Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Программа клуба для старших подростков «Психологические посиделки» |
 Скачать 77.39 Kb. |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 89
ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА Г. ВОЛГОГРАДА
Программа клуба для старших подростков
«Психологические посиделки»
Разработала:
Арбузникова М.В.,
педагог-психолог
Волгоград 2013
Пояснительная записка
Дети постоянно меняются, как меняется и сама жизнь. Информационные технологии развиваются с невероятной скоростью, в свою очередь это влияет на развитие подростков. Они больше умеют, знают, чем, например, их свертсники 20 лет назад. Соответственно изменяется и их отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. Сейчас никого не удивишь, что у каждой семьи в доме есть компьютер. Подростки проводят очень много времени в Интернет, они все меньше и меньше общаются в живую со своими сверстниками.
Подростковый период – это пора достижений, наращивание в разных областях знаний и умений, становление нравственности, обретение социальной позиции, поиск и становление собственного « Я». Взаимоотношения со значимыми сверстниками становятся на этом этапе поистине лично-образующими для подростка. Неудовлетворение потребности в общении со сверстниками в своем классе приводит к поиску общения со сверстниками, которые принимают его. Результатом неблагоприятного положения детей в системе межличностных отношений является формирование определенных качеств личности, таких как высокая агрессивность, тревожность, неадекватная самооценка, индивидуалистическая направленность личности и т.д. При благоприятном положении в межличностных отношениях сохраняется позитивное воспитательное влияние коллектива, а также учителей и воспитателей, и переживается внутренний благоприятный психологический настрой, который способствует принятию влияния коллектива и взрослых и способствует гармоничному развитию личности.
Значимую роль в становлении личности старшего подростка играет взрослый. Взрослый должен быть другом подростку, но другом особым, отличным от друга - сверстника. Взрослый – друг – руководитель, задача которого - помочь подростку познать себя, оценить свои способности и возможности, найти свое место в сложном мире взрослых. Наличие взрослого друга – важнейшее условие нормального развития, правильного формирования личности ребенка в один из самых непростых периодов его жизни.
Цель работы клуба: организация пространства для личностного развития и межличностного взаимодействия старших подростков в условиях организованной деятельности социально-психологической направленности.
Задачи клуба:
Способствовать реализации познавательных и развивающих интересов старшеклассников.
Содействовать познанию учащимися себя, своих индивидуально-личностных особенностей.
Способствовать развитию рефлексивной деятельности как составляющей самосознания учащихся в процессе межличностного взаимодействия.
Оказывать личную и групповую поддержку членам кружка.
Создать психологически комфортные условия для успешной социализации личности учащихся.
Принципы деятельности клуба:
Добровольность участия.
Активность.
Конфиденциальность.
Взаимопомощь и поддержка членов клуба.
Формы работы клуба: занятия с элементами тренинга, диагностика, групповые консультации, тематические встречи.
Методы работы клуба: игра, упражнение, беседа, исследование, элементы арт-терапии, работа с метафорой, направленная визуализация, элементы телесно-ориентированной терапии.
Организация работы клуба:
Членами клуба являются учащиеся старшего подросткового возраста (15-17 лет).
Занятия проводятся согласно плану работы клуба «Психологические посиделки» 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия – 60–90 минут.
Ожидаемые результаты: развитие навыков самопознания, самоконтроля, гармонизация отношений с самим собой и окружающим миром.
Примерные темы встреч клуба:
Я и мое имя.
Я и мои границы.
Я и мои чувства.
Я и мои родители.
Я и мои друзья.
Первая любовь.
Как найти свое место в этом мире.
Как ставить цели и достигать их.
Мандала. Путь к себе.
Список литературы:
А.Г. Грецов, А.А. Азбель Узнай себя. Психологические тесты для подростков.- СПб.: Питер, 2008.
А. Лоуэн Психология тела: биоэнергетический анализ тела/Пер, с англ. С. Коледа – М.: Институт Общегуманитарных Исследований. 2006.
Воспитание лидера: секреты эффективной педагогики: тренинги с подростками, организация работы с педколлективом/ авт.-сост. Г.С. Чеснокова и др.- Волгоград: Учитель, 2009.
И.К. Семина Время чудес.-СПб.: Речь, 2013.
Н. Самоукина Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги.-М.: ИНТОР, 1997.
Практика сказкотерапии/ под ред. Н.А. Сакович.-СПб.: речь, 2007.
Развитие культуры общения в подростковой среде: программа, разработки занятий, рекомендации/ авт.-сост. О.Н. Рудякова.- Волгоград: Учитель, 2011.
Т.В. Черникова, И.В. Камышанова Возраст первой любви. Воспитание чувств: классные часы и клубные занятия для старшеклассников: методическое пособие.- М.: Глобус, 2006.
Занятие
«Я и мое имя»
Цель занятия: содействие самопознанию, самопринятию, гармонизации личностного развития старшеклассников.
Оборудование: цветные карандаши, фломастеры, акварель, гуашь, бумага разного формата.
Ход занятия:
Приветствие.
Упражнение «История моего имени».
Цель: актуализация темы.
Участникам предлагается рассказать историю своего имени:
Кто так назвал? Почему?
Что означает имя?
Были ли в семье еще люди с таким именем? Что ты о них знаешь?
Назови несколько известных личностей, которые носят твое имя. Что ты можешь о них рассказать?
Упражнение «Рисунок имени».
Цель: самопознание, принятие своего имени, самопринятие.
Участникам предлагается нарисовать свое имя. Нарисовать именно буквы своего имени.
Обсуждение после рисунка:
Что ты чувствуешь, когда видишь свой рисунок?
Как тебе твое имя?
Какого цвета твое имя? Какой формы?
Как взаимодействуют буквы между собой, как связаны? Или все сами по себе?
Есть ли какая - то форма имени, которая тебе не нравится? Почему? Кто тебя так назвал?
Какая форма имени твоя любимая? Почему?
Возможно, предложить участникам выставку рисунков имен, где каждый демонстрирует свой рисунок, рассказывает о нем. Если участники готовы выслушать обратную связь, можно предложить поделиться своими чувствами по поводу рисунков друг друга (не оценивая!), поискать сходства в рисунках.
Рефлексия:
Что нового сегодня узнали?
Что заинтересовало, удивило?
С каким настроением заканчиваете занятие?
О чем хотелось бы узнать, поговорить в следующую встречу?
Занятие
Я и мои границы.
Цель: содействие знакомству старшеклассников с границами своего личного пространства, осознаванию своих стратегий защиты границ, ознакомлению со стратегиями, помогающими формировать здоровые личностные границы.
Оборудование: текст сказки «Плетень» (И. Семина), веревки (длиной 4 метра) по количеству участников.
Ход занятия:
Приветствие
Чтение сказки И. Семиной «Плетень»
Цель: актуализация темы.
Обсуждение:
О чем эта сказка?
Что такое « личное пространство»?
Зачем необходимы границы личного пространства?
Какие стратегии защиты личного пространства вы знаете?
Упражнение «Установление личной дистанции»
Цель: исследование личностных границ.
Участникам предлагается определить каждому свою личную дистанцию.
Существует два варианта этого упражнения: индивидуальная дистанция и групповая дистанция. Групповой вариант выполняется следующим образом. Один человек стоит в центре круга. Участники держатся за руки. Они по команде центрального участника подходят ближе или отходят дальше от него, изменяя величину круга. Можно варьировать движение: медленно подходить, быстро, спиной и т.д. Когда центральный участник чувствует, что ему становится некомфортно, он говорит «стоп» — и вся группа замирает.
Индивидуальный вариант выполняется несколько иначе. К центральному участнику по очереди подходит каждый член группы. Он двигается до тех пор, пока центральный участник не скомандует «стоп», то есть пока он не почувствует дискомфорт. Движения можно варьировать, как и в групповом варианте.
Обсуждение:
● Что вы думаете о своем личном пространстве?
● Как вы понимали, где граница вашей личной дистанции?
● Как вы думаете, почему для одного человека личная граница шире, а для другого уже?
Упражнение «Когда границы нарушаются»
Цель: исследование границ во взаимоотношениях с окружающими, рефлексия собственных способов защиты свои границ и нарушения границ других людей.
Каждому участнику предлагается на полу отметить с помощью веревки свои границы. Участники сами выбирают, какого размера и формы они будут. Затем психолог, как бы ненарочно, начинает нарушать границы участников разными способами:
1. «Мне кажется, у окна вам будет комфортнее, перейдите к нему ближе».
Психолог молча переходит границы участника, поправляет веревку, выравнивает ее, кладет так, как кажется лучше ему.
2. «Посмотрите, как неровно у вас лежит веревка, какой вы невнимательный, могли бы постараться сделать аккуратнее».
3. «Ничего себе, как много пространства занимает ваша граница. Порядочный человек должен быть скромным».
4. «Давайте будем с вами вдвоем на этой территории. Нам так будет лучше. Я вижу, что без меня вам трудно».
Возможно, предложить участникам повзаимодествовать, нарушать границы друг друга. Обсуждение:
Как вы чувствовали себя, когда нарушали вашу границу?
С какой стратегией нарушения ваших границ было сложнее справиться?
Каким способом вы чаще всего нарушали границы других участников? Что при этом чувствовали?
Рефлексия:
Что нового сегодня узнали?
Что заинтересовало, удивило?
Какие выводы сделали?
С каким настроением заканчиваете занятие?
О чем хотелось бы узнать, поговорить в следующую встречу?
|
|
|