Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Программа элективного курса «Решение задач и упражнений по органической химии» |
 Скачать 83.27 Kb. |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №7
Программа элективного курса
«Решение задач и упражнений по органической химии»
10 класс
Составила учитель химии Вакенгут И.Э.
на основе программы по химии
Министерства Российской Федерации для полной средней общеобразовательной школы
г.Когалым
2013 год
Пояснительная записка Основная идея программы и ее обоснованность.
Программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 6 октября 2009 г. №373 и программы дисциплин основной образовательной программы начального общего образования. Элективный курс «Решение задач и упражнений по органической химии» предназначен для учащихся 10 класса, изучающих базовый курс органической химии. Умение решать расчётные задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления школьников, глубины усвоения ими теоретического материала. Большая загруженность программы теоретическим материалом, с одной стороны, небольшое число часов по учебному плану для изучения органической химии, с другой стороны, не позволяет систематически рассматривать количественные закономерности и закреплять полученные знания. Содержанием данного курса предусматривается решение задач и упражнений как базового уровня, так и задач повышенной сложности по органической химии. Курс носит предметно – ориентированный характер и рассчитан на 34 часа. Содержание курса поможет учащимся 10 класса получить реальный опыт решения задач.
Цель элективного курса: расширение, углубление и закрепление знаний учащихся по курсу органической химии.
Задачи курса:
способствовать сознательному усвоению программного материала;
формирование умений и навыков грамотного и рационального решения типовых задач, а также задач, повышенного уровня сложности;
формирование умений и навыков решения цепочек превращений, иллюстрирующих взаимосвязи между различными классами и группами органических веществ.
Программный материал рассчитан на 1 учебный час в неделю в 10 классе.
Настоящая программа является примерной и может быть положена в основу программы элективного курса по химии или как дополняющий материал к основному учебнику химии, позволяющее более глубоко и осмысленно изучать теоретические вопросы.
Принципы построения программы. Содержание программы разбито на темы, каждая из которых включает в себя вопросы разного уровня сложности и виды деятельности обучающихся.
Результат усвоения содержания, изучения учебного материала.
В соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников в результате
изучения химии на базовом уровне учащийся должен:
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярные издания, компьютерные базы данных, ресурсы Интернета), использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах; использовать приобретённые ЗУН в практической деятельности и повседневной жизни; критичной оценки достоверности химической информации, поступающей
После изучения данного курса учащиеся должны знать:
формулировки изученных теорий и их значение;
смысл понятий: изомерия, гомология, гибридизация электронных орбиталей, количество вещества, моль, молярная масса, молярный объем, массовая (объемная доля) компонента в смеси, концентрация раствора и способы ее выражения, выход продукта реакции, растворимость веществ;
алгоритмы решения основных типов задач;
практическую значимость производимых расчетов, области их применения;
После изучения данного курса учащиеся должны уметь:
составлять структурные формулы органических веществ, их изомеров и гомологов;
решать задачи на нахождение молекулярной формулы вещества;
анализировать условие задачи и на основе анализа составлять краткую запись ее содержания, применяя общепринятые, условные обозначения физических величин и химические формулы;
составлять алгоритмы решения задач и по ним решать задачи;
составлять план экспериментального решения расчетно-практических задач;
правильно оформлять решение задачи.
Пройдя данный курс, учащиеся смогут решать задачи по органической химии базового, а также некоторые задачи повышенного уровня сложности в соответствии с программными требованиями к выпускнику средней общеобразовательной школы.
Методы обучения: поисковый, частично – поисковый.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Система оценивания результатов освоения обучающимися содержания программы.
Контроль знаний, умений и навыков предусматривает проведение контрольных и проверочных работ, тестов. Для получения положительной отметки за курс учащийся должен посетить не менее 75% занятий, выполнить итоговые контрольные и тестовые работы по каждой теме курса.
Формы контроля знаний, умений и навыков:
предусматривает проведение контрольных и самостоятельных работ, тестов, контроль количества решенных задач, защита авторских задач. При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.д. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установлении причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнений реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).
Оценка «5»:
• в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Оценка «4»:
•в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3»:
•в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Оценка «2»:
•имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
Оценка «1»:
•отсутствие ответа на задание.
Учебно – тематический план
№
| Тема
| Кол-во
часов
| Виды деятельности
| Виды контроля
| 1
| Задачи на определение химических формул соединений
Типы задач и способы их решения.
Вывод формул по массовым долям элементов и данным для нахождения истинной молярной массы (плотности, объему газа или относительной плотности).
Расчеты с использованием понятия «моль».
Вывод формул органических веществ по общим формулам.
Вывод формул по уравнениям реакций в общем виде с применением закона сохранения массы.
|
1
2
1
2
2
|
Лекция
Практическое занятие
Практическое занятие Практическое занятие
Практическое занятие
|
Текущий контроль
Текущий контроль Текущий контроль
Текущий контроль
| 2
| Расчеты по уравнениям химических реакций
Типы задач и способы их решения
Расчеты по уравнениям химических реакций, когда один из реагентов дан в избытке
Расчеты по уравнениям химических реакций, когда один из реагентов содержит примесь
Выход химической реакции
Решение задач на смеси с помощью составления алгебраических уравнений
Комбинированные задачи
|
1
2
2
2 2
3
3
|
Лекция
Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
|
Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль
Текущий контроль
Текущий контроль
| 3
| Генетические связи между классами органических веществ
Взаимные превращения органических молекул (варианты и алгоритмы решения)
|
1
8
|
Лекция.
Решение цепочек превращений веществ
|
Текущий контроль
| 4
| Итоговое занятие
| 2
| Зачёт по решению задач
| Итоговая контрольная работа
| Итого: 34 часа
Содержание программы
Задачи на определение химических формул соединений
Расчеты по химической формуле. Вывод формул по массовым долям элементов. Вывод формул по массовым долям элементов и данным для нахождения истинной молярной массы (плотности, объему газа или относительной плотности). Вывод формул по продуктам сгорания. Вывод формул органических веществ по общим формулам. Вывод формул по известной массовой доле элемента в веществе. Вывод формул по уравнениям реакций в общем виде, если известны данные для двух веществ. Вывод формул по уравнениям реакций в общем виде с применением закона сохранения массы.
Расчеты по уравнениям химических реакций
Расчеты: массы, объема, количества вещества продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси), если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества. Расчеты по уравнения реакций. Задачи на смеси веществ. Комбинированные задачи.
Генетические связи между классами органических веществ
Реакции, подтверждающие взаимосвязь углеводородов и кислородсодержащих органических соединений. Виды цепочек: открытые, закрытые, цепочки с указанием реагента. Химические свойства важнейших классов органических веществ. Способы получения органических веществ. Специфические свойства некоторых конкретных веществ. Взаимосвязи между различными классами и группами веществ. Литература для учителя
Н.Е. Кузьменко, В.В. Ерёмин. Сборник задач и упражнений по химии, М.: Экзамен. Оникс 21 век, 2001.
Н.Е. Кузьменко, В.В. Ерёмин. Сборник задач и упражнений по хими-Москва: Экзамен, Оникс 21 век, 2001.
Г.И. Штемплер, А.И. Хохлова. Методика решения расчетных задач по химии. – М., «Просвещеение», 2001.
4. http://www.fipi.ru/view/sections/228/docs/660.html
5. http://kontren.narod.ru/ege/ege_b.htm
www.newwave.msk.ru
Литература для учащихся
Габриелян О.С. и др. Химия 10 класс. Профильный уровень – М.: Дрофа, 2011.
Габриелян О.С. и др. Химия 9 класс. – М.: Дрофа, 2011.
Н.Е. Кузьменко, . Начала химии - М.: Экзамен. Оникс 21 век, 2001.
Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы- Москва: Новая волна, 2002г.
www.newwave.msk.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://files.school-collection.edu.ru |
|
|