Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Р п. Лысые Горы, Саратовская область. Проект «Развиваем речь ребёнка вместе» Автор проекта: Денисова Л. В. Р. п. Лысые Горы 2014 год Пояснительная записка |
 Скачать 74.21 Kb. |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» р.п. Лысые Горы, Саратовская область.
Проект
«Развиваем речь ребёнка вместе» Автор проекта:
Денисова Л.В.
Р.п. Лысые Горы
2014 год
Пояснительная записка Речь - чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками), снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми отклонениями становится «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.
Самые близкие люди для ребенка – это его родители. Они лучше знают своего ребенка, понимают каждый взгляд, движение, всегда рядом в трудную минуту. Современные родители – это люди с хронической нехваткой времени. Чтобы быть успешным в мире компьютеров и современных технологий, надо успевать много, чаще всего за счет уменьшения общения с детьми. Сегодня у многих детей к 5годам уровень речевого развития ниже положенной нормы, и они нуждаются в помощи.
Актуальность обусловлена необходимостью больше внимания уделять развитию речи детей. Поэтому возникла необходимость разработать проект «Развиваем речь ребёнка вместе», где бы родители могли получить необходимые рекомендации от воспитателей в развитии речи у детей. Отличительной индивидуальностью и новизной проекта является объединения усилий для успешного речевого развития каждого ребенка группы; формирования у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним; уметь правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и достижения (радоваться успехам) малыша.
Цель проекта: Повышение педагогической культуры родителей в развитие речи детей и сплочение в совместной деятельности. Задачи:
• Повышать уровень педагогической компетентности родителей в вопросах организации речевого развития детей;
• Помочь создать родителям благоприятный климат в семье, бережное и щадящее отношение к речевому развитию ребенка;
• Формировать речевую активность ребенка в повседневной жизни, как наиважнейшую форму социальной адаптации ребенка в обществе;
• Создать развивающую образовательную среду в условиях детского сада, стимулирующую речевое развитие детей;
• Создать модели взаимодействия детского сада и семьи в речевом развитии детей. Переводить родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в развитии речи детей, сотрудничестве с педагогами группы. Прогнозируемые результаты: • Повышение темпа развития речи детей в целом, за счет совместной деятельности родителей и педагогов;
• Улучшение эмоционального благополучия детей;
• Целостное воздействие на речевую систему;
• Речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у него речевые возможности;
• Потребность в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в речевой деятельности;
• Навыки коммуникативного общения;
• Улучшение качеств подготовленности детей к школьному обучению. Структура проекта
Этап
| Содержание работы
| Результат
| Подготовительный
(Март)
| Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта.
| Тема проекта. Цели, задачи.
| Анализ и обобщение имеющегося в ДОУ опыта работы по данной теме.
| Подборка и разработка дидактических игр по развитию речи детей.
| Формирование мотивационной готовности родителей к участию в проектной деятельности.
| - познакомить родителей с характеристикой речи детей 5-6 лет;
- донести до родителей результаты обследования речевого развития ребенка;
- заручиться их поддержкой в последующей работе.
| Аналитический
(март)
| Разработка проекта, перспективного плана мероприятий.
| Перспективно-тематический план.
| Подбор материала.
| Пополнение предметно – развивающей среды демонстрационным и раздаточным материалом по теме.
| Практический
(апрель – май)
| Реализация проекта в образовательную практику.
| Реализация запланированных мероприятий.
| Презентационный
(май)
| Публичное представление продукта совместной деятельности.
| Презентация проекта.
| Контрольный
(май)
| Подведение итогов, совместный анализ выполнения проекта, осмысление результата.
| Показатели эффективности проекта (диагностика)
|
План работы
Сроки
| Название мероприятия
| С родителями
| С детьми
| март
| «Результаты обследования речи детей группы» - познакомить родителей с результатами мониторинга по образовательной области «Коммуникация» на начало учебного года и декабрь 2013г.
Познакомить родителей с библиотекой книг по решению проблем речевого развития детей.
Консультация для родителей «Характеристика речи детей 6 года жизни».
Акция «Уроки доброты»
| Занятия с детьми, словесные, дидактические, сюжетно – ролевые игры. Пальчиковая, дыхательная гимнастики.
Акция «Уроки доброты»
| Апрель - май
| Обучение родителей артикуляционной гимнастике.(папка – раскладушка)
Памятка для родителей «Развиваем речь ребенка».
Консультация «Развитие творческих способностей ребенка».
«Развиваем речевое дыхание» - папка - раскладушка
Конкурс совместного творчества детей и родителей «Театр своими руками» - подготовка небольшой инсценировки любимой сказки вместе с ребёнком.
Изготовление различных пособий для дидактических, сюжетно – ролевых и подвижных игр.
Акция «Родина мать- умей за неё постоять» - составить небольшой рассказ вместе с ребёнком о членах семьи участниках ВОв или тружениках тыла.
«Развиваем речь ребенка в игре». Знакомство родителей с простыми, интересными играми, способствующие развитию речи ребенка.
Индивидуальные беседы с родителями на темы: «Как связаны движение и речь», «Зачем язычку нужна гимнастика», «Игры с ребёнком на кухне», «Игры по дороге в детский сад», «Пальчиковая гимнастика – для чего она нужна».
Консультация для родителей: «Игры для развития мелкой моторики рук».
Акция «Вся семья вместе так и душа на месте» - нарисовать с ребёнком портрет своей семьи и составить небольшой рассказ о семье.
| Занятия с детьми, словесные, дидактические, сюжетно – ролевые игры. Пальчиковая, дыхательная гимнастики.
Участие в конкурсе «Театр своими руками»
Акция «Вся семья вместе так и душа на месте»
Акция «Родина мать- умей за неё постоять»
| май
|
Презентация проекта «Развиваем речь ребёнка» на итоговом родительском собрании.
|
| Конец мая
| Ознакомить родителей с итогами мониторинга по образовательной области «Коммуникация», обсудить перспективы в дальнейшей работе по данной теме.
|
|
Заключение
В семье заложены уникальные возможности для развития связной речи ребенка. Родители и другие члены семьи – самые желаемые его собеседники. Это люди, чья речь и речевое поведение оставляют неизгладимый след в развитии ребенка. Поэтому родителям следует ввести в семью традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, вопросы задает не только взрослый ребенку, но и ребенок взрослому. Во время бесед с ребенком необходимо демонстрировать культуру поведения диалога (внимательно слушать собеседника, не перебивать, задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы). Взрослые своим примером показывают, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при разговоре по телефону и т.д.
Взаимодействие воспитателей с семьей значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребенка группы.
Литература
Косинова Е.М. Азбука правильного произношения. М.: ОЛИСС, Изд-во Эксмо, 2005
Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедия в диалогах. — СПб.: КАРО, 2004.
Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова. «Обучение связной речи детей 4-5 лет». ООО «Издательство «Скрипторий 2003»
Арбекова, Н.Е. Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. М.: Издательство ГНОМ, 2012
Земцова О.Н.
И. Лопухина «Логопедия 550 игр». М.: 1995 г.
Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999.
Пятница Т.В. Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами. – Мн.: Аверсвэв, 2005.
Дедюхина Г. В., Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ, 1997.
Т. В. Башинская, Т. В. Пятница. Как превратить «неговорящего» ребенка в болтуна.. — 2-е изд. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2009
|
|
|