Главная страница

Развитие осязания и мелкой моторики на занятиях по лепке


Скачать 56.44 Kb.
НазваниеРазвитие осязания и мелкой моторики на занятиях по лепке
Дата15.02.2016
Размер56.44 Kb.
ТипДокументы

Развитие осязания и мелкой моторики на занятиях по лепке

Румянцева И.А.,

воспитатель
Лепка – одно из полезнейших занятий для детей. Лепка по своему характеру требует, с одной стороны, разви­тых ощущений и восприятий, а с другой — сама совершенствует эти ощущения и восприятия. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой для зрения является осязание предмета. И. М. Сеченов отмечал, что форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее, благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда более или менее скрытым от глаз, и к задним, которые глазам уже совершенно недоступны.

Активное обследование предмета перед лепкой — это педагогический способ организации чувственного опыта детей с нарушением зрения. Самостоятельно овладеть этим ребенок не может. Системе активного обследования предмета должны помочь взрослые. В дошкольной педагогике выделяется 4 этапа обследования.

Первый этап — это организация восприятия предмета в целом. Она включает последовательное и непрерывное движение пальцев и глаз, начиная с верхней точки вниз, по главным характерным линиям (движение сверху вниз и как бы по спирали). Положение предмета всегда фиксировано (левая рука дер­жит предмет, правая его обследует; предмет может стоять на столе неподвижно).

На втором этапе обследование предмета рукой и взглядом сопровождается анализом основных частей и определением их свойств (форма, величина, пропорции и т.д.); движения пальцев как бы измеряют соотношение глубин и определяют пространственное взаимоотношение частей.

Третий этап — выделение более мелких частей предмета и установление их формы, величины, пространственного поло­жения по отношению к основным частям.

Четвертый этап — повторное целостное восприятие предмета. Общее заключительное движение руки и взгляда свер­ху вниз позволяет объединить данные, полученные чувственным путем, в целостный образ. Обследование может быть направ­лено и на анализ (ощупывание) структурной поверхности пред­мета. При этом должны работать все пальцы рук. Для распо­знавания структуры материала применяется надавливание на поверхность предмета.

Таким образом, детям предлагается система обобщенных действий, которые они проделывают сначала под руководством взрослых, а позднее самостоятельно.

На четвертом и пятом году жизни дети учатся восприятию предмета в целом (прежде всего — его формы), а затем тех свойств, передача которых дает возможность изо­бразить особенности предмета. Обследование организуется так, чтобы каждый ребенок мог не только подержать предмет в ру­ке, но и совершить необходимые движения рукой по предмету. Воспитатель показывает, как это делается: рука взрослого дви­жется медленно, она ведет за собой взгляд ребенка и учит последовательно воспринимать форму предмета.

Большое место отводится ознакомлению детей с сенсорными эталонами — формой, величиной и т. д. В средней группе можно познакомить детей и с фактурой предмета.

В старшей группе обучение системе обследования предмета начинается с начала года. Для этой цели используются игры: «Что рассказывает о себе игрушка?», «Найди предмет на ощупь», «Угадай, что это?», «Чем похожи и чем отличаются?» и т.д. В подготовительной к школе группе занятия проводятся без осязательного обследования, с опорой только на зрительный анализ. Таким образом, благодаря лепке из глины, пластилина особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, закрепляются навыки осязательного обследования, особенно в процессе лепки с натуры.
Непосредственно образовательная деятельность

по лепке в средней группе

(пластилинопластика)
Тема: «Солнышко, покажись!»

Задачи:

  1. Учить детей приемам техники рельефной лепки, упражнять в умении раскатывать и расплющивать пластилин; создавать образ, дополняя его различными деталями.

  2. Формировать навыки использования осязания в процессе предметно-практической деятельности.

  3. Развивать мелкую моторику, цвето- и формовосприятие, воображение, чувство ритма и композиции, активизировать речемыслительную деятельность.

  4. Воспитывать эстетические чувства, любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве.

Оборудование:

Объемное солнце, варианты солнечных лучей, лучик, пластилин, картонные квадраты размером 15-15 и 20-20, стеки, крупа, бусинки для глаз, фонограмма «Утро», салфетки.

Предварительная работа:

Чтение потешек о солнце, сказки К.Чуковского «Краденое солнце», наблюдения с детьми за солнцем на прогулке, рассматривание произведений декоративного-прикладного искусства.

Ход:

1. Организационный момент (Дети с воспитателем подходят к окну)

Воспитатель: Ребята, скажите, какое время года за окном? (Весна)

Педагог загадывает загадку:

К нам Весна-Красна пришла,

Всем сегодня не до сна:

Ручейки бегут, журчат,

Птицы весело кричат,

Светит к нам в оконце

Озорное … (солнце)

Воспитатель: Скажите, какой формы солнце? (Круглое), Что вокруг солнышка? (Лучи).

Воспитатель: Дети! Давайте пригласим солнечный лучик к нам в гости!

все вместе:

Лучик, лучик, покажись! Лучик, лучик, появись!

(На стене свет фонарика)

А вот и он! Сейчас я его поймаю!

Воспитатель: Здравствуй, Лучик! Поиграй сегодня с нами! Посмотрите, куда приглашает вас Лучик? (Луч направлен к мольберту, на котором находятся образцы)

Основная часть:

1). Рассматривание образцов на мольберте

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые здесь солнышки. Чем отличаются они друг от друга? (Лучами). Какие лучи у желтого солнышка? (Длинные). А у красного? (Короткие). А у оранжевого? (Волнистые). А вам хотелось бы сделать такое весеннее сказочное солнышко? (Ответы детей).

Игра «Угадай, какой формы лучик?»

Воспитатель: Дети, посмотрите, лучик нас опять куда-то зовет

Лучик светит спозаранку, мы выходим на полянку,

Лучик пляшет и поет, поиграть он нас зовет.

(На спинках стульев висят муфты с лучами)

Ребята, лучик спрятался в муфты, попробуйте отгадать, какой он стал формы. Опустите руки в муфты, потрогайте, погладьте лучи. (Воспитатель выполняет задание вместе с детьми).

Воспитатель: Я сегодня буду делать солнышко с волнистыми лучиками. А ты …… какие лучики будешь делать? А у тебя ……. будут какие? Молодцы! Вы правильно догадались! Положите лучики на стол и сами присаживайтесь.

Практическая часть:

Воспитатель: Сначала давайте подготовим наши умелые пальчики к работе. Повторяйте вместе со мной.

Пальчиковая гимнастика «Утро»

Утро ясное придет,

(Локти стоят на столе, пальцы сжаты в кулак)

Солнце красное взойдет,

(Разжать и растопырить пальцы)

Будут пальчики вставать,

(Пальцы сжимаются и разжимаются)

Будут пальчики играть.

(Разжать пальцы и пошевелить ими)

Показ воспитателя

Воспитатель: Солнышко будем делать на цветных квадратах. Сначала сделаем солнечный круг. Как будем его делать?

(Раскатать кусок пластилина в шарик, расплющить его и прижать к фону)

Воспитатель: Теперь будем делать лучики. Нужно взять пластилин, раскатать длинную колбаску, разделить ее стекой пополам, затем каждую еще пополам и т.д. У моего солнышка волнистые лучики, я изогну колбаску и прижму лучик к солнечному кругу. Мое солнышко готово! А теперь и вы приступайте к работе.

Самостоятельная работа детей

Воспитатель: Но какое-то оно не веселое! Что еще нужно добавить? (Глаза, нос, рот). Что лежит у вас на подносе? (крупа, бусинки, перец).

(Дети украшают солнце)

Воспитатель: Какие замечательные солнышки у вас получились!

Выставка работ на мольберте

Зрительная гимнастика:

Ребята, сегодня мы сделали солнышки, а теперь давайте нарисуем его глазами.

(Прослеживание на плакате)

Воспитатель: Ребята, вы слышите музыку, это встает солнышко! (Звучит музыка «Утро», к потолку поднимается солнце)

Воспитатель: Солнышко, покажись! Красное – нарядись!

Выйди поскорее, будь к нам подобрее!

Итог:

Воспитатель: Ребята, это Солнышко не простое, оно волшебное! За то, что вы сегодня замечательно трудились, оно приготовило для вас сюрпризы. (В солнце лежат эмблемы-солнышки).