Главная страница

«Зимняя одежда»


Скачать 147.09 Kb.
Название«Зимняя одежда»
Дата22.04.2016
Размер147.09 Kb.
ТипУрок

Тема: «Названия зимней одежды.

Тип урока: УОНЗ

Цель урока:

1)-способствовать формированию знаний по теме «Зимняя одежда»;

- познакомиться с новыми словами по теме и способствовать формированию умения употребления их в речи;

- расширить словарный запас.

2) Формировать УУД:

- Личностные: способность к оценке и самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты:

  1. Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  2. Предметные: объединять группы предметов в большую группу (целое) на основании общего признака;

  3. Метапредметные: Р: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; преобразовывать практическую задачу в познавательную. П: - строить речевое высказывание в устной форме; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. К: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Задачи: 1) воспитательные: способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету, правильному поведению в быту, адекватно оценивать результат своей работы; 2) развивающие: развивать умение производить классификацию предметов, объектов по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия; 3) образовательные: создать условия для знакомства с новыми словами, понятиями.

Новые слова: малича, кучик сапöг, пеля шапка.

Межпредметные связи: окружающий мир, музыка, литература.

Ресурсы:1) основные: проектор, ноутбук; Е. Н. Вязова, А. В. Сизова. Коми кыв.2 класс (стр. 69-73); карточки и картинки по теме «Паськöм»; тетрадь; 2) дополнительные: алгоритм самооценки,«Мудер кубик».

Организация пространства: Фронтальная работа, групповая и индивидуальная работа.

Технология проведения урока (этапы)

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

(4 мин)

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

1) Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

- Бур лун!

-Кутшöм öні вогöгöрся кад?

-Кутшöм тöв?

-Кутшöм талун вежон лун?

-Кутшöм талун числö?

-- Сетам кывлы удж: дж, тш, дз, ö-

-Кучкöй кинад, кор кыланныд тайö шысö :

Дж: джодж, дадь, джыдж, гач, мач, джын.

Тш: чушканзі, журнал, тшын, тшак.

Ő, кор кылö водзын: öшинь, кöр, öшкамöшка, öдзöс, вöв, öгуреч, öчки.

Дз: казьтыштам кывпесан-
Дзоля Коля гачыс кын,

Дзоля Коля дзугö лым.
-Для чего мы проговорили эти слова, словосочетания?

2)–Какое замечательное событие происходит сейчас в нашей стране и во всём мире? Идёт Олимпиада. Поддержим наших спортсменов- сделаем зарядку- заодно проверим готовность д.з.- стр.62, упр.98- наизусть. (На следующем уроке- на отметку!)

-Чётко произносили слова и знают уже текст- …, …, … . Они сегодня уже стали чемпионами начала урока. Отметка –«5»!

2. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки.

На доске- таблица из орнаментов.

-Ребята, Капелька-войт написала вам письмо. Оно из… пасов-орнаментов. Вспомните, как появились первые пасы. Отгадайте, что написала Войт?

X

V

W

I

ϟ

Ѩ



А

М

Ь

С

Ö

П

К

Ѩ-1 X-2 I-3 W-4 Ῡ-5 ϟ-6 V-7

-ПАСЬКÖМ – ОДЕЖДА.

-На какие группы по сезону можно разделить одежду? (Зимнюю и Летнюю).

- Подумайте, какая тема будет сегодня на уроке?

(Зимняя одежда- Тöвся паськöм).

Цель нашего урока- познакомиться с новыми словами по этой теме, чтобы расширить свой словарный запас.

- Поставьте перед собой учебные задачи .

* узнать по теме новые слова язык

* учиться хорошо читать по-коми книга

* совершенствовать коми разговорную речь. рот

- А откуда мы будем узнавать новые слова по этим темам? (учебник, словари, интернет, учитель)

-Откройте учебники на стр. 69.прочитаем слова, которые вы должны знать по теме «Одежда»(читают все)

-Какие слова можно выделить по сегодняшней теме?

-А ещё какие виды зимней одежды вы знаете?(малица, тёплая куртка, тёплый комбинезон, зимние ботинки, пимы, унты)

-На экране- малица- малича.

-Что это за одежда?(рассказ учителя-Малица (от ненецкого мальця), длинная мужская одежда глухого покроя у ненцев, частично у коми, хантов и манси (оленеводов). Шьётся из оленьих шкур шерстью внутрь, только подол — шерстью наружу; иногда имеет капюшон из более тонких шкур мехом вверх; к рукавам пришиваются рукавицы. Обычно М. (кроме подола и капюшона) покрывают тканью и орнаментируют разноцветной материей. Затылочную часть капюшона тоже иногда делают из сукна и расшивают бисером. Раньше М. надевали прямо на тело, теперь — на бельё и другую одежду из тканей. Поверх М. зимой носят совик (сокуй) — одежду того же покроя, но мехом наружу.

http://slovari.yandex.ru/малица/БСЭ/Малица/

На экране- пимы-

Пимы и валенки - далеко не одно и то же. Пимы - национальная обувь финоугорских народов (например Коми), шьётся из оленьей шкуры.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/120487/Пимы

-На экране- унты

-Унты́ — разновидность сапог для холодного и очень холодного климата.

В одном варианте делаются на резиновой или кожаной подошве, утепление из собачьей (ступня) и овечьей (голенище) шерсти, снаружи —кирза.

Второй вариант — мех внутрь/мех наружу, чаще всего собачий или олений, подошва из толстого слоя войлока.

У народов Крайнего Севера используется как повседневная зимняя обувь.

У нанайцев, удэгейцев для унтов применяется название торбаза́.

Раньше унты входили в комплектацию зимней формы одежды лётчиков. В переводе с эвенкийского языка слово «унты» означает «обувь».

Классические унты изготавливались из шкуры оленя и украшались кусочками песцовых или заячьих шкурок. Унтами также иногда называют пимы.

Унты считаются одним из самых тёплых видов обуви.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D3%ED%F2%FB

Проговаривают звуки, объясняют, для чего нужно выполнять подготовку язычка.
Проговаривают проблему с помощью учителя.

К: умение слушать и понимать речь других

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (6 мин)

Цели:

- организовать актуализацию умений разбивать предметы на группы по заданным признакам;

- организовать выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

1. Организует актуализацию умения разбивать предметы на группы по заданным признакам.

-Вспомним правила работы в группах- на экране!

-Прочитайте слова, розданные вашей группе, и повесьте в нужную колонку на доске. (Пась, ковта, малича, гын сапöг,кöдзыд, букыш, еджыд, лымъя , кучик сапöг, пими, лызь, коньки , урасьöм, тöвшöр, öшым, руд, сьöд, дадь)
-Какие слова нам уже знакомы?

На доске-

Паськöм Кöм Поводдя Тöлысьяс Рöм

- распределите свои слова по своим группам….

2) Фиксирование затруднения.

Все нашли свою группу, и только несколько слов –нет. (Оказывается, что на этих карточках написаны слова- лызь, коньки, дадь.)

Работа в группах:

Педагог раздаёт карточки –слова группам учащихся по 4-5 человек в каждой группе.(1 ряд-паськöм, 2 ряд-кöм, 3-поводдя, 4- тöлысьяс, 5-рöм) Дети рассматривают их, обсуждают, в какую колонку на доске они должны прикрепить данные слова и выполняют данное педагогом задание. Педагог вмешивается только в том случае, если к нему обращаются за помощью, или если ситуация действительно, по мнению педагога, становится критической, и требует его вмешательства.
Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю).


П: выделение, формулирование познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения; умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; формулирование ответов на вопросы; описание предмета; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Р: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

К: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

III. Выявление места и причины затруднения

(3 мин)

Цели:

- выявить место (шаг, операция) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Организует выявление места затруднения. Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.

- Почему возникло затруднение? -В какую группу вы можете объединить эти слова?

(предметы для зимних забав- исласян кöлуй)-

-А почему я взяла и эти слова?

(Зимняя олимпиада)

- А на какую тему все эти слова? (зимнюю)

-Вспомним наши ф/мин «зимние»:

-Шоныд пась меным дась…

-Дзоля Коля…

-Улöс вылын мича коз…
-Какая из этих ф/мин больше подходит к нашей теме?

( Шоныд пась..)



Под руководством учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

П: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

К: умение оформлять свои мысли в устной форме;

IV. Построение проекта выхода из затруднения

(4 мин)

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства.


- Какие задачи перед собой ставили? (научиться правильно употреблять в речи названия зимней одежды.)

2. Организует составление совместного плана действий.

- Назовите ещё раз известные вам названия зимней одежды- на экране (пась, кучик сапöг, гын сапöг, кепысь, малича, пеля шапка, пими, унты).

-Что мы делаем с одеждой? (носим, одеваем, обуваем).

Под руководством учителя выполняют составленный план действий.

Отвечают на вопросы учителя.

С помощью учителя фиксируют новое знание в речи и знаках.
Под руководством учителя формулируют тему урока.

П: выделение, формулирование познавательных задач; умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

К:умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Р: умение работать по коллективно составленному плану

V. Реализация построенного проекта

(6 мин)

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока.

1. Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

-Прочитаем и переведём (на экране!):

-Ывлаын кöдзыд- шоныда пасьтась.

-Мый ми новлам тöлын?

2. Организует устранение и фиксирование преодоления затруднения.

(На экране! - картинки: кучик сапöг, малича, шапка, кепысь, пась.

- В коми языке, когда что-то надевают или обувают, к названию одежды добавляют суффикс -ась или -ясь.

-На доске- карточки с вопросами-

Что делает? Мый вöчö?

-Напишем и по-русски, и по-коми. ( Дети выходят к доске пишут выражения в нужные строчки).

Что делает?

Мый вöчӧ?

Надевает шапку

шапкаасьö

Надевает шубу

пасясьö

Надевает рукавицы

кепысясьö

Надевает малицу

маличаасьö

Обувает кожаные сапоги

кучик сапöгасьö

-Придумайте предложения-сёрникузя с этими выражениями.

Под руководством учителя выполняют составленный план действий.

Отвечают на вопросы учителя.

С помощью учителя фиксируют новое знание в речи и знаках.
Под руководством учителя формулируют тему урока.


П: выделение, формулирование познавательных задач; умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

К: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Р: умение работать по коллективно составленному плану


VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 4 мин)

Цели:

-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону, самооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

-Открываем тетради…Гижам… Урасьöм тöлысь 14-öд лун.

114-öд удж. Что надо сделать? -(Написать вместо картинок слова).

-Выберите предложения с названиями зимней одежды и напишите в тетради.

На какие «опасные места» обратим внимание? Пишем. Подчеркните названия зимней одежды.

-Проверьте правильность по эталону(Экран!)

-Оцените себя: Если написали без помарок и так, как на экране-, поставьте себе «5»; если получилась 1 ошибка-«4».

--Ответим на вопрос-

-Мый тэ пасьталін талун?

(Оценивание)

Выполняют задание самостоятельно в тетради.

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки.

Выполняют самооценку по алгоритму.

Р: готовность взаимодействия со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности, выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем; уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок К: овладение навыками речевого отображения содержания совершаемых действий, способностью с помощью вопросов, материалов учебника добывать и использовать недостающую информацию; Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять сравнение и классификацию.

VIII.Включение в систему знаний и повторение.(5 мин)

- На мал.досках (сзади)- картинка с мальчиком и девочкой.

-Коді тайö?

-Пöжалуйста, пасьтöдöй тöвся паськöмöн.

(дети по-очереди идут к доске и приставляют к макетам карточки-слова с названиями зимней одежды (должны остаться слова-летняя одежда).

(Оценивание)

- Как преобразились наши зонка и нывка! Спою для вас коми-пермяцкую песню «Басöк нывка»- о красавице, которая наряжалась в праздничную одежду и пошла плясать.


Называют слова по теме урока.

П: умение ориентироваться в своей системе знаний

К: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

IХ. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(4 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока; -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

-Урок помасьö.

-Какая была сегодня тема урока?

-Какие задачи ставили?

-Что нового узнали?

- Какая работа была наиболее трудной?

-Вспомните ещё раз «зимние» коми слова. Поможет «Мудер кубик».

-на экране!- слова рефлексии.

- Какую домашнюю работу надо дать? /Выучить новые слова/

- А ещё –творческое задание в конвертах на доске:

1 вариант- разгадать кроссворд

2 вариант (более сложный)-самим составить свой кроссворд по теме «Паськöм»
3 вариант- написать по фото на стр.46 небольшой рассказ о детях на катке, описав , во что одеты девочки и мальчики, дать им имена.
-Урок помасис. Аттьö! Аддзысьлытöдз!


Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли -по экрану!


Р : умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Л: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»