Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
|
 Скачать 0.64 Mb. |
Задачей первого концентра является знакомство с числами первого десятка, цифрами для записи этих чисел, действиями сложения и вычитания; одновременно учащиеся знакомятся с единицами измерения стоимости — копейкой, рублем, монетами достоинством в 1, 5, 10 копеек, 1 р., 5 р., 10 р. Изучение этого материала происходит в 0—1-х классах.
Задачей второго концентра является изучение нумерации и четырех арифметических действий в пределах 20.
Учащиеся знакомятся с названием чисел 11—20 (перед ними раскрывается позиционный принцип записи чисел второго десятка; единицы записываются в числе на первом месте справа, десятки — на втором), с новыми арифметическими действиями — умножением и делением.
Учащиеся знакомятся с единицами измерения длины — сантиметром, дециметром, мерой емкости — литром, единицами измерения времени — неделей, сутками, часом, определением времени по часам, учатся измерять и чертить отрезки в сантиметрах и дециметрах, работать с монетами.
Материал второго концентра изучается в 2—3-х классах.
В третьем концентре изучается нумерация в пределах 100, раскрывается понятие разряда, учащиеся знакомятся со сложением и вычитанием двузначных чисел, приемами устных и письменных вычислений.
Завершается изучение табличного умножения и деления, ознакомление с внетабличным умножением и делением. Продолжается изучение величин и единиц их измерения.
Материал третьего концентра изучается в 3—4-х классах.
Учащиеся получают понятия о единицах измерения длины (метре), стоимости (копейке, рубле), массы (килограмме), времени (годе, месяце), знакомятся с соотношением единиц измерения.
Задачей четвертого концентра является изучение нумерации в пределах тысячи, вычленение трех разрядных единиц (единиц, десятков, сотен), составляющих основу нумерации многозначных чисел.
Продолжается изучение величин и единиц измерения длины (километр, миллиметр), массы (грамм, центнер, тонна), времени (секунда, год, месяц, сутки), соотношения единиц измерения, выработка практических умений, измерения величин. Изучение материала четвертого концентра происходит в 5-м классе.
В общеобразовательной школе числа 11—20 не выделяются в отдельный концентр, а изучаются сразу числа от 11 до 100.
В школе VIII вида необходимо выделять числа второго десятка в специальный концентр, так как на этих числах легче усвоить получение десятка, двузначных чисел, овладеть десятичным составом этих чисел, познакомить с названием (числительными от 11 до 19 и 20), позиционным значением цифры в числе. На базе этих знаний проще перейти к изучению чисел 21—100.
Пятый концентр — многозначные числа (в пределах 1 000 000).
В программе по математике для специальной (коррекционной) школы VIII вида числа в пределах 1 миллиона изучаются не сразу, а разбиваются на следующие отрезки числового ряда:
в 6-м классе изучаются числа до 10 000;
в 7-м классе — до 100 000;
в 8-м классе — до 1 000 000.
В этих же пределах дети выполняют четыре арифметических действия с этими числами, в том числе учатся вычислительным приемам умножения и деления на однозначное и двузначное число.
Действия с многозначными числами вводятся постепенно, с учетом возрастающей степени сложности и особенностей усвоения алгоритмов этих действий учащимися с интеллектуальным недоразвитием.
Параллельно изучаются действия с числами, полученными при измерении величин с 1—2 единицами измерения. За период обучения математике в школе VIII вида учащиеся должны овладеть следующим:
а) нумерацией чисел, счетом простыми и разрядными единица ми, равными числовыми группами в пределах 1000000, умением читать и записывать эти числа, знать их десятичный состав, раз- ряды и классы;
б) умением получить дробь, читать и записывать ее, знать виды дробей, преобразовывать дроби;
в) арифметическими действиями, умением складывать и вычитать устно в пределах 100, знать таблицу умножения и деления, овладеть приемами письменных вычислений, выполнять четыре арифметических действия в пределах 1000000 (умножать и де- лить на однозначное число), производить эти же действия с дробными числами (кроме умножения и деления дроби на дробь), находить дробь и несколько процентов от числа;
г) умением решать простые и составные задачи в два-три действия, указанных в программе видов;
д) иметь конкретные представления о единицах измерения:
стоимости, длины, емкости, массы, времени, площади и объема;
знать таблицу соотношения этих единиц, уметь пользоваться измерительными инструментами и измерять длину масштабной линейкой, циркулем и рулеткой;
взвешивать на чашечных и циферблатных весах, определять емкость сосудов мерной кружкой, литровыми или пол-литровыми емкостями (банками, бутылками);
определять время по часам;
уметь заменять число, выраженное в мерах длины, массы, времени и т.д., десятичной дробью и выполнять с ними четыре арифметических действия;
е) геометрическим материалом — уметь различать основные геометрические фигуры (точка; линии — прямые, кривые, ломаные; отрезок; луч; угол; многоугольник — треугольник, четырехугольник; круг; окружность; шар; конус; параллелепипед; куб), знать их названия, элементы, уметь чертить их с помощью линейки, чертежного треугольника, транспортира, циркуля, измерять и вычислять площади геометрических фигур и объемы параллелепипеда и куба.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА В СТАРШИХ КЛАССАХ.
Обучение и воспитание и детей с интеллектуальной недостаточностью осуществляется в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида и направлено на максимальную коррекцию недостатков их развития, подготовку к трудовой деятельности, а, следовательно, на их социальную адаптацию и реабилитацию в обществе.
Процесс обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью есть сложная педагогическая работа, при организации которой должны быть правильно определены содержание, методы и формы обучения.
В условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, в силу разнообразия последствий мозговых заболеваний у учащихся, в учебной и воспитательной работе учителя на уроке и вне урока должны быть строго соблюдены принципы индивидуального и дифференцированного подхода к каждому учащемуся, учёт их возрастных и типологических особенностей. В комплексной оценке психического развития, в выявлении индивидуальных типологических возможностей детей для дальнейшего обучения чрезвычайно важной является психолого-педагогическая диагностика, методами которой должен владеть каждый учитель-олигофренопедагог. Задача психолого – педагогической диагностики при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено – выявление готовности ребенка к обучению в данном звене, степени сформированности школьных навыков, а также причин, вызывающих различные трудности в усвоении программы.
Основные методы психолого – педагогической диагностики:
На различных этапах психолого-педагогической диагностики необходимо использовать различные методы изучения произвольной деятельности и личностных особенностей ребёнка:
беседа, наблюдение;
обучающий эксперимент;
изучение документации;
изучение письменных работ детей.
Выбор методов психолого-педагогической диагностики зависит от целей каждого этапа обследования и от индивидуальных особенностей ребёнка (контактность, трудности адаптации в новых условиях, тревожность, сензитивность, негативизм и т.д.)
Знакомство с ребёнком начинается с изучения документации. При переходе ученика в 5 класс необходимо знакомиться со школьной характеристикой за период обучения в начальном звене, медицинскими данными, записями специалистов школы – психолога, социального педагога, логопеда, изучаются письменные работы учащихся, карты развития учащихся младших классов.
Эта работа помогает ориентироваться в проблеме и подготовиться к встрече и общению с будущим учеником в старших классах.
Непосредственное общение с ребёнком начинается с установления психологического контакта. Для максимального раскрытия интеллектуальных возможностей ребёнка на первых уроках создается условия психоэмоциональной комфортности, предоставление свободы высказываний. Для поддержания интереса и работоспособности многие задания предлагаю в игровой и занимательной форме. В случае возникновения трудностей оказывается разная степень помощи вплоть до совместного выполнения действий с ребёнком, при этом каждый удачный ответ подкрепляется похвалой и одобрением.
Система психолого-педагогической диагностики детей включает в себя задания, построенные на неучебном и учебном материале. Опираясь на интересные и привычные для детей виды деятельности (предметно-практическую, художественную), имеющие в большинстве случаев игровой характер и в то же время каждый раз ставящие перед ребёнком усложняющие задачи, учитель получает достаточно полную характеристику готовности к обучению учащихся в среднем звене.
Исследование состояния школьных навыков позволяет изучить ребёнка в процессе деятельности. Наблюдая работу ребёнка над тем или иным заданием, составляется мнение не только о состоянии его навыков, но и способности воспринимать помощь, действовать в аналогичной ситуации, об отношении ребенка к результатам своей деятельности. В процессе выполнения заданий учебного характера можно увидеть трудности, мешающие_ребёнку учиться, степень дисциплинированности ученика, отношение его к заданию.
Таким образом, диагностика позволяет выявить особенности ребенка в отношении педагогически значимых функций, успешности обучения и определить содержание индивидуальной работы с каждым, для улучшения эффективности процесса обучения.
В рамках диагностического психолого-педагогического обследования необходимо проводить обучающий эксперимент, позволяющий определить этап в возникновении трудностей, степень и характер необходимой помощи, выявить компенсаторные возможности и наметить пути коррекции. При отборе учебного материала для проведения обучающего эксперимента необходимо выявить уровень знаний.
Для определения этапа, на котором возникают трудности, важна умелая организация и внимательное изучение деятельности учащегося на всех этапах усвоения знаний: восприятия, осмысления, запоминания, воспроизведения, переноса знаний в новые условия. При выборе методов и приёмов обучения необходимо начать с использования словесно-логических, предоставляя ребёнку возможность максимально проявить свои интеллектуальные способности. Если использование этих методов неэффективно, то необходимо предоставить наглядно-образную помощь в виде схем, кратких записей, условных рисунков, таблиц и т.д. Если такая помощь не приводит к желаемому результату, то используются наглядно-действенные методы, включающие действия с конкретными рисунками и предметами.
Первоначальная степень оказания помощи учащемуся минимальная, задания и степени трудности планирую от простых к сложным. Это позволяет школьнику успешнее адаптироваться в новых условиях, почувствовать уверенность в своих силах.
Выявление этапа в усвоении знаний, на котором возникают трудности, позволяет определить их причину. Подобной причиной может быть различная степень недоразвития и нарушения внимания, мышления, памяти. Важны особенности психической деятельности: темп, целенаправленность, способность к волевому усилию, психическому напряжению.
Анализ результатов обучающего эксперимента позволяет выявить сохранные психические функции ребёнка, его компенсаторные возможности, наметить пути коррекционной работы и условия, наиболее благоприятные для их реализации, а затем наметить индивидуальный план обучения.
Учитывая сложный состав учеников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, программа по математике указывает на разноуровневые требования к овладению знаниями:
1-й - базовый уровень;
2-й - минимально необходимый;
3-й – индивидуальные планы и программы обучения.
Это даёт возможность практически осуществлять дифференцированный подход к обучению ребёнка с интеллектуальной недостаточностью.
Проведя тестовую методику и входящие контрольные работы, для определения уровня школьных навыков по математике за курс начальной школы при переходе в 5 класс в 2007 году (Приложение 1) было выявлено следующее:
- к первому уровню относится 20% учащихся; данные учащиеся хорошо усвоили программный материал, умеют применить знания, умения в сходных ситуациях, помощь учителя – минимальная, привиты навыки самостоятельной работы.
- ко второму уровню относится 50% учащихся; данные учащиеся усвоили программный материал удовлетворительно, активно используют помощь учителя, требуется неоднократное повторение инструкции, при выполнении самостоятельной работы пользуются алгоритмами.
- к третьему уровню относится 30% учащихся; данные учащиеся слабо усвоили программный материал, требуется постоянная помощь учителя, неоднократное повторение инструкций, навыками самостоятельной работы не владеют.
Уровень обученности- 100%.
Качество знаний составило- 30%:
«5»- 1 учащийся;
«4»- 2 учащихся;
Проведя экспериментальные методики для изучения уровня развития познавательной деятельности школьников при переходе в 5 классе в 2007 году (Приложение 2) выявлено следующее:
учащиеся слабо ориентируются в условиях проблемной практической задачи, возникают трудности при анализе данных условий;
недостаточная связь между практическими действиями и их словесным обозначением, отмечается явный разрыв между действием и словом;
внимание неустойчивое, отмечаются трудности в его привлечении к нужным сторонам объекта;
наблюдаются неточности воспроизведения учебного материала даже при многократном повторении;
низкая способность к отвлечению и обобщению;
некоторые учащиеся неадекватно реагируют на замечания учителя, одноклассников.
В течение трех лет работы с данными учащимися, используя разнообразные упражнения и задания по развитию познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта и коррекции её недостатков на уроках математики (Приложение 3) получены следующие результаты работы: 1. Проведя тестовую методику для определения уровня школьных навыков по математике за курс основной школы в 9 класс в 2010 году (Приложение 1) выявила следующее:
- к первому уровню относится 60% учащихся - данные учащиеся хорошо усвоили программный материал, умеют применить знания, умения в сходных ситуациях, помощь учителя – минимальная, сформированы навыки самостоятельной работы.
- ко второму уровню относится 40% учащихся - данные учащиеся усвоили программный материал удовлетворительно, используют помощь учителя, при выполнении самостоятельной работы требуется неоднократное повторение инструкции, умеют пользоваться алгоритмами, умеют работать самостоятельно.
Уровень обученности- 100% .
Качество знаний составило-57%
«5»-1 учащийся;
«4»- 4 учащихся
2. Проведя экспериментальные методики для изучения уровня развития познавательной деятельности школьников в 9 классе в 2010 году (Приложение 2) выявлено следующее: проявляется самостоятельность мышления. Учащиеся не ждут решения всех вопросов от учителя. Умеют выделять существенную связь и отношения между объектами. Умеют ориентироваться не только на цель, но и на способы достижения её. Умеют прогнозировать ход простейших явлений, делать простейшие выводы и обобщения. Включаются в активный поиск способов словесного выражения, к использованию всех имеющихся у них речевых возможностей. Ребята стали более сдержанными в своих высказываниях. Стараются контролировать поведение в неадекватных ситуациях.
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
Тестовая методика для определения уровня школьных навыков за курс начальной школы. (Приложение 1)
Экспериментальные методики для изучения уровня развития познавательной деятельности школьников. (Приложение 2)
3. Упражнения и задания по развитию познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта и коррекции её недостатков на уроках математики. (Приложение 3)
ПРИЛОЖЕНИЕ - 1
Тестовая методика для определения уровня школьных навыков по математике за курс начальной школы
Диагностические задания для определения уровня школьных знаний являются основными методами в педагогическом обследовании. Они предназначены для выявления уровня усвоения учащимися учебного материала по предмету и составляются в соответствии с программами и критериями уровня и качества обученности, разработанными и утвержденными в Каширской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида 30.08.2009года., поэтому в содержание заданий включены основные, наиболее значимые вопроса курса. Данная методика проводится в сентябре на первых уроках математики в 5 классе с целью определения уровня школьных навыков по данному предмету за курс начальной школы. Основная цель – определение уровня развития учащихся с целью осуществления дифференцированного подхода при обучении математике к различным категориям детей. При отборе материала учитываются разные возможности учащихся по усвоению математических представлений, знаний, умений в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта.
Задачи:
проверить усвоение: нумерации двузначных чисел, математической терминологии;
проверить сформированность умений складывать и вычитать двузначные числа;
проверить усвоение: смысла умножения и деления, взаимосвязи умножения и деления, табличных случаев умножения и деления;
проверить усвоение правил порядка выполнения действий в выражениях,
проверить умение решать простые задачи. Задания выполняются на 3-4 уроках каждым учащимся, либо количество заданий уменьшается (сохраняется лишь тип и вид заданий), тогда учащимся предлагается выполнить работу на 1 уроке. Обработка результатов: Учащиеся, успешно выполнившие задания с использованием минимальной помощи учителя, относятся к 1-му уровню. Учащиеся, выполнившие задания с помощью учителя с опорой на использование счётного материала, таблиц (сложения, вычитания, умножения, деления, соотношения единиц измерения и др.), относятся ко 2-му уровню. Данные уровни прописаны в программе по математике, что даёт возможность при подготовке и проведению уроков использовать дифференцированный подход.
Задания: №1
-Напиши цифрами: сто; двадцать четыре; пятьдесят; пятнадцать; восемь; восемьдесят; девяносто; восемьдесят восемь
-Определи, из каких разрядных единиц состоят числа: 7; 19; 90; 100; 3.
-Запиши цифрами: 4дес.1ед.; 9ед.; 5дес.; 6дес.4ед.; 8дес.
-Сравни числа: 71…73; 4…40; 25…52; 89…98; 99…100. -Вставь пропущенные цифры так, чтобы получились верные неравенства:
76 > …7 43<…5 4… >…4
-Назови пропущенные числа при счёте: 88, 89, …, …, …, 93.
53, 52, …, …, …, …, 47.
-Используя цифры 4, 5, 0, 1. запиши шесть двузначных чисел (не повторяя цифр в записи). Назови числа в порядке возрастания. №2
-Выполни сложение:
25+15= 17+13= 67+13=
24+18= 43+30= 9+0=
49+1= 75+20= 18+50=
- Вставь пропущенные числа, чтобы получились верные равенства:
… + 7=30 53+…=58 72+ …=78 №3
-Выполни вычитание:
39-2= 10-1= 100-1=
27-20= 67-13= 40-7=
97-7= 87-70= 34-8=
-Вставь пропущенные числа, чтобы получились верные равенства:
… - 30=69 40 -…= 10 …- 60=14 №4
-Сравни: 70 – 0 … 100 – 20 20 + 40 … 90 – 40
50 + 20 … 100 – 40 30 + 70 … 60 + 30 №5 -Запиши выражения и вычисли их значения:
а) Разность чисел 62 и 20.
в) Сумма чисел 31 и 5.
с) 47 увеличить на 20.
д) 71 уменьшить на 50.
е) На сколько 37 больше 30? №6 -Найди значение выражений:
25+30+5= 83-50-3= 78+3-40=
62+7+8= 48+5-8= 67-6+2= №7 -Вставь пропущенные знаки, чтобы получились верные равенства:
67…5…30=42 59…6…9=62
48…20…5=33 76…8 …2=82 №8 -Реши задачи:
• Лида нашла 14 грибов, Маша – 8, а Нина – 10. Сколько всего грибов нашли девочки?
• Из коробки взяли 6 карандашей, после чего в ней осталось 8 карандашей. Сколько карандашей было в коробке?
• Алёша поймал 15 карасей, а Дима – на 5 карасей больше. Сколько всего карасей поймали мальчики?
• В киоск привезли 56 журналов. За первый час продали 6 журналов, а за второй час – 7 журналов. Сколько журналов осталось продать? №9 -Замени умножение сложением: 1 х 5= 6 х 4= 5 х 3=
-Вставь пропущенные числа: …х5=9х… …х5=7х … …х7= 3х…
-Запиши выражения и найди их значения:
а) Произведение чисел 3 и 7.
в) 2 увеличить в 8 раз.
с) Частное чисел 24 и 6.
д) 36 уменьшить в 6 раз.
№10 -Найди значение выражений: 8х7= 6х3= 54:6=
|
|
|