Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
«М. П. Мусоргский «Картинки с выставки» |
 Скачать 79 Kb. |
Санкт – Петербургская академия
постдипломного педагогического образования
Кафедра культорологического образования
Зачетная модель урока музыки
cлушателя курсов повышения квалификации по программе
«Теория и методика обучения музыки в 1 – 4 классах»
учитель Аввакумова М.Б.
С К О Ш № 51
П Р О Г Р А М М А
Е.Д. Критской и Г.П. Сергеевой
2 класс
Четверть IV Урока № 2
Раздел « В концертном зале»
Тема урока «М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»
«Балет невылупившихся птенцов»
Санкт – Петербург
2013
Урок музыки 2 класс / 4 четверть, урок № 2 /
Тема раздела «В концертном зале»
Тема урока М.П. Мусоргский «Картинки с выставки» ,
«Балет невылупившихся птенцов»
Цель: - Воспитание культуры слушания и восприятия музыки, приобретение
знаний в области музыкального искусства
- Формирование нравственных ценностей
- Познакомить с творчеством композитора М.П. Мусоргского
- Показать возможности изображения образов в музыке
- Расширить музыкальные представления /слушание, музицирование/
Задачи:
Образовательные задачи:
- Приобретение качеств слухового внимания
- Формировать умения следить за развитием музыки
- Выявлять изобразительные и выразительные интонации в музыке
- Формирование вокально-хоровых навыков
- Обучение игре на свиреле
Развивающие задачи:
- Развитие навыков образного и эмоционального восприятия музыки
- Накопление опыта восприятия произведений музыкальной культуры
- Развитие творческого воображения
- Развитие интереса к слушанию музыки
Воспитательные задачи:
- Формирование культуры слушания музыки
- Воспитывать эмоциональное отношение к музыке на основе ее восприятия
У У Д
Личностные действия: обеспечить ценностно-смысловую ориентацию учащихся, знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами
Регулятивные действия: - планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Коммуникативные действия: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Технологии и методы
Традиционные / словесные, практические, наглядные /
Развивающего обучения
Метод размышления
Метод музыкального обобщения План урока
Организационный момент - 1 мин
Вокально- хоровая работа - 10 мин
Введение в тему - 7 мин
Слушание и обсуждение музыкального материала - 15 мин
Музицирование на свирели - 10 мин
Подведение итогов - 2 мин
Музыкальный материал
Распевки «Солнышко», «Лесенка», «Эхо»
Пение: Г. Струве «С нами друг»
Слушание М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»
«Балет невылупившихся птенцов»
Мультимедиа Презентация
Музицирование (свирель) – р.н.п. «Как под горкой» Оборудование
- фортепиано
- портрет М.П. Мусоргского
- музыкальный центр
- диск СД
- ноутбук, экран
- свирели Х о д у р о к а Организационный момент - / 1 мин. / Музыкальное приветствие. /коллективное, индивидуальное/
Учитель: Мы сегодня продолжим разговор о музыке, которая может звучать в концертном
зале. Познакомимся с творчеством русского композитора Модеста Петровича
Мусоргского ( портрет ) Вокально – хоровая работа - / 10 мин. / Певческая установка.
Учитель: Сели спокойно, прямо, ноги ровно стоят на полу.
Упражнения на дыхание. Обратить внимание на положение корпуса во время
вдоха. / не поднимать плечи/
Формирование звука. Пение в унисон.
Попевка «Лесенка» -
Учитель: Вы сегодня вес ходили по лесенке вверх и вниз. А теперь об этом споем.
( Пение с движением руки. Пение по группам. Работа над интонацией.)
Попевка «Солнышко»-
Учитель: Посмотрели все в окно. Какое утро увидели?
Обучающиеся: Пасмурное, мрачное.
Учитель: Давайте позовем солнышко. Кто лучше позовет солнышко.
(Работа над звуком, выразительностью. Пение на дыхании.)
Пение по группам и индивидуально.
Наиграть мелодию попевки «Эхо»
Учитель: О чем мы сейчас будем петь?
Обучающиеся: Это песенка про эхо.
Учитель: Что есть интересного в музыке, что создает впечатления эха?
Обучающиеся: Изменения динамики .
Учитель: Напомните, а что такое динамика?
Обучающиеся: Сила звука, громкость.
(Исполнение девочки-мальчики; солист – класс; дуэт )
Работа над интонацией, выразительностью. Учитель: Динамика, изменения динамики – это неотъемлемая часть выразительности
в музыке. Как в песне композитора Г. Струве «С нами друг».
Продолжим разучивание. Поем легко, не напрягаясь, берем правильно дыхание.
- Разучивание 2-го куплета
- Отдельное пропевание интервалов
- Работа над выразительностью
- Формирование ансамбля
Можно сказать, что композитор использовал принцип ЭХА?
Почему вы так думаете, объясните.
Обучающиеся: Мы слышим изменения динамики, что напоминает эхо.
Учитель: При исполнении песни мы должны обязательно это сами услышать, тогда это
услышат все.
/ Исполнение/ Введение в тему - / 7 мин. / Учитель: Что бы слушать музыку, надо уметь ее слышать. Это разные понятия.
Можно просто слушать музыку, не задумываясь, а можно подумать и понять,
что передал через музыку композитор. И тогда обязательно услышишь о чем
эта музыка, какие чувства, какое настроение переданы в музыке.
Представим, что мы в концертном зале, именно там люди внимательно слушают
музыку. Сегодня прозвучит произведение композитора М.П. Мусоргского П Р Е З Е Н Т А Ц И Я
Слайды 1 - 2
Модест Петрович Мусоргский - великий русский композитор
посетил выставку художественных работ Виктора Гартмана. Музыкант был под впечатлением выставки и написал десять пьес для
фортепиано, которые составили цикл /сюиту / «Картинки с выставки».
Слайд 3
Виктор Гартман – художник, архитектор, как бы сейчас сказали: дизайнер. Он
писал картины, создавал декорации и костюмы к спектаклям. На выставке были
представлены эскизы костюмов балета « Трильби» Слайд 4
Один из фрагментов балета предполагал участие юных танцовщиков,
наряженными птенцами, как бы вставленными в яичную скорлупу
Слайд 5
М.П. Мусоргский написал музыку под впечатлением работы художника.
Рисунок В.Гартмана вызвал у композитора свое представление, свой образ, который
он назвал «Балет невылупившихся птенцов» /Давайте послушаем /
Слушание и обсуждение музыкального материала / 15 минут /
Учитель: Вам понравилась музыка? Какая она, какие чувства, какое настроение вызывает? Обучающиеся: Улыбка, легкость, танцевальность.
Учитель: Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор, что бы
передать эти чувства?
Обучающиеся: Отрывистый звук, тихая динамика, высокий регистр, быстрый темп
Учитель: Композитор назвал свою пьесу «скерцо», что в переводе с итальянского
языка означает ш у т к а, то есть музыка шутливого характера
Учитель: Всегда ли одинаково звучит музыка.
Обучающиеся: В начале музыка была одного характера, затем изменилась.
Учитель: Определите характер звучания музыки в начале. ( слушание фрагмента)
Обучающиеся: Мелодия как-бы «прыгающая» отрывистая».
Учитель: Почему композитор использует такой характер звучания. Что он хочет показать?
Обучающиеся: Неловкие движения птенцов / невылупившихся птенцов/
Учитель: Композитор в музыке изобразил движения неуклюжих птенцов , которые
только, что вылупились и пытаются встать на лапки. Что представил композитор в
движении птенцов /вспомните название произведения/
Обучающиеся: Танец, балет.
Учитель Композитор неловкие движения птенцов сравнил с танцем и назвал «балетом»
А что изображает эта интонация? (слушание фрагмента средней части)
Обучающиеся: Писк, щебет птенцов.
Учитель: Какое важное средство музыкальной выразительности использовал композитор и вы без
труда правильно определили, что музыка изображает пищание птенцов?
Обучающиеся: Мелодия звучала в верхнем регистре, как пищат птенцы.
Учитель: Вспомните как закончилось произведение? Характер первого или второго фрагмента
использовал композитор?
Обучающиеся: Прозвучала музыка, как в начале произведения.
Учитель: Как вы думаете, о чем хотел рассказать композитор? Мне кажется, в музыке показано,
что даже неловкие движения могут вызывать интерес и внимание.
Тема наших уроков «В концертном зале» Вот сейчас мы еще раз прослушаем музыку, но
уже, как в настоящем концертном зале. Что необходимо нам сделать перед прослушиванием
музыки?
Обучающиеся: Объявить название музыки.
Учитель: Правильно. Но для этого необходимо вспомнить имя композитора и название произведения.
Кто готов это сделать?
Обучающийся: Модест Петрович Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов»
Учитель: из цикла для фортепиано «Картинки с выставки»
П о в т о р н о е с л у ш а н и е
Учитель: Запомните это произведение, мы еще к нему вернемся Музицирование на свирели - / 10 мин./
Учитель: Любая музыка имеет средства музыкальной выразительности. Назовите, которые вы знаете.
Обучающиеся: Динамика, темп, регистр, тембр.
Учитель: Эти знания необходимы, как для композитора, так и для исполнителя, которыми мы с вами
сейчас будем. Игра на свирели.
Задачи Формирование унисона
Работа над ровным легким звучанием
Овладение навыком четкой смены нот
Работа над различными длительностями / «четверти», «восьмые» /
Подведение итогов - / 2 мин./ Учитель: Урок наш подходит к концу. Чем мы сегодня занимались?
Обучающиеся: Мы пели, слушали музыку и играли на свирели.
Учитель: Назовите произведения, которые звучали на уроке.
Обучающиеся: - пели песню «С нами друг»
- слушали «Балет невылупившихся птенцов» композитора М.П. Мусоргского
- исполняли на свирели русскую народную песню «Как под горкой»
Учитель: Попробуйте все эти произведения «связать» с разделом наших уроков «В концертном зале»
Обучающиеся: Вся эта музыка может звучать в концертном зале.
Учитель: Молодцы. Сегодня хорошо работали на уроке / называет поименно/ |
|
|