Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
|
 Скачать 0.63 Mb. |
Сценарий
воспитательного мероприятия
«Фотография из семейного альбома»
«Льются с этих фотографий океаны биографий,
жизнь в которых вся до дна с нашей переплетена!»
Цель: духовно-нравственное воспитание учащихся, развитие интереса к своей семье, к своим предкам.
Подготовительная работа.
Воспитанникам предлагается вместе со своими родителями полистать семейный альбом и внимательно рассмотреть фотографии своих прабабушек и прадедушек. Выбрать одну или две из них, расспросить своих родных, что они знают о человеке изображенном на фотографии. На основе услышанного подготовить интересный рассказ. Возможно дома хранятся какие-то его вещи, награды, любимые книги, письма, поделки и т.д. (все это вместе с фотографиями станет иллюстрацией к рассказу).
О чем можно рассказать:
Фамилия, имя, отчество прадедушки или прабабушки и.т.п.
Год и место рождения.
Кто были его родители?
Где он жил, учился, работал?
Сколько человек было в его семье, их имена, род занятий?
Как сложилась его жизнь, какие испытания выпали на его долю?
Какие значительные события произошли в его жизни?
Чем он славился?
Какую память о себе оставил своим детям, внукам?
Что из вещей хранится в доме?
Рассказать об одном или двух эпизодах из его жизни.
Содержание мероприятия. Вступительное слово педагога о необходимости и важности знать своих предков, свои корни.
Выступление ребят.
Сценарий воспитательного мероприятия
«Чтоб услышали»
(урок мудрости)
Цель: продолжить работу по патриотическому воспитанию подростков, познакомить воспитанников кружка с творчеством советских поэтов, погибших на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.
Педагог: Чуткость к жизни народа, насущным потребностям Родины, неуклонному движению истории, горячая сердечная потребность сделать свое слово, свое перо полезным в борьбе на благо людей – качества, издавна присущие русской литературе и, в частности, поэзии. Сегодня мы вспомним поэтов, которых уже нет среди нас, но чьи живые голоса звучат свежо и сильно, заставляя чаще биться наши сердца. Они пали смертью храбрых на полях Великой Отечественной войны. Сама их жизнь и героическая гибель стали достоянием поэзии, многие из них сами стали героями поэтических произведений. А стихи и поэмы, созданные им, навечно остались в действующем строю, вошли в наше сознание как образец слияния гражданского подвига и творческого горения. Воспитанники читают стихи выбранных ими поэтов.
Джек Алтаузен.
Яков Моисеевич Алтаузен (1907-1942)
В июне 1941 года, не дожидаясь призыва, Джек Алтаузен вступил в ряды Красной Армии. За участие в боевых действиях поэт был награжден орденом Красного Знамени. Погиб в 1942 году в бою под Харьковом.
Родина.
Разве можно свой край не любить,
Отвоеванный саблей бывалой.
Где ты рос, где ты стал запевалой,
Самолет научился водить.
Где ты в бурю не раз на штурвал
Клал без страха тяжелую руку,
Где ты все: и любовь и разлуку,
Сладость славы и дружбу узнал?
Много стран есть на свете других,
Те же птицы там в воздухе реют,
Те же зерна там в яблоках зреют,
Те же косточки в вишнях тугих.
Но такая, как наша, - одна!
Всю ее омывает волнами,
Вся она в полный рост перед нами,
Озаренная солнцем видна.
Борис Богатков
Борис Богатков (1922-1943). С начала Великой Отечественной войны в армии. 11 августа 1943 года в бою за Гнездиловскую высоту он поднимает в атаку автоматчиков и во главе их врывается во вражеские окопы. В этом бою Борис Богатков пал смертью храбрых. Он был посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени. Его имя навечно занесено в списки девизии, его автомат передавался лучшим стрелкам взвода.
У эшелона обнимемся,
Искренняя и большая,
Солнечные глаза твои
Вдруг затуманит грусть.
До ноготков любимые,
Знакомые руки сжимая,
Повторю на прощанье:
«Милая, я вернусь»
Я должен вернуться, но если….
Если случится такое,
Что не видать мне больше
Суровой родной страны,
Одна к тебе просьба, подруга:
Сердце свое простое
Отдай ты честному парню,
Вернувшемуся с войны
Декабрь 1942 г.
Всеволод Багрицкий
Всеволод Багрицкий (1922-1942). С первых дней войны рвется на фронт. В канун 1942 года получает назначение в газету Второй ударной армии, которая с юга шла на выручку осажденному Ленинграду. Он погиб 26 февраля 1942 года в маленькой деревушке Дубовик Ленинградской области, записывая рассказ политрука.
Дорога в жизнь
Почему же этой ночью
Мы идем с тобою рядом?
Звезды в небе – глазом волчьим…
Мы проходим теплым садом,
По степи необозримой,
По дорогам, перепутьям…
Мимо дома, мимо дыма…
Узнаю по звездам путь я.
Мимо речки под горою,
Через юный влажный ветер…
Я да ты, да мы с тобою.
Я да ты со мной на свете.
Мимо речки, мимо сосен,
По кустам, через кусты,
Мимо лета, через осень,
Через поздние цветы…
Мимо фабрики далекой,
Мимо птицы на шесте,
Мимо девушки высокой-
Отражения в воде.
1938
Муса Джалиль
Муса Мустафиевич Джалилов (1906-1944).В первый же день войны Муса Джалиль ушел в ряды действующей армии и в июне 1942 года на Волховском фронте, тяжело раненый, был взят в плен. В концентрационном лагере он вел активную подпольную работу, за что был брошен в фашистский застенок – тюрьму Моабит. В тюрьме Муса Джалиль создал цикл стихотворений, слава о котором вышла далеко за пределы Родины. В 1944 году моабитские палачи казнили поэта.
Случается порой
Душа порой бывает очень твердой,
Пусть ветер смерти яростный жесток,
Цветок души не шевельнется, гордый,
Не дрогнет даже слабый лепесток.
Нет скорби на твоем лице ни тени,
Нет в строгих мыслях суеты мирской.
Писать, писать – одно тогда стремленье
Владеет ослабевшую рукой.
Беситесь, убивайте – страху нету.
Пусть ты в неволе, но вольна душа.
Лишь клок бумаги чистой бы поэту,
Огрызок бы ему карандаша.
Ноябрь 1943г.
Владислав Занадворнов
Владислав Занадворнов (1914-1942). В феврале 1942 года он призван в ряды Красной Армии. Был участником великой битвы на Волге и погиб героической смертью в ноябрьских боях 1942 года.
Война
Ты не знаешь , мой сын, что такое война!
Это вовсе не дымное поле сраженья,
Это даже не смерть и отвага. Она
В каждой капле находит свое выраженье.
Это- изо дня в день лишь блиндажный песок
Да слепящие вспышки ночного обстрела;
Это- боль головная, что ломит висок;
Это – юность моя, что в окопах истлела;
Это – грязных, разбитых дорог колеи;
Бесприютные звезды окопных ночевок;
Это- кровью омытые письма мои,
Что написаны криво на ложе винтовок;
Это – в жизни короткий последний рассвет
Над изрытой землей. И лишь как завершенье –
Под разрывы снарядов, при вспышках гранат –
Беззаветная гибель на поле сраженья.
1942
Павел Коган
Павел Коган (1918-1942). С начала войны Коган пытается попасть в армию, но получает отказ, так как по состоянию здоровья был снят с учета. Тогда он поступает на курсы военных переводчиков, окончив которые едет на фронт. Здесь назначается переводчиком, потом помощником начальника штаба стрелкового полка по разведке. 23 сентября 1942 года лейтенант Коган, возглавлявший разведгруппу, был убит под Новороссийском.
Звезда
Светлая моя звезда.
Боль моя старинная.
Гарь приносят поезда
Дальнюю, полынную
От чужых твоих степей,
Где теперь начало
Всех начал моих и дней
И тоски причалы.
Сколько писем нес сентябрь,
Сколько ярких писем…
Ладно – раньше, но хотя б
Сейчас поторопиться.
В поле темень, в поле жуть –
Осень над Россией.
Поднимаюсь. Подхожу
К окнам темно – синим.
Темень. Глухо. Темень. Тишь.
Старая тревога.
Научи меня нести
Мужество в дороге.
Научи меня всегда
Цель видать сквозь дали.
Утоли, моя звезда,
Все мои печали.
Темень. Глухо. Поезда
Гарь несут полынную.
Родина моя. Звезда.
Боль моя старинная.
1937
Борис Смоленский
Борис Смоленский (1921-1941). С первых дней Великой Отечественной войны – на фронте. Фронтовые стихи, а также поэма о Гарсии Лорке, о которой он упоминает в письмах к близким, погибли. Пал в бою 16 ноября 1942 года.
Я сегодня весь вечер буду,
Задыхаясь в табачном дыме,
Мучаться мыслями о каких-то людях,
Умерших очень молодыми,
Которые на заре или ночью
Неожиданно и неумело
Умирали,
Не дописав неровных строчек,
Не долюбив, не досказав, не доделав.
1939 Юрий Инге
22 июня 1941 года застает Инге в Таллине. Он пишет стихотворение «Война началась», которое в тот же день передает радио Ленинграда. С большой активностью включается в работу краснофлотской печати, из-под его пера появляются призывные стихи, стихотворные фельетоны, подписи к сатирическим плакатам, а также рассказы, очерки, фельетоны, 28 августа 1941 года фашисты торпедировали корабль «Вальдемарас». Ю. Инге находился на его борту. В этот день газета «Красный Балтийск» Колыбельная
Вся столица спит давно,
Ночь пути завьюжила,
И морозное окно
В серебристых кружевах.
Спи спокойно, мой сынок,
Шороха не слушая,
Спит давно без задних ног
Медвежонок плюшевый.
Я спою тебе, дружок,
Песнь тебе доверю я,
Как среди больших дорог
Мчалась кавалерия.
А ударит гром опять,
Вспомнишь ты, как пели мы,
Да и сам не будешь спать
Целыми неделями.
Ты не бойся…Я с тобой…
Ночи были жуткими .
Стычка утром, в полночь в бой,
Мы не спали сутками.
И теперь, в ночную тишь,
Как же мне не вспомнить их,
Если ты спокойно спишь
В нашей мирной комнате.
Не допустим мы врага
И на выстрел пушечный,
Ну так спи, сынок, пока
С саблею игрушечной.
Вьюга легкая, кружись,
Вьюга – перелетчица.
За окном такая жизнь,
Что и спать не хочется.
За окном такая тишь…
Спи, меня не слушая,
Моя гордость, мой малыш,
Медвежонок плюшевый!
1936
Елена Ширман Елена Ширман (1908-1942). В июле 1942 года в составе выездной редакции ростовской газеты «Молот» Елена выехала в один из районов области. В станице Ремонтной была схвачена гитлеровцами со всеми материалами редакции и героически погибла.
Возвращение
Это будет, я знаю…
Нескоро, быть может,
Ты войдешь бородатый, сутулый, иной.
Твои добрые губы станут суше и строже,
Опаленные временем и войной.
Но улыбка останется.
Так иль иначе,
Я пойму – это ты.
Не в стихах, не во сне.
Я рванусь, подбегу.
И, наверно, заплачу,
Как когда – то, уткнувшись в сырую шинель…
Ты поднимешь мне голову,
Скажешь: «Здравствуй…»
Непривычной рукой по щеке проведешь.
Я ослепну от слез, от ресниц и от счастья.
Это будет нескоро. Но ты - придешь.
1941
Семен Гудзенко
Мое поколение
Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.
Мы пред нашим комбатом, как пред господом богом, чисты.
На живых порыжели от крови и глины шинели,
На могилах у мертвых расцвели голубые цветы.
Расцвели и опали…Проходит четвертая осенью
Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят.
Мы не знали любви, не изведали счастья ремесел,
Нам досталась на долю нелегкая участь солдат.
У погодков моих нет ни жен, ни стихов, ни покоя – только сила и юность.
А когда возвратимся с войны,
Все долюбим сполна и напишем, ровесник, такое,
Что отцами – солдатами будут гордиться сыны.
Ну а кто не вернется? Кому полюбить не придется?
Ну а кто в сорок первом первою пулей сражен?
Зарыдает ровесница, мать на пороге забьется –
У погодков моих ни стихов, ни покоя, ни жен.
Нас ненужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.
Кто в атаку ходил, кто делился последним куском,
Тот поймет эту правду – она к нам в окопы и щели
Приходила поспорить ворчливым, охрипшим баском.
Пусть живые запомнят и пусть поколения знают
Эту взятую с боем, суровую правду солдат.
И твои костыли, и смертельная рана сквозная,
И могилы над Волгой, где тысячи юных лежат,-
Это наша судьба, это с ней мы ругались и пели,
Подымались в атаку и рвали над Бугом мосты.
…Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.
Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты.
А когда мы вернемся – а мы возвратимся с победой,
Все как черти упрямы; как люди живучи и злы,-
Пусть нам пива наварят и мяса пожарят к обеду,
Чтоб на ножках дубовых повсюду ломились столы.
Мы поклонимся в ноги родным исстрадавшимся людям,
Матерей расцелуем и подруг, что дождались любя.
Вот когда мы вернемся и победу штыками добудем –
Все долюбим, ровесник, и работу найдем для себя.
1945 Педагог: Семен Гудзенко (1922-1953). В отличие от всех других поэтов представленных нами, Семен Петрович Гудзенко не погиб на полях Великой Отечественной войны. Он умер 15 февраля 1953 года, словно подтверждая написанные им вскоре после войны строки: «Мы не от старости умрем- от старых ран умрем» на первом творческом вечере Гудзенко Илья Эренбург сказал : «Эта поэзия – внутри войны. Это поэзия участника войны. Это поэзия не о войне, а с войны, с фронта».
Материал подобран по книге «Бессмертие: Стихи советских поэтов, погибших на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» Сценарий
воспитательного мероприятия
«Я живу! Я люблю жить! А ты?»
(театр здоровья)
Цель: формирование здорового образа жизни На сцене висят на тонком канате три больших обруча, центральный украшен цветами, два других – как окна – обрамлены занавесями. Выходят ОН и ОНА. Подходят к центральному обручу, смотрят сквозь него друг на друга, взявшись за руки, раскручиваются вместе с ним. Постепенно удаляются. ОНА. Воздух! Я дышу тобой! Я дышу весной! А ты?
ОН. Я тебя люблю! А ты?
ОНА. Я во сне улыбалась! А ты?
ОН. Все кружится!
ОНА. Я так люблю смотреть в твои глаза. Я любить буду твои глаза. А ты? Появляется Черт. Он в момент разговора стоит в стороне на авансцене. Пара исчезает из виду, и он, подходя ближе к центральному обручу, цинично произносит свой монолог…
Черт. А ты? А ты? Как трогательно и гадко. Что есть любовь? Любовь- загадка. Кто так сказал?... Чертом спорю (ха, так я и есть черт!) Забудет вмиг она глаза желтого цвета. Случится все это не позже лета. Итак, сейчас, весна. Время пошло…Ну, где же она?
Черт оглядывается, видит Ее, стоящую, в стороне. Подходит ближе и, как бы нашептывая в ушко, дает советы, как поступать. Так же «помогает» проходящему мимо юноше. Черт. Прекрасно, улыбаешься. Вот и ему улыбнись. Что? Проходит мимо? А ну, обернись! Ну вот, ребята, вы уже и знакомы. Рома! День рожденья у Ромы!
Девушка стоит за крайним левым обручем. Причесывается. Рядом сидит Черт.
Черт. Итак, дорогуша, наряжаешься. В гости, наверно, собираешься? А что ему сказала? Голова болит! Прекрасно, он завтра позвонит.
Девушка ритмичным шагом проходит вдоль сцены к правому крайнему обручу. С другой стороны обруча стоит Роман. Они вдвоем берутся за обруч и раскручивают его. Все это время звучит веселая дискотечная мелодия. Остановились…
Роман. Мне приятно, что пришла ты. А ты?
ОНА. Что я?
Роман. Ты? Ты? Я тебя поцелую…
Роман целует Ее, но Она, спохватившись, убегает прочь. И вот уже сидит совсем грустная на полу под раскачивающимся легонько обручем-окошком. Черт подходит со спины, перегнувшись через «окно», ведет с ней беседу.
Черт. Убежала. А зря. Хотя… ну-ка, глянь в глаза. Хм-м, тебе стыдно. Ну что ж, дорогая, виновата сама. И поцелуй ведь был, по тебе это видно!
Музыка постепенно сменяется, - она будто пронизана грустью и тревогой. Пара снова стоит у центрального обруча…
ОН. Почему ты не смотришь в мои глаза? Почему по щеке твоей скользнула слеза?
ОНА. Прости…
ОН. Простить, за что?...Как не хотела
ОНА. Как все прошло? Я люблю тебя. А ты?
ОН. К черту все! Девушка убегает в слезах. Он с силой раскручивает обруч, закрывает глаза, опускается на пол. Черт рядом.
Черт. Закрой глаза. Где ты? Лес, деревья. Полет птицы. Тебе там легче? Так я помогу там очутиться. А это ты пробовал? Ведь запретный плод сладок.
Черт предлагает парню уколоться. Первую дозу он дает сам, остальные -через мольбы, просьбы.
Черт. Хочешь еще? У тебя припадок. Тебя тошнит? Так это мелочи! Ты лечишь любовь, здесь не нужны врачи!
Черт берет Его под руки и начинает кружить-волочить по сцене, пока нервным жестом не кидает на пол уже не сопротивляющееся тело. Он трясется в лихорадке, стягивает с обруча занавес и накрывается им. Внимание переходит на черта, стоящего на авансцене.
Черт. Скоро лето. Все так, как я и сказал. Он стал так жалок, совсем пропал. Пропал и след былой любви…пойди теперь ее найди! Для зла любовь всегда обман. Зато в глазах его дурман. Каждый раз пан или пропал. На игле сидит пацан.
Черт уходит. По-прежнему укрываясь занавесом, Он медленно встает и садится на край сцены. Разговор со зрителем.
ОН. Послушай, здесь темно? Так мало света, как он нечист. Мгла в глазах, в душе мгла, судьбы сценарий, как грязный лист. Смятый лист смятой жизни. Новый укол. Укол, как в голову выстрел. В крови моей копашатся черви, черную кровь жадно пьют. Черви мою могилу копают, песни дрянные над могилой поют. Обещаю остановиться, знаю что вру, знаю – обман. Оставьте меня, наконец, в покое. Я – обречен. Я –наркоман.
Встает и идет вдоль сцены. На встречу ему ОНА. Все это время они не видели друг друга. Внимательно всматриваясь в него, ОНА заводит разговор.
ОНА. Здравствуй! Почему ты отводишь взгляд. Господи, в твоих глазах ад! По жилам течет ядовитая кровь, не ври, что виновата любовь. Я люблю тебя. Почему не пришел?
ОН. Зачем тебе такой нужен?
ОНА. Глупости! Пойдем! Пойдем, я приготовлю нам ужин. Ты только за меня крепче держись. Держись…Держись… Ведь впереди вся жизнь!
Во время разговора она оттесняет Его назад и таким образом они оказываются в центральном обруче. Беря его за руку и откинув в сторону занавес, Она уводит Его.
Сменяется музыка. Теперь она звучит радостно и нежно. Он и Она выбегают на сцену. Вновь разговор у центрального обруча.
ОНА. Я дышу тобой! Я дышу весной! А ты?
ОН. Я тебя люблю! А ты?
ОНА. Мы когда-то здесь были! Сколько же прошло дней?
ОН. Да…пять лет-юбилей! А ведь это ты меня тогда спасла.
ОНА. Я просто вернула мечты, - и жизнь в тебе ожила.
Черт на авансцене. Рассуждения вслух.
Черт. Пять лет! Не пропал. Признаю, проиграл. Так ведь и жизнь – рулетка. То воля, то клетка…
Черт переключает внимание.
Чую! Чую запах несчастного человека!
На сцену выходит юноша. Черт обегает его вокруг и прилипает к спине, дальше они движутся вместе.
Черт. Ты пытаешься меня остановить, обойти, перелезть и скрыться, а я как тень за тобой повсюду, как собака по следу мчится.
И вот, уже почти удалившись, он на мгновенье оставляет свою жертву и кричит в зал:
Этот уже со мной! А ты? А ты?
Выходят ОН и ОНА.
ОН. Я ЖИВУ!
ОНА. Я ЛЮБЛЮ ЖИТЬ!
Вместе. А ТЫ?
Обсуждение просмотра с ребятами. Рефлексия.
Список литературы.
Афанасьев С.П., Коморин С.В. Триста творческих конкурсов.-М., 1997.
Бессмертие: Стихи советских поэтов, погибших на фронтах Великой Отечественной войны (1941-1945). – М., 1978.
Гражданская лирика советских поэтов. Б-ка мировой литературы для детей. – М., 1982.
Головкин Б.Н. О чем говорят названия растений.- М., 1992.
Золотницкий Ф.Ф. Цветы в легендах и преданиях.- М., 1991.
Короб чудес, детские деревенские посиделки и другие школьные внеклассные мероприятия. – Чебоксары, 1997.
Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение.- М., 1997.
Немов Р.С., Кирпичик А.Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива. – М., 1988.
Панкеев Н.А. Русские праздники.- М., 2000.
Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. – М., 1993.
Соколова В.В. Культура речи и культура общения. – М., 1995.
Сто великих театров мира.- М., 1999.
|
|
|