Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

«В каком году рассчитывай…» Жанр и проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо»


Скачать 78.71 Kb.
Название«В каком году рассчитывай…» Жанр и проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Дата03.05.2016
Размер78.71 Kb.
ТипУрок


Тема урока: «В каком году - рассчитывай…» Жанр и проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

Цель урока: 1) раскрыть богатство, сложность, противоречивость мира крестьянства, зреющий в народе стихийный протест;

2) показать глубину и мастерство поэта в создании образа народа во всей его широте и целостности:

3)помочь учащимся почувствовать социальную трагедию крестьянства.

Методические приемы: групповая работа по тексту с элементами беседы, сообщения учащихся.

Оборудование урока: портрет Н.А.Некрасова, репродукция картин к поэме, презентация, ПК.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Проверка д.з.

Выступление учащихся

В какое время создавалась поэма?

Какие проблемы подняты в ней? (Поэма - итог литературной и комической деятельности поэта. Некрасов начал работать над поэмой в 1863 г., эта работа была прервана смертью Некрасова. Он посвятил поэме 15 лет своей жизни. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо» был продиктован самой жизнью, тем значением, которое приобретал в пореформенную эпоху крестьянский вопрос. Крестьянское движение в 1859-1861 годы приобрело широкий размах. 90% всех губерний европейской части России было охвачено крестьянскими бунтами. Некрасов показал в ней, что, несмотря на «освобождение», народ остался таким же забитым, тёмным, голодным и раздетым, каким был до 1862 г. Некрасов остро чувствовал «больные» вопросы своего времени и живо откликался на события современной ему жизни. Это и подтолкнуло поэта к созданию народной книги.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» автор стремился дать читателю как можно более полные сведения о русском народе, тех процессах, которые происходили в духовной жизни крестьянства после реформы 1861 года. Поэт стремился не только показать пробуждение крестьянских масс, но и повлиять на их политическое самосознание.

Народная жизнь в поэме изображена глазами самого народа.

Произведение «Кому на Руси жить хорошо» явилось как бы ответом на вопрос из знаменитой «Элегии»: «Народ освобождён, но счастлив ли народ?» Проблема народного счастья - основная проблема, которую ставит Некрасов в поэме.)

3. Актуализация опорных знаний.

Тема урока очень актуальна для нашего времени. Сегодня происходит политическое, экономическое и духовное возрождение нравственных ценностей, выработанных нашим народом на протяжении всей его истории. К фольклору обращались всегда, потому что в нём отражается душа народа, его идеалы, талант и мудрость.

КОНТИНИУС РАУНД РОБИН(продолжительный раунд робин).

Почему мы говорим об этом, обращаясь к произведению Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», а не к какому-то другому произведению? (Во-первых, именно Некрасов впервые заговорил в нашей литературе от имени народа и создал свой неповторимый «стиль, отвечающий теме» и основанный на лучших традициях русского фольклора; во-вторых, творчество Некрасова, его бессмертная поэма-эпопея могут противостоять современным фильмам, телепередачам, песням; в-третьих, поэт смотрел на жизнь глазами народа, говорил его языком).

К какому жанру отнесём произведение «Кому на Руси жить хорошо»? Дать определение.

Сформулируйте тему урока

Запись в тетради темы и проблемы поэмы.

1.Тема, эпиграф

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка-Русь!

Н.Некрасов

4. Изучение нового материала.

Итак, обратимся к самой поэме, в частности, к «Прологу». Уже первые строки вводят нас в атмосферу жизни народа, его проблем, интересов, забот, быта, чаяний и надежд.

А) СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЕЙБЛ(одновременный раунд тейбл)

Что можете сказать о речи лирического героя? ( Речь льётся свободно, естественно, он не только рассказывает, но и даёт оценку мужикам, их поступкам; речь понятна).

На что похож зачин? Обоснуйте свой ответ. ( По лексике, по интонации, по ритму он похож на сказку. Здесь и лексические повторы, и волшебное число 7, и уменьшительно - ласкательная форма «дороженька», и образ дороги, и речь со свободным ударением, но очень складная).

Б) РАУНД ТЕЙБЛ. Работа в тетрадях. Стол 1,3, 5. Вопросы и задания для обсуждения главы «Поп»

  1. Нашли ли мужики счастливого в этой главе?

  2. Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это?

  3. Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?

  4. Какие фольклорные элементы можно заметить в главе?

Стол 2,4. Вопросы и задания для обсуждения главы «Сельская ярмонка»

  1. Каким вам представляется Павлуша Веретенников? Каков его образ жизни?

  2. Какой смысл автор вкладывает в изображение на ярмарке лавочки «с картинами и книгами»? Каково его отношение к народному просвещению?

  3. Какое настроение вызывает эта глава? Какие качества русского мужика восхищают автора?

  4. Как в главе отразился фольклорный колорит поэмы?

Стол 1, 3.      Сообщение о Якиме Нагом (ч. I, гл. 3).      

 План сообщения

  1. Каков внешний вид?

  2. Какова его история? Какие беды и невзгоды выпали на его долю?

  3. Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему относится?

  4. Каково представление героя о счастье, о путях, которые к нему ведут?

Стол2, 4, 5. Сообщение о Ермиле Гирине (ч. I, гл. 4).

План сообщения

  1. Каков внешний вид?

  2. Какова его история? Какие беды и невзгоды выпали на его долю?

  3. Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему относится?

  4. Каково представление героя о счастье, о путях, которые к нему ведут?

Каждый из изображенных крестьян прошел в жизни цепь испытаний и невзгод, но они не сломили цельности его характера. Крестьяне пореформенной России понимают, что живут несчастливо и кто виновен в их бедственном положении, но это не мешает им сохранять внутреннее достоинство, честность, чувство юмора и своей внутренней правоты. Герои протестуют против сложившегося уклада жизни, они способны на борьбу, обладают волей, энергией. В образе Якима Нагого показан стихийный протест, а другие персонажи способны на сознательную борьбу. Яким Нагой – личность, способная постоять за народные интересы, готовый на решительный спор с теми, кто судит о народе плохо. Сила Ермила Гирина в связях с народной общиной. Авторское отношение к образам крестьян не вызывает у читателя жалости, поэт восхищается своими героями и считает, что они способны участвовать в крестьянской революции.

  1. Обобщение. ИНСАЙД-АУТСАЙД СЁКЛ «внутренний и внешний круг»

Встаньте, задвиньте стулья. Участник А образует внешний круг, участник В – внутренний круг. Ученики во внутреннем круге смотрят наружу, лицом к партнёру во внешнем круге. Поприветствуйте друг друга улыбкой.

Задаю вопрос-на доске, время для обдумывания 3-5 сек. Отвечают ученики внешнего круга. Теперь поменялись ролями. Внутренний круг отвечает, а внешний слушает. Отвечает Марсель, Гульнара. Поблагодарили.

Сделаем столько шагов, который послужит ответом на 2 вопрос. Поприветствовали друг друга – дайте им 5. Отвечают ученики внутреннего круга. Денис, что ответил на вопрос партнёр по лицу. Поблагодарили

Сделаем столько шагов, который послужит ответом на 4 вопрос. Поприветствовали друг друга – дайте 5. Отвечают ученики внешнего круга. Гулина, что ответил партнёр? Поблагодарили.


  1. Д.з.: подготовить пересказ главы «Крестьянка».

Инд. задание: выразительное чтение причитаний, притчи, песен. Выписать загадки.

Приложение.

Стол 1,3,5. Вопросы и задания для обсуждения главы «Поп»

  1. Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Марсель, Салават

  2. Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это? Зульфия, Аделя

  3. Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю? Гулина, Гулия

  4. Какие фольклорные элементы можно заметить в главе? Айгуль, Ильмир,

Стол 2,4. Вопросы и задания для обсуждения главы «Сельская ярмонка»

  1. Каким вам представляется Павлуша Веретенников? Каков его образ жизни? Фидан, Ринат

  2. Какой смысл автор вкладывает в изображение на ярмарке лавочки «с картинами и книгами»? Каково его отношение к народному просвещению? Зарина, Ильсина

  3. Какое настроение вызывает эта глава? Какие качества русского мужика восхищают автора? Гульнара, Раиля

  4. Как в главе отразился фольклорный колорит поэмы? Рузиля, Денис

Стол 1, 3.      Сообщение о Якиме Нагом (ч. I, гл. 3).      

 План сообщения

1.Каков внешний вид? Зачитать. Марсель , Ильмир

2. Какова его история? Какие беды и невзгоды выпали на его долю? Айгуль, Аделя

  1. Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему относится? Гулина, Гулия

  2. Каково представление героя о счастье, о путях, которые к нему ведут?Зульфия, Салават

Стол 2, 4, 5. Сообщение о Ермиле Гирине (ч. I, гл. 4).

План сообщения

  1. Рассказать историю с мельницей. Фидан, Денис

  2. Став старостой, какие беды и невзгоды выпали на  долю Ермила Гирина,? Рузиля, Ильсина

  3. Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему относится? Гульнара, Раиля

  4. Каково представление героя о счастье, о путях, которые к нему ведут?Ринат, Зарина


Стол 1: Гулина, Марсель, Айгуль, Зульфия, Азат

Стол2 : Гульнара, Рузиля, Фидан, Зарина,

Стол 3: Гулия, Ильмир, Аделя, Салават

Стол 4 : Раиля, Денис, Ринат, Ильсина, Рафис

Стол 5: Ранис, Ильзия, Язиля, Лейсан
Стол 1,3, 5. Вопросы и задания для обсуждения главы «Поп»

1. Нашли ли мужики счастливого в этой главе?

2. Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это?

3. Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?

4. Какие фольклорные элементы можно заметить в главе?

Стол 2,4. Вопросы и задания для обсуждения главы «Сельская ярмонка»

1. Каким вам представляется Павлуша Веретенников? Каков его образ жизни?

2. Какой смысл автор вкладывает в изображение на ярмарке лавочки «с картинами и книгами»? Каково его отношение к народному просвещению?

3. Какое настроение вызывает эта глава? Какие качества русского мужика восхищают автора?

4. Как в главе отразился фольклорный колорит поэмы?

Стол 1, 3. Сообщение о Якиме Нагом (ч. I, гл. 3).

План сообщения

1. Каков внешний вид? Зачитать

2. Какова его история? Какие беды и невзгоды выпали на его долю?

3. Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему относится?

4. Каково представление героя о счастье, о путях, которые к нему ведут?

Стол 2, 4, 5. Сообщение о Ермиле Гирине (ч. I, гл. 4).

План сообщения

1. Рассказать историю с мельницей.

2. Став старостой, какие беды и невзгоды выпали на его долю?

3. Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему относится?

4. Каково представление героя о счастье, о путях, которые к нему ведут?