№ занятия
| Внеурочное занятие (тема, название)
| Формы организации внеурочной деятельности
| Деятельность учителя (осуществляемые действия)
| Деятельность учащихся (осуществляемые действия)
| Формируемые умения
| План и сроки прохождения программы
|
четверть (18 часов)
|
|
1
| Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения
| Вводная беседа. Беседа – размышление. Просмотр видеофрагмента об увлечениях.
| Знакомство класса с темой. Дать понятие «хобби». Подготовить материал для беседы о хобби
| Участвовать в обсуждении вопросов, понимать значение слова «хобби»
| Умение работать с информацией и вести дискуссию. Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя.
Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе
| 03.09
|
2
| Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Твоё знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема»
| Игры
| Подготовить материал для и игр.
Дать понятия «словарь», «проект», «тема»
| Активно участвовать в обсуждении вопросов и диалоге. Понимать значение понятий «словарь», «проект», «тема». Правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста.
| Формирование умения находить информацию в словарях и справочниках; формирование умения понимать шутливо – жизненные тексты, выделяя в них существенное по отношению к предстоящей задаче.
Умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости
| 10.09
|
3
| Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями
| Беседа - размышление
| Подготовить материал для беседы. Объяснить понятие «формулировка»
| Понимать значение слова «формулировка». Правильно формулировать вопросы по теме. Выступать с сообщениями на тему «Интересные растения из энциклопедии»
| Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста
Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества.
Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя.
Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе
| 17.09
|
4
| Выбор помощников работе над проектом
| Научный клуб школьников «Мы и окружающий мир»
| Дать понятие слова «помощник». Учить задавать правильные вопросы проектанту.
| Объяснять: с какой целью был задан вопрос, для чего проектанту знать ответ на данный вопрос.
| Формирование навыка коллективного планирования и умения работать в команде.
Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе
Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества.
Учиться согласованным действиям с помощниками.
| 24.09
|
5
| Этапы работы над проектом. Ваше знакомство с понятием «этап»
| Ролевые игры
| Работать над понятием слова «этап». Запоминание обоснования. Знакомство детей с этапами работы над учебным проектом на примере образца подобранного учителем
| Запоминать толкование новых понятий. Самостоятельное ознакомление (чтение) этапов работы над учебным проектом, разбор каждого этапа под руководством учителя
| Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
| 01.10
|
6
| Актуальность темы проекта. Твоё знакомство с понятием «актуальность»
| Беседа-рассуждение
| Познакомить с понятием «актуальность»
| Запоминать толкование новых понятий. Находить важные, существенные признаки в любом начинании, в любом процессе.
| Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
| 08.10
|
7
| Проблема. Решение проблемы
| Беседа
| Познакомить с понятием «проблема», « лидер». Научить будущих проектантов видеть проблему, определять цель, составлять план действий и решать вопрос. Показать, как на проблему можно смотреть с разных сторон. Работать над сплочением коллектива и формированием команды
| Запоминать толкование новых понятий. Видеть проблему. Обозначать по-своему алгоритм решения проблемы
| Формировать компетентность взаимодействия. Развитие умения договариваться и приходить к общему решению в совместной работе, в том числе и в ситуации конфликта и столкновении интересов. Открывать в знакомом предмете новое, быть наблюдательным
| 15.10
|
8
| Выработка гипотезы-предположения. Твоё знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», предположение»
| Беседа-рассуждение
| Знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», предположение». Руководить деятельностью детей по выдвижению гипотез детьми.
| Запоминать толкование новых понятий. Выдвигать гипотезы, сравнивать свою гипотезу с гипотезами, которые придумали одноклассники.
| Формировать умения высказывать предположения о неизвестном, предположения способа проверки своих гипотез, умения инсценировать поиск и пробу известных и неизвестных способов действий
Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе
| 22.10
|
9
| Цель проекта
| Мини-выступления
| Объяснить, что такое цель проекта. Обучение нахождению способа решения проблемы (цели проекта)
| Учится работать с реальными объектами как с источниками информации, выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения
| Развивать умения видеть и формулировать проблему и придумывать способ решения данной проблемы. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества.
| 29.10
|
четверть (14 часов)
|
|
10
| Задачи проекта
| Мини-выступления
| Работа над проектным понятием «задача проекта». Организация и проведение работы для поиска способа или способов решения проблемы проекта. «Зажечь» детей идеей, обеспечить пусковой механизм творческой активности и возбудить желание разрешить проблему проекта.
| Участвовать в диалоге. Формулировать задачи проекта «Дети и компьютерные игры»
| Формирование умения и способностей в поиске способов решения проблемы проекта. Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста.
| 12.11
|
11
| Сбор информации для проекта. Твоё знакомство с понятиями: «сбор», «информация», энциклопедия», «интернет», книги, газеты, журналы».
| Работа в группах
| Дать понятия: «сбор», «информация», энциклопедия», «интернет», книги, газеты, журналы». Учить собирать информацию для проекта и выделять в ней главное.
| Наблюдает, осуществляет сравнение, сходство и различие выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения, классифицирует, рассуждает, анализирует, учится работать с реальными объектами как с источниками информации
| Развивать умение интерпретировать и обобщать информацию, выбирать способы получения информации. Структурирование информации, выделение главного. Умение
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе
| 19.11
|
12
| Знакомство с интересными людьми. Интервью
| Ролевые игры
| Дать понятия: «интервью», «интервьюер»
| Запоминать толкование новых понятий. Использовать в речи ранее изученные понятия. Активно участвовать в обсуждении вопросов. Самостоятельно выполнять задания по сбору информации к проекту. Играть в игру»интересное интервью»
| Формировать умение брать интервью, умения вести и участвовать в дискуссии, развитие коммуникативной компетенции
Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе
| 29.11
|
13
| Обработка информации. Отбор значимой информации. Твоё знакомство с понятиями «обработка информации», «отбор».
| Мини - проекты
| Дать понятия: «обработка информации», «отбор». Руководство деятельностью учащихся по отбору значимой информации о лошадях из текстов.
| Запоминать толкование новых понятий. Самостоятельный поиск необходимой информации. Поиск недостающей информации у взрослых (учитель, родители). Анализировать и обобщать собранные сведения о лошадях
| Развитие информационной компетентности, формирование умения отсеять лишние данные и умение видеть дефицит данных, умения выделять из предоставленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи.
| 03.12
|
14
| Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «макет», поделка»
| Исследовательская работа: составление сообщений
| Познакомить с понятиями: «продукт проекта» ( «макет», поделка»). Учить создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте.
| Работа над понятием «продукт проекта» по заданиям тетради. Выполнять исследование и работать над проектом, анализируя информацию , данную в рабочей тетради.. Подготовить сообщения о своих коллекциях.
| Овладение средствами и способами воплощения собственных замыслов. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом.
| 10.12
|
15
| Играем в учёных. Это интересно
| Ролевые игры
| Проведение опыта по превращению белого мелка в цветной
| Ответы по домашнему заданию: дети рассказывают о достопримечательности городов, в которых побывали. Анализ результата опыта
| Применять знания на практике.
| 17.12
|
16
| Тест. «Чему ты научился?»
| Решение теста
| Организация беседы о результатах опыта, проведённого дома. Организация проверки заданий теста
| Рассказ о результатах опыта. Самостоятельная работа с последующей проверкой
| Формирование умения правильно использовать изученные проектные понятия в процессе самостоятельной работы
| 24.12
|
3 четверть (20 часов)
|
17
| Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение)
| Мини-сообщения
| Ознакомление с понятием «выступление». Руководство деятельностью детей по подготовке мини- сообщений и анализу стихотворения .
| Самостоятельное раскрытие смысла нового понятия «выступление».Отбор информации для семиминутного выступления по предложенному плану. Анализ стихотворения
А. Барто
| Формирование умения презентовать свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других)
| 14.01
|
18
| Творческая работа. Презентация. Твоё знакомство с понятием «презентация»
| Творческая мастерская
| Знакомство с понятием «презентация проекта» . Оказание индивидуальной помощи детям по созданию презентации на бумаге
| Мини-сообщения детей подготовленные дома. Творческая работа «Моя презентация»
| Формирование умения в составлении презентации на бумаге. Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста.
| 21.01
|
19
| Значимость компьютера в создании проектов. Презентация
| Исследовательская работа: мини-доклад. Выставка детских работ
| Познакомить с компьютерной презентацией
| Самостоятельная работа по заданиям рабочей тетради
| Взаимодействие с участниками проекта. Получение первоначальных навыков ролевого взаимодействия со сверстниками по созданию презентаций
| 28.01
|
20
| Первые шаги составления презентации на компьютере. Программа МРР-Microsoft Power Point
| Работа с компьютером
| Познакомить с программой МРР-Microsoft Power Point. Обучение первым шагам составления презентации на компьютере
| Практическая работа на компьютере
| Развитие умения работать в программе МРР-Microsoft Power Point Умение организовать свою деятельность
| 04.02
|
21
| Первые шаги составления презентации на компьютере.
| Работа с компьютером
| Руководство деятельностью обучающихся по ознакомлению с кнопками клавиатуры компьютера. Репетиция шагов на компьютере
| Практическая работа на компьютере
| Получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности
| 11.02
|
22
| Совмещение текста выступления с показом презентации. Подробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиторией
| Ролевые игры
| Пошаговая инструкция учителя к подготовке выступления перед аудиторией
| Активно участвовать в диалоге. Репетиция выступления перед аудиторией
| Формирование и развитие коммуникативной компетентности, а именно умения уверенно «держать» себя во время выступления и владеть аудиторией («держать» в поле зрения) Артистические умения. Умение отвечать на незапланированные вопросы.
Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе.
| 18.02
|
23
| Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта
| Работа в малых группах
| Организовывает процесс обучения в режиме речевого творческого развития, решает задачи интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания и развития младших школьников.
| Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении. Рассказы о своих впечатлениях от пробного выступления. Оценка своего выступления по пятибалльной шкале
| Формирование умения отстаивать свою точку зрения, развитие находчивости, уверенности в себе. Развивать навыки монологической речи. Обучение рефлексии.
Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе.
| 25.02
|
24
| Тест «Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина»
| Решение теста
| Выявление объёма накопленных знаний во время проектной деятельности, поверка на сохранность знаний
| Самостоятельное выполнение теста
| Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста.
| 04.03
|
25
| Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки
| Творческая работа. Составление визитки
| Познакомить с понятиями «визитка» и «визитная карточка». Учить составлять визитку. Подготовить раздаточный материал с названием школы, фамилией, именем и отчеством учителя-руководителя проекта
| Участвует в коллективной работе по составлению титульного листа визитки. Составляет титульный лист визитки своего проекта на отдельном листе используя подсказки рабочей тетради
| Формирование умения создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте.
| 11.03
|
26
| Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ»
| Самостоятельная работа по оценке умений и навыков приобретённых в процессе проектной деятельности
| Дать понятие самоанализа (рефлексии). Учить универсальным учебным действиям (УУД).
| Самооценка: рефлексивные умения, поисковые умения, коммуникативные умения (навыки общения), презентационные умения и навыки. Составление примерного текста самоанализа
| Формирование умений контролировать и оценивать свою деятельность и продвижение в её разных видах (рефлексия)
| 18.03
|
4 четверть (16 часов)
|
27
| Играем в учёных. Это интересно
| Практическая работа (опыты)
| Подготовить рисунок с изображением дома, прозрачную стеклянную банку с водой. Провести опыт по использованию воды вместо линзы
| Активно участвовать в диалоге. Наблюдает, осуществляет сравнение, сходство и различие выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения, классифицирует, рассуждает, анализирует
| Обучение дружной работе, взаимной поддержке, участию в команде, приобретение опыта совместной деятельности.
| 01.04
|
28
| Различные конкурсы проектно - исследовательской деятельности
| Конкурсы проектно - исследовательской работы
| Познакомить с различными конкурсами проектов («Открытие», «Я -исследователь», «Горизонты открытий»)
| Учится работать с реальными объектами как с источниками информации. Заучивает понравившиеся стихи наизусть
| Приобретение опыта коллективной деятельности, работы в группах. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом. Проявление творчества
| 08.04
|
29
| Памятка жюри конкурса
| Творческая работа. Составление памятки
| Руководить деятельностью обучающихся по ознакомлению с памяткой жюри. Разъяснить новые понятия и слова
| Обсуждать каждый пункт требований жюри к выступлению на конкурсах проектов. Познакомиться с новыми советами мудрого Дельфина
| Формирование умения оценивать свою работу по выработанным критериям
| 15.04
|
30
| Пробное выступление перед незнакомой аудиторией
| Пробное выступление
| Повторить правила, которые помогут выступить перед незнакомой аудиторией
| Выступать перед незнакомой аудиторией
| Формирование умения публичного выступления представления результатов работы
| 22.04
|
31
| Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией
| Ролевые игры
| Обучать рефлексии. Учит универсальным учебным действиям (УУД).
| Сочинять советы выступающим перед незнакомой аудиторией.
| Формирование умения оценивать свою работу и видеть ошибкоопасные места: осмысливать задачу, объективно оценивать свои действия, признавать свои ошибки, анализировать результат своей работы
| 29.04
|
32
| Играем в учёных. Это интересно
| Практическая работа
| Провести опыт по наблюдению за тем, как в такт биению сердца колышется спичка, поставленная на запястье. Подготовить для опыта пластилин, спичку, стол, часы с секундной стрелкой
| Наблюдает, осуществляет сравнение, сходство и различие выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения, классифицирует, рассуждает, анализирует,
| Формирование умения делать прямые выводы, заключения на основе имеющихся фактов
| 06.05
|
33
| Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоим проекта. Пожелания будущим проектантам
| Творческая работа
| Оказывать индивидуальную помощь в подготовке благодарностей
| Рисовать открытки своим помощникам
| Формирование умения высказывать слова благодарности членам команды, своим помощникам
| 13.05
|
34
| Советы на лето от Мудрого Дельфина
| Интеллектуальные игры
| Подбирает и адаптирует материал с учётом типа школы и уровня подготовленности учащихся. Учит универсальным учебным действиям (УУД).
| Активно участвовать в играх
| Участие в диалоге: высказывание своих суждений по обсуждаемой теме, анализ высказываний собеседников
| 20.05
|