Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Склонение имен существительных (1 урок)


Скачать 67.97 Kb.
НазваниеСклонение имен существительных (1 урок)
Дата19.02.2016
Размер67.97 Kb.
ТипУрок


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 25»

Открытый урок

по русскому языку

в 3 классе
по тема:

Склонение имен существительных (1 урок)

Учитель:

Спиридонова

Татьяна Васильевна

городской округ Балашиха, 2012 год

Тема: Склонение имен существительных. Упражнение в определении падежей имен существительных.

Цели:

Образовательная:

- отличать имена существительные от других частей речи;

- уметь ставить вопрос и определять падеж имен существительных;

- связь падежей с членами предложения (дополнение, подлежащее).

Развивающая:

- умение общаться, вести диалог;

- умение занять активную деятельную позицию на уроке;

- умение работать с различными источниками информации;

- умение делать выбор заданий в зоне своего «ближайшего» развития;

- учить учиться целеполаганию.

Воспитательная:

- формирование учебной мотивации, самооценки, любви к природе.

Методы обучения:

Модель урока – «Знаю, но не всё; хотел бы изучать - узнал».

  • Моделирование урока с использованием коммуникативных и проблемно-поисковых технологий ( построение обучения на основе активного взаимодействия всех участников учебного процесса с привлечением всевозможных источников информации).

Ведущий метод:

  • Общение (общение в содружестве, учебный долог, совместный поск решения проблемных ситуаций).

Средства обучения:

  • Л.Я. Желтовская «Русский язык» Учебник 3 класса, часть 2.

  • Ребусы. Загадки. Тест. Карточки.



ХОД УРОКА

I ЭТАП. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.

  1. Чистописание.

- Ребята, тему урока вы скажете, я думаю, сами после выполнения чистописания.

На доске буквы: И Р Д В Т?

- Буква, которую мы будем писать на минутке чистописания, находится на листе вопросительного знака.

- Какая это буква? Обоснуйте свой ответ.

( П , т.к. это буква название падежа)

-Дайте характеристику звуку «П».

( согл., тв. и мягк., парн., глухой)

- Избегайте ошибок, которые встречаются при написании этой буквы.

( в ней две горизонтальные линии с закруглением внизу,

Вверху строго горизонтальная линия с закруглением)

- Определите порядок написания букв в цепочке и продолжите строчку до конца.

Пп Ппп Пппп Ппп… ….

- Подчеркните самые удавшиеся буквы.

  1. Целеполагание.

- Как вы думаете, почему мы начали урок с названия падежей имен существительных?

(говорят тему)

- На предыдущих уроках мы с вами составляли ряд вопросов, на которые вы хотели бы получить ответ по этой теме.

- На некоторый из них вы уже можете дать ответ.

(Читают по таблице).

-Что называют склонением имен существительных?

- Сколько падежей в русском языке?

- А что знаете про количество падежей в других странах?

(Финляндия-15, Венгрия-22, Китай- нет)

- На какие вопросы отвечают?

- В каком падеже у существительных нет предлогов?

(на этот вопрос вы получили ответ дома, выполняя домашнее задание)

- Сегодня попытаемся дать ответ на некоторые следующие вопросы.

II ОСНОВНОЙ ЭТАП

  1. /Повторение слов/

- Отгадайте ребус ( 1. Фонарь, 2.Изба)

ББ

Б Б

Б Б

ББ

Б Б

Б Б




Фо

рь



- Просклоняйте по выбору одно из слов.

( 2 ученика - за доской). С/Р детей в тетради.

-Проверка.

- Какого рода существительное «фонарь»? «изба»?

- Одинаковые ли окончания у имен существительных мужского и женского рода при склонении?

2. Повторение определение падежей существительных в предложении.

-Послушайте загадку. Отгадайте.

Мчит позёмка над землёй,

Месяц движется второй.

(февраль)

- Запишите это предложение с комментированием.

- Назовите существительные.

- Как определить падеж существительного в предложении?

- Определите падеж.

3.Физкультминутка.

Встали. Отдохнем играя.

Я буду называть слова – разные части речи.

Если я назову существительное ж. рода – присядут девочки,

если м. рода – присядут мальчики,

если с. рода – хлопок,

если другую часть речи – наклон.

Приготовились:

Дочь, перо, ключ, полночь, ,добрая, отзывчивая, плащ, луч, рожь, сыч, задумались, пять, мелочь, молчание, метро, стриж.

- Кто внимательный, на какое право вы приседали?

(правописание шипящих на конце существительных)

- В словах для девочек или мальчиков вы написали бы мягкий знак?

4. Разноуровневые задания. Проблема.

1) – Как вы думаете, есть ли какая взаимосвязь между падежами и членами предложения? Попробуйте найти ответ.

2) – Пододвиньте листок с карточками. Вы помните, что карточка № 3 с заданием повышенной сложности. Выберите любую карточку. Прочитайте задание, выполните в тетради и устно подготовьте ответ на вопросы.

№1

2

3

  1. Запиши предложения в тетрадь, вставь пропущенные орфограммы. Определи падеж существительных.

Брат…я сеяли пшеницу. Да в…зли в град-столицу.

Вот к…нек хв…стом м…хнул.


  1. Открой учебник на странице 86.

Выполни р. 23


  1. Открой учебник на странице 88.

Из упражнения 28 выпиши 3 предложения (по выбору).

Над существительными поставь падеж.

3) Работа детей ( С/р.)

4) Проверка. (читаю вопросы в карточке)

- 1 сказка « Конек - горбунек». П. Ершов.

- 2 сказка «Кот в сапогах». Ш. Перо.

- 3 сказка «Аленький цветочек». С. Аксаков.

- Какие это сказки? (литературные).

- Какие правила повторили, когда вставляли орфограммы?

(безударные гласные, проверяемые ударением и разделительный - ь)

- Так есть ли какая связь между падежами и членами предложения?

( Подлежащее стоит всегда в И. п.)

- Кто думает так же?

- Кто скажет, на вопросы каких падежей отвечает дополнение?

( Косвенных)

- Давайте закрепим эти знания.

5. Закрепление изученного

Путешествия по сказкам.

- Мы сейчас попадем в школу, но в какую, попробуйте отгадать.

1) Грамматическая задача:

- Это слово однокоренное со словом «лесничий», суффикс взят из слова «больной», а окончание из слова «длинная».

(лесная)

(Открываю картину)

2) Составление рассказа по картине (Творческая работа)

- Придумайте рассказ по этой картине (небольшой, озаглавьте его.)

(Выслушиваю 3-х учеников)

- Давайте запишем под диктовку одно из предложений.

Умный медведь держит лапой указку.

- Какая орфография в слове « указка»?

- Разберем это предложение по членам предложения и определим падежи существительных.

3) Разбор по членам предложения и падежам.

(Один ученик у доски)

- Если подлежащее, то какой ставим сразу падеж?

4) Игра «Четвертый лишний».

- Догадайтесь, какое слово лишнее в каждом столбике, соедините лишние слова и прочитаете, о чем просят нас звери и птицы.

Дерево Лиса

Солнце Лисята

Берегите Лисенок

Тропинка Лес

( Берегите лес !)

- Как беречь лес – мы с вами говорили неоднократно. Поднимите запрещающие знаки, которые мы выполняли на уроке рисования - что нельзя делать в лесу.

- В награду за это от имени обитателей леса, я подготовила вам интересную игру – тест на определение падежей имен существительных.

5) Определение на слух падежей существительных. Тест.

- У вас на листочках цифры от 1 до 7.

- Я диктую словосочетания. Вы должны под соответствующим номером указать одной буквой падеж.

1. Наблюдали за совой – Т.п.

2. Подбегает к дереву – Д.п.

3. Сидит на ветке – П.п.

4. Спрятался от мороза – Р.п.

5. Поет птичка – И.п.

6. Стучит клювом – Т.п.

7. Взбирается по березке – Д.п.

Проверка. (Самопроверка)

- Сверьте с доской.

- Поставьте себе отметку:

«5»- если нет ошибок

«4»- если 1-2 ошибки

«3» - если 3-4 ошибки

- Кто получил «5», «4», «3»? Кто не справился?

6) Резерв: карточка.

- Прочитайте отрывок из сказки. Как называется? Автор?

- Устно выберите только существительные Д.п. или П.п. по выбору.

- Проверка. Обоснуйте.

III ЭТАП. ОБОБЩЕНИЕ. РЕФЛЕКСИЯ.

- На какие следующие вопросы мы можем сегодня дать ответ?

- У нас остался без ответа один вопрос. Ответ на него найдете, когда выполните домашнее задание на карточке, которые раздаст дежурный.

Задание такое: (читаю на карточке).

Надо понаблюдать, будет ли меняться окончание этих существительных по вопросам падежей.

- Оценки за урок (4 ч.)

- Кто доволен своей оценкой на уроке?

- Кто недоволен? Почему?