Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Урок концерт «Его величество рояль» |
 Скачать 186.95 Kb. |
МБОУ ДОД «ДШИ» г.Инта
Урок - концерт
«Его величество - рояль»
Преподаватель ДШИ
Павлова З.Н.
Инта
2012 г.
План-конспект открытого урока-концерта
преподавателя фортепиано
МБОУ ДОД «ДШИ г. Инты»
Павловой Зои Николаевны.
Дата проведения: 19 декабря 2012 года.
Тема урока: «Его величество – рояль».
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок-концерт.
Цель урока:
создать условия для демонстрации учащимися своих достижений в овладении навыками игры на фортепиано.
Задачи урока:
Образовательные:
сформировать представление о музыкальных инструментах, предшествующих роялю;
прививать учащимся навыки передачи содержания музыки в соответствии с авторским замыслом;
создать условия для формирования понятие резерва беглости, т.к. он обеспечивает техническую непринужденность;
создать условия для формирования понятия «эстрадная выдержка», чтобы исключить возможность неуверенной игры на сцене.
Воспитательные:
воспитывать исполнительскую волю, преодоление сценического волнения;
воспитывать коммуникативную культуру поведения и эстетический вкус;
воспитывать умение в состоянии творчества ощущать удобство, ловкость в движениях.
Развивающие:
расширять кругозор учащихся;
развивать память, внимание, мышление, моторику рук;
создать условия для развития познавательного интереса и стремления к новым достижениям в исполнительском искусстве;
создать условия, не допускающие физического и психического утомления от исполнения музыкальных произведений на сцене.
Методы: рассказ педагога
декламация стихотворений учащимися демонстрация видеослайдов «Предшественники рояля», «Рояль на полотнах художников» и «Галерея великих композиторов». исполнение учащимися музыкальных произведений.
Оборудование:
- ноутбук
- проектор
- экран
- рояль
- банкетка
- подставка для ног (учащимся 1 класса)
Структура урока-концерта:
Организационный этап:
а) приветствие;
б) актуализация темы. 2. Теоретическая часть:
рассказ педагога с демонстрацией видеоряда.
Практическая часть:
исполнение учащимися музыкальных произведений с предварительным прочтением стихотворений.
Заключительная часть: клятва роялю.
Рефлексия: тестирование учащихся психологом.
Ход занятия:
Организационный этап:
а) приветствие:
Сразу включен Слайд 1
- Добрый вечер, наши дорогие слушатели! Сегодняшнюю встречу мы посвящаем роялю, она так и называется «Его величество – Рояль».
б) актуализация темы:
- Вы сможете насладиться музыкой, исполняемой на этом инструменте вашими детьми. С помощью видеоряда познакомитесь с предшественниками фортепиано: органом (Слайды 2-4, звучит в записи отрывок из Токкаты и фуги ре минор И.Баха), клавикордом (Слайды 5-7, звучит в записи отрывок произведения в исполнении на клавикорде), клавесином (Слайды 8-12, звучит в записи "Тамбурин" композитора Ж.Ф.Рамо на клавесине), а также с марками современных фортепиано и роялей (Слайды 9-16). Увидите портреты композиторов, писавших сочинения для рояля и его далёких «родственников». Кроме того, вы услышите стихи, которые не были бы написаны, если бы не существовало нашего любимого инструмента – Его Величества Рояля. И сегодня мы признаёмся ему в любви. 2. Теоретическая часть: (Слайды 17-18)
- Проводя много времени в обществе рояля, мы, по сути, мало знаем о нём. Изобретение фортепиано принято связывать с именем флорентийца Бартоломео Христофори. Но когда идея носится в воздухе, обычно её воплощают одновременно и независимо разные люди: во Франции – Жан Мариус, в Германии – Готлиб Шрётер. Инструмент Христофори оказался более удачным, и кроме того, был продемонстрирован публике раньше, ведь Бартоломео работал хранителем и реставратором музея музыкальных инструментов во дворце флорентийского герцога Медичи. Там он и представил его гостям, но ожидаемой радости не получилось: многие композиторы и исполнители того времени отзывались о фортепиано неодобрительно. Инструмент был представлен даже Иоганну Себастьяну Баху, но похвалы не последовало.
(Слайды 19-20)
За время существования инструмент много раз пытались усовершенствовать. Например, предлагали две клавиатуры или клавиатуру, как у печатной машинки. Но всё тщетно.
Рояль имеет уникальный диапазон, охватывает спектр звучания всех оркестровых инструментов: от самых низких нот басового фагота - до верхних нот флейты-пикколо.
(Слайды 21-26)
Наш инструмент очень непритязателен при всех своих возможностях. Он – самостоятельный участник различных ансамблей, также играет с оркестром, и он же – аккомпанирующий инструмент.
(Слайды 27-29)
Рояль вдохновлял не только музыкантов, поэтов, но и художников. Существует много прекрасных полотен с его изображением, где музыкальный инструмент - один из героев сюжета.
Каждый инструмент имеет свою историю, свой характер. Ведь пианино и рояли всех марок и размеров от бюджетных «Красных Октябрей» и «Аккордов», представительских «Петрофф» и «Вайнбахов» до аристократов «Стенвеев», «Фёрстеров» и «Бехштейнов» достойны нашей любви.
(Слайд 30)
Недавно в нашей школе произошло чрезвычайное приятное событие, к которому мы приурочили это мероприятие. У нас появился «иностранец» марки «Карл Майер», первое фортепиано такого класса в нашем учреждении (и по достоверным сведениям, далеко не последнее). Я хочу представить вам человека, с помощью которого был приобретен этот замечательный инструмент – это депутат Городского Совета Администрации МОГО «Инта» Лидия Николаевна Гридчина. Конечно, сейчас она нам помогает, имея административный ресурс. Но я прекрасно помню те времена, когда Лидия Николаевна, будучи человеком образованным и высококультурным, приходила в наши стены по духовному порыву, удовлетворяя свои эстетические потребности. Как частное лицо, она не раз помогала нам выехать на всероссийские или международные конкурсы. А совсем недавно Л.Н. Гридчина учредила премию «Учитель – ученик», и мы гордимся тем, что первой обладательницей её стала ученица нашего класса Арина Куликова. 3.Практическая часть: (Слайд 31)
- А сейчас мы начинаем наш концерт. Эпиграфом будем считать замечательные слова: «Её величество Музыка никогда не фальшивит, равно как и душа настоящего Поэта, вот почему они – одно целое». Как я обещала, выступления ваших детей будет ненавязчиво сопровождать видеоряд «Галерея великих композиторов». (Слайд 32)
1. Д. Грузда, ученица 1 класса:
«Загадка»
Н. Болтачёва
Он стоит в концертном зале,
Клавесином был вначале.
Может «форте» и «пиано»
Исполнять вам неустанно.
В нём звучит мажор, минор.
Всем известно с давних пор,
в мире звуков он – король.
Фа диез и си бемоль
Дружно в нём живут.
Стоя рядом с ним, поют.
Клавиши перебирают
Нажимают на педаль.
Этот инструмент – РОЯЛЬ. Исполняет ансамбль с педагогом на тему «Венгерская рапсодия» Ф. Листа. (Слайд 33)
С. Ладно, ученица 1класса
«Мне купили пианино».
В. Макарченко
Мне купили пианино.
- Развивать талант у сына! –
Заявила твёрдо мама. –
Не сутулься. Сядь-ка прямо. Мы с тобой разучим в сроки
Все домашние уроки…
В небе солнце, или тучи –
Мы упрямо гаммы учим. Идут мальчишки на футбол.
А Генка с папой в лес пошёл,
На охоту за грибами.
Я играю маме гаммы. - Ну, прислушайся, как надо!
Тут сажусь я с мамой рядом.
- Послушай, как звучит урок!
И всё у мамы – точно в срок. И вновь мелодии звучат…
А я за маму очень рад.
Ведь у неё большой талант.
Вот мама – явно музыкант. Мне купили пианино –
Музыкантом сделать сына…
Я давно забросил гаммы.
Инструмент теперь… для мамы. Исполняет украинскую народную песню «Ой ты, дивчина». (Слайд 34)
Р. Рахматуллина, ученица 1класса
«Нам купили пианино».
А. Боголюбова
- Нам купили пианино! –
Говорит сестрёнка Нина.
- Нам купили фортепьяно! –
Говорит сестрёнка Яна. Спорит Нина.
- Пианино!
Спорит Яна.
- Фортепьяно! Спорит Яна, спорит Нина.
- Фортепьяно! Пианино!
Их попробуй, разними, -
Си, ля, соль, фа, до, ре, ми! Есть диез, и есть бемоль, -
До, ре, ми, фа, си, ля, соль!
Вот играть садится Нина,
И играет пианино. Вот играть садится Яна,
И играет фортепьяно.
Вот бы им ужиться в мире
И играть в руки четыре! (Слайд 35)
А. Хрястова, ученица 1класса
«Я целый день играла гаммы».
Инна Левченко
Под неусыпным взором мамы,
Я целый день играла гаммы,
И просто выбилась из сил,
Играя: До – Ре – Ми - Фа… Си… Не помню, как сползла со стула,
И как на клавишах уснула,
И снились снова те же гаммы,
И клавиши фортепиано… Исполняет произведение «Балалайка» А. Корольковой. (Слайд 36)
Л. Загоруйко, ученица 2 класса
«Форте и пиано».
Любовь Добреева
Чтобы музыкой игрушки
Не тревожить утром рано,
Вы играйте тихо-тихо,
«Тихо» в музыке – «пиано». Наконец, игрушки встали,
Вы теперь их раззадорьте
И играйте громко-громко,
«Громко» - это значит «форте»! Исполняет произведение К. Гурлитта «Этюд». (Слайд 37)
Н. Гераськина, ученица 2 класса
«Подготовка».
Л. Слуцкая
Эта игра хоть игра, но и труд.
Руки вначале пускай отдохнут.
В небо взлетят и всей тяжестью вниз,
Чтоб получить музыкальный сюрприз. Исполняет произведение А. Гречанинова «В разлуке». (Слайд 38)
К. Чаланова, ученица 2 класса
«Весёлая мышка».
А. Усачёв
Весёлая мышка в рояле жила,
Она музыкальною мышкой была,
И часто под звуки рояля
Пищала она: «Тра – ля – ля – ля!»
Хозяин рояля о мышке не знал.
Он топал ногой и по крышке стучал,
Когда начинало в рояле
Фальшиво звучать: «Тра – ля – ля – ля!»
Но вот знаменитый настройщик пришёл
И сразу дефект у рояля нашёл.
- Ах, вот, - он воскликнул, - в чём дело?! –
И мышь от стыда покраснела.
А мастер из сумки достал инструмент
И правильно мышку настроил в момент.
И вот она вместе с роялем
Отлично поёт: «Тра – ля – ля – ля!»
Поют композитор, настройщик и мышь,
Зовут всех троих на гастроли в Париж,
А если там нету рояля,
Им все подпоют: «Тра – ля – ля – ля!» Исполняет произведение П. Чайковского «Новая кукла».
(Слайд 39)
А. Ярулина, ученица 2 класса
«В музыкальном магазине».
Д. Смайлз В музыкальном магазине
Мы сегодня неспроста.
Покупаем пианино,
Наконец сбылась мечта!!!
Разовью свои таланты,
Буду ноты изучать.
Стану юным музыкантом,
Чтоб на сцене выступать.
А пока, расправив плечи,
Чтоб без дела не скучать,
Маме с папой каждый вечер,
Буду Моцарта играть. Исполняет произведение В. Моцарта «Бурре». (Слайд 40)
Д. Криволапова, ученица 3 класса
«Наша маленькая Нина».
В. Логовская Наша маленькая Нина
Разлюбила пианино.
Только сядет за урок,
Котик на коленки – скок!
Кузя скок, и кузя прыг,
Наша Нина в рёв и крик:
- Я играть не буду гаммы, -
Нина жалуется маме.
- Мне мешает вредный кот,
Лапой клавиши он бьёт.
- Что ж, - сказала Нине мама, -
Выход мы найдём из драмы:
Мы кошачье пианино
Кузе купим. Верно Нина?
Пусть его наш славный кот
Хоть в четыре лапы бьёт! Исполняет произведение С. Павлюченко «Фугетта».
(Слайд 41)
Д. Лебедева, ученица 3 класса
«Звонкие нотки».
Т. Лаврова В городишке у реки,
Где ромашки, васильки
Нотки звонкие живут,
В доме праздник создают.
Все – певцы и музыканты,
Превосходные таланты!
Имена покрыты славой,
Дружат ноты всей октавой.
Отдыхают на линейках –
Тонких лесенках – скамейках.
Есть своё у всех местечко.
Днём купаться ходят в речке,
Чай гоняют неустанно
Очень дружным нотным станом.
Наши нотки – не лентяйки,
Все отличные хозяйки.
Варят вкусное варенье,
Стол накроют – загляденье!..
А уж если запоют,
Всю округу созовут.
Веселятся от души!
Нотки чудо хороши!
Пляшут-пляшут день-деньской
На полянке за рекой. Исполняет произведение В. Коровицина «Ветряные мельницы». (Слайды 42-43)
Н. Максимова, ученица 7 класса
«По чёрно-белым клавишам».
С. Майер По чёрно-белым клавишам рояля,
Мелодию настойчиво ища,
Как бабочки, блистательно порхает,
По клавишам стучит твоя душа.
Сплетая звуки в тонкие аккорды,
Пытаясь выразить смятенье своих чувств,
Перебирает друг за другом ноты,
Но, неожиданно, находит только грусть. По чёрно-белым клавишам рояля
Играешь, выражая чувств фонтан.
Со временем потом душа узнает,
Как из фонтана создан океан. Исполняет произведение И. Баха «Аллеманда соль-минор» из «Французской сюиты». (Слайды 44-45)
Д. Денкевич, ученица 5 класса
«Кошачий вальс»
Л. Добреева
Я сижу за пианино
Вот уже который час.
Я сижу с тоскливой миной
И учу «Собачий вальс». Вдруг на пианино прямо
Наша Мурка улеглась!
Наиграла лапкой гамму
И мурлыкать принялась. Почеши меня за ушком, -
Приоткрыла кошка глаз.
Но это ж, кошка, не игрушки,
Это же – «Собачий вальс»! Я сказала: «Брысь отсюда!»
Принялась ей объяснять,
Что всю жизнь, наверно, буду
Этот вальс запоминать. И зачем собаки только
Сочинили этот вальс!
Танцевали б лучше польку
Или просто пели джаз! Исполняет произведение М. Таривердиева «Ноктюрн». (Слайд 46)
А. Гнатенко, ученица 5 класса
«Рояль много клавиш имеет и струн…»
Рояль много клавиш имеет и струн.
У каждой струны – молоточек-игрун.
У клавиш – два цвета: черный и белый.
Медведь на рояле играет умело.
А по-другому рояль зовут странно,
Чудно, непонятно – фортепиано.
И пианино его называют.
Форте – громко обозначает,
а пиано – тихо, тихонько.
Клавиш коснись рукою легонько.
Слышишь, рояль начинает звучать?
И громко, и тихо может играть.
Посмотри-ка, у рояля
Крышка есть и две педали.
На спине – крыло большое,
Словно парус над волною.
Много черных, белых клавиш –
Сразу все не сосчитаешь! Исполняет произведение В. Коровицина «Полонез». (Слайды 47-48)
К. Сизова, ученица 5 класса
«Мурка и пианино».
Любовь Добреева
К пианино голову склонила,
Навострила ухо,
Всех нас Мурка удивила
Музыкальным слухом. «Как чудесно ЛЯ звучит –
Слушаю прилежно я,
Словно Васька мне мурчит
Что-то очень нежное… Я октавы вверх и вниз
Ноты все прослушаю,
Не зови меня «кис-кис»
Позже я покушаю!» Исполняет произведение М. Парцхаладзе «В цирке». (Слайд 49)
К. Остапчук, ученица 6 класса
«Ноты»
Л. Слуцкая
Чтобы знать все от и до,
Слушай чаще ноту ДО. Первый лучик на заре
Это наша нота РЕ. Мёда капельку возьми
И получишь ноту МИ. ФА – внутри стручка фасоль.
СОЛЬ важна как в пище соль. ЛЯ прекрасна как Земля.
СИ – сигнал, зовущий в путь.
Ноты ты не позабудь! Исполняет произведение Ж. Равина «Этюд ля-минор». (Слайд 50)
С. Костоглотова, ученица 6 класса
«На гладкой черной крышке пианино…»
Марфи
На гладкой черной крышке пианино,
Ворчавшего порой по-стариковски,
Стояли две фигурки: балерина
И гипсовый задумчивый Чайковский. Свидетели немые обученья
Ребёнка в детской музыкальной школе,
И слёз горючих над этюдом Черни,
И слёз восторга перед «Баркароллой» Но ученице – как же ей хотелось
Отбарабанить заданное живо
И вынуть из портфеля «Консуэло»…
Но строг был голос бабушки: «Фальшивишь!» Взирала сверху гипсовая свита,
Как ёжилась она на табурете:
Казалось, что страдает композитор,
Что умирает юная Одетта… Сорвался палец с черно-белых клавиш,
И будто в сердце что-то укололо:
«Опять фальшиво, девочка, играешь»-
Спустя десятилетья строгий голос… Исполняет произведение В. Коровицина «Болеро». (Слайд 51)
Е. Пасичник, ученица 6 класса
«Наш класс, рояль...»
Н. Битова
Наш класс, рояль, и Вы за ним,
Волшебный звук по классу льётся.
Мы слушаем и все молчим,
Душа наружу будто рвётся. А музыка прекрасна та…
Не описать её словами.
В ней сила, нежность, красота,
Так тонко передана Вами. Хочу сказать спасибо Вам,
Что душу нам свою дарили,
За то, что помогали нам,
И нас прекрасному учили. Исполняет произведение М. Глинки ноктюрн «В разлуке». (Слайды 52-53)
С. Чертовских, ученик 7 класса
«Пианино»
Я. Бруштейн
Добрая учительница Нина Ростиславна-
Как она старалась, даже плакала порой,
Говорила «Умничка!», одобряла «Славно!»
Юного оболтуса, голова с дырой. Пальцами корявыми Черни я уродовал,
В детской подсознании злое зло храня.
Нина Ростиславна называла родами
Все свои попытки выучить меня. Только не рождался я, хоть отрежь да выбрось,
Ваном типа Клиберном, признаю вину…
В клетчатой рубашечке и в штанах на вырост
Убегал до вечера слушать тишину. Милая, очкастая, золотая Нина…
С прошлым веком мы росли, с ним же и умрем.
Чёрное, огромное это пианино
Называлось просто – «Красным Октябрём».
Исполняет произведение И. Баха «Аллеманда соль-мажор» из «Английской сюиты». (Слайд 54)
А. Куликова, ученица 7 класса
«Старый рояль»
Джелал
Конечно, стар, но как всегда – роскошен,
В углу гостиной у окна грустит рояль –
Король гармоний. Нынче он заброшен
И не тревожит струн старинных сталь. Король молчит. Он, может быть, мечтает,
Что Королева вновь к нему придёт
И царских рук стремительный полёт
Его клавиатуру обласкает. Рояль молчит, он вновь не запоёт.
И струн стальных натянутые нервы
Не вздрогнут вдруг под пальцами Её.
Король своей лишился Королевы. Но кажется порой – на этих струнах спят
Француза польского пленительные вальсы.
Их тронь – и зазвучат, как много лет назад,
Когда по клавишам Её скользили пальцы. Исполняет произведение Г. Вавилова «Забытый вальс».
Заключительная часть:
(Слайды 55-57)
- А теперь я попрошу всех учащихся, принимавших участие в концерте, подняться на сцену. Давайте все вместе пообещаем Роялю:
- почаще подходить к инструменту;
- теснее с ним дружить;
- любить музыку;
- сохранить эту любовь на долгие годы. (Слайды 58-60)
Все вместе читают клятву Роялю:
Рояль я преданно люблю,
Играть я научусь,
Я трудностям не уступлю –
Клянусь, клянусь, клянусь!
Когда меня поманит лень,
Я ей не покорюсь,
Работать буду каждый день –
Клянусь, клянусь, клянусь!
Душа светлей и мысли чисты,
К гармонии стремлюсь,
Кредо и статус пианиста
Не запятнать клянусь!!!
Рефлексия:
(Слайд 61)
Профессиональный психолог проводит тестирование учащихся.
Источники информации:
сайт [email protected]
сайт propianino.ru
сайт «Фортепиано и поэзия»
С. Газарян «В мире музыкальных инструментов», М., Просвещение, 1985 г. с.73, с.121-124
|
|
|