Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

«Социальная стратификация общества»


Скачать 42.17 Kb.
Название«Социальная стратификация общества»
Дата03.03.2016
Размер42.17 Kb.
ТипУрок

Тема урока:

«Социальная стратификация общества»

Цели урока:

изучение и усвоение основных понятий на уроке; характеристика исторических типов стратификации общества.

1) предметные (познавательные) - направленные на познание (образовательные): содействовать формированию умений различать виды социальной стратификации,

2) метапредметные (регулятивные) - направленные на способности (развивающие): развитие умения осуществлять комп­лексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи; участвовать в дискуссии, работать с учебником;

3) личностные (коммуникативные) - направленные на общение (воспитательные): создание условий для формирования ответственного отношения к учебному труду, проявления личной заинтересованности при выслушивании высказывания каждого, умения работать в микрогруппе, формирование критического отношения к проблемам социального неравенства.

После изучения темы учащиеся должны уметь:

- давать определение основным терминам и понятиям урока;

- называть критерии социальной стратификации общества;

- характеризовать исторические типы стратификации общества.
Основные понятия урока: социальная стратификация, доход, власть, престиж, образование, классы, касты, сословия, рабство.
Оборудование: учебник, рабочие листы, мультимедийная презентация, видеосюжет «Богатые и бедные»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Методы работы: элементы интерактивного обучения, проблемное обучение, «мозговой штурм», составление кластера, анализ, обобщение, лекция с элементами эвристической беседы, практикум, работа с учебником, рефлексия процесса творческой деятельности.
План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация и целеполагание.

  3. Изучение нового материала.

  4. Закрепление нового материала.

  5. Итоги урока.

  6. Окончание урока.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация. Целеполагание.

Демонстрация фрагмента сюжета «Богатые и бедные».

Вопросы к группе: О чем сюжет? Что показано в сюжете? (работа по сюжету)

Какова цель нашего занятия? – узнать о …

Что мы должны узнать? - как называется процесс расслоения общества.

Еще что? – содержание. Еще? – виды… т.д.

Итак, сформулируйте нашу цель полностью.

Мы должны узнать ….. .

  1. Тема урока – Социальная стратификация (расслоение) общества. Цель (слайд 1,2)

Планирование.

- Итак, мы с вами определили нашу проблему: Как называется процесс расслоения общества, каковы его критерии и типы? Как мы будем решать эту проблему? – Где можно найти нужную нам информацию? – Каким образом?

- Тот материал, который мы с вами найдем, нужно зафиксировать. Как можно это сделать? (таблицами, схемами, дать развернутый ответ и т.д.)

- Я вам предлагаю использовать для фиксации нудного материала рабочие листы. В конце урока вы сможете не только подвести итоги нашего занятия, но и оценить свою работу.

Изучение нового материала.

Вопрос 1. Понятие и содержание социальной стратификации общества. (слайд 6)

Социальная стратификация (от lat. stratum – слой, пласт; facio – делаю, разделяю; stratification - деление на слои) – деление общества на социальные слои; рассмотрение общества по вертикали – в виде иерархии социальных слоев, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа.

Сайд 7 - Сущность социальной стратификации: без стратификации невозможно эффективное взаимодействие людей и достижение результатов деятельности.

РЛ - выполнение задания № 1.1 (индивидуально)

Вопрос 2. Критерии социальной стратификации общества (слайд 8).

В обществознании социальная стратификация означает процесс и результат деления общества на социальные слои.

В социологии понятие «социальная стратификация» применяют для описания системы неравенства между группами людей.

Социальная стратификация означает с одной стороны неравенство и неравномерное распределение материальных благ.

Работа с рабочими листами – задание № 1.2а) – в парах – проверка по (слайду 9).

Задание № 1.2б) – самостоятельно, по учебникам. Ответы зачитываются вслух.

Вопрос 3. Исторические типы социальной стратификации общества.

(слайд 10) - Социальная стратификация возникла вместе с зарождением человеческого общества. – работа в группахсоставление таблицы (слайд 11) – проверка – один вступающий из группы слады 12, 13.

  1. Закрепление материала.

Слайд 14 – Повторим + возращение к сюжету «Богатые и бедные»

Вопросы: Какие критерии лежат в основе социальной стратификации, показанной в сюжете? – Представители какого класса были показаны в сюжете? – Что характерно для среднего класса? – В чем заключается особенность социальной стратификации в России?

  1. Итоги урока. На рабочем листе задание. Оценка. Самооценка.

Задание на дом:

1. § 6.1, стр. 192-194, ответить на вопросы после параграфа № 3-6 - (учебник Важенина А.Г. «Обществознание»)

2. Написать эссе на тему «Можем ли мы утверждать, что доход – более важный критерий отнесения человека к тому или иному классу, чем уровень образования?»