№
п/п
| Название тем
| Цель
| Содержание
| Количество часов
|
|
|
| всего
| В том числе
|
|
|
| теория
| практика
| экскурсии
| тестирование
|
1.
| Понятия профессии и специальности. Параметры профессий.
| Формирование осознанного различия понятий «профессия» и «специальность».
| Приветствие.
Выявление степени определения учащимися профессионального выбора.
Теоретическая часть. Изучение понятий «профессия» и «специальность», а также параметров профессий.
Упражнение «Опиши профессию». Учащиеся выбирают любую профессию по своему усмотрению. Необходимо составить описание выбранной профессии по рассмотренным параметрам: 1) предмет труда; 2) цель труда; 3) средства труда; 4) условия труда.
Ритуал прощания.
| 2
| 1
|
|
| 1
|
2.
| Беседа на тему: «Я – реальный, я – идеальный».
| Развитие
представлений об образе «Я» и «самооценке», активизация потребности в
самопознании и саморазвитии.
| Приветствие.
Ознакомление со схемой «Окно Джагари», цель – расширение самопознания учащегося.
Упражнение «Я – реальный, я - идеальный», обсуждение полученных результатов.
Ритуал прощания.
| 1
|
| 1
|
|
|
3.
| Скорая помощь в выборе профессии.
| Ознакомить с основами выбора профессии и заинтересовать в получении дополнительной информации по вопросам профессионального самоопределения
| Приветствие.
Мотивационная беседа
На этом этапе необходимо установить контакт с учащимися. Без этого вся работа может превратиться в формальное мероприятие, которое не принесет пользы ребятам и не даст достоверной информации взрослым.
Заполнение анкеты «Скорая помощь в выборе профессии». Задача: учащимся самостоятельно оценить степень своей готовности к выбору профессии.
Работа с матрицей выбора профессии. На этом этапе работы нередко происходит подтверждение первоначального выбора.
Процесс прощания
| 2
| 1
|
|
| 1
|
4.
| Мотивы выбора профессии.
| Развитие представлений о мотивации, знакомство с понятием
«профессиональная и внепрофессиональная мотивация», определение
профессиональной мотивации.
| Приветствие.
Упражнение «За двумя зайцами». Определение мотива поведения воспитанников.
Упражнение «Я-Другой, Карьера-Дело» (методика Г. В. Резапкиной). Выявление наиболее важных и второстепенных потребностей.
Групповое обсуждение полученных результатов в классе.
Ритуал прощания.
| 1
|
| 1
|
|
|
5.
| Профессиональное будущее и положение в обществе.
| Формировать умение сопоставлять свои желания со своими возможностями; выяснить уровень знаний учащихся о профессиях; развивать умение исследовать, анализировать данные мониторинга рынка труда.
| Приветствие.
Игровое упражнение «Профессия на букву».
Цель упражнения: расширение у участников знаний о мире профессионального труда или актуализация уже имеющихся знаний о профессиях.
Построение личного профессионального плана (презентация).
Цель: определение перспективных жизненных и профессиональных целей; анализ и осмысление своих жизненных и профессиональных перспектив.
Ритуал прощания.
| 1
|
| 1
|
|
|
6.
| Стили общения.
| Развитие
представлений о профессионально важных качествах.
| Традиционная процедура приветствия.
Методика «Диагностика стиля общения». Цель – определение коммуникативных умений воспитанников.
Традиционная процедура прощания.
| 1
| 1
|
|
|
|
7.
| Деловые и ролевые игры. Поиск профессиональных альтернатив.
| Воссоздание предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирование систем отношений, разнообразных условий профессиональной деятельности
| 1. Процедура приветствия.
2.Визуально-рефлексивное упражнение "Призвание". Цель: образная рефлексия актуальной потребности профессиональных достижений.
3. Ролевая игра «Отдел кадров» Цель – познание собственных ценностей, влияющих на выбор профессии.
4. Традиционная процедура прощания.
| 1
|
| 1
|
|
|
8.
| Ошибки при выборе профессии.
| Анализ типичных ошибок и затруднений при выборе профессии
| Традиционный ритуал приветствия.
Выполнение психологического упражнения «Диалог о профессиях» - «Да, но…».
Рассказ об ошибках, сопутствующих выбору профессии.
Упражнение «Надпись на спине».
Ритуал прощания.
| 1
| 1
|
|
|
|
9.
| Профессиональный тип личности.
| Знакомство с понятием «тип личности».
| Традиционный ритуал приветствия.
Методика «Одно из двух». Цель - определение
профессионального типа личности.
Традиционный ритуал прощания.
| 1
| 1
|
|
|
|
10.
| Современный рынок труда.
| Информирование старшеклассников о профессиях, востребованных на рынке труда.
| Процедура приветствия.
Представление информации о состоянии рынка труда в Республике Марий Эл.
Профориентационное тестирование выпускников с целью определения профессионального профиля и выдачи рекомендаций о наиболее подходящих профессиях.
Демонстрация професиограмм, определение смежных профессий с использованием Комплекта методических материалов о профессиях на электронных носителях.
Процедура прощания.
| 1
| 1
|
|
|
|
11.
| Встреча с представителями Центра занятости населения.
| Информирование старшеклассников о профессиях, востребованных на рынке труда.
| Процедура приветствия.
Представление информации о состоянии рынка труда в Республике Марий Эл.
Демонстрация професиограмм, определение смежных профессий с использованием Комплекта методических материалов о профессиях на электронных носителях.
Процедура прощания.
| 1
|
| 1
|
|
|
12.
| ГКУ Республики Марий Эл «Центр занятости населения»
| Ознакомится со службой занятости, с информацией об услугах службы занятости для молодежи.
| Традиционная процедура приветствия.
Предоставление информации о реестре государственных услуг, оказываемых Центром занятости населения города Волжска.
Профориентационное тестирование выпускников с целью определения профессионального профиля и выдачи рекомендаций о наиболее подходящих профессиях.
Конкурс рисунков и плакатов "Я в рабочие пойду" среди учащихся.
| 1
|
|
|
| 1
|
13.
| Беседа на тему: «Профессия и здоровье».
| Знакомство с понятием «условия труда» и «медицинские
противопоказания».
| Традиционная процедура приветствия.
Показ презентации «Медицинские ограничения профессиональной пригодности».
Диагностика состояния с помощью анкеты «Мое
здоровье».
Традиционный ритуал прощания.
| 1
|
| 1
|
|
|
14.
| Игра «Волшебный магазинчик».
| Проверка силы внутренней мотивации иметь то или иное качество, осознание своей ценности, цельности.
| Приветствие.
Проведение игры «Волшебный магазинчик».
Рефлексия деятельности.
Прощание.
| 1
|
| 1
|
|
|
15.
| Слагаемые профессионального успеха.
| Уточнение мотивов выбора профессии, профессиональной
Информированности.
| Традиционный ритуал приветствия.
«Анкета самоопределения». Ключевым
вопросом анкеты является вопрос о выборе профессии.
Заполнение таблицы «За» и «Против». Цель - обобщить и
проанализировать полученную информацию для планирования
профессиональной карьеры.
Традиционная процедура прощания.
| 1
| 1
|
|
|
|
16.
| Мир профессий.
| Ознакомление учащихся с многообразием мира профессий, а также выработать умение ориентироваться в мире профессий.
| Традиционная процедура приветствия.
Вводная лекция о многообразии мира профессий.
Упражнение «Знаток профессии».
Игра «Ориентир в мире профессий».
Традиционная процедура прощания.
| 1
| 1
|
|
|
|
17.
| «Идеальная профессия»
| Формирование навыков
выделения положительных и отрицательных сторон профессий
| Традиционная процедура приветствия.
Игра «Оптимисты и скептики». Цель - осознание того, что идеальных профессий не бывает – за любое преимущество надо платить.
Ознакомление с некоторыми разновидностями профессий.
Рефлексия деятельности.
Традиционная процедура прощания.
| 1
|
| 1
|
|
|
18.
| Занятие 18. Мы волонтеры.
| Апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности.
| Процедура приветствия.
Упражнение – разминка «Знакомство».
Рассказ волонтеров о своей деятельности.
Беседа о современном рынке труда, викторина «Профессии 21 века».
Процедура прощания.
| 1
|
| 1
|
|
|
19.
| Клуб интересных встреч.
| Расширение кругозора старшеклассников, удовлетворение и развитие их профессиональных интересов.
| Традиционная процедура приветствия.
Организация встреч с представителями редких профессий, знакомство со спецификой их труда, психологическими, социально-экономическими и медицинскими аспектами выбора профессии. Занятие проходит в форме диалога между гостями и школьниками.
Традиционная процедура прощания.
| 1
|
| 1
|
|
|
20.
| Пути получения профессии.
| Знакомство с различными путями получения профессии.
| Традиционная процедура приветствия.
Информация о рынке образовательных услуг.
Подготовка резюме и формы самопрезентации для получения профессионального образования и трудоустройства.
Традиционная процедура прощания.
| 1
| 1
|
|
|
|
21.
| Ресурсный центр профессионального образования строительного профиля ГБОУ СПО РМЭ "Йошкар - Олинский строительный техникум"
| Знакомство с учебным заведением и специальностями, по которым ведется подготовка студентов.
| Традиционная процедура приветствия.
Экскурсия в ГБОУ СПО РМЭ "Йошкар - Олинский строительный техникум"
В ходе экскурсии будут освещаться следующие темы:
• история возникновения и перспективы развития учебного заведения,
• характер и содержание обучения по специальностям;
• оснащение учебных кабинетов, лабораторий, мастерских, библиотеки;
• условия приема, продолжительность обучения по специальности;
• условия учебы, работы, распределения; перспективы специального и профессионального роста, роль школьных предметов в освоении специальностей.
• организации быта и досуга.
Заключительная беседа, вручение буклетов учебного заведения.
Традиционная процедура прощания.
| 1
|
|
| 1
|
|
22.
| Ты и твоя профессия.
| Формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора.
| Процедура приветствия.
Упражнение «Автопортрет». Цель - обогащение знаний учащихся о себе посредством участия в проективном упражнении.
Мини-лекция «Формула профессии».
Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!»
Процедура прощания.
| 1
|
| 1
|
|
|
23.
| Просмотр фильмов о профессиях.
| Активизация процесса профессионального самоопределения, расширение представлений о различных сферах труда, мире профессий.
| Традиционный процесс приветствия.
Просмотр фильмов о профессиях, которые представляют собой классификацию профессий по Е.А. Климову.
Обсуждение просмотренных фильмов.
Традиционный ритуал прощания.
| 1
|
| 1
|
|
|
24.
| ГБОУ СПО РМЭ «Волжский индустриально – технологический техникум »
| Знакомство с учебным заведением и специальностями, по которым ведется подготовка студентов.
| Традиционная процедура приветствия.
Экскурсия в ГБОУ СПО РМЭ «Волжский индустриально – технологический техникум». В ходе экскурсии будут освещаться следующие темы:
• история возникновения и перспективы развития учебного заведения,
• характер и содержание обучения по специальностям;
• оснащение учебных кабинетов, лабораторий, мастерских, библиотеки;
• условия приема, продолжительность обучения по специальности;
• условия учебы, работы, распределения; перспективы специального и профессионального роста, роль школьных предметов в освоении специальностей.
• организации быта и досуга.
Заключительная беседа, вручение буклетов учебного заведения.
Традиционная процедура прощания.
| 1
|
|
| 1
|
|
25.
| Профессиональная готовность выпускника.
| Определение степени готовности школьника в выборе профессии.
| Традиционная процедура приветствия.
Упражнение «Незаконченное предложение». Содержание выполняемой методики показывает, сделан ли воспитанниками профессиональный выбор.
Методика определения профессиональной готовности Л.Н. Кабардова. Цель – получение информации о наличии у испытуемых профессионально ориентированных умений и навыков.
Обработка обсуждение полученных результатов.
Традиционная процедура прощания.
| 1
|
|
|
| 1
|
26.
| Учебный центр профессиональной квалификации (многофункциональный центр прикладных квалификаций) ГБОУ СПО Республики Марий Эл "Йошкар-Олинский строительный техникум"
| Знакомство с учебным заведением и специальностями, по которым ведется подготовка студентов.
| 1.Традиционная процедура приветствия.
Экскурсия в ГБОУ СПО Республики Марий Эл "Йошкар-Олинский строительный техникум". В ходе экскурсии будут освещаться следующие темы:
• история возникновения и перспективы развития учебного заведения,
• характер и содержание обучения по специальностям;
• оснащение учебных кабинетов, лабораторий, мастерских, библиотеки;
• условия приема, продолжительность обучения по специальности;
• условия учебы, работы, распределения; перспективы специального и профессионального роста, роль школьных предметов в освоении специальностей.
• организации быта и досуга.
3.Заключительная беседа, вручение буклетов учебного заведения.
4.Традиционная процедура прощания.
| 1
|
|
| 1
|
|
27.
| Как подростку устроиться на работу.
| Способствовать овладению учащимися знаниями методов работы с правовой базой и умениями применять эти методы на практике, приобщение учащихся к правовой культуре.
| Процедура приветствия.
Знакомство учеников с основами трудового законодательства в Российской Федерации: Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ.
Беседа о правилах составления резюме, об искусстве самопрезентации, а именно: языке телодвижений, совершенствовании вербальных возможностей, взаимодействии с людьми, деловой этике.
Упражнение «Устраиваемся на работу».
Процедура прощания.
| 1
|
| 1
|
|
|
28.
| Большая профориентационная игра «Древо профессий».
| Активизация психологической готовности к профессиональному
самоопределению; актуализация внутренних ресурсов человека для успешной
профессиональной самореализации.
| Традиционная процедура приветствия.
Проведения профориентационной игры «Древо профессий»:
разделение учащихся на 6 команд;
знакомство участников с инструкцией профориентационной игры.
Подведение итогов профориентационной игры.
Дискуссию о перспективах и
смысле профессиональной деятельности.
Традиционная процедура прощания.
| 1
|
| 1
|
|
|
29.
| Ресурсный центр сварочного производства ГБОУ СПО Республики Марий Эл «Марийский радиомеханический техникум»
| Знакомство с учебным заведением и специальностями, по которым ведется подготовка студентов.
| Традиционная процедура приветствия.
Экскурсия в ГБОУ СПО Республики Марий Эл «Марийский радиомеханический техникум». В ходе экскурсии будут освещаться следующие темы:
• история возникновения и перспективы развития учебного заведения,
• характер и содержание обучения по специальностям;
• оснащение учебных кабинетов, лабораторий, мастерских, библиотеки;
• условия приема, продолжительность обучения по специальности;
• условия учебы, работы, распределения; перспективы специального и профессионального роста, роль школьных предметов в освоении специальностей.
• организации быта и досуга.
3.Заключительная беседа, вручение буклетов учебного заведения.
4.Традиционная процедура прощания.
| 1
|
|
| 1
|
|
30.
| ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького».
| Продемонстрировать потенциальным молодым специалистам современные технологии в области кораблестроения, а также показать актуальность и востребованность рабочей и инженерной профессий.
| Традиционная процедура приветствия.
Подготовительный этап к экскурсии:
учащиеся знакомятся с историей возникновения завода, устанавливают, к какой отрасли оно относится;
работая с материалами газет, журналов, в которых характеризуется изучаемое предприятие.
Экскурсия в ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького». В ходе экскурсии будут освещаться следующие темы:
структура предприятия, основные и вспомогательные цехи, их роль в производстве.
технологический цикл, передовые принципы организации производства.
внедрение инновационных
технологий.
| 2
|
| 1
| 1
|
|
|
|
| информация о профессиях и специальностях востребованных в данной отрасли
состояние охраны труда и техники безопасности и оплата труда.
|
|
|
|
|
|