Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Г о. Новокуйбышевск Составитель: Усова Ирина Викторовна Педагог-психолог г о. Новокуйбышевск, 2011 Пояснительная записка



Скачать 0.91 Mb.
НазваниеГ о. Новокуйбышевск Составитель: Усова Ирина Викторовна Педагог-психолог г о. Новокуйбышевск, 2011 Пояснительная записка
страница1/5
>г.о. Новокуйбышевск<><><><><><> <><>Составитель:<><><><>Усова И
Дата16.02.2016
Размер0.91 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 « Родничок» комбинированного вида

г.о. Новокуйбышевск



Составитель:

Усова Ирина Викторовна

Педагог-психолог

г.о. Новокуйбышевск, 2011

Пояснительная записка

Мы живем в ХХI веке, в котором очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения детей, что заставляет искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы и методы обучения.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

От того, как ребенок подготовлен к школе, каково его психическое здоровье, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие.

Актуальность программы обусловлена тем, что современная система обучения в начальной школе предъявляет новые требования к школьнику.

С точки зрения личностно-ориентированной направленности акцентируется внимание на развитие познавательного и личностного потенциала будущего школьника, его способностей к усвоению различных знаний. Многочисленные исследования современных специалистов показывают, что от 30 до 40% детей, поступающих в школу в первый класс, имеют недостаточный, а порой и низкий уровень готовности к обучению. Это свидетельствует о недостаточной сформированности у них основных компонентов готовности: социального, психологического, эмоционально-волевого. Не одно десятилетие известные исследователи работали над этой проблемой – проблемой формирования школьной готовности. Еще в исследованиях известного педагога-психолога Л.И. Божович отмечалось, что ребенок, поступающий в школу, должен иметь определенный запас знаний об окружающем мире, о сформированности элементарных понятий: уметь сравнивать, видеть сходное и отличное, рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. Для достижения этой цели у ребенка необходимо развивать произвольность познавательных психических процессов таких, как восприятие, внимание, память, мышление.

Божович Л.И. обращает внимание на то, что готовность ребенка к обучению в школе складывается из познавательных интересов, мыслительной деятельности, способности к произвольной регуляции своей познавательной активности и социальной позиции школьника, достигших определенного уровня психического развития. И. Шванцара определяет школьную зрелость в виде достижения такого уровня развития, когда ребенок становится способным участвовать в процессе школьного обучения. Важно, чтобы ребенок умел самостоятельно добывать знания и умения и применять их. Поэтому, цель подготовки к школе – формирование личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, развитию любознательности, инициативности, творческого воображения, произвольности.

Уже на первых  этапах   диагностического обследования детей старшего  дошкольного   возраста,  я обратила внимание на слабые стороны, которые чаще всего можно наблюдать у детей. Отмечается   низкий   уровень   развития познавательных  процессов, эмоционально-волевой регуляции, низкий уровень работоспособности, зрительно-моторной координации, что сказывается  на подготовке их к школьному обучению. Оценка  уровня  развития  познавательных  процессов  у  детей  – один   из основных  видов  деятельности  по  предупреждению  школьных  трудностей. А также готовность детей к школьному обучению является одним из важнейших итогов  их психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе.  Все это делает особо важным участие психолога в проведении развивающей работы с детьми.  В процессе наблюдения за детьми, я отметила следующие трудности в общении: неумение устанавливать контакт со сверстниками и неумение подчиняться законам коллектива. В связи с вышеизложенным была разработана программа подготовки детей к школе « Скоро в школу», которая поможет устранить имеющиеся трудности у детей и обеспечит максимальную подготовку их к школе. Программа является логическим дополнением к любой программе обучения и воспитания детей дошкольного возраста и может использоваться, как самостоятельная для подготовки к школе неорганизованных детей.

В основу программы легла идея о необходимости приоритета в развитии: навыков общения; психических процессов; мелкой моторики; положительной мотивации обучения, профилактика школьной дезадаптации и снижение школьной тревожности.

Целью проводимых занятий является развитие всех компонентов психологической готовности к школе. Оно достигается благодаря решению конкретных задач:

  • Развитие познавательных и творческих способностей;

  • Формирование предпосылок к успешному овладению навыками письма и чтения в школе через развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации, умение ориентироваться на плоскости;

  • Способствовать формированию саморегуляции, самоконтроля, способности к оценке и коррекции своих действий;

  • Обучение приемам планирования и прогнозирования собственных действий;

  • Формирование интереса и положительной мотивации обучения;

  • Выявление личностного потенциала обучения и развития;

  • Совершенствование навыков сотрудничества;

  • Преодоление у детей неуверенности в собственных силах и обеспечение ребенку ощущение успеха через позитивную оценку достижений.

Адресатом программы являются дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Срок реализации программы: 5 месяцев

Продолжительность курса: 10 часов (программа состоит из 20 занятий по 0,30 часа). Кратность проведения 1 раз в неделю, во второй половине дня. Количество детей в группе: 10 человек.

Программа занятий учитывает ряд важных моментов:

Каждое занятие направлено на сплочение детского коллектива, развитие навыков общения у детей дошкольного возраста с взрослым и со сверстниками, развитие умения подчинять свое поведение законам детских групп. Все это в комплексе формирует социальную зрелость детей.

Занятия спланированы с возрастанием уровня сложности, начиная с более легких подготовительных заданий и заканчивая более сложными заданиями, направленными на развитие интеллектуальной сферы.

В ходе занятия целенаправленно меняются виды работ (учитывая ограниченные возможности произвольного внимания дошкольников), что позволяет поддерживать устойчивый интерес, активизировать умственную и практическую деятельность детей, вселять уверенность в своих возможностях, снимать страх перед школой и не допускать переутомления.

Занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием.

1. Вводная часть. Организационный момент. Создание эмоционального настроя. Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы – приветствие, объединяющие игры, игры на развитие навыков общения со сверстниками.

2.Основная часть занятия. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят игры, упражнения, направленные на развитие и коррекцию эмоционально – волевой и познавательной сфер ребенка. Основные процедуры: игры на развитие навыков общения; игры и упражнения на развитие внимания, памяти, мышления и речи; игры и упражнения на развитие произвольной сферы; упражнения на развитие мелкой моторики; игры на формирование положительной мотивации к обучению.

3. Заключительная часть. Подведение итогов.

Основной целью этой части является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы. Здесь предусматривается проведение какой – либо общей игры.

Помимо интеллектуально-развивающих игр и заданий, каждое занятие обязательно включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно: упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение); двигательные упражнения, включающие одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку. В нашем случае, это «кинезиологический комплекс»; способствует межполушарному взаимодействию и межполушарной специализации (А.Л.Сиротюк «Коррекция развития интеллекта дошкольников». М.,2002г.), пальчиковую гимнастику, что позволит сделать работу детей насыщенной и менее утомительной.

Эти процедуры могут проводиться в любой части занятия, в зависимости от ситуации. В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы. Приветствие и прощание носят ритуальный характер.

Во время занятий дети могут сидеть в кругу (на ковре) или за столом, передвигаться по игровой комнате, в зависимости от хода занятия.

Занятия могут проводиться с детьми любой степени подготовленности к школе. Форма организации занятий – со всей группой детей или подгруппами, по усмотрению педагога.

Необходимые ресурсы для реализации программы

1.Кадровый - программу реализует педагог-психолог. Необходимо тесное сотрудничество с воспитателями, для более эффективной отработки формируемых навыков и качеств.

2.Материально-технический ресурс заключается в обеспечении специально оборудованных мест для проведения комплекса развивающих мероприятий.

3.Необходимые пособия: доска, мел, канцелярские принадлежности (цветные карандаши, фломастеры, ручки, бумага формата А4), индивидуальные бланки и тетради в клетку для каждого ребенка.

4.Нормативно - правовой – согласие родителей или законных представителей на участие в мероприятиях психологической и коррекционной направленности.

5.Информационный – методическая литература по вопросам воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста, методические разработки по вопросам подготовки детей к обучению в школе (необходим доступ педагогов к информационно-методическим фондам, пособиям для коррекционной работы).

6. Технические ресурсы (музыкальный центр, сборники спокойной музыки, компьютер, фотоаппарат) в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса.

Использование информационно-коммуникационных технологий на коррекционно-развивающих занятиях с детьми, в просветительской и профилактической работе с педагогами и родителями дает возможность разнообразить образовательный процесс, сделать его более увлекательным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время.

Ожидаемые результаты реализации программы

1. Развивающий и коррекционный эффект данной программы, проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений, который со временем перерастет в познавательный мотив деятельности детей.

2. Повысится уровень психологической готовности детей к обучению в школе.

3. Дошкольники будут более активными в познании нового, уверенными в своих силах и возможностях.

4. У детей будут сформированы коммуникативные умения и навыки, личностные качества.

5. Проведение развивающих занятий с детьми, у которых низкий уровень психологической готовности к школе послужит толчком для более полного развития их интеллектуальной сферы (память, внимание, мышление, физического состояния (развитие крупной и мелкой моторики), эмоционально-волевой сферы (умение ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации).

6. У детей сформируется позитивное отношение к обучению, предпосылки учебной деятельности «внутренняя позиция школьника», и все ее составляющие, необходимые для успешного обучения.

7. Исчезнет страх перед будущим поступлением в школу.

Контроль над реализацией программы

Контроль над реализацией программы осуществляется администрацией структурного подразделения, на базе которого проводятся занятия.

Эффективность данной программы подтверждается результатами диагностики, проводимого до начала и по завершению цикла коррекционно-развивающих занятий на основании применения психодиагностического инструментария методики Д. Векслера.

Критериями эффективности программы выступает положительная динамика познавательного и речевого развития, повышение самооценки, увеличение степени самопринятия и уверенности в себе и своих возможностях.

Данная программа « Скоро в школу» прошла апробацию в МДОУ№1

« Родничок» г.о. Новокуйбышевск и реализуется в данном дошкольном учреждении в рамках психолого-педагогического сопровождения детей.

Практическая направленность программы выражается в том, что материалы, содержащие в данной работе, могут быть использованы в качестве практического пособия психологами, педагогами в проведении профилактических мероприятий по школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Учебный план

коррекционно-развивающей программы

«Скоро в школу»
Цель программы: Формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста, как показатель психологической готовности к обучению в школе.

Категории обучающихся: дети 6 -7 лет.

Срок обучения: 5 месяцев.

Режим занятий: кратность проведения 1 раз в неделю. Продолжительность 30-35 минут.



Наименование тем

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Теорет.

Практ.

1

Блок 1

«Знакомство с волшебной Страной Знаний»

3 часа

1 час

2 часа

Наблюдение за выполнением заданий

2

Блок 2 «Город мастеров»

2 часа

30 мин.

1,5 часа

Наблюдение за выполнением заданий

3

Блок 3 «Учимся думать»

2,5 часа

30 мин.

2 часа

Наблюдение за выполнением заданий

4

Блок 4 «Скоро в школу»

2,5 часа

30 мин.

2 часа

Наблюдение за выполнением заданий

Итого:

10 часов

2 часа

30 мин

8 часов




Учебно-тематический план

коррекционно-развивающей программы

«Скоро в школу»

Цель программы: Формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста, как показатель психологической готовности к обучению в школе.

Категории обучающихся: дети 6-7 лет.
Срок обучения: 5 месяцев.
Режим занятий: кратность проведения 1 раз в неделю. Продолжительность 30-35 минут.




Наименование тем

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Теорет.

Практ.

1

Блок 1

«Знакомство с волшебной Страной Знаний»

3 часа

1 час

2 часа




1.1

Вводное занятие «Знакомство»

30

10

20

Наблюдение за выполнением задания

1.2

«Путешествие в страну сказок»

30

10

20

Наблюдение за выполнением задания

1.3

«Добро пожаловать в лабораторию профессора ума»

30

10

20

Наблюдение за выполнением задания

1.4

«Путешествие в мастерскую узоров и фигур»

30

10

20

Наблюдение за выполнением задания

1.5

«Попробуй, разберись»

30

10

20

Наблюдение за выполнением задания

1.6

«Перепутанные буквы»

30

10

20

Наблюдение за выполнением задания

2

Блок 2

«Город мастеров»

2 часа

30 мин.

1,5 часа




2.1

«Запиши слова»

30

5

25

Наблюдение за выполнением задания

2.2

«Город мастеров»

30

10

20

Наблюдение за выполнением задания

2.3

«Космодром»

30

10

20

Наблюдение за выполнением задания

2.4

«Попробуй, разберись»

30

5

25

Наблюдение за выполнением задания

3

Блок 3

«Учимся думать»

2,5 часа

30 мин.

2 часа




3.1

«Учимся думать»

30

10

20

Наблюдение за выполнением задания

3.2

«Делай как я»

30

5

25

Наблюдение за выполнением задания

3.3

«Заколдованные слова»

30

5

25

Наблюдение за выполнением задания

3.4

«Угадай слова»

30

5

25

Наблюдение за выполнением задания

3.5

«Сказочный герой»

30

5

25

Наблюдение за выполнением задания

4

Блок 4

«Скоро в школу»

2,5 часа

30 мин.

2 часа




4.1

«Собираемся в школу»

30

5

25

Наблюдение за выполнением задания

4.2

«Путешествие в Страну Знаний»

30

5

25

Наблюдение за выполнением задания

4.3

«Первоклассник»

30

5

25

Наблюдение за выполнением задания

4.4

«Что я знаю о школе»

30

5

25

Наблюдение за выполнением задания

4.5

«Умники и умницы»

30

10

20

Наблюдение за выполнением задания

Итого:

10 часов

2 часа

8 часов






Основное содержание учебной программы
Занятие №1
« Знакомство с волшебной страной знаний» (1ч)
Цель: Развитие познавательных способностей у детей.

Задачи:

  • Познакомиться с детьми, создать благоприятный психологический климат в группе.

  • Познакомить дошкольников с особенностями занятий в группе и правилами поведения на них.

  • Сформировать у детей интерес и положительное отношение к занятиям в группе.


Материал:

  • Альбом

  • Цветные карандаши


Ход занятия


  1. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.




  1. « Знакомство»

Дети входят в комнату и рассаживаются на стульчики в круг.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть.

Психолог представляется детям. Теперь я хочу познакомиться с вами. А поможет нам в этом игра «Кто в домике живет?».

Дети «забираются» в домики – для этого каждый ребенок смыкает руки уголком над головой в виде крыши. Ведущий «стучится» в каждый домик со словами: « Кто-кто в домике живет?». Ребенок называет свое имя. Ведущий спрашивает: « Что ты любишь больше всего? Какой ты? Что ты не любишь?»

2.Основная часть занятия.

1. « Изучение правил поведения»

Теперь, когда мы с вами познакомились, я хочу рассказать вам, чем мы будем заниматься на наших занятиях.

Ребята, во время наших занятий мы с вами будем путешествовать по волшебной Стране знаний, а в ней есть свои правила.

Мы с вами не можем отправиться в эту страну, не изучив их.

Психолог демонстрирует плакаты с изображением правил поведения на занятиях.

Правила наших занятий:

  • помогать друг другу;

  • когда говорит один – другой слушает и не перебивает;

  • хочешь сообщить что-то или ответить на вопрос – подними руку;

  • звенит колокольчик или раздается хлопок – устанавливается тишина.

2. Игра « Паровозик»

А теперь давайте с вами поиграем в игру «Паровозик»

Дети встают друг за другом, положив руки на плечи впередистоящего. «Машинист» ведет паровоз в разных направлениях, то быстро, то медленно, он пыхтит, свистит. В конце «крушение», все падают на пол.

Понравилось вам играть?

Кому было не удобно? Почему?

3. Упражнение « Нарисуй ладошку»

Ребята, а теперь давайте нарисуем в своих альбомах свою ладошку. Разукрасьте ладошку цветными карандашами.

Посмотрите, какие красивые у вас получились ладошки.

Ребята, у вас получились одинаковые ладошки?

А как вы думаете, почему ладошки получились разные?

Это потому, что мы с вами разные.

4. « Учебные принадлежности»

В заключение ознакомительного занятия психолог рассказывает детям о том, какие учебные принадлежности будут необходимы им на каждом занятии. Это:

  • Тетрадь в клеточку

  • Цветные карандаши

  • Простой карандаш и ручка

  • Рабочие листы


3.Заключительный этап занятия. Подведение итогов.

Психолог. Что ж, друзья, наше первое путешествие в волшебную страну знаний совсем незаметно подошло к концу. Что вам понравилось?

Ответы детей.

Мы хорошо с вами поработали, и мне хочется предложить вам сыграть в игру

« Аплодисменты»

Игра « Аплодисменты»

Мы будем хлопать (аплодировать) тихо, затем сильнее и сильнее. Психолог подходит к одному и хлопает ему. Он начинает хлопать и поворачивается к следующему ребенку. И так по кругу.

Спасибо вам за работу. Прощание.

Занятие №2

« Путешествие в Страну сказок»

Цель: Развитие познавательных способностей у детей.

Задачи:

  • Развитие навыков общения у детей;

  • Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого;

  • Способствование сплочению детского коллектива;

  • Развитие слухового восприятия.

Материал:

  • клубок ниток;

  • открытки, разрезанные на две части;

  • магнитофон с записью спокойной музыки

  • текст сказки « Заяц - хваста»


Ход занятия

1. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

1. Приветствие

Здравствуйте ребята! Рада вас видеть!

Давайте начнем наше занятие с приветствия, а поможет нам в этом игра «Клубок».

В руках я держу клубочек. Когда я начну здороваться, то я отдам его тому, кто стоит справа от меня. Кто получает клубок, обматывает нитку вокруг пальца и передает ее соседу со словами приветствия. Я начинаю…Отлично!

Клубочек вернулся ко мне. А сейчас давайте вместе поднимем руки вверх, опустим вниз. Старайтесь выполнять движения одновременно, ведь если кто-то замешкается, то ниточка оборвется и наш круг разрушится.

А теперь аккуратно положим ниточку на пол.

Понравилось вам играть?

Как вы думаете, почему у нас не оборвалась ниточка?

Потому, что мы играли дружно и были внимательны друг к другу.

  1. Основная часть занятия.

1.Путешествие в страну сказок.

На прошлом занятии мы познакомились со всеми правилами волшебной страны и можем отправиться в свое первое путешествие по ней.

Начнем мы его со Страны сказок. В этой стране живет множество разных сказок со всего мира. Они живут в многоэтажных домиках, похожих на книжные полки. Однажды злой волшебник Глупиус наслал на страну сказок сильный ураган, который сломал все сказки. Давайте попробуем их собрать. Какие сказки у вас получились.

2. Чтение сказки « Заяц - хваста»

А сейчас я расскажу вам сказку. Она называется «Заяц – хваста».

В одном лесу жил – был заяц. Он считал себя самым умным, самым красивым, самым храбрым зверем в лесу. Бегает заяц по лесу, красуется, а никто из зверей на него не обращает внимание.

Ну, разве не обидно? Влез он на пенек и давай хвастаться.

- Я – самый храбрый, я – самый красивый, я – самый умный теперь зверь в лесу! Я никого не боюсь, ни волка, ни лису. Вот если бы я их встретил, все бы сразу бы узнали, кто из нас сильнее!

А в это время пролетала мимо ворона. Услышала она, как заяц хвастается, и разозлилась.

- Это кто это самый умный? Это кто это самый смелый? Это кто это самый красивый? – спросила ворона и села прямо перед зайцем. – Ну, какой же ты красивый? Уши – то у тебя длинные, хвост – куцый! Волка он не боится. Да стоит ему только появиться, тебя, как ни бывало.

Обиделся заяц, и решил доказать вороне, что зря она его высмеивает, да где там! Ворона сама на пенек залезла и давай хвастаться:

- Вот если есть в нашем лесу кто-то красивый, так это я! Клюв у меня длинный, сильный, перышки черные, на солнышке переливаются! А если волк появится, то я уж не растеряюсь. Как в нос его клюну, так он и был таков!

А в это время шел мимо волк. Услышал он слова хвастливой вороны и сильно рассердился.

- Это кто смеет, на до мной смеяться? Откуда взялась эта пташка залетная? Ну, берегись, сейчас я тебя проучу, - так сказал волк и бросился на ворону.

Испугалась ворона и закричала:

- Спасите! Помогите! Волк сейчас меня съест!

Услышал заяц, что волк рядом, и от страха прыгнул в сторону, да прямо на волка угодил. Испугался волк: «Что это сверху на меня упало?» Бросил он ворону и убежал прямо в лес.

А ворона глаза открыла и видит, волка нет, а перед ней заяц стоит, сам от страха дрожит.

- Ой, спасибо тебе косой! Если бы не ты, съел бы меня волк. Ты и вправду самый храбрый, самый сильный, самый красивый зверь в лесу!

Заяц сразу приободрился. Влез на пенек и говорит:

- А та как думала? Я и вправду самый сильный, самый смелый и самый красивый зверь в лесу!

С этого дня заяц начал сам верить, что он самый сильный, самый, самый, самый …

3. Игра « Заяц –хваста»

Сейчас мы будем изображать зайца-хвасту.

Давайте показывать его по очереди, по кругу. Для этого надо зайчиком проскакать по кругу, встать на « пенек» (на стул) и похвастаться: «Я самый красивый, самый умный, самый храбрый, я никого не боюсь».

-Каким голосом будет хвастаться заяц?

-В какой позе он будет стоять?

Отлично у вас получается!

4. Игра «Ладушки».

А сейчас я раздам вам половинки открыток. Рассмотрите их и найдите свою половинку у другого. Кто найдет, становится парами.

-Ребята, у кого получилось игра? Кто ни разу не сбился?

3. Заключительная часть занятия. Подведение итогов.

Психолог. Давайте сядем в круг и закроем глаза. Вспомним, что мы делали сегодня на занятии. А я буду дотрагиваться до вас, и кто почувствует мое прикосновение выходит из круга.

До свидания! Спасибо вам за работу!

Занятие № 3

« Добро пожаловать в лабораторию профессора ума» (1)

Цель: Развитие познавательных способностей у детей.

Задачи:

  • Развитие произвольного внимания и произвольности движений;

  • Развитие мелкой моторики и графических навыков;

  • Достижение взаимопонимания и сплоченности;

  • Развитие умения делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками,

  • развитие целостного восприятия предметов, а также на обучение ребёнка выполнению плавных линий без отрыва карандаша от бумаги.

Материал:

  • Рабочие листы;

  • Простой карандаш и ручка;

  • Тетрадь в клетку

  • Магнитофон с записью спокойной музыки



Ход занятия

1. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

1. Приветствие

Дети вместе с психологом стоят в кругу. Дети прикасаются друг к другу ладошками, смотрят в глаза и произносят:

Доброе утро, Саша (улыбнуться и кивнуть головой),

Доброе утро, Маша… (называются имена детей по кругу),

Доброе утро, Ирина Викторовна,

Доброе утро, солнце (все поднимают руки, затем опускают),

Доброе утро, всем нам (все разводят руки в стороны, затем опускают)!
2.Игра «Доброе животное».

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Психолог тихим, таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед. Выдох – 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

2.Основная часть занятия.

1. Введение в тему.

Психолог рассказывает о том, что лаборатория профессора Ума состоит из множества разных мастерских .

  • Есть мастерская Ума, где работает сам профессор. Там он решает сложные логические задачи и примеры.

  • Есть Мастерская узоров и фигур.

  • Там проводят различные эксперименты с клетками, создают узоры из геометрических фигур.

  • Есть Словотворческая мастерская, где из разных букв создают слова.

  • Есть Творческая мастерская, где воплощаются самые смелые идеи и фантазии.

2. Выполнение заданий.

1.Упражнение « логические квадраты»

Мы начнем наше путешествие с мастерской профессора. Похоже он приготовил для вас небольшое испытание.

Итак, перед вами таблица. Расположи рисунки и элементы букв так, чтобы в каждом горизонтальном и вертикальном ряду рисунки не повторялись.

Отлично! Молодцы!

2.Элементы кинезиологического комплекса

Данный комплекс можно заменить пальчиковой или дыхательной гимнастикой, пластическим или танцевальным этюдом, на усмотрение ведущего.

1.Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.
2.«Пароход»

Пароход плывет по речке

И пыхтит он словно печка,

Пых-пых, пых-пых!

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.
3.Упражнение «Обведи по точкам».

Цель: Задание направлено на развитие целостного восприятия предметов, а также на обучение ребёнка выполнению плавных линий без отрыва карандаша от бумаги.

Ребёнку необходимо соединить все точки рисунка одной линией, стараясь не отрывать карандаш от бумаги.

  1. Упражнение «Узор»

Ребенку показывают бланк с нарисованными геометрическими фигурами (см. приложение) и просят найти, где спряталась нужная фигура, и раскрасить ее.

5. Упражнение « Фигуры»

Нарисовать в тетради одновременно обеими руками фигуры:

Круги, квадраты, треугольники. Педагог показывает на доске, как это делается, а затем дети приступают к самостоятельному выполнению задания.

6.Игра « Тень»

Психолог. Ребята! Вы наверное, устали? Я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть. Игра называется « Тень».

Звучит фонограмма спокойной музыки. Дети разбиваются на пары. Один ребенок – «Путник», другой – его «тень». Последний старается точь-в-точь скопировать движения «путника», который ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается сорвать цветок, подобрать красивый камушек, кивает головой, скачет на одной ножке и т.п.

7. Упражнение для профилактики нарушений зрения.

Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Необходимо отрабатывать движения глазами по четырем основным направлениям ( вверх, вниз, направо, налево)

3. Заключительная часть занятия. Подведение итогов.

Психолог. Что ж, сегодня у вас был важный день.

Профессор Ум дал вам первое задание, с которым вы успешно справились. Поднаберитесь сил и терпения: впереди у вас много ответственных поручений. До новой встречи!

Занятие №4

« Путешествие в Мастерскую узоров и фигур»

Цель: Развитие познавательных способностей у детей.

Задачи:

  • Развитие слуховой памяти, зрительного восприятия,

  • Развитие концентрации и устойчивости внимания, произвольного внимания

  • Умение действовать по правилам и быстро переключаться с одной деятельности на другую,

  • Развитие мелкой моторики и графических навыков,

  • Развитие зрительно-моторных координаций.

Материал:

  • Рабочие листы,

  • Тетрадь в клетку,

  • Простой карандаш и ручка

  • Магнитофон с записью спокойной музыки.

Ход занятия

1. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

1. Приветствие.

Игра « Дотронься до…»

Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть!

Сегодняшнее занятие мы начнем с игры «Дотронься до …»

Все мы одеты по – разному. Я называю цвет, а вы мгновенно должны сориентироваться, обнаружить этот цвет у ребят в одежде и дотронуться.

2.Игра «Гусеница».

Цель: игра учит доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.

«Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.

Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту».

2. Основная часть занятия.

1. Упражнение « Запомни»

С установкой на запоминание детям зачитываются слова:

Тетрадь, книга, рюкзак, линейка, пенал, карандаш, ручка, альбом.

Задание 1.Воспроизвести слова.

Задание 2. Назвать слова одним словом.

2. Упражнение « Дорисуй узор»

Профессор предлагает путешествие в Мастерскую узоров и фигур.

Вам необходимо дорисовать по образцу следующие узоры (см. приложение)

3. Упражнение « загадочные картинки»

Детям раздаются готовые бланки с наложенными друг на друге изображениями предметов. Им нужно перечислить все изображенные предметы.

4. Упражнение « Помоги выйти»

Раздаются бланки с заданием, где необходимо помочь выйти детям из пещеры. Найти правильную дорогу.( см приложение)

5.Этюд «Солнечный зайчик».

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Дети сидят в кругу. Ведущий говорит: «Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, носу, ротике, щечках, подбородке, аккуратно поглаживайте, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник, он любит и ласкает вас, а вы погладьте и подружитесь с ним. Улыбнитесь ему.

6. Элементы кинезиологического комплекса.

Внимание, девочки!

Внимание, мальчики!

Приготовьте ваши ручки ,

Разомните, пальчики!
1.Массаж ушных раковин.

2.«Пароход».

3. «Краб».
Краб ползет по дну,

Выставив клешню.

Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.

7. Упражнение на развитие координаций движений и графических навыков.

Нарисовать обеими руками одновременно в тетради два квадрата и заштриховать их прямыми и горизонтальными линиями.

8. Упражнение « Какая буква лишняя»

Психолог. Ребята! Рассмотрите каждую строчку найдите букву, в которой данный элемент отсутствует, и подчеркнуть ее.( см приложение)

9. Упражнение « Соедини»

Психолог. Рассмотрите каждую строчку и буквы.

Задание соединить линиями одинаковые буквы. ( см приложение)

10. Игра « Зеваки»

Цель: Развитие произвольного внимания.

Дети идут по кругу друг за другом, держась за руки. По сигналу «Стоп!» останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются на 1800 и начинают движение в другую сторону.

Направление меняется после каждого сигнала. Если ребёнок запутался и ошибся, выходит из игры. Игра может закончиться, когда 2-3 детей останется в игре. Они торжественно объявляются победителями.

3. Заключительная часть занятия. Подведение итогов.

Психолог. Вам пришлось хорошенько потрудиться. Что понравилось на занятии? С какими трудностями столкнулись?

До новых встреч. Спасибо вам за работу. Прощание.

Занятие №5

« Попробуй, разберись»

Цель: Развитие познавательных способностей у детей.

Задачи:

  • Развитие наглядно – образного мышления, самоконтроля,

  • Умение действовать по правилу,

  • Формирование умения классифицировать предметы по одному или нескольким свойствам.

  • Развитие тонкой моторики и графических навыков.

  • Развитие слуховой памяти, мышления и речи.

Материал:

  • Рабочие листы,

  • Тетрадь в клетку,

  • Простой карандаш и ручка

  • Магнитофон с записью спокойной музыки.


Ход занятия

1. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

1. Приветствие. Игра «Доброе животное».

Здравствуйте ребята! Рада всех вас видеть.

Возьмемся за руки и представим, что мы одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох и выдох, вдох – выдох и еще раз вдох – выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук – делаем шаг вперед, тук- шаг назад. И еще раз тук- шаг вперед, тук – шаг назад.

Как чувствовали вы себя во время игры?

Получилось у нас показать животное, его дыхание, биение сердца?

2.Игра «Четыре стихии».

Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Дети сидят на стульях по кругу. По команде психолога выполняют движение руками.

Команда

Движение руками

«Земля»

Дети опускают руки вниз.

«Вода»

Вытягивают руки вперед.

«Воздух»

Поднимают руки вверх.

«Огонь»

Вращают руками в локтевых и лучезапястных суставах.


2. Основная часть занятия.

1.Упражнение «Обведи по точкам».

Цель: Задание направлено на развитие целостного восприятия предметов, а также на обучение ребёнка выполнению плавных линий без отрыва карандаша от бумаги.

Ребёнку необходимо соединить все точки рисунка одной линией, стараясь не отрывать карандаш от бумаги (см. приложение ).

2. Упражнение «Закончи ряд до конца».

Детям выдаются бланки (см. приложение). Начало задания показано на образце. Задание: «Продолжите рисунок и закончите ряд»

3. Упражнение « Слова»

Дается задание запомнить слова: облако, окно, огород, орех, окунь, осень, огонь.

Задание 1. Воспроизвести слова.

Задание 2. Что общего у этих слов?

Задание 3 Придумайте слова, начинающиеся на букву « О»

4.Упражнение « Запомни узор».

Матрешка украсила свой платок. Постарайтесь запомнить узор. А теперь закрой этот платок листом бумаги и укрась платочек справа тем же узором. Расскажи о своем узоре (см приложение)

5.Упражнение «Найди отличия».

Цель: развитие зрительного внимания.

Детям предлагаются изображения двух похожих предметов, имеющих

при этом некоторые отличия (см. приложение)

Ведущий предлагает игрокам внимательно посмотреть на картинки. Далее

он задает вопросы:

  • Что здесь нарисовано?

  • Эти картинки одинаковые или нет?

  • Перечислите все отличия на этих картинках.

6.Упражнение « Выбор»

Детям зачитывают несколько групп слов по 5 в каждой.

Четыре из них объединены общим понятием, а одно лишнее. Необходимо его исключить и объяснить свой выбор.

Варианты предлагаемых групп слов:

Рысь- медведь- кошка-тигр- лев

Яблоко-слива-огурец-груша-персик

Ложка- тарелка- кастрюля- сумка-самовар

Гусь-лебедь-павлин-курица и кролик

7.Упражнение на развитие сенсомоторики « Яблоко»

Нарисовать обеими руками одновременно яблоко по образцу.

8. Элементы кинезиологического комплекса.

1.Массаж ушных раковин.

2.«Пароход».

3. «Краб».

9.Упражнение «Корабль и ветер».

Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.

«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки… А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!»

упражнение можно повторить 3 раза.

3. Заключительная часть занятия. Подведение итогов.

Наше занятие подходит к концу. Ребята, вам понравилось на занятии? Ответы детей.

Мы хорошо с вами поработали, и мне хочется предложить вам сыграть в игру «Аплодисменты».

Мы будем хлопать (аплодировать) тихо, затем сильнее и сильнее. Ведущий подходит к одному и хлопает ему. Он начинает хлопать и поворачивается к следующему ребенку. И так по кругу.

Спасибо вам за работу. Прощание.
Занятие № 6

« Перепутанные буквы»(1)

Цель: Развитие познавательных способностей у детей.

Задачи:

  • Развитие наглядно – образного мышления, самоконтроля,

  • Умение действовать по правилу,

  • Концентрации и устойчивости внимания

  • Развитие тонкой моторики и графических навыков.

  • Развитие слуховой памяти, мышления и речи.

Материал:

  • Рабочие листы,

  • Тетрадь в клетку,

  • Простой карандаш и ручка

  • Магнитофон с записью спокойной музыки.

Ход занятия

1. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

1. Приветствие

Дети вместе с психологом стоят в кругу. Дети прикасаются друг к другу ладошками, смотрят в глаза и произносят:

Доброе утро, Саша (улыбнуться и кивнуть головой),

Доброе утро, Маша… (называются имена детей по кругу),

Доброе утро, Ирина Викторовна,

Доброе утро, солнце (все поднимают руки, затем опускают),

Доброе утро, всем нам (все разводят руки в стороны, затем опускают)!

2. Основная часть занятия.

1. Игра «Не пропусти растение».

Цель: Развитие способности к переключению внимания.

Играющие сидят в кружок и внимательно слушают слова, которые произносит психолог. Всякий раз, когда среди слов встретится название растения, дети должны хлопать в ладоши.

Слова, к примеру, такие:

ДОРОГА, ТИГР, МАШИНА, БЕРЕЗА, САМОЛЕТ, ПШЕНИЦА, РОЗА, ЗМЕЯ, ДУБ, КУКЛА, ГРИБ, ШКОЛА, ШИПОВНИК, РОМАШКА, РАМА, ДОМ, МАЛИНА, ТОПОЛЬ, ТЕПЛОВОЗ, МУРАВЕЙ, ГРАФИН, ГВОЗДИКА, ГВОЗДЬ, МУЗЕЙ, ТЕАТР, ИГРА, ИВА, ИВОЛГА, ВОРОБЕЙ, БАОБАБ, КАШТАН, ПАЛЬМА, ПАЛАТКА, КИНО, КЕНГУРУ, КИВИ, ХОККЕЙ, ГОРОД, СОБАКА, БАНАН, ВАСИЛЕК, КУВШИН, МОЛОКО, ТЮЛЬПАН, ТЫКВА, ЛЕС, ТЕРЕМОК, ЕЛЬ, СОСНА, ДОРОГА, КНИГА, ИСКУССТВО, МУЗЫКА, ОСИНА, БАЛЕТ, ТАПОЧКИ, ПАРКЕТ, ПЛЮЩ, ОДУВАНЧИК, МИМОЗА…

2.Упражнение « Узнай по контуру»

Психолог. Сегодня мы начнем работу со Словотворческой лаборатории. Прежде, чем мы приступим к эксперименту, нам необходимо навести в лаборатории порядок. Профессор давно уже не заглядывал сюда, и здесь образовался большой беспорядок. Все буквы перепутались. Вам нужно их распутать, т.е. узнать по контуру каждую букву и написать их в строчку через запятую, отдельно друг от друга.

3.Упражнение « Дорисуй»

Психолог. Ребята! Рассмотрите каждую строчку и вам задание дорисовать семечки у подсолнуха. ( см приложение)

4. Элементы кинезиологического комплекса.

1.Массаж ушных раковин

2.«Пароход»

3. «Краб»

4. «Волны»

5. «Очки»
  1   2   3   4   5