Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Дидактический материал для итогового повторения орфографии в V классе


Скачать 121.01 Kb.
НазваниеДидактический материал для итогового повторения орфографии в V классе
Дата01.05.2016
Размер121.01 Kb.
ТипДокументы

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ ИТОГОВОГО ПОВТОРЕНИЯ ОРФОГРАФИИ В V КЛАССЕ
Как показывает практика, для формирования системы ведущих знаний, умений и навыков по орфографии в поле зрения учащихся на каждом этапе обучения необходимо постоянно держать определенную группу звуко-буквенных орфограмм, регулируемых правилами, и определенную группу звуко-буквенных орфограмм, не регулируемых правилами, а так же слов (и словосочетаний), пишущихся с прописной буквы. «Подгруппный способ подачи орфограмм обеспечивает преемственность в обучении, создает благоприятные условия для системного восприятия изучаемого материала». Поэтому в конце учебного года в V классе я предлагаю включать в уроки повторения изученного материала упражнения с комплексными заданиями.

Упражнения с комплексными заданиями можно использовать как в начале урока (в виде «орфографических пятиминуток»), так и в конце урока (на этапе закрепления изученного). Тексты для таких упражнений должны быть связными, недеформированными (без пропусков букв), интересными по содержанию и включать для отработки не менее 3-5 орфограмм. Данные упражнения помогут учащимся прочно усвоить изученный материал и сформировать навыки направленного письма, уже начиная с первого года обучения в средней школе (т. е. с V класса).
1. Спишите текст, найдите в нем слова с орфограммой в корне. Устно объясните их правописание. Объясните также, почему некоторые слова пишутся с прописной буквы.


О Русь, летящая над Доном!

Я синевой твоей томим.

Я околдован, околдован

Славянским именем твоим.

(В.Сидоров)
2. Прочитайте текст. Выпишите слова:

а) с проверяемой безударной гласной в корне,

б) с непроверяемой безударной гласной.

Согласны ли вы с высказыванием академика Д.С.Лихачева?
Слово – один из самых удивительных и ценных даров, которыми обладает только человек. Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. (Д.С.Лихачев.)
3. Прочитайте текст. Найдите слова с приставками на з-с. Запишите их. Обозначьте графически условия выбора букв з и с на конце приставок. Назовите орфограммы в слове «Россия».
ЛИЛИЯ

Вы видели, как на рассвете расцветает лилия? Распускание цветка – сказочное зрелище. Обязательно всмотритесь в это чудо природы. О красоте и изяществе белой лилии часто рассказывается в песнях, легендах, былинах.

На Руси белая лилия всегда считалась символом чистоты, поэтому их дарят невестам. Чтилась лилия на Руси и как символ мира.

Первое упоминание о белой лилии восходит еще ко временам Петра I. Красные лилии появились в России позже. Они олицетворяют застенчивость, так как по их лепесткам как бы разлилась краска стыда.

Самой бесценной из лилий считается королевская белоснежная. Ее родина – Китай. (Из «Календаря природы».)
4. Спишите. Назовите все орфограммы в выделенных словах.
Тут желтый свет берез бесшумно играл и осыпался наземь с листвою. И грустно, и сладко было молча шагать по золоченому коврику дороги. (К.Федин.)
5. Запишите текст под диктовку. Объясните правописание безударных личных окончаний глаголов. Разберите по составу слово солнце. Назовите орфограмму в корне этого слова.
Зеленеет и веселится все в природе. Солнце ласкает березы. Но не торопятся березы распускаться. Они ждут, когда наступит тепло. Ветер им шепчет: «Скоро!» (Г.Богданова.)
6. Спишите текст. Выделите безударные окончания в именах прилагательных. Найдите в тексте слова с орфограммой в корне:

а) прописная буква;

б) проверяемая безударная гласная.
Каникулы. Спросите у любого, что это такое, и в ответ услышите: желанный отдых. Но не все знают, что такое привычное слово своим появлением обязано звездному небу. Каникулой в древности называли самую яркую звезду в созвездии Большого Пса-Сириус. Она появлялась на небосводе в разгар жаркого лета, в июле. Именно тогда учащиеся получали желанный отдых. В честь звезды эти дни назвали каникулярными, каникулами.
7. Запишите текст под диктовку. Объясните правописание безударных окончаний имен существительных. Назовите орфограмму в корне слова ромашка. Найдите в тексте еще слова с данной орфограммой. А какой цветок у вас любимый? Расскажите о нем.
Ромашки по форме похожи на зонтики. Легенда гласит, что в древности ромашки были зонтиками у маленьких степных гномиков. Начнется в степи дождь, гномик укроется ромашкой и зашагает по степи. Дождь стучит по ромашковому зонтику, струйками стекает с него. А гномик остается сухим. Еще ромашки похожи на большие глаза девочки. Они смотрят на небо и радуются жизни. (Из «Календаря природы».)
8. Спишите. Расскажите о правописании предлогов со словами (проиллюстрируйте свой ответ примером из текста). Объясните правописание собственного имени существительного.
Мы любим нашу Родину, потому что это наша Родина. Человек, не способный к этому высокому чувству, - мертвый человек. В таком человеке я вижу врага, сколько бы он мне ни говорил о любви к человечеству. (А.Н.Толстой.)
9. Прочитайте текст. Выпишите слова с орфограммой в корне:

а) проверяемая согласная,

б) непроверяемая согласная.

Объясните правописание глаголов на –тся.

Тихо струится река серебристая

В царстве вечернем зеленой весны.

Солнце садится за горы лесистые.

Рог золотой выплывает луны.

Запад подернулся лентою розовой,

Пахарь вернулся в избушку с полей,

И за дорогою в чаще березовой

Песню любви затянул соловей.

(С.Есенин.)
10. Прочитайте текст. Выпишите глагол с корнем –лож-. Обозначьте условия выбора буквы о. Расскажите о правописании корня –лаг- / -лож-. Найдите в тексте слова с непроверяемой безударной гласной в корне. Подчеркните орфограмму.
Как море вешнее в разливе,

Светлее, не колыхнет день –

И торопливей, молчаливей

Ложится по долине тень.

(Ф.Тютчев.)
11. Запишите текст по диктовку. Найдите в тексте слова с орфограммами:

1) ь как знак мягкости согласного,

2) разделительный мягкий знак,

3) непроверяемая безударная гласная.

Определите, в какой части слова находятся данные орфограммы. Подчеркните их.
Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть.

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест…

(Ф.Тютчев.)
12. Прочитайте текст. Выпишите слова:

а) с непроизносимой согласной в корне,

б) с буквами о-а в корнях с чередованием,

в) с ы-и после ц.

Объясните употребление прописных букв в тексте. Письменно перескажите текст.
АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ

Анютины глазки были известны еще в древности. У греков есть сказание о прелестной красавице Ио, которую Юпитер превратил в корову. Говорят, что эти прекрасные цветы были выращены Юпитером как вкусный корм для несчастной Ио. Поэтому анютины глазки в Древней Греции назывались цветами Юпитера. Вот такую в народе сложили легенду. Откуда взялось русское название этого цветка – неизвестно. Ботаники назвали их трехцветной фиалкой и виолой. Растут анютины глазки в любой местности. Но больше всего они любимы во Франции, Англии и России. (Из «Календаря природы».)
13. Спишите. Объясните правописание приставок. Найдите в тексте слова с орфограммами в корне:

а) непроверяемая безударная гласная,

б) прописная буква,

в) непроизносимая согласная.

Все, что сердцу дорого,

В песню так и просится:

И рассвет малиновый,

И под небом рощица.

Поглядишь с пригорочка –

Видно речку синюю,

Видно даль бескрайнюю,

Что зовут Россиею.

(М.Пляцковский.)
14. Прочитайте отрывок из стихотворения А.Фета «Бал». Объясните наличие или отсутствие мягкого знака в словах, оканчивающихся на шипящий. Выпишите:

а) глаголы с безударным личным окончанием,

б) существительные с непроверяемой безударной гласной в корне.

Подчеркните орфограммы.
Когда трепещут эти звуки

И дразнит ноющий смычок,

Слагая на коленях руки,

Сажусь в забытый уголок.
И, как зари румянец дальний

Иль дней былых немая речь,

Меня пленяет вихорь бальный

И шевелит мерцанье свеч.

(А.Фет.)

15. Спишите. Найдите в тексте имя существительное собственное и объясните его правописание. Назовите слова с непроверяемой безударной гласной в корне, подчеркните орфограмму.
Что можно увидеть в Мещерском крае? Цветущие луга, сосновые боры, лесные озера, стога, пахнущие сухим и теплым сеном. Сено в стогах держит тепло всю зиму. Мне приходилось ночевать в стогах, когда трава покрывается инеем, как солью. А над лугами шел холодный дождь, и ветер налетал косыми ударами. (К.Паустовский.)
16. Прочитайте текст. Выпишите слова с орфограммами:

а) непроизносимая согласная,

б) сочетание жи,

в) сочетание ча,

г) сочетание чн.

Объясните правописание этих слов. Что общего между разделительным ь и обозначающим мягкость согласных? Подчеркните разделительный ь одной чертой, а обозначающий мягкость согласного – двумя. Как вы понимаете данное размышление о жизни, высказанное великим русским писателем?
Свет приходит от солнца, тень от земли, и жизнь, порожденная светом и тенью, проходит в вечной борьбе двух этих начал: света и тени. (М.Пришвин.)
17. Запишите текст под диктовку. Расскажите о правописании букв е-и в корнях с чередованием. Найдите в тексте слово с данной орфограммой. Объясните правописание безударных окончаний имен существительных. Разберите по составу слово праздник. Назовите орфограмму в корне этого слова.
На празднике природы все оживает. Журавли устраивают танцы на болоте. Соберутся в кружок и начинают плясать. В воздухе раздается их гортанный крик. (По В.Бианки.)
18. Спишите. Расскажите, как пишутся формы глаголов, оканчивающие на шипящий (проиллюстрируйте свой ответ примерами из текста). Найдите в тексте слова с непроверяемой безударной гласной в корне. Подчеркните орфограмму.
Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

(А.Пушкин.)
19. Спишите. Расскажите о правописании разделительного мягкого знака. Подчерните указанную орфограмму в тексте. Найдите слова с непроизносимой согласной в корне, объясните их правописание. Почему слово Родина написано с большой буквы?
Что такое Родина? Солнце, лес, дыхание пашен, сад в цвету, где не молкнут пчелы, и твой дом, и огни твоей школы. Наша Родина – труд и праздник, сто дорог для тебя самых разных, и любовь твоя к папе и маме, и ты сам – не один, а с друзьями… (А.Костецкий.)
20. Прослушайте текст. На слух определите глаголы с частицей не. Запишите их, подчеркнув орфограмму. Проговорите написание слова ковылем. Какая здесь безударная гласная в корне: проверяемая или непроверяемая?
Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

Но не любить тебя, не верить -

Я научиться не могу.

И не отдам я эти цепи,

И не расстанусь с долгим сном,

Когда звенят родные степи

Молитвославным ковылем.

(С.Есенин.)
21. Спишите. Объясните правописание гласных о-е после шипящих. В какой части слов находятся данные орфограммы? Найдите в тексте слова с приставками на с-. Объясните графически их правописание. Назовите орфограмму в корне слова охотник.
Недавно шел охотник берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.

В это время из чащи вышла на берег большая бурая медведица и с ней два взрослых медвежонка. Медведица схватила одного зубами за шиворот и давай окунать в речку. (В.Бианки.)
22. Прослушайте текст. На слух определите в нем слово с чередующейся гласной в корне, объясните данную орфограмму. Расскажите о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу (проиллюстрируйте ответ примерами из текста и своими собственными примерами). Объясните правописание глаголов на -ться. Письменно ответьте на вопрос: «Как вы цените свое время?»
Кто жить умеет по часам

И ценит каждый час,

Того не надо по утрам

Будить по десять раз.

И он не станет говорить,

Что лень ему вставать,

Зарядку делать, руки мыть

И застилать кровать.

Умеет он одеться в срок,

Умыться и поесть,

Успеет встать он за станок,

За парту в школе сесть.

(С.Баруздин.)
23. Спишите. Найдите в тексте слова с орфограммой в корне:

а) непроизносимая согласная,

б) непроверяемая гласная.

Объясните правописание мягкого знака после шипящих. Как бы вы озаглавили данное стихотворение и почему?
Это так, а не иначе,

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

Гаснет устная словесность,

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

(В.Шефнер.)
24. Спишите. Назовите все орфограммы в подчеркнутых словах.
Дружба между Шариком и Рыжиком возникла на моих глазах. До этого собаки как-то обходились друг без друга. Но однажды Шарик вернулся из лесного похода, волоча переднюю лапу, свернулся около забора трясущимся калачиком, и почти тут же около него оказался Рыжик. (А.Снегов.)
25. Прочитайте текст. Выпишите слова с орфограммой в корне:

а) чередующаяся гласная,

б) непроверяемая безударная гласная.

Почему в словах рожь и лечь на конце пишется мягкий знак?
РОЖЬ НАЛИВАЕТ

Рожь наливает. Жара. По вечерам солнце косыми лучами ложится на рожь. Тогда каждая полоска ржи как перина: это вышло от того, что воде между полосками было хорошо стекать. Так на перинке со скатами рожь выходит лучше. В лучах заходящего солнца теперь каждая полоска-перина так пышна, так привлекательна, что самому на каждую хочется лечь и поспать. (М.Пришвин.)
26. Спишите. Объясните правописание глаголов на –тся. Найдите в тексте слова с орфограммой «мягкий знак как знак мягкости согласного». Разберите по составу существительное город. Назовите все орфограммы в корне этого слова.
Полдня проходил по лесу, заглядывал под каждое корневище, под каждую кучку валежника – нет ежа!

Повернул домой. Чтобы быстрей идти, выбрался на железнодорожную насыпь. Шагаю по шпалам. Прошел переезд. Скоро и лес кончится, завиднеется город. И вдруг вижу какой-то серый клубок. Катится он зигзагами между рельсами, то к одному рельсу, то к другому жмется и так ловко через шпалы прыгает. Наконец нагнал я его. Да ведь это ежик! (Е.Носов.)
27. Запишите текст под диктовку. Объясните правописание частицы не с глаголами. Как вы понимаете смысл этих поэтических строк?
Не можешь – сумей,

Не знаешь – узнай.

Не бойся тропы отвесной.

(Л.Татьяничева.)
28. Спишите. Объясните правописание безударных личных окончаний глаголов. Назовите орфограммы в корнях выделенных слов.
Тройка мчится, тройка скачет,

Вьется пыль из-под копыт.

Колокольчик звонко плачет,

И хохочет, и визжит.

(П.Вяземский.)
29. Спишите. Объясните графически употребление разделительного мягкого знака. Определите, что обозначают слова, которые пишутся с большой буквы. Найдите в тексте формы глаголов, оканчивающиеся на шипящий, подчеркните орфограмму.
Художник Борис Иванович в тумане подкрался к лебедям, близко стал целиться, но, подумав, что мелкой дробью по головам больше убьешь, раскрыл ружье, вынул картечь, вложил утиную дробь. И только бы стрельнуть, - стало казаться, что не в лебедя, а в человека стреляешь. Опустив ружье, он долго любовался, потом тихонько пятился, пятился и отошел так, что лебеди и вовсе не узнали страшной опасности. (М.Пришвин.)
30. Прочитайте текст. Осмыслите содержание слова, которое написано с большой буквы. Определите, что оно обозначает или называет. Выпишите глаголы с частицей не, объясните их правописание.
Ты для Отчизны любимой своей

Силы, сынок, никогда не жалей!

Страха не ведай, не бойся труда,

Тропкой кривой не ходи никогда.

(Л.Ошанин.)

Источники: Интернет, материалы журнала «Русская словесность»