Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Пояснительная записка Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство»


Скачать 201.99 Kb.
НазваниеПояснительная записка Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство»
Дата22.02.2016
Размер201.99 Kb.
ТипПояснительная записка

Пояснительная записка
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Цели и задачи:

Одной из самых главных целей преподавания искусства является задача развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», сознание своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности.

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

  • формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного вос­приятия визуального образа реальности и произведений искусства;

  • освоение художественной культуры как формы материального вы­ражения в пространственных формах духовных ценностей;

  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

  • развитие творческого опыта как формирование способности к са­мостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

  • формирование активного, заинтересованного отношения к традици­ям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выра­женной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в националь­ных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

  • развитие способности ориентироваться в мире современной художе­ственной культуры;

  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анали­зу и структурированию визуального образа, на основе его эмоцио­нально-нравственной оценки;

  • овладение основами культуры практической работы различными ху­дожественными материалами и инструментами для эстетической ор­ганизации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.


Общая характеристика учебного курса
Учебный курс «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творчес­кую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное ис­кусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных ис­кусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, на­родного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищ­ных и экранных искусствах.

Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и про­фессиональной деятельности в условиях современности.

Освоение изобразительного искусства в основной школе - продол­жение художественно-эстетического образования, воспитания учащих­ся в начальной школе, которое опирается на полученный ими художествен­ный опыт и является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно - нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

Тема 5 класса - «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наив­но-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в сов­ременной жизни.

Тема 6 и 7 классов - «Изобразительное искусство в жизни человека» - посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ художественного языка. Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную.

Тема 8 класса - «Дизайн и архитектура в жизни человека» - посвящена изучению архитектуры и дизайна т.е. конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств в ряду других пластических искусств опирается на уже сформированный уровень художественной культуры учащихся.

Тема 9 класса - «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении» - является как развитием ,так и принципиальным расширением курса визуально-пространственных искусств. XX век дал немыслимые ранее возможности влияния на людей зрительных образов при слиянии их со словом и звуком. Синтетические искусства – театр, кино, телевидение – непосредственно связаны с изобразительными и являются сегодня господствующими.

Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в практической, деятель­ностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности - практическое художе­ственное творчество посредством овладения художественными матери­алами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

В рабочей программе объединены практические художественно-творческие за­дания, художественно-эстетическое восприятие произведений искус­ства и окружающей действительности в единую образовательную струк­туру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает чет­кость поставленных задач и вариативность их решения. Содержание предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой дея­тельности, диалогичность и сотворчество всех участников образовательного процесса, что способствует качеству обучения и дости­жению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
Описание места учебного курса в учебном плане
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-9 классов составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство 5-9 классы»: Москва, Просвещение, 2014. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Рабочая программа ориентирована, в соответствии со стандартом второго поколения, на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.

Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство» следующее количество часов:

Класс – 5, количество часов в неделю – 1 ч., количество часов в год – 35 ч.
Класс – 6, количество часов в неделю – 1 ч., количество часов в год – 35 ч.
Класс – 7, количество часов в неделю – 1 ч., количество часов в год – 35 ч.
Класс – 8, количество часов в неделю – 1 ч., количество часов в год – 35 ч.
Класс – 9, количество часов в неделю – 1 ч., количество часов в год – 35 ч.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного курса
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изоб­разительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного курса «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осозна­ние своей этнической принадлежности, знание культуры своего на­рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культур­ное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении мо­ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от­ветственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и со­трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь­ной, творческой деятельности;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформиро­ванности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной де­ятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной де­ятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осно­ве согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргу­ментировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художе­ственно-творческой деятельности, который приобретается и закрепля­ется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной дея­тельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотогра­фия, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

  • развитие потребности в общении с произведениями изобразитель­ного искусства, освоение практических умений и навыков вос­приятия, интерпретации и оценки произведений искусства; фор­мирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.



Содержание учебного курса
«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», 5 класс
Раздел 1 «Древние корни народного искусства» (8 ч)

Обучающиеся знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки). Знакомятся с крестьянским домом, который рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера. Осваивают язык орнамента на материале русской народной вышивки и знакомства с русским народным костюмом и народно-праздничными обрядами.

Древние образы в народном искусстве. Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы. Конструкция, декор предметов народного быта. Русская народная вышивка. Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды.

Раздел 2 «Связь времен в народном искусстве» (8 ч)

Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с Филимоновской, дымковской, Каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы.   Учащиеся осваивают основные приёмы росписи, различают и понимают особенности гжельской росписи, различают и называют характерные особенности хохломской, городецкой и мезенской деревянной росписи.

Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели. Городецкая роспись. Хохлома. Жостово. Роспись по металлу. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Раздел 3 Декор – человек, общество, время. (12ч)

Проявление эмоционального отклика, интереса к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен. При знакомстве с образом художественной культуры древних египтян, древних греков, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.

Ознакомление с гербами и эмблемами происходит при определении символического характера языка герба как отличительного знака, его составных частей, символического значения изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики.

Зачем людям украшения. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Одежда «говорит» о человеке. О чём рассказывают нам гербы Белгородской области. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

Раздел 4 Декоративное искусство в современном мире. (7ч)

  Знакомство на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., определение образного строя произведений, восприятие их с точки зрения единства формы, способствует выявлению средств, используемых художником в процессе воплощения замысла. Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладно­го искусства (художественная керами­ка, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды). Насыщенность произведе­ний яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения.

Коллективная реализация в конк­ретном материале разнообразных твор­ческих замыслов. Знакомство с технологией работы с бумагой, постепенное, поэтапное выпол­нение задуманного панно.

Современное выставочное искусство. Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис­кусства (Витраж, мозаичное панно).
«Изобразительное искусство в жизни человека», 6 класс
Раздел 1: Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8ч.)

Ознакомление учащихся с понятиями: изобразительный язык и художественный образ, виды изобразительного искусства. Выразительное значение средств языка изображе­ния. Характеристики художественных материалов как средств выражения. Форма, пятно, линия, объём, цвет. Ритм и пропорции. Учащиеся знакомятся с основами языка изображения, обобщают опыт владения художественными материалами, известными им с начальной школы, а также получают знания по применению этих материалов при создании художествен­ного образа в графике, живописи, скульптуре.

Семья пространственных искусств. Художественные материалы. Рисунок - основа изобразительного творчества. Линия и её выразительные возможности. Ритм линии. Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объёмные изображения в скульптуре. Основы языка изображения

Раздел 2: Мир наших вещей. Натюрморт (8ч.)

Роль воображения в творчестве художника, умение изображать фантазии и умение изображать реальность. Изображение предметного мира в изобразительном искусстве разных эпох. Навыки графического изображения предметов. Понятие о конструкции предмета и его форме. Представления о композиции и навыки композиционного решения натюрморта. Художественно-выразительные средства изображения в натюрморте. Графический и живописный натюрморт: навыки изобразительной деятельности. Натюрморт как отражение мировоззрения художника и его времени. Натюрморт как творческая лаборатория художника. Натюрморт в искусстве XX века.

Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира – натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта.

Раздел 3: Вглядываясь в человека. Портрет (12ч.)

Приобщение учащихся к культурному наследию человече­ства через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета — интерес к личности, наделённой ин­дивидуальными качествами. Портрет как выражение идеалов своего времени. Изображение головы человека в графике, живописи и скульптуре. Сходство внешнее и внутреннее. Ху­дожественно-выразительные средства создания портрета. Великие портретисты в истории культуры. Портрет в русском искусстве. Судьба портрета в отечественном и зарубежном современном искусстве. Образ человека - главная тема в искусстве.

Конструкция головы человека и её основные пропорции.

Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве XX века.

Раздел 4: Человек и пространство. Пейзаж (7ч.)

Изображение природы в искусстве разных стран и эпох. Различ­ные способы изображения пространства и их мировоззренче­ский смысл. Жанр пейзажа в европейском искусстве. Правила построения перспективы. Образ природы в произведениях изобразительного искусства. Пейзаж как выражение духов­ной жизни общества. Изображение природы как выражение впечатлений и переживаний художника. Становление нацио­нального пейзажа в отечественном искусстве. Национальный образ пейзажа и воплощение образа Родины.

Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Правша построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж - большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в русской живописи. Пейзаж в графике. Городской пейзаж». Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
«Изобразительное искусство в жизни человека», 7 класс
Раздел 1: Изображение фигуры человека и образ человека (8 ч.)

Изображение фигуры человека в истории искусства. Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.

Раздел 2: Поэзия повседневности (8 ч.)

Поэзия повседневности жизни в искусстве разных народов. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. Сюжет и содержание в картине. Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве. Жизнь в моём городе в прошлых веках. Праздник и карнавал в изобразительном искусстве.

Раздел 3: Великие темы жизни (12 ч.)

Исторические и мифологические темы. Тематическая картина в русском искусстве 19 века. Библейские темы в изобразительном искусстве. Монументальная скульптура и образ истории народа. Место и роль картины в искусстве 20 века.

Раздел 4: Реальность жизни и художественный образ (7 ч.)

Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Зрительские умения и их значение для современного человека. История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве. Крупнейшие музеи изобразительного искусства. Художественно-творческие проекты.
«Дизайн и архитектура в жизни человека», 8 класс
Раздел 1: Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры. Основы композиции в конструктивных искусствах (8 ч.)

Гармония, контраст, и выразительность плоскостной композиции. Прямые линии и организация пространства. Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна. Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования. Многообразие форм графического дизайна.

(8 ч.)В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств (8 ч.)

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Здание как сочетание разных объёмов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Красота и целесообразность. Форма и материал.

Раздел 3: Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека (12 ч.)

Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого. Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна. Живое пространство города. Вещь в городе и дома. Городской дизайн. Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера. Природа и архитектура. Организация природно-ландшафтного пространства. Ты – архитектор. Замысел архитектурного проекта.

Раздел 4: Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование (7 ч.)

Мой дом – мой образ жизни. Скажи мне как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом. Интерьер, который мы создаём. Пугало в огороде, или под шепот фонтанных струй. Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Встречают по одёжке. Автопортрет на каждый день. Моделируя себя – моделируешь мир.
«Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении», 9 класс
Раздел 1: Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах (8 ч.)

Обратная сила искусства. Изображение в театре и кино. Театральное искусство и художник. Правда и магия театра. Сценография – особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены. Костюм, грим и маска. Тайны актёрского перевоплощения. Художник в театре кукол. Спектакль – от замысла к воплощению.

Раздел 2: Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий (8 ч.)

Фотография – взгляд, сохранённый навсегда. Фотография – новое изображение реальности. Грамота фотокомпозиции и съёмки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать. Фотография – искусство «светописи». Вещь: свет и фактура. Операторское мастерство фотоаппарата. Событие в кадре. Искусство фоторепортажа. Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка.

Раздел 3: Фильм: творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? (12 ч.)

Многолосый язык экрана . синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино. Художник и художественное творчество в кино. Художник в игровом фильме. От «больного» экрана к домашнему видео. Азбука киноязыка. Бесконечный мир кинематографа.

Раздел 4: телевидение – пространство культуры? Экран – искусство – зритель (7 ч.)

Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения. Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа. Телевидение. Интернет. Современные формы экранного языка. В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Учебно-методическое обеспечение:

1. Рабочие программы. Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. – М.: Просвещение, 2014.

2. Н.А. Горяева, Островская О.В. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса/Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2014.

3. Л.А. Неменская, под редакцией Б.М. Неменского. «Искусство в жизни человека»: Учебник для 6 класса, Москва «Просвещение», 2014г.

4. А.С Питерских, под редакцией Б.М. Неменского. «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека»: Учебник для 7 класса, Москва «Просвещение», 2014г.

5. А.С Питерских, под редакцией Б.М. Неменского. «Изобразительное искусство в театре, кино на телевидении»: Учебник для 8 класса, Москва «Просвещение», 2014г.

Электронные ресурсы:

  1. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Электронное приложение к учебнику, 5 класс.

  2. Фильм Русский музей – детям. Народное искусство.

  3. Фильм. Русский музей - детям. Пейзаж

  4. Фильм. Русский музей - детям. Натюрморт

  5. Фильм. Русский музей - детям. Акварель

  6. Фильм. Русский музей - детям. Портрет

  7. Фильм. Русский музей - детям. Портрет. Художник и время. Фильм 1

  8. Фильм. Русский музей - детям. Портрет. Художник и время. Фильм 2




  1. Фильм. Русский музей - детям. Рисунок. Фильм 1

  2. Фильм. Русский музей - детям. Рисунок. Фильм 2

  3. Диск. Азбука искусства. Как научиться понимать картину

  4. Третьяковская галерея 1 часть

  5. Третьяковская галерея 2 часть

  6. Диск. Живопись и скульптура

  7. Диск. Школа рисунка и живописи

  8. Диск. Дизайн интерьеров

  9. Диск. Шедевры архитектуры

  10. Диск. Шедевры русской живописи

  11. Диск. Модерн

  12. Диск. Барокко

  13. Диск. Архитектура

Дополнительные пособия для учителя:

•Учебные таблицы по ИЗО – 28 штук

•Репродукции картин художников

•Муляжи для рисования

•Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

•Детские работы как примеры выполнения творческих заданий

Технические средства обучения:

•Компьютер, проектор, интерактивная доска