Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Ступени» Страна под названием зеркало


Скачать 74.65 Kb.
НазваниеОбластное государственное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Ступени» Страна под названием зеркало
Номоконова А.А
Дата02.03.2016
Размер74.65 Kb.
ТипЛитература

Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Ступени»

Страна под названием

ЗЕРКАЛО

Исследовательский проект по природоведению




Выполнил: Дашкевич Сергей,

ученик 5 класса.

Руководитель проекта: Номоконова А.А.,

учитель биологии и географии


г. Биробиджан, 2014 г.
Содержание



  1. Актуальность проекта. Цель и задачи.

  2. Из истории микроскопа

  3. Устройство микроскопа

  4. История создания зеркала

  5. Опытно-экспериментальная работа

    1. Многократное отражение

    2. «Чем чернее, тем светлее»

    3. Секрет солнечного зайчика

Заключение

Литература


Страна под названием

ЗЕРКАЛО
Актуальность проекта: В каждом доме, квартире есть зеркала.Каждый день мы смотрим в него, видим своё отражение в нём, приводим себя в порядок. Так и я, на уроке природоведения, изучая тему «Увеличительные приборы» увидел зеркало в устройстве микроскопа и глядя на него, призадумался: как давно человек придумал зеркало, какие виды зеркал есть, какие опыты можно провести с зеркалами и для чего зеркало используется в микроскопе?
Цель проекта: познакомится со свойствами плоских зеркл, используемых в увеличительных приборах ( на примере микроскопа).
Задачи проекта:

  1. Проанализировать научную литературу по теме проекта.

  2. Изучить теорию построения изображений в плоском зеркале.

  3. Разработать и воспроизвести физические опыты с плоскими зеркалами.


Методы исследования:

  • теоретический анализ;

  • эксперимент;

  • наблюдение.


Объект исследования: плоское зеркало



В рассказе Василия Шукшина «Микроскоп» деревенский столяр Андрей Ерин купил на «заныканую» от жены зарплату мечту всей своей жизни – микроскоп – и поставил своей целью найти способ извести на земле всех микробов, поскольку искренне считал, что, не будь их, человек мог бы жить более ста пятидесяти лет. И только досадное недоразумение помешало ему в этом благородном деле. Для людей многих профессий микроскоп - это необходимое оборудование, без которого выполнение многих исследований и технологических операций просто невозможно. Ну а в «домашних» условиях этот оптический прибор позволяет всем желающим расширить границы своих возможностей, заглянув в «микрокосмос» и исследовав его обитателей.

Первый микроскоп был сконструирован отнюдь не профессиональным ученым, а «любителем», торговцем мануфактурой Антони Ван Левенгуком, жившим в Голландии в XVII веке. Именно этот пытливый самоучка первым взглянул через сделанный им самим прибор на капельку воды и увидел тысячи мельчайших существ, названных им латинским словом animalculus («маленькие звери»). За свою жизнь Левенгук успел описать более двухсот видов «зверушек», а изучая тонкие срезы мяса, фруктов и овощей, он открыл клеточную структуру живой ткани. За заслуги перед наукой Левенгук в 1680 году был избран действительным членом Королевского общества, а чуть позже стал академиком и Французской Академии наук. Микроскопы Левенгука, которых за свою жизнь он собственноручно изготовил более трех сотен, представляли собой небольшую, величиной с горошину, сферическую линзу, вставленную в оправу. Микроскопы имели предметный столик, положение которого относительно линзы можно было настраивать с помощью винта, а вот подставки или штатива у этих оптических приборов не было – их нужно было держать в руках. С точки зрения сегодняшней оптики, прибор, который называется «микроскопом Левенгука», является не микроскопом, а очень сильной лупой, поскольку его оптическая часть состоит только из одной линзы.

С течением времени устройство микроскопа заметно эволюционировало, появились микроскопы нового типа, были усовершенствованы методы исследования. Однако работа с любительским микроскопом и по сей день сулит немало интересных открытий и взрослым, и детям.

В этом учебном году на уроках природоведения я познакомился с увеличительными приборами — лупой, биноклем, телескопом и с микроскопом.

Микроскоп – это оптический прибор, предназначенный для исследования увеличенных изображений микрообъектов, которые не видны невооруженным глазом. Основными частями светового микроскопа являются объектив и окуляр, заключенные в цилиндрический корпус – тубус. Большинство моделей, предназначенных для биологических исследований, имеют в комплекте три объектива с разными фокусными расстояниями и поворотный механизм, предназначенный для их быстрой смены – турель, часто называемую револьверной головкой. Тубус располагается на верхней части массивного штатива, включающего тубусодержатель. Чуть ниже объектива находится предметный столик, на который устанавливаются предметные стекла с исследуемыми образцами. Резкость регулируется с помощью винта грубой и точной настройки, который позволяет изменять положение предметного столика относительно объектива.

Когда я знакомился с устройством микроскопа, то меня удивило присутствие в нем зеркала. И я задал вопрос учителю: а что здесь делает зеркало и для чего оно предназначено? Анна Александровна предложила мне рассмотреть микропрепарат кожицы лука. Мы вместе привели в рабочее положение оптический прибор, но в окуляре было темно как ночью. Анна Александровна предложила перевернуть зеркало микроскопа отражающей частью и совершилось чудо — в окуляре появился свет и при наведении резкости я смог рассмотреть микропрепарат. Так я нашел ответ на поставленный мною вопрос: для чего необходимо зеркало в микроскопе? Оказывается, для того чтобы исследуемый образец имел достаточную для комфортного наблюдения яркость, микроскопы снабжаются зеркалом, которое улавливает солнечный свет. Зеркало создает поток света в отверстие предметного столика и исследуемый препарат освещается.







Вот так началось мое первое путешествие в страну под названием «Зеркало» , но на этом оно не закончилось, потому что у меня возникли еще вопросы о зеркалах. Чтобы узнать как появилось зеркало я и мой учитель природоведения Номоконова А.А. спросили у взрослых (учителей, родителей учащихся Центра), изучили информацию Интернета, а так же взяли интервью у учащихся Центра в котором они попробовали ответить на следующие вопросы:

  1. Для чего нужны зеркала людям?

  2. Где их можно встретить?

  3. Где их можно приобрести?

  4. Кто их делает?

  5. Из чего их делают?

  6. Давно ли они появились?

  7. Какие бывают зеркала?

И что же мы узнали?

1. Что самым первым зеркалом была … лужа. В одном из древнегреческих мифов, рассказывается о Нарциссе, который часами лежал на берегу озера, любуясь своим отражением.

2. Прошло время и люди научились полировать металл и стали видеть свое отражение. Наверно, теперь можно только спорить о том, где и когда было изготовлено первое зеркало. Уже за 8 000 лет до н.э. в Месопотамии существовали бронзовые зеркала. При раскопках найдены металлические зеркала в Египте, датируемые 3 000 годами до н.э. Самые древние зеркала, найденные при раскопках, были из блестящего обсидана, пирита или металла. Позже шлифовать стали серебряные и золотые диски. Известно, что пользовались ими и в Древней Греции, и в Древнем Риме. Изображение в серебряном зеркале было довольно ясное и отчетливое. Но серебро от времени тоже тускнеет. К тому же серебряное или золотое зеркало стоило, конечно, очень дорого.

3. Потом человек начал изготавливать маленькие зеркала. Вопрос: зачем? Ответ прост: чтобы носить с собой.

4. В наше время, зеркало есть в каждой квартире: в прихожей, в ванной комнате, в гостиной, в спальне. Зеркало стало украшением помещений.

5. Сегодня зеркала можно купить в любом городе РФ и за рубежом в специализированных магазинах или сделать на заказ.

Путешествуя по стране под названием «Зеркало» я провел опытно - экспериментальную работу с плоским зеркалом:

Опыт №1: Многократное отражение.

  1. Скрепим скотчем с обратной стороны зеркала так, чтобы получилась книжка.

  2. Поставим зажженную свечу в центр транспортира.

  3. Расположим зеркала на транспортире так, чтобы они образовывали угол в 180 градусов.

  4. Наблюдаем одно отражение свечи в зеркалах.

  5. Уменьшаем угол между зеркалами.

  6. Наблюдаем при уменьшении угла между зеркалами увеличение количества отражений свечей в них.



Результат: с уменьшением угла между зеркалами, увеличивается количество отражений свечи в них.
Опыт № 2: «Чем чернее, тем светлее».

  1. Возьмите блестящую ложку.

  2. Закоптите ложку над пламенем свечи, почернее. Теперь ложка ничего не отражает. Копоть поглощает все лучи.

  3. Опустите ложку в стакан с водой.



Результат: ложка заблестела в воде. После того как мы её вынимаем, она черна по-прежнему.

Объяснение результата: частички копоти плохо смачиваются водой, поэтому вокруг закопчённой ложки образуется как бы плёнка, которая отражает свет, как зеркало.
Опыт № 3: Секрет солнечного зайчика.

  1. Поставьте лампу на стул, так чтобы лампочка была на одном уровне с крышкой стола. Расстояние от лампы до стола 1,5 — 2 метра.

  2. Положите на стол чистый лист бумаги, а на край стола поставьте расческу.Включите лампу и вы увидите на бумаге тонкие пучки света. Поставьте на бумагу за расческой зеркало, по столу пойдут отраженные лучи.

  3. Осторожно поверните зеркало.

Результат: отраженные лучи поворачиваются, но на много быстрее.

Объяснение: если зеркало поставить под углом 45 к падающим лучам, то отраженные лучи отклоняются на 90. Поэтому солнечный зайчик так быстро прыгает.
Наша работа над проектом не является завершенной. В дальнейшем я хотел бы больше узнать о плоских и неплоских (сферических) зеркалах на уроках физики, чтобы продемонстрировать работу «кривых зеркал» во время внеклассных мероприятий.


Литература:


  1. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. М. Просвещение, 1995.

  2. Максутов Д. Д.Астрономическая оптика. Москва —Ленинград, 1946.

  3. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. М.: Дрофа, 2011.

  4. Перельман Л.И. Занимательная физика. М. Наука, 1983.