Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Игр и игровых упражнений для работы с детьми, имеющими трудности в развитии |
 Скачать 350.64 Kb. |
1 2 3 КАРТОТЕКА
Игр и игровых упражнений для работы с детьми, имеющими трудности в развитии.
Если ребенок плохо говорит, заикается,
Беспокойные дети,
Дети с нарушением самооценки,
Агрессивные дети,
Замкнутые дети,
Конфликтные дети.
АГРЕССИВНЫЕ ДЕТИ «БРЫКАНИЯ»
«СТРОИТЕЛИ»
«КУКЛА «БОБО»
«ЛЕПИМ СКАЗКУ»
«ВЗАИМООТНОШЕНИЯ»
«КЛЕЕВОЙ ДОЖДИК»
«РАЗЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ»
«СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ»
«КАРИКАТУРА»
«КУЛАЧОК»
«СОВМЕСТНЫЕ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ» «БРЫКАНИЯ»
Ребенок ложится на спину, на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличиваются сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара.
Упр-е способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения.
«СТРОИТЕЛИ»
Каждому ребенку предлагается построить себе дом и рассказать о нем др. детям. Для строительства дома можно использовать все предметы, находящиеся в игровой комнате: маленький стол, стулья, мячи, кегли и т.д. Каждому строителю задаются вопросы:
Удобно ли тебе будет жить в этом доме?
Где ты разместишь приехавших к тебе гостей?
Кто будет жить в этом доме кроме тебя?
Можно спросить детей группы, подходит ли домик строителю? После беседы возможна перестройка дома с помощью других детей. Игра сближает детей в группе, способствует эмоциональному развитию и моторному самовыражению.
«КУКЛА «БОБО»
Вы, наверное, замечали, что агрессия у ребенка постепенно накапливается, и, когда ему удается выплеснуть ее, он снова становится спокойным и уравновешенным. Значит, если дать ребенку возможность выместить агрессию на какой-либо предмет, объект, часть проблем, связанных с его поведением, будет решена. Эта кукла не продается, но вы можете очень легко сделать ее сами, например, из подушки: пришейте к подушке руки и ноги, сделанные из ткани, сделайте «лицо» - кукла готова. Можно сделать ее более плотной. Для этого сшейте чехол продолговатой формы, также прикрепите к нему «ручки», «ножки», и «лицо», набейте полотно ватой или песком и зашейте. Такую куклу ребенок может спокойно бить и пинать, вымещая на ней накопившиеся за день негативные чувства. Безболезненно выразив свою агрессию, ребенок становится более спокоен в повседневной жизни.
«ЛЕПИМ СКАЗКУ»
Детям предлагается всем вместе слепить какую-нибудь сказку. При подборе сказки важно учесть, что в ней достаточно много героев, чтобы каждый ребенок мог лепить одного из них. Перед игрой дети обсуждают фрагмент, который они собираются изобразить, и соотносят друг с другом свои замыслы. Для реализации этого упр-я хорошо подходит сказка «Три медведя».
Работа с пластилином дает возможность сместить «энергию кулака». Разминая пластилин, ребенок направляет на него свою энергию, расслабляет руки, что позволяет косвенным образом реализовать агрессивные чувства. Кроме того, игра развивает и закрепляет навыки совместной деятельности.
«ВЗАИМООТНОШЕНИЯ»
Игра построена на обсуждении стихотворения Л. Кузьмина «Дом с колокольчиком»
Стоит небольшой старинный Дом над зеленым бугром. У входа висит колокольчик, Украшенный серебром. Если ты ласково, тихо В него позвонишь, То поверь, Что в доме проснется старушка, Седая-седая старушка, И сразу откроет дверь. Старушка приветливо скажет: - Входи, не стесняйся, дружок. - На стол самовар поставит,
В печи испечет пирожок.
И будет с тобою вместе
И старую сказку
Расскажет тебе она.
Но если, но если,
Ты в этот уютный дом
Начнешь кулаком стучатся,
Поднимешь трезвон и гром,
То выйдет к тебе не старушка,
А выйдет Баба-Яга,
И не слыхать тебе сказки,
И не видать пирога.
После стихотворения идет обсуждение с детьми, подводится итог, что результат зависит от характера, способа выполнения, намерений.
«КЛЕЕВОЙ ДОЖДИК»
Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.
Подняться и сойти со стула.
Проползти под столами.
Обогнуть «широкое озеро».
Пробраться через «дремучий лес».
Прятаться от «диких животных».
На протяжении всего упр-я дети не должны отцепляться от своего партнера. Упр-е способствует развитию сплоченности группы.
«КАРИКАТУРА»
В группе выбирается один ребенок. Дети обсуждают, какие качества личности они ценят в этом ребенке, а какие им не нравится. Затем группе предлагается нарисовать этого ребенка в шутливом виде. После рисования можно выбрать самый лучший рисунок. На следующем занятии «предметом» обсуждения может стать другой ребенок. Игра помогает осознать свои личностные качества, дает возможность «посмотреть на себя со стороны».
«КУЛАЧОК»
Дайте ребенку какую-нибудь мелкую игрушку или конфету и попросите его сжать кулачок крепко-крепко. Пусть он подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабится, и на ладошке будет красивая игрушка.
Упр-е способствует осознанию эффективных форм поведения, смещению агрегации и мышечной релаксации.
«СОВМЕСТНЫЕ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ»
Для работы с детьми могут с успехом использоваться различные настольные игры, которые предусматривают игру как поодиночке, так и совместно. Например, игра «Конструктор». Детям предлагается вдвоем или втроем собрать какую-нибудь фигуру из деталей. По ходу игры взрослый помогает детям решить возникающие конфликты и избежать их. После игры возможно проигрывание конфликтных ситуаций с нахождением путей выхода из них.
В ходе совместных игр дети овладевают навыками совместного бесконфликтного общения.
«РАЗЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ»
Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчиков. Разними их.
Тебе хочется играть такой же игрушкой, как у одного из ребят из вашей группы. Попроси ее.
Ты очень обидел своего друга, попробуй помириться с ним.
Ты нашел на улице слабого, замерзающего котенка… пожалей его.
«СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ»
Дети сидят, по кругу передавая, друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя по просьбе ведущего, что они составляют единое целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.
Это упражнение формирует чувство близости с другими людьми, способствует принятию детьми друг друга, формирует чувство ценности других и самоценности.
РЕБЕНОК ПЛОХО ГОВОРИТ, ЗАИКАЕТСЯ
«КОМАРЫ» ИГРА ДРАМАТИЗАЦИЯ
«ЧТО ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНО» ВОСПИТАНИЕ ОТРАЖЕННОЙ РЕЧИ
«ПРОГУЛКА В ЛЕСУ» ОБЩЕНИЕ КОРОТКИМИ ФРАЗАМИ
«СЛОЖИ И СКАЖИ» АКТИВИЗАЦИЯ РАЗВЕРНУТОЙ ФРАЗЫ
«ПЕРЕКЛИЧКА ЖИВОТНЫХ» РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ
«ТРУБАЧ»
П/И «СОВУШКА»
П/И «ЗАЙЦЫ И ВОЛК»
«МОЛЧАНКА» РЕЖИМ ОТНОСИТЕЛЬНОГО МОЛЧАНИЯ
«В ГОРАХ»
«СЛЕПОЙ И ПОВОДЫРЬ» УПР-Е НА ВНИМАНИЕ ДР.ДР.
«СЪЕДОБНОЕ - НЕСЪЕДОБНОЕ»
«ВЕСЕЛЫЙ МЯЧИК» ПОДВИЖНЫЕ ЛОГОРИТМИЧНЫЕ ИГРЫ
«СКУЛЬПТОР»
«РОБОТ» УПР-Е НА ВНИМАНИЕ ДР.ДР.
«ПУТЕШЕСТВИЕ»
«РОЛЕВАЯ ИГРА» РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ
«УЛИТОЧКА»
«ЖМУРКИ С ГОЛОСОМ» УПР-Е НА ВЛАДЕНИЕ СВОИМ ГОЛОСОМ
«СКАЗКА»
«МЕТКИЙ СТРЕЛОК» ИГРА НАПРАВЛЕНА НА ВЛАДЕНИЕ СВОИМ ТЕЛОМ
«ОСЕНЬ» ПОДВИЖНЫЕ ЛОГОРИТМИЧНЫЕ ИГРЫ
«УЛАВЛИВАЙ ШЕПОТ» УПР-Е НА ВЛАДЕНИЕ СВОИМ ГОЛОСОМ
«ВОЛШЕБНИК»
«Я ЗНАЮ»
«ИГРУШКИ» ПОДВИЖНЫЕ ЛОГОРИТМИЧНЫЕ ИГРЫ
«Я ЗНАЮ»
Дети стоят в кругу и кидают мяч друг другу со словами: «Я знаю пять имен девочек…» (мальчиков, названий городов, животных,…). Мяч передается на каждое слово, таким образом, ребенок должен кинуть мяч и произнести слово. Ребенок плохо говорит
Упр-я на владение своим голосом
«УЛАВЛИВАЙ ШЕПОТ»
А) Ребенок-ведущий стоит перед другими играющими и дает им команды («руки вверх», «в стороны», «повернись» и т.п.)
Б) Игроки стоят по кругу. Ведущий-ребенок дает команду громким голосом, а потом шепотом называет имя того, кто это должен сделать. Если ребенок не расслышал свое имя, то называют другого. Ведущие периодически меняются.
«ЖМУРКИ С ГОЛОСОМ»
Водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-либо из бегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с места на место, при этом они имитируют различные звуки (кричат петухом, кукушкой, зовут водящего по имени и т.п.).
Если водящий кого-то поймает, ребенок должен подать голос, а водящий угадать, кого он поймал.
«СКАЗКА»
Попробуйте вместе с ребенком разыграть какой-либо сказочный сюжет или, если ребенок умеет читать, прочитать его по ролям. Сказка должна быть подобрана таким образом, чтобы герои в ней говорили разными голосами (Например, «Три медведя»). Сказка инсценируется или читается, обращая внимание на голоса героев. Ребенок должен попробовать исполнить все роли. Ребенок плохо говорит
Игры, направленные на овладение своим телом
«МЕТКИЙ СТРЕЛОК»
ЦЕЛЬ ИГРЫ: попасть пальцем руки в центр ладони соперника. Сначала «мишень» держится без движения: ладонь повернута вверх, вниз, вправо, влево.
Потом начинает перемещаться в пространстве.
«ПРИЛИПШАЯ РУКА»
Игра идет в паре. Рука одного ребенка «прилипла» к голове другого. Голова «убегает» от руки, а рука старается не отрываться от нее. Потом наоборот «убегает» рука. В этой игре обязательна должна быть смена ролей.
Ребенок плохо говорит Подвижные логоритмичные игры
«ОСЕНЬ»
Дети напевают песенку, сопровождая слова движениями. Они должны договориться между собой, какие движения и в какой последовательности будут использоваться. Например:
Дует, дует ветер, дует – надувает
(плавные движения руками вверх-вниз),
Желтые листочки с дерева срывает
(кружатся на месте),
И летят листочки, кружат по дорожке
(кружатся вокруг воображаемых или бутафорских деревьев),
Падают листочки прямо нам под ножки
(Медленно приседают). Таким образом могут разыгрываться и другие песенки, предлагаемые детьми. «ВЕСЕЛЫЙ МЯЧИК»
Дети встают в круг и под музыку начинают передавать мяч друг другу со словами:
Ты катись, веселый мячик,
Быстро, быстро по рукам.
У кого веселый мячик –
Гопака танцует нам.
У кого в руках на последнем слове оказывается мяч, выходит в круг и танцует. «ИГРУШКИ»
Игрушки, выбранные детьми, расположены на стульях. Дети под музыку двигаются по комнате. При остановке музыки они должны как можно быстрее добраться до своей игрушки.
«СОВУШКА»
Ребенок в шапочке-маске сидит на стульчике. Он – сова. Остальные дети – птички – летают вокруг и говорят:
Совушка – сова,
Большая голова,
На пеньке сидит,
Глазами не глядит
Да вдруг как полетит.
Последние слова – сигнал – произносит воспитатель, впоследствии – ребенок водящий. Совушка ловит птичек, кого поймает, тот становится совой.
«ЗАЙЦЫ И ВОЛК»
Дети под руководством воспитателя выбирают считалкой волка. Остальные – зайцы. Зайцы сидят на стульчиках и воспитатель с ними говорит текст:
Зайки скачут: скок, скок, скок,
На зелененький лужок.
Травку щиплют, кушают,
Осторожно слушают –
Не идет ли волк?
Дети встают со стульчиков и выполняют задания игры. Логопед вдруг восклицает: «Волк!». Дети бегут и садятся на стульчики, а волк их ловит. Тот, кого волк коснется, становится волком. «СКУЛЬПТОР»
Упр-е в парах: взрослый – ребенок или ребенок – ребенок. Один из участников – скульптор, который «лепит» фигуру (любую, по своему усмотрению, или по заданию другими участниками) из своего партнера. После этого ребенок-скульптор рассказывает о том, что он слепил, и о характере того, кто изображен. Присутствующие задают ему вопросы. Хорошо, когда «лепят» одновременно несколько пар.
В этом упр-ии должна быть обязательна смена ролей.
«ВОЛШЕБНИК»
Волшебник (ведущий) заколдовывает остальных детей так, что они начинают выполнять только его команды. Сначала он дает команды словесно и подкрепляет их действием, потом ограничивается только словесной командой. При усложнений в действие могут включаться 3-4 части тела одновременно. Ребенок плохо говорит
Игры направленные на развитие воображения
«НА БАЛУ У КОРОЛЯ»
Дети «приезжают» в сказочное королевство и попадают на бал к королю. Они должны придумать себе маскарадные костюмы и рассказать о них. В дальнейшем разыгрывается ситуация бала: представление гостя королю и королеве, вручение им подарков, различные игры, танцы.
Игра способствует развитию уверенности в себе и формирует навыки общения со старшими.
«УЛИТОЧКА»
Водящий (улиточка) становится в центр круга, ему завязывают глаза. Каждый из участников, изменяя голос, спрашивает:
Улиточка, улиточка,
Высунь-ка рога.
Дам тебе я сахара,
Кусочек пирога.
Угадай, кто я?
Тот, чей голос водящий угадал, сам становится улиточкой.
«РОЛЕВАЯ ИГРА»
Ребенок выбирает определенную роль. Описывает, как он выглядит, говорит, одевается, передвигается и т.п. Большое внимание уделяется тому, как он будет себя вести, чем заниматься. Исполняя эту роль. Например, ребенок выбирает роль медвежонка Гамми. Он прыгает, как медвежонок, пьет волшебный сок и рассказывает различные истории из жизни медведей.
Эта игра может быть использована как подготовительный этап к самостоятельной игре детей. На основе выбранных ролей дети организуют сюжетно-ролевую игру («Школа», «Магазин», «Парикмахерская» и т.п.). Тема игры может быть выбрана ими заранее или развиваться по ходу игры. «АВТОБУС»
В игре могут участвовать несколько детей и взрослых. Посередине комнаты выстраиваются стульчики (парами, как в автобусе), между ними – проход для кондуктора. Кондуктор продает билеты, спрашивая до какой остановки едет пассажир.
Ребенок-пассажир придумывает, до какой остановки он едет и с какой целью. По пути дети «выходят» на различных остановках, где их могут ждать различные игры и упр-я, соответствующие названию остановки. На обратном пути пассажиры вновь занимают свои места. Происходит обмен впечатлениями. Упр-я на внимание друг другу
«РОБОТ»
А) В эту игру можно играть как в группе, так и индивидуально со своим ребенком. В игровой комнате прячется какой-либо предмет или игрушка втайне от выбранного ребенка – «робота». «Робот двигается по указанию других участников «прямо», «влево», «вправо». Согласно этим указаниям, он должен найти предмет.
Б) Участники не указывают «роботу» конкретный маршрут движения, а лишь говорят «горячо» или «тепло» при приближении к нему, или «прохладно» - «холодно» при удалении. Цель «робота» остается той же – найти предмет.
«ПУТЕШЕСТВИЕ»
Вы с ребенком или группа детей отправляетесь в путешествие. Ребенок придумывает, куда, зачем, на чем будет передвигаться. Все это обсуждается с детьми, они задают друг другу вопросы. Можно попросить ребенка показать без слов способ своего передвижения. Игра «Путешествие» может использоваться самостоятельно или как подготовительный этап к следующей игре.
«СЛЕПОЙ И ПОВОДЫРЬ»
Упр-е в парах. Один из участников – «слепой», второй – его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия, которые созданы заранее (мебель, столы, стулья, также препятствия могут быть другие люди). У «слепого» завязаны глаза. Цель «поводыря» - провести его так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута участники меняются ролями. Для повышения интереса можно иногда менять маршрут.
Эта игра способствует развитию доверия друг к другу и развитию чувства безопасности по отношению к другим людям. После игры желательно обсудить с ребенком ее ход, спросить его, что чувствовал, будучи «слепым» и «повыдерем», было ли ему уютно в этих ролях, что хотелось сделать во время игры, как изменить ситуацию и т.д.
«СЪЕДОБНОЕ - НЕСЪЕДОБНОЕ»
Ведущий – ребенок называет какой-либо предмет и бросает мяч другому ребенку. В случае, если этот предмет съедобный, участник ловит мяч, если нет – отбрасывает. В случае неправильного действия участника происходит смена ведущего. Режим относительного молчания
«МОЛЧАНКА»
Взрослый ставит на видном месте часы (детям особенно интересно, если это песочные часы) и объявляет «Долго язычок болтал. Он устал и замолчал. Кто первым заговорит, с того и фант.» в течении определенного времени ребенку предлагается молча, спокойно заниматься рисованием, лепкой и т.д. проигравший ребенок по предварительному уговору.
«В ГОРАХ»
Путешественники идут по горным тропам. Кругом заснеженные вершины. Это очень красивые, но опасные места. Разговаривать нельзя: от звука голоса могут сорваться нависшие шапки снега, начнется обвал. В горах на трудных переходах всегда соблюдают полную тишину… здесь можно использовать рюкзак, палку, компас. На привале можно спеть песни, послушать чтение (взрослого). В конце игры участникам присваивается звание «Отважный турист». Речевое дыхание.
«ПЕРЕКЛИЧКА ЖИВОТНЫХ»
Взрослый распределяет между детьми роли различных животных, птиц. Дети должны, услышав от ведущего название своего животного на медленном выдохе произнести соответствующее звукоподражание. Игра оживляется, если ведущий старается запутать играющих: называет животное, а сам смотрит на ребенка, исполняющего совсем другую роль.
«ТРУБАЧ»
Дети подносят к лицу сжатые кулачки, располагая их друг перед другом. На выдохе медленно дуют в «трубу». Общение короткими фразами.
«ПРОГУЛКА В ЛЕС»
Дети прячутся за стульчиками расставленными произвольно по группе (разбрелись по лесу). Ведущий ищет и окликает играющих по очереди. Каждый ребенок, услышав свое имя, поднимается, складывает руки топором и произносит: «Ау». Взрослый добивается длительного выдоха, звучность голоса, точность артикуляции. (Тебя не слышно, Вова, отзовись еще раз!). Активизация развернутой фразы.
«СЛОЖИ И СКАЖИ»
Воспитатель: Как-то пришел к нам злой Волшебник и разрезал пополам интересные картинки. Давайте сложим их и скажем что там изображено.
Дети по очереди берут половинки картинок из стопки. Обращаются друг к другу, стараясь отыскать недостающую половинку. Во время игры возникают естественные диалоги. Когда картинка сложена, ребенок должен по ней составить полное распространенное предложение. Выигрывает тот, кто первый составит три целые картинки. Игра – драматизация
«КОМАРЫ»
Можно проводить как хоровую, так и индивидуальную драматизацию.
Одни дети: Вы уж будьте так добры:
Не кусайте вы меня
Столько раз средь бела дня.
Другие дети: Мы и так к тебе добры.
Ведь кусаем мы тебя,
Хоть до крови, но любя. Воспитание отраженной речи.
Дид. Игра (для детей 6-7 лет).
«ЧТО ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНО»
перед детьми лежат карточки картинами вверх. Воспитатель: у меня кувшин из стекла и портфель из кожи. Ребенок повторяет и кладет карточку на середину стола.
Воспитатель: у меня стакан из стекла и платье из ситца. Другой ребенок повторяет и выкладывает свою карточку к первой. Игра заканчивается выявлением победителя.
|
1 2 3 |
|