Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова» Цели |
 Скачать 60.91 Kb. |
Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова»
Цели:
• формировать умение видеть орфограмму в корне слова;
• развивать орфографическую зоркость;
• развивать внимание, мышление, речь. Тип урока:
• урок закрепления и обобщения знаний.
Оборудование: • алгоритм проверки безударной гласной;
• задания для работы в парах
• сигнальные карточки;
• карточки для самооценки. Ход урока I. Организация класса Организация внимания всех учащихся, настрой на работу. II. Постановка проблемы урока
Подготовить детей через постановку проблемной ситуации.
– Я хочу вам рассказать историю.
Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.
«Мяч будет, – сказал товарищам Дима. – Колька принесет».
Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч.
Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.
– Почему так получилось?
– Какое правило не знал Дима?
– Как правильно записать это слово?
с м…чом — мяч ( на доске)
III. Постановка темы и цели урока
Дети самостоятельно делают вывод о теме и целях урока. – Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься, над чем будем работать? (Тема нашего урока – «Правописание безударных гласных в корне слова».)
– Какие цели поставим перед собой? ( 1) учиться находить слова с безударной гласной в корне;
2) учиться подбирать проверочные слова)
- Ребята, а какими умениями мы должны владеть, чтобы не допускать ошибок в написании слов с безударной гласной в корне?
(мы должны видеть её, знать, где находится, уметь правильно находить корень слова, знать, как проверять)
- Что нам может в этом помочь? (алгоритм)
- Верно.
– Кто помнит алгоритм проверки безударной гласной ? - Вам надо за 1 минуту расставить последовательность шагов алгоритма. Работать будем в парах « один ум хорошо, а два лучше». Вспомним правила работы в паре.
Алгоритм даётся в разрезанном виде. Проверка алгоритма по шагам (проверяется каждый шаг). Кто согласен? Кто не согласен? Почему?
Шаги открываются на доске.
- Какую работу мы с вами выполняли? (восстанавливали алгоритм проверки безударной гласной в корне)
- Какую цель поставили перед собой вначале урока? (1) учиться находить слова с безударной гласной в корне;
2) учиться подбирать проверочные слова)
-Какой следующий шаг мы выполним? ( потренируемся, выполним задания)
Задания даются на листеА4
Цель: отрабатывать умение находить безударную гласную в словах.
- Прочитайте слова в каждой цепочке. Исключите «лишнее» слово и запишите его. Объясните свой выбор. Это задание вы будете выполнять в парах.
Капель, водный, мяч. / капель
Морской, снег, волны. / морской
Даль, смельчак, строчка. /смельчак
Гость, вишня, пятно. /пятно
Липа, скрипит, воздух ./ скрипит
Проверка.
-Какое слово исключили из первой строчки? (капель)
- Почему? (в слове капель безударная гласная, её надо проверять)
- Кто согласен? Кто не согласен? Почему?
- Если у вас правильно выписано слово и вы нашли безударную гласную, то рядом с этой строкой поставим знак «+», а если есть ошибки , то знак «?».
- Какое слово записали из второй строчки? (морской)
- Почему?
-Кто согласен? Кто не согласен? Почему? ( с помощью сигнальных карточек)
Аналогично проводится поверка дальше. 2 задание
Цель: отрабатывать умение подбирать однокоренные слова.
- В какой части слова находятся безударные гласные в этих словах? ( в корне)
- Как это доказать? ( определить корень, подобрать однокоренные слова)
- Подберите как можно больше однокоренных слов к каждому выписанному слову.
Проверка.
Капель – капать, капелька, капает.
Морской – море, моряк, заморский,
Смельчак – смелый, смелость.
Пятно – пятна, пятнышко, пятнашки.
Скрипит – скрип, скрипучий, скрипеть.
- Прочитайте слова, которые вы подобрали к первому слову.
- Кто согласен? Кто не согласен? Почему?( с помощью сигнальных карточек)
Аналогично проводится поверка дальше.
- Какое умение мы проверяли? (умеем ли мы подбирать однокоренные слова)
Оцените свою работу с помощью знаков «+» или «?»
3 задание
Цель: отрабатывать умение находить среди однокоренных слов проверочное, обозначать орфограмму.
Найдите среди однокоренных слов проверочное, обозначьте орфограмму.
Проверка.
- Назовите проверочное слово в первой строке.
- Кто согласен? Кто не согласен? Почему?( с помощью сигнальных карточек) Аналогично проводится поверка дальше. - С какой целью выполняли задание? (отрабатывали умение находить проверочные слова) Молодцы. А сейчас нам надо отдохнуть. Физкультминутка.
- Хотите проверить, как вы умеете подбирать проверочные слова?
4 задание
Цель: отрабатывать умение правильно подбирать проверочные слова.
- Прочитайте предложения. Подберите проверочные слова. (читают вслух первую пару)
- Чем интересно это задание? ( слова звучат одинаково)
- Что нужно учитывать при выборе проверочных слов? (Они должны быть родственными, иметь общую часть и близкое значение).
- Подумайте, какую букву нужно писать.
-В скобках подберите проверочные слова.
Я долго (………………… ) сл..зал с крыши.
Щенок быстро (……………….. ) сл..зал всё молоко.
Проверка.
Прочитайте первое предложение, объясните сой выбор.
- Кто согласен?
- У кого другое мнение? Обоснуйте.
Прочитайте второе предложение, объясните сой выбор.
- Кто согласен?
- У кого другое мнение? Обоснуйте.
Оцените свою работу с помощью знаков «+» или «?»
Самостоятельная работа с проверкой по образцу. - А сейчас мы проверим, как вы умеете применять алгоритм. Для этого вам нужно поработать редакторами. Кто знает, кто это такой? Где можно подтвердить свои предположения?(найти в словаре)
В словаре не оказалось слова редактор, но есть слово редактировать. Какое значение у этого слова?
Значит кто такой редактор? -У вас на листочке находится текст.Прочитайте его. Как вы думаете, какое задание надо выполнить? (исправить ошибки и записать текст) Весна. На рике растаял лёд. Вада затапила бирега.
В сасновом бару зимля ещё покрыта снижком. Но скоро зазиленеют диревья. На лугах запестреют цвиты. Самостоятельная проверка по образцу.
- Поднимите зелёный кружок у кого выполнено задание без ошибок. Молодцы.
- Поднимите жёлтый у кого 1- 3 ошибки.
- Над чем надо поработать?
- Поднимите красный кружок кто не смог справиться с заданием. Почему не смогли справиться, в чём надо упражняться? Рефлексия.
- Какие цели ставили перед собой на уроке?
1) учиться находить слова с безударной гласной в корне;
2) учиться подбирать проверочные слова.
- Что вам помогало на уроке? (алгоритм) Посмотрите на свою работу и оцените её в листах самооценки с помощью цветовых сигналов.
|
| Я умею находить безударные гласные.
| Да, нет
| Я умею подбирать проверочные слова
|
| Вместо слов да,нет можно использовать кружки разноцветные. Главное: спросить у ребенка «В чем у тебя затруднения, над чем нам с тобой еще надо работать?» |
|
|