Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Виды рефлексии. Использование рефлексии на уроках в начальной школе |
 Скачать 124.3 Kb. |
Из опыта работы учителей МБОУ СОШ №40
Тема «Виды рефлексии. Использование рефлексии на уроках в начальной школе»
Использованы материалы Емелиной Г.В., Остроумовой И.В., Прохоровой Н.А.
Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.
Рефлексия связана с очень важным действием - целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующее осмысление способов достижения поставленных целей.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими. Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Рефлексия деятельности
Рефлексия содержания учебного материала
Классификация
| Этап урока
| Задачи
| Приемы
| Вопросы
| Рефлексия настроения и эмоционального состояния
| в начале урока
| установления эмоционального контакта с группой
| Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
| Я почувствовал, что…
Было интересно…
Меня удивило…
Своей работой на уроке я…
Материал урока мне был…
Мне захотелось…
Мне больше всего удалось…
Моё настроение…
Заставил задуматься…
Навел на размышления…
Могу похвалить своих одноклассников…
| в конце деятельности.
| Выявление эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой группы
| Рефлексия деятельности
| на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ
| осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных
| прием «лестницы успеха». графического организатора «рыбья кость»
| У меня получилось…
Я научился
Сегодня на уроке я смог…
Урок дал мне для жизни…
За урок я…
| в конце урока
| оценить активность каждого на разных этапах урока, Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации)
| Рефлексия содержания учебного материала
| Этап изучения учебного материала
| выявления уровня осознания содержания пройденного, выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
| прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта, прием синквейна
| Сегодня я узнал…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял что…
Теперь я могу…
Я приобрёл…
Я научился…
Урок для меня показался…
Для меня было открытием то, что…
Мне показалось важным…
Материал урока был мне…
| Мы предлагаем рассмотреть конкретные способы применения рефлексии на примере урока русского языка в 4 класс
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Формируемые УУД
| Виды рефлексии
| Эмоциональный настрой.
- Ребята, сегодня нам на уроке предстоит серьезная работа. Какие слова вам помогут настроиться ?
- Вы мне поможете сделать урок интересным? Закройте глаза и мысленно ответьте.
2. Организация диалога с детьми.
- Преступим к работе.
Согласны ли вы с мнением автора?
Есть ли в мире наиболее волшебная и удивительная пора года, чем зима?
Укрывает она белым одеялом землю, которая терпеливо ждала такой мягкой шубы. А как очаровательно выглядят деревья в своих пушистых платках, их ласково подарила им чудесница-зима. Она, как добрая волшебница, украсила все вокруг.
- Какой это текст? (Текст-описание)
- Какие средства выразительности использует автор для описания природы?
- Каково отношение автора к зиме?
- Какие части речи использованы в тексте для передачи красоты зимней природы?
3. Формулирование темы урока.
- Предположите, чем мы будем заниматься на уроке?
-Я вам хочу предложить попробовать свои силы в написании текста-описания зимней природы.
- Давайте поставим перед собой задачи на урок.
4. Словарная работа.
Задание №1.
(На доске написан текст, прилагательные закрыты).
-Вставьте пропущенные слова. Какая это часть речи?
Вот зима пришла (серебристая),
(Белым ) снегом замела поле (чистое).
(Светлым ) днем на коньках
Все катается,
Ночью в (снежном) огне
Рассыпается.
(Р.А.Кудашева)
- Какие средства выразительности использовал автор?
- Выполните по выбору разборы: по составу, морфологический, разбор по частям и членам предложения.
- Перед выполнением следующего задания вам необходимо объединиться в пары.
Давайте повторим правила дружной работы
( На доску вывешиваются смайлики. Приложение 2).
1. Общайся вежливо и доброжелательно.
2. Говори спокойно и ясно.
3. Не мешай другой группе, не вторгайся в их работу.
Игра «СУЕТА»
- У вас на цветных листочках даны слова с пропущенными буквами. Ваша задача – вставить букву, выделить графически орфограмму.
(Приложение 3).
| Хором:
-У нас все получится!
Дети мысленно повторяют за учителем: «Учитель, я помогу тебе сделать урок интересным».
Дети вступают в диалог с учителем.
Ответы детей:
работать с именами прилагательными, наблюдать за ролью прилагательных в речи.
Дети формулируют учебные задачи, опираясь на слова: анализировать, различать, обосновывать.
Самостоятельная работа детей.
Дети по своему желанию выбирают вид разбора и выполняют его.
Взаимопроверка.
Дети повторяют правила работы в группе.
Самостоятельная работа детей.
| Коммуникативные:
вступление в сочетательный диалог.
Познавательные: формирование умения работать с информацией.
Коммуникативные: формирование умения ясно и четко излагать свою точку зрения.
Коммуникативные: вступление в сочетательный диалог, умение четко выражать свою точку зрения, умение слушать и слышать других.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебные задачи, планировать свою деятельность.
Познавательные: формирование интеллектуальной автономности; умение работать с информацией.
Коммуникативные: формирование умения осуществлять выбор.
Коммуникативные: формирование умения работать в парах.
Познавательные: развитие операций мышления.
| Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Рефлексия содержания учебного материала
Рефлексия деятельности
Рефлексия содержания учебного материала
Рефлексия деятельности
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Рефлексия содержания учебного материала
| З.ма сне. В холод. Около ледян. дворца
Сн.жинка ле. На пол. К зимн. лесу
К.ток моро. В царств. В зимн. наряде
Сн.говик сугро. На север. В снежн. царство
Д.ревья холо. На мороз. Колюч. снегом
Л.дышка наря. В сугроб. В серебрист. инее
| - Найдите пару по одинаковой орфограмме. Проверь правильность написания.
| Дети объединяются в пары по одинаковым орфограммам.
Взаимопроверка.
| Коммуникативные: формирование умения работать в группах, умение слушать и слышать.
|
| Задание №2.
- Чтобы собрать словосочетания, вам нужно поделиться в паре друг с другом словами.
В серебристом снег
По искристому ковер
К зимнему сугроб
Пушистого пушок Свирепым холод В сказочный мороз
«Задание для друга»
- Передайте свои листы сопровождения ребятам, сидящим напротив вас.
Укажите падеж прилагательных в словосочетании.
- Верните листы. Проверьте.
- Кто доволен работой друга? Кто исправил ошибки, допущенные другом?
- В продолжение разговора о зиме я хочу вам предложить прослушать стихотворение, из которого вы узнаете, кто помогает этой волшебнице украшать природу.
-Вам понравилось, как поэт изобразил зиму? Что он для этого использовал?
- А как еще можно передать красоту природы?
( На доске – картины известных русских художников и Владимирских художников.)
Краткий рассказ учителя о выставленных картинах .
5. Работа над сочинением.
- Настало время и вам попробовать выразить свои мысли о красоте зимы.
- Вначале составим план сочинения «Волшебница Зима».
1. Вступление.
2. Зимний лес.
3. Суровая пора.
4. Узоры на окнах.
5. Снежинки.
6. Заключение.
-Какие пункты плана вы бы хотели заменить?
Игра «СУЕТА»
- Объединитесь в группы по цвету ваших листов сопровождения.
- Распределите роли в группе.
Задание №3
-Напишите 2 предложения о волшебстве Зимы по данному пункту плана.
Определяем критерии, по которым будем оценивать результат работы: объем, красота предложений, употребление прилагательных.
- Проверяем работу групп.
- Оцените работу каждой группы.
6. Итоги урока.
- Справились ли мы с задачами урока?
- Сможете вы теперь самостоятельно написать сочинение-описание о зиме?
- Оцените работу своей группы.
- Кому вы благодарны?
- Заполните лист самооценки.
Домашнее задание: написать сочинение на рисунках, которые мы подготовили на уроке ИЗО.
- Спасибо за работу.
| Дети работают в парах, составляя словосочетания.
Дети работают в листах своих соседей напротив.
Взаимопроверка.
Ответы детей.
Стихотворение М.Пожарова «Разукрасилась зима» читает ученица. Разукрасилась зима. (М.Пожаров)
Разукрасилась зима:
На уборе бахрома
Из прозрачных льдинок,
звездочек – снежинок.
Вся в алмазах, жемчугах,
В разноцветных огоньках,
Льет вокруг сиянье, шепчет заклинанья:
- Лягте, мягкие снега,
На леса и на луга,
Тропы застелите,
Ветви опушите!
На окошках, Дед Мороз,
Разбросай хрустальных роз
Легкие виденья,
Хитрые сплетенья.
Ты, метелица, чуди,
Хороводы заводи,
Взвейся вихрем белым
В поле поседелом!
Спи, земля моя, усни,
Сны волшебные храни:
Жди, в парчу одета,
Нового рассвета.
(Языковые средства выразительности.)
(Рисунками, музыкой, фотографиями, фильмами и т. д.)
Дети по своему усмотрению в ходе обсуждения вносят коррективы в план.
Дети образовали четверки.
Каждая из 6 групп получила номер определенного пункта плана.
(Организатор, докладчик, хронометрист, секретарь).
Дети работают в группах.
Дети в ходе обсуждения вносят свои предложения.
Докладчики читают по два своих предложения.
Итог работы – коллективное сочинение.
Дети дают оценку.
Высказывания детей.
Дети самостоятельно заполняют листы самооценки.
(Приложение 1.)
- Спасибо за урок.
| Коммуникативные: формирование умения осуществлять выбор.
Регулятивные: умение оценивать свою деятельность.
Познавательные: формировать умение работать с информацией.
Коммуникативные: формировать умения слушать и слышать.
Коммуникативные: формировать умения связно выражать свои мысли.
Познавательные: формировать умение работать с информацией.
Регулятивные: формировать умение принимать и сохранять учебные задачи, планировать работу.
Познавательные: развитие операций мышления.
Коммуникативные: выполнение этапов сочетательного диалога, умение работать в группах, формировать умение работать в подготовленной среде.
Познавательные: умение создавать собственный текст.
Регулятивные: умение оценивать и контролировать свою деятельность.
Коммуникативные: формирование умения связно выражать свои мысли, четко излагать свою точку зрения.
|
Рефлексия деятельности
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Рефлексия деятельности
Рефлексия содержания учебного материала
Рефлексия содержания учебного материала
Рефлексия деятельности
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
|
|
|
|
| |
|
|