Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Тема исследования: «Формирование умений работать с учебной книгой у младших школьников на уроках окружающего мира (А. А. Вахрушев, 4 класс)»


Скачать 445 b.
НазваниеТема исследования: «Формирование умений работать с учебной книгой у младших школьников на уроках окружающего мира (А. А. Вахрушев, 4 класс)»
Дата26.02.2016
Размер445 b.
ТипДокументы


  • Тема исследования: «Формирование умений работать с учебной книгой у младших школьников на уроках окружающего мира (А.А. Вахрушев, 4 класс)».


Цель исследования: - определить эффективные методические приемы, направленные на формирования у учащихся умений работать с учебной книгой по предмету «Окружающий мир».

  • Цель исследования: - определить эффективные методические приемы, направленные на формирования у учащихся умений работать с учебной книгой по предмету «Окружающий мир».

  • Объект исследования – учебно – воспитательный процесс формирования умений работать с учебной книгой на уроках «Окружающего мира».

  • Предмет исследования – методические приёмы формирования умений у учащихся 4 класса работать с учебной книгой по предмету «Окружающий мир».



Гипотеза: мы считаем, что применение разнообразных приемов работы с учебником «окружающий мир», будет способствовать успешному формированию умений работать с учебной книгой на уроках окружающего мира.

  • Гипотеза: мы считаем, что применение разнообразных приемов работы с учебником «окружающий мир», будет способствовать успешному формированию умений работать с учебной книгой на уроках окружающего мира.



Задачи исследования:

  • Задачи исследования:

  • 1. Провести теоретический анализ литературы для выявления сущности следующих категорий: методический аппарат учебника, учебная книга, умения, умения работать с учебной книгой.

  • 2. Изучить психолого – педагогические основы формирования умений работать с книгой «окружающий мир» у младших школьников.

  • 3. Определить методические рекомендации, направленные на формирование у учащихся 4 класса умений работать с учебной книгой.

  • 4.Разработать диагностическую методику, направленную на выявление уровня сформированности умений работать с учебной книгой по предмету «Окружающий мир» у учащихся 4 класса.

  • 5. Проведение анкетирования и обработка результатов.

  • 6. Разработать и апробировать фрагменты уроков, целью которых – повышение уровня сформированности умений работать с учебной книгой на уроках окружающего мира;

  • 7. Проведение повторного анкетирования с целью - выявить уровень самооценки детей своего умения работать с учебной книгой на уроках окружающего мира и обработка результатов;

  • 8. Сравнение результатов констатирующего и контрольного анкетирования с целью подтверждения или опровержения гипотезы.



Методы исследования для проверки гипотезы и решения поставленных задач:

  • Методы исследования для проверки гипотезы и решения поставленных задач:

  • Теоретические методы:

  • - анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме формирования умений младших школьников работать с учебной книгой;

  • Практические методы:

  • - анкетирование учащихся;

  • - педагогический эксперимент;

  • - анализ результатов эксперимента;

  • - сравнение и обобщение полученных результатов эксперимента

  • База исследования - 4 класс, школа – сад №81 г.Сыктывкара

  • Практическая значимость – на основе диагностики умений работать с учебной книгой «окружающий мир» у учащихся 4 класса разработаны приемы, обеспечивающие эффективность работы по формированию умений работать с книгой



учебник по предмету «Окружающий мир» - это средство обучения естествознанию, которое является информационной моделью (природоведческих понятий), предназначенное для управления педагогическим процессом по предмету «окружающий мир».

  • учебник по предмету «Окружающий мир» - это средство обучения естествознанию, которое является информационной моделью (природоведческих понятий), предназначенное для управления педагогическим процессом по предмету «окружающий мир».



Схема 1. Компоненты учебника «Окружающий мир»

  • Учебник «Окружающий мир»

  • Учебный текст природоведческого внетекстовые компоненты

  • характера

  • аппарат ориентировки иллюстративный аппарат аппарат учебнике «окружающий мир» учебника «окружающий мир» организации усвоения



Таблица 3. Виды умений работы с книгой «окружающий мир», формируемых в начальном звене



Таблица 6. Приемы работы с учебником



Целью опытно – экспериментальной работы является разработка уроков, направленных на формирование умений работать с учебной книгой у учащихся 4 класса на основе теоретически выделенных условий.

  • Целью опытно – экспериментальной работы является разработка уроков, направленных на формирование умений работать с учебной книгой у учащихся 4 класса на основе теоретически выделенных условий.



Цель анкеты - выявить уровень самооценки учащихся 4 класса своего умения работать с учебной книгой на уроках окружающего мира.

  • Анкета для учащихся 4 класса

  • I.

  • 1. а) цель: знание «условные обозначения», используемые в учебнике «окружающий мир»

  • б) цель: умение работать с условными знаками, применяемые в учебнике «окружающий мир»

  • 2. а) цель: знание «содержание» учебника «окружающий мир»

  • б) цель: умение работать с содержанием учебника на уроках окружающего мира

  • II.

  • 1. цель: выявить знание о понятии «текст» природоведческого характера

  • б) цель: умение пользоваться текстом учебника «окружающий мир» для поиска ответов на вопросы, задания

  • 2. а) цель: выявить знание «основные природоведческие понятия»

  • б) цель: умение выделять основные природоведческие понятия

  • 3. а) цель: знание «план природоведческого текста»

  • б) цель: умение составлять план по природоведческому тексту.

  • III.

  • 1.а) цель: знание схемы, иллюстрации, таблицы, используемые на уроках окружающего мира

  • б) цель: умение заполнять таблицу на уроках окружающего мира

  • 2. а) цель: знание географических понятий

  • б) цель: умение находить на карте предложенные географические объекты

  • 3.а) цель: знание языка географических карт

  • б) цель: умение «читать» географическую карту

  • IV.

  • 1.а) цель: знание «задание из учебника «окружающий мир»

  • б) умение выполнять задание на уроках окружающего мира

  • 2.а) цель: знание «вопросы»

  • б) цель: умение составлять вопросы по теме



Таблица 17. Сравнительная характеристика диаграмм 1 и 3



Таблица 20. Сравнительная таблица диаграмм 2 и 4. Уровни сформированности умений работать с учебной книгой на уроках окружающего мира у учащихся 4 класса (по отдельным умениям)



Сравнительная характеристика таблиц 12 и 17



Продолжение таблицы 21.



методические рекомендации, направленные на формирование у учащихся 4 класса умений работать с учебной книгой по предмету «Окружающий мир»:

  • 1.При формировании умений учитывать возрастные особенности учащихся.

  • 2. Формирование умений работы с учебником на предмете «окружающий мир» должно проводиться систематически. Важно, чтобы выработался алгоритм такой деятельности.

  • 3. В работе с учебником необходимо применять разнообразные методические приемы.

  • 4. Самостоятельная работа с книгой преследует общие цели обучения, воспитания, развития младших школьников. Осознание теоретического материала, развитие познавательной деятельности, формирование практических умений и навыков. Она должна сочетаться с другими видами деятельности учеников: самостоятельным проведением опытов, решение задач и пр.

  • 5. Планирование работы с учебной книгой не только по предмету «Окружающий мир», но и при изучении всех дисциплин, как естественных, так и гуманитарных.

  • 6. Плановое проведение диагностик и организация на основе этого индивидуального и дифференцированного подхода.