Конспект учебного занятия с использованием игровых методов обучения
Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
В. Сухомлинский
Город: Магнитогорск
ОУ № 8
Учитель: Самойленко Елена Александровна
Класс: 5
Тема учебного занятия: Округление чисел.
Продолжительность учебного занятия: 1 час
Тип учебного занятия: комбинированный урок с элементами игры.
Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) и задачи учебного занятия:
Проверить знания, умения и навыки по темам «Сравнение, сложение, вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, смешанных чисел», «Сравнение, сложение, вычитание десятичных дробей»;
Ввести понятия приближенного значения числа с недостатком, с избытком, округления числа до целых, правило округления чисел;
Закрепить правило округления чисел при решении задач;
Повысить интерес к изучению математики;
Развивать навыки устной и письменной речи учащихся;
Развивать логическое мышление, умение анализировать, находчивость, смекалку;
Воспитывать внимание, самостоятельность.
Оборудование: доска с заготовленными заданиями, мел.
Дидактические материалы к учебному занятию: 1. Математика: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. М.: Мнемозина, 2006 г. 2. Карточки с примерами по темам «Сравнение, сложение, вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, смешанных чисел», «Сравнение, сложение, вычитание десятичных дробей»; 3. Карточки с самостоятельной работой на два варианта.
Ход учебного занятия:
Этап учебного занятия
| Время
| Цель
| Компетенции
| Методы
| Формы
|
| Знания
| Умения
|
|
I.Организационный момент
| 1 мин
| Подготовка к уроку
|
| Организовать рабочее место ученика
|
|
|
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
|
| Поприветствовать учащихся. Настроить учащихся на работу.
| Проверить готовность своего рабочего места к уроку
|
|
II. Устная работа: 1. Решение примера на восстановление;
| 3 мин
| Повысить интерес к изучению математики, развивать логическое мышление, умение анализировать, находчивость, смекалку, речевую культуру.
| Таблица умножения, алгоритм деления натуральных чисел столбиком
| Выполнять деление натуральных чисел столбиком
| Частично-поисковый,
Эвристический,
дидактическая игра «Недописанный пример»
| Фронтальная
|
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
|
| Ребята! А вы знаете, кто такой археолог? Так вот, однажды, ведя раскопки, археологи обнаружили большую глыбу, на которой были выдолблены какие-то цифры. Но т.к. эта глыба долгое время пролежала в земле, многие цифры затёрлись, забились землёй. И все же археологам кое-что удалось узнать. Они поняли, что на этой глыбе был пример на деление натуральных чисел. Кроме того, по некоторым цифрам они смогли полностью восстановить этот пример. А вы сможете это сделать? Вот как выглядел пример до восстановления. На доске заготовлен пример.
-
_ 14 * * * 7
* * 5 * *
_ * *
* 1
0
|
| Это человек, который проводит раскопки. Слушают рассказ учителя.
Путем логических рассуждений восстанавливают пример на деление натуральных чисел. Решение записывают в тетрадь.
_ 14 * * * 7
1* 5 5 *
_ * *
* 1
0
| _ 14 * * * 7
1* 5 5 3
_ * *
* 1
0
| _ 14 3 1 2 7
13 5 5 3
_ 8 1
8 1
0
|
|
|
| Этап учебного занятия
| Время
| Цель
| Компетенции
| Методы
| Формы
| Знания
| Умения
|
II. Устная работа: 2. Отработка вычислительных навыков
| 5 мин.
| Закрепить знания, умения и навыки по темам «Сравнение, сложение, вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями», «Сравнение, сложение, вычитание десятичных дробей»
| 1. Правила сравнения, сложения, вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;
2. Правила сравнения, сложения, вычитания десятичных дробей.
| Выполнять действия сравнения, сложения, вычитания десятичных дробей и обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.
| Метод упражнений,
Метод взаимопроверки,
Метод оценки и самооценки,
Дидактическая игра «Найди ошибку»
| Индивидуальная,
парная,
фронтальная
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Ребята! Еще с древнейших времен люди говорили, что счеты и вычисления - основы порядка в голове. Умение считать необходимо было древним купцам и строителям, воинам и землемерам, жрецам и путешественникам. И в наши дни ни одному человеку не обойтись в жизни без хороших вычислительных навыков. И поэтому, давайте с вами немного посчитаем.
На доске заготовлены примеры, на столах у учащихся карточки с аналогичными примерами.
У вас на столах у каждого заготовлены карточки с примерами, которые записаны на доске. Время на решение примеров - 2 минуты.
| Слушают рассказ учителя.
2 минуты работают с карточками самостоятельно.
| Этап учебного занятия
| Время
| Цель
| Компетенции
| Методы
| Формы
| Знания
| Умения
|
| Время вышло, обменяйтесь карточками с соседом по парте, начинаем проверять.
Учитель по одному спрашивает учащихся, которые называют ответ, записанный в их карточки, проговаривая правило.
| Учащиеся меняются карточками с соседом по парте, проверяют ответы с объяснением одним из ребят решения примера, зачеркивают неверный ответ, объясняя ошибку.
|
III. Самостоятельная работа учащихся.
| 5 мин
| Проверить знания, умения и навыки по темам «Сравнение, сложение, вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями», «Сравнение, сложение, вычитание десятичных дробей»
| 1. Правила сравнения, сложения, вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;
2. Правила сравнения, сложения, вычитания десятичных дробей.
| Выполнять действия сравнения, сложения, вычитания десятичных дробей и обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.
| Метод упражнений,
эвристический,
метод оценки и самооценки,
дидактическая игра
«Самая точная вычислительная машина»
| Индивидуальная,
самостоятельная
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Мы с вами потренировались, вспомнили правила сравнения, сложения, вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, десятичными дробями. А теперь представьте, что вы электронно-вычислительная машина или компьютер и в вашу память ввели программу, которую необходимо выполнить. Ошибаться нельзя, иначе произойдет сбой в программе.
Учитель организует быструю раздачу карточек с самостоятельной работой на два варианта.
Учитель сообщает критерии оценивания.
За безошибочную работу вы получите оценку «5», за одну ошибку - оценку «4», за две - «3», более двух – «2».
Время выполнения работы – 5 минуты. Для тех, кто справится с работой быстрее, на обратной стороне заготовлены две задачи, за правильное решение которых можно заработать дополнительную оценку.
Итак, компьютеры включены, память работает, начинайте.
Задания смотри в приложении №2.
Учитель организует устную работу по проверке самостоятельной работы, по решению дополнительных задач:
Врач прописал Кате 3 таблетки, указав, что каждую таблетку надо принимать через 20 минут. На какое время хватит этих таблеток?
Человек рассеянный лег спать в 7 часов вечера в квартире на улице Бассеянной, предварительно заведя будильник на 8 часов с тем, чтобы встать утром. Сколько он часов спал, пока его не разбудил будильник?
Организует работу по подведению итога самостоятельной работы.
| Учащиеся слушают учителя.
3 учащихся раздают задания для самостоятельной работы под руководством учителя.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу по вариантам.
По окончании времени учащиеся сдают работы. Под руководством учителя проверяют решение примеров. И в первом и во втором варианте в задании №1 – ответ 100, в задании №2 – ответ 1.
Решение задачи №1.
3-1=2 (промежутка времени)- между приемами лекарств.
2∙20=40 (мин) – время, на которое хватит таблеток.
Ответ: 40 минут.
Решение задачи №2. Человек рассеянный проспал 1 час, т.к. будильник не различает вечернее и утреннее время. Подводят итог самостоятельной работы.
| Этап учебного занятия
| Время
| Цель
| Компетенции
| Методы
| Формы
| Знания
| Умения
|
IV. Изучение нового материала:
1. Постановка учебной задачи.
| 4 мин.
| Показать необходимость изучения темы «Округление чисел», ввести понятие округления чисел; сформулировать цель, задачи урока.
| Понятие «округление числа»;
Знак округления числа;
| 1.Записывать округленное число с помощью знака.
| Частично-поисковый,
метод проблемного изложения материала,
метод беседы
| Фронтальная
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Однажды в краеведческом музее экскурсовод, показывая скелет мамонта, сказал: «Этому мамонту 1 миллион 9 лет 3 месяца и 8 дней». Экскурсанты удивились: «Откуда вы это знаете? Разве можно определить возраст мамонта с такой точностью? Ведь у мамонта нет свидетельства о рождении».
Тогда экскурсовод ответил: «Когда я поступил на работу, мне сказали, что этому мамонту 1 млн. лет. С того дня я работаю в музее 9 лет 3 месяца и 8 дней. Вот я и прибавил к 1 миллиону этот срок».
И все засмеялись, ведь экскурсовод не учел, что возраст мамонта был сообщен ему округленным числом. Более точно определить возраст мамонта было нельзя.
В каких же случаях возникает необходимость округлять числа?
Из перечисленных мной примеров выберите те, в которых точность необходима и в которых она не нужна.
Надо ли с точностью до миллиметров знать размер поля, чтобы оградить его забором?
Надо ли с точностью до мм знать размер небольшой детали для станка?
Надо ли считать собранный по стране урожай в зернах или граммах?
Приведите свои примеры, где излишняя точность не нужна и где она необходима.
Зачастую невозможно указать точное число чего-нибудь.
Предположим, что в день переписи населения число жителей города равнялось 557 328 чел. Но число людей в городе постоянно изменяется (приезд, отъезд, рождение, смерть). Значит, полученное число вскоре станет неверным. В нем наверняка изменятся цифры в разрядах единиц, десятков, сотен. Поэтому можно сказать, что в городе приблизительно 557 000 человек.
Учитель записывает на доске:
557 328 ≈ 557 000,
Поясняет, как записывается знак приближения, как читается данная запись. Учитель делает вывод о том, что число 557 000 – приближенное значение числа с недостатком, а 558 000 – приближенное значение числа 557 328 с избытком, так как 557 000<557 328<558 000. Записывает это неравенство на доске.
| Учащиеся слушают учителя.
Когда излишняя точность не нужна.
Нет. Да.
Нет.
Учащиеся приводят свои примеры.
Учащиеся под руководством учителя выясняют, как получили результат:
Мы заменили нулями цифры единиц, десятков, сотен.
Выясняют, что результат оказался меньше самого числа, так как число 557 328 в ряду натуральных чисел расположено ближе к числу 557 000, чем к числу 558 000.
| Этап учебного занятия
| Время
| Цель
| Компетенции
| Методы
| Формы
| Знания
| Умения
|
2. Определение темы урока, цели, задач урока.
| Учитель предлагает учащимся привести свои примеры чисел и назвать их приближенные значения с избытком и недостатком.
В примере, связанном с количеством населения говорят, что округлили до тысяч. Так как же все-таки округлять числа? Математик, кораблестроитель Крылов в свое время издал всю теорию приближенных вычислений. А мы сегодня на уроке познакомимся с вами только с небольшой частичкой его теории, а именно с правилом округления чисел.
Учитель формулирует тему урока, записывает её на доске. Определяет цель урока, его задачи.
Однако, прежде, чем познакомиться с правилом округления чисел, необходимо повторить пройденный материал, который нам сегодня с вами понадобится.
| Учащиеся сталкиваются с проблемой. Одни начинают приводить примеры, округляя до тысяч, другие до десятков, третьи – до единиц. Возникает вопрос, кто из них прав?
Учащиеся выдвигают гипотезу о том, что необходимо указать разряд до которого находится приближенное значение. Учащиеся записывают тему урока в тетрадях.
|
IV. Изучение нового материала:
Актуализация знаний, умений и навыков.
| 5 мин.
| Повторить изображение чисел на координатном луче;
Повторить разряды числа.
| Понятия координатного луча, координаты точки;
Понятие разряда числа.
| Изображать точки с заданными координатами на координатном луче;
Называть цифру в разряде числа.
| Метод упражнений,
метод контроля и самоконтроля
| Фронтальная,
индивидуальная
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| У учителя на доске заготовлен координатный луч, единичный отрезок которого равен 5 см.
Задание 1. Примите за единичный отрезок длину 10 клеток тетради и отметьте на координатном луче точки А(0,1), В(0,5), С(0,8), D(1,3), К(1,6), Р(1,5). Дополнительные вопросы:
1. Между какими натуральными числами заключены точки D, К, Р? Запишите это в виде двойного неравенства.
2. Какие из этих точек расположены на координатном луче ближе к точке с координатой 1, с координатой 2.
3. Назовите точку, которая одинаково удалена от точек с координатой 1 и 2. Задание 2. На доске заготовлены числа:
А) 378 502, 1 469
Б) 25 093, 4768
В) 127, 346 598
Прочитайте эти числа.
Назовите разряды первого числа, начиная с большего.
Назовите во втором и третьем числе цифру в разряде: а) десятков; б) десятых; в) сотых; г) тысяч; д) единиц; е) тысячных; ж) сотен; з) десятков тысяч.
| Учащиеся строят координатный луч в тетради, отмечают точки. Первые три учащихся, справившиеся с заданием, работают на доске, отмечая по две точки. Остальные учащиеся сверяются с доской. Учащиеся устно отвечают на вопросы.
Точки D, К, Р заключены между числами 1 и 2.
1<1,3<2 1<1,6<2 1<1,5<2
Точка D расположена ближе к точке с координатой 1, точка К – ближе к точке с координатой 2.
Точка Р.
Учащиеся устно отвечают на вопросы.
| Этап учебного занятия
| Время
| Цель
| Компетенции
| Методы
| Формы
| Знания
| Умения
| После этого этапа проводится гимнастика для глаз, а также физкультминутка.
| Задание 3. Учитель показывает цифру, учащиеся называют разряд. Назовите следующую за ней цифру и сравните её с цифрой 5.
Учитель подводит итоги этапа урока.
| Учащиеся устно отвечают на вопросы.
|
IV. Изучение нового материала: 4. Изучение правила округления чисел.
| 10 мин.
| Ввести понятия приближенного значения числа с недостатком, с избытком, округления числа до целых, правило округления чисел
| Понятия приближенного значения числа с недостатком, с избытком, округления числа до целых, правило округления чисел
| 1. Находить приближенные значения числа с избытком, недостатком.
2. Применять правило округления чисел при решении задач.
3. Округлять число до целых.
4. Работать с учебником.
| Объяснительно-иллюстративный,
частично-поисковый,
метод оценки и самооценки,
дидактическая игра «Эрудит»
| Фронтальная
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Теперь можно приступить к изучению нового материала. Вернемся к двойному неравенству: 557 000<557 328<558 000.
Как мы назвали число 557 000?
А число 558 000?
В тетради у вас записаны двойные неравенства:
1<1,3<2 1<1,6<2 1<1,5<2
Назовите для каждого числа приближенное значение с недостатком и избытком.
Так какое же число будет называться приближенным значением любого числа с недостатком, с избытком?
Давайте проверим, верно ли ваше определение. Для этого откроем учебник на стр. 198 и прочитаем, что написано в нем. Назовите приближенные значения с избытком, недостатком для чисел: 0,1; 0,5; 0,8.
К какому из этих чисел ближе данные числа?
В этом случае говорят, что 0,1 приблизительно равно 0 и пишут: 0,1 ≈ 0;
0,8 приблизительно равно 1 и пишут 0,8 ≈ 1.
А что можно сказать о числе 0,5? К какому числу оно ближе?
В этом случае условились округлять его до большего числа, т.е. 0,5 ≈ 1.
Мы заменили с вами числа ближайшим к нему натуральным числом или нулем. Такую замену называют округлением этого числа до целых.
Задание. Округлите числа 1,3; 1,6; 1,5 до целых. В каком случае при округлении числа до целых будет получаться приближенное число с избытком, а в каком – с недостатком?
Именно это и используется и при округлении чисел до других разрядов. Кроме того,
|
Приближенное значение числа 557 328 с недостатком.
Приближенное значение числа 557 328 с избытком. 1<1,3<2 1<1,6<2 1<1,5<2
Для каждого числа 1 – приближенное значение с недостатком, 2 – с избытком.
Учащиеся пытаются сформулировать определение понятия.
Учащиеся открывают учебник, читают определение приближенного значения числа с избытком, недостатком. Выясняют верна ли их гипотеза.
Отвечают на вопросы.
Учащиеся записывают в тетрадь: 0,1 ≈ 0;
0,8 ≈ 1.
0,5 ≈ 1.
Учащиеся округляют числа до целых, результат записывают в тетрадь, под руководством учителя проверяют, аргументируя свой ответ.
1,3 ≈ 1;
1,6 ≈ 2.
1,5 ≈ 2.
Если после запятой стоит цифра 0,1,2,3,4, то в результате получится число с недостатком; если стоит цифра 5, 6, 7, 8, 9, то – приближенное число будет с избытком.
| Этап учебного занятия
| Время
| Цель
| Компетенции
| Методы
| Формы
| Знания
| Умения
|
| обратим внимание на два факта: 1. Округлить до целых то же самое, что округлить до единиц; 2. после округления цифра после запятой отсутствует, а значит, равна 0.
На этих же примерах учитель объясняет правило округления чисел.
Учитель показывает образец решения:
Задание. Округлите:
А) до десятков: 1132; 1135; 1138;
Б) до десятых: 17,01; 0, 325;
В) до сотен: 12 385; 12 325; 12 355;
Г) до сотых: 3 125, 995; 23, 083.
Учитель просит учащихся сформулировать правило округления чисел.
Учитель организует работу с учебником.
А сейчас мы с вами немного поиграем в игру «Эрудит», целью которой является проверка насколько вы стали эрудированными после изучения нового материала.
Учитель объясняет правила игры и предлагает учащимся устно ответить на вопросы на стр. 199.
Подводится итог этого этапа урока.
|
Учащиеся записывают примеры в тетрадь. После выполнения задания под руководством учителя формулируют правило округления чисел.
Учащиеся открывают учебник на стр. 199, находят и читают правило. Проверяют верно ли оно было сформулировано, ничего ли не забыли.
Под руководством учителя один из учащихся читает вопрос и переадресовывает другому учащемуся, который должен на него ответить. Если учащийся не отвечает, то отвечает тот, кто читал вопрос. Если на вопрос ответить никто из учеников не может, ответ ищется в учебнике, читается, затем учащиеся подбирают примеры.
|
V. Закрепление знаний и способов действий
| 5 мин.
| 1. Обеспечить усвоение изученных понятий при решении задач;
2. Закрепить правило округления чисел при решении задач.
| Понятия приближенного значения числа с недостатком, с избытком, округления числа до целых, правило округления чисел
| 1. Находить приближенные значения числа с избытком, недостатком.
2. Применять правило округления чисел при решении задач.
3. Округлять число до целых.
4. Оформлять записи по аналогии.
5. Работать с учебником.
| Метод комментирования,
метод упражнений,
| Фронтальная
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Учитель на закрепление нового материала предлагает учащимся № 1270, № 1273 из учебника.
| Ребята выполняют № 1270, 1273 в тетради, при этом учащиеся по одному, начиная с первого ряда, выходят к доске для записи решения. Каждый берет по одному числу. Учащиеся по цепочке со второго ряда комментируют решение на доске.
| Этап учебного занятия
| Время
| Цель
| Компетенции
| Методы
| Формы
| Знания
| Умения
|
|
| Учащиеся с третьего ряда по цепочке выступают в роли эксперта. В случае неверного решения исправляют ошибки.
В результате выполнения двух номеров каждый поучаствует в игре.
| VI. Контроль
и самопроверка знаний
| 5 мин.
| Выявить качество и уровень овладения знаниями и способами действий
| Правило округления чисел
| 1. Применять правило округления чисел при решении задач.
| Дидактическая игра
«Эстафета»,
метод упражнений
| Групповая, индивидуальная, фронтальная
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Учитель предлагает учащимся поиграть в эстафету по рядам. Учитель сообщает учащимся цель, правила игры и задание, которое необходимо выполнить, организует игру, по окончании игры совместно с учащимися проверяет правильность выполнения заданий, подводит итоги. Учитывается быстрота и правильность решения.
| Учащиеся по цепочке с каждого ряда решают на досках по одному примеру на округление чисел до соответствующего разряда. Следующий за ним учащийся сначала проверяет предыдущий пример, затем решает свой пример. В случае обнаружения ошибки, зачеркивает неверный, по его мнению, ответ и рядом пишет свой. В ходе игры учащиеся выполняют № 1272 (первые четыре числа), № 1274 (а,б,в первые два числа).
|
V II. Подведение итогов занятия, домашнее задание.
| 2 мин.
| Дать анализ и оценку успешности достижения цели.
Обеспечить понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
|
| Выделять главное, слушать и слышать.
| Беседа,
инструктаж
| фронтальная
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Анализирует работу класса.
Подводит итог урока: Чему сегодня на уроке мы научились?
Записывает домашнее задание, комментируя как правильно его выполнить:
П. 33 стр. 198-199 определения понятий приближенного значения с избытком, с недостатком, округления числа до целых, правило округления чисел;
№ 1297 (а,б первые три числа), № 1298, № 1304 а).
| Учащиеся отвечают.
Записывают домашнее задание.
| |