Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Урок должен быть воспитывающим и развивающим. На каждом уроке должна вестись коррекционно-развивающая работа


Скачать 70.29 Kb.
НазваниеУрок должен быть воспитывающим и развивающим. На каждом уроке должна вестись коррекционно-развивающая работа
Дата21.04.2016
Размер70.29 Kb.
ТипУрок

 Требования к уроку в специальной (коррекционной) школе VIII вида


  1. Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения.

  2. Урок должен быть воспитывающим и развивающим.

  3. На каждом уроке должна вестись коррекционно-развивающая работа.

  4. Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей.

  5. На каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся.

  6. На уроке должны осуществляться межпредметные связи.

  7. Урок должен быть оснащен:

    • техническими средствами обучения;

    • дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы, алгоритмы рассуждений, перфокарты, перфоконверты и т.п.);

    • весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка, связываться с логикой урока.

  8. На уроке должны осуществляться инновационные процессы.

  9. Необходимо введение в обучение компьютеров.

  10. На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим:

    • проведение физминуток (начальная школа – 2-3 физминутки, старшая школа – 1 физминутка);

    • соответствие мебели возрасту детей;

    • соответствие дидактического материала по размеру и цвету;

    • соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;

    • соблюдение санитарно-гигиенических требований.

  11. Урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:

    • оказывать всестороннюю педагогическую поддержку умственно отсталому ребенку;

    • способствовать социальной адаптации аномально развивающегося ребенка.

При подготовке к уроку следует помнить:

  1. Тема урока.

  2. Тип урока.

  3. Основная цель урока.

  4. Задачи урока (образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные).

  5. Как все этапы урока будут работать на достижение главной цели урока.

  6. Формы и методы обучения.

  7. Оценка учащихся.

  8. Анализ урока.

 

Типы уроков

  1. Урок изучения нового материала.

  2. Урок закрепления знаний.

  3. Урок обобщения и систематизации знаний.

  4. Урок проверки и оценки знаний.

  5. Комбинированный урок.

  6. Урок-игра.

  7. Урок-экскурсия.

  8. Урок-диалог.

 

Этапы урока

  1. Организация начала урока.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

  4. Изучение нового материала.

  5. Первичная проверка усвоения знаний.

  6. Закрепление знаний.

  7. Обобщение и систематизация знаний.

  8. Контроль и проверка знаний.

  9. Подведение итогов урока.

  10. Информация о домашнем задании и выставление оценок.

Наличие того или иного этапа урока зависит от типа урока.

 

Образовательные задачи:

  • формировать (формирование) у учащихся представления о …;

  • выявить (выявлять)…;

  • знакомить, познакомить, продолжать знакомить…;

  • уточнить…;

  • расширить…;

  • обобщить…;

  • систематизировать…;

  • дифференцировать…;

  • учить применять на практике…;

  • учить пользоваться…;

  • тренировать…;

  • проверить….

Коррекционно-развивающие задачи:

  • корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…;

  • коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение…;

  • коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом)…;

  • коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) …;

  • коррекция и развитие зрительных восприятий…;

  • развитие слухового восприятия…;

  • коррекция и развитие тактильного восприятия…;

  • коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…;

  • коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…;

  • коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…;

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к учебе, предмету;

  • воспитывать умение работать в парах, в команде;

  • воспитывать самостоятельность;

  • воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к …, трудолюбие, умение сопереживать и т.п.)

Формулировка задач на урок зависит от темы урока, подобранных заданий и типа урока. Например, на уроке изучения нового материала – дать понятия, познакомить, на уроке закрепления знаний – закрепить, повторить и т.п.

 

Методы обучения:

  • объяснение;

  • рассказ;

  • демонстрация;

  • наблюдение;

  • работа с книгой;

  • игра;

  • упражнение;

  • лабораторно-практическая работа;

  • практическая работа;

  • самостоятельная работа;

  • применение технических средств обучения;

  • программированное обучение;

  • проблемное обучение.

Прием – это часть метода. Например, при использовании метода упражнений применяются следующие приемы: сообщение условий задания, запись условий, выполнение задания, анализ результатов выполнения задания, контроль за правильностью выполнения задания.

 

 

Примерный план урока

Тип урока – комбинированный

Тема урока

Задачи урока:

  • образовательная;

  • коррекционно-развивающая;

  • воспитывающая.

Оборудование урока

1) Организационный этап

Цель – подготовка учащихся к работе на уроке. Содержание этапа (возможные ва-рианты):

  • по звонку найти свое место;

  • взаимное приветствие;

  • рапорт дежурного, определение отсутствующих;

  • запись числа;

  • настрой учащихся на работу, организация внимания;

  • проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид);

  • сообщение темы и цели урока.

2) Проверка домашнего задания

Цель – установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, определить типичные недостатки, выявить уровень знаний учащихся, повторить прой-денный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях. Воз-можные варианты проверки домашнего задания:

  • фронтальный опрос;

  • индивидуальный опрос с вызовом к доске;

  • фронтальный письменный опрос (у доски, по карточкам);

  • индивидуальный письменный опрос;

  • уплотненный опрос (сочетание фронтального и индивидуального, устного и письменного);

  • практическая работа;

  • программированный контроль;

  • проверка тетрадей;

  • технические средства обучения.

3) Подготовка учащихся к усвоению нового материала

Цель – организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, це-ли и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы. Ввод нового понятия возможен разными способами:

  • загадка;

  • ребус;

  • кроссворд;

  • игра "Четвертый лишний";

  • словарная работа (связь с новым материалом);

  • проблемный вопрос.

4) Сообщение нового материала

Цель – дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе, правиле, явлении и т.п. Сообщение нового материала возможно:

  • в виде рассказа учителя (научный, доступный, в меру эмоциональный, по-следовательный, с опорой на наглядность, с проведением словарной работы, с выводами);

  • самостоятельное знакомство с новым материалом путем наблюдения и ис-пользования учебника;

  • вводной беседы (если у учащихся есть запас сведений по данной теме);

  • чередование беседы и рассказа;

  • применение ТСО.

5) Закрепление полученных знаний

Цель – закрепит знания и умения, необходимые для самостоятельной работы уча-щихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации. Используе-мые методы:

  • беседа;

  • работа с учебником;

  • работа с тетрадью;

  • практическая работа;

  • программированные задания;

  • дидактические игры;

  • ТСО;

  • таблицы, схемы, тесты;

  • самостоятельная работа.

6) Подведение итогов

Цель – сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.