Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Занятие Однозначные и многозначные слова. Связь между значениями многозначного слова. Причины появления многозначности в слове. Артикуляционная разминка. У елки иголки колки. Работа с пословицей. Язык мой – враг мой: прежде ума глаголет


Скачать 67.14 Kb.
НазваниеЗанятие Однозначные и многозначные слова. Связь между значениями многозначного слова. Причины появления многозначности в слове. Артикуляционная разминка. У елки иголки колки. Работа с пословицей. Язык мой – враг мой: прежде ума глаголет
Дата28.04.2016
Размер67.14 Kb.
ТипДокументы


Занятие 3.

Однозначные и многозначные слова. Связь между значениями многозначного слова.

Причины появления многозначности в слове.
Артикуляционная разминка.

У елки иголки колки.

Работа с пословицей.

Язык мой – враг мой: прежде ума глаголет.

1). Назовите слово по его лексическому значению.

* Небольшое животное с иглами на теле.

* Органы дыхания водных животных (рыб, раков).

* Иносказательное изображение или выражение, нуждающееся в разгадке.

* Плод дуба.

Запомните: однозначные слова имеют одно лексическое значение. Таких слов в русском языке больщинство. «Однозначными словами являются термины, например, «суффикс», «антоним». Когда мы называем однозначное слово, даже и не в предложении, то всем, знающим русский язык, ясно, о чем идет речь. Спросите, например, своих товарищей, кого мы называем космонавтом, танкистом, врачом, моряком, поваром. Их ответы будут одинаковыми по смыслу. т.к. слова, о которых вы спросите, однозначные». (Л.А. Введенская, М.Т. Баранов, Ю.А. Гвоздарев.)
?-Какие слова называются однозначными?

- Приведите свои примеры однозначных слов – терминов. Составьте и запишите с

ними предложения.
2) Работа со стихотворением И. Токмаковой «В чудной стране».

В чужой стране,

В чудной стране,

Где не бывать

Тебе и мне,

Ботинок черным язычком

С утра лакает молочко

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поет,

Концерты вечером дает,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

В чужой стране,

В чудной стране…

Ты почему не веришь мне?

?- Что означают слова язычок, глазок, горлышко, ножка, употребленные в этом

стихотворении?

- Какие еще значения имеют эти слова?

- Как называются слова, которые имеют одно лексическое значение? А если

имеют несколько лексических значений?

3. Найдите многозначные слова в данных текстах.

  1. За столом сказала мать:

- Хватит языком болтать!

А сынишка осторожно:

- А болтать ногами можно?

(Г. Бойко)

2) Вот шофер какой чудак:

Он поесть не мог никак.

Потому что спозаранку

Он крутил – вертел баранку.

А зачем крутил – вертел? –

Лучше взял бы да и съел!...

(А. Шибаев)

3) Со столба кричит он: «Есть!

Вспыхнул свет в окошке!»

А на столб ему залезть

Помогли две кошки.

(Е. Руженцев)


Обратимся к пословице, которую мы записали в начале занятия. Найдите в ней многозначное слово. Назовите его лексические значения. Слово «язык» мы употребляем в значениях: 1) орган в ротовой полости человека и животных, способствующий пережевыванию пищи, орган вкуса (Язык не лопатка: знает, что сладко); 2) этот же орган человека, при помощи которого он передает свои мысли, изъясняется (Языку соли не давай); 3) средство общения (Говорить на разных языках; найти общий язык); 4) разновидность речи, обладающая теми или иными характерными признаками (Газетный язык; суконный язык); 5) пленный, от которого можно получить ценные сведения (Разведчики привели языка); 6) металлический стержень в колоколе, который, ударяясь о стенку, производит звон (Без языка и колокол нем).

В многозначных словах одно значение выступает как основное, а другое (или другие) как вторичное. Так, значение слова язык, указанное первым, является основным, а остальные – вторичными, производными.

Чем объяснить многозначность слова? Почему многие слова в нашем языке имеют несколько значений? Объясняется это тем, что слова живут, изменяются их значения, появляются новые оттенки значений в зависимости от возникающей у людей потребности. Гораздо удобнее, проще не придумывать новое слово для какой – то ситуации, а использовать уже имеющееся в языке слово, но с иным значением. Например, слово лист обозначало только соответствующую часть растения. Потом этим словом стали обозначать и другие предметы, имеющие какое – либо сходство с листом растения: лист стекла, лист бумаги, а наряду с лавровым, смородиновым, капустным стали использовать другие значения: похвальный, печатный. Глагол ошеломить первоначально означал – нанести в бою удар по шлему (по шелому). Теперь мы говорим: «Эта новость ошеломила нас» (т.е. удивила или озадачила). Так происходит расширение значения слова.

(кадры 2-8) Перенос названия осуществляется на основе сходства разных признаков и свойств. Явления действительности могут быть сходными по форме: колокольчик (звонок) – колокольчик (цветок); яблочко (маленькое) – яблочко (мишень); по цвету: золотая (цепь) – золотая (осень); по характеру движений: барабанит (барабанщик) – барабанит (дождь по крыше). Перенос возникает при сходстве и расположении частей: нос (человека) – нос (парохода), хвост (птицы) – хвост (самолета); при сходстве внутренних свойств: морж (северное морское животное, не боящееся холода) – морж (человек, купающийся зимой, закаленный), крепкая (веревка) – крепкая (дружба). К переносу может привести и сходство выполняемых действий: фартук (у человека) – фартук (у машины), дворник (человек) – дворник (приспособление для очистки ветрового стекла у автомобиля). Перенос возможен и по отношению части к целому: машина (любая: паровая, швейная, стиральная) – машина (автомобиль).

Запомните: многозначные слова имеют два или более лексических значений.

Многозначность слов свидетельствует о богатстве, яркости и выразительности русской лексики.

Ученые – языковеды установили, что больше всего в русском языке многозначных глаголов, затем идут прилагательные, на третьем месте – существительные. Наибольшее число лексических значений у многозначного слова – 15, хотя у глагола «идти» 30 лексических значений. Вот некоторые из них:

1. двигаться, перемещаться: поезд идет на восток;

2. направляться, отправляться: идти гулять, идти на работу;

3. вступать, поступать куда – либо;

4. следовать, двигаться, развиваться в каком – то направлении: наука идет вперед;

5. распространяться, выделяться, течь: идут сутки, идет дым, идут слезы, от печки идет пар;

6. простираться, пролегать: идут рядами горы;

7. лить падать: идет снег, идет дождь.

8. происходить, совершаться: идут экзамены.

Чтение рассказа Б. Рябинина «Острые вещи».

- Гриша, не бери нож. Обрежешься!

- Гриша, не бери вилку. Уколешься.

- Зачем ты взял стекляшку? Видишь, она острая…

Когда сели обедать, мама налила сыну супу, положила котлету.

- Я горчицы хочу, - сказал Гриша.

- Нельзя тебе горчицы, она острая, - сказала мама.

Засмеялся Гриша.

- Эх ты! Разве горчица – острая? Она – горькая. Я еще вчера лизал.

?-Кто был прав: мама, назвав горчицу острой, ли Гриша, который сказал, что она

горькая?

- Какой из данных предметов можно назвать острым: сабля, соус, ножницы,

лампа, перец?

- В каких случаях слово острый можно заменить словом горький?
Игра «Кто о чем подумал?»
Ведущий называет слово, а игроки записывают словосочетание, из которого бы ясно следовало значение предложенного слова. Например, ведущий произнес слово корень, один учащийся может написать корень растения, другой – корень слова. Затем ответы зачитываются, и ведущий в виде шутки объявляет, кто из играющих станет в будущем агрономом, языковедом, врачом.

Слова для игры: поле, крыло, гнездо, прием, ядро, фигура, земля, полотно, команда, линия, связь, узел.
Работа со стихотворением.

Стихи о голове.

Голова всему венец – Жить с хорошей головой,

В ней начало и конец, Что с богатой кладовой:

Без нее, сыны и дочки, Словно в речке отраженья,

Не прочтете вы ни строчки: В ней хранятся сбереженья –

Составлять в уме слова Запах леса,

Вам поможет голова. Шум прибоя,

Объяснит вам без запинки Звезды,

В книжке разные картинки. Небо голубое,

Вам подскажет голова, Основы математики

Сколько будет дважды два. И правила грамматики.

(Ю. Коринец)
?- В каком значении употреблено в стихотворении слово «голова»?

- Установите, в каких значениях употреблено прилагательное красный.
Красные зори,

Красный восход,

Красные речи

У Красных ворот,

И красный

На площади Красной

народ.

(Н. Асеев)
Домашнее задание:

определить лексическое значение слов: единица, печать, марка, порода, курс.

Составить с ними словосочетания или предложения. (кадр 9)