Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

«Синдром «Острого живота» для специальности 31. 02. 01 «Лечебное дело»


Скачать 0.61 Mb.
Название«Синдром «Острого живота» для специальности 31. 02. 01 «Лечебное дело»
страница1/3
Дата19.04.2016
Размер0.61 Mb.
ТипМетодическая разработка
  1   2   3



Министерство здравоохранения Ставропольского края Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ставропольского края «Кисловодский медицинский колледж»


Рассмотрено и утверждено на заседании

хирургической ЦМК «___»______201__г.

председатель ЦМК________ Горячева Л.В.


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

учебного занятия по теме:

«Синдром «Острого живота»

для специальности 31.02.01 «Лечебное дело».

Учебная дисциплина: «Сестринское дело в хирургии»


СОСТАВИЛА:

преподаватель высшей

квалификационной категории

хирургии Оболенская Л.В.


город-курорт Кисловодск

2014-2015 уч. год

Содержание методической разработки

Стр.

1. Введение

6

2. Методический блок:

7

- рекомендации по работе с методической разработкой;

- цели занятия;

8

9

- мотивация;

10

- место проведения занятия, оснащение;

11

- междисциплинарные связи;

12

- список литературы;

13

- домашнее задание, задание для самостоятельной

внеаудиторной работы студентов;

14

- хронологическая карта занятия.

15,16

3. Информационный блок:

17

- терминологический словарь;

18

- материалы лекции:

1) алгоритм изучения темы;

2) опорный конспект лекции;

3) охрана труда медицинской сестры.

4. Блок контроля:

- определение исходного уровня знаний (задание №1);

- закрепление нового материала и коррекция ошибок

(задание№2, задание №3)(с эталонами ответов);

- оценочный лист

5. Приложения:

19

20

21-23

24

25

26,27
28-32

33

34

- приложение 1- мультимедийная обучающая система на тему:

«Синдром «Острого живота»;

- приложение 2 – рефлексия;

- приложение 3 – кроссворд;

- приложение 4 - таблица дифференциальной диагностики

патологических состояний, входящих в синдром «Острого

живота».


35

36

37,38

39-44



Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия по теме «Синдром «Острый живот» в соответствии с рабочей программой по профессиональному модулю 03 «Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях» для специальности 060501 «Сестринское дело»- 51 (среднее профессиональное образование базовой подготовки).

Методическая разработка предназначена для преподавателей при подготовке и проведении учебного занятия по теме «Синдром «Острого живота». На изучение данной темы отводится 2 часа по рабочей программе.
Указаны:

  • цели создания разработки;

  • реализуемые общие и профессиональные компетенции.


Материалы данной методической разработки способствуют реализации общих и профессиональных компетенций:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые

методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их

выполнение и качество;

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестардатных ситуациях

и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии

для совершенствования профессиональной деятельности (при выполнении домашнего задания);

ОК 12. Медицинская сестра должна организовывать рабочее место:

с соблюдением требований охраны труда; производственной санитарии; по правилам инфекционной безопасности; по правилам противопожарной безопасности;

ПК 2.4. Применение медикаментозных средств в соответствии с

правилами их использования;

ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.
Методическая разработка структурирована и содержит:

  • методический блок, где даны рекомендации по работе с методической разработкой, определены цели занятия, актуальность темы, мотивация, место проведения занятия, оснащение, указаны междисциплинарные связи, список литературы, домашнее задание, задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, представлена хронологическая карта занятия;

  • информационный блок включает терминологический словарь, материалы лекции, которая представлена в виде алгоритма изучения темы, раздаточного материала для студентов (опорного конспекта,

материала по охране труда).

С целью улучшения восприятия темы предлагается визуализация

информации с помощью мультимедийной обучающей системы

(МОС), где представлены текстовый материал, иллюстративный

материал, видеоматериал, отражающие основные положения лекции;

  • блок контроля знаний включает три вида контроля на занятии: определение исходного уровня знаний в виде претеста; вопросы и тестовый контроль для закрепления нового материала и коррекции ошибок по данной теме.


Методическая разработка составлена на основании опыта преподавания с учётом рекомендаций по оформлению методических разработок.
Создание методической разработки вызвана трудностью усвоения студентами данного материала из-за большого объема информации в учебной литературе.

Предлагаемый материал может быть использован как дополнительный к учебнику для более качественного усвоения информации по данной теме.

Цель создания методической разработки

Методическая разработка учебного занятия по теме «Синдром «Острый живот» создана с целью обеспечения учебно-методической документацией образовательного процесса по реализации основной профессиональной образовательной программы по специальности 060501 «Сестринское дело»- 51 (среднее профессиональное образование базовой подготовки) по профессиональному модулю 03, а также с целью обмена опытом и оказания методической помощи преподавателю по эффективному формированию знаний у студентов третьего курса по данной теме.

Введение




«… Для больного не нужно, чтобы ему

была сделана операция, ему нужно, чтобы

его излечили от болезни…»

С.П.Фёдоров
Само словосочетание «острый живот» без предварительных пояснений воспринимается как вульгаризм, медицинский жаргон, а не диагноз. Когда и кем оно впервые было использовано - утверждать трудно. В отечествен­ной медицинской литературе это выражение получило распространение после публикации в 1940 году перевода книги Генри (франц. - Анри) Мондора «Неотложная диагностика. Живот». В предисловии к книге извест­ный хирург использовал в качестве синонимов выражения «острый жи­вот» и «брюшная катастрофа», заключив их в кавычки. «Острый живот» - синдром, характерный для острых хирургических заболеваний и травм органов брюшной полости. Диагноз является клиническим, временным, его выставляют в неотложной ситуации, когда нет времени и условий для детального исследования и нет возможности точно определить причину заболевания у больного, нуждающегося в немедленной медицинской помощи.

Помощь больному с «Острым животом» в автономных условиях крайне ограничена, поэтому многое будет зависеть от того, насколько правильно и вовремя поставлен диагноз, сделана срочная операция. Так при ущемленных грыжах, кишечной непроходи­мости и перфоративных язвах, где временной фактор имеет особую значимость, госпи­тализация больных в первые 6 часов обеспечивает среднюю летальность соответственно 2,8 %, 5,8 %, и 2,5 %, а в случае поздней госпитализации и выполнения операции более, чем через сутки от начала заболевания, показатели летальности возрастают до 15,2 %, 14,8 %, и 21,6 %, соответственно.

Прогноз зависит от характера и тяжести основного заболевания, а также от срока, прошедшего с момента начала заболевания до поступления больного в стационар, его возраста и сопутствующих заболеваний. Прогноз неблагоприятный при запущенных распространенных формах перитонита, непроходимости кишечника с его обширным некрозом, тромбозе брыжеечных сосудов, особенно в пожилом и старческом возрасте. Чем быстрее при синдроме О. ж. больной госпитализирован, чем раньше поставлен точный диагноз и проведено адекватное (в т.ч. оперативное) лечение, тем ниже летальность и лучше ближайшие и отдаленные результаты.





Рекомендации по работе с методической разработкой

1. Методическая разработка содержит перечень целей, отражающих необходимые знания. Педагогические подходы и методы, представленные в методической разработке, позволяют педагогу выбрать наиболее оптимальные действия для эффективного раскрытия индивидуальных способностей и возможностей обучающихся.

2. Оснащение занятия включает предметное и визуальное обеспечение (мультимедийная обучающая система - МОС).

3. Хронологическая карта отражает этапы занятия, ориентировочное планируемое время на их выполнение, раскрывает деятельность педагога и обучающихся на каждом этапе занятия.
4. В терминологическом словаре термины представлены по мере появления их при изложении данной темы.

5. Для закрепления материала и коррекции ошибок используется фронтальный опрос, тестовый контроль, что позволяет погружать студентов в атмосферу интеллектуальной деятельности, предельно близкую к профессиональной практической работе.

6. В блок контроля включены задания (с эталонами ответов):

  • определение исходного уровня знаний, претест готовности к обучению, в виде фронтального опроса, который нацелен на выявление степени владения базовыми знаниями, необходимыми для начала обучения по данной теме;

  • контроль эффективности обучения в виде итогового тестирования, что позволяет оценить эффективность обучения, достижение целей занятия.



5. Для внеаудиторной работы студентам предлагается на выбор подготовить:

  • рефераты по темам:

- «Атипичные формы острого аппендицита»;

- «Современные хирургические методы обследования и лечения

больных с «Острым животом»;

  • составить кроссворд по теме:

  • составить терминологический словарь по теме.


Представлены инструкции по данным видам деятельности.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов проверяется и оценивается преподавателем с выставлением оценки в журнал.


Название профессионального модуля « ПМ 03. Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях».
Тема: «Синдром «Острый живот».

Вид занятия: лекция.

Тип занятия: изложение нового материала.

Количество часов: 2 часа.

Цели занятия

Цель занятия: сформировать у студентов представление о синдроме «Острый живот», о хирургических заболеваниях, методах обследования и лечения больных с «Острым животом»; формирование знаний о роли медицинской сестры и особенностях сестринского процесса у больных с диагнозом «Острый живот».
Студент должен:

иметь представление:

  • о синдроме «Острый живот»;

знать:

  • хирургические заболевания, которые входят в «Острый живот»;

  • основные методы обследования и лечения больных с «Острым животом»;

  • роль медицинской сестры и особенностях сестринского процесса у больных;

уметь:

  • пользоваться терминологическим словарём.


Развивающие цели:

Развивать у студентов умения, которые относятся к общим компетенциям:

  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые

методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать

их выполнение и качество;

  • ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестардатных ситуациях и нести за них ответственность.


Воспитательные цели:

  • в ходе занятия способствать формированию внимательного, доброжелательного отношения к пациентам;

  • воспитывать чувство ответственности и долга;

  • формировать правила этики и деонтологии при профессиональном общении с коллегами, с пациентами

Мотивация

Медицинская сестра – помощник врача. Хирург может блестяще выполнить операцию, но без должного наблюдения и ухода в послеоперационном периоде все усилия врача будут сведены к нулю.

Деятельность м/с направлена на удовлетворение физических, биологических потребностей пациента, связанных с психологическим, духовным и социальным здоровьем.

Знание медицинской сестрой: - особенностей обследования больных с синдромом « Острого живота», подготовки к операции, особенностей послеоперационного периода; - принципов сестринской помощи больным до, вовремя и после операции; является неотъемлемой частью компетенции медицинского работника.

Данные знания позволяют своевременно решать проблемы больного, адекватно оказывать на всех этапах обследования и лечения хирургических больных медицинскую помощь, чётко организовывать работу по предотвращению развития осложнений, что в целом позволяет уменьшить страдания больных, число тяжёлых больных, в конечном, суммарном итоге число летальных исходов.

Место проведения: кабинет для теоретических занятий.
Оснащение:

Учебно-методическое:

  • методическая разработка теоретического занятия;




  • раздаточный материал для студентов:




    • опорный конспект темы (для каждого студента);

    • терминологический словарь (один экземпляр на двоих);

    • тесты (для каждого студента);

    • вопросы (проецируются на экран).

ТСО:


    • экран (интерактивная доска);

    • проектор;

    • компьютер.


Междисциплинарные связи






















Список литературы для студентов
Основная литература:


  1. Жуков Б.Н., Быстров С.А. «Хирургия», Москва, Академия, 2007 г., стр.351

  2. Сыромятникова А.В., Брукман М.С. «Руководство к практическим занятиям по хирургии», Москва, Альянс, 2007 г. , стр.358.


Дополнительная литература:

  1. Нестеренко Ю.А.,Ступин В.А. «Хирургия» Москва, Академия, 2007г., стр.408.


Интернет ресурсы:

  1. wikipedia.org/wiki/Острый_живот

  2. medarticle.moslek.ru/articles/29313.htm


Домашнее задание
Помогает студенту в формировании общих компетенций:

  • ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач профессионального и личностного развития;

  • ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.


Домашнее задание:

  • выучить конспект лекции;

  • учебник Б.Н.Жуков, С.А.Быстров «Хирургия», выучить материал по теме занятия на стр..


Самостоятельная внеаудиторная работа студентов (на выбор):

  • подготовить рефераты по темам:

- «Атипичные формы острого аппендицита»;

- «Современные хирургические методы обследования и лечения

больных с «Острым животом»;

  • составить терминологический словарь;

  • составить кроссворд по теме.


Инструкция № 1 по подготовке реферата.

Уважаемый студент, Вам необходимо:

  1. Оценить насколько актуальна и важна предложенная тема для деятельности медицинской сестры.

  2. Подобрать необходимую литературу по предложенной теме

(учебники, периодические специальные издания, пособия).

  1. Составить план, по которому будет раскрыта тема.

  2. Решить, смогли ли Вы раскрыть тему?

  3. Оформить свою работу в соответствии с образцом (стандартом):

    • титульный лист;

    • наличие плана работы;

    • соответствие темы;

    • наличие списка используемой литературы;

    • наличие иллюстраций.


Инструкция № 2 по составлению кроссворда.

Уважаемый студент, Вам необходимо:

1. Оценить, насколько актуальна и важна предложенная тема для деятельности медицинской сестры.

2. Подобрать необходимую литературу по предложенной теме

(учебники, периодические специальные издания, пособия).

3. Отобрать необходимое количество терминов – 20 слов.

4. Составить вопросы к кроссворду.

5. Приложить эталоны ответов.

6. Оформить работу:

- схема;

- вопросы по горизонтали и вертикали;

- ответы.

Хронокарта теоретического занятия


Этапы занятия.

Время (мин.)



Описание деятельности

Цель деятельности

Преподавателя

Студентов


1. Организацион-ный момент
2. Актуализация познавательной деятельности



5

мин.

Проверка санитарного

состояния аудитории и внешнего вида студентов; регистрация отсутствующих.

Готовятся к занятию.

Воспитание организованности

и ответственности студентов.


Сообщает: тему, информирует цели занятия, задачи и пути их решения. Знакомит с ходом занятия, сроками выполнения заданий, системой выставления оценок.

Слушают, записывают в тетради тему и цели занятия.

Мотивация необходимости получения знаний и умений, использования их в будущей практической деятельности.

3. Определение исходного уровня знаний

(претест)
Задание №1



10

мин.

Демонстрирует вопросы с помощью МОС,

корректирует,

дополняет ответы.

Читают на экране утверждения,

отвечают с места.

Получение объективной информации о степени исходного уровня знаний, коррекция ошибок.

4. Изучение нового материала.





40

мин.

Раздает опорные конспекты.

Излагает новый материал с помощью МОС.

Слушают, конспектируют в тетради.

Подготовка к осуществлению сестринского процесса.

5.Закрепление нового материала, коррекция полученных знаний.
Задание № 2

15

мин.

Демонстрирует вопросы с помощью МОС,

активизирует деятельность студентов,

корректирует ответы.

Отвечают на вопросы.

Получение объективной информации о степени усвоения учебного материала, коррекция ошибок.

Задание №3


10

мин.



Выводит на экран вопросы тестирования.

Знакомит с инструкцией выполнения задания.

Подписывают бланки-ответники. Письменно фиксируют

ответы в

бланке. Сдают преподавателю

Получение объективной информации о степени усвоения учебного материала, коррекция ошибок.

6. Подведение итогов занятия.
Рефлексия.



8

мин.

Оценивается работа группы в целом и каждого студента с обоснованием оценок.

Отмечаются активные студенты.

Анализируют свою работу.

Оценить достигнуты ли цели занятия.

7. Домашнее задание.


2

мин.

Сообщается домашнее задание и задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Рекомендации по выполнению задания.



Терминологический словарь
1. Хирурги́я (греч. Χειρουργική, от греч. χειρ — рука и έργον — действие, работа) — область медицины, изучающая острые и хронические заболевания, которые лечатся при помощи оперативного (хирургического) метода.

2. «Острый живот» - симптомокомплекс (синдром), характерный для острых

хирургических заболеваний и повреждений органов брюшной полости.
3. Структурные и функциональные нарушения тканей и органов, возникающие в результате действия факторов внешней среды, называются повреждением или травмой.
4. Хирургическая инфекция- заболевания инфекционной природы, которые лечат хирургическими методами, и раневые инфекции, обусловленные внедрением патогенных микроорганизмов в рану, полученную при травме или операции.

Различают первичные хирургические инфекции, возникающие самопроизвольно, и вторичные, развивающиеся после травм и операций.
5. Опухоль – патологическое разрастание клеток ткани, органа или системы.
6. Врождённые хирургические заболевания- заболевания, возникающие у эмбриона, плода в период беременности, требующие оперативного вмешательства после рождения.
6. Хирурги́ческая опера́ция, хирурги́ческое вмеша́тельство или операти́вное вмеша́тельство (от лат. operatio — работа, действие) — комплекс воздействий на ткани или органы человека (или животного), проводимых врачом с целью лечения, диагностики, коррекции функций организма, выполняемый с помощью различных способов разъединения, перемещения и соединения тканей.
7. Эндоскопи́я — способ осмотра некоторых внутренних органов при помощи эндоскопа. При эндоскопии эндоскопы вводятся в полости через естественные пути, например, в желудок — через рот и пищевод, в бронхи и легкие — через гортань, в мочевой пузырь — через мочеиспускательный канал, а также путем проколов или операционных доступов (лапароскопия и др.).
8. Острый аппендицит- острое воспаление червеобразного отростка.
9. Острый калькулёзный холецистит- воспаление желчного пузыря,

осложнившееся образованием камней.
10. Острый панкреатит- аутолиз (самопереваривание) поджелудочной железы.
11. Псевдоабдоминальный синдром или ложный острый живот- сочетание симптомов острой патологии органов брюшной полости, обусловленное заболеваниями и патологическими состояниями различных органов и систем организма, не требующих неотложного оперативного вмешательства.





Алгоритм изучения темы

«Синдром «Острого живота»


  1. «Острый живот»:

  • определение;

  • группы хирургических заболеваний синдрома «Острого живота», краткая характеристика их.

  1. Обследование больных с «Острым животом»:

  • жалобы больного (субъективные данные): боль, диспепсические явления;

  • история заболевания (anamnesis morbi);

  • история жизни (anamnesis vita): перенесённые операции, травмы и т.д.

Настоящий статус (status presens):

  • внешний вид больного (habitus);

  • пальпация: напряжение мышц брюшной стенки, симптомы раздражения брюшины;

  • аускультация: усиление, ослабление перистальтики;

  • перкуссия.

Дополнительные методы обследования:

  • лабораторные методы обследования;

  • рентгенологические методы обследования;

  • обследование с контрастным веществом;

  • ультразвуковое обследование (УЗИ);

  • компьютерная томография (КТГ);

  • магниторезонансная томография (МРТ);

  • радиоизотопные методы исследования;

  • эндоскопические методы обследование;

  • пункции и др.

  1. Тактика медицинской сестры на догоспитальном этапе.

  2. Хирургические методы лечения:

  • традиционные методы;

  • лапароскопические операции.

  1. Роль медицинской сестры в обследовании, подготовки больного к операции и в послеоперационном периоде.


Изложение нового материала идёт с помощью МОС, где представлены текстовый материал и иллюстративный материал, отражающие основные положения лекции

Опорный конспект лекции
«Острый живот» - синдром, возникающий при ряде острых хирургических заболеваний и повреждений органов брюшной полости, требующий экстренной хирургической помощи.

Острый живот характеризуется ограниченным или диффузным раздражением брюшины.
Основными симптомами острого живота являются боль в различных отделах брюшной полости, рвота, реже мучительная икота, задержка стула и газов, изменения характера кала.

Важное значение имеет анамнез заболевания, а также сведения о наличии в прошлом болей в животе и перенесенных операциях. При осмотре обращают внимание на поведение больного. Например, при непроходимости кишечника больной возбужден, а при перитоните лежит неподвижно. Пульс при остром животе, как правило, учащен, хотя может наблюдаться брадикардия. Снижение АД характерно для шока при внутреннем кровотечении Пальпация брюшной стенки при остром животе должна быть, во избежание резкой болевой реакции больного, поверхностно-ориентировочной. Частый симптом - болезненность всей передней брюшной стенки или различных ее отделов. Важное значение имеет выявление симптомов раздражения брюшины:

1. Симптом мышечной защиты - общее или местное напряжение брюшных мышц.

2. Симптом Щеткина - Блюмберга - резкое усиление боли при быстром отдергивании пальпирующей руки от брюшной стенки.

При перкуссии брюшной стенки обнаруживают уменьшение или исчезновение печеночной тупости (при перфорации полого органа), а также свободную жидкость в брюшной полости (при внутренних кровотечениях и других заболеваниях).

Все перечисленные симптомы являются основанием для постановки диагноза острого живота, что диктует необходимость экстренной госпитализации в стационар.

Не разрешается применять наркотические и ненаркотические анальгетики, снотворные средства, нейролептики, транквилизаторы и др. препараты до установления диагноза.

Диагноз заболевания в стационаре устанавливают на основании данных специальных методов исследования (лабораторного, рентгенографического, эндоскопического и др.). Особое место в диагностике принадлежит лапароскопии. Подавляющее большинство больных с синдромом острого живота подлежит оперативному лечению. В ряде случаев необходима экстренная операция.

Чем раньше больной госпитализирован, чем быстрее поставлен диагноз и проведено оперативное вмешательство, тем ниже летальность и чаще удается полностью восстановить трудоспособность.
Псевдоабдоминальный синдром или ложный острый живот-

- сочетание симптомов острой патологии органов брюшной полости, обусловленное заболеваниями и патологическими состояниями различных органов и систем организма, не требующих неотложного оперативного вмешательства.

Важную роль имеет тщательный сбор анамнеза.

Болезненность при пальпации передней брюшной стенки, напряжение ее мышц, а также симптомы раздражения брюшины в большинстве случаев псевдоабдоминального синдрома выражены нерезко, интенсивность их может изменяться в процессе динамического наблюдения.

Больной с симптомами острой патологии органов брюшной полости должен быть срочно госпитализирован. Лечение в отличие от истинного острого живота, как правило, консервативное, направленное на основное заболевание, обусловившее развитие псевдоабдоминального синдрома.

Псевдоабдоминальный синдром развивается при заболеваниях:
1. Органов брюшной полости (язвенная болезнь, энтероколит, острый гепатит, дивертикулит сигмовидной кишки)

2. Сердечно-сосудистой системы (инфаркт миокарда, стенокардия, ревматизм, острый застой в печени при сердечной недостаточности, расслаивающая аневризма, инфаркт селезенки и почек ( при инфаркте - местный перитонит, явления хронической патологии ССС, при инфаркте почек - гематурия).

3. Органов мочевыделения (острый ишемический паранефрит, острая задержка мочи, почечная колика, уремия).

4. Нервной системы (менингит, энцефалит, опухоли, субарахноидальное кровоизлияние, ушиб мозга

пояснично-крестцовый радикулит, межреберная невралгия, сухотка спинного мозга (tabes dorsalis) – (форма позднего нейросифилиса, поражаются задние корешки спинномозговых нервов, задние канатики спинного мозга, это проявляется парестезиями конечностей, болями стреляющего, колющего, рвущего характера, в том числе в животе, расстройствами координации и походки, неврозами).

5. Гинекологических заболеваниях (боли в межменструальный период, аднексит, инфицированный аборт (срединная локализация, анамнез), эндометриоз)

6. Эндокринной системы (прекоматозные состояния у больных сахарным диабетом, гипогликемия; тетания - состояние повышенной нервно-мышечной возбудимости, проявляющееся тоническими судорогами, обусловленными снижением концентрации Са в крови на фоне алкалоза, наблюдающееся при гипопаратиреозе в связи с недостаточной выработкой паращитовидными железами паратгормона; Аддисонова болезнь - бронзовая болезнь, хр. первичная недостаточность надпочечников, обусловленная 2-хсторонним поражением коры надпочечников с прекращением или уменьшением выработки гормонов, проявляющаяся приступами немотивированной слабости, похуданием, потемнением кожи на открытых участках тела, на сгибах. Нередки желудочно-кишечные нарушения, боли в животе).

7. Системы крови (гемолитическая анемия, лейкоз)

8. Инфекционных заболеваниях (ПТИ, туберкулезный лимфаденит, токсикоплазмоз — паразитарная болезнь, характеризующаяся поражением НС, лимфатических узлов, мышц, миокарда, глаз, увеличением печени и селезенки, хроническим энтероколитом, холециститом, гепатитом, аднекситом, энцефалитом, ретинитом ( окончательный хозяин - кошка, промежуточный – человек).

9. Интоксикациях (интоксикация свинцом - анамнез, свинцовая кайма, базофильная пунктация эритроцитов; отравление таллием - таллий применяется при приготовлении сплавов в полупроводниковой технике, хроническое отравление проявляется раздражительностью, головной болью, покалыванием в конечностях, болями в животе, неустойчивым стулом, выпадением волос, тахикардией, гипертонией; злоупотребление никотином - головная боль, слабость, потливость, тошнота, рвота, понос, сердцебиение, затруднение дыхания, слюнотечение, снижение температуры, сужение зрачков, кожный зуд, боли в животе.

10. Дыхательной системы (диафрагмальный плеврит, крупозная пневмония)

11. Болезнях обмена (гемохроматоз - наследственная болезнь, характеризуется нарушением обмена железа с увеличением поглощения его из пищеварительного тракта и отложением в тканях. Наблюдается почти исключительно у мужчин. Характерна триада симптомов: цирроз печени, сахарный диабет, бронзовая окраска кожи).

12. Заболеваниях глаз (острая глаукома).
Боли в правой нижней части живота.

При болях в правой нижней части живота, помимо аппендицита, надо иметь в виду следующие заболевания:

l. Сoecum mobile (постепенное начало преимущественно у женщин, никаких воспали-тельных изменений).

2. Увеличение мезонтериальных лимфатических узлов (мезонтериальная лимфаде-нопатия), обусловленное различными неспецифическими возбудителями наблюдающееся почти исключительно в детском и юношеском возрасте (внезапно возникающие боли, повторные болевые периоды, чередующиеся со светлыми промежутками).

3. Аскаридоз

4. Туберкулез

5. Регионарный илеит

6. Дивертикулит слепой кишки

7. Инвагинация

8. Рак илеоцекальной области

9. Воспалительные процессы в яичниках и фаллопиевых трубах

10.Тромбоз тазовых вен

11.Токсоплазмозный лимфаденит

12. Заболевания соседних органов (холецистит, перфорация желудка, мочекаменная

болезнь, пиелит, абсцесс при туберкулезе позвоночника)

13. Пневмония, плеврит.

14. Инфекционные болезни.
Роль мед. сестры в обследовании, подготовке больного к операции и в послеоперационном периоде.
Подготовка к операции начинается с выявления приоритетных проблем пациента и их решения.

Могут быть физические проблемы, связанные с болью или беспомощностью пациента. Медицинская сестра должны помочь ему справиться с этим состоянием:

  • своевременно выполнить назначенное врачом обезболивание;

  • спокойно и доброжелательно провести все необходимые мероприятия по уходу и личной гигиене пациента.

Потенциальной социальной проблемой пациента может быть :

  • боязнь потерять работу, остаться инвалидом, и в этом случае необходимо убедить пациента в его нужности для общества, семьи, поддержать больного в трудную минуту принятия решения; 

  • немаловажно обеспечить пациенту моральный и душевный покой, позаботиться о полноценном отдыхе и ночном сне, своевременно выполнить вечернюю седацию с применением снотворных средств.

Мед.сестра должна тщательно и добросовестно провести непосредственную подготовку пациента к предстоящей операции - санитарную обработку, смену белья, обработку операционного поля и другие процедуры. 

В послеоперационном периоде:

  • необходимо обеспечить соблюдение пациентом постельного режима для профилактики ортостатического (при перемене положения тела) коллапса;

  • наблюдение за параметрами общего состояния пациента;

  • за признаками появления ранних и поздних послеоперационных осложнений.


Охрана труда медицинской сестры.

ОК 12. Медицинская сестра должна организовывать рабочее место:

  • с соблюдением требований охраны труда;

  • производственной санитарии;

  • по правилам инфекционной безопасности;

  • по правилам противопожарной безопасности.

Существует профессиональная вред­ность, влияющая на здоровье медицинских сестёр, которые работают с лекарственными препаратами.

Для снижения риска необходимо соблюдать следующие правила:

— работать в перчатках, масках и длинных халатах;

— аккуратно разводить лекарственные препараты;

— применять только одноразовые шприцы;

— не допускать разлива лекарственного препарата;

— если произошел разлив препарата, его необходимо тща­тельно вытереть;

— пустые ампулы упаковать в целлофановые пакеты и ути­лизовать по правилам;

— шприц после использования тщательно промыть, обез­заразить согласно инструкции и утилизовать.









Задание № 1. Претест


  • Время, отведенное на выполнение задания – 15 минут.

  • Фронтальный опрос (с элементами беседы).




  1. Какие органы располагаются в брюшной полости?

  2. Какие органы располагаются забрюшинно?

  3. Назовите паренхиматозные органы брюшной полости и забрюшинного пространства.

  4. Назовите полые органы брюшной полости и забрюшинного пространства.

  5. Назовите отделы желудочно-кишечного тракта. Какие его отделы расположены в брюшной полости, какие забрюшинно?

  6. Назовите отделы мочеполовой системы. Какие её отделы расположены в брюшной полости, какие забрюшинно?

  7. Что такое сальник, его функция?


Ход действий:

1. Вопросы проецируются на экран.

2. Студенты отвечают с места.

3. Преподаватель оценивает правильность ответа и при необходимости просит поправить другого студента, или поправляет и дополняет сам.

4. Преподаватель оценивает активность студентов с отметкой в оценочном листе (оценки не ставятся).







Задание №2.

Фронтальный опрос


  • Время, отведенное на выполнение задания – 10 минут.


1. Дайте определение, что такое синдром «Острого живота».

2. Назовите группы хирургических заболеваний, входящих в «Острый живот».

3. Перечислите основные симптомы «Острого живота».

4. Какая тактика ведения больных с «Острым животом» на догоспитальном этапе.

5. Назовите дополнительные методы обследования больных с «Острым животом».

Задание № 3. Итоговые тестовые задания
Данное задание способствует овладению общими и профессиональными компетенциями:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ПК 3.1. Проводить диагностику неотложных состояний.

ПК 3.3. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе.
Время, отведенное на выполнение задания – 15 минут.

Инструкция:

- прочитайте тест, выберите правильный ответ (-ответы);

- письменно зафиксируйте ответ в тетради.
Ход действий:

1. Ознакомьтесь с предлагаемыми тестовыми заданиями.

2. Ответьте на предлагаемые вопросы с выбором правильного (-ых) ответа (-ов)

3. Сдайте бланк-ответник на контроль преподавателю (или самоконтроль, взаимоконтроль – ответы и критерии выставления оценки представлены на экране).

Выберите один правильный ответ ( тесты 1-3):

1. При синдроме «острого живота» необходимо
а) сделать очистительную клизму
б) ввести обезболивающее
в) промыть желудок
г) применить холод, срочно госпитализировать

2. Характер и локализация болей при остром аппендиците
а) постоянные, сильные боли в правой подвздошной области
б) постоянные, резкие боли в правом подреберье
в) опоясывающие, тупого характера
г) «кинжальные»

3. К субъективным данным относится:

а) внешний вид больного

б) жалобы больного

в) пульс

г) анамнез заболевания
Выберите несколько правильных ответов (тесты 4-6):

4. К «Острому животу» относятся заболевания:

а) острый аппендицит

б) паралич

в) калькулёзный холецистит

г) грипп с абдоминальным синдромом

5. Эндоскопические методы обследования это:

а) лапароскопия

б) бронхоскопия

в) рентген

г) артроскопия

д) общий анализ крови

6. Симптомы раздражения брюшины:

а) Ортнера

б) Щёткина-Блюмберга

в) Пастернацкого

г) Воскресенского

д) Мерфи

7. Роль медицинской сестры у хирургических больных:

а) решение приоритетных проблем больного

б) непосредственная подготовка больного к операции

в) наблюдение и уход в послеоперационном периоде

г) следить за выполнением режима больным

д) перевязка больного

8. К объективным данным относятся:

а) история болезни

б) жалобы больного

в) внешний вид

г) пульс

д) артериальное давление

  1   2   3