Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Программа факультативного курса «Текстовые задачи в школьном курсе математики» 6 класс |
 Скачать 85.8 Kb. |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Староакульшетская общеобразовательная школа.
Авторская
программа
факультативного курса
«Текстовые задачи
в школьном
курсе математики» 6 класс
Учитель
высшей квалификационной категории
МКОУ Староакульшетской ООШ
Пряженникова Н.В.
2014 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Староакульшетская основная общеобразовательная школа. Пояснительная записка. Анализ результатов проведения ЕГЭ с момента его существования говорит о том , что решаемость задания содержащего текстовую задачу
составляет в среднем около 30%.Такая ситуация позволяет сделать вывод, что большинство учащихся не в полной мере владеет техникой решения текстовых задач и не умеет за их часто традиционной формулировкой увидеть типовые задания, которые были достаточно хорошо отработаны
на уроках в рамках школьной программы. По этой причине возникла необходимость более глубокого изучения этого традиционного раздела элементарной математики.
В данном курсе систематизируется выбор методики решения задач. Обучение решению задач – это не столько обучение получению правильных ответов в некоторых типичных ситуациях, сколько обучение поиску решения , накопление опыта мыслительной деятельности, открытие учащимися применимости математики для решения разнообразных задач, возможность приохотится к занятиям математикой.
Существует мнение , что раннее применение уравнений для решения задач
без достаточной подготовки мышления учащихся малоэффективно. И это не удивительно.
Исторически люди пришли к применению уравнений ,обобщая решения задач, в которых приходилось оперировать с неизвестным числом , называемом словами «куча», «часть», и т. п.
Думается , что ребенок должен пройти тот же путь- сначала рассуждать о частях ,опираясь на воображаемые действия с конкретными предметами или величинами, и лишь потом подойти к применению уравнения За этот путь говорят и особенности мышления учащихся 5-6-х классов, тяготеющего к оперированию наглядными образами , а не абстрактными моделями.
Арифметические способы решения задач имеют преимущество перед алгебраическими уже потому . что результат каждого отдельного шага в решении по действиям имеет совершенно наглядное и конкретное истолкование , не выходящее за рамки опыта учащихся .Неслучайно школьники быстрее и лучше усваивают различные приемы рассуждений ,
опирающиеся на воображаемые действия с известными величинами , чем единый для задач с различной арифметической ситуацией способ решения, основанный на применении уравнений.
Данный курс поможет школьникам систематизировать полученные на уроках знания по решению текстовых задач и открыть для себя новые методы их решения , которые не рассматриваются в рамках школьной программы.
Цели и задачи курса:
Систематизировать ранее полученные знания по решению текстовых задач;
Познакомить учащихся с разными типами задач, особенностями методики и различными способами их решения ;
Реализовать межпредметные связи;
Ожидаемые результаты: После изучения курса учащиеся должны:
Уметь определять тип текстовой задачи , знать особенности методики ее решения, использовать при решении различные способы;
Уметь применять полученные математические знания при решении задач;
Уметь использовать дополнительную математическую литературу.
Содержание курса Задачи по теме «Натуральные числа» (14 час)
Текстовая задача. Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовых задач арифметическими приемами. Решение некоторых задач с помощью кругов Эйлера. Повторение связи отношений « на больше», «на меньше». Правильный выбор арифметических действий.
Повторение связей «больше в …», «меньше в…». Подготовка учащихся к самостоятельному введению частей, когда о них не говорится явно. Наглядное представление условия задач «на части». Старинные задачи.
Задачи на движение по реке. Задачи на движение. Скорости при удалении
и сближении. Собственная скорость. Задачи по теме «Рациональные числа» (5час) Обозначение долей в виде дроби. Нахождение числа по его дроби. Нахождение части числа. Задачи на переливание. Старинные задачи.
Задачи на совместную работу. Задачи по теме «Пропорция» (6час) Задачи на прямую и обратную пропорциональную зависимость.
Простые задачи на пропорцию. Сложные задачи на пропорцию.
Использование умножение на десятичную дробь в задачах на проценты.
Нахождение 1 %.Деление на десятичную дробь в задачах на проценты.
Нахождение процентного отношения. Задачи на составление уравнений (3час) Подготовка учащихся к использованию линейных уравнений.
Анализ задачи . Выбор решения. Простые задачи , решаемые с помощью уравнений. Более сложные задачи , решаемые с помощью уравнений. Задачи по теме «Конкурс »(6 час) Решение конкурсных задач «Кенгуру ».
Решение конкурсных задач «Олимпус»
Решение конкурсных задач «Пермские конкурсные» Учебный план
курса «Текстовые задачи в школьном курсе математики»
№
| Учебный материал
| Кол-во час
| Сроки
|
| Тема «Натуральные числа»
|
|
| 1.
| Сложение и вычитание натуральных чисел.
Круги Эйлера.
| 2час
|
| 2.
| Умножение и деление натуральных чисел.
Старинные задачи.
| 2час
|
| 3.
| Задачи на «части»
| 2час
|
| 4.
| Задачи на нахождение двух чисел по их сумме и разности.
| 2час
|
| 5.
| Задачи на движение по реке.
| 3час
|
| 6.
| Задачи на движение.
| 3час
|
|
|
Тема «Рациональные числа»
|
|
| 7.
| Вводные задачи
| 1час
|
| 8.
| Задачи на дроби.
| 1час
|
| 9.
| Сложение и вычитание обыкновенных дробей.
| 1час
|
| 10.
| Умножение и деление обыкновенных дробей.
| 1час
|
| 11.
| Задачи «на совместную работу»
| 1час
|
|
|
Тема «Задачи на пропорции.»
|
|
| 12.
| Нахождение процентов числа.
| 2час
|
| 13.
| Нахождение числа по его процентам.
| 2час
|
| 14.
| Нахождения процентного отношения.
| 2час
|
|
|
Тема «Задачи на составление уравнений»
|
|
| 15.
| Задачи с использованием линейных уравнений.
| 3час
|
|
|
Тема «Конкурсныезадачи»
|
|
| 16.
| Конкурсные задачи «Кенгуру»
| 3час
|
| 17.
| Конкурсные задачи «Олимпус»
| 3час
|
|
| Итого:
| 34 час
|
| Используемая литература.
А.В. Шевкин.
Обучение решению текстовых задач в 5-6 классах.
Книга для учителя. М.ТИД «Русское слово - РС», 2002
Курс «Текстовые задачи в школьном курсе математики»
Журналы «Математика» №17-21 ,2005г
ИД «Первое сентября»
Итоги
Журнал «Математика»№19 2008г
ИД «Первое сентября»
Итоги Всероссийского конкурса «Кенгуру -2011,2012,2013»
Журнал «Математика»
ИД «Первое сентября»
Я.И.Перельман
« Занимательная арифметика»
«Занимательная алгебра»
АСТ –Астрель 2005г,2006
.Э.Г.Якуба. Из опыта преподавания математики в 4-5 классах.-
М., Издательство «Просвещение», 1974г.
8.Давыдов В.В.Теория развивающего обучения,-М.,1996г.
9.Узорова О.В.,Нефедова Е.А.
2500задач по математике: 1-4 классы(1-4);-М.,Астрель2005г 10. ИД« Первое сентября»
№18-2006г
Электронные учебные пособия
1.Диски .Приложения к журналу «1 сентября»
2.Тренажер.
Технические средства обучения
Компьютер, медиапроектор
Интернет-ресурс
3. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
4. www.mathvaz.ru - досье школьного учителя математики
Документация, рабочие материалы для учителя математики 5. ns/portal.ru"Сеть творческих учителей"
6. www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
7. www,1september.ru |
|
|