Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Ступени» Страна под названием зеркало |
 Скачать 74.65 Kb. |
Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Ступени»
Страна под названием
ЗЕРКАЛО
Исследовательский проект по природоведению
Выполнил: Дашкевич Сергей,
ученик 5 класса.
Руководитель проекта: Номоконова А.А.,
учитель биологии и географии
г. Биробиджан, 2014 г. Содержание
Актуальность проекта. Цель и задачи.
Из истории микроскопа
Устройство микроскопа
История создания зеркала
Опытно-экспериментальная работа
Многократное отражение
«Чем чернее, тем светлее»
Секрет солнечного зайчика
Заключение
Литература
Страна под названием
ЗЕРКАЛО Актуальность проекта: В каждом доме, квартире есть зеркала.Каждый день мы смотрим в него, видим своё отражение в нём, приводим себя в порядок. Так и я, на уроке природоведения, изучая тему «Увеличительные приборы» увидел зеркало в устройстве микроскопа и глядя на него, призадумался: как давно человек придумал зеркало, какие виды зеркал есть, какие опыты можно провести с зеркалами и для чего зеркало используется в микроскопе? Цель проекта: познакомится со свойствами плоских зеркл, используемых в увеличительных приборах ( на примере микроскопа). Задачи проекта:
Проанализировать научную литературу по теме проекта.
Изучить теорию построения изображений в плоском зеркале.
Разработать и воспроизвести физические опыты с плоскими зеркалами.
Методы исследования:
теоретический анализ;
эксперимент;
наблюдение.
Объект исследования: плоское зеркало
В рассказе Василия Шукшина «Микроскоп» деревенский столяр Андрей Ерин купил на «заныканую» от жены зарплату мечту всей своей жизни – микроскоп – и поставил своей целью найти способ извести на земле всех микробов, поскольку искренне считал, что, не будь их, человек мог бы жить более ста пятидесяти лет. И только досадное недоразумение помешало ему в этом благородном деле. Для людей многих профессий микроскоп - это необходимое оборудование, без которого выполнение многих исследований и технологических операций просто невозможно. Ну а в «домашних» условиях этот оптический прибор позволяет всем желающим расширить границы своих возможностей, заглянув в «микрокосмос» и исследовав его обитателей.
Первый микроскоп был сконструирован отнюдь не профессиональным ученым, а «любителем», торговцем мануфактурой Антони Ван Левенгуком, жившим в Голландии в XVII веке. Именно этот пытливый самоучка первым взглянул через сделанный им самим прибор на капельку воды и увидел тысячи мельчайших существ, названных им латинским словом animalculus («маленькие звери»). За свою жизнь Левенгук успел описать более двухсот видов «зверушек», а изучая тонкие срезы мяса, фруктов и овощей, он открыл клеточную структуру живой ткани. За заслуги перед наукой Левенгук в 1680 году был избран действительным членом Королевского общества, а чуть позже стал академиком и Французской Академии наук. Микроскопы Левенгука, которых за свою жизнь он собственноручно изготовил более трех сотен, представляли собой небольшую, величиной с горошину, сферическую линзу, вставленную в оправу. Микроскопы имели предметный столик, положение которого относительно линзы можно было настраивать с помощью винта, а вот подставки или штатива у этих оптических приборов не было – их нужно было держать в руках. С точки зрения сегодняшней оптики, прибор, который называется «микроскопом Левенгука», является не микроскопом, а очень сильной лупой, поскольку его оптическая часть состоит только из одной линзы.
С течением времени устройство микроскопа заметно эволюционировало, появились микроскопы нового типа, были усовершенствованы методы исследования. Однако работа с любительским микроскопом и по сей день сулит немало интересных открытий и взрослым, и детям.
В этом учебном году на уроках природоведения я познакомился с увеличительными приборами — лупой, биноклем, телескопом и с микроскопом.
Микроскоп – это оптический прибор, предназначенный для исследования увеличенных изображений микрообъектов, которые не видны невооруженным глазом. Основными частями светового микроскопа являются объектив и окуляр, заключенные в цилиндрический корпус – тубус. Большинство моделей, предназначенных для биологических исследований, имеют в комплекте три объектива с разными фокусными расстояниями и поворотный механизм, предназначенный для их быстрой смены – турель, часто называемую револьверной головкой. Тубус располагается на верхней части массивного штатива, включающего тубусодержатель. Чуть ниже объектива находится предметный столик, на который устанавливаются предметные стекла с исследуемыми образцами. Резкость регулируется с помощью винта грубой и точной настройки, который позволяет изменять положение предметного столика относительно объектива.
Когда я знакомился с устройством микроскопа, то меня удивило присутствие в нем зеркала. И я задал вопрос учителю: а что здесь делает зеркало и для чего оно предназначено? Анна Александровна предложила мне рассмотреть микропрепарат кожицы лука. Мы вместе привели в рабочее положение оптический прибор, но в окуляре было темно как ночью. Анна Александровна предложила перевернуть зеркало микроскопа отражающей частью и совершилось чудо — в окуляре появился свет и при наведении резкости я смог рассмотреть микропрепарат. Так я нашел ответ на поставленный мною вопрос: для чего необходимо зеркало в микроскопе? Оказывается, для того чтобы исследуемый образец имел достаточную для комфортного наблюдения яркость, микроскопы снабжаются зеркалом, которое улавливает солнечный свет. Зеркало создает поток света в отверстие предметного столика и исследуемый препарат освещается.
Вот так началось мое первое путешествие в страну под названием «Зеркало» , но на этом оно не закончилось, потому что у меня возникли еще вопросы о зеркалах. Чтобы узнать как появилось зеркало я и мой учитель природоведения Номоконова А.А. спросили у взрослых (учителей, родителей учащихся Центра), изучили информацию Интернета, а так же взяли интервью у учащихся Центра в котором они попробовали ответить на следующие вопросы:
Для чего нужны зеркала людям?
Где их можно встретить?
Где их можно приобрести?
Кто их делает?
Из чего их делают?
Давно ли они появились?
Какие бывают зеркала?
И что же мы узнали?
1. Что самым первым зеркалом была … лужа. В одном из древнегреческих мифов, рассказывается о Нарциссе, который часами лежал на берегу озера, любуясь своим отражением.
2. Прошло время и люди научились полировать металл и стали видеть свое отражение. Наверно, теперь можно только спорить о том, где и когда было изготовлено первое зеркало. Уже за 8 000 лет до н.э. в Месопотамии существовали бронзовые зеркала. При раскопках найдены металлические зеркала в Египте, датируемые 3 000 годами до н.э. Самые древние зеркала, найденные при раскопках, были из блестящего обсидана, пирита или металла. Позже шлифовать стали серебряные и золотые диски. Известно, что пользовались ими и в Древней Греции, и в Древнем Риме. Изображение в серебряном зеркале было довольно ясное и отчетливое. Но серебро от времени тоже тускнеет. К тому же серебряное или золотое зеркало стоило, конечно, очень дорого.
3. Потом человек начал изготавливать маленькие зеркала. Вопрос: зачем? Ответ прост: чтобы носить с собой.
4. В наше время, зеркало есть в каждой квартире: в прихожей, в ванной комнате, в гостиной, в спальне. Зеркало стало украшением помещений.
5. Сегодня зеркала можно купить в любом городе РФ и за рубежом в специализированных магазинах или сделать на заказ.
Путешествуя по стране под названием «Зеркало» я провел опытно - экспериментальную работу с плоским зеркалом:
Опыт №1: Многократное отражение.
Скрепим скотчем с обратной стороны зеркала так, чтобы получилась книжка.
Поставим зажженную свечу в центр транспортира.
Расположим зеркала на транспортире так, чтобы они образовывали угол в 180 градусов.
Наблюдаем одно отражение свечи в зеркалах.
Уменьшаем угол между зеркалами.
Наблюдаем при уменьшении угла между зеркалами увеличение количества отражений свечей в них.
Результат: с уменьшением угла между зеркалами, увеличивается количество отражений свечи в них. Опыт № 2: «Чем чернее, тем светлее».
Возьмите блестящую ложку.
Закоптите ложку над пламенем свечи, почернее. Теперь ложка ничего не отражает. Копоть поглощает все лучи.
Опустите ложку в стакан с водой.
Результат: ложка заблестела в воде. После того как мы её вынимаем, она черна по-прежнему.
Объяснение результата: частички копоти плохо смачиваются водой, поэтому вокруг закопчённой ложки образуется как бы плёнка, которая отражает свет, как зеркало. Опыт № 3: Секрет солнечного зайчика.
Поставьте лампу на стул, так чтобы лампочка была на одном уровне с крышкой стола. Расстояние от лампы до стола 1,5 — 2 метра.
Положите на стол чистый лист бумаги, а на край стола поставьте расческу.Включите лампу и вы увидите на бумаге тонкие пучки света. Поставьте на бумагу за расческой зеркало, по столу пойдут отраженные лучи.
Осторожно поверните зеркало.
Результат: отраженные лучи поворачиваются, но на много быстрее.
Объяснение: если зеркало поставить под углом 45 к падающим лучам, то отраженные лучи отклоняются на 90. Поэтому солнечный зайчик так быстро прыгает. Наша работа над проектом не является завершенной. В дальнейшем я хотел бы больше узнать о плоских и неплоских (сферических) зеркалах на уроках физики, чтобы продемонстрировать работу «кривых зеркал» во время внеклассных мероприятий.
Литература:
Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. М. Просвещение, 1995.
Максутов Д. Д.Астрономическая оптика. Москва —Ленинград, 1946.
Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. М.: Дрофа, 2011.
Перельман Л.И. Занимательная физика. М. Наука, 1983.
|
|
|