Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Протокол № от сентября 2014 г. Утверждаю т. В. Гордеева |
 Скачать 444.69 Kb. |
1 2 3 4 5 Управление образования городского округа «Охинский»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 г. Охи
РЕКОМЕНДОВАНА
кафедрой учителей
начальной школы
Протокол № ___
от « » сентября 2014 г.
|
| УТВЕРЖДАЮ
___________________Т.В.Гордеева
директор МБОУ СОШ № 5 г. Охи
Приказ № ____
от «___»____________20__ г.
| РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
(наименование учебного предмета/курса) БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(уровень, ступень образования) ОДИН ГОД
(срок реализации программы)
Составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений:
русский язык, авторы В.П.Канакина и др.
Абрамовой Татьяной Анатольевной
(ФИО полностью)
Оха
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В системе предметов общеобразовательной школы основное место занимает предмет «Русский язык». Это обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения.
Русский язык — основа всего процесса обучения, средство развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты освоения других школьных предметов.
Цели и задачи, решаемые при реализации тематического планирования для 3 класса:
развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствиями с условиями общения, языковой интуиции и «чувства языка»;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматики русского языка;
овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка, умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Планируемый уровень подготовки обучающихся:
формирование элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться словарями и справочниками;
формирование целостного представления о родном языке, его морфологическом, морфемном и синтаксическом строе, звукобуквенном составе, интонационном и лексическом богатстве;
воспитание привычки обращаться к учебной и справочно-информационной лингвистической литературе.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Данная программа адресована обучающимся 3 класса МБОУ СОШ № 5, рассчитана на один год.
Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного стандарта начального общего образования по русскому языку 2011 года на основе Примерной программы начального образования по русскому языку, с учетом авторской программы В.П.Канакиной.
В ней представлено развёрнутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса. Рабочая программа рассчитана на 170 учебных часов в год (5 часов в неделю из расчета 34 рабочих недели). Срок реализации программы: один год. Изменений, внесённых в авторскую программу В.П. Канакиной нет.
ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ Формы организации образовательного процесса:
Индивидуально-обособленная
Фронтальная
Коллективная
Работа в парах
Групповая Методы:
Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские)
Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы по руководством).
Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).
Контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль).
Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода). Технологии обучения:
Личностно ориентированного образования
Игровые
Информационные
Деятельностного метода
Развитие общеучебных умений
ФОРМЫ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕРКИ И
ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:
диктант (объяснительный, предупредительный, выборочный, распределительный, с грамматическим заданием, словарно-орфографический);
тест;
изложение (подробное, выборочное, сжатое);
списывание (осложненное и неосложненное, с условными пояснениями);
сочинение (по данному сюжету, по данному началу, по рисунку).
ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
орфография и пунктуация;
развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи.
Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной
природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
| Наименование разделов и тем
| Всего часов
| В том числе на
|
| Контрольные работы
| Развитие речи
| 1
| Язык и речь
| 2
| 0
| 1
| 1.1
| Наша речь и наш язык
| 2
| -
| 1
| 2
| Текст. Предложение. Словосочетание
| 14
| 2
| 3
| 2.1
| Текст
| 2
| -
| -
| 2.2
| Предложение
| 10
| 1
| 2
| 2.3
| Словосочетание
| 2
| 1
| 1
| 3
| Слово в языке и речи
| 19
| 2
| 3
| 3.1
| Лексическое значение слова
| 6
| -
| 1
| 3.2
| Части речи
| 5
| 1
| 1
| 3.3
| Слово и слог
| 8
| 1
| 1
| 4
| Состав слова
| 45
| 2
| 3
| 4.1
| Корень слова
| 3
| -
| -
| 4.2
| Формы слова. Окончание
| 3
| -
| -
| 4.3
| Приставка
| 3
| -
| -
| 4.4
| Суффикс
| 3
| -
| 1
| 4.5
| Основа слова
| 1
| -
| -
| 4.6
| Обобщение знаний о составе слова
| 3
| 1
| 1
| 4.7
| Правописание частей слова
| 29
| 1
| 1
| 5
| Части речи
| 76
| 6
| 15
| 5.1
| Части речи
| 1
| -
| -
| 5.2
| Имя существительное
| 30
| 2
| 6
| 5.3
| Имя прилагательное
| 19
| 1
| 4
| 5.4
| Местоимение
| 5
| 1
| 1
| 5.5
| Глагол
| 21
| 2
| 4
| 6
| Повторение
| 14
| 1
| -
|
| Итого
| 170ч.
| 13 ч.
| 25 ч.
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ЯЗЫК И РЕЧЬ
Наша речь и наш язык: виды речи; речь и её назначение; язык и его назначение.
ТЕКСТ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
2.1 – 2.3 Признаки текста; построение текста; типы текстов. Предложение; виды предложений по цели высказывания; предложения с обращением; состав предложения; простое и сложное предложение. Словосочетание. 3. СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ
3.1 – 3.3 Лексическое значение слова. Омонимы, их использование в речи. Слово и словосочетание. Фразеологизмы, их использование в речи. Части речи. Имя числительное. Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы. 4.СОСТАВ СЛОВА
4.1 – 4.7 корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова. Правописание частей слова. Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок; приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. 5. ЧАСТИ РЕЧИ
5.1 – 5.5 Имя существительное: повторение и углубление представлений. Число, род и падеж имён существительных. Имя прилагательное: связь прилагательного с именем существительным. Формы имён прилагательных. Род, число и падеж имён прилагательных. Местоимение. Глагол. Формы глагола. Число и времена глаголов. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами. |
1 2 3 4 5 |
|