Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
«В каком году рассчитывай…» Жанр и проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо» |
 Скачать 78.71 Kb. |
Тема урока: «В каком году - рассчитывай…» Жанр и проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Цель урока: 1) раскрыть богатство, сложность, противоречивость мира крестьянства, зреющий в народе стихийный протест;
2) показать глубину и мастерство поэта в создании образа народа во всей его широте и целостности:
3)помочь учащимся почувствовать социальную трагедию крестьянства.
Методические приемы: групповая работа по тексту с элементами беседы, сообщения учащихся.
Оборудование урока: портрет Н.А.Некрасова, репродукция картин к поэме, презентация, ПК.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Проверка д.з.
Выступление учащихся
В какое время создавалась поэма?
Какие проблемы подняты в ней? (Поэма - итог литературной и комической деятельности поэта. Некрасов начал работать над поэмой в 1863 г., эта работа была прервана смертью Некрасова. Он посвятил поэме 15 лет своей жизни. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо» был продиктован самой жизнью, тем значением, которое приобретал в пореформенную эпоху крестьянский вопрос. Крестьянское движение в 1859-1861 годы приобрело широкий размах. 90% всех губерний европейской части России было охвачено крестьянскими бунтами. Некрасов показал в ней, что, несмотря на «освобождение», народ остался таким же забитым, тёмным, голодным и раздетым, каким был до 1862 г. Некрасов остро чувствовал «больные» вопросы своего времени и живо откликался на события современной ему жизни. Это и подтолкнуло поэта к созданию народной книги.
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» автор стремился дать читателю как можно более полные сведения о русском народе, тех процессах, которые происходили в духовной жизни крестьянства после реформы 1861 года. Поэт стремился не только показать пробуждение крестьянских масс, но и повлиять на их политическое самосознание.
Народная жизнь в поэме изображена глазами самого народа.
Произведение «Кому на Руси жить хорошо» явилось как бы ответом на вопрос из знаменитой «Элегии»: «Народ освобождён, но счастлив ли народ?» Проблема народного счастья - основная проблема, которую ставит Некрасов в поэме.)
3. Актуализация опорных знаний.
Тема урока очень актуальна для нашего времени. Сегодня происходит политическое, экономическое и духовное возрождение нравственных ценностей, выработанных нашим народом на протяжении всей его истории. К фольклору обращались всегда, потому что в нём отражается душа народа, его идеалы, талант и мудрость.
КОНТИНИУС РАУНД РОБИН(продолжительный раунд робин).
Почему мы говорим об этом, обращаясь к произведению Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», а не к какому-то другому произведению? (Во-первых, именно Некрасов впервые заговорил в нашей литературе от имени народа и создал свой неповторимый «стиль, отвечающий теме» и основанный на лучших традициях русского фольклора; во-вторых, творчество Некрасова, его бессмертная поэма-эпопея могут противостоять современным фильмам, телепередачам, песням; в-третьих, поэт смотрел на жизнь глазами народа, говорил его языком).
К какому жанру отнесём произведение «Кому на Руси жить хорошо»? Дать определение.
Сформулируйте тему урока
Запись в тетради темы и проблемы поэмы.
1.Тема, эпиграф
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка-Русь!
Н.Некрасов
4. Изучение нового материала.
Итак, обратимся к самой поэме, в частности, к «Прологу». Уже первые строки вводят нас в атмосферу жизни народа, его проблем, интересов, забот, быта, чаяний и надежд.
А) СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЕЙБЛ(одновременный раунд тейбл)
Что можете сказать о речи лирического героя? ( Речь льётся свободно, естественно, он не только рассказывает, но и даёт оценку мужикам, их поступкам; речь понятна).
На что похож зачин? Обоснуйте свой ответ. ( По лексике, по интонации, по ритму он похож на сказку. Здесь и лексические повторы, и волшебное число 7, и уменьшительно - ласкательная форма «дороженька», и образ дороги, и речь со свободным ударением, но очень складная).
Б) РАУНД ТЕЙБЛ. Работа в тетрадях. Стол 1,3, 5. Вопросы и задания для обсуждения главы «Поп»
Нашли ли мужики счастливого в этой главе?
Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это?
Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?
Какие фольклорные элементы можно заметить в главе?
Стол 2,4. Вопросы и задания для обсуждения главы «Сельская ярмонка»
Каким вам представляется Павлуша Веретенников? Каков его образ жизни?
Какой смысл автор вкладывает в изображение на ярмарке лавочки «с картинами и книгами»? Каково его отношение к народному просвещению?
Какое настроение вызывает эта глава? Какие качества русского мужика восхищают автора?
Как в главе отразился фольклорный колорит поэмы?
Стол 1, 3. Сообщение о Якиме Нагом (ч. I, гл. 3).
План сообщения
Каков внешний вид?
Какова его история? Какие беды и невзгоды выпали на его долю?
Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему относится?
Каково представление героя о счастье, о путях, которые к нему ведут?
Стол2, 4, 5. Сообщение о Ермиле Гирине (ч. I, гл. 4).
План сообщения
Каков внешний вид?
Какова его история? Какие беды и невзгоды выпали на его долю?
Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему относится?
Каково представление героя о счастье, о путях, которые к нему ведут?
Каждый из изображенных крестьян прошел в жизни цепь испытаний и невзгод, но они не сломили цельности его характера. Крестьяне пореформенной России понимают, что живут несчастливо и кто виновен в их бедственном положении, но это не мешает им сохранять внутреннее достоинство, честность, чувство юмора и своей внутренней правоты. Герои протестуют против сложившегося уклада жизни, они способны на борьбу, обладают волей, энергией. В образе Якима Нагого показан стихийный протест, а другие персонажи способны на сознательную борьбу. Яким Нагой – личность, способная постоять за народные интересы, готовый на решительный спор с теми, кто судит о народе плохо. Сила Ермила Гирина в связях с народной общиной. Авторское отношение к образам крестьян не вызывает у читателя жалости, поэт восхищается своими героями и считает, что они способны участвовать в крестьянской революции.
Обобщение. ИНСАЙД-АУТСАЙД СЁКЛ «внутренний и внешний круг»
Встаньте, задвиньте стулья. Участник А образует внешний круг, участник В – внутренний круг. Ученики во внутреннем круге смотрят наружу, лицом к партнёру во внешнем круге. Поприветствуйте друг друга улыбкой.
Задаю вопрос-на доске, время для обдумывания 3-5 сек. Отвечают ученики внешнего круга. Теперь поменялись ролями. Внутренний круг отвечает, а внешний слушает. Отвечает Марсель, Гульнара. Поблагодарили.
Сделаем столько шагов, который послужит ответом на 2 вопрос. Поприветствовали друг друга – дайте им 5. Отвечают ученики внутреннего круга. Денис, что ответил на вопрос партнёр по лицу. Поблагодарили
Сделаем столько шагов, который послужит ответом на 4 вопрос. Поприветствовали друг друга – дайте 5. Отвечают ученики внешнего круга. Гулина, что ответил партнёр? Поблагодарили.
Д.з.: подготовить пересказ главы «Крестьянка».
Инд. задание: выразительное чтение причитаний, притчи, песен. Выписать загадки.
Приложение.
Стол 1,3,5. Вопросы и задания для обсуждения главы «Поп»
Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Марсель, Салават
Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это? Зульфия, Аделя
Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю? Гулина, Гулия
Какие фольклорные элементы можно заметить в главе? Айгуль, Ильмир,
Стол 2,4. Вопросы и задания для обсуждения главы «Сельская ярмонка»
Каким вам представляется Павлуша Веретенников? Каков его образ жизни? Фидан, Ринат
Какой смысл автор вкладывает в изображение на ярмарке лавочки «с картинами и книгами»? Каково его отношение к народному просвещению? Зарина, Ильсина
Какое настроение вызывает эта глава? Какие качества русского мужика восхищают автора? Гульнара, Раиля
Как в главе отразился фольклорный колорит поэмы? Рузиля, Денис
Стол 1, 3. Сообщение о Якиме Нагом (ч. I, гл. 3).
План сообщения
1.Каков внешний вид? Зачитать. Марсель , Ильмир
2. Какова его история? Какие беды и невзгоды выпали на его долю? Айгуль, Аделя
Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему относится? Гулина, Гулия
Каково представление героя о счастье, о путях, которые к нему ведут?Зульфия, Салават
Стол 2, 4, 5. Сообщение о Ермиле Гирине (ч. I, гл. 4).
План сообщения
Рассказать историю с мельницей. Фидан, Денис
Став старостой, какие беды и невзгоды выпали на долю Ермила Гирина,? Рузиля, Ильсина
Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему относится? Гульнара, Раиля
Каково представление героя о счастье, о путях, которые к нему ведут?Ринат, Зарина
Стол 1: Гулина, Марсель, Айгуль, Зульфия, Азат
Стол2 : Гульнара, Рузиля, Фидан, Зарина,
Стол 3: Гулия, Ильмир, Аделя, Салават
Стол 4 : Раиля, Денис, Ринат, Ильсина, Рафис
Стол 5: Ранис, Ильзия, Язиля, Лейсан Стол 1,3, 5. Вопросы и задания для обсуждения главы «Поп»
1. Нашли ли мужики счастливого в этой главе?
2. Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это?
3. Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?
4. Какие фольклорные элементы можно заметить в главе?
Стол 2,4. Вопросы и задания для обсуждения главы «Сельская ярмонка»
1. Каким вам представляется Павлуша Веретенников? Каков его образ жизни?
2. Какой смысл автор вкладывает в изображение на ярмарке лавочки «с картинами и книгами»? Каково его отношение к народному просвещению?
3. Какое настроение вызывает эта глава? Какие качества русского мужика восхищают автора?
4. Как в главе отразился фольклорный колорит поэмы?
Стол 1, 3. Сообщение о Якиме Нагом (ч. I, гл. 3).
План сообщения
1. Каков внешний вид? Зачитать
2. Какова его история? Какие беды и невзгоды выпали на его долю?
3. Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему относится?
4. Каково представление героя о счастье, о путях, которые к нему ведут?
Стол 2, 4, 5. Сообщение о Ермиле Гирине (ч. I, гл. 4).
План сообщения
1. Рассказать историю с мельницей.
2. Став старостой, какие беды и невзгоды выпали на его долю?
3. Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему относится?
4. Каково представление героя о счастье, о путях, которые к нему ведут? |
|
|