Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Программа факультативного курса «Текстовые задачи в школьном курсе математики» 6 класс


Скачать 85.8 Kb.
НазваниеПрограмма факультативного курса «Текстовые задачи в школьном курсе математики» 6 класс
Дата06.05.2016
Размер85.8 Kb.
ТипПрограмма

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Староакульшетская общеобразовательная школа.


Авторская

программа

факультативного курса

«Текстовые задачи

в школьном

курсе математики»
6 класс


Учитель

высшей квалификационной категории

МКОУ Староакульшетской ООШ

Пряженникова Н.В.


2014
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Староакульшетская основная общеобразовательная школа.
Пояснительная записка.
Анализ результатов проведения ЕГЭ с момента его существования говорит о том , что решаемость задания содержащего текстовую задачу

составляет в среднем около 30%.Такая ситуация позволяет сделать вывод, что большинство учащихся не в полной мере владеет техникой решения текстовых задач и не умеет за их часто традиционной формулировкой увидеть типовые задания, которые были достаточно хорошо отработаны

на уроках в рамках школьной программы. По этой причине возникла необходимость более глубокого изучения этого традиционного раздела элементарной математики.

В данном курсе систематизируется выбор методики решения задач. Обучение решению задач – это не столько обучение получению правильных ответов в некоторых типичных ситуациях, сколько обучение поиску решения , накопление опыта мыслительной деятельности, открытие учащимися применимости математики для решения разнообразных задач, возможность приохотится к занятиям математикой.

Существует мнение , что раннее применение уравнений для решения задач

без достаточной подготовки мышления учащихся малоэффективно. И это не удивительно.

Исторически люди пришли к применению уравнений ,обобщая решения задач, в которых приходилось оперировать с неизвестным числом , называемом словами «куча», «часть», и т. п.

Думается , что ребенок должен пройти тот же путь- сначала рассуждать о частях ,опираясь на воображаемые действия с конкретными предметами или величинами, и лишь потом подойти к применению уравнения За этот путь говорят и особенности мышления учащихся 5-6-х классов, тяготеющего к оперированию наглядными образами , а не абстрактными моделями.

Арифметические способы решения задач имеют преимущество перед алгебраическими уже потому . что результат каждого отдельного шага в решении по действиям имеет совершенно наглядное и конкретное истолкование , не выходящее за рамки опыта учащихся .Неслучайно школьники быстрее и лучше усваивают различные приемы рассуждений ,

опирающиеся на воображаемые действия с известными величинами , чем единый для задач с различной арифметической ситуацией способ решения, основанный на применении уравнений.

Данный курс поможет школьникам систематизировать полученные на уроках знания по решению текстовых задач и открыть для себя новые методы их решения , которые не рассматриваются в рамках школьной программы.


Цели и задачи курса:


  • Систематизировать ранее полученные знания по решению текстовых задач;

  • Познакомить учащихся с разными типами задач, особенностями методики и различными способами их решения ;

  • Реализовать межпредметные связи;


Ожидаемые результаты:
После изучения курса учащиеся должны:

  • Уметь определять тип текстовой задачи , знать особенности методики ее решения, использовать при решении различные способы;

  • Уметь применять полученные математические знания при решении задач;

  • Уметь использовать дополнительную математическую литературу.


Содержание курса
Задачи по теме «Натуральные числа» (14 час)

Текстовая задача. Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовых задач арифметическими приемами. Решение некоторых задач с помощью кругов Эйлера. Повторение связи отношений « на больше», «на меньше». Правильный выбор арифметических действий.

Повторение связей «больше в …», «меньше в…». Подготовка учащихся к самостоятельному введению частей, когда о них не говорится явно. Наглядное представление условия задач «на части». Старинные задачи.

Задачи на движение по реке. Задачи на движение. Скорости при удалении

и сближении. Собственная скорость.
Задачи по теме «Рациональные числа» (5час)
Обозначение долей в виде дроби. Нахождение числа по его дроби. Нахождение части числа. Задачи на переливание. Старинные задачи.

Задачи на совместную работу.
Задачи по теме «Пропорция» (6час)
Задачи на прямую и обратную пропорциональную зависимость.

Простые задачи на пропорцию. Сложные задачи на пропорцию.

Использование умножение на десятичную дробь в задачах на проценты.

Нахождение 1 %.Деление на десятичную дробь в задачах на проценты.

Нахождение процентного отношения.
Задачи на составление уравнений (3час)
Подготовка учащихся к использованию линейных уравнений.

Анализ задачи . Выбор решения. Простые задачи , решаемые с помощью уравнений. Более сложные задачи , решаемые с помощью уравнений.
Задачи по теме «Конкурс »(6 час)
Решение конкурсных задач «Кенгуру ».

Решение конкурсных задач «Олимпус»

Решение конкурсных задач «Пермские конкурсные»
Учебный план

курса «Текстовые задачи в школьном курсе математики»





Учебный материал

Кол-во час

Сроки




Тема «Натуральные числа»







1.

Сложение и вычитание натуральных чисел.

Круги Эйлера.

2час




2.

Умножение и деление натуральных чисел.

Старинные задачи.

2час




3.

Задачи на «части»

2час




4.

Задачи на нахождение двух чисел по их сумме и разности.

2час




5.

Задачи на движение по реке.

3час




6.

Задачи на движение.

3час








Тема «Рациональные числа»








7.

Вводные задачи

1час




8.

Задачи на дроби.

1час




9.

Сложение и вычитание обыкновенных дробей.

1час




10.

Умножение и деление обыкновенных дробей.

1час




11.

Задачи «на совместную работу»

1час








Тема «Задачи на пропорции.»








12.

Нахождение процентов числа.

2час




13.

Нахождение числа по его процентам.

2час




14.

Нахождения процентного отношения.

2час








Тема «Задачи на составление уравнений»








15.

Задачи с использованием линейных уравнений.

3час








Тема «Конкурсныезадачи»








16.

Конкурсные задачи «Кенгуру»

3час




17.

Конкурсные задачи «Олимпус»

3час







Итого:

34 час




Используемая литература.

  1. А.В. Шевкин.

Обучение решению текстовых задач в 5-6 классах.

Книга для учителя. М.ТИД «Русское слово - РС», 2002

  1. Курс «Текстовые задачи в школьном курсе математики»

  2. Журналы «Математика» №17-21 ,2005г

ИД «Первое сентября»

  1. Итоги

Журнал «Математика»№19 2008г

ИД «Первое сентября»

  1. Итоги Всероссийского конкурса «Кенгуру -2011,2012,2013»

Журнал «Математика»

ИД «Первое сентября»

  1. Я.И.Перельман

« Занимательная арифметика»

«Занимательная алгебра»

АСТ –Астрель 2005г,2006

  1. .Э.Г.Якуба. Из опыта преподавания математики в 4-5 классах.-

М., Издательство «Просвещение», 1974г.

8.Давыдов В.В.Теория развивающего обучения,-М.,1996г.

9.Узорова О.В.,Нефедова Е.А.

2500задач по математике: 1-4 классы(1-4);-М.,Астрель2005г
10. ИД« Первое сентября»

№18-2006г

Электронные учебные пособия

1.Диски .Приложения к журналу «1 сентября»

2.Тренажер.

Технические средства обучения

Компьютер, медиапроектор

Интернет-ресурс

3. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

4. www.mathvaz.ru - досье школьного учителя математики

Документация, рабочие материалы для учителя математики
5. ns/portal.ru"Сеть творческих учителей"

6. www .festival.1september.ru   Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"

7. www,1september.ru