Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Учебное пособие по дисциплине «бухгалтерское дело» для студентов, обучающихся по направлению 080100 «Экономика»


Скачать 2.78 Mb.
НазваниеУчебное пособие по дисциплине «бухгалтерское дело» для студентов, обучающихся по направлению 080100 «Экономика»
страница1/32
Дата26.04.2016
Размер2.78 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Нижневартовский филиал

Негосударственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Институт бизнеса и права»

И.К. Мясникова


УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БУХГАЛТЕРСКОЕ ДЕЛО»
для студентов, обучающихся

по направлению 080100 «Экономика»

г. Нижневартовск

2012

Рецензент:
генеральный директор ООО «Югра - Аудит» (кандидат экономических наук, доцент М.Г. Сюткина)

Учебное пособие подготовлено для студентов Института бизнеса и права, обучающихся по специальности «Экономика».

Данное пособие нацелено на формирование у студентов, навыков работы с законодательной базой, связанной с организацией бухгалтерского дела в организациях.

Основу бухгалтерского дела составляют: теория бухгалтерского учета (наука), прикладная бухгалтерская деятельность (практика) и собственно бухгалтер с необходимым этическим и профессиональным уровнем.

В бухгалтерском деле современная профессиональная деятельность бухгалтера рассматривается по всем ее направлениям – изучение теоретических и методологических основ бухгалтерского учета, его ведение, составление отчетности; формирование учетной политики организации; контроль, анализ отчетных данных; участие в профессиональных организациях; повышение профессиональных и морально-этических качеств; по другим направлениям.


Общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК)
(ОК-1) Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

(ОК-5) Умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

(ОК-9) Способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

(ОК-11) Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.

(ПК-1) Способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;

(ПК-4) Способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;

(ПК-5) Способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы;

(ПК-7) Способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений;

(ПК-10) Способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии.

ВВЕДЕНИЕ



В условиях развития и совершенствования рыночных отношений повышаются требования к оперативности и качеству принимаемых управленческих решений. Основанием для выработки таких решений являются данные о финансовом положении организации, размере и структуре активов, находящихся в распоряжении организации, а также о состоянии ее собственного и заемного капитала. Эти данные формируются, обобщаются и группируются в процессе ведения бухгалтерского дела.

Бухгалтерское дело – это профессиональная деятельность бухгалтера по организации и ведению учета, составлению отчетности, контролю и анализу отчетных данных, а так же участию в профессиональных организациях.

Сущность бухгалтерского дела заключается в изучении профессиональной деятельности специалистов в области бухгалтерского учета по сбору, регистрации, обобщению информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех фактов хозяйственной жизни, организации документооборота и хранения документов.

За счет улучшения ведения бухгалтерского дела предприятия и организации получают реальный шанс улучшить качество своего управления. Что является одной из актуальнейших задач современной российской экономики.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ БУХГАЛТЕРСКОГО ДЕЛА, ЕГО СОДЕРЖАНИЕ

1.1. Определение бухгалтерского учета



Бухгалтерский учет – это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Бухгалтерский учет обязаны вести все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Основные цели бухгалтерского учета – анализ, интерпретация и использование экономической информации для выявления тенденций развития организации, выбора альтернатив и принятия управленческих решений. Учетная информация используется на следующих уровнях управления: внутрихозяйственном (в производственных подразделениях – данные первичного и сводного учета), общехозяйственном (по организации в целом – данные текущего бухгалтерского учета, включая отчетность) и внешнем (используется в основном отчетность от текущей до годовой). Кроме информационной бухгалтерский учет выполняет контрольную функцию, суть которой сводится, во-первых, к иллюстрации выполнения организационного плана и оценке рентабельности каждой отрасли производства; во-вторых, к предотвращению недостатков в работе, нерационального использования ресурсов и, следовательно, к сохранности средств организации.

Перед бухгалтерским учетом стоят следующие основные задачи:

  1. формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним (руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации) и внешним (инвесторам, поставщикам, кредиторам, налоговым, финансовым и банковским органам и др.) пользователям бухгалтерской отчетности;

  2. обеспечение соответствующих пользователей информацией для контроля соблюдения законодательства Российской Федерации при совершении в организации фактов хозяйственной жизни, наличия и движения имущества и обязательств, использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

  3. предотвращение отрицательных результатов в хозяйственно-финансовой деятельности организации;

  4. выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости организации;

  5. оценка фактического использования выявленных резервов.

Для выполнения задач, стоящих перед бухгалтерским учетом сформулированы основные требования к его ведению:

1) оценка имущества в рублях;

2) раздельный учет собственного имущества и имущества других организаций;

3) непрерывность учета во времени;

4) ведение учета двойной записью в системе счетов;

5) соблюдение тождества данных синтетического и аналитического учета;

6) отражение фактов хозяйственной жизни на счетах без всякого изъятия;

7) раздельное отражение затрат на производство и капитальные вложения.

Реформирование бухгалтерского учета потребовало разделения бухгалтерского учета на две подсистемы: финансовый и управленческий учет.

С принятием главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в бухгалтерском учете появилась еще одна подсистема – налоговый учет.

В финансовом учете формируется информация по общим показателям деятельности организации, используемая как для внутреннего управления, так и для целей внешних пользователей. В функции финансового учета организации входят отражение всех активов (имущества), обязательств, собственного и заемного капитала, финансовых результатов деятельности организации и гарантированное раскрытие существенной финансовой информации в публичной отчетности.

В управленческом учете формируется внутренняя информация о деятельности организации, т. е. необходимая для управления организацией.

В функции управленческого учета организации входят:

  1. планирование, прогнозирование, нормирование и учет производственных затрат, калькулирование себестоимости продукции, а также прогнозирование, планирование и учет текущих расходов отчетного периода;

  2. планирование, учет и анализ доходов и результатов деятельности по направлениям, срокам, видам продукции, рынкам сбыта и другим параметрам;

  3. планирование и учет долгосрочных расходов на инвестиционную деятельность и капитальные вложения, а также анализ и контроль расходов по разным направлениям, сегментам, подразделениям и т. д.;

  4. создание внутренней количественной информации с целью управления хозяйственной деятельностью.

Ведение налогового учета в настоящее время предусмотрено в целях исчисления налога на прибыль.

Задачи ведения налогового учета определены ст. 313 НК РФ:

  1. формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения фактов хозяйственной жизни, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;

  2. обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32