Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Тема исследования: «Формирование умений работать с учебной книгой у младших школьников на уроках окружающего мира (А. А. Вахрушев, 4 класс)» |
 Скачать 445 b. |
Тема исследования: «Формирование умений работать с учебной книгой у младших школьников на уроках окружающего мира (А.А. Вахрушев, 4 класс)».
Цель исследования: - определить эффективные методические приемы, направленные на формирования у учащихся умений работать с учебной книгой по предмету «Окружающий мир». Цель исследования: - определить эффективные методические приемы, направленные на формирования у учащихся умений работать с учебной книгой по предмету «Окружающий мир». Объект исследования – учебно – воспитательный процесс формирования умений работать с учебной книгой на уроках «Окружающего мира». Предмет исследования – методические приёмы формирования умений у учащихся 4 класса работать с учебной книгой по предмету «Окружающий мир».
Гипотеза: мы считаем, что применение разнообразных приемов работы с учебником «окружающий мир», будет способствовать успешному формированию умений работать с учебной книгой на уроках окружающего мира. Гипотеза: мы считаем, что применение разнообразных приемов работы с учебником «окружающий мир», будет способствовать успешному формированию умений работать с учебной книгой на уроках окружающего мира.
Задачи исследования: Задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ литературы для выявления сущности следующих категорий: методический аппарат учебника, учебная книга, умения, умения работать с учебной книгой. 2. Изучить психолого – педагогические основы формирования умений работать с книгой «окружающий мир» у младших школьников. 3. Определить методические рекомендации, направленные на формирование у учащихся 4 класса умений работать с учебной книгой. 4.Разработать диагностическую методику, направленную на выявление уровня сформированности умений работать с учебной книгой по предмету «Окружающий мир» у учащихся 4 класса. 5. Проведение анкетирования и обработка результатов. 6. Разработать и апробировать фрагменты уроков, целью которых – повышение уровня сформированности умений работать с учебной книгой на уроках окружающего мира; 7. Проведение повторного анкетирования с целью - выявить уровень самооценки детей своего умения работать с учебной книгой на уроках окружающего мира и обработка результатов; 8. Сравнение результатов констатирующего и контрольного анкетирования с целью подтверждения или опровержения гипотезы.
Методы исследования для проверки гипотезы и решения поставленных задач: Методы исследования для проверки гипотезы и решения поставленных задач: Теоретические методы: - анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме формирования умений младших школьников работать с учебной книгой; Практические методы: - анкетирование учащихся; - педагогический эксперимент; - анализ результатов эксперимента; - сравнение и обобщение полученных результатов эксперимента База исследования - 4 класс, школа – сад №81 г.Сыктывкара Практическая значимость – на основе диагностики умений работать с учебной книгой «окружающий мир» у учащихся 4 класса разработаны приемы, обеспечивающие эффективность работы по формированию умений работать с книгой
учебник по предмету «Окружающий мир» - это средство обучения естествознанию, которое является информационной моделью (природоведческих понятий), предназначенное для управления педагогическим процессом по предмету «окружающий мир». учебник по предмету «Окружающий мир» - это средство обучения естествознанию, которое является информационной моделью (природоведческих понятий), предназначенное для управления педагогическим процессом по предмету «окружающий мир».
Схема 1. Компоненты учебника «Окружающий мир» Учебник «Окружающий мир» Учебный текст природоведческого внетекстовые компоненты характера аппарат ориентировки иллюстративный аппарат аппарат учебнике «окружающий мир» учебника «окружающий мир» организации усвоения
Таблица 3. Виды умений работы с книгой «окружающий мир», формируемых в начальном звене
Таблица 6. Приемы работы с учебником
Целью опытно – экспериментальной работы является разработка уроков, направленных на формирование умений работать с учебной книгой у учащихся 4 класса на основе теоретически выделенных условий. Целью опытно – экспериментальной работы является разработка уроков, направленных на формирование умений работать с учебной книгой у учащихся 4 класса на основе теоретически выделенных условий.
Цель анкеты - выявить уровень самооценки учащихся 4 класса своего умения работать с учебной книгой на уроках окружающего мира. Анкета для учащихся 4 класса I. 1. а) цель: знание «условные обозначения», используемые в учебнике «окружающий мир» б) цель: умение работать с условными знаками, применяемые в учебнике «окружающий мир» 2. а) цель: знание «содержание» учебника «окружающий мир» б) цель: умение работать с содержанием учебника на уроках окружающего мира II. 1. цель: выявить знание о понятии «текст» природоведческого характера б) цель: умение пользоваться текстом учебника «окружающий мир» для поиска ответов на вопросы, задания 2. а) цель: выявить знание «основные природоведческие понятия» б) цель: умение выделять основные природоведческие понятия 3. а) цель: знание «план природоведческого текста» б) цель: умение составлять план по природоведческому тексту. III. 1.а) цель: знание схемы, иллюстрации, таблицы, используемые на уроках окружающего мира б) цель: умение заполнять таблицу на уроках окружающего мира 2. а) цель: знание географических понятий б) цель: умение находить на карте предложенные географические объекты б) цель: умение «читать» географическую карту IV. 1.а) цель: знание «задание из учебника «окружающий мир» б) умение выполнять задание на уроках окружающего мира 2.а) цель: знание «вопросы» б) цель: умение составлять вопросы по теме
Таблица 17. Сравнительная характеристика диаграмм 1 и 3
Таблица 20. Сравнительная таблица диаграмм 2 и 4. Уровни сформированности умений работать с учебной книгой на уроках окружающего мира у учащихся 4 класса (по отдельным умениям)
Сравнительная характеристика таблиц 12 и 17
Продолжение таблицы 21.
методические рекомендации, направленные на формирование у учащихся 4 класса умений работать с учебной книгой по предмету «Окружающий мир»: 1.При формировании умений учитывать возрастные особенности учащихся. 2. Формирование умений работы с учебником на предмете «окружающий мир» должно проводиться систематически. Важно, чтобы выработался алгоритм такой деятельности. 3. В работе с учебником необходимо применять разнообразные методические приемы. 4. Самостоятельная работа с книгой преследует общие цели обучения, воспитания, развития младших школьников. Осознание теоретического материала, развитие познавательной деятельности, формирование практических умений и навыков. Она должна сочетаться с другими видами деятельности учеников: самостоятельным проведением опытов, решение задач и пр. 5. Планирование работы с учебной книгой не только по предмету «Окружающий мир», но и при изучении всех дисциплин, как естественных, так и гуманитарных. 6. Плановое проведение диагностик и организация на основе этого индивидуального и дифференцированного подхода. |
|
|