Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

«М. П. Мусоргский «Картинки с выставки»


Скачать 79 Kb.
Название«М. П. Мусоргский «Картинки с выставки»
Дата25.02.2016
Размер79 Kb.
ТипУрок



Санкт – Петербургская академия

постдипломного педагогического образования

Кафедра культорологического образования

Зачетная модель урока музыки

cлушателя курсов повышения квалификации по программе

«Теория и методика обучения музыки в 1 – 4 классах»

учитель Аввакумова М.Б.

С К О Ш № 51

П Р О Г Р А М М А

Е.Д. Критской и Г.П. Сергеевой

2 класс

Четверть IV Урока № 2

Раздел « В концертном зале»

Тема урока «М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»

«Балет невылупившихся птенцов»


Санкт – Петербург

2013

Урок музыки 2 класс / 4 четверть, урок № 2 /

Тема раздела «В концертном зале»

Тема урока М.П. Мусоргский «Картинки с выставки» ,

«Балет невылупившихся птенцов»

Цель: - Воспитание культуры слушания и восприятия музыки, приобретение

знаний в области музыкального искусства

- Формирование нравственных ценностей

- Познакомить с творчеством композитора М.П. Мусоргского

- Показать возможности изображения образов в музыке

- Расширить музыкальные представления /слушание, музицирование/

Задачи:

Образовательные задачи:

- Приобретение качеств слухового внимания

- Формировать умения следить за развитием музыки

- Выявлять изобразительные и выразительные интонации в музыке

- Формирование вокально-хоровых навыков

- Обучение игре на свиреле

Развивающие задачи:

- Развитие навыков образного и эмоционального восприятия музыки

- Накопление опыта восприятия произведений музыкальной культуры

- Развитие творческого воображения

- Развитие интереса к слушанию музыки

Воспитательные задачи:

- Формирование культуры слушания музыки

- Воспитывать эмоциональное отношение к музыке на основе ее восприятия

У У Д

Личностные действия: обеспечить ценностно-смысловую ориентацию учащихся, знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами

Регулятивные действия: - планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Коммуникативные действия: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Технологии и методы

Традиционные / словесные, практические, наглядные /

Развивающего обучения

Метод размышления

Метод музыкального обобщения
План урока

Организационный момент - 1 мин

Вокально- хоровая работа - 10 мин

Введение в тему - 7 мин

Слушание и обсуждение музыкального материала - 15 мин

Музицирование на свирели - 10 мин

Подведение итогов - 2 мин

Музыкальный материал

Распевки «Солнышко», «Лесенка», «Эхо»

Пение: Г. Струве «С нами друг»

Слушание М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»

«Балет невылупившихся птенцов»

Мультимедиа Презентация

Музицирование (свирель) – р.н.п. «Как под горкой»
Оборудование

- фортепиано

- портрет М.П. Мусоргского

- музыкальный центр

- диск СД

- ноутбук, экран

- свирели
Х о д у р о к а
Организационный момент - / 1 мин. /
Музыкальное приветствие. /коллективное, индивидуальное/

Учитель: Мы сегодня продолжим разговор о музыке, которая может звучать в концертном

зале. Познакомимся с творчеством русского композитора Модеста Петровича

Мусоргского ( портрет )
Вокально – хоровая работа - / 10 мин. /
Певческая установка.

Учитель: Сели спокойно, прямо, ноги ровно стоят на полу.

Упражнения на дыхание. Обратить внимание на положение корпуса во время

вдоха. / не поднимать плечи/

Формирование звука. Пение в унисон.

Попевка «Лесенка» -

Учитель: Вы сегодня вес ходили по лесенке вверх и вниз. А теперь об этом споем.

( Пение с движением руки. Пение по группам. Работа над интонацией.)

Попевка «Солнышко»-

Учитель: Посмотрели все в окно. Какое утро увидели?

Обучающиеся: Пасмурное, мрачное.

Учитель: Давайте позовем солнышко. Кто лучше позовет солнышко.

(Работа над звуком, выразительностью. Пение на дыхании.)

Пение по группам и индивидуально.

Наиграть мелодию попевки «Эхо»

Учитель: О чем мы сейчас будем петь?

Обучающиеся: Это песенка про эхо.

Учитель: Что есть интересного в музыке, что создает впечатления эха?

Обучающиеся: Изменения динамики .

Учитель: Напомните, а что такое динамика?

Обучающиеся: Сила звука, громкость.

(Исполнение девочки-мальчики; солист – класс; дуэт )

Работа над интонацией, выразительностью.
Учитель: Динамика, изменения динамики – это неотъемлемая часть выразительности

в музыке. Как в песне композитора Г. Струве «С нами друг».

Продолжим разучивание. Поем легко, не напрягаясь, берем правильно дыхание.

- Разучивание 2-го куплета

- Отдельное пропевание интервалов

- Работа над выразительностью

- Формирование ансамбля

Можно сказать, что композитор использовал принцип ЭХА?

Почему вы так думаете, объясните.

Обучающиеся: Мы слышим изменения динамики, что напоминает эхо.

Учитель: При исполнении песни мы должны обязательно это сами услышать, тогда это

услышат все.

/ Исполнение/
Введение в тему - / 7 мин. /
Учитель: Что бы слушать музыку, надо уметь ее слышать. Это разные понятия.

Можно просто слушать музыку, не задумываясь, а можно подумать и понять,

что передал через музыку композитор. И тогда обязательно услышишь о чем

эта музыка, какие чувства, какое настроение переданы в музыке.

Представим, что мы в концертном зале, именно там люди внимательно слушают

музыку. Сегодня прозвучит произведение композитора М.П. Мусоргского
П Р Е З Е Н Т А Ц И Я

Слайды 1 - 2

Модест Петрович Мусоргский - великий русский композитор

посетил выставку художественных работ Виктора Гартмана.
Музыкант был под впечатлением выставки и написал десять пьес для


фортепиано, которые составили цикл /сюиту / «Картинки с выставки».

Слайд 3

Виктор Гартман – художник, архитектор, как бы сейчас сказали: дизайнер. Он

писал картины, создавал декорации и костюмы к спектаклям. На выставке были

представлены эскизы костюмов балета « Трильби»
Слайд 4

Один из фрагментов балета предполагал участие юных танцовщиков,

наряженными птенцами, как бы вставленными в яичную скорлупу

Слайд 5

М.П. Мусоргский написал музыку под впечатлением работы художника.

Рисунок В.Гартмана вызвал у композитора свое представление, свой образ, который

он назвал «Балет невылупившихся птенцов»
/Давайте послушаем /

Слушание и обсуждение музыкального материала / 15 минут /

Учитель: Вам понравилась музыка? Какая она, какие чувства, какое настроение вызывает? Обучающиеся: Улыбка, легкость, танцевальность.

Учитель: Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор, что бы

передать эти чувства?

Обучающиеся: Отрывистый звук, тихая динамика, высокий регистр, быстрый темп

Учитель: Композитор назвал свою пьесу «скерцо», что в переводе с итальянского

языка означает ш у т к а, то есть музыка шутливого характера

Учитель: Всегда ли одинаково звучит музыка.

Обучающиеся: В начале музыка была одного характера, затем изменилась.

Учитель: Определите характер звучания музыки в начале. ( слушание фрагмента)

Обучающиеся: Мелодия как-бы «прыгающая» отрывистая».

Учитель: Почему композитор использует такой характер звучания. Что он хочет показать?

Обучающиеся: Неловкие движения птенцов / невылупившихся птенцов/

Учитель: Композитор в музыке изобразил движения неуклюжих птенцов , которые

только, что вылупились и пытаются встать на лапки. Что представил композитор в

движении птенцов /вспомните название произведения/

Обучающиеся: Танец, балет.

Учитель Композитор неловкие движения птенцов сравнил с танцем и назвал «балетом»

А что изображает эта интонация? (слушание фрагмента средней части)

Обучающиеся: Писк, щебет птенцов.

Учитель: Какое важное средство музыкальной выразительности использовал композитор и вы без

труда правильно определили, что музыка изображает пищание птенцов?

Обучающиеся: Мелодия звучала в верхнем регистре, как пищат птенцы.

Учитель: Вспомните как закончилось произведение? Характер первого или второго фрагмента

использовал композитор?

Обучающиеся: Прозвучала музыка, как в начале произведения.

Учитель: Как вы думаете, о чем хотел рассказать композитор? Мне кажется, в музыке показано,

что даже неловкие движения могут вызывать интерес и внимание.

Тема наших уроков «В концертном зале» Вот сейчас мы еще раз прослушаем музыку, но

уже, как в настоящем концертном зале. Что необходимо нам сделать перед прослушиванием

музыки?

Обучающиеся: Объявить название музыки.

Учитель: Правильно. Но для этого необходимо вспомнить имя композитора и название произведения.

Кто готов это сделать?

Обучающийся: Модест Петрович Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов»

Учитель: из цикла для фортепиано «Картинки с выставки»

П о в т о р н о е с л у ш а н и е

Учитель: Запомните это произведение, мы еще к нему вернемся
Музицирование на свирели - / 10 мин./

Учитель: Любая музыка имеет средства музыкальной выразительности. Назовите, которые вы знаете.

Обучающиеся: Динамика, темп, регистр, тембр.

Учитель: Эти знания необходимы, как для композитора, так и для исполнителя, которыми мы с вами

сейчас будем.
Игра на свирели.

Задачи Формирование унисона

Работа над ровным легким звучанием

Овладение навыком четкой смены нот

Работа над различными длительностями / «четверти», «восьмые» /

Подведение итогов - / 2 мин./
Учитель: Урок наш подходит к концу. Чем мы сегодня занимались?

Обучающиеся: Мы пели, слушали музыку и играли на свирели.

Учитель: Назовите произведения, которые звучали на уроке.

Обучающиеся: - пели песню «С нами друг»

- слушали «Балет невылупившихся птенцов» композитора М.П. Мусоргского

- исполняли на свирели русскую народную песню «Как под горкой»

Учитель: Попробуйте все эти произведения «связать» с разделом наших уроков «В концертном зале»

Обучающиеся: Вся эта музыка может звучать в концертном зале.

Учитель: Молодцы. Сегодня хорошо работали на уроке / называет поименно/