Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Урок концерт «Его величество рояль»


Скачать 186.95 Kb.
НазваниеУрок концерт «Его величество рояль»
Дата02.05.2016
Размер186.95 Kb.
ТипУрок

МБОУ ДОД «ДШИ» г.Инта

Урок - концерт

«Его величество - рояль»

Преподаватель ДШИ

Павлова З.Н.

Инта

2012 г.

План-конспект открытого урока-концерта

преподавателя фортепиано

МБОУ ДОД «ДШИ г. Инты»

Павловой Зои Николаевны.

Дата проведения: 19 декабря 2012 года.

Тема урока: «Его величество – рояль».

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-концерт.

Цель урока:

  • создать условия для демонстрации учащимися своих достижений в овладении навыками игры на фортепиано.

Задачи урока:

Образовательные:

  • сформировать представление о музыкальных инструментах, предшествующих роялю;

  • прививать учащимся навыки передачи содержания музыки в соответствии с авторским замыслом;

  • создать условия для формирования понятие резерва беглости, т.к. он обеспечивает техническую непринужденность;

  • создать условия для формирования понятия «эстрадная выдержка», чтобы исключить возможность неуверенной игры на сцене.

Воспитательные:

  • воспитывать исполнительскую волю, преодоление сценического волнения;

  • воспитывать коммуникативную культуру поведения и эстетический вкус;

  • воспитывать умение в состоянии творчества ощущать удобство, ловкость в движениях.

Развивающие:

  • расширять кругозор учащихся;

  • развивать память, внимание, мышление, моторику рук;

  • создать условия для развития познавательного интереса и стремления к новым достижениям в исполнительском искусстве;

  • создать условия, не допускающие физического и психического утомления от исполнения музыкальных произведений на сцене.

Методы:

  • словесный:

рассказ педагога

декламация стихотворений учащимися

  • наглядный:

демонстрация видеослайдов «Предшественники рояля», «Рояль на полотнах художников» и «Галерея великих композиторов».

  • практический:

исполнение учащимися музыкальных произведений.

Оборудование:

- ноутбук

- проектор

- экран

- рояль

- банкетка

- подставка для ног (учащимся 1 класса)

Структура урока-концерта:

  1. Организационный этап:

а) приветствие;

б) актуализация темы.
2. Теоретическая часть:

рассказ педагога с демонстрацией видеоряда.


  1. Практическая часть:

исполнение учащимися музыкальных произведений с предварительным прочтением стихотворений.


  1. Заключительная часть: клятва роялю.

  2. Рефлексия: тестирование учащихся психологом.

Ход занятия:

  1. Организационный этап:

а) приветствие:

Сразу включен Слайд 1

- Добрый вечер, наши дорогие слушатели! Сегодняшнюю встречу мы посвящаем роялю, она так и называется «Его величество – Рояль».

б) актуализация темы:

- Вы сможете насладиться музыкой, исполняемой на этом инструменте вашими детьми. С помощью видеоряда познакомитесь с предшественниками фортепиано: органом (Слайды 2-4, звучит в записи отрывок из Токкаты и фуги ре минор И.Баха), клавикордом (Слайды 5-7, звучит в записи отрывок произведения в исполнении на клавикорде), клавесином (Слайды 8-12, звучит в записи "Тамбурин" композитора Ж.Ф.Рамо на клавесине), а также с марками современных фортепиано и роялей (Слайды 9-16). Увидите портреты композиторов, писавших сочинения для рояля и его далёких «родственников». Кроме того, вы услышите стихи, которые не были бы написаны, если бы не существовало нашего любимого инструмента – Его Величества Рояля. И сегодня мы признаёмся ему в любви.
2. Теоретическая часть:
(Слайды 17-18)

- Проводя много времени в обществе рояля, мы, по сути, мало знаем о нём. Изобретение фортепиано принято связывать с именем флорентийца Бартоломео Христофори. Но когда идея носится в воздухе, обычно её воплощают одновременно и независимо разные люди: во Франции – Жан Мариус, в Германии – Готлиб Шрётер. Инструмент Христофори оказался более удачным, и кроме того, был продемонстрирован публике раньше, ведь Бартоломео работал хранителем и реставратором музея музыкальных инструментов во дворце флорентийского герцога Медичи. Там он и представил его гостям, но ожидаемой радости не получилось: многие композиторы и исполнители того времени отзывались о фортепиано неодобрительно. Инструмент был представлен даже Иоганну Себастьяну Баху, но похвалы не последовало.

(Слайды 19-20)

За время существования инструмент много раз пытались усовершенствовать. Например, предлагали две клавиатуры или клавиатуру, как у печатной машинки. Но всё тщетно.

Рояль имеет уникальный диапазон, охватывает спектр звучания всех оркестровых инструментов: от самых низких нот басового фагота - до верхних нот флейты-пикколо.

(Слайды 21-26)

Наш инструмент очень непритязателен при всех своих возможностях. Он – самостоятельный участник различных ансамблей, также играет с оркестром, и он же – аккомпанирующий инструмент.

(Слайды 27-29)

Рояль вдохновлял не только музыкантов, поэтов, но и художников. Существует много прекрасных полотен с его изображением, где музыкальный инструмент - один из героев сюжета.

Каждый инструмент имеет свою историю, свой характер. Ведь пианино и рояли всех марок и размеров от бюджетных «Красных Октябрей» и «Аккордов», представительских «Петрофф» и «Вайнбахов» до аристократов «Стенвеев», «Фёрстеров» и «Бехштейнов» достойны нашей любви.

(Слайд 30)

Недавно в нашей школе произошло чрезвычайное приятное событие, к которому мы приурочили это мероприятие. У нас появился «иностранец» марки «Карл Майер», первое фортепиано такого класса в нашем учреждении (и по достоверным сведениям, далеко не последнее). Я хочу представить вам человека, с помощью которого был приобретен этот замечательный инструмент – это депутат Городского Совета Администрации МОГО «Инта» Лидия Николаевна Гридчина. Конечно, сейчас она нам помогает, имея административный ресурс. Но я прекрасно помню те времена, когда Лидия Николаевна, будучи человеком образованным и высококультурным, приходила в наши стены по духовному порыву, удовлетворяя свои эстетические потребности. Как частное лицо, она не раз помогала нам выехать на всероссийские или международные конкурсы. А совсем недавно Л.Н. Гридчина учредила премию «Учитель – ученик», и мы гордимся тем, что первой обладательницей её стала ученица нашего класса Арина Куликова.
3.Практическая часть:
(Слайд 31)

- А сейчас мы начинаем наш концерт. Эпиграфом будем считать замечательные слова: «Её величество Музыка никогда не фальшивит, равно как и душа настоящего Поэта, вот почему они – одно целое». Как я обещала, выступления ваших детей будет ненавязчиво сопровождать видеоряд «Галерея великих композиторов».
(Слайд 32)

1. Д. Грузда, ученица 1 класса:

«Загадка»

Н. Болтачёва

Он стоит в концертном зале,

Клавесином был вначале.

Может «форте» и «пиано»

Исполнять вам неустанно.

В нём звучит мажор, минор.

Всем известно с давних пор,

в мире звуков он – король.

Фа диез и си бемоль

Дружно в нём живут.

Стоя рядом с ним, поют.

Клавиши перебирают

Нажимают на педаль.

Этот инструмент – РОЯЛЬ.
Исполняет ансамбль с педагогом на тему «Венгерская рапсодия» Ф. Листа.
(Слайд 33)

  1. С. Ладно, ученица 1класса


«Мне купили пианино».

В. Макарченко

Мне купили пианино.

- Развивать талант у сына! –

Заявила твёрдо мама. –

Не сутулься. Сядь-ка прямо.
Мы с тобой разучим в сроки

Все домашние уроки…

В небе солнце, или тучи –

Мы упрямо гаммы учим.
Идут мальчишки на футбол.

А Генка с папой в лес пошёл,

На охоту за грибами.

Я играю маме гаммы.
- Ну, прислушайся, как надо!

Тут сажусь я с мамой рядом.

- Послушай, как звучит урок!

И всё у мамы – точно в срок.
И вновь мелодии звучат…

А я за маму очень рад.

Ведь у неё большой талант.

Вот мама – явно музыкант.
Мне купили пианино –

Музыкантом сделать сына…

Я давно забросил гаммы.

Инструмент теперь… для мамы.
Исполняет украинскую народную песню «Ой ты, дивчина».
(Слайд 34)

  1. Р. Рахматуллина, ученица 1класса


«Нам купили пианино».

А. Боголюбова

- Нам купили пианино! –

Говорит сестрёнка Нина.

- Нам купили фортепьяно! –

Говорит сестрёнка Яна.
Спорит Нина.

- Пианино!

Спорит Яна.

- Фортепьяно!
Спорит Яна, спорит Нина.

- Фортепьяно! Пианино!

Их попробуй, разними, -

Си, ля, соль, фа, до, ре, ми!
Есть диез, и есть бемоль, -

До, ре, ми, фа, си, ля, соль!

Вот играть садится Нина,

И играет пианино.
Вот играть садится Яна,

И играет фортепьяно.

Вот бы им ужиться в мире

И играть в руки четыре!
(Слайд 35)

  1. А. Хрястова, ученица 1класса


«Я целый день играла гаммы».

Инна Левченко

Под неусыпным взором мамы,

Я целый день играла гаммы,

И просто выбилась из сил,

Играя: До – Ре – Ми - Фа… Си…
Не помню, как сползла со стула,

И как на клавишах уснула,

И снились снова те же гаммы,

И клавиши фортепиано…
Исполняет произведение «Балалайка» А. Корольковой.
(Слайд 36)

  1. Л. Загоруйко, ученица 2 класса

«Форте и пиано».

Любовь Добреева

Чтобы музыкой игрушки

Не тревожить утром рано,

Вы играйте тихо-тихо,

«Тихо» в музыке – «пиано».
Наконец, игрушки встали,

Вы теперь их раззадорьте

И играйте громко-громко,

«Громко» - это значит «форте»!
Исполняет произведение К. Гурлитта «Этюд».
(Слайд 37)

  1. Н. Гераськина, ученица 2 класса


«Подготовка».

Л. Слуцкая

Эта игра хоть игра, но и труд.

Руки вначале пускай отдохнут.

В небо взлетят и всей тяжестью вниз,

Чтоб получить музыкальный сюрприз.
Исполняет произведение А. Гречанинова «В разлуке».
(Слайд 38)

  1. К. Чаланова, ученица 2 класса


«Весёлая мышка».

А. Усачёв

Весёлая мышка в рояле жила,

Она музыкальною мышкой была,

И часто под звуки рояля

Пищала она: «Тра – ля – ля – ля!»

Хозяин рояля о мышке не знал.

Он топал ногой и по крышке стучал,

Когда начинало в рояле

Фальшиво звучать: «Тра – ля – ля – ля!»

Но вот знаменитый настройщик пришёл

И сразу дефект у рояля нашёл.

- Ах, вот, - он воскликнул, - в чём дело?! –

И мышь от стыда покраснела.

А мастер из сумки достал инструмент

И правильно мышку настроил в момент.

И вот она вместе с роялем

Отлично поёт: «Тра – ля – ля – ля!»

Поют композитор, настройщик и мышь,

Зовут всех троих на гастроли в Париж,

А если там нету рояля,

Им все подпоют: «Тра – ля – ля – ля!»
Исполняет произведение П. Чайковского «Новая кукла».

(Слайд 39)

  1. А. Ярулина, ученица 2 класса

«В музыкальном магазине».

Д. Смайлз
В музыкальном магазине

Мы сегодня неспроста.

Покупаем пианино,

Наконец сбылась мечта!!!

Разовью свои таланты,

Буду ноты изучать.

Стану юным музыкантом,

Чтоб на сцене выступать.

А пока, расправив плечи,

Чтоб без дела не скучать,

Маме с папой каждый вечер,

Буду Моцарта играть.
Исполняет произведение В. Моцарта «Бурре».
(Слайд 40)

  1. Д. Криволапова, ученица 3 класса


«Наша маленькая Нина».

В. Логовская
Наша маленькая Нина

Разлюбила пианино.

Только сядет за урок,

Котик на коленки – скок!

Кузя скок, и кузя прыг,

Наша Нина в рёв и крик:

- Я играть не буду гаммы, -

Нина жалуется маме.

- Мне мешает вредный кот,

Лапой клавиши он бьёт.

- Что ж, - сказала Нине мама, -

Выход мы найдём из драмы:

Мы кошачье пианино

Кузе купим. Верно Нина?

Пусть его наш славный кот

Хоть в четыре лапы бьёт!
Исполняет произведение С. Павлюченко «Фугетта».

(Слайд 41)

  1. Д. Лебедева, ученица 3 класса


«Звонкие нотки».

Т. Лаврова
В городишке у реки,

Где ромашки, васильки

Нотки звонкие живут,

В доме праздник создают.

Все – певцы и музыканты,

Превосходные таланты!

Имена покрыты славой,

Дружат ноты всей октавой.

Отдыхают на линейках –

Тонких лесенках – скамейках.

Есть своё у всех местечко.

Днём купаться ходят в речке,

Чай гоняют неустанно

Очень дружным нотным станом.

Наши нотки – не лентяйки,

Все отличные хозяйки.

Варят вкусное варенье,

Стол накроют – загляденье!..

А уж если запоют,

Всю округу созовут.

Веселятся от души!

Нотки чудо хороши!

Пляшут-пляшут день-деньской

На полянке за рекой.
Исполняет произведение В. Коровицина «Ветряные мельницы».
(Слайды 42-43)

  1. Н. Максимова, ученица 7 класса

«По чёрно-белым клавишам».

С. Майер
По чёрно-белым клавишам рояля,

Мелодию настойчиво ища,

Как бабочки, блистательно порхает,

По клавишам стучит твоя душа.

Сплетая звуки в тонкие аккорды,

Пытаясь выразить смятенье своих чувств,

Перебирает друг за другом ноты,

Но, неожиданно, находит только грусть.
По чёрно-белым клавишам рояля

Играешь, выражая чувств фонтан.

Со временем потом душа узнает,

Как из фонтана создан океан.
Исполняет произведение И. Баха «Аллеманда соль-минор» из «Французской сюиты».
(Слайды 44-45)

  1. Д. Денкевич, ученица 5 класса

«Кошачий вальс»

Л. Добреева

Я сижу за пианино

Вот уже который час.

Я сижу с тоскливой миной

И учу «Собачий вальс».
Вдруг на пианино прямо

Наша Мурка улеглась!

Наиграла лапкой гамму

И мурлыкать принялась.
Почеши меня за ушком, -

Приоткрыла кошка глаз.

Но это ж, кошка, не игрушки,

Это же – «Собачий вальс»!
Я сказала: «Брысь отсюда!»

Принялась ей объяснять,

Что всю жизнь, наверно, буду

Этот вальс запоминать.
И зачем собаки только

Сочинили этот вальс!

Танцевали б лучше польку

Или просто пели джаз!
Исполняет произведение М. Таривердиева «Ноктюрн».
(Слайд 46)

  1. А. Гнатенко, ученица 5 класса

«Рояль много клавиш имеет и струн…»

Рояль много клавиш имеет и струн.

У каждой струны – молоточек-игрун.

У клавиш – два цвета: черный и белый.

Медведь на рояле играет умело.

А по-другому рояль зовут странно,

Чудно, непонятно – фортепиано.

И пианино его называют.

Форте – громко обозначает,

а пиано – тихо, тихонько.

Клавиш коснись рукою легонько.

Слышишь, рояль начинает звучать?

И громко, и тихо может играть.

Посмотри-ка, у рояля

Крышка есть и две педали.

На спине – крыло большое,

Словно парус над волною.

Много черных, белых клавиш –

Сразу все не сосчитаешь!
Исполняет произведение В. Коровицина «Полонез».
(Слайды 47-48)

  1. К. Сизова, ученица 5 класса



«Мурка и пианино».

Любовь Добреева

К пианино голову склонила,

Навострила ухо,

Всех нас Мурка удивила

Музыкальным слухом.
«Как чудесно ЛЯ звучит –

Слушаю прилежно я,

Словно Васька мне мурчит

Что-то очень нежное…
Я октавы вверх и вниз

Ноты все прослушаю,

Не зови меня «кис-кис»

Позже я покушаю!»
Исполняет произведение М. Парцхаладзе «В цирке».
(Слайд 49)

  1. К. Остапчук, ученица 6 класса

«Ноты»

Л. Слуцкая

Чтобы знать все от и до,

Слушай чаще ноту ДО.
Первый лучик на заре

Это наша нота РЕ.
Мёда капельку возьми

И получишь ноту МИ.
ФА – внутри стручка фасоль.

СОЛЬ важна как в пище соль.
ЛЯ прекрасна как Земля.

СИ – сигнал, зовущий в путь.

Ноты ты не позабудь!
Исполняет произведение Ж. Равина «Этюд ля-минор».
(Слайд 50)

  1. С. Костоглотова, ученица 6 класса

«На гладкой черной крышке пианино…»

Марфи

На гладкой черной крышке пианино,

Ворчавшего порой по-стариковски,

Стояли две фигурки: балерина

И гипсовый задумчивый Чайковский.
Свидетели немые обученья

Ребёнка в детской музыкальной школе,

И слёз горючих над этюдом Черни,

И слёз восторга перед «Баркароллой»
Но ученице – как же ей хотелось

Отбарабанить заданное живо

И вынуть из портфеля «Консуэло»…

Но строг был голос бабушки: «Фальшивишь!»
Взирала сверху гипсовая свита,

Как ёжилась она на табурете:

Казалось, что страдает композитор,

Что умирает юная Одетта…
Сорвался палец с черно-белых клавиш,

И будто в сердце что-то укололо:

«Опять фальшиво, девочка, играешь»-

Спустя десятилетья строгий голос…
Исполняет произведение В. Коровицина «Болеро».
(Слайд 51)

  1. Е. Пасичник, ученица 6 класса

«Наш класс, рояль...»

Н. Битова

Наш класс, рояль, и Вы за ним,

Волшебный звук по классу льётся.

Мы слушаем и все молчим,

Душа наружу будто рвётся.
А музыка прекрасна та…

Не описать её словами.

В ней сила, нежность, красота,

Так тонко передана Вами.
Хочу сказать спасибо Вам,

Что душу нам свою дарили,

За то, что помогали нам,

И нас прекрасному учили.
Исполняет произведение М. Глинки ноктюрн «В разлуке».
(Слайды 52-53)

  1. С. Чертовских, ученик 7 класса

«Пианино»

Я. Бруштейн

Добрая учительница Нина Ростиславна-

Как она старалась, даже плакала порой,

Говорила «Умничка!», одобряла «Славно!»

Юного оболтуса, голова с дырой.
Пальцами корявыми Черни я уродовал,

В детской подсознании злое зло храня.

Нина Ростиславна называла родами

Все свои попытки выучить меня.
Только не рождался я, хоть отрежь да выбрось,

Ваном типа Клиберном, признаю вину…

В клетчатой рубашечке и в штанах на вырост

Убегал до вечера слушать тишину.
Милая, очкастая, золотая Нина…

С прошлым веком мы росли, с ним же и умрем.

Чёрное, огромное это пианино

Называлось просто – «Красным Октябрём».

Исполняет произведение И. Баха «Аллеманда соль-мажор» из «Английской сюиты».
(Слайд 54)

  1. А. Куликова, ученица 7 класса

«Старый рояль»

Джелал

Конечно, стар, но как всегда – роскошен,

В углу гостиной у окна грустит рояль –

Король гармоний. Нынче он заброшен

И не тревожит струн старинных сталь.
Король молчит. Он, может быть, мечтает,

Что Королева вновь к нему придёт

И царских рук стремительный полёт

Его клавиатуру обласкает.
Рояль молчит, он вновь не запоёт.

И струн стальных натянутые нервы

Не вздрогнут вдруг под пальцами Её.

Король своей лишился Королевы.
Но кажется порой – на этих струнах спят

Француза польского пленительные вальсы.

Их тронь – и зазвучат, как много лет назад,

Когда по клавишам Её скользили пальцы.
Исполняет произведение Г. Вавилова «Забытый вальс».



  1. Заключительная часть:

(Слайды 55-57)

- А теперь я попрошу всех учащихся, принимавших участие в концерте, подняться на сцену. Давайте все вместе пообещаем Роялю:

- почаще подходить к инструменту;

- теснее с ним дружить;

- любить музыку;

- сохранить эту любовь на долгие годы.
(Слайды 58-60)

Все вместе читают клятву Роялю:

Рояль я преданно люблю,

Играть я научусь,

Я трудностям не уступлю –

Клянусь, клянусь, клянусь!

Когда меня поманит лень,

Я ей не покорюсь,

Работать буду каждый день –

Клянусь, клянусь, клянусь!

Душа светлей и мысли чисты,

К гармонии стремлюсь,

Кредо и статус пианиста

Не запятнать клянусь!!!

  1. Рефлексия:


(Слайд 61)

Профессиональный психолог проводит тестирование учащихся.

Источники информации:

        1. сайт [email protected]

        2. сайт propianino.ru

        3. сайт «Фортепиано и поэзия»

        4. С. Газарян «В мире музыкальных инструментов», М., Просвещение, 1985 г. с.73, с.121-124