2. Рассказать о правописании нн в суффиксах имен прилагательных.
Работа по карточке № 2
Правописание Н-НН в разных частях речи.В каком слове на месте пропуска пишется Н?
Идеи русской литературы прекрасн…ы и бесцен..ы.
В своих делах она была безукоризнен..а.
В наследство от бабушки семье досталась старин..ая картина.
В центре города находится гостин..ца “Советская Гавань”.
III. Работа учащихся с новыми словарными словами. Презентация
Определение лексического значения слов по “Словарю русского языка” С.И.Ожегова. Слова указаны на слайде 2.
Толерантность – терпимость к чужим мнениям и верованиям.
Иммиграция – въезд иностранцев в какую-либо страну на постоянное место жительства.
Эмиграция – переселение из какой-либо страны в другую, вызываемое различными причинами (экономическими, религиозными, политическими).
Дополнительный вопрос: к какому стилю речи можно отнести словарную статью? (к научному стилю)
Вспоминаем с учащимися, что слова эмиграции и иммиграция - паронимы (Слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию).
Предлагаем учащимся решить тестовое задание.
Задание на слайде 5: В каком предложении вместо слова “терпимость” нужно употребить слова “терпение”?
Если мы будем сохранять терпимость и искреннее сострадание к ближнему, то сможем жить в мире и гармонии.
В какой другой стране найдется такая терпимость к чужим обычаям?
Воспитание в духе терпимости, безусловно, начинается в семье.
Леонид опаздывал и уже начал терять терпимость.
(ответ: №4)
IV. Работа по орфоэпии.
На слайде 6 записаны слова:
ОксюмОрон
НедопонЯвший
ЗасОрит
ИспОднизу
Задание: в каком слове буква, обозначающая ударный гласный звук, выделена правильно? (ответ: №2)
V. Работа с литературоведческим словарем: повторение стилистической фигуры оксЮморон (стилистическая фигура, соединение противоположных или контрастных по смыслу слов, например “Оптимистическая трагедия”, “Живой труп”)
VI. Ответы учащихся, работающих у доски.
Задание классу:
дать рецензии на ответы учащихся, записать в тетрадь те слова, которые считают трудными. Оценивание ответов учителем.
VII. Закрепление.
1). Самостоятельная работа учащихся с тестовыми заданиями, отпечатанными для каждого ученика.
Тест
А. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква НН.
1. коноплян..й
| 4. торжествен..ый
|
2. курин..ый
| 5. румян..ый
|
3. оловян..ый
|
|
Б. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква НН.
1. стеклян..ый
| 4. серебрян..ый
|
2. деревян..ый
| 5. ветрен..ый
|
3. прян..ый
|
|
В. Укажите слова, в которых на месте на пропуска пишется буква НН.
1. безветрен..ый
| 4. полотнян..ый
|
2. багрян.ый
| 5. овчин..ый
|
3. времен..ый
|
|
2). Осуществляется дифференцированный подход, трем сильным ученикам предложено индивидуальное задание.
Из сборника «Подготовка к ЕГЭ-2012» Сениной Н.А. выполнить №№ тестовых заданий 164-169
3. Взаимопроверка (работа учащихся в парах), сверяются с ответами на слайде 9. Ответы на тест: А - 3,4;Б – 1,2; В – 1,3,5.
4.Самопроверка индивидуального задания (слайд 10).
№164-2, №165-3; №166-3; №167-2; №168-3; №169-4.
Учащимися делается вывод о правописании н-нн в суффиксах прилагательных.
VIII. Работа с текстом, отпечатанным для каждого учащегося.
1.Подготовиться к выразительному чтению текста.
2. Определите тему, основную мысль текста.
3. Определите стиль текста. Докажите свое мнение.
4. Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является этот текст? Докажите.
Весь в письмах.
(1) Все мы порой пишем письма.
(2) А.П.Чехов всегда писал письма с удовольствием и вдохновенно.
(3) Смолоду
Чехов учился не навязывать себя адресату, а говорить с ним вровень, интересуясь по преимуществу им самим… (4) Как прекрасно он умел это делать!
(5) Знаете ли вы, что разрушение общепринятой чин…ости письма начинается с обращения? (6) В эпистолярной форме Чехов давал совет брату, как общаться с людьми вообще: «В отношениях с людьми побольше искрен..ости и сердца, побольше молчания и простоты в обращении».
(7)..Мы можем представить себе фигуру Чехова по воспоминаниям , рассказам современ..иков. (8) Но знаете ли вы, что даже если бы о нем не
сохранилось ни единой мемуарной строчки, мы все равно воссоздали бы его живое лицо по его письмам?
(9) Он рано осознал, что стержень характера – чувство собствен..ого достоинства, и другим пытался внушить это.
(10) Сознавать свое достоинство – значит, по Чехову, уважать чужую личность: не оскорбить другого человека ни грубостью, ни ложью. (11) Не заискивать, не жаловаться на судьбу, не искать сочувствия, не лезть в чужую душу – вот, что входило в понятие достоинства Чехова. (12) Работать на совесть, выполнять свой внутрен..ий долг, совершать не афишируя добро, не ожидая воздаяний и наград. (13) Чехов – это образец самовоспитания. (14) Нет в русской литературе никого, кто мог бы с ним в этом потягаться. (15) И его письма создают его же превосходный духовный автопортрет с большой поправкой на самоиронию. (16)
Легко обращая иронию на себя, Чехов и другим людям , как и событиям, впечатлениям, вещам старался приложить мерку максимальной объективности.
(17)…Чехов верил: чтобы научить человека чему-либо, не надо его поучать и оскорблять. (18) И самым щадящим оружием , и самым надежным лекарством против заносчивости , грубости , глупости служит чеховский юмор. (19) О, как он великолепен!
(20) Хотите выбрать образец жизни? (21) Читайте письма Чехова! В. Лакшин.
Самостоятельная работа.
Вставьте пропущенные буквы.
Из предложений 1-2 выпишите слово, образованное суффиксальным способом.
Назовите тип связи, который используется в словосочетании РАНО ОСОЗНАЛ (предложение 8)
Среди предложений 12-15 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
Из предложения 17 выпишите местоимения
Учащиеся сдают на проверку учителю выполненную самостоятельную работу (оцениваются все работы учащихся).
IX. Итоги урока.
Достиг ли урок цели?
Какие знания и умения закрепили на уроке?
X. Домашнее задание: №44, упр. 249