Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Программа уроков библиотечно библиографические и информационные знания школьникам для 1-8 классов |
 Скачать 132.19 Kb. |
Министерство образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каменская средняя общеобразовательная школа»
|
| Утверждено
Директор школы
________Ю.А. Ребзон
|
|
| ____________ 2014 г.
|
ПРОГРАММА УРОКОВ БИБЛИОТЕЧНО – БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКАМ Для 1-8 классов
Составлена: Зав. школьной библиотекой Вантеевой Е.Н.
На основе Программы «Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам» 1-8 классы Г.Чулкина методист ГНПБ им. К.Д. Ушинского // Шк. библиотека. – 2001 – № 1. – С. 8 – 13. Пояснительная записка Программа «Библиотечно – библиографические и информационные знания школьникам» рассчитана на обучение детей с 7-летнего возраста. Она построена с учетом возрастных особенностей учащихся. Предусматривается постепенное накопление и углубление знаний о книге: от первого знакомства с библиотекой – к изучению содержания различных разделов книжного фонда. От выбора книг по иллюстрированному каталогу «Что нам читать?» - к использованию систематического каталога, картотек, рекомендательных пособий; от краткой записи о прочитанной книге – к развернутому отзыву о ней; от знакомства с «энциклопедией для маленьких» - к работе со справочной литературой. Отдельные темы повторяются: знания детей углубляются, и последующие занятия проводятся на более сложном материале.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, для их проведения можно использовать уроки внеклассного чтения, экскурсии, классные часы, замена уроков.
Система библиографических занятий направлена на повышение качества чтения и воспитательного воздействия литературы на детей и подростков, на расширение их кругозора.
Первая часть программы «Путешествие в страну Читалию» разработана как занятия для начальной школы (1 – 4 класс). Учащиеся младшего школьного возраста предпочитают всем видам деятельности игру, с учетом этого все занятия проводятся с использованием игровых технологий. Все занятия построены как путешествия в мир книги, библиотеки, информации. Занятия проводятся 3 раза в год с классом учащихся.
Вторая часть программы для 5 – 8 классов продолжает знакомить учащихся со структурой книги с использованием ИКТ, помогающей при выборе книги, мотивирует подростков быть частыми посетителями библиотеки, испытывать ежедневную потребность обращения к дополнительным источникам информации.
«Основы библиотечно – информационных знаний» для 1 – 8 классов, позволяют моделировать информационную среду для детей и юношества, способствуют социализации личности, удовлетворяя культурные, эстетические и творческие потребности личности. Цели
Основная цель библиотечных уроков – дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности. Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:
Задачи
1. Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами. 2. Научить учащихся работать с книгой, приобщить их к систематическому пользованию библиотекой. 3. Пропаганда ценности чтения и книги. Формы контроля: тестирование, самостоятельное библиографическое разыскание, час вопросов и ответов, творческие задания.
Форма занятий: беседы, диспут, лекция, практические занятия, урок – презентация.
На занятиях с малышами используются игровые и театрализованные ситуации, наглядные и технические средства, групповые и индивидуальные задания, стимулирующие познавательную деятельность. В старших классах предусматривается проведение занятий в форме практических работ, лекций – обзоров, доклад или сообщение, урок – презентация. Контроль качества образования: конкурсы между командами, тестирование, изготовление книжки-малышки, закладки, написание отзыва, и т.д.
Семинарские занятия – лучшая форма проверки домашних работ. Библиотечно – библиографические знания и навыки учащиеся могут использовать в приготовлении самостоятельных учебных заданий по различным предметам, в подготовке к олимпиадам, написании рефератов. Содержание программы:
В программу входят: беседы о библиотеке, о создании книги; о строении (структуре) книги; о периодических изданиях для детей; о справочном аппарате книги и библиотеки; о художественном оформлении книги; воспитании бережного отношения к книге. Значительное место отведено практическим занятиям
Тематическое планирование
№
| Тема
| Содержание темы
| Использование ИКТ
| Часы
| 1 класс
| 1
| Первое посещение библиотеки. Экскурсия
| «Путешествие в страну сказок». Знакомство с «книжным домом», с понятием «читатель», «библиотекарь», «абонемент», «читальный зал»
| Слайд - презентация
| 1
| 2
| Правила поведения в библиотеке, умение обращаться с книгой
| Бережное отношение к книге, ознакомление с правилами обращения с книгой. Закладка-сказка.
| Слайд - презентация
| 1
|
|
|
|
| 2
| 2 класс
| 1
| Знакомство с библиотекой. Экскурсия
| Продолжение разговора о библиотеке. Представление любимых книг.
|
| 1
| 2
| Строение книги. Элементы книги
| Внешнее и внутреннее оформление книги. Изучение основных элементов: обложка, корешок, переплет, титульный лист.
| Слайд - презентация
| 1
| 3
| Газеты и журналы для детей
| Знакомство с понятиями газета, журнал, термины статья, корреспондент, журналист.
|
| 1
| 4
| «Угадай книгу» викторина
| В виде игры
|
| 1
|
|
|
|
| 4
| 3 класс
| 1
| Структура книги.
Иллюстрации в книге
| Изучение структурного элемента книги – иллюстрация. Понятия «художник – сказочник», «художник-анималист»
| Слайд -презентация
| 1
| 2
| Выбор книг в библиотеке
| Открытый доступ к книжному фонду: порядок и расстановка, полочные разделители
| Слайд - презентация
| 1
| 3
| Твои первые словари и энциклопедии
| Представление о справочной литературе, цели обращения, обучение работе с ними
|
| 1
|
|
|
|
| 3
| 4 класс
| 1
| Справочная литература
| Знакомство со справочной литературой: словарями, справочниками, энциклопедиями
|
| 1
| 2
| Научно-познавательная литература для младших школьников
| Знакомство с энциклопедиями «Что такое, Кто такой?» и др.
|
| 1
| 3
| «Путешествие в мир мультимедиа»
| Знакомство с компьютером в библиотеке (урок – экскурсия)
|
| 1
| 4
| Как читать книги
| Работа с библиографическими пособиями
| Слайд -презентация
| 1
| 5
| О книге и библиотеке. Библиотеки России
| История книги и библиотеки. Крупнейшие библиотеки
|
| 1
|
|
|
|
| 5
| 5 класс
|
|
|
|
|
| 1
| Книга и ее создатели
| Знакомство с новыми терминами и понятиями, роль иллюстраций в книгах, какую службу несут все эти элементы.
| Слайд -презентация
| 1
| 2
| Выбор книг в библиотеке. Систематический каталог
| Открытый доступ к книжному фонду. Структура систематического каталога.
|
| 1
| 3
| Записи о прочитанном: дневник чтения, отзыв.
| Обучение правилам ведения дневника. Отзыв на книгу как один из видов записи о прочитанном.
|
| 1
| 4
| Справочная литература
| Расширение знаний о справочной литературе. Виды справочных изданий по содержанию, структуре, функциональному назначению. Энциклопедии. Справочники. Словари.
|
| 1
| 5
| Периодические издания для младших подростков
| Газеты и журналы как печатные издания, отличия их от книг.
|
| 1
| 6
| Тестирование
| Проверка на усвоение материала в игровой форме
|
| 1
|
|
|
|
| 6
| 6 класс
| 1
| Выбор книг: библиографические указатели
| Библиографические указатели и списки литературы для школьников – первые помощники в выборе книг
|
| 1
| 2
| Периодические издания для младших подростков
| Газеты и журналы как печатные издания, отличия их от книг.
|
| 1
| 3
| Справочно – библиографический аппарат библиотеки
| Структура, назначение, способы использования в различных поисковых ситуациях. Алгоритм поиска
| Слайд - презентация
| 1
| 4
| Тестирование
| Проверка на усвоение материала в игровой форме
|
| 1
|
|
|
|
| 4
| 7 класс
| 1
| Книга и ее создатели. Структура книги, использование ее аппарата при чтении
| Занятие, углубляющее знание учащихся о справочном аппарате книги, развивающее навыки самостоятельной работы с книгой.
|
| 1
| 2
| Чтение как удовольствие
| Специфика чтения художественной литературы. Медленное чтение, перечитывание текста.
|
| 1
| 3
| «Мультимедиа ресурсы»
| Знакомство с электронными учебниками
|
| 1
| 4
| Естественнонаучная литература для подростков
| Основные виды и типы источников, возможности и особенности использования. Отражение литературы в систематическом каталоге и СКС.
|
| 1
| 5
| Книги по искусству
| Жанровое и тематическое разнообразие книг по искусству: биография, очерк, Монография, мемуары, альбомы
|
| 1
| 6
| Тестирование
| Проверка на усвоение материала в игровой форме
|
| 1
|
|
|
|
| 6
| 8 класс
| 1
| Методы самостоятельной работы с литературой
| Обучение методике составления плана книги, тезисов, конспекта, списка
|
| 1
| 2
| Периодические издания для старших подростков
| Газеты и журналы как печатные издания, отличия их от книг.
|
| 1
| 3
| Рецензия
| Рецензия как жанр литературоведения, виды и специфика рецензий.
|
|
| 4
| Информационные ресурсы библиотеки
| Периодические издания, энциклопедии, справочники, словари, каталоги и картотеки, рекомендательные списки
|
| 1
| 5
| Информационно-поисковая система в библиотеке
| Каталоги, картотеки, справочники, словари, энциклопедии, рекомендательные списки
|
| 1
| 6
| Тестирование
| Проверка на усвоение материала в игровой форме
|
| 1
|
|
|
|
| 6
|
|
|
| Итого 1 – 8 классы
| 36
|
Требования к уровню подготовки учащихся Программой предусматривается, чтобы к концу обучения каждый школьник:
испытывал потребность в систематическом чтении; был знаком со структурой книги;
умел определять примерное содержание книги при беглом ее просмотре;
умел самостоятельно проводить поиск и выбор литературы, используя книжные выставки, рекомендательные библиографические указатели, каталоги, картотеки, полки открытого доступа; умели составлять список книг для чтения;
научился использовать в учебных целях критическую, справочную литературу и периодические издания;
умел применять библиотечно – библиографические знания при изучении дисциплин и в процессе самообразования.
Литература:
Библиотечно- библиографические знания – школьникам. Метод. Пособие . М., «Книга», 1977г
Чулкина Г.Д. Библиотечно – библиографические и информационные знания школьникам // Шк. библиотека. – 2001 – № 1. – С. 8 – 13.
|
|
|