Главная страница

1821-1878 Очерк жизни и творчества Гражданственность лирики, обострённая правдивость и драматизм в изображении жизни народа Цели занятия


Скачать 72.09 Kb.
Название 1821-1878 Очерк жизни и творчества Гражданственность лирики, обострённая правдивость и драматизм в изображении жизни народа Цели занятия
Дата 22.02.2016
Размер 72.09 Kb.
Тип Документы



Николай Алексеевич Некрасов

(1821-1878)
Очерк жизни и творчества
Гражданственность лирики, обострённая правдивость и драматизм в изображении жизни народа
Цели занятия:

-расширить знания студентов о жизни и творчестве Некрасова (условия жизни - формирование его личности и таланта);

-помочь студентам определить основные темы лирики Некрасова;

-совершенствовать технику выразительного чтения;

-воспитывать гражданственность, патриотизм.
После изучения темы студенты должны
Знать:
-биографию Н. Некрасова, условия формирования его личности и таланта:

-деятельность Некрасова как редактора журналов «Современник» и «Отечественные записки»:

-основные темы лирики Н.Некрасова.
Уметь:
-анализировать лирические произведения;

- выразительно читать стихи.
Теория литературы: народность

Оснащение:
-портрет Н. Некрасова;

-И. Фогельсон «Литература учит», М., Пр., 1990 г., стр. 116;

-Н. Некрасов «Стихотворения и поэмы», М., 1984 г.


Тип занятия: комбинированный

Методы работы: анализ лирического произведения

ВПС: поэзия Ф.Тютчева и А. Фета

Поэзия А. Пушкина и М. Лермонтова


Структура занятия

  1. Оргмомент

  2. Мотивация темы

Русская лирика первой половины XIX века описывала с болью и сочувствием, негодуя и протестуя, страдания народа, выражала любовь и внимание к народной жизни. Вспомните «Деревню» А. Пушкина, «Родину» Лермонтова. И это было величайшим завоевание нашей литературы. Однако, авторское «я» в таких стихотворениях выражала эти чувства как бы «со стороны» - с позиции духовного мира передового человека, но другой социологической среды - дворянина.

Лирика Некрасова сделала следующий шаг. Поэт наглядно слился с народом, с его представлениями, идеалом, что в лирике авторским «я» стал сам человек из народа - городской бедняк, солдатский рекрут, крепостной мужик, женщина- крестьянка. Это их голоса, их чувства и настроения мы ощущаем у Некрасова, это они сами говорят о своей боли, страданиях, мечтах, любви, ненависти.

Стихи мои! Свидетели живые

За мир пролитых слёз!

Родились вы в минуты роковые

Душевных гроз

И бьётесь о сердца людские,

Как волны об утёс.

(1858 г.)

Творчество Н.А. Некрасова занимает особое место в истории литературы. С одной стороны, Н. Некрасов связан с традициями А. Пушкина и М. Лермонтова, а с другой - является одним из зачинателем нового направления.

Чем отличается лирика Некрасова от лирики Тютчева и Фета, от представителей «чистого мастерства? От лирики Жуковского, Дельвига?

Давайте сравним отрывки из стихотворений поэтов-романтиков с соответст- t вующими строками из лирики Некрасова. Что нового появляется в его поэзии? (Фогельсон, стр. 122)

мы находим в лирике Некрасова новизну проблематики, композиции, жанров, своеобразие авторского видения мира, гражданственность.

Как формировался Некрасов как поэт и личность? Что знаете о его детстве?


  1. Изложение нового материала. Творчество Н.А. Некрасова.


Я лиру посвятил народу своему

I. Детство, ярославская гимназия. Первые годы жизни в Петербурге (1821- 1840). После отказа сына поступить на военную службу, отец лишил его наследства и содержания. «Петербургские мытарства» - нищета, провал на экзаменах в университет, разнос в критике сб. «Мечты и звуки» (подражательный характер).

II.Сближение с В. Белинским - переломный момент в творческой биографии Некрасова.

(ст., «Родина» (1846)

Ш.Некрасов — издатель и редактор журнала «Современник» (1847-1866) Тематическое и жанровое богатство творчества Некрасова:

  1. цикл лирических стихотворений;

  2. стихотворения о городских бедняках («На улице», «О погоде...»)

  3. стихотворения о женской доле («Свадьба», «В полном разгаре страда деревенская...»);

  4. стихотворения о тяжёлой судьбе народа («Несжатая полоса», «Арина, мать солдатская», «Внимая ужасам войны», «Железная дорога», поэмы «Крестьянские дети», «Коробейники», «Мороз, Красный нос»);

  5. гражданская лирика («Поэт и гражданин»);

  6. тема России, самосознание и общественное назначение русского человека («Саша», «Тургеневу»);

  1. Некрасов - издатель и редактор журнала «Отечественные записки» (1867-1877)

  2. Творчество Некрасова 1867-1877 гг.:

  1. поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877 гг.);

  2. поэмы о декабристах и их жёнах («Дедушка», «Русские женщины»);

  3. поэма о бюрократах, буржуазии и либеральных дельцах («Современники» - сатира);

  4. стихотворения, проникнутые элегическими настроениями («Три элегии», «Утро», «Уныние», «Элегия»);

  5. стихотворения, выражающие веру поэта в будущее России, народа («Пророк»).

Некрасов умер 27 декабря 1877 г./ 8января 1878 г.

Анализ лирических произведений

«Родина» (1846) - своеобразный итог идейных исканий Некрасова.

В основу стихотворений легли факты биографии поэта, но эти детали биографии перерастают в исторические закономерности судеб людей крепостной России.

Для Некрасова нет даже первоначального радостного пушкинского переживания при виде сада, дома.

«Родина» написана в форме лирического монолога. Новаторство Некрасов заключается не только в новизне проблематики, но и в том, что Некрасов, разрушая жанровые перегородки (включает элементы сатиры, элегии, пейзаж лирики), он создаёт новые по форме лирическое стихотворение, насыщенное социальным содержанием.

«Поэт и гражданин»

(стихотворение «Поэт и гражданин», видеопроект т/к «Культура» )

вопросы для обсуждения:

  • К чему призывает поэта гражданин?

  • В чём своеобразие композиции стихотворения?

(столкновение двух характеров, двух типов отношения действительности. В жанровом отношении - это философский спор в форме драматургии.

  • Каков жанр стихов?

  • Почему Некрасов выбирает форму диалога? (раздвоенность автора)

- Каков мотив стихотворения?

Мотив - основное настроение поэта, чувство, которое он испытал во время написания стихотворения

Диалог в стихотворениях мог быть воспринят как полемика между представителями «чистого искусства» и революционно-демократического.

В стихотворениях Некрасов излагает свои взгляды на роль и назначение поэта. Содержание стихотворения - разговор между условными персонажами - Поэтом и Гражданином. Перед нами не столкновение двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначение поэзии в общественной жизни. Автор высказывает следующую мысль: роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений, активной борьбы за эти убеждения.

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

К Отчизне холоден душой
Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

«Элегия» (1874)
(Элегия - стихотворение, в котором выражены настроения, грустные раздумья, скорбь, философские размышления)

-Какова обстановка в России; обстоятельства жизни Некрасова в годы создания «Элегии»? (первая половина 70-х годов XIX в)

-Почему Некрасов выбрал жанр элегии?

-Стихотворение посвящено А.Н. Ермакову, другу Некрасова, инженеру путей сообщения.

- Почему посвящение Ермакову включено в текст? Что это даёт читателю?

Посвящение делает это стихотворение личным документом, лирическим произведением, посвящённым двум общественным темам: положению народа и роли певца в обществе, а также призванию каждого человека, его месту в обществе.

В это время (время написания стихотворения 15 августа 1874 г.) в стране спад революционного движения. Разгромлена Парижская коммуна. Н.Некрасов много болеет, он теряет голос, жалуется на желудок, потом выясняется, что у него рак. Друзей рядом становилось всё меньше. Поэт сомневается в отношении молодёжи к себе теперешнему. Главный вопрос - что с народом, каков он и что с ним будет? Поводов для размышлений много.

Поэтому Некрасов избирает жанром своего стихотворения «Элегию», что является выражением преимущественно грустных раздумий.

- Что в этом стихотворении личного?

«Я» поэта существует в трёх из четырёх строф стихотворения:

во второй Некрасов думает о сущности своей поэзии, о своей совести;

в третьей - об увиденном и услышанном в жизни;

в четвёртой — о том, как к нему приходит вдохновение.
-Каков Некрасов в этом стихотворении?

Это человек, умеющий думать («Ответа я ищу не там?)

Это человек, работающий не ради славы, а ради своей совести.

-В чём Некрасов видит существо своей поэзии?

Цель поэзии - служение народу. Поэт прославляет союз музы с народом («И в мире нет прочней, прекраснее союза!») и подтверждает личным примером:

Я лиру посвятил народу своему

-Как он воспринял реформу 1861 года? Стало ли легче крестьянину?

-Есть ли в стихах описание природы?

Природа соответствует настроение поэта: задумчива, грустна

-Что в этом стихотворении общезначимого для всех эпох? для потомства?

Мы разобрали несколько стихотворений, и в каждом из них услышали неповторимо своеобразный голос поэта, ощущали особенности его стиля.

-Что же такое стиль писателя?
Стиль - это единство всех средств художественного изображения жизни в произведении писателя.

Своеобразие стиля зависит от его взглядов на жизнь и искусство, нравственных и эстетических идеалов, политических и художественных убеждений, особенностей его личности и таланта.

Некрасову свойственны важные черты:

-изображение жизни с присущими ей сложностью и противоречивостью;

-стремление к правде, постижению закономерных (типических) процессов и явлений действительности;

-критика несправедливого социального устройства;

-выражение передовых общественных идеалов;

-поэтизация мира крестьянина.

(Стр. учебника. Стиль писателя)
Основные мотивы лирики:

-назначение поэта и поэзии;

-тема народа;

-образ нового человека, героя времени;

-тема России.

IV. Закрепление

-Что можно сказать о детстве и отрочестве писателя?

-Как проходила его жизнь в Петербурге?

-Какую роль в его жизнь сыграло знакомство с Белинским?

-Что можно сказать о Некрасове-журналисте?

-Чем отличалась Муза Некрасова от музы Пушкина, Лермонтова?
-Каково назначение поэта в общественной жизни?

-Что говорит Некрасов о судьбе русского народа и русской женщины- крестьянки?

-Как раскрывается образ Родины в поэзии Некрасова?

Важно только одно —

Любишь народ, родину,

Служить им сердцем и душой.

Н. Некрасов

VI. Домашнее задание:

-прочитать поэму «Кому на Руси жить хорошо».

-написать сочинение «Я призван был воспеть твои страдания, терпеньем изумляющий народ».

Список использованной литературы:

1. Некрасов Н.А.. Собрание сочинений. Стихи. Поэмы.

2. Некрасов Н.А.. Кому на Руси жить хорошо. Серия «Классика для школы». М.: «Стрекоза-Пресс», 2005.

3. Коровин В.И. Русская поэзия ХIХ века. М., 1983.

4.Живые страницы. Н.А.Некрасов в воспоминаниях, письмах, дневниках, автобиографических произведениях и документах. М., 1974;

5. Скатов Н.Н. «Н.А. Некрасов. Жизнь замечательных людей.», М.,1994