Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Создание ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника Морозова Татьяна Викторовна |
 Скачать 0.66 Mb. |
1 2 3 4
Создание ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника
Морозова Татьяна Викторовна, заместитель директора по УВР, учитель начальных классов МКС(К)ОУ школы VIII вида «Надежда» г. Коломна, Московской области. Ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Нежелание учиться – самая серьезная проблема обучения. Ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности.
Успех – это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности.
Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения.
Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
Успех в учебе – завтрашний успех в жизни!
В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие определенные затруднения в учении. В связи с этим необходимо подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений, и лишь потом переходить к более сложным упражнениям. В опыте передовых учителей с этой целью используются, так называемые, сдвоенные задания, где первое подготавливает к выполнению более сложного задания. Надежным путем создания ситуаций успеха является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи учащимся при ее осуществлении. Естественными в этом случае должны быть и словесные, поощрения, подбадривающие ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах, и стремление соответствовать оценке учителя. Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера выполнения тех и иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям.
Успех – категория не абстрактная. Радость успеха младшего школьника отличается от радости подростка. Младший школьник не столько осознает успех, сколько переживает. Подросток и осознает, и переживает.
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
При попытке понять, как развивается мотивация достижения успехов у детей младшего школьного возраста, важно иметь в виду еще одно обстоятельство. Было показано, что у человека с достижением успехов связаны не один, а два разных мотива: мотив достижения успехов и мотив избегания неудач. Оба они как противоположно направленные тенденции формируются в ведущих для детей данного возраста видах деятельности: для дошкольников – в игре, а у младших школьников – в обучении.
Если взрослые, обладающие большим авторитетом у детей, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи, который отнюдь не является стимулом к достижению успехов. Если, напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов ребенка приходится на успехи, то складывается мотив достижения успехов.
Это обстоятельство и было принято в расчет в педагогических работах Ш.А. Амонашвили, где рекомендовано в начальных классах не использовать отметок, особенно низких, чтобы не вызвать у детей тревожность и беспокойство, связанные с развитием и функционированием мотива избегания неудачи.
Существует несколько основных типов ситуации успеха: неожиданная радость, общая радость, радость познания.
1. Неожиданная радость.
2. Общая радость.
3. Радость познания.
Неожиданная радость – это чувство удовлетворения оттого, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, как считает А. Белкин, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя.
Рассмотрим некоторые приемы “неожиданной” радости:
- прием “Лестница”.
Речь идет о ситуациях, когда учитель ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.
- прием “Даю шанс”.
Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит, сумеет его материализовать.
- прием “Исповедь” или “Когда учитель плачет”.
Этот прием можно применять в тех случаях, когда есть надежда, что искренне обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание, породит ответный отклик. Как его применять – дело техники опыта, интуиции и культуры педагога. Здесь надо все точно просчитать, правильно спрогнозировать возможные реакции. Данный прием рекомендуется применять в том случаях, когда есть надежда, что искренне обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание.
Тип ситуации успеха общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем или спонтанной, заметной или незаметной. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия. Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива.
Рассмотрим приемы«общей» радости.
- прием “Следуй за нами”.
Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.
- прием “Эмоциональный всплеск” или “Ты так высоко взлетел”.
Главная роль отведена учителю. Колоссальный интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ученике, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех.
- прием “Обмен ролями” или о пользе занятий, которые ведутся неправильно.
Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные самостоятельные акты “обмена ролями”, превращаясь из формы деловой игры в специфический прием создания ситуации успеха. Девиз этого приема: “Чем ярче личность, тем ярче коллектив”.
- прием “Заражение” или “Где это видано, где это слыхано”.
В педагогике заражение может быть очень эффективным средством оздоровления атмосферы коллектива, источником успеха и общей радостью. Педагогическое заражение построено на точном расчете, в котором главное – выбор гносионосителя, то есть мощного источника интеллектуального заражения. “Заразить” коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.
Механизм “заражения” построен на передаче настроения от одной микрогруппы к другой. Общая радость не представляет собой однородного целого, она всегда отражает сумму успехов нескольких микрогрупп школьников. Ее осознание, переживание определяется ролью этих микрогрупп. Главное в том, чтобы в достижениях школьника окружающие видели результаты своего труда, а сам ребенок понимал, что его радость – это радость поддержки, радость состояния “своего среди своих”.
Последним типом ситуации успеха является радость познания.
Развитие познавательного интереса и есть предмет заботы учителя, формирующего радость познания.
- прием “Эврика”.
- Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное “открытие”, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.
- прием “Линия горизонта”.
Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человеческого разума.
Технологически создание любого типа ситуации успеха состоит из последовательности следующих операций:
1. Снятие страха. - Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.
2. Авансирование успешного результата. - Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в его силы и возможности.
3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности. - Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.
4. Внесение мотива. - Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.
5. Персональная исключительность. - Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.
6. Мобилизация активности или педагогическое внушение. - Побуждает к выполнению конкретных действий.
7. Высокая оценка детали. - Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.
Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Вместе с этим школьный учитель довольно часто сталкивается с другой проблемой - когда благополучный, и в общем-то успевающий ученик, считая, что успех ему гарантирован предыдущими заслугами, перестает прилагать усилия в учебе, пускает все на самотек. В подобном случае ситуация успеха, создаваемая педагогом, приобретает форму своеобразного слоеного пирога, где междуслоям теста (между двумя ситуациями успеха) располагается начинка (ситуация неуспеха).
Ситуация неуспеха - это субъектное эмоциональное переживание неудовлетворения собой в ходе и результате совершения деятельности. Она не может рассматриваться в отрыве от ситуации успеха, а только лишь как этап при переходе от одного успеха к другому. Технологически создание ситуации неуспеха, по-видимому, складывается из тех же операций, что и создание ситуации успеха, но имеющих противоположную векторную направленность. Реализация же технологического алгоритма начинается с последней операции - оценки деталей деятельности. Педагогическое назначение ситуации неуспеха, как и ситуации успеха, заключается в создании условий личного индивидуального развития ребенка. Вопрос о ее создании не может подниматься педагогом, если им не учитывается перспектива ее перехода в ситуацию успеха, если учитель не верит в своего ученика, не питает оптимизма относительно его успеха. Удовлетворение от личностных достижений должно сопровождать ученика на протяжении довольно значительного периода, возможно, даже стать привычным для него.
Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения .
Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников
Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи
чего?
О том, как лучше организовать обучение детей рассуждал К . Д . Ушинский (1824-1870(71)) . В своем педагогическом сочинении « Труд в его психическом и воспитательном значении .» К . Д . Ушинский отметил : « Умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении – это его духовная жизнь, его внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам. Ребенок не только узнает что-то,
усваивает материал, но и переживает свой труд, высказывает личное отношение к тому, что ему удается и не удается » (20 , 150 ).
В этой работе К.Д.Ушинский пришел к выводу, что только успех
поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только
тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание интерес учиться (20,142 ). Первой заповедью воспитания К. Д. Ушинский считал необходимость дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения.
Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) утверждал, что методы,
используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к
познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости.
Радости познания, радости творчества, радости общения (19,23). Это
определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику
ситуацию успеха.
Один из известных американских ученых, психолог, психотерапевт и
педагог, разрабатывающий методы педагогического общения с детьми, У.Глассер
так же убежден, что успех должен быть доступен каждому ребенку. Он стремиться глубже исследовать проблему удовлетворения глубинных психологических запросов ребенка в условиях учебной среды. У. Глессерубежден, что если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни (6 , 67).
Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет А.С. Белкин, доктор
педагогических наук. Он твердо убежден, если ребенка лишить веры в себя,
трудно надеяться на его «светлое будущее». Одно неосторожное слово, один
непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут
никакие воспитательные ухищрения (3, 81).Избежать этого помогут рекомендации данные в книгеА.С.Белкина « Ситуация успеха. Как ее создать?»
Многие наши современники высказывают мысль о том , что ученик тогда
тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут
здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.
Виталий Александрович Сластенин считает, что ситуация успеха стимулирует учебную деятельность школьников. Надежным путем создания ситуации успеха он считает дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характера помощи учащимся при ее осуществлении.
Создание ситуаций успеха, по мнению Г.А. Цукермана, приводит к сотрудничеству учителей с учащимися . В условиях сотрудничества Цукерманвыделил три ведущие характеристики действий учащихся :
- несимметричность взаимодействия, т. е. ребенок, осуществляет поиск
недостающих ему знаний;
- познавательная инициатива ребенка, т.е. в процессе обучения ученик активен,
понимает, что ему еще надо узнать;
- обращение с конкретным запросом нового знания, т. е. обращение в случае
незнания к учителю без жалобы на свои трудности.
На такой же позиции стоит И. Ф. Харламов, доктор педагогических
наук. По его мнению, сформировать у учащихся потребность в учении можно
лишь доброжелательными отношениями между учителями и учащимися, основанными
на уважении и требовательности , а дать ребенку возможность почувствовать
себя уверенно, укрепить чувство собственного достоинства поможет ситуация
успеха.
Этой же точки зрения поддерживается Сергей Александрович Смирнов.
Известный педагог уделяет большое внимание созданию доброжелательной
атмосферы и взаимопомощи при выполнении учебных и других заданий;
справедливому равному отношению ко всем учащимся и оценке успехов в учебной
деятельности.
В концепции А.С. Смирнова в качестве основной цели педагогического
процесса рассматривается создание условий для максимально возможного
развития способностей ребенка, формированию у него внутреннего
психологического покоя и уверенности в своих силах. Смирнов А.С. выделил
следующие принципы организации учебной деятельности : отношение к ребенку
как к субъекту, формирование личностного стиля взаимоотношений, созданием
положительного эмоционального фона . В школе ребенок должен чувствовать
себя уверенно и защищено , это становится возможным при формировании у
учащихся постоянного ощущения успеха.(2 , 54 ).
Учитель должен создать источник внутренних сил ребенка, рождающий
энергию для преодоления трудностей , желания учиться. Учитель должен
создать такие условия , в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе
и внутренние удовлетворение ; он должен помнить что ребенку необходимо
помогать добиваться успеха в учебной деятельности . А для этого нужно
создавать ситуации успеха .
Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего
тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помочь
учащимся осознать себя полноценной личностью. II. Использование ситуации успеха в современной школе. §1 Создание ситуации успеха – одно из условий гуманизации процесса
обучения. Ведущим принципом образования является гуманистическая направленность
педагогического процесса. Что понимают под гуманизацией школьного
образования?
При всем различии подходов и трактовок большинство исследователей
сходятся на мысли, что гуманизация школьного образования предполагает
создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей
школьника, его позитивную самореализацию. Эта направленность основывается
на уважении и вере в ребенка и выражается в целях школьной
жизнедеятельности, в ее содержании, организации и средствах, а также в
характере взаимодействии членов школьного коллектива.
Свою гуманистическую миссию образование реализует через две социальных
функции: оно готовит человека к выполнению различных социальных ролей и
одновременно формирует способность менять самого себя и свое бытие.
Факторы внешнего мира либо способствуют, либо подавляют, разрушают
гуманистический потенциал образования. Так, тоталитарное общество сего
абсолютизацией контроля над любыми видами человеческой активности и
навязыванием человеку должного образа мысли и поведения, превращает
образование в ведущий фактор пассивной адаптации личности к существующим
общественным нормам. Так образование в советской школе на словах
связывалось с формированием всесторонне и гармонически развитой личности.
На самом же деле оно имело четко выраженныйидеологизированный и
технократический характер.
Демократическое общество не только позволяет образованию реализовать
свой гуманистический потенциал, но и создает условия для его обогащения,
выдвигая на первый план его развивающую, «человекообразующую» функцию, не
«отменяя» , а качественно преобразовывая функцию адаптивную. Подобная
направленность образования выражается в открытости самой образовательной
структуры в отношении других общественных институтов, во взаимодействии
между участниками учебно-воспитательного процесса, свободы выражения и
реализации различных точек зрения, признания в качестве прогрессивных и
ведущих целей личностного развития ребенка, создании ситуации успеха для
обучающихся.
Таким образом, в зависимости от общественной реальности развивается
одна из двух наиболее общих тенденций в сфере образования: либо авторитарно-
демократическая, либо гуманистическая. Первая ориентированнана
формирование «адаптивной» личности. Для этой направленности характерна
ставка на преподаваемые «истины», на оценивание и контроль. Источником
знаний становиться преимущественно учитель, а показателем успешности –
исполнительность и дисциплина школьников. Главный ориентир для учителя –
объем знаний, который должен усвоить каждый ученик. Вторая делает акцент на
целостном развитии личности, ее духовных и познавательных способностей,
самоорганизации и саморегуляции, приобщении к универсальным ценностям
культуры. Главным инструментом становится партнерство, тесная связь с
жизнью, социальной средой.
Организация учебного процесса, основанного на гуманистический
позициях, будет результативной при условии сотрудничества между учителями и
учащимися. И только в том случае, если обучающие будут испытывать успех в
познании окружающей действительности.
Рассмотрим эти условия.
В процессе учебной деятельности положение учителя и ученика далеко
не равнозначно. Учитель связан с учащимися целой системой формальных и
неформальных связей, за характер которых он несет ответственность перед
обществом, перед семьей учащегося, перед учеником и перед своей совестью.
Нужно чаще разговаривать с учеником, выбирая для этого темы интересные для
него, пожелания, потребности, чтобы помочь ему успешно пройти сложный путь
личностного самоопределения. Учитель должен стремиться быть откровенным и
открытым, постараться вселить силы в учащегося, то есть учитель и ученик
должны находиться в равноправных позициях: откровенность учителя должна
быть направлена к ученику, как к человеку. Педагог должен видеть личность,
признавать ее неповторимость, незаменимость, уважать мысли, чувства
учащихся, право на свободу выбора. Этим он признает их равенство, их право
на сотрудничество, в каких бы официальных отношениях они не
состояли.(3,12).
Иными словами, равенство – всегда сотрудничество, но не всякое
сотрудничество – равенство. Сотрудничество – это взаимное уважение
личностей, готовность помогать самореализации их возможностей, оптимальная
вера в будущее.(3,18) Сотрудничество нельзя рассматривать только как
совместную деятельность или хорошо отлаженное взаимодействие. Весь смысл
сотрудничества в той радости, которую оно дает. Радость и ее ожидание
должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребенка. Ожидание радости –
источник его движения вперед. Нет ожидания – нет и творческой личности.
Радость сама по себе не возникает, ее горючее – успех. Обязательный и
непременный успех, который окрыляет человека.
Таким образом, сотрудничество является необходимым условием для
личностного самоопределения учащихся. Оно способствует открытию перед
учащимися перспективы их роста, помогает добиваться радости успеха, а также
реализовать одну из главных задач учебно-воспитательного процесса -
помочь осознать свои возможности и поверить в себя (см. прил.4).
Сотрудничество учителя и учащихся, основанное на любви к детям,
принятие их как личностей, предполагает создание в учебном процессе
ситуаций переживания успеха.
Многие говорили и говорят о Школе радости В.А. Сухомлинского.
Интересно, все ли учащиеся начальных классов с радостью спешат в школу
сегодня. Было проведено эксперимен-тальное исследование по выявлению уровня
сформированности положительной мотивации к учению у учащихся начальных
классов. По результатам этого исследования всего 38 учащихся из ста идут
радостно в школу. Что является причиной нежелания посещать школу? Одной из
причин является то, что дети не испытывают успеха в учебной
деятельности.(см. рил. 1)
В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся,
испытывающие определенные затруднения в учении. В связи с этим необходимо
подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы
справиться без особых затруднений и лишь потом переходить к более сложным
упражнениям. В опыте передовых учителей с этой целью используются, так
называемые, сдвоенные задания, где первое подготавливает к выполнению
более сложного задания. Надежным путем создания ситуаций успеха является
дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру
помощи учащимся при ее осуществлении. Естественными в этом случае должны
быть и словесные, поощрения, подбадривающие ученика, вызывающие у него
уверенность в своих силах, стремление соответствовать оценке учителя.
Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая морально-
психологическая атмосфера выполнения тех и иных заданий, поскольку это в
значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне
сложным заданиям.
Таким образом, организация сотрудничества между учителем и учащимися,
создание отношений доверия и взаимопонимания, переживание радости и успеха
гуманизируют процесс обучения, формируя у его участников уверенность в себе
и уважение. Только сотрудничество позволит учителю, и ориентироваться на
успех ученика, и создавать специальные ситуации, способствующие переживанию
эмоционального подъема школьниками.
|
1 2 3 4 |
|