Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

«Звуки речи»


Скачать 46.31 Kb.
Название«Звуки речи»
Дата26.04.2016
Размер46.31 Kb.
ТипДокументы


Консультация для воспитателей

на тему: «Звуки речи».

Провела: Скилова Н.Н.

03.03.2014.

Для воспитания у детей старшего возраста звуковой культуры речи важно проводить упражнения, особое внимание уделяя, естественно, произношению звуков, которые ребенок не выговаривает. К пяти годам ребенок может правильно произносить все звуки.

С малышом этого возраста уже надо проводить упражнения по звуковому анализу слова, это очень важно для последующего усвоения грамоты. Детям читают потешку, стихотворение, где несколько раз повторяется звук, вызывающий трудности в произношении. Сначала ребенок повторяет текст за взрослым (устный образец речи), а затем называет звук, который чаще всего повторяется.

Приведем пример занятия, цель которого — помочь выработать у ребенка правильное произношение звука Ш, развить речевой слух.

Для занятия подготавливаются игрушки (или картинки, или муляжи):вишня, яблоко, груша, мандарин, лошадь, корова.



Предметы подбираются так, чтобы при парном их предъявлении в названии одного предмета был звук Ш, а в названии другого — не было. Подготавливается также набор картинок, в названии которых имеется звук Ш.

Мышка: Ребята, знаете кто я? Правильно, я Мышка-норушка. А давайте с вами сегодня познакомимся со звуком Ш.

- Ребята, послушай стихотворение и скажи, какой звук чаще всего здесь повторяется.

Мышка читает стихотворение, выделяя в словах голосом звук Ш (произносит звук Ш протяжнее, громче):

Мышонку шепчет мышь:

«Ты все шуршишь, шуршишь!»

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише».

- Так какой же звук чаще всего повторяется?

-Звук Ш.

- Смотри: для того чтобы хорошо произнести звук Ш, кончик языка надо поднять кверху, а губы слегка вытянуть вперед.(Показывает, в каком положении находиться язык и губы.) А теперь ты сделай так: подними язык кверху, вытяни губы вперед произнеси звук Ш.

Ребенок произносит звук, воспитатель следит за тем, чтобы он правильно выдвигал губы вперед.

- А теперь подними руку тыльной стороной ко рту и произнеси звук Ш.(Показывает.) Если ты правильно произнесешь звук Ш, то почувствуешь теплый воздух.

Физминутка.

А теперь скажи, как шипит змея.

- Змея шипит: ш — ш — ш.

- А теперь послушай, как шумят листья на деревьях, когда дует ветер.(Произносит протяжно звук Ш) А теперь ты скажи, как шумят листья.

Игра с мячом:

Я иду, и ты...

Я пою, и ты...

Я несу, и ты...

Я беру, и ты...

Я веду, и ты...

Я плыву, и ты...

Я лечу, и ты...

Я стою, и ты...

Я бегу, и ты...

Затем ребенку показывают картинки и предлагают назвать изображенные на них предметы. Рисунки, в названиях которых есть звук Ш, откладываются отдельно.

Воспитатель показывает игрушки, муляжи, картинки парами (вишня — слива, груша — яблоко, лошадь — корова) и предлагает ребенку назвать те предметы, в названии которых имеется звук Ш (вишня, груша, лошадь.) Потом воспитатель предлагает придумать слова, в которых есть звук Ш.

Ребенок называет слова. Слова, произнесенные ошибочно, воспитатель разбирает вместе с ребенком.

Воспитатель произносит потешки, чистоговорки, скороговорки и предлагает ребенку повторить их.

Шесть мышат в камышах шуршат;
Слушали старушки,

Как куковали кукушки на опушке.
Можно предложить и загадки, например, о лягушке:

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка,

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.


(анализ занятия)

Для воспитания звуковой культуры речи типичны следующие методы:

-дидактические игры

- подвижные или хороводные игры с текстом («Гуси — гуси», «Теремок», «Кот и мыши»).

- дидактические рассказы с включением учебных задании детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.)

- метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение и др.)

Пользуясь указанными методами, воспитатель применяет разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей:

- образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог;

- краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речи двигательного аппарата;

- утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова);

- образное называние звука или звукосочетания (ш-ш-ш шипение змеи)-

- хоровые и индивидуальные повторения;

- обоснование необходимости выполнить задание педагога;

- индивидуальная мотивировка задания;

- совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца);

- оценка ответа или действия и исправления;

- образная физкультурная пауза;

- показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.

Работа над звуковой культурой речи ребенка не ограничивается только работой над произношением. Важны ведь и такие элементы звуковой культуры, как дикция, темп, умение регулировать силу голоса, интонационная выразительность речи.