымковских игрушек, которые живут в ее городе (козлик, олень, свинья, конь). Воспитатель предлагает детям назвать все игрушки. Воспитатель обращает внимание детей на то, что игрушки нарядные, ярко украшенные. Предлагает детям сделать подарки для жителей Дымкова – красивые полосатые коврики.

На мольберте 3-4 образца полосатых ковриков (двухцветных). Обратить внимание на направление полосок. Образцы убрать. Показать приемы рисования полосатого коврика: сначала нужно провести слева направо полоски одного цвета на небольшом расстоянии друг от друга (подчеркнуть слитность движений, своевременное обмакивание кисти в краску, затем надо хорошо промыть кисть, обмакнуть ее в другую краску и рисовать полоски другого цвета.

В конце занятия все рисунки рассмотреть, отметить разнообразие цветовых сочетаний, сказать, что коврики получились очень красивые. Они очень понравятся дымковским игрушкам.

Тема «Дымковская лошадка»

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с дымковской росписью, ее элементами – кругами разного размера. Закреплять умение рисовать круги. Учить правильным приемам закрашивания краской, не выходя за контур. Повторять изображение, заполняя все пространство силуэта. Воспитывать чувство сопереживания, желание помочь.

Словарь: дымковская игрушка, конь, силуэт.

Предварительная работа: Рассматривание образцов дымковской игрушки, украшенных различными кругами.

Материалы к занятию: листы бумаги с контурами дымковской лошади, гуашь по одному цвету на ребенка, кисти, силуэт лошадки.

Ход занятия: В группе появляется дымковская лошадка. Она рассказывает детям о том, что ее друзья гуляли под дождем, и все красивые узоры смыло водой. И теперь веселые лошадки стали грустными, потому что они уже не нарядные, а просто белые. Лошадка спрашивает детей, смогут ли они помочь ее друзьям. Дети рассматривают лошадку, воспитатель обращает внимание, что узор выполнен по всей игрушке. Воспитатель спрашивает детей, какими узорами украшена лошадка. Обращает внимание детей, что круги разного размера. Воспитатель предлагает детям взять кисти и в воздухе показать, как нужно рисовать круги. Дети выполняют кругообразные движения. На мольберте показывает один ребенок способ закрашивания.

Во время рисования воспитатель напоминает детям, что круги располагаются по всему силуэту лошадки.

В конце занятия лошадка благодарит детей, говорит, что ее друзья снова стали веселыми и нарядными.
Аппликация «Узор на круге». (Учить детей располагать узор по образцу, правильно наклеивая фигуры друг на друга по величине; составлять узор в определенной последовательности: в центре – большой круг, по краю – маленькие. Закреплять умение намазывать клеем всю форму. Развивать чувство ритма. Воспитывать самостоятельность).
Тема: «В гости к Танечке пойдем!» (итоговое занятие)

Программное содержание: Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой, учить детей составлять простой узор по мотивам дымковской росписи, используя линии, мазки, точки, круги, колечки. Закреплять умение правильно пользоваться красками, совершенствовать навыки закрашивания изображения. Продолжать учить использовать тычок для создания узора. Воспитывать в детях отзывчивость на красоту росписи, разнообразие форм и цвета, развивать эстетическое восприятие.

Словарь: кокошник, тычок, барышня.

Предварительная работа: рассматривание дымковских игрушек, рассматривание нарядов барышень.

Материалы к занятию: Листы бумаги, сложенные пополам, с контурным изображением лошадки, кота, курочки, собаки, дымковской барышни; гуашь 4-х цветов, тычок.

Ход занятия: В гости к детям приходит дымковская барышня Машенька. Воспитатель собирает малышей, говорит: >. Барышня здоровается с детьми, спрашивает, можно ли ей посмотреть у них игрушки.

Дети показывают игрушки, среди которых Машенька замечает телефон, спрашивает, можно ли ей позвонить соей подружке Танюшке. Дети разрешают. Машенька говорит в трубку: >. Машенька благодарит ребят прощается и уходит.

Воспитатель предлагает детям сесть за столы, приготовленные к занятию, и спрашивает их: >. Дети открывают глаза – перед ними появляются дом, Танюшка (силуэт дымковской барышни на белой бумаге) и силуэты коня, курочки, собаки, кота.

Воспитатель: >.

Дети выбирают, кому они будут помогать, садятся за столы. Украшают узорами силуэты животных, одежду Танюшки. Воспитатель помогает им.

Маша приходит в гости к Танюшке: >

Воспитатель знакомит Машу с Таниными друзьями, читая потешки: Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые, зубки белые.

Конь ретивый,

С длинной гривой,

Скачет, скачет по полям.

Тут и там, тут и там.

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собаченька, не лай.

Белолапа, не скули,

Нашу Таню не буди>>.

А про курочку читает стихотворение К. И. Чуковского:


У меня жила.

Ах, какая умная

Курица была!

Шила мне кафтаны,

Шила сапоги,

Сладкие, румяные

Пекла мне пироги.

А когда управится,

Сядет у ворот,

Сказочку расскажет,

Песенку споет>>.

Машенька радуется, отмечает, как красиво расписаны узорами друзья Танюши и ее наряд. Она просит детей назвать цвета красок, использованных для росписи, показывая то на один, то на другой элемент, или игрушку в целом.

Танюшка благодарит детей за помощь, предлагает вместе потанцевать. Затем прощается, приглашает снова приходить к ней в гости.

Дети любуются расписанными игрушками, затем уносят их в игровой уголок.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ И ИГР
Комплекс ОРУ «Гули-гуленьки»

К детям гуленьки прилетели,

Детям гуленьки песню спели: —

Детки малые, не шалите,

 Детки малые, подходите.

Вокруг нас в кружок вставайте,

В кругу место занимайте.

Будем вокруг вас летать, Будем с вами мы играть.

1. «Гуленьки греют крылышки на солнышке»

И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Руки вперед; по ворачивать ладони вверх-вниз, сказать «горячо». Вернуться в и. п. Сохранять устойчивое положение. Повторить 5 раз.

2. «Летают гули-гуленьки»

И. п.: ноги врозь, руки вниз. Взмахи: одна рука вперед, дру гая — назад, слегка пружиня колени; после 3—4-х движений рук — отдых. Вернуться в и. п. Приучать к большой амплитуде. Дыхание произвольное. Повторить 3—4 раза.

3. «Гуленьки клюют крошки»

И. п.: ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, смотреть вниз; руки отвести назад-вверх, выпрямиться. Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 5 раз.

4. «Скачут-пляшут гуленьки»

И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз. Легкое подпрыгивание и встряхивание кистями рук. Повторить 3 раза, чередуя с ходьбой после 6—8 движений. Дыхание произвольное.

5. «Улетели гуленьки»

И. п.: ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п., на выдохе произнести «а-а-ах». Повторить 3—4 раза.

Подвижная игра «Птички в гнездышках»

На игровой площадке (5x5 м) обозначаются цветной водой, линиями или шнурами 3—4 круга (диаметр кругов 1 —1,3 м) — это гнезда птичек. Дети-«птички» размещаются в гнездах. Педагог на ходится в центре игровой площадки. Он говорит:

Пришла красавица-весна,

Тепло и радость принесла.

Где же вы, маленькие птички —

Воробушки да синички?

Из гнезд скорее вылетайте,

Свои крылья расправляйте!

Дети перешагивают через линии очерченных кругов — «вылета ют из гнезд» — и разбегаются по всей площадке. Педагог «кормит» «птиц» то на одной, то на другой стороне площадки: дети присаживаются на корточки, постукивая кончиками пальцев по коленям, — «клюют зерна». Затем вновь бегают, прыгают по площадке. Педагог говорит:

Милые птички,

Воробушки да синички!

В гнездышки свои летите,

Свои крылья опустите!

Дети убегают в «гнезда», перешагивая через линии. Все птички должны занять свои гнезда.

Игра повторяется.

Примечания. 1. На этапе разучивания игры можно в каждое из гнездышек поставить по зрительному ориентиру (кубик, кеглю и др. красного, желтого, синего или зеленого цветов).

2. При повторении игры можно предложить детям выпрыгивать из кругов на двух ногах, а не перешагивать через линию.

3. Педагогу необходимо дозировать двигательную активность (бег) и отдых детей.

Игра малой подвижности «Гуленьки»

Дети образуют круг вместе с педагогом, берутся за руки. Под чтение текста стихотворения педагогом идут хороводом в правую сторону:

Ой, люли, люли, люленьки!

Прилетели к нам гуленьки,

Прилетели гуленьки.

Сели возле люленьки.

Все вместе идут по кругу в обратную сторону, педагог произ носит:

Они стали ворковать,

Ване спать не давать.

Ой, вы, гули, не воркуйте,

Дайте Ванечке поспать.

Дети останавливаются, педагог произносит:

Первагуля говорит:

«Надо кашкой накормить».

Дети имитируют еду ложкой.

А вторая говорит:

«Ване спать надо велеть».

Дети присаживаются на корточки, руки под щеку.

А третья гуля говорит:

«Погулять надо сходить».

Дети врассыпную расходятся по игровой площадке, гуляют рядом с педагогом.
Работа с родителями: 

Консультации: «Как организовать домашнее занятие по рисованию и лепке»; «Ознакомление с дымковской игрушкой»

Совместная выставка: «Красота дымки» в мини-музее группы.

В возрасте 3-4 лет изобразительная деятельность естественно связывается с игрой через игрушку. Предложение нарисовать, вылепить или вырезать и наклеить игрушку вызывает радость. Изображая игрушку, ребенок переживает те же добрые, радостные чувства, что и при игре с ними. А это, в свою очередь, вызывает стремление лучше изобразить предмет. Таким образом, весь творческий процесс приобретает эмоционально положительную окраску.

Результаты проекта  показывают, что детям доставляет радость дымковская игрушка, ее яркость, выразительность и простота форм, а больше всего  возможность создать этот образ самим. Удовольствие, получаемое в продуктивной деятельности, сочетается с развитием у ребенка эстетического вкуса, творческих способностей, художественных навыков и умений. Польза и красота, ярко и образно выраженные в предметах народных умельцев, становятся близки и понятны детскому восприятию. А нам, воспитателям, родителям, детские рисунки, поделки доставляют истинное эстетическое наслаждение.

В заключении, хочется сказать, что народное и декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Дети видят богатство фантазии народа, его мастерство, жизнелюбие, талант и трудолюбие. Это способствует не только их эстетическому, но и нравственному воспитанию. Дети познают мир, происходит их социализация в обществе.