Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Соблюдать структуру текста, излагать последовательно, устанавливая связь между предложениями и между частями текста


Скачать 50.58 Kb.
НазваниеСоблюдать структуру текста, излагать последовательно, устанавливая связь между предложениями и между частями текста
Дата30.04.2016
Размер50.58 Kb.
ТипДокументы

МО и науки РТ ИНПО Набережные Челны




Составила: Учительница I кв. категории. Чатовской НОШ

Бадертдинова Зугра Баязитовна.

Проверила: Маснавиева Алсу Ильгизовна.

Зав. каф. начального образования ИНПО.

2009г.

ЦЕЛЬ: Познакомить с жизнью и творчеством И.И.Левитана; учить «читать» картину, воспитывать любовь к природе; развивать умение составлять текст на тему; соблюдать структуру текста, излагать последовательно, устанавливая связь между предложениями и между частями текста.

ОБОРУДОВАНИЕ: картина И.И.Левитана «Золотая осень».

ТИП: новая тема.

ХОД УРОКА:

I. Актуализация.

1. Рапорт дежурного.

2.Проверка домашнего задания.

II. Работа над темой.

-Отгадайте загадку. Какое это время года?

Пришла без красок

И без кисти

И перекрасила

Все листья. (Осень).

-Какие слова вам помогли догадаться об этом?

-А теперь послушайте музыку.

(Учитель включает музыку «Времена года» Чайковского или Вивальди).

- Что вы услышали?

- Этому прекрасному времени года поэты посвятили стихи, композиторы написали музыку, а художники изобразили осень на своих полотнах. И на уроке мы будем писать сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень».

1. Беседа о жизни художника.

И. И. Левитан(1860-1900) очень любил родную строну. Его картины учат нас видеть и понимать всю красоту и обаяние русской природы.

Левитан рано остался сиротой. Его детство столь безрадостным, что он не любил даже вспоминать свои детские годы. Когда он учился в Москве ( в Училище живописи, веяния и зодчества), ему часто приходилось голодать. Больше трех копеек в день он не мог расходовать он на свое питание. Ночевать он вынужден был в Училище, так как не имел своего угла. Левитан был мягким, отзывчивым человеком, любил все красивое. К себе, к творческой работе относился очень строго, никогда не удовлетворялся достигнутым; ему всегда казалось, что он уничтожал не только этюды, но и свои картины, будучи не доволен ими.

Левитан оставил нам богатое художественное наследие: многие его картины, этюды и рисунки находятся в Третьяковской галерее, Русском музее в Санкт – Петербурге и других музеях России.

Современники называли Левитана поэтом русской природы.

2. Сопоставление личных наблюдении детей и описание осени в литературных наблюдениях.

Сначала проводится экскурсия – прогулка в один из похожих дней в знакомый лес, поле или парк, когда листья на деревьях станут золотистыми, а трава немного побуреет. Дети заметят резкую разницу в окраске леса осенью по сравненив с летом, найдутся любители осенних красок, начнутся споры, когда красивее – летом или осенью. Поддержите эти споры. По листьям, принесенным с экскурсии, дети смогут определить породу деревьев. После рассказа детей о своих впечатлениях об экскурсии можно показать картину Левитана «Золотая осень».

Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой – то срок установится сухая и теплая погода и лес оденется в яркие света, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение. И не случайно, глядя на картину Левитана «Золотая осень», мы вспоминаем слова Пушкина:

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье…

3. Рассмотрение картины.

Наибольшая речка спокойно несет свои глубокие воды. Немного изгибаясь, она удаляется в глубину луга и у однако стоящей березы резко, под прямым углом, поворачивает влево. Вода у берега темная, как в умойте, м в ней отражаются прибрежные травы и цветы. По мере удаления от переднего края картины речка все светлеет и светлеет. Контраст холодных тонов голубовато – синей воды с золотистой окраской берез и травы усиливает праздничное настроение, вызываемое картиной.

По берегам реки узкой каймой растет побуревшая, а местами багряная трава (птичья гречишка). Красновато-розовый куст на темном фоне реки играет яркими красками, будто нарядный венок, сплетенный умелыми руками крестьянской девушки. Молодые березки с тонкими стройными стволами ( на левом берегу) сплошь покрыты золотистой листвой.

Солнечные лучи ярко освещают природу, вечно живую и вечно прекрасную. Отдельных листьев не видно: художник наносит краски обобщенно, свободными мазками кисти. Две передние осинки почти совсем сбросили листья, между верхушек проглядывают зеленые ветки сосны. Солнце почти над головой: тени от деревьев короткие, темно-коричневые. Ниже пригорка видны луг и опушка молодого, тоже желтеющего березового леса. Он закрывает собой дальний план, сливаясь с голубизной неба.

Луг на правом берегу реки также покрыт желтеющей травой. У поворота реки влево стоит, как регулировщик на посту, высокая береза с конусообразной золотой короной. В конце поймы реки, по берегу, горизонтальной линией выстроились ивы(справа) и березы (слева). На пригорке видно озимое поле с молодой зеленью, вносящей в новый свет в преобладающие желтые тона картины.

За крестьянскими постройками тянутся леса, сливающиеся на горизонте с небом. Оно светлое, с легкой дымкой. Розоватые легкие облака плывут по нежно-голубому небу, усиливая впечатление воздушности всего пейзажа.

Картина пронизана осенним бодрящим воздухом, на редкость прозрачным. Очертания поля, посроек, дальнего леса очень четки и ясны.

Художник дает возможность зрителю почувствовать красоту жизни, прелесть осени в полной ее силе, в золотом сиянии солнечного дня. Левитанские пейзажи, проникнутые любовью к родине, к ее лесам, полям и лугам, не могут не вызывать ответной любви к тому, что он изображает, чувства признательности к таланту художника – поэта-лирика. Осенние краски ласкают глаз и заставляют забывать, что эта красота мимолетна. Вслед за теплой и сухой осенью начнутся ненастные дождливые дни, и природа быстро сбросит свой праздничный наряд. Мы видим на картине вместе золотисто-богряными красками рыжеватую, побуревшую траву и опавшие листья. Листья падают, словно на глазах у зрителя, один за другим, тихо, прощально, образуя летящие гирлянды.

Щемящая тоска вызывает осенним листопадом. Мы чувствуем грустные раздумья художника о предстоящей смене времени года.

4. Беседа по картине.

- Какое впечатление производит на вас левитанская картина? Что в ней особенно красиво?

- Почему осень называется золотой? Объясните выражение из книги чтения: «в багрец и золото одетые леса». Что это значит?

- Когда лес бывает золотым, таким, как он изображен на картине Левитана: в начале осени или в конце, в сухую или дождливую погоду?

- Все ли деревья одеваются в золотые листья? Назовите какие деревья остаются зимой зелеными. Покажите их на картине.

- Сравните ближние березки с березкой, которая стоит у поворота реки. Почему окраска у них разная?

- Почему вода у левого берега темная, а дальше становится светло-голубой?

- Что видно на высоком берегу вдали? Чем осенью засеяно поле? Почему крестьянские дома маленькие?

5. Словарная работа.

III. Физкультминутка.

IV. Работа с планом..

Составляем план сочинения. Например:

1. Золотая осень.

2. Цвет и настроение картины.

3. Мое отношение к картине.

- Сколько частей должно быть в сочинении? (3 части: вступление, основная часть, заключение.)

V. Написание сочинения..

1.Запись текста.

2.Самопроверка.

IV.Подведение итогов.

- Прочитайте свои сочинения.

(Учащиеся читают свои сочинения.)

- Чье сочинение вам больше всего понравилось?

Домашнее задание:

Упражнение 86, страница 40.