тема революции:
Ремизов («Взвихренная Русь»), Бунин («Окаянные дни»), Шмелёв («Солнце мёртвых»), Аркадий Аверченко («Дюжина ножей в спину революции»)
Писатели, оставшиеся в России:
тема революции:
Александр Блок («Двенадцать»), Владимир Маяковский («Владимир Ильич Ленин», «Хорошо!»), Сергей Есенин («Анна Снегина»), Валерий Брюсов, Борис Пильняк («Голый год»), Максим Горький («Враги», «Жизнь Клима Самгина»), Александр Серафимович («Железный поток»), Алексей Толстой (вернулся из эмиграции) («Хождение по мукам»)
тема природы:
Владимир Арсеньев («Дерсу Узала»), Михаил Пришвин
Новое поколение
тема революции:
Михаил Шолохов («Донские рассказы», «Тихий Дон»), Фадеев («Разгром»), Бабель («Конармия»), Фурманов («Чапаев»), Островский («Как закалялась сталь»), Погодин (драматическая трилогия), Михаил Светлов, Эдуард Багрицкий
сатирики:
Михаил Булгаков («Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»), Андрей Платонов («Чевенгур», «Котлован»), Юрий Олеша («Зависть»), Михаил Зощенко (рассказы), Евгений Замятин («Мы»), Илья Эренбург («Хулио Хуренито»), Ильф и Петров («12 стульев», «Золотой телёнок»)
публицисты:
Михаил Кольцов, Илья Эренбург
тема индустриализации:
Валентин Катаев («Время, вперёд!»), Леонид Леонов («Соть», «Скутаревский»), Борис Пильняк («Волга впадает в Каспийское море»), Константин Федин («Города и годы», «Братья», «Похищение Европы»)
тема коллективизации:
Михаил Шолохов («Поднятая целина»), Александр Твардовский («Страна Муравия»)
тема истории:
А. Н. Толстой («Пётр I»), Сергеев-Ценский («Преображение России»), Юрий Тынянов («Кюхля», «Пушкин»), Алексей Новиков-Прибой («Цусима»), Василий Ян (трилогия «Нашествие монголов»)
Александр Грин научная фантастика:
Александр Беляев («Человек-амфибия», «Борьба в эфире»), Владимир Обручев («Плутония», «Земля Санникова»), А. Н. Толстой («Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»), Григорий Адамов («Тайна двух океанов»)
драматургия:
Александр Корнейчук, Всеволод Вишневский («Оптимистическая трагедия»)
ВОАПП, ЛЕФ, Пролеткульт
40—50-е годы
тема войны: Александр Твардовский («Василий Тёркин»), Михаил Шолохов («Судьба человека»), Константин Симонов («Дни и ночи», «Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются»), Валентин Катаев («Сын полка»), Александр Фадеев («Молодая гвардия»), Александр Корнейчук («Фронт»), Леонид Леонов («Нашествие»)
Константин Паустовский, Леонид Леонов («Русский лес»), Вениамин Каверин («Два капитана», «Открытая книга»), Иван Соколов-Микитов, Виталий Бианки
поэзия: Борис Пастернак, Анна Ахматова, Николай Заболоцкий, Леонид Мартынов
вторая волна эмиграции: Владимир Набоков, Гайто Газданов, Марк Алданов, Борис Поплавский, Нина Берберова, Ирина Одоевцева, Иван Елагин, Николай Нароков, Николай Моршен ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 1956-1991 гг
60—80-е годы
военная проза:
Василь Быков, Виктор Астафьев, Алесь Адамович, Василий Ажаев, Светлана Алексиевич, Григорий Бакланов, Александр Бек, Владимир Богомолов, Юрий Бондарев, Борис Васильев («Завтра была война»), Константин Воробьёв, Виталий Закруткин («Матерь человеческая»), Эммануил Казакевич («Звезда»), Вячеслав Кондратьев («Сашка»), Виктор Некрасов («В окопах Сталинграда»), Борис Полевой, Анатолий Приставкин («Ночевала тучка золотая…»), Пётр Проскурин, Иван Стаднюк, Александр Чаковский, Юлиан Семёнов
деревенская проза:
Василий Шукшин, Валентин Распутин, Виктор Астафьев, Фёдор Абрамов, Василий Белов, Виль Липатов, Борис Можаев, Евгений Носов, Василий Песков, Владимир Чивилихин, Сергей Залыгин, Владимир Крупин
публицисты:
Анатолий Аграновский, Валентин Овечкин, Всеволод Овчинников, Гавриил Троепольский, Юрий Черниченко
городская проза:
Юрий Трифонов
магический реализм:
Чингиз Айтматов
драматургия:
Алексей Арбузов, Александр Вампилов, Александр Володин, Андрей Макаёнок, Виктор Розов
историческая проза:
Дмитрий Балашов, Юрий Давыдов, Валентин Пикуль, Ольга Форш, Алексей Чапыгин, Вячеслав Шишков, Алексей Югов
научная фантастика:
Стругацкие, Иван Ефремов, Александр Казанцев, Кир Булычёв, Анатолий Днепров
детектив:
Вайнеры
другие:
Владимир Амлинский, Михаил Анчаров, Юрий Герман, Даниил Гранин, Дмитрий Голубков, Сергей Есин, Фазиль Искандер («Сандро из Чегема»), Александр Кабаков («Невозвращенец»), Вениамин Каверин, Владимир Маканин («Портрет и вокруг»), Юрий Нагибин, Радий Погодин, Юрий Поляков, Александр Рекемчук, Михаил Стельмах, Владимир Тендряков, Татьяна Толстая (рассказы) подпольная и полуподпольная литература
лагерная проза:
Александр Солженицын («Один день Ивана Денисовича», «В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ»), Варлам Шаламов («Колымские рассказы»), Василий Гроссман («Жизнь и судьба», «Всё течёт»), Анатолий Рыбаков («Дети Арбата»), Юрий Домбровский («Факультет ненужных вещей»), Владимир Дудинцев («Не хлебом единым», «Белые одежды»)
постмодернизм:
Валентин Катаев («Трава забвения», «Алмазный мой венец»), Даниил Андреев («Роза мира»), Андрей Битов («Пушкинский дом»), Венедикт Ерофеев («Москва — Петушки»), Андрей Синявский («Прогулки с Пушкиным») третья волна эмиграции
реалисты и гиперреалисты:
Александр Солженицын («Красное колесо»), Юрий Милославский («Укрепленные города», «От шума всадников и стрелков», Сергей Довлатов («Иностранка», «Чемодан»), Василий Аксёнов («Апельсины из Марокко», «Мой дедушка — памятник», «Ожог», «Остров Крым»), Владимир Войнович («Жизнь и необыкновенные приключения солдата Чонкина», «Иванькиада»), Владимир Максимов, Юз Алешковский, Георгий Владимов, Виктор Некрасов
постмодернисты:
Саша Соколов («Школа для дураков», «Между собакой и волком», «Палисандрия»), Андрей Синявский (эссеистика), Мамлеев («Шатуны»), Эдуард Лимонов («Это я, Эдичка»), Иосиф Бродский поэзия
шестидесятники (стадионная поэзия):
Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина
барды:
Михаил Анчаров, Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Новелла Матвеева, Юз Алешковский, Александр Галич, Юрий Визбор, Александр Городницкий, Александр Дольский, Тимур Шаов, Сергей Никитин, Юлий Ким
Арсений Тарковский, Борис Слуцкий, Леонид Мартынов, Семён Липкин, Давид Самойлов, Сергей Петров, Леонид Филатов, Геннадий Шпаликов, Александр Межиров
самиздат:
Борис Чичибабин, Евгений Рейн, Иосиф Бродский, Александр Кушнер, Константин Кедров, Юрий Кублановский, Геннадий Айги, Анатолий Кобенков, Виктор Кривулин, Генрих Сапгир, Дмитрий Пригов, Тимур Кибиров
поэты в эмиграции:
Иосиф Бродский, Юрий Кублановский, Наум Коржавин, Игорь Губерман, Юз Алешковский, Александр Галич возвращённая литература:
Михаил Булгаков («Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»), Евгений Замятин («Мы»), Борис Пастернак («Доктор Живаго»), Солженицын («Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ»), Варлам Шаламов («Колымские рассказы»), Георгий Владимов («Верный Руслан»), Даниил Андреев («Роза Мира»), Василий Гроссман («Жизнь и судьба»), Анатолий Рыбаков («Дети Арбата»), Андрей Синявский («Прогулки с Пушкиным»), Венедикт Ерофеев («Москва — Петушки») 90-е
Поэзия
поэты-шестидесятники
умерли в 90-2000-х — Бродский, Айги, Сапгир, Кобенков, Нешумов, Игнатюк, Солнцев Роман Харисович, Мустафин Виль, Вознесенский Андрей Андреевич, Ахмадулина Белла Ахатовна, Ткаченко Александр Петрович, Викторов Борис, Римма Казакова, Елена Шварц, Виктор Кривулин, Алексей Хвостенко
Вознесенский, Евтушенко, Ахмадулина, Кушнер, Рейн
барды — Окуджава, Юлий Ким, Новелла Матвеева, Юнна Мориц, Тимур Шаов, Михаил Щербаков
переводчики по преимуществу — Витковский, Микушевич, Солонович, Гелескул, Ревич самиздат 70-80-х и его наследники
концептуализм:
Кибиров, Пригов, Рубинштейн
метаметафоризм (метареализм):
Кедров, Жданов, Парщиков, Ерёменко, Кутик, Арабов, Даенин, Кривулин, Шварц, Стратановский, Кальпиди, Аристов, Драгомощенко, Левчин
«Московское время»:
Кенжеев, Гандлевский, Цветков, Веденяпин, Вагурина
Вавилон:
Медведев, Воденников, Анашевич, Пащенко
другие:
Кублановский, Лосев, Чухонцев, Иртеньев, Губерман, Ольга Седакова, Татьяна Бек, Эльдар Ахадов, Антон Нечаев, Олеся Николаева, Гандельсман, Амелин, Рыжий, Шиш Брянский, Светлана Кекова, Елена Фанайлова, Вера Павлова Проза
военная проза:
Виктор Астафьев — Прокляты и убиты, Георгий Владимов — Генерал и его армия
деревенская проза:
Валентин Распутин — Дочь Ивана, мать Ивана, Евгений Носов, Бородин — Год чуда и печали, Борис Екимов — рассказы, Владимир Личутин — рассказы, Виктор Лихоносов — рассказы, Василий Песков — рассказы, Борис Можаев, Валерий Попов, Наталья Ключарёва
Солженицын — Как нам обустроить Россию?, Россия в обвале, Двести лет вместе, Ф. Искандер — рассказы («Софичка» и др.), Рытхэу, Евгений Попов, Фридрих Горенштейн, Эльдар Ахадов — Молитва о тебе, R-127, Куюмба, Северные рассказы
старшие постмодернисты:
Битов — Оглашённые, Дворец без царя, Василий Аксёнов — Московская сага, Вольтерьянцы и вольтерьянки, Лимонов, Толстая — Кысь, Петрушевская
«метафизический реализм» — Юрий Мамлеев, Наталья Макеева, Маканин — Андеграунд, Сюжет усреднения (рассказ), Кавказский пленный (рассказ), Юрий Милославский — Лифт (повесть), Виктор Ерофеев — Русская красавица, Славникова — Стрекоза, увеличенная до размеров собаки, 2017, Олег Павлов — Повести последних дней, Степная книга.
младшие постмодернисты:
Пелевин — Омон Ра, Жизнь насекомых, Чапаев и Пустота, Generation П, ДПП(NN), Священная книга оборотня, Empire V, Сорокин — Сердца четырёх, Голубое сало, Лёд, Михаил Берг — Вечный жид, Василий Васильевич, Рос и я, Несчастная дуэль, Улицкая — Сонечка, Медея и её дети, Казус Кукоцкого, Пьецух — Новая московская философия, Азольский — Посторонний, Липскеров — Сорок лет Чанчжоэ, Кононов — Голая пионерка, Рубина — На солнечной стороне улицы, Быков — Орфография, Эвакуатор, ЖД, Борис Пастернак, Маруся Климова — проза, Елизаров — проза
неореализм:
Шишкин — Венерин волос, Геласимов — Год обмана, Зайончковский, Варламов, Дмитриев, Слаповский, Бутов, Александр Иличевский, Лапин, Алиса Ганиева
юмористы и сатирики — Веллер, Ардов — Легендарная Ордынка, Задорнов, Жванецкий,
авангардисты - Андрей Бычков, Софья Купряшина, Руслан Марсович, Игорь Яркевич. Беллетристика
фэнтези:
Семенова — Волкодав, Никитин — Трое из леса (Цикл), Бушков, Перумов
детективы:
Маринина
научная фантастика:
Головачев, Булычёв Литература начала XXI века (беллетристика)
Фантастика
научная фантастика:
Головачев, Лукьяненко фэнтези:
Никитин, Орловский, Бушков, Перумов, Стругацкие
детективы
Акунин — исторический детектив, Донцова — иронический детектив, Дашкова, Устинова, Маринина авантюрный роман:
Дина Рубина — «Белая голубка Кордовы»
Постмодернизм
Дмитрий Липскеров, Нарбикова Валерия, Радов, Егор
Яркевич Игорь Проза
Дмитрий Быков
Ирина Богатырёва
Евгений Гришковец
Михаил Елизаров
Алексей Иванов
Александр Карасёв
Владимир Маканин
Виктор Пелевин
Людмила Петрушевская
Захар Прилепин
Дина Рубина
Герман Садулаев
Сергей Самсонов
Роман Сенчин
Ольга Славникова
Владимир Сорокин
Сергей Шаргунов
Михаил Шишкин
Людмила Улицкая
Приложение 3
АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Схема анализа лирического (поэтического) произведения
Анализ лирического произведения – это один из вариантов сочинения. Как правило, темы такого рода выглядят примерно так: «Стихотворение А.А. Блока «Незнакомка»: восприятие, истолкование, оценка». В самой формулировке заложено то, что необходимо вам сделать для раскрытия идейно-тематического содержания и художественных особенностей лирического произведения: 1) рассказать о своём восприятии произведения; 2) истолковать, то есть приблизиться к авторскому замыслу, разгадать идею, заложенную в произведении; 3) выразить своё эмоциональное отношение к произведению, рассказать о том, что затронуло, удивило вас, обратило ваше внимание. Вот примерная схема анализа лирического произведения.
История создания произведения:
факты из биографии автора, связанные с созданием поэтического произведения
место произведения в творчестве автора.
кому посвящено стихотворение (прототипы и адресаты произведения)
Жанр стихотворения. Признаки жанра (жанров).
Название произведения (если есть) и его смысл.
Образ лирического героя. Его близость автору.
Идейно-тематическое содержание:
ведущая тема;
идея (основная мысль) произведения
развитие мысли автора (лирического героя)
эмоциональная окраска (направленность) произведения и способы её передачи
Художественные особенности:
художественные приёмы и их значение;
ключевые слова и образы, связанные с идеей произведения;
приёмы звукописи;
наличие/отсутствие деления на строфы;
особенности ритмики стихотворения: стихотворный размер, рифмы, рифмовки и их связь с идейным замыслом автора.
7. Ваше читательское восприятие произведения. Схема анализа эпического произведения (рассказа, повести …)
История создания произведения:
факты из биографии автора, связанные с созданием данного произведения.
связь произведения с исторической эпохой его создания;
место произведения в творчестве автора.
Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).
Название произведения и его смысл.
От чьего лица ведётся повествование? Почему? (Зачем?)
Тема и идея произведения. Проблематика.
Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
Система образов произведения:
персонажи произведения (главные, второстепенные; положительные, отрицательные);
ономастика (особенности имён и фамилий персонажей);
поступки персонажей и их мотивация;
предметно-бытовые детали, характеризующие персонаж;
связь персонажа с общественным окружением;
отношение к герою произведения других персонажей;
самохарактеристика персонажей;
авторское отношение к персонажам и способы его выражения.
Композиция произведения:
деление текста произведения на части, смысл такого деления;
наличие прологов, эпилогов, посвящений и их смысл;
наличие вставных эпизодов и лирических отступлений и их смысл;
наличие эпиграфов и их смысл;
наличие лирических отступлений и их смысл.
Как выражена (и выражена ли) авторская позиция? Присутствует ли авторское видение решения поставленных в произведении проблем?
Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
Особенности языка произведения.
Приложение 4
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Роды и виды литературы
Как известно, все литературные произведения в зависимости от характера изображаемого относятся к одному из трёх родов: эпосу, лирике или драме. Литературный род - это обобщённое название группы произведений в зависимости от характера отображения действительности. ЭПОС (от греч. "повествование") - это обобщённое название произведений, изображающих внешние по отношению к автору события. ЛИРИКА (от греч. "исполняемое под лиру") - это обобщённое название произведений, в которых нет сюжета, а изображаются чувства, мысли, переживания автора или его лирического героя. ДРАМА (от греч. "действие") - обобщённое название произведений, предназначенных для постановки на сцене; в драме преобладают диалоги персонажей, авторское начало сведено к минимуму. Разновидности эпических, лирических и драматических произведений называют видами литературных произведений. Вид и жанр - понятия в литературоведении очень близкие. Жанрами называют вариации вида литературного произведения. Например, жанровой разновидностью повести может быть фантастическая или историческая повесть, а жанровой разновидностью комедии - водевиль и т.д. Строго говоря, литературный жанр - это исторически сложившийся тип художественного произведения, содержащий определённые, свойственные данной группе произведений структурные черты и эстетическое качество. Виды (жанры) эпических произведений:
эпопея, роман, повесть, рассказ, сказка, басня, легенда. ЭПОПЕЯ – крупное художественное произведение, повествующее о значительных исторических событиях. В древности – повествовательная поэма героического содержания. В литературе 19-20 веков появляется жанр роман-эпопея – это произведение, в котором становление характеров главных героев происходит в ходе их участия в исторических событиях.
РОМАН – большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом, в центре которого – судьба личности.
ПОВЕСТЬ – художественное произведение, занимающее серединное положение между романом и рассказом по объему и сложности сюжета. В древности повестью называли всякое повествовательное произведение.
РАССКАЗ – художественное произведение небольшого размера, в основе которого – эпизод, случай из жизни героя.
СКАЗКА – произведение о вымышленных событиях и героях, обычно с участием волшебных, фантастических сил.
БАСНЯ (от «баять» - рассказывать) – это повествовательное произведение в стихотворной форме, небольшого размера, нравоучительного или сатирического характера.
Виды (жанры) лирических произведений:
ода, гимн, песня, элегия, сонет, эпиграмма, послание. ОДА (с греч. «песнь») – хоровая, торжественная песня.
ГИМН (с греч. «хвала») – торжественная песня на стихи программного характера.
ЭПИГРАММА (с греч. «надпись») – короткое сатирическое стихотворение насмешливого характера, возникшее в 3 веке до н. э.
ЭЛЕГИЯ – жанр лирики, посвященный печальным раздумьям или лирическое стихотворение, проникнутое грустью. Белинский назвал элегией «песню грустного содержания». Слово «элегия» переводится как «тростниковая флейта» или «жалобная песня». Элегия возникла в Древней Греции в 7 веке до н. э.
ПОСЛАНИЕ – стихотворное письмо, обращение к конкретному лицу, просьба, пожелание, признание.
СОНЕТ (от провансальского sonette – «песенка») – стихотворение из 14 строк, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами. Сонет зародился в Италии в 13 веке (создатель – поэт Якопо да Лентини), в Англии появился в первой половине 16 века (Г. Сарри), а в России – в 18 веке. Основные виды сонета – итальянский (из 2-х кат-ренов и 2-х терцетов) и английский (из 3-х катренов и заключительного двустишия). ЛИРОЭПИЧЕСКИЕ ВИДЫ (ЖАНРЫ):
поэма, баллада. ПОЭМА (с греч. poieio – «делаю, творю») – крупное стихотворное произведение с повество-вательным или лирическим сюжетом обычно на историческую или легендарную тему.
БАЛЛАДА – сюжетная песня драматического содержания, рассказ в стихах. Виды (жанры) драматических произведений:
трагедия, комедия, драма (в узком смысле). ТРАГЕДИЯ (с греч. tragos ode – «козлиная песня») – драматическое произведение, изображающее напряженную борьбу сильных характеров и страстей, которое обычно заканчивается гибелью героя.
КОМЕДИЯ (с греч. komos ode – «веселая песня») – драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом, обычно высмеивающее общественные или бытовые пороки.
ДРАМА («действие») – это литературное произведение в форме диалога с серьезным сюжетом, изображающее личность в ее драматических отношениях с обществом. Разновидностями драмы могут быть трагикомедия или мелодрама.
ВОДЕВИЛЬ – жанровая разновидность комедии, это лёгкая комедия с пением куплетов и танцами.
ФАРС – жанровая разновидность комедии, это театральная пьеса лёгкого, игривого характера с внешними комическими эффектами, рассчитанная на грубый вкус.
|