Главная страница

Р п. Лысые Горы, Саратовская область. Проект «Развиваем речь ребёнка вместе» Автор проекта: Денисова Л. В. Р. п. Лысые Горы 2014 год Пояснительная записка


Скачать 74.21 Kb.
НазваниеР п. Лысые Горы, Саратовская область. Проект «Развиваем речь ребёнка вместе» Автор проекта: Денисова Л. В. Р. п. Лысые Горы 2014 год Пояснительная записка
р.п. Лысые Горы, Саратовская область.<><><><>Проект<><><><>«Раз
Дата23.02.2016
Размер74.21 Kb.
ТипПояснительная записка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» р.п. Лысые Горы, Саратовская область.


Проект

«Развиваем речь ребёнка вместе»
Автор проекта:

Денисова Л.В.

Р.п. Лысые Горы

2014 год


Пояснительная записка
Речь - чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками), снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми отклонениями становится «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.

Самые близкие люди для ребенка – это его родители. Они лучше знают своего ребенка, понимают каждый взгляд, движение, всегда рядом в трудную минуту. Современные родители – это люди с хронической нехваткой времени. Чтобы быть успешным в мире компьютеров и современных технологий, надо успевать много, чаще всего за счет уменьшения общения с детьми. Сегодня у многих детей к 5годам уровень речевого развития ниже положенной нормы, и они нуждаются в помощи.

Актуальность обусловлена необходимостью больше внимания уделять развитию речи детей. Поэтому возникла необходимость разработать проект «Развиваем речь ребёнка вместе», где бы родители могли получить необходимые рекомендации от воспитателей в развитии речи у детей. Отличительной индивидуальностью и новизной проекта является объединения усилий для успешного речевого развития каждого ребенка группы; формирования у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним; уметь правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и достижения (радоваться успехам) малыша.

Цель проекта: Повышение педагогической культуры родителей в развитие речи детей и сплочение в совместной деятельности.
Задачи:

• Повышать уровень педагогической компетентности родителей в вопросах организации речевого развития детей;

• Помочь создать родителям благоприятный климат в семье, бережное и щадящее отношение к речевому развитию ребенка;

• Формировать речевую активность ребенка в повседневной жизни, как наиважнейшую форму социальной адаптации ребенка в обществе;

• Создать развивающую образовательную среду в условиях детского сада, стимулирующую речевое развитие детей;

• Создать модели взаимодействия детского сада и семьи в речевом развитии детей. Переводить родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в развитии речи детей, сотрудничестве с педагогами группы.
Прогнозируемые результаты:
• Повышение темпа развития речи детей в целом, за счет совместной деятельности родителей и педагогов;

• Улучшение эмоционального благополучия детей;

Целостное воздействие на речевую систему;

• Речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у него речевые возможности;

• Потребность в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в речевой деятельности;

Навыки коммуникативного общения;

• Улучшение качеств подготовленности детей к школьному обучению.
Структура проекта


Этап

Содержание работы

Результат

Подготовительный

(Март)

Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта.


Тема проекта. Цели, задачи.

Анализ и обобщение имеющегося в ДОУ опыта работы по данной теме.

Подборка и разработка дидактических игр по развитию речи детей.

Формирование мотивационной готовности родителей к участию в проектной деятельности.

- познакомить родителей с характеристикой речи детей 5-6 лет;

- донести до родителей результаты обследования речевого развития ребенка;

- заручиться их поддержкой в последующей работе.


Аналитический

(март)

Разработка проекта, перспективного плана мероприятий.

Перспективно-тематический план.

Подбор материала.

Пополнение предметно – развивающей среды демонстрационным и раздаточным материалом по теме.

Практический

(апрель – май)

Реализация проекта в образовательную практику.

Реализация запланированных мероприятий.

Презентационный

(май)

Публичное представление продукта совместной деятельности.

Презентация проекта.

Контрольный

(май)

Подведение итогов, совместный анализ выполнения проекта, осмысление результата.

Показатели эффективности проекта (диагностика)


План работы

Сроки


Название мероприятия

С родителями

С детьми

март

  • «Результаты обследования речи детей группы» - познакомить родителей с результатами мониторинга по образовательной области «Коммуникация» на начало учебного года и декабрь 2013г.

  • Познакомить родителей с библиотекой книг по решению проблем речевого развития детей.

  • Консультация для родителей «Характеристика речи детей 6 года жизни».

  • Акция «Уроки доброты»




Занятия с детьми, словесные, дидактические, сюжетно – ролевые игры. Пальчиковая, дыхательная гимнастики.

Акция «Уроки доброты»

Апрель - май

    • Обучение родителей артикуляционной гимнастике.(папка – раскладушка)

    • Памятка для родителей «Развиваем речь ребенка».

    • Консультация «Развитие творческих способностей ребенка».

    • «Развиваем речевое дыхание» - папка - раскладушка

    • Конкурс совместного творчества детей и родителей «Театр своими руками» - подготовка небольшой инсценировки любимой сказки вместе с ребёнком.

    • Изготовление различных пособий для дидактических, сюжетно – ролевых и подвижных игр.

    • Акция «Родина мать- умей за неё постоять» - составить небольшой рассказ вместе с ребёнком о членах семьи участниках ВОв или тружениках тыла.

    • «Развиваем речь ребенка в игре». Знакомство родителей с простыми, интересными играми, способствующие развитию речи ребенка.

    • Индивидуальные беседы с родителями на темы: «Как связаны движение и речь», «Зачем язычку нужна гимнастика», «Игры с ребёнком на кухне», «Игры по дороге в детский сад», «Пальчиковая гимнастика – для чего она нужна».

    • Консультация для родителей: «Игры для развития мелкой моторики рук».

    • Акция «Вся семья вместе так и душа на месте» - нарисовать с ребёнком портрет своей семьи и составить небольшой рассказ о семье.

Занятия с детьми, словесные, дидактические, сюжетно – ролевые игры. Пальчиковая, дыхательная гимнастики.

Участие в конкурсе «Театр своими руками»

Акция «Вся семья вместе так и душа на месте»

Акция «Родина мать- умей за неё постоять»


май


Презентация проекта «Развиваем речь ребёнка» на итоговом родительском собрании.





Конец мая

Ознакомить родителей с итогами мониторинга по образовательной области «Коммуникация», обсудить перспективы в дальнейшей работе по данной теме.







Заключение

В семье заложены уникальные возможности для развития связной речи ребенка. Родители и другие члены семьи – самые желаемые его собеседники. Это люди, чья речь и речевое поведение оставляют неизгладимый след в развитии ребенка. Поэтому родителям следует ввести в семью традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, вопросы задает не только взрослый ребенку, но и ребенок взрослому. Во время бесед с ребенком необходимо демонстрировать культуру поведения диалога (внимательно слушать собеседника, не перебивать, задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы). Взрослые своим примером показывают, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при разговоре по телефону и т.д.

Взаимодействие воспитателей с семьей значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребенка группы.

Литература


  1. Косинова Е.М. Азбука правильного произношения. М.: ОЛИСС, Изд-во Эксмо, 2005

  2. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедия в диалогах. — СПб.: КАРО, 2004.

  3. Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова. «Обучение связной речи детей 4-5 лет». ООО «Издательство «Скрипторий 2003»

  4. Арбекова, Н.Е. Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. М.: Издательство ГНОМ, 2012

  5. Земцова О.Н.

  6. И. Лопухина «Логопедия 550 игр». М.: 1995 г.

  7. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999.

  8. Пятница Т.В. Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами. – Мн.: Аверсвэв, 2005.

  9. Дедюхина Г. В., Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ, 1997.

  10. Т. В. Башинская, Т. В. Пятница. Как превратить «неговорящего» ребенка в болтуна.. — 2-е изд. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2009