Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Историко-этнографический очерк


Скачать 0.62 Mb.
НазваниеИсторико-этнографический очерк
страница1/3
Дата20.04.2016
Размер0.62 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3


Историко-этнографический очерк.

Формирование русского населения Самарского края происходило в XVI – XIX веках за счёт переселения русских из других мест. Первые постоянные селения в Заволжье появились после строительства на левом берегу Волги в 1586 году крепости Самара, под защитой которой в конце XVI- начале XVII веков возникли русские селения и на Самарской Луке: Рождествено, Подгоры (Илинское) и другие. Основателями этих сёл стали крестьяне, бежавшие на Волгу от непосильных феодальных повинностей и малоземелья центральных уездов России.


Карта местности, где была

построена крепость Самара


Строительство крепости Самара в излучине Волги в 1586 году обеспокоило ногайского князя Уруса: "Чтобы твоим государевым городам на Уфе и Самаре не быти". Ответом ногайцам на такое заявление явилась грамота русского царя Федора Иоанновича, где говорилось: "Чтобы никакой казак, ни вор на ваши улусы не приходил, того для и город поставили на Самаре". Строительство крепости в "Самарском урочище" при впадении реки Самары в Волгу по указу царя Федора Иоанновича было поручено алатырскому воеводе князю Григорию Осифовичу Засекину.

Город был построен на высоком правом берегу реки Самары, на самом вид­ном месте, за пределами "Самарского урочища", отсюда гарнизон мог успеш­но контролировать передвижение кочевников. К середине XVII века Волга пробила себе новый путь – прямо под городские стены.

Построенная крепость являлась типичным для средневековья городом: внутри "кремля" размещались усадьбы воеводы и "начальных" людей: здания съезжей избы и тюрьмы, складов, житниц и т.д. Духовным центром являлся Храм Пресвятой и Живоначальной Троицы. За стенами кремля обустраивался посад.

В соответствии с назначением крепости сложилось и её население, "составившееся из выходцев со всех концов России, свободно здесь селив­шихся, обязанных только нести на своем коште царскую службу против ордынцев до Сызрани и Саратова".

Основание города на левобережье Волги ещё не означало оконча­тельного закрепления края за Российским государством. Не случайно селения Самарского уезда находились на правой стороне Волги, а город оставался единственным на левобережье до 30-х годов XVII века. Ногаи не раз пытались уничтожить Самару, но это им не удалось.

С ногаями пришлось столкнуться калмыкам, появившимся в Поволжье из Западной Монголии в 30-х годах XVII века. Результатом одного из многочисленных столкновений в 1634 году стало подчинение части ногайцев калмыкам, остальные ногаи были вынуждены отойти на правый берег Волги. С этого времени калмыки оставались почти единственными обитателями левобережных земель.

Ряд селений на Самарской Луке, в их числе Ермакове и Кольцове, были связаны с казачьими атаманами, с «понизовой вольницей», спускавшейся по Волге до Самары и Саратова.

Среднее Поволжье явилось также районом формирования большого субэтноса – волжского вольного казачества. Появлению казачьих поселений способствовали удобные природные условия края: здесь замыкались два громадных водных кольца, позволявших казакам быстро уходить от погони и внезапно появляться для новых набегов. Одно из первых упоминаний о появлении казачьих отрядов на территории края относиться к 1551 году, когда руководитель русского посольства сообщал в Астрахань, что на его караван «против Иргизского устья, в стругах пришёл князь Василий Мищерский да казак Лючига Хромой, путивлец». Активность действия казачества на Средней Волге достигло своего пика во второй половине 70-х-начале 80-х годов XVI века, но строительство крепости Самара лишила перспективы формирования в Среднем Поволжье казачьей области. Казаки со средней Волги в основном ушли на Яик. Название разрозненных поселений казаков на Самарской Луке в Жигулёвских горах: Кольцово, Ермаково, Жигулиха, Барбошина Поляна, связанные в Самарской топонимике с легендарными именами основателей этих поселений.

Аграрное освоение Самарского края начиналось с правобережных территорий Самарской Луки. Начало этому процессу положили монастыри - проводники политики Российского государства, в XVI-XVII веках пользовавшиеся значительными льготами. Вслед за получением разрешения на лов рыбы в бассейне Волги монастыри приобрели возможность организации селений и перевода в них зависимых крестьян из других районов России.

Самарское Заволжье, в отличие от правобережной территории, к середине XVII века представляло собой район, где не существовало земледельческого населения.

Для царского правительства, крайне заинтересованного в наиболее эффективном использовании плодородных степных пространств Заволжья, кочевники представлялись населением, препятствовавшим аграрному освоению края. Поэтому первые мероприятия правительства в XVII веке были связаны с организацией на данной территории крепостей и оборонительных линий.

Первой сторожевой линией, которая обеспечивала возможность продвижения земледельческого населения в северные районы Самарского Заволжья, явилась Закамская черта, построенная в 1652-1656 годах от Белого Яра на Волге через Ерыклинск, Тиинск, Новошешминск, Заинск, Мензелинск до реки Ик (приток Камы).

Население крепостей составили «городовые служилые люди» из разных городов внутренней России, бывшие гарантом относительно спокойного существования земледельческих селений, возникавших в пределах Закамской оборонительной линии.

В 1706 году недалеко от Самары возник пригород Алексеевск. По указу Петра I «переведённым на житьё в новопостроенный город, что на Кинеле реке, разных чинов людям было велено отвести по пятидесяти четвертей в поле, а в дву потому ж, и сенных покосов триста копен человеку, коею землёю те переведенцы в том пригороде и владения имели». Назначение крепости состояло в том, чтобы прикрывать с востока ближайшие подступы к Самаре: укрепления было выстроено на высоком холме, при слиянии рек Кинеля и Самарки.

Роль города-крепости играл основанный в XVIII веке при Петре I Сергиевск. В горах по берегам реки Сок и впадающих в него рек Сургута и Шунгута были богатые месторождения серы. В 1703 году здесь был построен серный завод, действовавший до 1720 года и переведённый позже в Жигулёвские горы. Крепость Сергиевск и возникший рядом Новосергиевск (ныне Серноводск) оставались оборонительными пунктами на реке Сок.

Массовое заселение Самарского Заволжья связано со строительством в 30-х годах XVIII века Ново-закамской оборонительной линии. «Начиналась эта линия неподалёку от Алексеевска, близ того места, где река Кинель в реку Самару впала. При начале её сделан редут, который назван Кинельским. Отсюда ведена она прямо на реку Сок, к тому месту, где с правой стороны по течению сей реки, впала в неё Кондурча-река; тут на левой стороне по течению первая крепость построена и названа Красноярской. Отсюда же лежит она вверх по реке Соку, оставляя сию реку в левой стороне до пригорода Сергиевска ». (6; стр.35). На реке Сок были построены редут Хорошенький, фельдшанец Чернореченский, два редута при речке Орлянке, а третий напротив пригорода Сергиевска. Здесь линия переходила через реку Сок, оставляя Сергиевск в левой, а реку Сок – в правой стороне. Около реки Кичуй Ново-закамская линия соединялась со Старо-закамской.


.

Карта Среднего Поволжья

и Заволжья в конце XVII века.

Квадратами обозначены

«городки» старой Закамской линии.


Проводя колонизационную политику, царское правительство одновременно укрепляло границы и на юго-востоке, приступив с 1736 года к строительству Самарско-Оренбургской линии. Начиналась она от города Самары и шла на юго-восток к Оренбургу вдоль реки Самары. Здесь были построены крепости: Красносамарская, Борская, Ольшанская, Бузулукская, Тоцкая, Сорочинская, Тевкелев Брод ( или Новосергиевская).

С постройкой Оренбургской линии отпала необходимость в содержании государственных служилых людей в крепостях Ново-закамской линии, и их перевели в новопостроенные селения. Таким образом, в 30-х годах XVIII века в крепостях Старой и Ново-закамской линий произошло значительное сокращение населения. Оставшиеся земли дарились и распродавались отставным солдатам и российскому дворянству.

Изначально формировался пёстрый в этническом отношении состав населения осваиваемого края. В целях закрепления новых территорий за Российским государством правительство направляло сюда в первую очередь русских переселенцев, однако в формировании военно-служилого населения крепостей участвовали и представители других народов: мордвы, татар, чувашей. Возникновение различных социально-этнических категорий населения в районе оборонительных линий в ХVII - начале XVIII веков было связано с приходом людей на службу государству и поселением на принадлежавших башкирам землях. Так появились служилые новокрещены из татар: татары-мишари, служившие в крепостях, нередко обозначались как мещеряки; поселенцы на башкирские земли на определенных условиях зависимости от башкир - выходцы из мордвы, удмуртов (вотяков), черемис (мари) назывались бобылями, представители татарского этноса в подобных условиях именовались тептярями.

В крепости Ново-закамской оборонительной линии в ХVII веке правительством была поселена и польская шляхта, перешедшая на сторону России.

Всё осевшее на оборонительных линиях население (наделенные за службу землями конные стрельцы, казаки, бывшие дворцовые крестьяне из русских, мордвы, чувашей, а также татары-общинники) было отнесено в начале XVIII века к категории государственных крестьян-однодворцев.

Строительство оборонительных линий и ликвидация вотчинных прав башкир после 1736 года открыли возможность для массового освоения земель по рекам Кондурче, Сок, Кинель, Самаре. Земли в северных районах нынешней Самарской области между Старой и Ново-закамскими линиями, от реки Черемшан на севере до реки Самары на юге, были отведены под добровольное поселение отставных военных и ландмилиции. При этом переселенцы из утративших военное значение Закамских пригородов имели только наследственные права на отведенные им земли: ни закладывать, ни продавать, ни отдавать в приданое их не разрешалось. Этим предполагалось создать в крае значительную массу земледельцев, которые были бы одновременно и земледельцами, и воинами. Значительная часть Заволжья по указу правительства от 15 февраля 1745 года перешла в ведомство Ставропольского калмыцкого войска.

Крещеные калмыки были приравнены к разряду казаков. Они несли военную службу, охраняя и защищая пограничную линию. С 1739 года правительство начало селить русских служилых людей в слободах около Ставрополя с целью «обучения калмыков русскому быту».

К заселению Оренбургской оборонительной линии правительство привлекало украинцев – переселенцев из-под Харькова и Полтавы, однако эта практика не получила широкого развития по причине больших трудностей при переселении и организации жизни в степях. С волной миграции с Украины связано образование Кинель-Черкасской слободы в 1744 году.

Другим путем аграрного освоения Самарского края было образование крупных земельных вотчин. Проводником государственной политики являлось дворянство. Конец XVII – начало XVIII веков ознаменовались в России ростом помещичьего землевладения в условиях абсолютизации государственной власти. Вследствие этого неизбежно возникала необходимость освоения новых земельных пространств: в Заволжье начинались распродажа и раздача государственных и дворцовых земель в поместья и вотчины.

Так, в первые годы XVIII века по распоряжению Петра I земли к югу от реки Самары были отданы в вотчинное владение боярину Головину, дворянам Борисову, Петровскому, Карелину, Горшевскому, Глинскому, Неклюдову, Алехновскому, подполковнику Опреву.

Соляные варницы в Усолье, находившиеся во владении Савво-Сторо-жевского монастыря, в 1710 году вместе со всеми монастырскими селениями на правой стороне Волги, а в Заволжье – с землями будущей Борковской волости, на которой и был построен город Ставрополь, были отданы на правах вотчины А.Д.Меньшикову. Это владение меняло своих хозяев с 1730 по 1768 годы, а затем было подарено Екатериной II пяти братьям Орловым. В состав имения Орловых вошли многочисленные селения и на луговой стороне ниже города Самары.

Заинтересованное в усилении дворянства царское правительство щедро раздавало последним свободные земли и селения, существовавшие в районе бывших оборонительных линий, вместе с крестьянами и отставными солдатами, попавшими, таким образом, в крепостную зависимость. Здесь помещики основывали и новые селения, переводя в них крестьян из других районов России.

Первые русские деревни устраивались, как правило, под эгидой крупных собственников – церковных феодалов (московские - Чудов, Новоспасский, Новодевичий, самарский Спасо-Преображенский и другие монастыри) и купцов-промышленников. Среди последних наиболее заметным являлся ярославский «гость» Надея Светешников, основавший в 30-х годах XVII века в западной части Самарской Луки несколько слобод для добычи соли. По имени купца вся местность получила название Надеинское Усолье.

Массовый приток русского населения в Самарское Поволжье стало возможным только после строительства городов-крепостей и оборонительных линий: Закамской (1652-1656), Сызранской (1683), Новозакамской (1732-1734), Оренбургской (1736-1743).

Колонизация края осуществлялась по-разному: от целенаправленных переселений различных групп населения правительством, помещиками, монастырями и до «вольных» переселений беглых крестьян. Переселенцы явились сюда из 44 губерний и уездов России. Обращает на себя внимание «изначальное» (для данного региона) смешанность выходцев из различных районов России, основавших поселения в Самарском Поволжье. В общей массе переселявшихся сюда русских крестьян выделялись переселенцы из соседних поволжских губерний, прежде всего, Симбирской и Казанской, а также южной части Нижегородской. Они селились большей частью в северных и восточных районах края (Самарский, Ставропольский, Бугульминский, Бугурусланский уезды).

В заселении края участвовали выходцы центральной части России – Московской, Пензенской, Тамбовской, Владимирской, Ростовской, Тульской, Курской и других губерний; северной – Костромского, Новгородского, Белозёрского краёв; западной – Смоленской, Харьковской, Полтавской и южной России – Воронежской, Орловской и других губерний. Переселенцы оттуда селились, как правило, в степной части Самарского Заволжья – Бузулукском, Николаевском, Новоузенском уездах.

В XVI – XVIII веках продвижение переселенцев шло на восток с севера, с северо-запада и запада, а в конце XVIII-XIX веков – с правобережья Волги и из центральных черноземных уездов России. В итоге из сопредельных территорий Среднего Поволжья около 90 % крестьян переселились в Самарскую губернию. Таким образом, переселившееся в Самарское Поволжье русское население состояло из представителей трёх этнографических групп: северо-, средне- и южнорусской. Этнографическая неоднородность русских Самарском крае выражалось как в самоназваниях отдельных групп в XIX веке: «москвичи», «куряки», «пензяки», «симбирцы», так и в названиях многих селений: Питерка, Московка, Новотулка, Курская, Пензенка, Можайка, Калуга, Валуйка.

Рост помещичьего землевладения на юго-востоке Самарского края усилился после ликвидации вотчинных прав башкир на их земли (1736 год"). Здесь сформировались крупные владения А.Н. Зубова, Я.А. Тоузакова. династий Толстых, Богдановых, Тимашевых, Куроедовых, Осоргиных, Обуховых.

В основном к началу XIX века в пяти уездах будущей Самарской губернии - Бугульминском, Бугурусланском, Бузулукском, Самарском и Ставропольском - насчитывалось 275 помещичьих селений, в которых проживало 82642 крестьянина.

Одновременно с заселением территорий, прилегающих к оборонительным линиям, и мирным освоением края помещиками с зависимыми от них крестьянами, в XVIII веке параллельно происходило движение в край вольных переселенцев. В основном это были земледельцы из внутренних районов России, стремившиеся за Волгу в поисках свободных земель. Этот путь можно считать третьим и самым значительным по количеству переселенцев в процессе формирования этнически смешанного населения Самарского края.

Вольное заселение обеспечивало массовое освоение Заволжья аграрным способом, окончательное включение данного региона в сферу влияния российского государства.

Переселениям людей в Самарский край способствовали и другие обстоятельства: правительственная реформа начала XVIII века, вводившая подушную подать в соответствии с первой ревизией населения (1718-1719 годы), голод в России 1733 года, лашманская повинность, обязывавшая нерусское население Поволжья и Приуралья - рубить, тесать и вывозить корабельный лес без оплаты»: государственная политика христианизации «иноверцев».

Закреплению на заволжских землях беглого люда способствовала либо, наоборот, препятствовала государственная система «сыска» беглых, которая менялась на протяжении XVIII века в соответствии с потребностями в заселении определенных территорий. Так, указы 40-х годов легализовали поселения мигрантов, направлявшихся в Оренбургский край, «являя одну из волн мощного потока вольно-народных поселений», благодаря чему в крепости Самарско-Оренбургской линии было записано несколько тысяч человек, бежавших до ревизии 1719 года и неположенных в подушный оклад.

Основными районами выхода переселенцев на раннем этапе являлись северные и северо-западные районы Поволжья и Приуралья. Со второй половины XVII века потоки мигрантов начали прибывать из Пензенского, Саратовского и Тамбовского краев.

К концу XVIII века определился этнический состав населения региона. Все три выше обозначенных пути формирования этнокультурной общности Самарского края изначально характеризовались многонациональностью и одновременностью движения русских, украинцев, мордвы, татар, чувашей.

В XVII – XVIII веках переселенцы основывали однонациональные селения, однако с ростом плотности населения в Заволжье четко обозначилась тем тенденция к дисперсному (чересполосному) расселению и формированию двух-, трех- и более национальных смешанных поселений ХVII-XVIII века отмечены в Поволжье ростом численности русских ясачных крестьян социальной категории, возникшей в результате подселения русских в ино­национальные селения.

В XIX веке в поволжской деревне происходило разорение крестьянства. Это привело к значительным миграциям внутри Самарской губернии - из плотно населенных северных районов крестьяне двигались в южные, менее населенные. Но основной контингент переселенцев на юг Самарского Поволжья составляли выходцы из других регионов России.

Во второй половине XIX века сложилась в основных чертах современная этническая карта Самарского края. Русские крестьяне расселились по всей территории Самарской губернии, но только в двух уездах – Бузулукском и Самарском – численность русского населения была преобладающей.

Начавшиеся на рубеже XVI-XVII веков процесс превращения обширных и практически безлюдных пространств правобережья Волги, степей и лесостепей Заволжья в важнейший земледельческо-промысловый регион страны с многочисленным осёдлым населением завершился к середине XIX века. Это отразилось в факте создания заволжской Самарской губернии (1851), получившей статус «внутренняя губерния Империи». К этому времени Самарское Поволжье представляло собой многонациональный регион, где большинство населения составляли русские.

В культурном плане Самарский край сформировался как сложнейший регион, где в непосредственном контакте оказались этносы, представляющие различные языковые группы: славянскую, тюркскую, финно-угорскую, германскую.

Разнообразной оказалась и конфессиональная принадлежность населения: русские, мордва, чуваши, немцы, украинцы, поляки исповедовали христианство. Большая часть тюркских народов были мусульманами.

Среди чувашей и мордвы Самарского края сохранялись языческие общины как следствие противодействия политике христианизации нерусского населения.

К концу XIX века в Самаре появились также и небольшие иудейские общины.

В процессе совместного труда, приспособления к местным природно-климатическим условиям, в результате взаимовлияния культур к началу XX века наметились тенденции к единению различных этнических групп, составивших региональную общность.

Пестравский край.

Первые упоминания о нём встречаются в дарованной Новоспасскому монастырю царём Михаилом Романовым грамоте, датированной 1632 годом: «Иргизский сырт по стороны тех вод и Волги, реки по старым рубежам, с речками, с ериками, и с буерами, и с озера, и с займищи…»

Согласно летописным данным одними из первых, кто обживал места нашего края, были монахи-раскольники. Первая волна заселения ими Заволжских степей началась после 1667 года. Спасаясь от преследований «новой» церкви, они бежали в глухие места Поволжья, Сибири и даже за границу. Там организовывали свои общины, строили скиты, монастыри. Основное их сосредоточение - Саратовский край, к которому в те годы относилась степная, Пестравская сторона. Постепенно монастыри облюбовали земли реки Иргиз. На них монахи организовывали рыбный и солевой промыслы, затем занялись и землепашеством.

Процесс обживания края шёл постепенно. Первые же небольшие поселения появились в середине 18 века. К этому периоду следует отнести и зарождение раскольничьего поселения Овсяной Гай (Мосты).

Исследователь степного края П.Я.Русяев считает, что Овсяной Гай основан раньше середины 18 века, когда в этих местах ещё хозяйничали кочевники. Он ссылается на «Исторические очерки Саратовского края» А. Леопольдова. Тот пишет, что старожилы Мостов рассказывали: «Бывало, поедем в поле, берём с собой ружьё, или дротик, а на колокольне или курганах (маяках) сторожили очередные. Чуть завидя хищников, бьют в набат, народ с полей бросается опрометью, но не домой – в домах нет спасенья, а прямо в леса, куда свозили свои лучшие пожитки. К лесу хищники не подступали, потому что были вооружены одними саблями и копьями, боялись засады. Случалось, селение ограбят и сожгут, скот и людей угонят с собой… »

Вторыми по численности после русских, кто начал «подпитывать » в то время Пестравский край, были мордва. И не случайно во многих сёлах есть микрорайоны, которые и по сию пору сохранили названия или какие-то признаки пребывания там на этой народности Поволжья.

В 1762-1764 годах императрица Екатерина II издаёт указы, в которых уже официально приглашает раскольников, бежавших за границу, а также иностранцев заселять Заволжье. На льготных условиях им отводились земли «ниже города Самары по реке Волге до устья реки Иргиз и вверх по Иргизу». В конце 18 века вслед за раскольниками-старообрядцами в бассейне большого Иргиза стали селиться молокане, которые в 1722 году основали поселение Тяглое Озеро.

Долгие годы до присоединения Среднего Поволжья к России (1552год) на территории степного края существовали только редкие казачьи стоянки, да в укромных местах прятался беглый люд. До 1688 года здесь почти не было пахотной земли – крестьяне боялись набегов небольших отрядов ногайцев и калмыков, потому что отдавали предпочтение кочевому скотоводству.

Одновременно с тем, как строился и укреплялся форпост на Средней Волге – крепость Самара, России устанавливала дипломатические связи с народами Востока. В 1688 году Самара вошла в ранг её городов, служилые люди и жители были жалованы царской милостью землёй в 120 тысяч десятин. Этим подарком царь Пётр I нацеливал самарцев на хозяйственное освоение «порожних» земель за Волгой. Оно прошло в основном по правобережью Волги. Неспроста в 1710 году жители правобережного селения Малыковка жаловались властям, что житья на левой стороне Волги им нет. «Межевать той земли, и столбы ставить, и ям копать, и на деревьях грани насекать невозможно; по степи калмыки и башкиры кочуют зимовьями; и крестьяне тою землёю не владеют, а опричь татарских кочевий на той луговой стороне русских людей жилья нет. Живут по реке Иргизу калмыки и башкиры воровьями кочевьями, и зимуют, и за зварьми ходят, русских людей колют и грабят…» - говорит Летопись. (Перяткович Г.И. Поволжье в 15-16 веках; очерки из истории края и его колонизации М. 1877 год). Так что указы Петра I 1704-1706 годов о заселении Заволжья коснулись только правобережья Волги. И даже во второй трети 18 века, кроме незащищены умётов (постоялых дворов), других поселений в пределах Пестравского района, кроме, пожалуй, старообрядческого Овсяного Гая (1765-1770 годы) и не было. Да и набеги кочевых калмыков, в том числе и на Самару, продолжались вплоть до середины 18 века. Разногласия с ними у расширяющих свои границы самарцев были, прежде всего из-за пастбищ в пойменных лугах.

Другой важный этап в историко-этнографическом освоении края – переселенческое движение малороссов (украинцев). Заселение малороссами Пестравского края шло медленно, в несколько этапов. В 1747 году указом правительственного Сената была введена государственная монополия на соль. Для её перевозки с озера Эльтон в Поволжье направлялись к привычные к обзорному делу чумаки из Харьковской и Полтавской губернии. Их слободки стали возникать в Заволжье как грибы.

После сенатского указа прошёл какой-то промежуток времени. Переселенцы с Украины смогли добраться до Волги, выбрать новое место жительства и приступить к строительству поселения. Надо полагать, что именно в эту пору и появляется упоминание о слободе Пестравка. Слободой на малороссийский лад, она называлась в первых архивных упоминаниях, а отстраивалась в период 1750-1770 годов. К этому же времени относится и активное заселение степного края народами Поволжья. Прежде всего, мордвой и крестьянами центральных губерний России. По пятой переписи населения 1794 года слобода Пестравка насчитывала 1429 человек и называлась: « Владения из мордвы новокрещённых христиан». На начало 1800 года украинцы имели 184 двора в 1504 человека, мордва 49 в 374 человека. Украинским солевозам нарезалось по 30 десятин земли, мордве по 15. Двойной надел украинцы, помимо хлебопашества, получали за перевозку соли с озера Эльтон в Саратов и Камышин.

События, связанные с Пугачёвским восстанием, для нашего края – одна из памятных вех. Летом 1773 года, пробираясь на Яик из слободы Мечетной (ныне Пугачёв), Пугачёв отдыхал в посёлке Овсяной Гай. До этого в старообрядческом монастыре при Мечетном, Пугачёв встретился с его настоятелем Филаретом, которому доверился, что хочет назваться Петром III. Первая попытка поднять казаков на Урале у Пугачёве не удалась. Один из казаков, которому он открылся как Пётр III, донёс на него. Несостоящегося царя арестовали и отправили в казанскую тюрьму. Через полгода Пугачёв из неё сбежал. Объявился на Яике как предводитель крестьянского восстания. Известно, что после подавления восстания Емельяна Пугачёва заключили в клетку. В Москву его сопровождал полководец А.В.Суворов. В одном из переходов конвой остановился на ночлег в старообрядческом Овсяном Гае. И вот что дошло до наших дней из рассказов людей, ставших свидетелями пребывания крестьянского вождя в этих местах. «Ночью в посёлке вспыхнул пожар. Встревоженный Суворов провёл бессонную ночь. Пугачёв же, прикованный к клетке, глядел на своих испуганных стражников. Всматриваясь в меркнувшее зарево пожара, в пробуждающуюся ото сна окрестность, он, с вырвавшимся из груди стоном, тяжело опустил голову. По его лицу текли слёзы. Емельян Пугачёв прощался с вольной степью, с которой так много было связано в его судьбе»,

В это время Екатерина II приступила к реформе административного устройства: надо было укреплять власть на местах. 11 января 1790 года вышел её указ об учреждении Саратовского наместничества (губернии). В его границах находилась ещё практически безлюдная заволжская степь – к югу от рек Чагры и Мочи. Лишь в 19 веке, там сформировались Николаевский (в бассейне реки Большого и Малого Иргиза) и Новоузенский (ещё южнее) уезды.

Освоение Пестравских земель земледельцами началось позже, чем в других районах Самарского края. Помещичье землевладение не получило здесь широкого распространения. Во второй половине 18 века основным населением были башкиры – скотоводы. В конце века принимается правительственное решение о расселении в нашем крае государственных крестьян-русских, чувашей, мордвы и татар. Поэтому дворяне и помещики не стремились заводить своё хозяйство. По-видимому, останавливало крупных землевладельцев и то, что по реке Большой Иргиз расположились монастыри старообрядцев, имевшие большие земли. Вот почему в списках населённых мест Самарской губернии, которые печатались периодически, мы практически не находим сведений о помещичьих владениях в Пестравском крае. Известно, что деревня - Марьино (ныне Марьевка) была владением помещиков Андрея Сергеевича Карнова и Надежды Сергеевны Тюфеевой. Они имели 193 крестьянина. Это яркий пример мелкопоместного хозяйства.

Чтобы обеспечить солевозов двойной нормой земли, в начале 1805-1807 годов в пользу Пестравки от деревни Глушицы отрезали 12439 десятин земли, немного от Константиновки. Позже земля от этих поселений отрезалась ещё не раз. Когда в Пестравку стали пребывать крестьяне из центральных губерний России, украинцы солевозы лишились своих привилегий. Новым поселенцам, за неимением земли рядом, стали нарезать её вдали от селения, до иных нарезов было 70 вёрст. Появилась необходимость отселять часть населения в новые места, ближе к земельным наделам. На один из таких участков в 1834 году отселились из Пестравки бывшие переселенцы из Тамбовской губернии. Своё селение они назвали Пестравский выселок (позже Тамбовка). В 1836 от слободы отселились орловчане, появилось другое поселение – Орловка. Вторая группа отселенцев образовала Августовку. В 1840 году они же основали деревню Моршанка. Все эти отселенцы до 1861 года относились к Пестравско – Выселковому сельскому обществу.

Большой приток крестьян в Заволжье из центральных губерний России пришёлся при генеральном межевании, которое проводилось в целях упорядочения казённого и частного землевладений, и в качестве поощрения к заселению неосвоенных земель.

В Саратовской губернии, который принадлежал тогда Пестравский край, заселение началось при Павле I в 1798 году. Старообрядцы и подчинённые Москве служители церкви в Заволжье искали свои интересы. В 1830-1835 годах началось наступление православного духовенства, поддержанное властями, на Иргизские монастыри. Где уговорами, а где силой насаждалось

единоверие. Вот, что, в частности говорит об этом Самарская летопись. «В Николаевск прибыл сам губернатор с ротой конной артиллерии, жандармами и пожарной командой. Староверцы ударили в набат: «Не дадим правую веру попирать антихристам и табачникам». Народ с ружьями и кольями встал на защиту монастыря. Увидев направленные на них орудия, люди, полегли на пути солдат. Пожарники направили на служителей монастыря воду. Стоял жестокий мороз. Люди бросились врассыпную, их хватали солдаты. Все клети, амбары, сараи города были забиты раскольниками. Иноки вынужденно покорились и приняли единоверие…» (П.С. Кабытов, Л.В. Храмков, Самарская летопись).

К началу 19 века монастыри, расположенные по реке Иргиз, сосредоточили в своих руках 12,5 тысяч десятин земли. Число монахов доходило до 3 тысяч. На отведённые монастырям землях они селили крестьян. В это же время правительство начало жаловать землю в южных уездах малоимущим дворянам со всей России. Особенно быстрый рост поместий намечен в 1820-1850 годах в Николаевском уезде. Именно в это время в нём возникло 121 новое поселение, с преобладанием в них государственных крестьян разных наименований и губерний.

Один из исследователей Поволжья А.Гераклитов писал: «Не только весь Саратовский край, но чуть ли не каждое отдельное селение в нём похоже на те пёстрые одеяла, которые собирают из крошечных лоскутков разноцветной материи».

А Пестравские поселения относились к Саратовской губернии вплоть до 1851 года. Первыми по времени в архивных документах упоминаются: Красный Яр, Овсяной Гай, слобода Пестровка (Пестравка) и деревни Тёпловка, Тяглое Озеро, Чернавка (Чернава), Марьина (Чёрненькая). Первыми они возникли, потому что через них проходили важные торговые тракты между Уралом и Поволжьем. Так через Овсяной Гай лежала дорога из Вольска в Оренбург, вторая – из Сызрани в Уральск. Тяглое озеро находилось на пути из Саратова в Оренбург, деревня Марьино – на пересечении дорог из Николаевска в Самару и из Сызрани в Ураьск. Здесь же стояла деревня Тёпловка.

Сёла Михайовка, Красная Поляна, Левая Россошь (Падовка), Мало – Архангельское и деревня Тростянка были образованы в Уральской степи после генерального межевания (1805 – 1807 годы) на землях, отрезанных от посёлка как Кирсановка, Анютино, Телешовка возникли в период 1830-1860 годов. Самые крупные поселения в начале 19 века в нашем крае: - слобода Пестравка – 184 двора, 1429 жителей; деревня Марьино – 747 душ; посёлок Красный Яр – 179 дворов, 938 душ. Николаевский уезд, куда входили и наши сёла, занимал более одной пятой всей территории Самарской губернии и по величине был вторым после Новоузенского.

В начале 1850 года Военно-статистическое обозрение Российской империи писало: «С ноября же, когда кончается главный обмолот и устанавливается зимний путь, начинается беспрерывный подвоз хлеба в город: тогда начинается главная закупка оного, предпочтение пшенице «белотурка» из Николаевского уезда…»

Основной тягловой силой были быки, лошади, верблюды. Последних, на начало 20 века насчитывалось 78044. Их разводили в основном башкиры и казахи Бузулукского, Бугурусланского, Новоузенского и Николаевского уездов. В отличие от тюркских народов верблюдов не навьючивали, а использовали как тягловую силу. Их мясо и молоко употребляли в пищу, из шерсти делали одеяла, кошму, а из длинной шерсти плели верёвки и арканы.

После отмены крепостного права в 1861 году в Пестравском крае получила распространение торговля землёй. Помещичьи имения, окружённые крестьянскими хозяйствами, постепенно превращались в капиталистические хозяйства, а крестьяне – в наёмных работников. На подмогу, стоявшим вдоль Иргиза водяным мельницам появились первые две паровые. Кое-где просматривались и ветряные. Развивались и малые ремёсла – красильни для холста и шерсти, кирпичные заводы, шерстобитки. Главной зерновой культурой стала пшеница, её крестьяне возили в Самару на продажу. Нарасхват шли сорта знаменитой «белотурки», «русской», «переход», «брызгалка».

Реформа 1861 года привела к резкому расслоению крестьян. Бедняки уходили работать по найму кучерами, конюхами, пастухами, работниками лавки и на склады. Свою землю они сдавали в аренду. Главными арендаторами в Пестравке и других сёлах района были семьи зажиточных крестьян – Дохловых, Кижаевых, Катуниных, Краюшкиных, Саяпиных.

К концу 19 века правительство стало проводить в южных уездах Пестравского края целенаправленную политику по насаждению дворянского землевладения. Сюда переселялись разорившиеся помещики, неслужащие дворяне из Рязанской, Симбирской, Тульской и других губерний центральной России. Жалование им земель шло из фонда государственных угодий. Одновременно с дворянством переселялись и крестьяне. В отличие от мелкопоместных дворян они быстро и легко приживались, стремились укреплять свои хозяйства. К примеру, в первой половине 19 века в Николаевском уезде число новых их поселений достигло 71 процента. Государственные крестьяне становились арендаторами казённой земли, но приобретали землю в собственность.

Октябрьская революция повернула историю так круто, что и сегодня ещё нет однозначной оценки курса, которым шла наша страна до распада СССР. Сложившаяся в стране политическая обстановка требовала политических и экономических преобразований.

В Николаевском уезде советская власть была провозглашена 18 декабря 1917 года. Подогретые пафосными обещаниями свободы, по сёлам уезда под руководством большевиков и эсеров прошли сходы крестьян о передаче власти Советам. Вскоре повсеместно началась экспопритация помещичьих хозяйств и имущества зажиточных крестьян, и даже тех, кто, по понятиям власти, подходил под этот разряд. Крестьяне села Ломовка Тяглоозёрской волости, разгромили хутор богатого казака Хохлачёва – так называемый Плаутинский участок. Маховик гражданской войны набирал обороты. Уже в мае 1918 года по Николаевскому уезду появились первые отряды новой власти Оренбургского атамана Дутова, чуть позднее – южно-уральские казаки во главе с генерал-майором В.С.Толстовым. В свою очередь шло формирование красных частей. В Пестравском крае собрал свою дивизию Чапаев. Гражданская война разгоралась. В мае 1919 года сформированный в Пугачёвском уезде 221 полк «Красная звезда », куда вошли многие пестравчане, под селом Рахмановкой вступил в бой с колчаковцами. Но опытные в военном искусстве казачьи подразделения буквально раскрошили красные части. К середине лета 1919 года Чапаевская дивизия остановила колчаковцев под Большой Глушицей.

Двухлетняя кровавая междоусобица начинала давать свои горькие плоды. Земля, потерявшая своих кормильцев, находилась в запустении. К концу 1920 года уездная экономика окончательно обвалилась. Поборы воюющих сторон привели к опустошению амбарных фондов, семенных запасов, дворовой живности. На Поволжье надвигался страшный голод. Самарская губерния по размерам охватившего её голода стояла на 1 месте («Голодный биллютень № 1 от ноября 1921 года»). А из уездов губернии больше всего пережил ужасы голода Пугачёвский уезд. К братоубийственной войне и голоду присоединился ещё и тиф. Он распространялся по сёлам с трагической скоростью. Из 500 с лишним тысяч человек, проживавших в Пугачёвском уезде в 1918 году, на начало 1922 года осталось 180 тысяч. Весну 1922 года измождённое крестьянство встретило в условиях НЭПа – новой экономической политики. По сёлам стали организовывать товарищества по совместной обработке земли, коммуны, сельхозартели. Крестьяне встали на ноги, многие бедняки поднялись до уровня середняков. Крепких сельских предпринимателей - крестьян-единоличников, кулаков, Сталин зачислил в классовых врагов.

Вторая и третья волна террора (1922-1930 и 1933-1937годы), была ещё беспощаднее. Насильственная коллективизация, поиски новых классовых врагов во всех слоях общества, преследование инакомыслящих свелись к плановым репрессиям. Сверху стали спускаться директивы.

В 1929 году продолжалось административно-политическое и экономическое переустройство края. Упразднялись губернии, уезды, волости. Вместо них создавались области (края), округа и районы. Так на основе Самарской, Пензенской, Оренбургской, Ульяновской губернии, а также Мордовского округа появился Средне-Волжский край, а годом раньше Пестравский куст вместе со всеми сёлами вошедший в Большеглушицкий район.

23 января 1935 года постановлением ЦИК СССР Самара была переименована в город Куйбышев, а Средне-Волжский край – в Куйбышевский край и в Куйбышевскую область (1936год). Произошёл передел существующих границ, в том числе был образован Пестравский район. В него вошли 45 населённых пунктов с общей численностью 29526 человек. Повсеместно открывались вечерние школы, курсы ликвидации безграмотности – ликбезы, отделение Госбанка, отдел НКВД, народный суд, отдел народного образования. Большим событием в культурной жизни стало появление в сёлах кинопередвижек, радиосети. Вскоре появилась первая дизельная электростанция. Колхозы вставали на ноги. Хлеб в закрома государства поступал стабильно, и в 1935 году была отменена карточная система.

Годы Великой Отечественной войны, также стали тяжелым испытанием для Пестравского края. Войну подсознательно ждали. Самоотверженный труд

Работников колхоза позволил во время поставлять хлеб на фронт. За годы войны было поставлено свыше 187 тонн зерна, 11 тысяч тонн растительного масла, 19 тысяч тонн проса, 163 тысячи центнеров молока, около 100 тысяч тонн мяса, более 58 тысяч изделий кожсырья, 1360 тонн шерсти. В фонд были внесены 10 миллионов рублей. Также на фронт было послано 1600 пар валенок, 7 тысяч пар шерстяных носков, 3 тысячи ватных брюк. Пестравчане вместе с тем, что растили хлеб, готовили к фронту бойцов. Более 100 командиров и бойцов Пестравской земли награждены орденами Красной Звезды, свыше 150 – орденом Отечественной войны, 80 – орденом славы. Всего за войну около 3 тысяч фронтовиков-пестравчан получили боевые ордена и медали.

Природа же в свою очередь будто испытывала пестравчан. К середине 1946 года положение в районе становится критическим. Засуха, что обрушилась на него, по своим пагубным последствиям была больше, чем в 1921 году. Ни о каком урожае речи быть не могло. Лишь через год хозяйства стали медленно подниматься с колен. Степняки-пестравчане подняли свой край из небытия, строили сёла, возводили храмы, растили политый потом хлеб, не сломались в годы тяжёлых испытаний – всё это благодаря высокому полёту их душ. Таков вот Пестравский край и главная его особенность Большой Иргиз, который хранит в своей родниковой памяти всю историю заволжской степи. Большой Иргиз когда-то был промысловой рекой. Монастыри на его берегах не только кормились сами, но и снабжали рыбой многие русские поселения. Особенно славился Большой Иргиз сомами, крупными сазанами, лещами, язями, щуками, голавлями. О его названии существует несколько предположений. Так по одной из них Иргиз с тюркского переводится как «кривая река».
  1   2   3